Ректор СПбДА (1887–1892). 03.05.1887 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии. Архиепископ Финляндский (1892–1898). Председатель комиссии по старокатолическому вопросу (1893). Доктор церковной истории (1895). Митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898). Постоянный член Св. Синода (1898), первенствующий член Св. Синода (1900). Член Государственного совета (1906). Председатель Предсоборного присутствия (1906). Иустин (Охотин Иоанн Яковлевич, 1823–1907) – архиепископ Херсонский и Одесский. Окончил СПбДА (1853). 05.08.1871 г. хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, епископ Харьковский и Ахтырский (1879), епископ Подольский и Брацлавский (1882), епископ Курский и Белгородский (1887). Архиепископ Херсонский и Одесский (1893–1905). Маркелл (Попель Маркелл Онуфриевич, 1825–1903) – епископ бывший Полоцкий. Униатский священник, один из инициаторов воссоединения униатов с Православной Церковью в 1875 г., после которого был хиротонисан во епископа Люблинского. Епископ Каменец-Подольский (1878–1882), епископ Полоцкий (1882–1889). Постоянный член Св. Синода (1886–1903). Герман (Осецкий Александр Космич, 1828–1895) – епископ Кавказский и Екатеринодарский (1872–1886); в тексте Дневника неточность: скончался 18 декабря 1895 г. Феофилакт (Клементьев Федор Клементьевич, 1870–1923), епископ. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1893) и поступил в СПбДА. В 1894 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, в 1895 г. – во иеромонаха. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1897), назначен заведовать Урмийской миссией в Персии. Начальник Урмийской миссии в сане архимандрита (1900). Настоятель Козловского Св.-Троицкого монастыря (1902), Московского Заиконоспасского монастыря (1903), затем Жировицкого Св.-Успенского монастыря Гродненской епархии (1907). 24.04.1911 г. хиротонисан во епископа Таганрогского, викария Екатеринославской епархии. Епископ Слуцкий, викарий Минской епархии (1913); епископ Елисаветпольский Кавказского экзархата (1918); епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии (1919).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1148 В содержании других проповедей, произнесенных по тому же поводу, в одной он развивает мысль, что в жизни, за стенами школы, только вера, надежда и любовь дадут собою надежное руководство для юных питомиц: все прочее „часто не в состоянии будет помочь“ в море житейском (Слова вилен., стр. 20). Другая приблизительно заключает в себе ту же главную идею, что „в трудных обстоятельствах жизни“ естественные руководители человека – собственный разум и ближние часто бывают ничтожны без руководства благодатного (ibd. 71). Как бы предпосылкой этих проповедей служит положение, что если мы родимся, то для того, чтобы не только жить, но и действовать (ibd. стр. 23). Словом, все проповеди этого рода ясно носят в себе свидетельство того, что они имеют слушателями людей, так сказать, действительных, а не абстрактных, с точным будущим кругом жизни и отношений, – с ясным сознанием со стороны проповедника того, что предлагать этим слушателям возможно, а что и нет! 1155 Хорош ответ этому направлению относительно того, нужна ли нам наука вообще, на что, как мы отчасти знаем, отвечал утвердительно и Макарий. Говорили: „нам не нужно западного образования“. „Но не знакомые с западной наукой, умели ли бы мы открыть достойный к нам милости Божией толк и смысл в самой древнерусской жизни, которая по наружности шла среди таких беспорядков?“ Арх. Феодор., ibd. 316. 1156 Слова, стр. 680–682 и далее проповедник не скучает привести примеры в доказательство своей мысли. 1158 Конечно, выражение сочувствия фактам общественной жизни от лица церкви дело не совсем безопасное. Если в 1828 году арх. Филарет Амфитеатров в проповеди в Казани крепостное право трактовал как факт предустановленный: то позднейшие приветствия отменению этого не бросят ли тень подозрения, что церковная кафедра сообразуется веку сему? 1161 Известно, например, что в числе противников великих реформ был такой писатель, как Писемский, увидавший во всех реформах только „взбаламученное море“, и сделавший начало для особого рода беллетристики – полемической. См. его биографию при издании. Сочинений Стелловского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предтеченский Андрей Иванович (1831–1893) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1855), экстраординарный профессор (с 1864 г.) древней и общей гражданской истории этой же академии; редактор журналов «Христианское чтение» (1874–1881) и «Церковный вестник» (1875–1880); автор публицистических работ в защиту христианства (см.: Лопухин А. Памяти профес А. И. Предтеченского//Церковный вестник. 1893. 19, 21) — 137, 233 Преображенский (Косма) — Преображенский Василий Ефимович — преподаватель священной истории в Боровичском Духовном училище Новгородской губернии, священник Опечиненского посада Боровичского уезда — 129, 131 Преображенский Петр Алексеевич (1828–1893) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1851); профессор Санкт–Петербургской и Московской Духовных семинарий (1855–1864), заслуженный профессор Санкт–Петербургской и Московской Духовных академий; протоиерей (с 1880 г.), член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); соредактор (с 1860 г.) и редактор (1875–1891) журнала «Православное обозрение» — 272 Приклонский Иван Иванович (Иоанн Иоаннович) (1823–1898) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1847); профессор русской словесности и латинского языка в Московской Духовной семинарии (с 1850 г.); священник различных церквей в Москве, в том числе, церкви Святого Николая (1854–1880), протоиерей, настоятель церкви Святого Трифона (1881–1897); законоучитель Первой московской гимназии (1871–1898); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 279 Прозоров Петр Афанасьевич — преподаватель математики и физики в Симбирской Духовной семинарии, священник собора в Сызрани; свойственник брата отца Николая — 304 Протасов Николай Александрович (1798–1855) — обер–прокурор Святейшего Синода, главный управляющий духовных училищ; член Государственного совета — 289 Протасов–Бахметьев Николай Алексеевич (1833–1907) — граф; главноуправляющий Канцелярий по Учреждениям ведомства императрицы Марии (18901906) — 186

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Анастасий (Добрадин Алексей Михайлович), архп.Воронежский и Задонский Родился 10 марта 1828 года в семье причетника в селе Белые Кресты Новгородской губернии. В 1853 году окончил СПБ Духовную академию и I-ro декабря в том же году рукоположен во священника. В 1855 г. получил степень магистра богословия за свой труд «О христианских апологетах 2-го и 3-го вв.» С 12 сент.1858 г. священствовал в кафедральном Софийском соборе г.Новгорода и был назначен членом Духовной Консистории. С сентября 1860 г. был учителем латинского языка и смотрителем Новгородского Духовного училища. С декабря 1865 года перешел законоучителем в военную гимназию в Полоцке. I июня 1870 г. возведен в сан протоиерея. С 30 дек.1880 г. – ректор Витебской духовной семинарии. 26 марта 1882 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 6 июня 1882 г. хиротонисан во епископа Выборгского, 2-го вик.СПБургской епархии. 28 сент.1882 г. – епископ Старорусский, вик.Новгородской епархии. С 21 мая 1888 г. – епископ Калужский и Боровский. С 3 июня 1890 г. – епископ Воронежский и Задонский. С 19 сент. 1893 г. по 30 апр.1894 г. присутствовал в Святейшем Синоде. 6 мая 1902 г. возведен в сан архиепископа. 6 мая 1907 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Был избран почетным членом Церк.Археологич.Общества в г.Нью-Йорке. Скончался I-ro мая 1913 года и погребен в соборе Митрофаниевского монастыря. Духовный писатель и проповедник. Глубокий старец был добрый и крепкий, поражал всех своей неутомимостью и работоспособностью. ТРУДЫ : «0 христианских апологетах 2-го и 3-го века», (магистерская диссертация, 1855 г.) «Речи и слова». «Дух.Беседа» 1862. Ряд статей, напечатанных в «Правосл.Обозр.» за 1863 г. » 1865 г. » 1866 г. Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «ЦВ» 1882, 25. «Слова и речи». «Христ.Чтен» 1882, ч.I, стр.696 «Слова и речи» (1853–1893 гг.). СПБ, 1894· «Речи и слова». «Калуж.Епарх.Вед.» 1889 г. Изд. 2-е, 1890 г. «Ворон.Епарх.Вед.» 1890 г. «Пастырское послание возлюбленным о Господе чадам Церкви Воронежской».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний (третий раз) 1229. Спиридон 1230–1249. Далмат 1251–1274. Климент 1276 –1299. Св. Феонтист 1300–1308. Давид 1309–1325. Св. Моисей 1325–1329. Василий Калейка 1331–1352. Св. Моисей (вторично) 1352–1359. Алексий 1360–1388. Иоанн 1389–1415. Симеон (Сампсон) Хутынский 1416–1421. Евфимий Бородатый 1424–1429. Св. Евфимий Вяжицкий 1434–1458. Св. Иона 1459–1470 . Св. Феофил 1471–1482. Сергий 1483–1484. Геннадий Гонзов 1484–1504. Св. Серапион 1506–1509. (Междуархиерейство 17 лет). Макарий I 1526–1542. Феодосий 1542–1551. Серапион Курцев 1551–1552. Пимен Черный 1552–1570. Леонид 1571–1575. Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие (c 1589 г.): Александр 1576–1591. Архп. до 1589. Варлаам Белковский 1592–1601. Исидор 1603–1619. Макарий II 1619–1626. Киприан Старорусенников 1635–1649. Аффоний 1635–1649. Никон Минин 1649–1652. Макарий III 1652–1663. Питирим 1664–1672. Иоаким Савелов 1672–1674. Корнилий 1674–1695. Евфимий 1695–1696. Иов 1697–1716 . Феодосий Яновский 1721–1725. Архп. Феофан Прокопович 1725–1736. Архп. Амвросий Юшкевич 1740–1745. Архп. Стефан Калиновский 1745–1753. Архп. Димитрий Сеченов 1757–1767. Архп. до 1762. Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800. Архп. до 1783. (С 1799 до 1800 он именовался „Новгородским и Олонецким“). Амвросий Подобедов 1800–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1869–1892. Архиепископы Новгородские и Старорусские 35 : Феогност Лебедев II 1892–1900. Гурий Охотин 1900–1910. Арсений Стадницкий 1910. Тихвинское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы (в Новгородском Хутынском мон.): Феодосий Феодосиев 1907–1908. Андроник Никольский 1908. Кирилловское викариат., учр. в 1892 г. Епископы (в Кирилло-Белозерском мон.): Антоний Соколов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893. Арсений Иващенко 1893–1903. Феодосий Феодосиев 1903–1907. Иоанникий Дьячков 1907. Олонецкая, учр. в 1828 г. Кафедра в Петрозаводске.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Филарет Амфитеатров 1837–1857 Исидор Никольский 1858–1860 Арсений Москвин 1860–1876 Филофей Успенский 1876–1882 Платон Городецкий 1882–1891 Иоанникий Руднев 1891 В Киеве и Владимире попеременно: Кирилл III 1243–1280 Во Владимире: Максим 1283–1305 Во Владимире и Москве: Петр 1308–1326 до 1325 во Владимире, с 1325 в Москве Чигиринское викариатствоУчреждено в 1799 году. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807 Ириней Фальковский 1807–1823 Афанасий Протопопов 1823–1826 Мелетий Леонтович 1826–1828 Кирилл Куницкий 1828–1835 Владимир Алявдин 1835–1836 Иннокентий Борисов 1837–1841 Иеремия Соловьев 1841–1843 Варлаам Успенский 1843–1845 Апполинарий Вигилянский 1845–1858 Антоний Амфитеатров 1858–1859 Серафим Оретинский 1860–1865 Порфирий Успенский 1865–1877 Иоанн Жданов 1878–1883 Виталий Иосифов 1883–1885 Иероним Экземплярский 1885–1890 Ириной Орда 1890–1892 Иаков Пятницкий 1893 Коневское викариатство Учреждено в 1874 году. Епископы (в Киеве): Сильверст Малеванский 1885 Московская епархия Митрополиты Московские и всея Руси (в Москве). 91 Феогност 1328–1353 Алексий 1354–1378 Михаил-Митяй 1378–1379 Киприан 1380–1382 Пимен 1382–1390 Киприан(вторично) 1390–1406 Фотий 1410–1431 Исидор 1437–1441 Иона 1449–1461 Феодосий Бывальцев 1461–1464 Филипп I 1464–1473 Терентий 1473–1489 Зосима Бнадатый 1490–1494 Симон 1495–1511 Варлаам 1511–1521 Даниил 1522–1539 Иоасаф Скрипицын, св. 1539–1542 Макарий 1542–1563 Афанасий 1564–1566 Филипп II Колычев, св. 1566–1568 Кирилл IV 1568–1572 Антоний 1572–1581 Дионисий 1581–1586 Иов 1586–1589 Архиепископы: 92 Иосиф Волчанский 1742–1745 93 Платон Малиновский 1748–1754 Тимофей Щербацкий, митроп. 1757–1767 Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771 с 1771 по 1775 гг. упр. Крутицкой еп. Самуил Миславский Московские и Коломенские (с 1799 года): Платон Левшин 1775–1812 с 1787 года митрополит Августин Виноградский 1818–1819 Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821 Филарет Дроздов 1821–1867 с 1826 года митрополит Иннокентий Вениаминов 1868–1879

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Waechter A. Der Verfall des Griechentums in Kleinasien im XIVten Jahrhundert. Leipzig, 1903. Ware T. The Orthodox Church. London, 1963. Weigand T. Der Latmos. Berlin, 1913. Wittek P. The Rise of the Ottoman Empire. London, 1938. XenopolA. D. Histoire des Roumains de la DacieTrajane. 2 vols. Paris, 1896. Zakythinos D. A. Le Despotat Grec de Moree. 2 vols. Paris, 1932– 1953. Zernov N. Eastern Christendom. London, 1961. Ziegler A. Isidore de Kiev, apotre de l " Union Florentine//Irenikon. XIII. Chevetogne, 1936. Zoras G.  Περ την " Αλωσιν της Κωνσταντινουπλεως. Athens, 1959. Acta et Scripta Theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopolitani, D. Hieremiae. Wittenberg, 1584. Also reproduced in Gedeori of Cyprus,  Κριτς της Αληθεας. 2 vols. Leipzig, 1759. Aymon J. Monuments authentiques de la religion des Grecs et de la faussete de plusieurs confessions de foi des Chretiens. The Hague, 1708. Beldiceanu N. Les Actes des premiers Sultans. ParisThe Hague, 1960. Bent J. T. Early Voyages and Travel in the Levant. Hakluyt Society, series I. LXXXVII. London, 1893. Calendar of Treasury Books. Vols. XVIIIXXII. London, 1936–1950. Calendar of Treasury Papers (ed. J. Redington), 6 vols. London, 1868–1889. Carayon A. Relations inedits des missions de la Societe de Jesus a Constantinople. Paris, 1864. Collection of State Charters and Treaties (in Russian; ed. A. Malinovsky). 4 vols. Moscow, 1813–1828. Colomesius P. Clarorum Virorum Epistolae Singulares. Hamburg, 1687. Corpus Reformatorum. IXII. Melancthonis Epistolae, Praefationes Consilia, etc. (ed. C. G. Bretschneider). Halle, 1834. Corpus Scriptorum Historiae Byzantinorum (C. S. H. B.). Bonn, 1828–1897. De Hurmuzaki E. Documente Privatore la Istoria Romдnilor. 13 vols, in 22. Bucarest, 1876–1909. (Vol. XII, ed. N. Jorga. Vol. XIII, ed. A. PapadopoulosKerameus.). Delikanis C.  Τ ν τοις Κδιξι το Πατριαρχικο A= ρχειοφυλακεου σωζμενα πσημα κκλησιαστικ γγραφα τ φορντα εις τς Σχσεις Οικουμενικο Πατριαρχεου προς τς Εκκλησας Αλεξανδρεας, Αντιοχεας, Ιεροσολμων και Κπρου ( Πατριαρχικ " Εγγραφα). 3 vols. Constantinople 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После присоединения Выборга к России 11 марта 1799 г. указом императора Павла I в Выборге был основан католический приход для исповедующих католичество «воинских чинов, в Выборгском гарнизоне находящимся». 8 октября 1799 г. в Выборг прибыл настоятель прихода доминиканец Дионисий Филевский. В ноябре 1801 года под церковное здание был приобретён каменный дом, в котором до Реформации располагалась монастырская школа францисканцев. 1 ноября 1802 г. отцом Д. Вильчевским была освящена выборгская католическая церковь во имя святого Гиацинта (Яцека). В 1828–1832 гг. было перестроено здание церкви доминиканского монастыря. До 1855 г. выборгская католическая церковь была единственной в Финляндии. В 1812–1920 гг. католический приход Выборга входил в состав Могилёвской митрополии, в 1921–1940 гг. – Апостольского викариата Финляндии. Документальные свидетельства о существовании постоянной католической общины в районах, прилегающих к Владикавказу (Северная Осетия), относятся к концу XVIII века. С 1820 года в крепости Владикавказ несли пастырское служение священники-францисканцы (в 1828 г. в документах упоминается священник А. Шиманьский). В 1841 г. в городе был основан гарнизонный католический приход, а в 1864 г. на деньги прихожан начата постройка католического храма Вознесения Господня; ещё ранее был построен дом священника. Постройка кирпичного храма в неоготическом стиле была окончена в 1891 году. Храм был освящён епископом Йозефом Кесслером. Настоятель прихода Владикавказа был одновременно военным капелланом Терской области и законоучителем владикавказских мужских и женских гимназий. Вокруг церкви со временем возник католический квартал, включавший здание школы и другие строения. В 1915 г. община насчитывала 2100 прихожан, в 1917 г. – 1551. Военнослужащие-католики Владимирского гарнизона посещали городской храм Святого Розария Божией Матери, построенный по проекту архитектора Карабулова в 1892 году. В 1893 г. в храм – филиал Нижегородского прихода – был назначен первый капеллан отец Иосиф Писанко. В 1898 г. число католиков во Владимирском уезде достигло 1353 человека. В 1902 г. в самом Владимире проживал 371 католик. Капелланом католической общины был отец Фаддей Ронкайтис. Возросшее число католиков во Владимире побудило представителей католической общины города подать в 1903 г. прошение губернатору об учреждении во Владимире самостоятельного прихода. В 1904 г. разрешение было получено, и владимирский капеллан стал настоятелем прихода, а церковь получила статус приходского храма. В 1910 г. число католиков во Владимире достигло 1500 человек. Настоятелем прихода был отец Амвросий Паштукас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1827 году глуховский мещанин Моисей Заводовский 608 пожертвовал Глинской пустыни участок земли (1 десятина 336 кв. сажен) на одном из лучших мест г. Глухова, рядом с торговой площадью 609 . На подаренной М. Заводовским земле о. Филарет построил дом и флигель с постоялым двором, 5 лавок (с подвальными каменными погребами), которые сдавались в аренду купечеству и приносили доход от 800 до 1000 руб. в год 610 . Здесь же было устроено монастырское подворье 611 . Штаб-лекарь В. Волошинов, питавший глубокое уважение к о. Филарету, построил на том же участке гостиницу для богомольцев 612 . Если до о. Филарета Глинской пустыни принадлежала лишь одна мельница у села Новая Слобода 613 , то во время его настоятельства было выстроено еще четыре. Так, в рапорте Курскому епископу Илиодору от 6 сентября 1833 года о. Филарет писал, что Глинская пустынь владеет пятью мельницами: тремя ветряными и двумя водяными 614 . Водяную мельницу о двух поставах устроил на реке Обесте и в 1828 году подарил Глинской пустыни почитатель о. Филарета, усердный благотворитель обители московский купец П. И. Глинский 615 . Остальные мельницы, по всей вероятности, были построены о. Филаретом. Большую заботу проявил настоятель Филарет о создании скита на месте явления Глинской Чудотворной иконы Божией Матери, в четверти версты от обители. При о. Филарете на этом месте на средства благотворителя обители А. С. Анненкова вместо старой была построена новая деревянная часовня с келлией 616 . Сюда в 1828 году переселяется, по благословению отца Филарета, на безмолвие братский духовник иеросхимонах Пантелеимон 617 , который всегда тяготел к духовным подвигам в безмолвии. Но на следующий же год к нему перешли из монастыря еще несколько человек, жаждущих подобного подвига. В скиту поставили еще три дома и обнесли его забором. Так был основан первый скит Глинской обители, называемый Ближним 618 . (Дальний скит – Спасо-Илиодоровский – был основан значительно позже, в 1893 году.) Но особенно большое внимание о. Филарет уделял строительству и украшению храмов обители. В 1826 году, всецело возложив надежду на помощь Матери Божией, о. Филарет приступил к строительству Иверской каменной церкви над святыми вратами «в благодарную память о чудесах Божией Матери с 1817 года» 619 , т. е. со времени вступления его в должность настоятеля. В 1831 году церковь во имя Иверской иконы Божией Матери была окончена и в октябре освящена настоятелем пустыни. Над царскими вратами в этом храме о. Филарет поместил в резном позолоченном киоте копию Чудотворной Иверской иконы Божией Матери, данную ему в благословение от Софрониевой пустыни в 1817 году 620 . Серебряная позолоченная риза (весом 1 фунт 60 золотников) на эту икону была пожертвована глуховским помещиком Василием Осиповичем Туманским 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Как сказано в четвертом томе (стр. 227) «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии» священника Иоанна Добролюбова , в 1825 г. старая деревянная Никольская церковь сгорела во время пожара, а в 1828 г. окончена постройка каменной церкви. Освящение ее в честь Рождества Христова состоялось 18 ноября 1828 г. Придельный алтарь освящен во имя святителя Николая Чудотворца. Каменная колокольня построена одновременно с церковью, а в 1879 г. перестроена помещиком Львом Кузьмичем Рогозиным. Храм с трех сторон был окружен каменной оградой, а с четвертой – садом. В настоящее время на месте сада растет чудом сохранившаяся одна яблоня. По данным клировой ведомости за 1850 г., причт Христорождественского храма состоял из священника, дьячка и пономаря. Земли при храме состояло: усадебной – 3 дес., сенокосной 6 дес., пахотной 30 дес. Дома у священно- и церковнослужителей собственные деревянные на церковной земле. В приходе числилось 143 двора, 602 мужчин и 630 женщин. В конце 19 столетия в должности церковного старосты при Христорождественском храме состоял местный землевладелец пионер – поручик Лев Александрович Тарасов. Им была переделана колокольня. В1869 г. он пожертвовал в пользу храма «3000 руб. с тем, чтобы из процентов от сих денег 125 руб. ежегодно поступали в пользу причта за помин родственников Тарасова, а остальные 25 руб. – в пользу церкви». А в 1890 г. он пожертвовал храму церковные принадлежности на 600 рублей. В 1893 году его трудами устроен новый иконостас, а старый передан в церковь с. Гагино для строящейся школы, в которой решено было устроить церковь. В 1895 г. причту и церковному старосте с. Гагарино разрешено на средства церковного старосты оштукатурить наружные стены храма и приобрести колокол весом в 150 пудов. Вот ее описание из книги А.Ю. Клокова и А.А. Найденова «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии: Чаплыгинский район, Лев – Толстовский район»/стр. 392/ : «По описанию из страховой оценки 1910 года «Христорождественская церковь кирпичная, снаружи и внутри оштукатурена, внутри окрашена частью масляной, частью клеевой краской. Кровля железная зеленого цвета.

http://sobory.ru/article/?object=17312

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010