Но я Вас утомил своим длинным письмом. Примите уверение снова в моем душевном уважении к Вам. Ваш усерднейший слуга Н. Гиляров-Платонов Печатается впервые полностью по автографу: СПбФ АРАН. Ф. 22. Оп. 2. 63. Л. 1–4 об. В трагическом для Гилярова 1884 г. он лишился почти всей своей недвижимости. И. Ф. Романову-Рцы он писал 13 ноября 1886 г.: «Да, у меня было состояние свыше двухсот тысяч, и все пошло прахом; имущество распродано с аукциона по 5 к(опеек) за рубль» (Письма к Романову-Рцы. С. 280). Особенно болезненной оказалась потеря дачи в Петровском-Разумовском. А. М. Гальперсон рассказывала в некрологе: «Фабрика была продана; он не опечалился. Продана и типография; его это мало тронуло. Но когда с публичного торга за бесценок в чужие руки перешла его дача, в которой каждое бревно было положено по его указанию, в которой каждое деревцо посажено было собственными руками, в которой целые рощи выросли под его нежным попечением, в которой под собственным наблюдением его устроена была образцовая пасека, которая давала ему ягоды клубники, называвшиеся в продаже гиляровскими, потому что подобных им не было, которая, наконец, в течение двадцати с лишком лет служила ему единственной утехой, – тут только возроптал бедный «каторжник, прикованный к тачке», но ненадолго» ((Гальперсон А. М.). Москва, 20 октября//СИ. 1887. 21 окт. 288. С. 1). Заботы об «образцовой пасеке» ведут начало с конца 1870-х гг. Тогда у Гилярова завязалась переписка с ведущим русским пчеловодом своего времени, одновременно выдающимся химиком и лепидоптеристом (специалистом по бабочкам) Александром Михайловичем Бутлеровым (1828–1886). Знакомство Гилярова с ним, по всей видимости, относится к началу 1854 г., когда Бутлеров приехал в Москву защищать в здешнем университете докторскую диссертацию «Об эфирных маслах». Он с 1851 г. был женат на Н. М. Глумилиной, племяннице С. Т. Аксакова, с семейством которого Гиляров как раз сблизился в этот период ( см. об этом: Дмитриев А. П. Н. П. Гиляров-Платонов и С. Т. Аксаков (к истории знакомства и взаимоотношений)//Русская литература. 2010. 4. С. 194–210 ) . 2 марта 1854 г. Вера Аксакова писала из Абрамцева кузине Марии Карташевской в Петербург о том, что Бутлеров заехал на один только день (28 февраля), но «успел, однако ж, у нас наделать много дела, пересмотрел с сожалением цветы, пересадил некоторые, посадил по моей просьбе [все] тобою присланные корни и луковицы, из которых, впрочем, оказалось многое погибшим. Что делать, плохие мы садоводы, и мне жаль, что ты, мой милый друг, для меня отделила от своих прекрасных луковиц» (ИРЛИ. Сигн. 10621. Л. 28). Впрочем, не исключено, что Гиляров, часто посещавший тогда Абрамцево, все же не смог встретиться с Бутлеровым и их знакомство оставалось заочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1824 Тверская, Смоленская и Могилевская ДС относились к С.-Петербургскому духовно-учебному округу и к С.-Петербургской ДА. Однако в целях поддержания единого духовного образовательного пространства осуществлялся некоторый обмен студентами. 1825 Окончившие семинарию выпускники имели возможность подать прошение руководству духовно-учебного округа или Синода с просьбой включить их в число абитуриентов следующего года, поступающих по квоте. 1826 Униатские семинарии Западного края (Могилевская, Литовская и Полоцкая) считались слабыми по уровню преподавания, так что зачисление из них производилось в «гуманитарных» и «политических» целях: «По воссоединению униатов видим в Академии воспитанников Греко-униатских Семинарий, которым при приеме оказываемо было особенное снисхождение» (Смирнов. С. 152). 1827 Орловская, Полтавская и Воронежская ДС относились к Киевскому духовно-учебному округу и к Киевской ДА. 1828 Провалился на вступительных экзаменах и не был зачислен в число студентов Академии. Правда, предполагая такую возможность, Орловская ДС отказалась вводить его в число направляемых абитуриентов, так что Григорий Георгиевский все-таки поступал как волонтер. 1829 Волонтерами называли абитуриентов, не вошедших в число зачисляемых по квоте. Вступительные экзамены осуществляли отбор только среди волонтеров. 1830 Вероятно, Матфей Иванович Жудро, поступивший на следующий год в С.-Петербургскую ДА, а по ее окончании определенный во Владимирскую ДС «на класс словесности и соединенных с нею предметов»; преподавал здесь эти и другие дисциплины вплоть до 1877 г.; рукоположен священником в 1859 г., с 1873 г. кафедральный протоиерей Владимирского собора. См. подробнее: Малицкий Н. История Владимирской духовной семинарии: . М., 1902. Вып. II. С. 265. 1831 Своекоштное обучение в МДА практиковалось в редчайших случаях и было скорее исключением из правил. 1832 В Российской империи XVIII–XIX вв. имели обращение три вида денежных знаков: золотой рубль, рубль серебром и рубль ассигнациями. Золотой и серебряный рубли имели жесткое номинальное выражение в соответствующих драгоценных металлах, тогда как курс рубля ассигнациями был плавающим и из-за мягкой кредитно-денежной политики постоянно падал. С 1780 г. до реформ С. Ю. Витте 1 рубль серебром обменивался на 18 грамм серебра и в 1830–1840-х гг. официально приравнивался к 3,5 рубля ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Rothe R. Die Anfänge der christischen Kirche und ihrer Verfassung. Erst. Bd. Wittenberg. 1837. S. IX†784. 8 o . Schanz Dr. Prof. Der Begriff der Kirche. Theologische Quartalschrift. LXXV Jahrg. Tübing. 1893. 4-tes QuHft. Schenkel Daniel Dr. Die christlische Dogmatik vom Standpunkte des Gewissens aus dargestellt. Bde I-II. Wiesbaden. 1858–59. Schleiermacher Fr. Dr. Die christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche im Zusammenhange dargestellt. Bde I-II. Reutlingen. 1828. Schmidt Herm. Dr. Die Kirche. Ihre biblische Idee und die Formen ihrer geschichtlichen Erscheinung in ihrem Unterschiede von Sekte und Härese. Eine dogmatische und dogmengeschichtliche Studie. Leipzig. 1884. Seeberg Reinh. Studien zur Geschichte des Begriffes der Kirche mit besonderer Bezeihung auf die Lehre von der sichtbaren und unsichtbaren Kirche. Erlangen. 1885. Е. Сильвестр , Д. Б. Ректор Киев. Дух. Акад. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Том IV. Киев. 1889. Он же. Учение о Церкви в первые три века христианства. Исторический очерк. Киев. 1872. Соловьев Влад. История и будущность теократии. (Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни). Том I. Загреб. 1887. Jo. Suicerus . Thesaurus ecclesiasticus e patribus graecis… Edit. Secunda. Amstelaedami. 1728. T. I-II. Феофан еписк. Путь ко спасению. Изд. Третье. СПБ. 1875. Он же. Письма к одному лицу в СПБурге по поводу появившегося там нового учителя веры. СПБ. 1881. Thiersch Heinr. Vorlesungen über Katholicismus und Protestantismus. 1-te Abth. Zw. Aufl. Erlangen. 1848. S. XXVI†370. 8 o . Trebitz K. Das Wesen der Kirche nach heiliger Schrift, Geschichte und Bekenntnis, insonderheit Art. VII. der Conf. August. Eine kirchengeschichtliche Studie. Leipzig. 1870. Ullmann C. Dr. Das Wesen des Christenthums, mit Bezeihung auf neuere Auffassungsweisen. Vierte Aufl. Gotha. 1854. Wendt B. Zwei Bücher von der Kirche. Halle. 1859. Wetzer und Welte . Kirchenlexicon oder Encyklopädie der katholischen Theologie. 1851. Bd. 6-er. Artik.: «Kirche».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

– H. Gunkel, „Бытие“, 1901. – J. Hastings и S. R. Driver, „Библейский Словарь“, 1898 и сл. – Гирцель, Иов, 2 изд. 1852. – Фр. Гитциг (1807–1875), Исаия, 1883; Псалмы, 1863–1865; Иеремия, Иезекииль, Даниил, двенадцать малых пророков, Песнь Песней, Екклезиаст; Библейская теология и мессианские пророчества, опубликованные J. J. Кпеискег’ом. – Фон Гофман, Новый Завет изъясненный, 7 частей, 1862–1874 – H. J. Holtzmann, R. A. Lipsius, P. W. Schmiedel, Ручной Комментарий Нового Завета (продолжает издаваться, 4 фасцискулы in-8°, вышли в 1890, в Фрейбурге, в Брисгау). – Гупфельд (1796–1866), Псалмы, 2 изд. Рим, 4 in-8°, 1867–1871. – K. Justi (1767–1846), Иоиль, 1792; Амос и Михей, 1799; Наум, 1820; Песнь Песней, 1809. – Кейм (1815–1878), История Иисуса Назаретского, 1867–71. – Р. Киттель (R. Kittel), Цари, 1900. – А. Кнобель (1807–1863), Бытие, 1852, Исход, Левит, 1857; Числа, Второзаконие, Иисус Навин, 1861; Исаия, 1843, Екклезиаст, 1836. – R. Krätzschmar, Иезекииль, 1900. – Кюенен. (1828–1891), Критическая история Ветхого Завета, французский перевод Пирсона, 2 in-8, 1866–1879. – Ленгерке, (1803–1855), Даниил, 1835, Псалмы; 1847. – M. Lohr, Плач, 1894. – А. Меркс, Поэма Иова, in-8°, 1871. – Мейер, (H. A. W. Meyer, 1800–1873), Экзегетический и критический комментарий на Новый Завет, продолженный Нитнег’ом, Lünemann’oм и Düsmerdieck’oм, многочисленные издания. – Михаил Николя (1810–1886), études critiques sur la Bible, Ancien Testament, in-8°, 1861, Nouveau Testament, in-8°, 1863. – W. Nowack, Ручной Комментарий Ветхого Завета (продолжает выходить), Геттинген, 1892; Судьи, Руфь, Самуил, 1901; Малые Пророки, 1897. – Ольсгаузен, Псалмы, 1853. – Павлюс, (G. Paulus), (1761–1851), Комментарий на Новый Завет, 1839–1842, и т. д. – Эрнест Ренан (1823–1892), Le Livre de Job, 1885; Le Cantique des cantiques, 1860; Les Origines du Christianisme, 1863–1881; L’ Ecclesiaste, 1882; Histoire du peuple d’Israel, 4 in-8°, 1887–1893. – E. Рейсс (1804–1891), La Bible, n. 143, 12. – Рим, (1830–1888), Ручной библейский словарь, 2 тома in-8°, 1875–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

29. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х т. Т. XVIII. - М., 1984. - С. 319. 30. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х т. Т. XXI. - М., 1985. - С. 42. Зинаида Модестовна Молоствова (18 ноября 1828 - 10 февраля 1897) была дочерью Спасского уездного предводителя дворянства Модеста Порфирьевича. Была замужем за дворянином, коллежским советником, депутатом дворянства Чебоксарского и Козьмодемьянского уездов Казанской губернии Тилле (Тиле) Николаем Васильевичем (10 августа 1822 - 3 февраля 1893). См.: Казанское дворянство 1785-1917 гг. Генеалогический словарь/Сост. Г.А. Двоеносова. - Казань: " Гасыр " , 2001. - С. 379, 550. 31. Бурнашева Н.И. " ...пройти по трудной дороге открытия... " Загадки и находки в рукописях Льва Толстого. - М.: " Наука " . 2005. - С. 114. 32. Веймутова сосна, дерево из рода сосновых. Ствол прямой, высокий (до 60 м), хвоя сизо-зелёная. Родина - Северная Америка. Древесина используется в строительстве, в мебельном, карандашном и спичечном производстве. В культуре используется как декоративное растение. См.: Советский энциклопедический словарь. - М.: " Советская энциклопедия " . 1981. - С. 203. 33. возраст старейшей в городе сосны определён с помощью специального бура директором Татарской лесной опытной станции Михаилом Суховым в октябре 2005 г. См.: Восточный экспресс. 27 октября 2005 г. Об авторе : Анатолий Михайлович Елдашев родился 11 апреля 1949 г. в г. Грозном. В 1949 же году переехал вместе с родителями в г. Бугульму, где в 1966 году окончил школу N 2. В 1972 г. окончил Казанский Государственный Университет, историко-филологический факультет. С 1972 по 1991 гг. работал преподавателем истории и обществознания в средних школах г. Бугульмы, партийных органах Республики и системы профессионального технического образования. С 1991 года работал заместителем директора профсоюзных курсов, проректором Казанского Социального Юридического Института. В настоящее время декан факультета повышения квалификации Института Государственной службы при президенте Республики Татарстан.

http://ruskline.ru/analitika/2007/05/10/...

В 1919 г. в Америку прибыл Йогендра Мастамани и около трех лет демонстрировал изумленной публике приемы хатха-йоги. Перед возвращением в Индию он основал Американский филиал “Кайвалья-дхамы” — неоиндуистской организации, созданной Свами Куваланандой, энтузиастом научного изучения йоги. В 1920-е годы широкую популярность приобрели произведения, излагающие йогу в теософских терминах и подписанные псевдонимом “Йог Рамачарака”. Под ним скрывались двое: чикагский юрист Уильям В. Аткинсон и его гуру Баба Бхарата. Книги Рамачараки до сих пор можно найти на прилавках магазинов оккультной литературы. Однако самым известным йогическим гуру на Западе в первой половине XX века был Свами Йогананда Парамаханса (1893–1952). Он родился на севере Индии, в Горакхпуре, в семье богатого чиновника, получив имя Мукунда Лал Гхош. Его родители были почитателями гуру Лахири Махашайи (1828–1895) — ученика Бабаджи, “бессмертного” махаватара (“великого аватара”), на рубеже XIX–XX веков жившего в Гималаях. Кроме того, Махашайя был учеником Рамакришны в течение последних пяти лет жизни последнего. Лахири Махашайя не был монахом, однако прославился как один из гуру индийского тантрического возрождения XIX b. По словам самого Йогананды, в возрасте восьми лет он был исцелен портретом Махашайи от азиатской холеры после того, как внутренне явил свою преданность и поклонение гуру. Ученик Махашайи Свами Шри Юктешвар (1855–1936), из шанкаритского ордена Гири, стал наставников самого Йогананды, который видел в своем учителе “живое проявление Бога”. Шри Юктешвар посвятил Йогананду в тантрическую крия-йогу и практику экстатического почитания Кали. В 1915 г. после окончания Калькуттского университета Мукунда принял саньясу с именем Йогананда. Спустя два года он основал высшую школу в Ранчи, программа которой сочетала различные академические и практические дисциплины (в области коммерции, сельского хозяйства и промышленности) с курсами медитации и “йогоды” — методики психофизических упражнений, разработанных Йоганандой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

86 …книга Дарвина о происхождении видов – Чарлз Роберт Дарвин (1809–1882) издал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятственных пород в борьбе за жизнь» в 1859 г. 87 …манифесты Бюхнера и Молешотта. – Немецкий естествоиспытатель Фридрих Карл Христиан Людвиг Бюхнер (Buchner; 1824–1899), автор книги «Сила и материя» (рус. пер.: СПб., 1905); немецкий философ и физиолог Якоб Молешотт (Moleschott; 1822–1893), единомышленник Бюхнера, ряд работ Я. Молешотта переведены на русский язык: «Естествознание и медицина» (СПб., 1865); «Физиологические эскизы» (М., 1865); «Единство человека» (СПб., 1866); «Вращение жизни в природе» (СПб., 1865); «Причины и действия в учении о жизни» (М., 1868); «Учение о пище» ( СПб., 1868) 88 …книга Альберта Ланге «История материализма». – Работа немецкого философа и экономиста Фридриха Альберта Ланге (Lange; 1828–1855) «История материализма и критика его значения в настоящее время» (1866; рус. пер.: СПб., 1881–1883. Т.1–2). 89 …книга Джеймса «Многообразие религиозного опыта». – Американский философ и психолог Уильям Джеймс (James; 1842–1910) в 1902 г. издал книгу «Многообразие религиозного опыта», в которой анализируются разные типы религиозного сознания. 90 «Основы психологии» – книга Уильяма Джеймса, изданная в 1890 г. Рус. пер.: Джеймс У. Научные основы психологии. СПб., 1902. 92 ...мысль, высказанную устами одного из героев Достоевского. – Слова Ивана Карамазова явившемуся ему черту: «Ты ложь, ты болезнь моя, ты призрак. Ты моя галлюцинация» (Братья Карамазовы. Ч. 4. Гл. IX «Черт. Кошмар Ивана Карамазова»). 93 Прагматизм – философское учение, разработанное Уильямом Джеймсом. Главным предметом исследования в прагматизме считается личность, основной философской категорией – «чистый опыт». Джеймс популяризировал свое учение в книге «Прагматизм» (1907; рус. пер.: СПб., 1910). С.Л. Франк написал о прагматизме статью «Прагматизм как философское учение» (Русская мысль. 1910. Кн. V. С. 90–120). 94 От прагматического критерия ценности знания (в том числе религиозного) следует отличать прагматическое толкование содержания (смысла) религиозных идей. Последнее развивается преимущественно французским прагматизмом (например, в теории догмата Ле Руа) и сводится к ценному указанию, что религиозный догмат есть не отвлеченное понятие, имеющее теоретическое назначение, а особое эмоционально-символическое знание, смысл которого состоит в уяснении практического отношения человека в Богу. Наоборот, объективную истинность религии французский (католический) прагматизм открыто основывает на откровении.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

271 Ужасное и страшное гонение, поднятое недавно на этих несчастных, которые, говорят, считают между собой тысячи жертв, довело весь халдейский народ до последней крайности. Подстрекателем этого гонения и виновником всех жестокостей был Бедер-хан-бей, который только что разбит войсками его величества и наказан за мятеж. Он совсем не оправдал доверия к себе Блистательной Порты, которая вверила ему управление округом Джезире, расположенном на западном берегу Тигра. Ред. 272 Вместо: Шамирамакерт. О постройке города см. у Моисея Хоренского в Истории Армении в новом переводе Эмина. Посмертн. изд. М. 1893, стр. 2829; о развалинах см. Эмина Моисей Хоренский и древний эпос армянский. М. 1881, стр. 75, и Schu1z’a Memoire в Nouveau Journal Asiatique 1828, t. II, стр. 164 и след. Ред. 274 Смотри их в моем сборнике о Св. местах палестинских. II. – сборник см. у Сырку в Описании, стр. 232233. Ред. 275 Эта рукопись ныне принадлежит Императорской Публичной Библиотеке. Греч. CCXXI. Отчет библиотеки за 1883 г., стр. 8283, где сказано, что рукопись подарена в 1844 г., вероятно, по ошибочной отметке еп. Порфирия. Ред. 277 Действительно, у них есть обычай казнить смертью обличенных прелюбодеев обоего пола. По этому обычаю, в Вифлееме погибло уже несколько мужчин и женщин. Все они были расстреляны на площади и, мертвые, побиты камнями. , – Яраб-ирхам. Ред. 286 Глава 1-я. Царство китайцев началось в лето от создания мира 2642-е, от которого года до сего времени будет 4545 лет; до воплощения же Христа Спаса 2865 лет. Что было до сего времени и было ли у них царство, при всем том, что сами китайцы говорят, сколько оно продолжалось, ничего определенного не написано. С этого времени они начали царствовать и писать книги. И, во-первых, они пишут, что у них были семь царей, один за другим избранные по воле народа. И господствовали они 660 лет до 2207 до воплощения Спасителя. Потом смена царей происходила по наследству. Первым царем был у них выбран по имени Ивас, который установил свою династию и называлась она Гиаа. Таким образом его наследники царствовали 439 лет, от 2260-го до 1767 года до Спасителя. И тогда его династия прекратилась и началась другая династия царя Ксанга. И эти царствовали 644 года до 1122 года до пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Представление К. об эволюционно-прогрессивном развитии единой человеческой цивилизации было принято многими философами и историками; оно стало методологической основой сочинений Дж. Г. Льюиса (1817-1878), Г. Спенсера (1820-1903), Г. Т. Бокля (1821-1862), И. А. Тэна (1828-1893), Э. Ренана (1823-1892) и др. Некоторые элементы предложенной К. методологии научного познания были восприняты и развиты историками и философами науки: П. Дюгемом (1861-1916), Ж. А. Пуанкаре (1854-1912), Э. Махом (1838-1916) и др. Представления К. о необходимости научного изучения общества повлияли на формирование социологического метода одного из основоположников совр. социологии Э. Дюркгейма (1858-1917). Религиеведческие идеи К. и его представления об эволюционном развитии религии положительно оценивал Л. Леви-Брюль (1857-1939), посвятивший изложению философской системы К. монографическое исследование (см.: L é vy-Bruhl. 1900). Постоянными философскими противниками позитивизма К. были философы и ученые, выступавшие с позиций социализма (впосл. также марксизма), материализма и атеизма, к-рые осуждали отказ К. от философского осмысления реального мира и механизмов его познания, а также консервативные социально-политические воззрения К. (см., напр.: Marx K., Engels F. Werke. B., 1962. Bd. 17. S. 555, 562-563). В сочинениях представителей феноменологии и экзистенциализма нач. XX в. идеи К. упоминались как показательный пример ограниченности идеалистического философского подхода, в рамках к-рого отрицается реальная познаваемость мира и уничтожается человеческая индивидуальность. Так, М. Шелер (1874-1928) в работе «О позитивистской философии истории применительно к познанию» (см.: Scheler. 1923) подвергал острой критике изобретенный К. «закон трех стадий», отмечая, что К. полностью проигнорировал интенциональную природу человеческой деятельности. Согласно Шелеру, религия, философия и наука не являются сменяющими и замещающими друг друга стадиями единого прогрессивного процесса развития разума, но представляют собой самостоятельные реализации различных интенциональных запросов и «мотивов», вслед.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

Тема сельской общины была предметом острейших дискуссий в рус. лит-ре на протяжении всего XIX в. и обсуждалась Герценом, И. С. Аксаковым (1823-1886), Б. Н. Чичериным (1828-1904) и др. М. не был в курсе этих дискуссий, его интересовал только один вопрос: может ли русская община стать предпосылкой социалистических преобразований в сельском хозяйстве и при каких условиях это возможно в России. Интерес к этой проблеме был связан с прочитанной и высоко оцененной М. книгой рус. социолога В. В. Берви-Флеровского (1829-1918) «Положение рабочего класса в России», изданной в 1869 г. (см.: Там же. Т. 26. С. 87-88), а также с появившимися позднее книгами А. Н. Энгельгардта (1832-1893) «Письма из деревни» (1872-1879) и М. М. Ковалевского (1851-1916) «Общинное землевладение: Причины, ход, последствия его разложения» (1879). М. и Энгельс считали, что только с наступлением пролетарской революции возникнут условия для осуществления аграрной революции, которая может позволить общинному хозяйству, минуя капитализм, перейти к социализму. В письме к редактору «Отечественных записок», опубликованном только в 1888 г., М. утверждал: «Если Россия будет продолжать идти по тому пути, по которому она следовала с 1861 г., то она упустит наилучший случай, который история когда-либо предоставляла какому-либо народу, и испытает все роковые злоключения капиталистического строя» (Там же. Т. 19. С. 119-120). В Лондоне М. посещали представители самых разных политических течений и сословий из России (см.: Русские современники о К. Марксе и Ф. Энгельсе. 1969). По их воспоминаниям, М. выучил рус. язык и собрал многотомную б-ку на рус. языке. К своим любимым рус. писателям он относил А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рецепция учения М. в России Политическая ситуация в России в кон. XIX в. и пропагандистская деятельность сторонников марксизма способствовали популярности и быстрому распространению идей М. Образование в 1883 г. в Женеве группы «Освобождение труда», предшественницы созданной в 1898 г. Российской социал-демократической рабочей партии, во главе к-рой встал Плеханов, несмотря на значительные расхождения ее членов по ряду теоретических вопросов, положило начало марксистской традиции в России. Особые заслуги в разработке теоретических проблем марксизма в России и пропаганде марксистских идей принадлежат Плеханову, автору большого числа трудов, среди к-рых - «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1894), «Анархизм и социализм» (1894), «Основные вопросы марксизма» (1908) и др.

http://pravenc.ru/text/2562374.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010