АСКОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатьевич (1813—79), русский писатель, журналист. В стихах (сборник “Басни и отголоски”, 1869) и прозе (“Записки звонаря”, 1862) — религиозное проповедничество, пафос верноподданнического патриотизма. В романе “Асмодей нашего времени” (1858) разоблачается тип “лишнего” человека, “кощунствующего” под влиянием “вольтерьянства” над религиозно-нравственными основами. Редактор и автор крайне правого еженедельника “Домашняя беседа” (1858—77).    ПАВЛОВА (урожденная Яниш) Каролина Карловна (1807—93), русская поэтесса, переводчица. Жена Н. Ф. Павлова. Лирика (“Стихотворения”, 1863), роман в стихах и прозе “Двойная жизнь” (1848).    БЮХНЕР Людвиг (1824—99), немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель вульгарного материализма; понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма.    МОЛЕШОТТ (Moleschott) Якоб (1822—93), немецкий физиолог и философ; в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии.    ФОХТ (Фогт) (Vogt) Карл (1817—95), немецкий философ и естествоиспытатель; участник Революции 1848—49; был заочно приговорен к смертной казни. Эмигрировал в Швейцарию. Утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень — желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму.    РИЧЛЬ (Ritschl) Альбрехт (1822—89), нем. протестантский экзегет и богослов, основоположник одного из гл. направлений либерально-протестантской школы экзегезы. Род. в семье лютеранского пастора, впоследствии епископа. Учился в Боннском и Галльском ун-тах. Одно время был близок к ортодоксии Толука, затем увлекся концепциями тюбингенской школы. Однако от тюбингенцев Р. оттолкнул спекулятивный характер их теологии и историософии. Сам Р. был “человеком с практическим складом, неспособный к метафизическим отвлечениям” (В.Керенский). Поэтому он перешел к поискам новой религиозной гносеологии. Путеводителями для Р. стали И. Кант и Шлейермахер. Отправляясь от их воззрений, он задумал построить автономную систему богословия, свободную от всякого умозрения и основанную на опыте внутренних переживаний человека. “Только познание из опыта, — утверждал он, — возвышается к действительности.”

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2, СПб., 1869. В предисловии от издателя указывалось, что «сборник сложен из двух томов прежнего издания… которые до сих пор стоили в продаже три рубля, а теперь в форме этого всею полностью совмещающего их сборника предлагаются за два рубля». 668 Заметочка… в «Гражданине»…— статья Лескова «Об обращениях и совращениях (Un discours en l’air)». — «Гражданин», 1874, от 9 декабря. 669 «Гражданин»… оповестит…— В от 23 декабря 1874 года редакция «Гражданина» сообщала, что «для будущего года… мы можем обещать «Исследование о штундистах» г-на Лескова, почтенного автора «Соборян» и т. п.». 670 «Москва» — газета политическая, экономическая и литературная. Выходила в 1867–1868 годах под редакцией И. С. Аксакова (во время цензурной приостановки — под названием «Москвич»). 671 Трубников, Константин Васильевич (1829–1904) — редактор-издатель газеты «Биржевые ведомости». 672 …статей Ваших о штундистах…— О штундистах известна лишь одна статья И. С. Аксакова «Некоторые безобразия русской жизни, и в частности причины распространения штунды» («Москвич», 1868, 25 января; см. также И. С. Аксаков. Полное собрание сочинений, т. IV, М., 1886, стр. 65–72). 673 Авксентий Курка — таращанский штундист; о нем Лесков говорит в вышеуказанной статье «Об обращениях и совращениях». 674 Филарет (Филаретов, 1824–1882) был ректором Киевской духовной академии с 1860 по 1877 год, затем — епископом рижским. 675 …роль Гамалеева. — Может быть, Лесков вспоминает о предательской политике Григория Михайловича Гамалея, полковника, генерал-есаула (вторая половина XVII века), бывшего одним из главных приверженцев гетмана Брюховецкого и перешедшего затем на сторону его противника. 676 …в изъятом из обращения сочинении Новицкого. — Духовной цензурой была запрещена к обращению книга: «О духоборцах, сочинение студента Киевской духовной академии Ореста Новицкого», Киев, 1832. Второе, дозволенное издание этой книги, под названием «Духоборцы, их история и вероучение», — Киев, 1882. 677 …предисловием Юрия Федоровича к богословскому тому соч Хомякова…— Речь идет о предисловии Ю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Щербина Николай Федорович (1821–1869) — поэт, автор стихотворений на античные темы и множества эпиграмм и памфлетов, в которых высмеивал демократическую литературу 1860-х годов. Лесков цитирует стихотворение Н. Щербины: «Наше время» (1867): в иной редакции, чем она напечатана в «Полном собрании сочинений» Н. Ф. Щербины. СПб., 1873, стр. 406–407. Лесков опустил строфу о Тургеневе и раскрыл все инициалы. 264 Когда мог Ольхин быть судьей — Ольхин А. А. (1839–1897) — сотрудник революционных изданий, во второй половине 1860-х годов стал мировым судьей. 265 …Черняев же от дел отставлен… — Черняев Михаил Григорьевич (1828–1898) — генерал, присоединил Ташкент к России в 1865 г., но был отозван, так как при нем происходил разнузданный грабеж завоеванного края, ставший достоянием гласности. 266 …Катков преследуем судьбой… — Каткову в начале 1866 г. угрожало закрытие его газеты за слишком резкие нападки на политику правительства в польском вопросе. 267 …А Писарев зело прославлен… — 1866 год — это время наибольшей популярности Д. И. Писарева. 268 …Когда стал чином генерал Служебный якобинец С сов… — Стасов Владимир Васильевич (1824–1906) — художественный критик и историк искусства, был членом общего присутствия 11 отделения Собственной его императорского величества канцелярии и служил в Публичной библиотеке в Петербурге, в 1863 году получил чин действительного статского советника. 269 Дудышкин Степан Семенович (1820–1866) — критик-либерал; фактический редактор «Отечественных записок». 270 «Эпоха» (1864–1865) — журнал братьев Достоевских. 271 …Ф. М. Достоевский принял компиляцию Бенни… — По указанию С. А. Рейсера (см. его книгу: Артур Бенни. М., 1933), Достоевский действительно напечатал компилятивную статью Бенни «Мормонизм и Соединенные штаты», но не в «Эпохе», а ранее — в журнале «Время» (1861, X, стр. 320–355). 272 П. Д. Боборыкин даже предложил ему постоянные переводы в «Библиотеке». — Боборыкин Петр Дмитриевич (1836–1922) — писатель, редактор «Библиотеки для чтения» (1863–1865), в своем журнале напечатал в переводе А. Бенни роман Диккенса «Наш общий друг». 273

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

8. «1984» Джордж Оруэлл Учебник обществознания Год 1949, перевод на русский — 1989 Страна Великобритания Цитата «Кто управляет прошлым, — гласит партийный лозунг, — тот управляет будущим» Тэги Человек и власть, сопротивление системе, маленький человек 9. «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес Учебник познания вечности Год 1967, перевод на русский — 1970 Страна Колумбия, опубликован в А­ргентине Цитата «Человек — вольная птица, пока мертвец не свяжет его с землей» Тэги Человек и война, реальность и волшебство, прекрасное далеко 10. «Гарри Поттер» Джоан Роулинг Учебник взросления Год 1997–2007, переводы — 2000–2007 Страна Великобритания Цитата «Для высокоорганизованного разума смерть — очередное приключение» Тэги Реальность и волшебство, борьба добра со злом, повесть о настоящем человеке, инфантилизм 11. «Мертвые души» Николай Гоголь Учебник русского характера Год 1842 Страна Российская империя Цитата «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». Тэги Авантюризм, русская душа, цинизм, погоня за богатством, сатира 12. «Анна Каренина» Лев Толстой Учебник семейной жизни Год 1875–1877 — журнальная публикация, 1878 — книга Страна Российская империя Цитата «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Тэги Любовь по-русски, человек и Бог, человек и дьявол, человек и власть, Россия на  распутье, ответственность за поступки 13. «Идиот» Федор Достоевский Учебник человечности Год 1868–1869 Страна Российская империя Цитата «Мир спасет красота» Тэги Человек и Бог, человек и дьявол, инфантилизм, сострадание 14. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд Учебник декаданса Год 1890, впервые переведен в 1906-м Страна Великобритания Цитата «Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу» Тэги Красота и уродство, вечность, и­нфантилизм 15. «Горе от ума» Александр Грибоедов Учебник русского менталитета Год 1824 Страна Российская империя Цитата «И дым отечества нам сладок и приятен» Тэги Человек и власть, искренность и ложь, Россия и Запад

http://pravmir.ru/genom-russkoj-dushi-10...

131 А. А. Павлов, из офицеров л.-г. уланского полка, чиновник особых поручений при мин. внутр. дел, камер-юнкер, с 1824 г. чиновник за обер-прокурорским столом в Св. Синоде, в 1827 г. Высоч. указом 3 Июля уволен за болезнью вовсе от службы с пенсионом по 1500 р. в год. Из сопоставления этого упоминания о Павлове с предыдущим выходит, что Филарет считал составителем проекта Павлова. В записках Н. В. Сушкова, писанных также по воспоминаниям покойного митрополита Филарета, составителем проекта прямо назван бывший при воспитании Наследника престола, генерал К. К. Мердер, лютеранин (Сушкова, Записки о жизни Филарета, стр. 134); но он не мог знать положения дел духовного ведомства так близко и подробно, как изложено в Записке. Может быть Павлов через него представил Записку Государю? 133 Митрополит Филарет отдал напечатать его лишь в 1861 г., когда по определению Святейшего Синода, с Высочайшего разрешения, вновь приступлено было к переводу священного писания на русский язык. Письмо о. Макария напечатано в Прибавлениях к творениям св. отцов 1861 г. кн. 2 и в извлечениях в Правосл. Обозрении 1861 г. ч. 6, стр. 273. 134 М. киевский занимал в Синоде второе место – после первоприсутствующего, по старшинству киевской митрополии перед московскою; м. московский – третье, хотя в сан митрополита возведен был и синодальным членом был много лет прежде назначения Филарета (Амфитеатрова) в киевские митрополиты. (Н. В. Сушкова, Записки о жизни Филарета, стр. 140). 135 „То правда – писал м. м. Филарет к своему викарному преосвященному Николаю (Соколову) – что архиереев перетаскивают слишком часто. Но что будешь делать? В Синоде соглашаются с сим замечанием; а когда дойдет до выбора, поступают по прежним примерам... Может быть найдется случай представить Государю Императору мысли против частых перемещений, которых и он не изволит любить без нужды“. (Чтения в Общ. Ист. и Древн. Рос. 1870 г. кн. 3 стр. 162). Классы епархий уничтожены в 1869 году, при обер-прокуроре Св. Синода графе Д. А. Толстом. Вместе с этим и перемещений архиереев из одной епархии в другую, в видах возвышения в старшую по классу епархию, прекратились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Только архим. Фотию (Спасскому) удалось доказать государю как пагубна та свобода с которой светская цензура одобряет вредные книги. 17 ноября 1824 года государь распорядился, чтобы книги о вере не были печатаемы без духовной цензуры. При имп. Николае I, по настоянию митроп. Серафима и Шишкова, Общество было закрыто Высочайшим указом от 12 апреля 1826 года. В дальнейшем распространение Писания среди инославных не встречало препятствий. В 1831 году было открыто специально для протестантов “Евангелическое Библейское Общество в России”. К нему перешла некоторая часть имущества закрытого Общества. С появлением русского перевода Библии, возникла возможность возрождения Библейского общества для русского населения. В 1869 году было учреждено “Общество для распространения Священного Писания в России”. Это Общество, в отличие от закрытого, само ничего не переводило и не издавало, а лишь содействовало распространению книг, изданных по благословению Синода. Основным способом распространения служило книгоношество, осуществляемое испытанными и преданными делу людьми. С 1880 года Обществу ежегодными субсидиями помогало американское Библейское общество. В 1871 году открылся “Отдел по распространению духовно-нравственных книг” при московском Обществе любителей духовного просвещения и состоявший под покровительством императрицы. ...С закрытием Библейского общества был остановлен выпуск приготовленного перевода Священного Писания на русский язык. Отпечатанные первые восемь книг Библии не были пущены в продажу. В обращении оставался только славяно-русский Новый Завет . Когда в 1826 году митроп. Филарет заговорил в Синоде о продолжении перевода, то митрополиты Серафим и Евгений высказались против (перевод Писания на народный язык – мол профанирует само Писание). С 1830 года начали появляться частные опыты перевода Писания на русский язык прямо с еврейского. Первый такой опыт принадлежит известному алтайскому миссионеру Макарию (Глухареву). В 1840 году он представил свою работу Синоду. Он настаивал на издании полной русской Библии, но его желание не встретило одобрения в Синоде. Более того, на него самого была наложена молитвенная епитимия. Но он продолжал работу и к 1843 году перевел все ветхозаветные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Чертковым. В работе издательства принимал деятельное участие Л. Н. Толстой. «Посредник» издавал также некоторые рассказы Лескова («Невидный Пруденций», «Пустоплясы» и др.). 225 Гумилевский, А. В. (1830–1869) — священник; был преподавателем Петербургской семинарии, потом священником; проповедовал идеи справедливости и равенства не в духе официальной церкви, за что в 1866 году был переведен в Нарву; известен как организатор воскресных школ; в 1867 году возвращен в Петербург. 226 Он начал проповедовать и… счел себя за Боссюэта…— Ж. Боссюэт (1627–1704) — французский проповедник, историк и богослов; блестящие по форме речи и проповеди ставят Боссюэта в один ряд с лучшими ораторами его времени. 227 …действовал в духе и силе нынешнего Мещерского. — Мещерский В. П. — см. прим. к рассказу «О квакереях», стр. 616. 228 Митрополит Исидор (Иаков Сергеевич Никольский, 1799–1892) — с 1860 года митрополит санктпетербургский и новгородский. 229 Архимандрит Федор Бухарев. — А. М. Бухарев (в монашестве Федор, 1824–1871), духовный писатель; его сочинение «О православии в отношении к современности» (СПб., 1860) вызвало резкий протест со стороны крайних сторонников церковного догматизма (в частности, Аскоченского); другие сочинения Бухарева также подвергались нападкам, сам он был обвинен в ереси и, наконец, подал прошение о снятии с себя монашества и вышел из духовного звания в 1863 году. 230 Ктиторская касса — касса церковного старосты. 231 …располагал к себе сердца состраданием, как к герою из-под Плевны. — Плевна (или Плевен) — город в Болгарии; во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов Плевна была освобождена русскими войсками после пятимесячной осады. 232 У кузнеца была вувермановская (белая) лошадь…— Вуверман, Филипп (1619–1668) — голландский художник, изображал военные сцены, игры, охоты, кавалькады. В его картинах видное место занимают лошади, особенно белые (по требованиям колорита). 233 …рассказывал о себе по секрету, что он через какое-то особенное дело стал вроде французской «Железной маски» или византийского «Вылезария»…— «Железная маска» — таинственный узник времен Людовика XIV, находившийся в парижской крепости Бастилии во второй половине XVII века (ум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

46 Ст. 2 положения об учреждении Грузино-имеретинской Святейшего Правительствующего Синода Конторы 17 октября 1814 г. Полный Свод Законов 25709. 48 Дикастерия в Кутаисе учреждена не была, так как вместо неё назначено быть лишь епархиальной канцелярии (17 окт. 1814 г. Полный Свод Законов 25709 п. 2 и 3 Высочайше утверждено 19 ноября 1821 г. доклад Святейшего Синода п. 11). 50 Архивное дело Синодальной Конторы «Об открытии Конторы» 1, 1815 г. Л. 15 и Акты кавказской археографической комиссии, т. V. стр. 413–414. 51 Так по высочайше утвержденному 19 ноября 1821 г. докладу Святейшего Синода положено в Грузино-имеретинской Синодальной Конторе, для совещания и объяснения местных обстоятельств по делам Имеретии, быть со стороны имеретинского духовенства члену, избрание которого предоставлено Конторе. По высочайше утвержденному 7 августа 1824 г. докладу Святейшего Синода, в той же Конторе назначено быть председательствующим экзарху Грузии с жалованьем 1200 р., членами – трем архимандритам: двум по Грузии и одному по Имеретии, из коих последнему производить жалованье из имеретинских церковных доходов, при чем каждому по 600 р. и одному протоиерею с жалованьем по 500 р. Последний штат действует и в настоящее время. 19 ноября 1821 г. Высочайшее повеление кн. Выс. пов. 287. Такое же изменение последовало в отношении канцелярии Конторы 22 декабря 1829 г. и коснулось назначения в штат служащих её нового должностного лица – архитектора, с присвоением ему XII класса по должности. Кн. Выс. пов. 1829 г. По Высочайшему повелению 23 декабря 1838 года произошло изменение в размере жалованья конторским чинам, которое значительно повышено сравнительно с прежними штатами. Указом от 23 марта 1840 и 15 декабря 1844 г., учреждены должности письмоводителя при прокуроре и чиновника за прокурорским столом, каковые, впрочем, впоследствии были отменены. Затем указами Святейшего Синода, от 31 марта 1864 г. и 10–24 декабря 1865 г. назначено было архитектору Конторы на отопление квартиры 100 р. и на чертежные материалы 25 р. Действующие ныне штаты по Конторе, высочайше утвержденные 7 июля 1869 г. в свою очередь также коснулись увеличения окладов жалованья чинам канцелярии Синодальной Конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

112 . Письма к князю М.Н. Голицыну (28 августа 1849 г.) (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, с. 90–92). 113 . Письмо к московскому военному генерал-губернатору графу А.А. Закревскому (20 февраля 1850 г. и 13 марта 1857 г.) (Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 244–245, 357). 114 . Письмо к архиеп. Иннокентию (13 февраля 1860 г.). См. Письма Иннокентию, митр. Московскому и Коломенскому, кн. II. СПб, 1898, с. 264. 115 . Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому (1834–1857 гг.) (Христ. чтен., 1884, ч. I, с. 194). 116 . Письма к Иннокентию, епископу Дмитровскому (Приб. к твор. св. отцов, 1871, 1872, 1886). 117 . Письма к Иннокентию, епископу Камчатскому от 25 ноября 1857 г. и от 7 декабря того же года (Рус. архив, 1881, кн. II, с. 25–28). 118 . Письмо митр. Филарета к костромчанам в ответ на поздравление их с пятидесятилетием архиерейского служения ( 6 сентября 1867 г., 472). См. Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 455. 119 . Письмо к генерал-губернатору Донского войска наказному атаману Д.Е. Кутейникову (Душеп. чтен., 1879, ч. I, с. 134). 120 . Письмо Московского митр. Филарета к главному директору императорской Павловской больницы, тайному советнику С.С. Кушникову (9 января 1824 г.). См. Душеп. чтен., 1891, ч. III, с. 307–310. 121 . Письма к епископу Дмитровскому Лаврентию (от 3 апреля и 9 мая 1819 г.). См. Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1869, кн. VI, с. 51–53. 122 . Письма к Леониду, еп. Дмитровскому, впоследствии архиепископу Ярославскому. М., 1883 и Душеп. чтен., 1883, ч. II, с. 103–119. 123 . Письмо преосвящ. Леониду, епископу Дмитровскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокалетием служения Его Высокопреосвященства на Московской пастве (6 июля 1861 г.) и 7 июля 1866 г. (Чтен. в общ. любит. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 70–72, 73). 124 . Письмо митр. Филарета Московской Церкви в ответ на ее приветствие с совершившимся пятидесятилетием от начала епископского служения Его Высокопреосвященства (16 сентября 1867 г.). См. Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 74–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Франц Теремин первоначальное образование получил во французской гимназии в Берлине, а закончил образование в галльском университете, где изучал богословие и филологию. По окончании образования он жил в Женеве, где получил посвящение в пастора и делал первые опыты проповед­ничества. В 1810 году он переселился в Берлин, где, после известного Ансильона, получил место проповедника в тамошней реформатской церкви. Природным языком его был язык французкий, и первоначально он проповедовал по-французски, хотя и имел желание проповедовать по-немецки. Это желание его исполнилось в 1814 году, когда он был назначен придворным проповедником и вместе проповедником главной соборной церкви. В 1824 году богословсий факультет грейфсвальдского университета почтил его тит­лом доктора богословия. В 1839 году он получил место экстраординарного профессора в берлинском университете, а в 1810 году сделан ординар­ным профессором. По должности профессора он читал гомилетику и ру­ководил гомилетическими занятиями студентов. 118 Die Beredsamkeit eine Tugend, oder Grundlinien eine systematischen Rhetorik, Gota, 1888, s. 62–63. 119 Philosophische und religiöse Begründung der Rhetorik und Homilemik, Leipzig, 1815. Sechstes Kapitel, S. 420–422. 432. 435. 445–9. 120 Philosophische und religiöse Begründung der Rhetorik und Homilemik, Fünftes Kapitel, s. 251–8 121 Die Beredsamkeit eine Tugend. Theremin. 1888. § 53. Erstes Buch 1. S. 52. Kant " s Kritik der Urtheilskraft. 1869. Berlin, S. 193–195. 122 Die Beredsamkeit eine Tugend Theremin. 1888, 1. Absicht und Nutzen der anzustellenden Untersuchung. S. 49–51. Cp. Philosophische und religiöse Begrundung Rhetorik und Homiletik, Schott. 1815. Sechstes Kapitel S.420–433. Читать далее Источник: Из истории гомилетики : Гомилетика в новое время, после реформации Лютера/[Соч.] проф. Киавской дух. академии Василия Певницкого. - Киев : Тип. И.И. Горбунова, 1899. - III, 545 с. (Из журнала «Труды Киевской дух. Академии» за 1896–99 г.) Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010