Standart Nr. B37 Reg.1821–70 Раздел 1. Книги Св. Писания в русском переводе 1. Первая книга Моисеева: Быmue. 1861. I. 1 . 2. Вторая книга Моисеева: Исход. 1861, 1862. I. 193. 3. Третья книга Моисеева: Лebum. 1862. I. 293. II. 305 . 4. Четверая книга Моисеева: Чucлa. 1862. II. 389. 1863. I. 417. II. 481 . 5. Пятая книга Моисеева: Второзаконие. 1863. II. 523. 545. 6. Книга Иисуса сына Навина. 1864. I. 3. II. 65. 7. Книга судей Израилевых. 1864. II. 81. III. 113. 8. Книга Pyфь. 1864. III. 155 . 9. Первая книга Царств. 1865. I. 1. II. 89. 10. Вторая книга Царств. 1865. II. 107. 1866. I. 161. 11. Третья книга Царств. 1866. I. 189. II. 217. 12. Четвертая книга Царств. 1867. I. 289. 13. Первая книга Паралипоменон. 1867. II. 385. 14. Вторая книга Паралипоменон. 1868. I. 477. II. 557. 15. Первая книга Эздры. 1868. II. 587. 16. Книга Неемии. 1869. I. 621. 17. Книга Эсфирь. 1869. I. 667. 18. Книга Иова. 1869. I. 1. II. 49. 1870. I. 71. 19. Притчи Соломоновы. 1870. I. 111. II. 147. 20. Книга Екклезиаста (перевод с еврейского). 1861. I. 3. Раздел 2. Творения св. отцов и учителей церкви и церковных писателей. Граматы и окружные послания первостоятелей православной церкви, имеющие характер символический и канонический Св. апостола Варнавы †76 21. Соборное послание. 1830. XXXVII. 3. Св. Ермы †96 22. Из 2-й книги Пастыря двенадцать заповедей. 1838. III. 127. Св. Климента, Епископа Римского †101 23. Первое послание к Коринфянам. 1824. XIV. 238. 24. Второе послание к Коринфянам. 1842. II. 43. Св. Дионисия Ареопагита около 96 25. О таинственном Богословии. 1825. XX. 3. Письма: 26. Гаию Ферапевту. 1825. XIX. 239. 240. 241. 27. Дорофею Диакону. 1825. XIX. 243. 28. Сопатру священнику. 1825. XIX. 244. 29. Демофилу монаху. 1825. XIX. 245. 30. Иоанну Богослову. Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмос. 1838. IV. 281. 31. Священноначальнику Поликарпу. 1838. IV. 283. 32. Священноначальнику Титу, который вопрошал св. Дионисия через письмо, что такое дом Премудрости, что ее чаша, пища и питие. 1839. I. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павловское. Церковь Воскресения Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова , Александра Невского Год постройки:1824. Адрес: Владимирская область, Ковровский район, с. Павловское Координаты: 56.215, 41.4783 Проезд:Из райцентра Ковров южный выезд на Сенинские Дворики, до трассы М7 14км. Далее по трассе на восток 9км до указателя " Павловское " . Церковь стоит поодаль трассы, южнее 1км, в прямой видимости. К ней ведёт асфальтированная дорога Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Село Павловское, при колодцах, от уездного города находится в 21 версте и от губернского города в 64 верстах. Первоначальные известия о селе и церкви относятся к началу XVII столетия и находятся в окладных патриаршего казенного приказа книгах; под 1628 годом в них записано: „церковь Господа нашего Исуса Христа в селе Павловском в вотчине князя Федора да князь Ивана Татевых дани двенадцать алтын четыре денги " ; а под 1632 годом показано: „по данным книгам монастыря то село отдано по князе Борисе, да по князе Иване Татевых в Троицкой монастырь и та церковь писать в Троицких вотчинах " ; во владении Троице-Сергиевского монастыря село оставалось до 1764 года, т. е. до времени отобрания монастырских населенных имений в казну. Существующая в селе каменная церковь, с таковою ж колокольнею, построена усердием прихожан в 1824 году, вместо бывшей ветхой деревянной церкви; в 1869 году также усердием прихожан при церкви построена каменная ограда. Престолов в церкви два: в холодной—в честь Воскресения Господня и в теплом придел — во имя Благоверного Великого Князя Александра Невского. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества имеется и хранится в ризнице. Церкви принадлежат здания: пять часовен, из коих две деревянные, и три каменные, и деревянная сторожка. Приход: село и деревни: Шиловская, Яковлево, Алешино, Сельцо, Михалково, Новинки, Алексеевка и Ченцы.—Всех дворов в приходе 163, душ мужского пола 422 и женского пола 452 души.

http://sobory.ru/article/?object=04035

§ I Иван Васильевич Чельцов , профессор петербургской духовной Академии по кафедре сначала общей, потом (с 1857 г.) древней церковной истории (со включением в церковную историю до 1869 г. и библейской истории), родился 28 августа 1828 г. Его отец, Василий Гаврилович Чельцов, окончивший курс студентом рязанской духовной семинарии в 1824 г., принадлежал к старинному священническому роду 2 и был священником сначала около 5 лет в с. Сосновка Зарайского уезда Рязанской губернии 3 , потом в г. Михайлов при Бо­городицкой церкви; скончался в сане протоиерея 23 ноября 1889 г. на 89 году жизни. Мать И. В. Чельцова , Ольга Николаевна, была дочерью Николая Прокопьевича Федоровского, сначала дьячка в Коломне и потом (с 1811 г.) в Москве, затем дьякона в Костроме (1814) и Коломне (1817); скончалась в 1871 г. Она именно содействовала переходу мужа из Сосновки в Михайлов чрез посредство своего дяди по отцу, архимандрита Гермогена, настоятеля Спасо-Андрониева монастыря в Москве 4 . И. В. Чельцов был вторым в семье по рождению. Всех детей в семье было 18; из них 9 умерли в раннем возрасте, и И. В. Потом был самым старшим из оставшихся в живых 7 братьев и 2 сестер. Материальное обеспечение обремененного большим семейством священника было и в уездном городе весьма недостаточное, и И. В.Чельцов вырос и воспитался в бедной обстановке. Для получения школьного образования сначала в духовном училище, потом в семинарии, он и затем его братья должны были отправляться в Рязань, отстоящую от Михайлова верстах в 60. Путешествие на родину на Пасху и на летние каникулы совершалось при этом, по недостатку средств для найма подводы, нередко пешком; во время подобных вынужденных прогулок в весеннюю пору И. В., по сообщению брата его, протоиерея Г. В. Чельцова, и прибрел еще до поступления в академию ревматизм, от которого он страдал впоследствии и который, в конце концов, отразившись на деятельности сердца, вероятно и ускорил потом его смерть. В петербургскую Академию, по окончании курса в семинарии (1842–1847), он отправился на свой счет (на казенный счет был отправлен туда Н. Н. Делицын). Помощь в материальном отношении оказал ему при этом дядя его по отцу, священник И. Г. Чельцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Аркадий, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский (Федоров Григорий Федорович) Родился в 1784 году в селе Дмитровском Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил духовное училище, затем Владимирскую духовную семинарию. В 1808 году, по окончании семинарского курса, как лучший ученик, был оставлен в семинарии учителем по разным предметам. 18 мая 1814 года принял монашество; 21 мая рукоположен во иеродиакона, а 24 мая – во иеромонаха. С 3 июля того же года – строитель Столбинской Николаевской пустыни. В этом же году (5 ноября) был определен экономом семинарии, учителем французского языка и библиотекарем. 23 декабря 1814 года утвержден смотрителем духовных училищ г. Владимира. 26 мая 1818 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Боголюбова монастыря. 18 марта 1819 года утвержден присутствующим Владимирской духовной консистории и освобожден от занимаемых должностей в семинарии. 23 ноября 1822 года назначен благочинным над мужскими монастырями. С июня 1823 года – ректор Могилевской духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеенского Богоявленского монастыря. В июне 1824 года назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 года – настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 года переведен на должность ректора Ярославской духовной семинарии. 3 февраля 1829 года хиротонисан во епископа Оренбургского. 8 августа 1831 года перемещен на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. С 29 марта 1851 года – архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1854 и 1855 годах вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 7 июня 1869 года уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 года. Погребен в Александро-Свирском монастыре. Архиепископ Аркадий, знаменитый иерарх Русской Церкви, по выражению профессора Троицкого И. E., «прирожденный миссионер, какие родятся только веками». Замечателен необыкновенно ревностной и плодотворной деятельностью против раскола и язычества. Ревность его подняла целое миссионерское движение в Пермской и Олонецкой епархиях и сопровождалась такими блестящими результатами, что число раскольников в Пермской епархии к концу пребывания его в Перми сократилось наполовину (от 150000 человек до 75000 человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ (в крещении Иоаким; 1806-1869, Киев), архим., иконописец. Происходил «из простых мещан Орловской губернии» ( Лебединцев. 1878. 8. С. 391). В послужных списках монашествующих Белобережской пуст. (1831-1832; дополнялись в 30-х гг. XIX в.- М. А. К.) упоминается как «казак из великороссов» из Черниговской губ. (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 33). В 1835-1841 гг. поновлял иконы и иконостасы, выполнял стенопись в храмах и мон-рях Орла, Брянска и Брянского у. Орловской губ. В 1836 г. принял постриг в Белобережской Иоанно-Предтеченской брянской пуст., в 1838 г. рукоположен во диакона. В 1836 г. в храмах Белобережской пуст. поновлял иконы, иконостасы, делал стенные росписи. В 1837 г. по разрешению Орловской духовной консистории «безвозмездно и собственным коштом» восстанавливал алтарные иконы и иконы местного ряда в иконостасе Успенского собора Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря близ Брянска (всего 306 икон кроме чудотворной Свенской-Печерской иконы Божией Матери (не сохр.); см.: Рапорты и отношения казначея Свенского монастыря Смарагда еп. Орловскому и Севскому Никодиму и игум. Венедикту (1839) - РГАДА. Ф. 1200. Д. 1824). Сохранился документ, зафиксировавший перечень красок и других материалов, закупленных для И. (Церковные постройки и починки Белобережской пуст. (1831-1837)//ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 56. Л. 4). В 1837 г. в Орле состоялась 1-я встреча И. с митр. Филаретом (Амфитеатровым), определившая его дальнейший путь. Митрополиту понравилась обновленная в 1835-1836 гг. настенная живопись 1803 г. (не сохр.) Казанского придела орловского Никитско-Ахтырского собора, которую иконописец выполнил со старшим братом, видимо, обучавшим его живописи. Митр. Филарет пригласил И. в Киев, но тот не мог оставить начатые под руководством брата живописные работы в Орле; вплоть до переезда в Киев И. поддерживал переписку с митрополитом ( Шиденко В. А. Живописная школа Киево-Печерской лавры// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï лаври. К., 2008. С. 8).

http://pravenc.ru/text/673969.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор преподобных старцев Глинских. Икона. XXI в. (Степанов Иаков Фирсович; 1824, Старооскольский у. Курской губ.- 17.09.1888, Глинская пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), архим., настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пуст. Род. в семье потомственных дворян, окончил Старооскольское уездное уч-ще. В 1845 г. поступил в Глинскую пуст., исполнял послушания письмоводителя и библиотекаря. Отличался необыкновенной памятью, спустя десятки лет мог дословно цитировать целые страницы текста, однажды прочитанного им. Окормлялся у старца прп. Илиодора (Голованицкого) , пользовался советами иеросхим. Макария (Шарова) . 7 авг. 1854 г. принял монашеский постриг, 10 июня 1855 г. рукоположен во диакона, 23 сент. 1856 г.- во иерея, 30 сент. 1861 г. награжден набедренником. По преданию, в 1861 г. иеросхим. Макарий предсказал игуменское служение И. в беседе с одной из посетительниц: «Этот будет игуменом. Хотя он и молод, но будет мудрым старцем» (Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхим. Макария. Курск, 1893. С. 41). В мае 1862 г. И. был избран настоятелем Глинской пуст., 2 авг. 1862 г. еп. Курским и Белгородским Сергием (Ляпидевским) возведен в сан игумена. По инициативе И. в пустыни был реконструирован и значительно расширен Богородице-Рождественский собор, построены корпус для пасечников на 10 келий, 2-этажный каменный корпус с мезонином на 29 келий (на гостином дворе), 2-этажная больница с аптекой и сушильней для лекарственных трав. Больница обеспечивала иноков и богомольцев стационарным и амбулаторным лечением. Ежегодно в ней лечилось ок. 160 чел., не считая жителей близлежащих селений. Заболевшие женщины получали медицинскую помощь в странноприимнице. За труды по благоустройству мон-ря 3 окт. 1864 г. И. была объявлена «признательность» епархиального начальства с внесением в его послужной список (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 2), 10 мая 1869 г. награжден золотым наперсным крестом, 29 апр. 1873 г.- палицей.

http://pravenc.ru/text/389627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНГСТЕНБЕРГ [Хенгстенберг; нем. Hengstenberg] Эрнст Вильгельм (20.10.1802, дер. Фрёнденберг, близ Дортмунда - 28.05.1869, Берлин), нем. протестант. богослов. Род. в семье, из к-рой вышло неск. поколений пасторов. По состоянию здоровья Г. не мог посещать школу и получил домашнее образование под рук. отца - И. Генгстенберга. В 1819 г. поступил в ун-т Бонна, где изучал философию (особенно Аристотеля ), филологию (в т. ч. араб. язык) и богословие. В 1823 г. получил степень д-ра философии за перевод и комментарии к «Метафизике» Аристотеля (Bonn, 1824), затем переехал в Базель (Швейцария) в качестве ассистента преподавателя араб. языка к проф.-ориенталисту И. Штелину. В 1824 г. занял место приват-доцента на философском фак-те Берлинского ун-та; год спустя получил степень магистра богословия; в 1826 г. стал экстраординарным профессором ВЗ; в 1828 г.-профессором. Г. руководил научным семинаром по изучению ВЗ, к-рый собрал наиболее талантливых молодых ученых, клириков и студентов. Влияние Г. на университетскую общественность было столь велико, что министр фон Альтенштайн попытался перевести Г. в др. ун-т, однако Г. отказался. В июле 1827 г. он стал редактором «Временника Евангелической церкви» (Evangelische Kirchenzeitung (EKZ)). Занимая эту должность на протяжении 42 лет, Г. оказывал огромное влияние на жизнь Евангелическо-лютеранской церкви и религ. жизнь Пруссии в целом. Г. решительным образом противостоял распространявшемуся богословскому рационализму: в предисловиях к ряду изданий он выступал против Ф. Шлейермахера (EKZ. B., 1829. Dez.), критиковал галльских богословов В. Гезениуса и Ю. Вегшайдера, считая, что их богословие не основано на Свящ. Писании и Символах веры (1830); мн. годы он боролся против влияния философии Гегеля на христ. богословие (ср. критику «Жизни Иисуса» Д. Ф. Штрауса в предисловии выпуска 1836 г.). Выпуск «Временника» 1854-1855 гг. посвящен критике римско-католического учения, в особенности догмата о непорочном зачатии Девы Марии.

http://pravenc.ru/text/162001.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБЕВ Моисей Александрович (5.11.1824, С.-Петербург - 22.08.1869, там же), проф. СПбДА, библеист. Род. в семье диакона, был назван Михаилом. После спасения при наводнении 7 нояб. 1824 г. в С.-Петербурге по инициативе крестных архим. Фотия (Спасского) и гр. А. А. Орловой-Чесменской при крещении был наречен Моисеем. Окончил Александро-Невское ДУ, в 1843 г.- СПбДС первым студентом, в 1847 г.- СПбДА, получив степень магистра за соч. «История Александрийского училища». 16 окт. 1847 г. оставлен в академии бакалавром по Свящ. Писанию, преподавал герменевтику с историческим и истолковательным обозрением Свящ. Писания ВЗ и НЗ. С 3 дек. 1848 по 5 нояб. 1851 г. состоял помощником инспектора, с 28 марта 1850 по 12 апр. 1856 г. был экономом СПбДА, с 21 авг. 1852 по 31 дек. 1956 г. преподавал англ. язык. С 25 нояб. 1853 г. был экстраординарным профессором, 10 дек. 1856 г. уволен из духовного звания, 8 апр. 1857 г. утвержден ординарным профессором. Прекрасно знал древние (евр., греч., лат.) и новые (нем., франц., англ.) языки. Опубликовал лишь малую часть своих трудов. Основная работа Г.- «Обозрение посланий св. ап. Павла к Коринфянам» (СПб., 1861. Т. 1; рец.: ПО. 1861. 4. С. 567; еще 2 тома не опубл.). Принимал участие в переводе «Церковной истории» Евсевия Памфила, бесед и толкований свт. Иоанна Златоуста и др. С 1860 г. состоял членом Комитета при СПбДА для перевода ВЗ с древнеевр. языка на русский. При его участии были переведены исторические и учительные книги ВЗ (перевод был доведен до середины Книги Иова), текст с 1861 по 1871 г. печатался в приложении к ж. «Христианское чтение» . Имел чин статского советника (1863), был награжден орденами св. Станислава 2-й и 3-й степени (1859, 1864), св. Анны 2-й степени (1868). Отпевание Г. совершено в лаврской Феодоровской ц. 25 авг. 1869 г. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры . На надгробном памятнике высечены слова: «Иже свидетельства слово Божие».

http://pravenc.ru/text/165307.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гергенрётер [Хергенрётер; нем. Hergenröther ] Йозеф (15.09.1824, Вюрцбург - 3.10.1890, аббатство Мерерау, Австрия), кард., нем. церковный историк. Род. в семье профессора медицины. Окончив гимназию, в 1842 г. поступил в Вюрцбургский ун-т, где до 1844 г. изучал богословие и философию. В 1844 г. Г. поступил в рим. Германский коллегиум, по окончании к-рого 28 марта 1848 г. был рукоположен во пресвитера. Продолжил учебу в Мюнхенском ун-те, совмещая ее со служением в приходе г. Целлинген (близ Вюрцбурга). В 1850 г. защитил магист. дис. «Учение о Божественном Триединстве у св. Григория Богослова Назианзина» (Die Lehre von der göttlichen Dreieinigkeit nach dem hl. Gregor von Nazianz, dem Theologen. Regensburg) и был назначен приват-доцентом Мюнхенского ун-та. В мае 1851 г. защитил в Вюрцбургском ун-те докт. дис. «Новые протестантские теории происхождения католической Церкви» (De catholicae ecclesiae primordiis recentiorum protestantium systemata. Regensburg). 3 нояб. 1852 г. назначен профессором Вюрцбургского ун-та, где преподавал церковную историю и каноническое право. С 1855 г. возглавлял кафедру канонического права и церковной истории. Основные научные интересы Г. были связаны с историей Византии IX в. В 1857 г. он издал соч. свт. Фотия К-польского «Тайноводительство о Св. Духе» ( Photii liber de Spiritus Sancti Mystagogia. Regensburg), в 1867-1869 гг. была опубликована главная работа Г., посвященная этому патриарху,- «Фотий, Патриарх Константинопольский: его жизнь, творения и греческая схизма» (Photius, Patriarch von Konstantinopel). 3 тома сочинения содержат основанный на первоисточниках исторический очерк Патриаршества Фотия, а также подробный обзор его трудов и богословских воззрений. В 1-й части дан краткий обзор истории К-польского Патриархата до сер. IX в. Несмотря на конфессиональную ангажированность Г., высокий научный уровень его исследования подготовил почву для объективной оценки деятельности патриарха Фотия, долгое время воспринимавшегося католич. традицией в крайне негативном образе виновника т. н. Фотиевой схизмы. В качестве приложения к этому труду Г. издал в 1869 г. рукописи, относящиеся к рассматриваемому им периоду. Среди др. его публикаций - статья о первом походе Руси на К-поль (Chilianeum. NF. Bd. 3. 1869).

http://pravenc.ru/text/164671.html

Калуга. Церковь Александра Невского при Хлюстинских богоугодных заведениях. Церковь благоверного князя Александра Невского при Хлюстинских богоугодных заведениях /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Хлюстинские же заведения, к которым приводит улица от плотины, возникли только в начале XIX в. Это целое поселение страждущих, колония, в которой идет своеобразная жизнь. Оно обязано своим возникновением Мосальскому помещику майору Акт. Сем. Хлюстину, который в 1802 г. предпринял для призрения инвалидов и умалишенных постройку дома стоимостью в 50 тыс. руб. асс. Сыновья жертвователя, Михаил и Семен, в 1809 г. докончили постройку, при которой была сооружена и церковь во имя Александра Невского, и передали в ведение Приказа Общественного Призрения, пожертвовав при этом деньгами 11 1/2 тыс. руб. асс. Этот дом и послужил той ячейкой, из которой потом выросли все больничные учреждения, сооруженные Приказом Общественного Призрения и известные под именем Хлюстинских. Уже в 1824 году они состояли из 7 корпусов каменных, 1 двухэтажного и 6 одноэтажных деревянных. В этом же, 1824 г. купец И.М. Золотарев пожертвовал каменный двухэтажный дом близ Хлюстинских заведений под особую городскую больницу и внес 50 тыс. руб. асс. Это был так называемый “Золотаревский больничный дом”, включенный Приказом Общ. Пр. в состав Хлюстинских заведений. В 1834 г. был построен главный больничный корпус, куда была переведена больница из Золотаревского дома, а он обращен в дом умалишенных. В 1869 г. 15 февраля Хлюстинские заведения перешли от Приказа Общественного Призрения в заведывание Калужского Губернского Земства. Больных и призреваемых обоего пола земством было принято 514, а капиталов 140 тыс. руб. Земство продолжало деятельность Приказа Общ. Пр. по улучшению оборудования учреждений и расширения их. Земство положило основание библиотеки для чтения при больнице, в которой несколько тысяч томов. Специально медицинская же библиотека при больнице существовала еще ранее; земство продолжает пополнять ее новыми изданиями. В 1888 г. была заново отделана больничная церковь. В 1895 г. расход на Хлюстинские учреждения был 117.147 руб. В настоящее время много более.

http://sobory.ru/article/?object=02813

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010