Василий Михайлов – с 1776 года (из запрещенных священников). С 1831 года: Иван Драницын – (1793–1835 г.). Сергий Прозоров – (1817–1836 г.). Иван Папоротский – (1831–1864 г.). Семен Перов – (1835–1837 г.). Иван Колосов – (1836–1860 г.) умер в 1864 году. Стефан Воробьев – (1838–1839 г.). Александр Леонтьев – (1839–1856 г.). Андрей Чужбовский – (1856–1865 г.). Лев Георгиевский – студент новгородской семинарии; в 1860 году определен дьячком на Большую Охту; ныне диакон Благовещенской церкви на Васильевском острове. Яков Ужинский (1861–1877 г.), – отсюда переведен к Песковской Рождественской церкви. Федор Троицкий – из окончивших курс в новгородской семинарии – (1865–69 г.). Арсений Вешняков – (1865–1868 г.). Владимир Карпин – в 1866 году рукоположен в диакона к Выборгскому собору; в 1869 году переведен к Большеохтенской церкви, с оставлением на причетнической вакансии, где и умер в 1876 году. Матфий Высочанский – (1876–1882 г.) из диаконов гезовского уезда, на причетнической вакансии. В настоящее время причт составляют: Священник Измаил Спасский – кандидат с.-петербургской академии; в 1859 году наставник Тверской семинарии, в 1861 году александроневского училища и в 1864 году рукоположен во священника к сей церкви. Священник Дмитрий Муретов – кандидат здешней академии; в 1865 году, посвящен во диакона к Единоверческой Дмитриевской церкви, а в 1876 году – во священника к сей церкви. Священник Флор Малиновский – кандидат здешней академии; в 1873 году – преподаватель олонецкой семинарии; в 1875 году рукоположен во священника к церкви при больнице св. Ольги и определен законоучителем Александро-Невского училища, и в 1880 году перемещен священником к сей церкви. Состоит членом общества распространения просвещения в духе православной церкви и говорит в местной церкви прихожанам вне-богослужебные беседы. Протоиерей Иоанн Братолюбов – студент здешней семинарии; в 1845 году рукоположен во священника в Щирский погост, лугского уезда; в 1867 году перемещен священником к церкви при исправительной тюрьме; в 1881 году дозволено ему временно совершать богослужение при Большеохтенском кладбище до воспоследования указа святейшего синода о закрытии сего кладбища. Он вместе с священником Малиновским участвует во вне-богослужебных беседах с прихожанам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Никанор Бровкович 1876–1883. Дионисий Хитров 1883–1896. Иустин Полянский 1896–1900. Антоний Храповицкий 1900–1902. Климент Верниковский 1902–1903. Христофор Смирнов 1908–1908. Нафанаил Троицкий 1908. Финляндская 59 Кафедра в Выборге Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892–1898. Николай Налимов 1899–1905. Сергий Страгородский 1905. Харьковская, учр. в 1799 г. Кафедра в Харькове Епископы Слободско-Украинские и Харьковские (до 1836 г.): Христофор Сулима 1799–1813. Аполлос Терешкевич 1813–1817. Павел Саббатовский 1817–1826. Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832. Иннокентий Александров 1832–1835. Епископы и Архиепископы Харьковские и Ахтырские (с 1836): Мелетий Леонтович 1835–1840. Архп. Смарагд Крыжановкий 1840–1841. Архп. Иннокентий Борисов 1842–1848. Архи. с 1845. Елпидифор Бенедиктов 1848. Филарет Гумилевский 1848–1859. Архп. с 1857. Макарий Булгаков 1850–1868. Архп. с 1862. Нектарий Надеждин 1869–1874. Архп. Савва Тихомиров 1874–1879. Иустин Охотин 1879–1882. Амвросий Ключарев 1882–1901. Архп. с 1886. Флавиан Городецкий 1901–1903. Архп. Арсений Брянцев 1903. Архп. Сумское викариатство, учр. в 1866 г. Епископы (в Харькове): Герман Осецкий 1867–1872. Вениамин Платонов 1872–1883. Геннадий Левицкий 1883–1886. Петр Лосев 1887–1889. Владимир Шимкович 1890–1892. Иоанн Кратиров 1893–1895. Петр Другов 1895–1899. Иннокентий Беляев 1899–1901. Стефан Архангельский 1902–1904. Алексий Дородницын 1904–1905. Евгений Бережков 1905–1909. Василий Богоявленский 1909–1911. Феодор Лебедев 1911. Херсонская, учр. в 1837 г. Кафедра в Одессе Архиепископы Херсонские и Таврические (до 1859 г.): Гавриил Розанов 1837–1848. Иннокентий Борисов 1848–1857. Херсонские и Одесские (с 1859 г.): Димитрий Муретов 1857–1874. Леонтий Лебединский 1874–1875. Иоанникий Горский 1875–1877. Платон Городецкий 1877–1882. Димитрий Муретов (вторично) 1882–1883. Никанор Бровкович 1883–1890. Еп. до 1886. Сергий Ляпидевский 1891–1893. Иустин Охотин 1893–1905. Димитрий Ковальницкий 1905. Новомиргородское викариатство. учр. в 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Патримонио (Patrimonio Salvator; 1849-?) – французский консул в Иерусалиме в 1873–1881 гг. 356 Фр. ‘посол Республики – старшей дочери Церкви’. («Старшей дочерью Католической Церкви» называли Францию). 359 Никифор – митрополит Севастийский, позже Петро-Аравийский. Епитроп патриаршего престола. Друг и помощник Антонина. Жил в Горнем, в доме своей герондиссы, монахини Марии (Гладкой). Освятил храм в Горнем (30 марта 1883 г.). 361 Иерофей I (ок. 1815–1882) – Патриарх Иерусалимский (с 5 мая 1875). Грек по происхождению, Настоятель Святогробского подворья в Смирне (Измире). На момент избрания в патриархи состоял в сане архимандрита. 362 Лермонтов Сергей Дмитриевич (?–1889) – член-учредитель Православного Палестинского Общества (1882), помощник Секретаря ППО (1884); казначей Общества (1884–1889). Паломник в Иерусалиме в 1880 г. 363 Нелидов Александр Иванович (1835–1910) – дипломат. Окончил Кишиневскую гимназию с золотой медалью. Окончил факультет восточных языков и юридический факультет Санкт- Петербургского университета с золотой медалью. С ноября 1855 в Азиатском департаменте МИД. Младший секретарь миссии в Греции (1856–1861), в Болгарии (1861–1864, старший секретарь 1864–1869). Старший секретарь посольства в Вене (1869–1874). Советник посольства в Константинополе (1874–1877). С 1882 – управляющий посольством в Константинополе, а с 15 июля 1883 – посол в Константинополе. Создатель Русского Археологического Института в Константинополе (1894). С 1897 – посол в Риме, с 1903 – посол в Париже. 364 Максимов Виктор Александрович – дипломат, востоковед. Окончил С.-Петербургский университет (1859). Был командирован в Турцию для изучения языка (1863–1866). Преподаватель университета (1867). Переведен на службу в МИД и направлен в Константинопольское посольство (1867). Управляющий консульством в Иерусалиме (сентябрь 1883 – февраль 1884), консул в Трапезунде (1884–1887), консул в Иерусалиме (1889–1891). 365 Никодим (в миру Николай; ум. 1910) – Патриарх Иерусалимский (1883–1890). Архимандрит, драгоман Иерусалимской Патриархии (1873–1874), настоятель Иерусалимского подворья в Москве (1877–1883); с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

In 1915, Bishop Varnava sent a telegram to Tsar Nicholas II asking permission to glorify Metropolitan John, but the response was confusing. On 27 Aug 1914, Bishop Varnava led a prayer service at Metropolitan John’s tomb; the troparion to Saint John Chrysostom was sung, with the refrain, “Holy Father John, pray to God for us.” At the dismissal, the name of John of Tobolsk was mentioned, and this became a practice of Bishop Varnava in the following days. The incident was made known to the Holy Synod, and Bishop Varnava was summoned to Petrograd, where he was told that his conduct had been out of order, and was told also to remain in Petrograd. Bishop Varnava ignored this order, and returned to Tobolsk. Some of the members of the Holy Synod were outraged by the behavior of Bishop Varnava. However, Tsar Nicholas II sent Archbishop Tikhon (Bellavin, +1925, later Patriarch) to again inspect the remains of Metropolitan John, and look at the reports of his intercession. Upon a favorable report from Archbishop Tikhon, on 20 Jan 1916, Tsar Nicholas II informed the Holy Synod that it was his wish to glorify Metropolitan John of Tobolsk. The Holy Synod then ordered that the Glorification take place on 10 Jun 1916. On 10 Jun 1916, the Metropolitan John (Maximovich) of Tobolsk and Siberia was glorified as a Saint of the Holy Church in celebrations at the Tobolsk Sophia-Dormition Cathedral. The Glorification services were concelebrated by thirteen hierarchs, presided over by Saint Makary (Nevsky, 1835-1924), Metropolitan of Moscow and Kolomna. Concelebrating with Metropolitan Makary were: Bishop Varnava (Nakropin, 1859-1924) of Tobolsk & Siberia; Archbishop Ioann (Smirnov, 1857-1918) of Irkutsk & Verkholensk; Bishop Anatoly (Kamensky, 1853-1925) of Tomsk & Altai; Bishop Evsevy (Grozdov, 1866-1930) of Pskov & Porkhov; Bishop Mefody (Gerasimov, 1856-1931) of Orenburg, later ROCOR’s Metropolitan of Harbin; Bishop Melety (Zaborovsky, 1869-1946) of Transbaikal, also later ROCOR’s Metropolitan of Harbin, succeeding Metropolitan Mefody; Bishop Nikon (Bessonov, 1868-1919) of Yenisei & Krasonyarsk; Bishop Seraphim (Alexandrov, 1867-1937, later Metropolitan of Kazan) of Chelyabinsk; Bishop Seraphim (Golubyatnikov, 1856-1921) of Ekaterinburg & Irbit; Bishop Sylvester (Olshevsky, 1860-1920; later Head of the Provisional Supreme Church Authority in Siberia) of Omsk & Pavlodar; Bishop Varsonofy (Vivelin, 1864-1934) of Kargopol; and Bishop Veniamin (Kazansky, 1873-1922) of Gdov, later Metropolitan of Petrograd and New Hieromartyr of Russia.

http://pravoslavie.ru/64878.html

В 1681 г. братия монастыря переселилась в Мещовск и управляла этим монастырем до 1764 г. См. Георгиевский мон. в гор. Мещовске. 764. Гербовецкий или Горбовецкий – Успенский, мужской, общежительный (с 1813 г.), Бессарабской губ., Оргеевского у., в 40 вер. к зап. от Оргеева, на лев. берегу верховьев р. Икеля. Основан в половине XVII ст. бежавшими от унии из Бершадского (Подольск. губ.) мон. иноками, начальником коих был Иоанникий Горбатый. Потом он, вероятно, был в запустении, и возобновлен в 1730 г. Молдавским боярином Конст. Карпузом. В церкви во имя Успения, построенной в 1816 г., находится особенно чтимая икона Божией Матери, именуемая Гербовецкою, которая ежегодно приносится в Кишинев к дню Покрова Богородицы. В 1869 г. разрешен крестный ход в Шабский м-рь. При м-ре учреждена школа с приютом для 10 сирот. В 1867 г. в м-ре жил на покое архиеп. Могилевский и Мстиславский Анатолий. Защук, “Бессараб. обл.», II, 219; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1869 г., 118 (учр. кр. хода); 1877 г., 24 (участие в Турец. войне); 1884 г., 235 (школа). 765. Глинская – Рождество – Богородицкая, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Курской губ., Путивльского у., в 36 вер. к сев. от Путивля, на правом берегу рч. Обесты, недалеко от впадения ее в р. Клевень. Основана в XVII ст. Молчанским-Печерским монастырем, и Петром I в составе Крупецкой волости подарена гетману Мазепе, который предоставил ее в заведование Киевской епархии. В 1736 г. она опять возвращена Молчанскому-Печерскому мон., и наконец, получила независимое управление. Н. Сомойлов, “Ист. опис. Глинской-Богород. пуст., состоящей в Курской губ., в Путивл. у.», СПб., 1835 г., в 2 частях; “Игум. Филарет, настоятель Глинск.-Богор. пустыни», СПб., 1856 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 696; Ратшин, 169; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г.; I, 190; “Опис. монаст.», 1817 г., 32; Ларионов, “Опис. Курск. намест.», 128; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1854 г., 12 (увелич. штата иноков 11 лицами); 1860 г., 12 (пожертв. дом с усадьб.); 1861 г., 21 (надел. лесом 100 десят.); “Курск.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кроме вышеописанной церкви в приходе существует другая деревянная же (холодная) церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. времени построения этой церкви сведений нет; но антиминс для нее священнодействован 15 мая 1706 г. Первоначально она построена была на самом берегу р. Вонги, имела вид креста и была одноглавой; шатер и глава были чешуйчатые. В виду угрожавшей опасности от ежегодно подмываемого и уносимого берега она была перенесена на другое более безопасное место, как полагают около 1750 г. В 1820 г. вышеозначенная церковь была поправлена и перекрыта без изменения внешнего вида, а над папертью ее пристроена восьмигранная колокольня, завершавшаяся восьмигранным чешуйчатым шатром. В таком виде церковь и колокольня стояли до 1883 г. когда паперть и колокольня были разобраны, а вместо них пристроено крыльцо, крытое на два ската. В настоящее же время эта церковь имеет вид восьмиугольника, с выдающимся на восток квадратнымь алтарем. Над самой церковью возвышается восьмиугольный шатер с одной чешуйчатой главой. Крыша алтаря на два ската также чешуйчатая. Престол в ней один во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Иконостас четырех-ярусный; иконы древние самого простого письма. Утварью, ризницей и богослужебными книгами оба храма достаточны. В их владении имеются 3 десят. 557½ саж. пахотной и сенокосной земли и два озера, с коих выручается по последним контрактам 81 р. 82 к. ежегодно; кружечно-кошелькового сбора бывает от 25 до ЗО р.; свеч продается свыше 3-х пудов. Причт, состоящий из священника и псаломщика, проживает в двух общественных домах и получает жалованья 186 р. 20 к., дохода до 85 р. и проценты с капитала в 200 руб. Из бывших приходских священников по памятной книге известны следующие: 1) Василий Федоров в 1733 г., 2) Иоанн Гоголев 1764 — 1770 г., 3) Василий Алексеев Кокорев с 1781 до 1783 г., 4) Алексий Петров Мишуков с 1783 по 7 февр. 1821 г., 5) Фока Алексеев Мишуков с 1821 по 16 янв. 1834 г., 6) Виктор Иерофеев Постников с 10 дек. 1835 до 1842 г., 7) Федор Иванов Ильин с 1842 до 12 апр. 1847 г., 8) Александр Леонтьевский до 1849 г., 9) Александр Павлов до 1852 г., 10) Иоанн Стефанов Терентьев с янв. 1852 до ноября 1853 г., 11) Алексий Ежов с апр. 1854 до окт. 1856 г., 12) Иоанн Самуилов Келарев до конца 1859 г., 13) Александр Гаврилов Мухин с 13 февр. 1860 по 1867 г., 14) Александр Зуев до сент. 1869 г., 15) Иоанн Александров Титов с 24 сент. 1869 г. до 1875 г. и 16) Василий Иванов Аристов с 13 марта 1875 до 1886 г.

http://sobory.ru/article/?object=57205

56 . Из воспоминаний покойного Филарета, митр. Московского. М., 1868 и Прав. обозрен., 1868, август. 57 . Келейный дневник Московского митр. Филарета (Моск. Церк. вед., 1908, с. 68–69, 88–90, 145–147, 169–172, 226–227, 292–293, 445–446, 463–465, 495, 533–534, 556–558, 575–577; 415–416). 58 . Наставление митр. Филарета наставникам приходских сельских школ (22 сентября 1843 г.). Чтен. в об. любит. дух. просвещ., 1869, кн. VI, с. 54–55. 59 . Объяснение митр. Филарета, почему храмовой праздник Воскресения Христова бывает 13 сентября, а не в день Пасхи, и отчего праздник 13 сентября носит название Славущего Воскресения (Странник, 1909, т. II, ч. 1, с. 646–647). 60 . О древних рукописях и о изборнике Святослава, 1835 г. 61 . Ответы на несколько возражений против православной церкви (Приб. к Ц. В., 1897, 17, с. 602–612). 62 . Ответ митр. Филарета на письмо А.Д. (12 января 1844 г.) (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. V, с. 145–149). 63 . Правила благоустройства монашеских братств в Москве (Составлены митр. Филаретом в 1852 г. и с 1853 г., по утверждению Св. Синодом, введены в действие в Московских епархиальных монастырях). 64 . Предписание митр. Филарета московскому духовенству: Пред перенесением тела в Бозе почившего имп. Александра I (28 января 1826 г.), с. 60. Перед коронованием имп. Александр II (16 августа 1856 г.), с. 61–62. По случаю спасения жизни гос. имп. Александра II (15 марта 1867 г.), с. 63–64 (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 60–64). 65 . Речь высокопреосвящ. Филарета, митр. Московского в день (5 августа) совершившегося 50-летия его священно-начальственного служения, 66 . прочтенная преосвящ. Леонидом пред собранием приветствовавших его Высокопреосвященство (Душеп. чтен., 1867, ч. II, июль-август, с. 300–302). 67 . Святейшему Правительствующему Синоду от Филарета, митр. Московского донесение (Января 7, 1865 г.). (Моск. Церк. вед., 1906, 23, с. 125–126). 68 . Слово по освящении храма св. равноапостольной Марии Магдалины в Градской больнице, июля 22 дня 1833 г., говоренное синодальным членом Филаретом, митр. Московским (Христ. чтен., 1836, ч. IV, с. 197–210).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Собор Благовещения в Мещовске. Кон. 20-х — 50-е гг. XIX в. Фотография. 2004 г. Собор Благовещения в Мещовске. Кон. 20-х — 50-е гг. XIX в. Фотография. 2004 г. В архитектуре К. и Б. е., как и в зодчестве всей империи, 2-я треть XIX в. явилась переходной от традиций классицизма к формам историзма и эклектики. Масштабы строительства уменьшились: в 30-50-х гг. XIX в. было построено ок. 60 новых каменных храмов (многие не сохр.). Возводились церкви в формах позднего классицизма: Спасская (1839) в с. Утешеве (Бабынинский р-н), Никольская (1835-1856) в дер. Боболи, Боголюбской иконы Божией Матери (1836) в с. Юрьевском (обе в Малоярославецком р-не), Успения (1835-1855) в с. Фролове (Сухиничский р-н), Смоленской иконы Божией Матери (1850) в с. Павлинове (Спас-Деменский р-н). Одной из наиболее значительных построек этого времени стал «новый» собор Благовещения (кон. 20-х - 50-е гг. XIX в.) в Мещовске - монументальный, квадратный в плане, 5-главый, с дорическими портиками на фасадах. В 1854 г. его интерьеры были расписаны в стилистике академической живописи (утрачены, см.: Павлова. 2010. С. 553-559). С 40-х гг. XIX в. стали появляться церкви в русско-визант. стиле: Никольская (1845) в селе кн. Оболенских Березичи (Козельский р-н), св. кн. Александра Невского (1861) на хуторе Новоалександровском (Спас-Деменский р-н). Неоготические мотивы были использованы в архитектуре собора (1867) Сретенского скита Тихоновой пуст. (Дзержинский р-н), в Успенской ц. (1850) в усадьбе Горчаковых Барятино (Борятино, Тарусский р-н). Церковь Успения в с. Барятине под Тарусой. 1850 г. Фотография. 2008 г. Церковь Успения в с. Барятине под Тарусой. 1850 г. Фотография. 2008 г. В 60-90-х гг. XIX в. возвели более 80 храмов, в нач. XX в. (до 1917) - более 50. Особенностью этого времени было сохранение традиций позднего классицизма, к к-рому относятся церкви: Никольская (60-90-е гг. XIX в.) в с. Милятине (Барятинский р-н); Казанская (1869) в с. Маковцы (Дзержинский р-н); Успенская (1877) в с. Колчине (Людиновский р-н); Троицкая (1881) в с. Федотове (Боровский р-н); Введенская (1866) в с. Введенском и Рождества Христова (1895) в с. Трубецком (Тарусский р-н). Строились церкви в формах эклектики и рус. стиля: Рождества Христова (1871-1878) в дер. Карамышево (Дзержинский р-н); Рождества Пресв. Богородицы (1885-1888) со склепом адмирала И. С. Унковского в с. Козлове (ныне пригород Калуги); Трех святителей (1905) близ Тихоновой пуст. (Дзержинский р-н); Покровская (нач. ХХ в.) в с. Космачеве (Людиновский р-н); свт. Николая Чудотворца (нач. ХХ в.) в дер. Чемоданово (Юхновский р-н); гигантских размеров, незаконченная к 1917 г. Знаменская (1896 - 10-е гг. ХХ в.) в с. Плохине (ныне Ульяново, Ульяновский р-н; по проекту гражданского инженера Б. А. Савицкого, см.: Зодчий. СПб., 1900. Вып. VI. Табл. 29, 30); Св. Троицы (1909) в с. Варваренки (Бабынинский р-н), Покровская (нач. XX в.) в дер. Дерново; Успенская (кон. XIX - нач. ХХ в.) в с. Извольск (обе в Износковском р-не).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Голицын Николай Борисович (08.11.1794 – 22.10.1866), князь, русский музыкант, музыкальный критик, один из основателей русской школы виолончелистов, меценат. Брат Т.Б. Потемкиной. В 1858 в Берлине, Париже и Лондоне опубликовал работу «О возможном соединении Российской Церкви с Западною без изменения обрядов православного богослужения», проникнутую идеями филокатолицизма, за что на некоторое время попал под домашний арест. – 171,189, 203. Горчаков Александр Михайлович (04.06.1798 – 27.02.1883), князь, дипломат. С 27.04.1856 по 09.04.1882 министр иностранных дел. – 109, 115, 141. Григорий (Миткевич)(14.05.1807– 13.04.1881), архиепископ. 09.12.1851 хиротонисан во епископа Калужского. 20.04.1869 возведен в сан архиепископа. 07.09.1870 рукоположил о. Климента (Зедергольма) в иеродиакона, а 08.11.1873 – в иеромонаха. – 84, 130, 136, 144. Григорий (Постников) (01.11.1784 – 17.07.1860), митрополит, проповедник, богослов, борец со старообрядческим расколом. В 1855 по его инициативе в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник». С 1856 по 1860 – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Первоприсутствующий член Святейшего Синода. 30.05.1858 освятил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. – 73, 82, 96, 132, 142, 183, 203. Григорий Палама (1296 – 14.11.1359), святитель, архиепископ Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. – 56, 83, 85, 86. Григорий Синаит (1268–1346), преподобный, основоположник учения исихазма, один из авторов сборника «Добротолюбие». – 86. Григорий 6 (Фуртуниадис) (01.03.1798 – 08.06.1881), Константинопольский Патриарх, дважды занимал патриарший престол – с 24.09.1835 по 20.02.1840 и с 10.02.1867 по 10.06.1871. Его важнейшей заботой было улаживание греко-болгарского противостояния внутри Греческой Церкви. – 88, 89. Димитрий (Муретов) (11.02.1811 – 14.11.1883), архиепископ. 04.03.1851 хиротонисан во епископа Тульского. С 11.06.1857 епископ Херсонский, пребывал на кафедре до 02.10.1874. Впоследствии занимал Ярославскую, Волынскую кафедры. С 1882 архиепископ Херсонский и Одесский. В 1859 был вызван в Санкт-Петербург, где председательствовал в комиссиях по сокращению переписки по духовному ведомству, по улучшению быта сельского духовенства; по преобразованию духовных семинарий и училищ. 03.04.1860 возведен в сан архиепископа. – 115,129.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Во время русско-тур. войны 23 апр. 1877 г. в Успенском соборе Московского Кремля И. благословил отправляющегося в действующую армию Александра II на победу над врагом. В дальнейшем служил молебны по случаю успехов рус. войск, организовывал пожертвования московского духовенства на нужды армии. По инициативе И. было создано Николаевское попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов при братстве равноап. Марии Магдалины, а при Угрешском мон-ре устроена лечебница для раненых воинов. В конце жизни И. хлопотал о назначении 1-го епископа в Японию, им стал равноап. Николай (Касаткин) в 1880 г. И. был награжден орденами св. Анны 3-й (1835) и 2-й (1840) степени, св. Александра Невского (1856) и алмазными знаками к нему (1862), св. Владимира 1-й степени (1867), св. Андрея Первозванного (1872). В 1846 г. избран членом-сотрудником, а в 1869 г.- почетным членом Русского географического общества, в 1868 г.- почетным членом Московского ун-та, в 1869 г.- почетным попечителем Об-ва любителей духовного просвещения и почетным членом Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Среди близких знакомых святителя были ученые, мореплаватели, первопроходцы Ф. П. Литке, Г. И. Невельской, К. Т. Хлебников, В. С. Завойко, Ф. П. Врангель и др. 5 апр. 1879 г. И. был погребен рядом с могилой свт. Филарета (Дроздова) в ц. во имя св. Филарета Милостивого Троице-Сергиевой лавры. И. завещал не говорить на похоронах хвалебных слов, а произнести лишь общее поучение на любимые им слова: «От Господа стопы человеку исправляются» (ср.: Пс 36. 23). Еп. Амвросий (Ключарёв) при отпевании И. произнес яркую проповедь на этот стих (см.: Московские ЕВ. 1879. 16. С. 128-130; ЖМП. 1979. 3. С. 30-33). В советский период потомки И. подверглись политическим репрессиям. Внук святителя, прот. домовой церкви Аничкова дворца Иоанн Вениаминов, в нач. 20-х гг. XX в. был отправлен в ссылку в г. Кашин. Правнук И. И. Вениаминов был расстрелян в 1937 г., другой правнук - С. И. Вениаминов - в 1938 г.

http://pravenc.ru/text/389619.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010