Владимир (Петров Иван Петрович), архп. Казанский и Свияжский Родился 29 мая 1828 года в Донской обл. Федосеевской станице. Сын простого казака, впоследствии бывшего священником на Алтае. В 1849 году окончил Воронежскую духовную семинарию и в 1853 году Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. 19 марта 1853 года принял монашество, будучи на последнем курсе академии. 22 окт.1853 года рукоположен во иеромонаха и определен преподавателем философии и психологии в Орловской духовной семинарии. Здесь он вместе с тем исполнял обязанности помощника инспектора семинарии и библиотекаря. Был главным редактором, издателем и даже корректором по составлению «Историко-статистического описания Орловской епархии». При последних работах он несколько раз был командирован в уездные церковные и монастырские архивы: Карачевский, Брянский, Дмитровский, Крымский, Севский и др. С 30 апр.1857 года – инспектор Иркутской духовной семинарии. С 13 июля 1858 года – инспектор Томской духовной семинарии. И в Иркутске и в Томске он трудился по историко-статистическому описанию епархий. С 13 сент.1861 г. – инспектор и экстраординарный профессор СПБ духовной академии в сане архимандрита. Будучи инспектором, читал лекции по Догматическому богословию. В то время он принимал живое участие в учреждении в Петербурге Миссионерского Общества для содействия миссии Алтайской и Забайкальской, и 24 ноября 1865 года накануне открытия этого Общества, он был назначен начальником Алтайской миссии. 16 марта 1880 г. хиротонисан во епископа Бийского, вик. Томской епархии ( в составе Свят.Прав.Веер.Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 год, стр.29 ошибочно указана дата хиротонии 1879 год. См. " Прав. Собес.» 1897 г., ноябрь, стр.539.) Хиротонию совершали два архиерея: епископ Томский, Петр и епископ Курский, Ефрем, ехавшие из Тобольска. В г. Вписке он открыл епархиальное женское училище. В 1881 г. избран почетным членом Казанской духовной академии. С 6 авг.1883 г. – епископ Томский и Семипалатинский. В Томске учредил Братство св. Димитрия Ростовского и достроил кафедральный собор, организовал выделку свечей и ввел воскресные чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дионисий (Хитров) Дионисий (Хитров Димитрий Васильевич), еп. Уфимский и Мензелинский. Родился 22 окт. 1818 года в с. Хитрово, Данковского округа Рязанской епархии. Сын пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слёз пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. На седьмом году Димитрия стали учить грамоте: братья Никита и Григорий, прибывшие на святки из Данкова, привезли ему церковно-славянскую азбуку (тогда, кажется, одна и была для всех славянская азбука с титловыми словами: «А – ангел, ангельский»). Димитрий в это время почти и без того уже знал азбуку, потому что вместе с братом Герасимом он каждый день ходил на учение в дом о. Тимофея, где обучалось более десяти мальчиков и несколько девиц. Весной 1825 года учился он несколько времени у дворовых людей Клима Петровича и Феодора Петровича. С поступлением в родительский дом Ивана Трофимовича (мужа сестры Гликерии), Димитрий поступил к нему на обучение. Домашнее обучение ограничилось изучением Часослова и Псалтири и отчасти – Октоика, и то не совсем успешно. В ноябре 1827 года отвезли его в Данков к брату диакону Никите погостить, где и прожил он до Рождества Христова. Смотря на учеников духовного училища в церкви и предполагая в них большие познания, Димитрий просил Бога, чтобы Он удостоил и его сравниться учением хоть с самым последним из них; так страшно для него было учебное поприще. В сентябре 1828 года брат Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвёз Димитрия в г. Данков и представил смотрителю протоиерею Ф.С. Семёнову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Весь сентябрь и девять дней октября новобранцы учились читать по книжке и письму, а в день св. Апостола Иакова Алфеева в первый раз задан был урок из русской грамматики для изучения наизусть. К концу года русская грамматика была пройдена до словосочинения. С переходом в 1829 году во второй приходской класс у того же учителя священника Николая Евдокимовича Протопопова (он учил в обоих приходских классах), Димитрий обучался арифметике, латинской и русской грамматике.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Макарий Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?), г. Ефремов Тульской губ.- 21.02.1864, Глинская пуст. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 21 февр.), иеросхим. Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Первое жизнеописание М. (Краткое описание жизни. 1893) составлено на основе воспоминаний иноков Глинской пуст. и неск. писем старца. Род. в богатой мещанской семье, имел 2 братьев и сестру. С детства отличался набожностью. В 1828 г. поступил в Глинскую пуст., находился под рук. игум. прп. Филарета (Данилевского) . Первоначально Матвей трудился на монастырской пасеке, в 1830 г.- на братской кухне, с 1831 г. исполнял послушание ключника (заведующего пищевыми припасами), с 1838 г.- помощника ризничего. 16 дек. 1833 г. игум. Филаретом был пострижен в монашество с именем в честь прп. Макария Великого, 23 окт. 1837 г. по настоянию игумена рукоположен в сан диакона, 28 февр. 1839 г.- в сан иерея. С 1842 г. по инициативе благотворителей Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. восстанавливалась Святогорская пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра ), в к-рую в 1844 г. перевели часть глинской братии, в т. ч. благочинного иером. Амфилохия (Скубырина; впосл. иеросхим. Анатолий). В том же году насельники единодушно избрали М. благочинным Глинской обители. Согласно жизнеописанию, преподобный, стремясь сохранить мир среди монахов, «разделял свою любовь на две равные части». С одной стороны, беспрекословно исполнял приказания настоятеля (1841-1855) игум. Евстратия (Яковлева), а с другой - умел разрешать конфликты в повседневной жизни насельников, покрывая любовью их недостатки. Исполнял чужие послушания, порой самые тяжелые: напр., неоднократно по ночам тайно месил хлеб в хлебопекарне. 7 июня 1846 г. за отличное служение в должности благочинного М. был награжден набедренником. 18 июня 1848 г. М.

http://pravenc.ru/text/2561320.html

Н.В. Маслов Библиография Отдел I Труды Глинских старцев Труды игумена Филарета (Данилевского) Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА. Ф. 796. Оп. 102. Л. 936. Устав Екатеринбургского Новотихвинского девичьего монастыря. Устав Борисовской пустыни Курской епархии. Устав Уфимского Благовещенского девичьего монастыря. Поучение новопостриженному монаху. СПб, 1824//ЦГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д. 1000. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. Почаев, 1910. С. 5–32. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. 3-е изд. Глинской пустыни в перев. со славянского языка. Курск, 1911. С. 7–32. Поучение новоначальному перед постригом//До и после пострига.... Почаев, 1910. С. 3–4. Наставление о должности духовника, служащего инокиням//ОР РГБ. Ф. 214. ОПТ–292. Л. 81 об.–89. Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской чудотворной иконы и Краткое описание Глинской пустыни. Записки игумена Филарета 1823 и 1828 г.г.//Там же. С. 99. Труды иеромонаха Порфирия (Левашова) О воспитании девиц в духе истинно христианском//Странник. 1866. Сентябрь. С. 85–125. Взгляд на монашество//Странник. 1867. Февраль. С. 39–51. О причинах раскола//Странник. 1867. Июль. С. 123–129. Беседа со старообрядцами//Странник. 1867. Июль. С. 10–31. О бессмертии//Странник. 1868. Март. С. 95–102. Труды игумена Иассона Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1–8; 40. С. 9–16; 41. С. 17–24; 1894. 4. С. 25–32; 5. С. 33–40; 6. С. 41–43. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом)/Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894. Краткое сказание о жизни монаха Досифея/Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни монах Феодот. Издание Глинской пустыни. Одесса, 1909. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни/Собранное игуменом Иассоном. М., 1906. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

священник Павел Кадосов Священник Павел Кадосов – клирик храма Преображения Господня в Лесном, студент магистратуры Санкт–Петербургской духовной академии (pavel–kadosov@yandex.ru) И.А. Чистович (1828–1893) – выдающийся ученый, писатель, церковный и государственный деятель XIX в. Автор научных трудов, главным образом – по истории Русской Церкви в синодальную эпоху. Особое значение имя Чистовича имеет для Санкт–Петербургской духовной академии – он ее выпускник, преподаватель и создатель первых работ по ее истории. Исторические труды И.А. Чистовича основаны на архивных первоисточниках. Они вносят в науку много ранее не известных фактов и содержат обильный биографический материал. Все работы ученого отличает ясность изложения, доступность широкому читателю. Последние десятилетия своей жизни Чистович занимал высокие государственные посты – был вице–директором канцелярии обер–прокурора Святейшего Синода, управляющим Синодального Контроля; он играл значительную роль в церковном управлении. Достойна самого пристального внимания семья ученого. Его брат и племянники были известными врачами, сам Илларион Алексеевич первым браком был женат на дочери императорского духовника протопресвитера Василия Бажанова ; трое его внуков стали героями Первой мировой войны. В данной статье на основании архивных документов и воспоминаний современников изложена биография выдающегося церковного деятеля. Современным церковным ученым Илларион Алексеевич Чистович известен в первую очередь как историк. Действительно, наиболее значимые его работы посвящены различным страницам истории Русской Церкви в синодальную эпоху. Это «История Санкт-Петербургской Духовной Академии», « Феофан Прокопович и его время», «История перевода Библии на русский язык» и др. Труды Чистовича основаны на архивных первоисточниках, отличаются глубиной исследования и тщательным изучением документальных данных. Они внесли в историческую науку много новых фактов. Их ценность тем более ясна, что многие архивные документы, на которые опирался Чистович, в настоящее время утрачены. Другим важным достоинством сочинений Иллариона Алексеевича является их насыщенность биографическими сведениями, что не было типичным для его эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Содержание От составителя О Татиане и его апологии Татиана речь против эллинов Афинагор и его сочинения Об Афинагоре и его сочинениях Афинагора афинянина философа христианского прошение о христианах Афинагора афинянина философа христианского о воскрешении мертвых Св. Феофил Антиохийский и его три книги к Автолику о вере христианской О святом Феофиле Антиохийском и его книгах к Автолику Феофила к Автолику Книга первая Книга вторая Книга третья Ермий Философ и его Осмеяние языческих философов Об Ермие, сочинителе «Осмеяния языческих философов» Ермия Философа Осмеяние языческих философов Дополнение Мелитон Сардийский О Мелитоне Сардийском и его сочинениях Речь Мелитона философа, которую держал он перед императором Антонином, чтобы научить его познанию Бога и показать ему путь истины Минуций Феликс и его сочинение «Октавий» О Минуцие Феликсе и его сочинение «Октавий» «Октавий» Марка Минуция Феликса Св. Аристид и его сочинения Предисловие к апологии Св. Аристида [Речь] Аристида, афинского философа, о воззвании разбойника и об ответе Распятого Из письма Аристида философа ко всем философам Мученичество Св. Иустина Философа Предисловие к Мученичеству Святого Иустина Философа Мученичество святых Иустина, Харитона, Харито, Эвелписта, Иерака, Пеона, Ливериана и дружины их Акты и апология Аполлония Предисловие к актам и апологии Св. Аполлония Житие святого Аполлония отшельника     От составителя Предлагаемая вниманию читателей книга – завершающая в предпринятом издательством «Благовест» (при участии издательства «Паломник») переиздании памятников раннехристианской письменности в переводах протоиерея Петра Преображенского 1 (Писания мужей апостольских были выпущены Латвийским Библейским Обществом). Переводы апологетов, выполненные П. Преображенским (1828 –1893) в 1860–70-е гг. по изданиям Otto (Иустин и СДХА) и Harvey’я (Ириней), в текстологическом отношении достаточно надежны, поскольку за последние сто тридцать лет новых рукописей и фрагментов почти не было найдено. Конечно, прогресс патрологии очевиден в новых критических изданиях, но изменения касаются в основном уточнения смысла, комментариев и конъектур, так что фототипическое переиздание книг П. Преображенского с этой точки зрения вполне оправдано. 2

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИРЕР [нем. Cassirer] Эрнст (28.07.1874, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) - 13.04.1945, Нью-Йорк, США), нем. философ, культуролог, историк философии, культуры и науки; представитель марбургской школы неокантианства ; в 20-40-х гг. XX в. разработал собственную концепцию философской антропологии и философии культуры. Жизнь, философская деятельность, сочинения К. происходил из состоятельной евр. семьи. Его отец, Эдуард Кассирер (1844-1916), успешно вел торговлю в Бреслау, занимал влиятельное положение в местной евр. общине, участвовал в благотворительной деятельности, в частности финансировал городскую евр. больницу. По вероисповеданию семья К. формально принадлежала к иудаизму раввинистическому , однако активной религ. жизни никто из ее членов не вел. Вскоре после смерти матери К., в 1904 г., его отец переселился в Берлин, где жили мн. родственники Кассиреров. В марте 1892 г. К. окончил Иоханнес-гимназиум - частную школу для евр. юношей, основанную в 1872 г. Обучение в гимназии было построено по классическим принципам, особое внимание уделялось древним языкам - греческому и латинскому ( Meyer. 2006. S. 16-19). Образование (1892-1902) Неск. лет после окончания гимназии К. провел в поисках призвания: первоначально он проявлял значительный интерес к лит-ре и филологии, но постепенно под влиянием бесед с друзьями стал задумываться о том, чтобы профессионально изучать философию. Родители хотели видеть К. юристом; исполняя их желание, К. поступил на юридический факультет Берлинского ун-та, однако проучился здесь всего один семестр (летний семестр 1892). В кон. 1892 - нач. 1893 г. К. продолжил обучение в Лейпцигском ун-те, где посещал лекции известного психолога В. Вундта (1832-1920), однако и здесь он надолго не задержался. В мае 1893 г. К. перевелся в Гейдельбергский ун-т, но уже осенью вернулся в Берлинский ун-т, где записался на лекции по гуманитарным наукам, а также по физике и математике ( Krois. 2009. S. XXI). В письмах родным этого периода он с горечью сообщал о распространенности в нем. ун-тах антисемитских настроений, о своем внешнем и внутреннем одиночестве, об одолевавших его меланхолии и депрессии. Хотя К. тяжело переживал постоянную смену ун-тов, это позволило ему познакомиться с идеями целой плеяды выдающихся нем. интеллектуалов, к-рых впосл. он относил к числу своих учителей. К., в частности, слушал лекции философа В. Дильтея (1833-1911), психолога М. Дессуара (1867-1947), историка философии К. Фишера (1824-1907), литературоведов Г. Ф. Гримма (1828-1901), Э. Шмидта (1853-1913) и др.

http://pravenc.ru/text/1681289.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наука побеждать» фельдмаршала Гурко К именинам раба Божиего Иосифа 21.09.2020 901 Время на чтение 147 минут Года два-три назад, разыскивая материалы о герое Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов, «победителе Балкан», генерал-фельдмаршале Иосифе Владимировиче Гурко (1828 - 1901), обратилась к электронным каталогам ведущих Российских библиотек - Российской Государственной (РГБ), Российской Национальной (РНБ) и Государственной Публичной Исторической (ГПИБ). И, к моему счастью, лишь в одной из них - в Исторической, что находится на Ивановской горке Москве , обнаружилась единственная книга, автор которой был сам Иосиф Владимирович Гурко. Её название: «Свод замечаний командующего войсками по поводу произведенных им смотров-маневров с 1883 по 1892 г.», издана в Варшаве в 1893 году, когда исполнилось десятилетие со дня служения его на посту Варшавского генерал-губернатора и командующего войсками Варшавского военного округа - на «Передовом театре войны», как называли тогда этот край на западной границе Российской Империи. Заслуги И.В. Гурко на этом посту особенно ярко отмечены в Высочайшей Рескрипте, данном Царём-Мучеником Николаем II в Москве 14-го мая 1896 года (приводится в Приложении). Когда я получила книгу на руки, выяснилось, что это - конволют, то есть сборник, составленный из двух изданий, переплетённых в один том. И первая - книга В. Сухомлинова «Мюрат Иоахим-Наполеон, король обеих Сицилий. (Его смерть)» (СПб., 1896), а вторая брошюра поменьше, как будто упрятанная под первой, и есть книга Гурко. Причём имя автора проставлено на обложке карандашом сотрудниками Исторической библиотеки - именно они определили авторство! И определили верно, без всякого сомнения, ведь под приказами войскам Варшавского военного округа в тексте стоит подпись: «Командующий войсками, Генерал-Адъютант Гурко». Брошюра включает в себя 84 страницы текста и 5 листов чертежей-иллюстраций. При внимательном её рассмотрении оказывается, что фактически она является наставлением, заветом легендарного генерал-фельдмаршала своим солдатам и офицерам, своего рода «Наукой побеждать», как у Суворова, - подробной инструкцией, как надо проводить учения всех родов войск, на что обязательно обращать внимание, чтобы было «легко в бою». Многое в этих указаниях генерал Гурко взял из личного опыта, полученного во время двух Забалканских походов - летнего и зимнего - во главе отрядов во время Русско-Турецкой войны: это становится ясно, когда читаешь его рапорты и переписку 1877-1878 годов с Главнокомандующим Великим Князем Николаем Николаевичем Старшим (1831 - 1891).

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/21/...

Анастасий (Добрадин Алексей Михайлович), архп.Воронежский и Задонский Родился 10 марта 1828 года в семье причетника в селе Белые Кресты Новгородской губернии. В 1853 году окончил СПБ Духовную академию и I-ro декабря в том же году рукоположен во священника. В 1855 г. получил степень магистра богословия за свой труд «О христианских апологетах 2-го и 3-го вв.» С 12 сент.1858 г. священствовал в кафедральном Софийском соборе г.Новгорода и был назначен членом Духовной Консистории. С сентября 1860 г. был учителем латинского языка и смотрителем Новгородского Духовного училища. С декабря 1865 года перешел законоучителем в военную гимназию в Полоцке. I июня 1870 г. возведен в сан протоиерея. С 30 дек.1880 г. – ректор Витебской духовной семинарии. 26 марта 1882 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 6 июня 1882 г. хиротонисан во епископа Выборгского, 2-го вик.СПБургской епархии. 28 сент.1882 г. – епископ Старорусский, вик.Новгородской епархии. С 21 мая 1888 г. – епископ Калужский и Боровский. С 3 июня 1890 г. – епископ Воронежский и Задонский. С 19 сент. 1893 г. по 30 апр.1894 г. присутствовал в Святейшем Синоде. 6 мая 1902 г. возведен в сан архиепископа. 6 мая 1907 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Был избран почетным членом Церк.Археологич.Общества в г.Нью-Йорке. Скончался I-ro мая 1913 года и погребен в соборе Митрофаниевского монастыря. Духовный писатель и проповедник. Глубокий старец был добрый и крепкий, поражал всех своей неутомимостью и работоспособностью. ТРУДЫ : «0 христианских апологетах 2-го и 3-го века», (магистерская диссертация, 1855 г.) «Речи и слова». «Дух.Беседа» 1862. Ряд статей, напечатанных в «Правосл.Обозр.» за 1863 г. » 1865 г. » 1866 г. Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «ЦВ» 1882, 25. «Слова и речи». «Христ.Чтен» 1882, ч.I, стр.696 «Слова и речи» (1853–1893 гг.). СПБ, 1894· «Речи и слова». «Калуж.Епарх.Вед.» 1889 г. Изд. 2-е, 1890 г. «Ворон.Епарх.Вед.» 1890 г. «Пастырское послание возлюбленным о Господе чадам Церкви Воронежской».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Екимовка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Екимовское в качестве сельца упоминается в платежных книгах 1628 г. Успенская церковь в этом селе (Успенском погосте) в 1676 г. принадлежала к Спасской церкви с. Спасского, Калитинки тож, и не имела особого причта. В 1699 г. священник Игнатий подал челобитную рязанскому митрополиту Авраамию и при церкви был учрежден особый причт, так как в приходе было 7 помещичьих дворов, а всего - 50 дворов. Двухэтажная каменная церковь в честь Успения Божией Матери была построена в 1828 г. помещиком Василием Васильевичем Измайловым. К этой церкви было причислено вскоре и с. Спасское-Калитинки тож, так как со временем там был причт упразднен. В приход входили д. Присцово, Радугино, Затолокино, Каменка, Маврино, Минево. В клировой ведомости на 1915 г. указывалось, что церковь была построена в 1828 г., а в 1885 г. в ней был возобновлен иконостас и " поделаны крыльца в нижнем этаже. Зданием каменная, двухэтажная, крыта железом, крепка " . В ведомости указывалось, что с южной стороны верхнего этажа была сделана чугунная лестница, а с северной - железная. В 1911 г. церковь была отштукатурена и побелена на средства прихожанина Федора Степановича Гаврилова. Престолов в ней было два: в нижнем этаже во имя Честнаго Животворящего Креста Господня, а в верхнем - во имя Успения Пресвятой Богородицы. Утварью церковь была достаточна. По штату в ней были положены с 1873 г. один священник и один псаломщик, которым выплачивалось жалованье с 1893 г. по определению священного Синода от 13/20 ноября 392 рубля. Земли при церкви состояло: усадебной вместе с церковным погостом 2 десятины 1450 кв. саж., пахотной - 31 десят. 1431 кв. саж., сенокосной - 3 десятины, под половиной речки Свиридовки - 1500 кв. саж. Всего 37 дес. 550 кв. саж. Под церковным садом, пожертвованным Марией Ивановной Федюкиной, было 1660 кв. саж. Земля обрабатывалась собственными силами. Дома для церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, были построены тщанием самих священнослужителей и составляли их собственность. Церкви принадлежали деревянная сторожка и сарай для дров.

http://sobory.ru/article/?object=17013

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010