Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Андрей Николаевич (30.04.1806, Москва - 18.08.1874, Киев), камергер имп. двора (с 21 мая 1836), почетный член С.-Петербургской АН, действительный статский советник (1855), духовный писатель, церковно-общественный деятель, историк Церкви, паломник. Род. в семье генерал-майора Н. Н. Муравьёва и А. М. Муравьёвой (урожд. Мордвинова). Младший брат декабриста А. Н. Муравьёва, Н. Н. Муравьёва-Карского и М. Н. Муравьёва-Виленского. После смерти матери в 1809 г. воспитывался у родственников в С.-Петербурге. В 1815-1823 гг. проживал в Москве на ул. Б. Дмитровка в доме, в к-ром размещалась основанная его отцом школа колонновожатых. По признанию М., вопреки желанию отца, стремившегося дать сыну математическое образование, в нем зародилась «страсть к словесности» под влиянием наставника С. Е. Раича, родного брата митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) . В числе членов лит. кружка, организованного Раичем, были Ф. И. Тютчев , М. П. Погодин , С. П. Шевырёв, будущий посланник в К-поле В. П. Титов и др. В февр. 1822 г. М. был определен архивариусом в Московский архив Коллегии иностранных дел, в марте 1823 г. переведен на военную службу во 2-ю армию (г. Тульчин) под командованием ген. гр. П. Х. Витгенштейна. 7 мая 1823 г. зачислен юнкером 34-го Егерского полка, 3 дек. того же года произведен в прапорщики Харьковского драгунского полка. 3 сент. 1827 г. «уволен от военной службы с повышением чина, для определения к статским делам». С сер. 20-х гг. XIX в. участвовал в лит. жизни Москвы, был знаком с Е. А. Баратынским, А. С. Пушкиным , тесно общался с Погодиным, регулярно посещал лит. салон кнг. З. А. Волконской. Летом 1825 г., во время отпуска в Крыму, познакомился с А. С. Грибоедовым. В списках ходила трагедия М. «Владимир» (1826), в к-рой П. А. Вяземский отмечал «живость, огонь и признаки решительного дарования». В альманахе «Северная лира на 1827 год» вышла 1-я публикация стихотворений М. В том же году в Москве был напечатан единственный его поэтический сб. «Таврида». Начал работу над циклом трагедий из русской истории - пьес «Михаил Тверской», «Георгий Московский» и «Падение Перуна». Во время русско-тур. войны 1828-1829 гг. на зимних квартирах в Яссах познакомился с А. С. Хомяковым , впосл. не разделял его славянофильские и богословские взгляды ( Муравьёв. Знакомство с русскими поэтами. 1871. С. 16). В 1834-1837 гг. поддерживал знакомство с М. Ю. Лермонтовым , который на его квартире написал стихотворение «Ветка Палестины» с посвящением М. Об этом периоде жизни М. написал кн. «Знакомство с русскими поэтами» ( Хохлова. 1999. С. 159-160; Она же. 2001).

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

12 мая 1822 г. по благословению еп. Тульского и Белёвского Дамаскина (Россова) каширский соборный прот. А. Преображенский заложил каменный храм вмч. Никиты рядом с одноименной деревянной кладбищенской церковью (1696), обветшавшей к нач. XIX в. Строительство велось трудами купца Руднева, с 1815 г. являвшегося старостой кладбищенского храма. Первоначально возведение храма осуществлялось на доходы от служб в небольшой каменной часовне (1818), устроенной Рудневым в районе Венёвской заставы Каширы, вероятно, для чтимой иконы вмч. Никиты. Но денег не хватало, родственники купца, в т. ч. и супруга, считали его намерение «нелепостию». По преданию, однажды, поругавшись с супругой, Руднев ушел из дома, заснул прямо на кирпичах у строившегося храма. Во сне купец увидел вмч. Никиту, к-рый, взяв его за руку, пообещал «споспешествовать» строительству церкви. Вскоре каширский мещанин Лидский, владевший одной из прилегавших к храму усадеб, предложил Рудневу выкупить ее за любую цену, потому что «жить в этом доме больше не может». Оказалось, каждую ночь Лидскому являлся некий воин и требовал «очищать место под церковь» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 18-20). Руднев приобрел у Лидского усадьбу с постройками; еще несколько землевладельцев также пожертвовали участки. Руднев купил 18 дес. пахотной земли, выстроил сторожку, а затем 2-этажный корпус. Среди жертвователей церкви был и имп. Александр I, побывавший проездом в 1823 г. в Каширском у. Летом 1823 г. с трапезной стороны Никитского храма был освящен южный придел во имя вмч. Георгия Победоносца, в 1834 г.- северный во имя прор. Илии. Иконостас для Ильинского придела был привезен из упраздненной церкви с. Глазова. До освящения всей церкви богослужения совершались в Георгиевском приделе лишь по субботам и воскресеньям. До начала строительства каменного храма приход кладбищенской церкви был приписан к городскому собору, но указом Тульской духовной консистории от 15 апр. 1830 г. был восстановлен как самостоятельный. В 30-х гг. XIX в. был построен дом для клира, приобретена пахотная земля, в т. ч. 141/2 дес. было выкуплено у помещика Сорокина. С 1837 г. причту Никитской ц. дозволялось пользоваться доходами с 2 каменных и 2 деревянных домов, устроенных при часовне (1818) и сдаваемых в аренду. Руднев ежегодно выдавал клирикам жалованье (250 р.), а также на свои средства отапливал дом причта. В 1838 г. храму отошло с. Аладьино с 18 дес. пахотной земли, затем - Подгородная слобода. 1843-1919 гг.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Дмитрий Николаевич (5.11.1788, Москва - 25.01.1850, С.-Петербург), гос. деятель, историк, писатель, археограф. Из молдав. дворянского рода, сын Н. Н. Бантыш-Каменского . Получил блестящее домашнее образование, знал франц., нем., англ., итал. и лат. языки. В 1800 г. поступил юнкером в архив Коллегии иностранных дел, к-рым управлял его отец; в 1801 г. получил должность переводчика, в 1804 г.- чин коллежского асессора. В 1808 г. по повелению имп. Александра I отвез св. миро для серб. церквей в Белград, за что был пожалован в надворные советники. Во время Отечественной войны 1812 г. вместе с отцом участвовал в эвакуации архива Коллегии иностранных дел в Н. Новгород. В 1814 г. переведен в Коллегию иностранных дел, принимал участие в Венском конгрессе. Получил звание камер-юнкера и чин коллежского советника. В 1816-1823 гг. служил на Украине под началом кн. Н. Г. Репнина, занимался сбором сведений по истории Малороссии. С 1823 г. действительный член ОИДР. В марте 1825 г. произведен в действительные статские советники и назначен губернатором в Тобольск. В 1828 г. в результате сенаторской ревизии уволен с поста губернатора и причислен к Коллегии герольдии. В 1833 г., после окончания расследования Сенатом губернаторской деятельности Б.-К., был полностью оправдан. В 1834 г. уволился с гос. службы, намереваясь заняться исключительно историей и лит-рой, однако в 1835 г. поступил в Мин-во финансов. В 1836-1838 гг. служил виленским губернатором. В 1838 г. причислен к Мин-ву внутренних дел, в 1840 г. переведен в Департамент уделов. В 1841 г. пожалован в тайные советники. Похоронен в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре . Д. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. И. Матюшина. 1888 г. (ГИМ) Д. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. И. Матюшина. 1888 г. (ГИМ) Гос. службу Б.-К. сочетал с лит. трудом и занятиями историей, в т. ч. историей Русской Церкви. В 1-м сочинении Б.-К.- «Россиянин при гробе Патриарха Гермогена» (1804) - на фоне бурных событий нач.

http://pravenc.ru/text/77492.html

Алексино. Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Андрея Стратилата. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1778 и 1847. Адрес: Смоленская область, Дорогобужский район, Алексино Координаты: 54.785484, 33.401012 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Алексмно – село, центр Алексинского сельского округа Дорогобужского района. 630 жителей (2000 г.) Государственное унитарное предприятие конезавод «Смоленский». Расположено на берегу реки Рясны в 18 км к юго-востоку от Дорогобужа. Название образовано от «Олекса», разговорного варианта календарного имени. В древности на южной окраине нынешнего А. располагалось село Ведроши, рядом с которым в 1500 г. состоялась Ведрошская битва между литовскими и московскими войсками, победа в которой закрепила присоединение Дорогобужа к Москве и открыла путь к присоединению Смоленска. А. известно как деревня с 1610 г. (было пожаловано Михаилу Бартеневу). Входило в вотчину знатных землевладельцев Салтыковых. В 1774 г. было приобретено И.С. Барышниковым на имя своего покровителя графа И.Г. Орлова, так как лицам недворянского звания не разрешалась покупка крепостных. Вяземский посадский человек И.С. Барышников (1725-1784 гг.) разбогател на государственных подрядах, винных откупах и торговле хлебом. Его сын, Иван, дослужился до звания майора артиллерии, что давало ему право на потомственное дворянство (1789 г. – диплом на дворянское звание) и закрепления на свое имя приобретенных отцом имений. Со строительством церкви Михаила Архангела (1794 г.) А. превратилось в село, став преемником упраздненного села Ведроши (церковь Ильи Пророка). В конце 18 - начале 19 веков Алексино превращается в крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. Этим оно обязано своему владельцу Ивану Ивановичу Барышникову (1749-1834 гг.). Просвещенный человек, тонкий ценитель искусства, он привлек для строительства своего Алексинского имения таких выдающихся архитекторов, как Матвей Казаков и Доменико Жилярди. К кругу работ М.Ф. Казакова по стилистическим признакам могут быть отнесены такие постройки усадьбы, как церковь Михаила Архангела (барельефы для нее выполнены предположительно Ф. Шубиным), Андреевская крепость (оригинальный скотный двор в виде крепости, строился между 1798-1810 гг.), конюшня (конец 1780-начало 1790 гг.), комплекс хозяйственных построек (1780-е гг.). Строительство в это время велось при непосредственном наблюдении крепостного архитектора В. Жданова – ученика М.Ф. Казакова. С 1810-х г.г. для А. работал Д. Жилярди. Он, вероятно, проектировал усадебный дом (1819-1823 гг.) и музыкальный павильон (1810-1820 гг.). Строительство в усадьбе в этот период возглавлял крепостной архитектор Д. Поляков, ученик Д. Жилярди. Формирование парка продолжалось вплоть до 20-х годов 19 века. Кроме этого, в усадьбе были устроены каскадные пруды, цветники, оранжерея.

http://sobory.ru/article/?object=59041

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Голубович), архиеп. Минский и Бобруйский. Гравюра. Кон. XIX в. (Голубович Михаил Алексеевич; 8.11.1803, мест. Высоко-Литовск (ныне г. Высокое Каменецкого р-на Брестской обл., Белоруссия) - 6.03.1881, мест. Жировицы (ныне дер. Жировичи Слонимского р-на Гродненской обл., там же)), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью. Род. в семье дворянина, униатского священника, в 1816-1823 гг. учился в Слуцкой гимназии, затем в Главной ДС при Виленском Имп. ун-те. По окончании семинарии со степенью магистра богословия 14 сент. 1828 г. рукоположен во униат. иерея. Главная семинария отличалась «мирным соприкосновением» белого униат. духовенства с «римским», ее называли рассадником архиереев: помимо митр. Иосифа (Семашко) семинарию закончили еще 5 его сподвижников, дослужившихся до архиерейского сана ( Киприанович. 1897. С. 14). 7 окт. 1828 г. открылась греко-униатская Литовская ДС при Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . 27 нояб. того же года М. А. Голубович был назначен ее 1-м инспектором и профессором. С 10 февр. 1829 г.- д-р богословия (каноническое право), диссертацию защитил в Виленском ун-те. После того как стал совмещать должности преподавателя догматического богословия и церковной истории в семинарии и заседателя (асессора) Литовской униат. консистории, оставил инспекторство. 22 авг. 1835 г. Голубович был возведен в соборные протоиереи (протопресвитеры) и 7 сент. 1835 г. определен вице-председателем (вице-оффициалом) Литовской униатской консистории. Являлся вице-председателем учрежденной еп. Иосифом (Семашко) комиссии, которая испытывала «в способностях и познаниях всех предназначаемых к священно- и церковно-служительским местам», а также к другим местам служения по епархиальному управлению (Там же. С. 98). В то время Голубович познакомился с гродненским губернатором М. Н. Муравьёвым. По воспоминаниям последнего, когда в 1834 г. еп. Иосиф начал совершать в Жировицах службу без возглашения имени папы Римского и собирать со старших клириков подписки о готовности присоединиться к Православию, «один Михаил Голубович… противился этому по наущению католиков». «Семашко обратился ко мне, и вскоре Голубович смирился, сделавшись впоследствии ревностным православным» (РС. 1882. Т. 36. 12. С. 630-631). Он не только дал подписку о воссоединении с Православием, но и убеждал это делать других, напр. прелата М. К. Бобровского в Пружанах во время совместных с еп. Иосифом (Семашко) ревизий Каменецкого и Брестского благочиний.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Надежда Теплова Теплова (в замужестве Терюхина) Надежда Сергеевна (1814–1848) – поэтесса. Самой яркой звездой на женском поэтическом Олимпе Пушкинской эпохи была, вне сомнения, Евдокия Ростопчина, истоки женской романсной лирики тоже связаны с ее именем благодаря вокальным произведениям М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского. Роль Надежды Тепловой, Марии Лисицыной, Анны Готовцевой, Елизаветы Шаховой, Каролины Павловой и даже предшественницы Ростопчиной, «русской Сафо», Анны Буниной, гораздо скромнее. А.С. Пушкин не без основания жаловался на равнодушие русских женщин к поэзии, что и вызвало известный отклик Готовцевой – «несправедлив твой приговор» и пушкинский ответ на «недосказанный упрек». У Надежды Тепловой не было причин для подобного упрека. В 1830 году, выделив «Денницу» М.А. Максимовича среди «альманашного половодья», Пушкин особо отметил как «приятную новость в нашей литературе» стихи поэтесс. В альманахе были представлены три поэтессы – Надежда Теплова, ее старшая сестра Серафима Теплова и Мария Лисицына. Надежде Тепловой в ту пору было пятнадцать лет, ее сестре – немногим более восемнадцати, а самой старшей из них Марии Лисицыной – двадцать, но уже в 1829 году у нее вышла книга стихов и прозы, которая, как отмечалось в отзыве Николая Полевого, «может устыдить многих наших поэтов». Считается, что поэтический талант сестер Тепловых открыл Максимович. Так оно и было в дальнейшем. Но до «Денницы» этот «триумвират» юных русских поэтесс уже достаточно ярко заявил о себе в «Дамском журнале». Женская поэзия, да и женская проза, многим обязаны этому популярному московскому журналу, издававшемуся П.И. Шаликовым с 1823 по 1833 год. Но ни журнал, ни его издатель, поэт-сентименталист Петр Шаликов, прозванный «вздыхаловым», не делали «погоды» в литературе. В Петербурге Антон Дельвиг с 1825 года издавал «Северные Цветы», а в Москве таким форпостом ближайшего пушкинского окружения стала «Денница» Максимовича. В трех выпусках его альманаха, вышедших в 1830, 1831 и 1834 годах, наряду с Пушкиным, Веневитиновым, Петром Вяземским, Баратынским, Федором Глинкой, Языковым, Иваном Киреевским, предстали русские поэтессы.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Остров. Симанский Спасо-Казанский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1897. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, Островский район, г. Остров, ул. Малая Пионерская, 80 Координаты: 57.339492, 28.361966 Проезд:От Острова на запад по северному берегу Великой, после Рубилово по указателю на Тишино, через мост, после деревни и леса - направо по грунтовке (церковь будет видна). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Спасо-Казанского женского монастыря тесно связана с историей дворянского рода Симанских и одной их вотчин - селом Екатерининским Псковской губернии Островского уезда. Село Екатерининское было основано Александром Лукичом Симанским (1752-1810) в конце XVIII века. Своим названием оно обязано его жене племяннице первого профессионального русского актера Федора Волкова Екатерине Григорьевне Волковой (1762-1829). После смерти Екатерины Григорьевны Екатерининское унаследовал один из ее сыновей - Владимир Александрович Симанский(1786-1860). Владимир Александрович служил в морском ведомстве и в 1823 году, после выхода в отставку с чином действительного статского советника, вместе с семьей поселился в Екатерининском. За ним числилось более ста душ крепостных, около ста десятин земли, несколько деревень, обширный парк, оранжерея и сама усадьба. Кроме того, недалеко от усадьбы он содержал постоялый двор с конюшней, кузниц и переправу через реку Великую. Село Екатерининское располагалось на берегу реки Великой и состояло в приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы г. Острова, находившейся в одной версте от него на противоположном берегу реки. Во время разлива реки Великой имение Симанских вместе с его обитателями оказывалось отрезанным от приходской церкви и кладбища. Последнее обстоятельство заставило владельцев имения устроить на своей земле кладбище и возвести на нем каменную часовню. Последняя была построена в 30 саженях от господского дома. В 1834 году Псковская Духовная консистория запретила хоронить при часовне.

http://sobory.ru/article/?object=08678

Рига. Церковь Троицы Живоначальной при Рижском военном госпитале. Rgas hospita Vissvts Trijdbas pareizticgo baznca /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1829 и 1835. Архитектор:А. Штауберт, Иоганн Эдуард де Витте Адрес: Латвия, Рига, ул. Инвалиду, 1 Invaldu iela, Rga, Latvija Координаты: 56.977602, 24.141791 Проезд:электричкой до станции Браса, трамвай 11 до остановки " Станция Браса " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Госпитальная церковь Рижский военно-сухопутный госпиталь был основан при Петре Великом еще в 1710 году. Первый каменный корпус здесь, у границ Петербургского форштадта, был возведен в 1809-1810 годах по проекту петербургского архитектора Фёдора Ивановича Демерцова (1762-1823). Это было одно из первых зданий классицизма в городе. С 1829 по 1835 годы госпиталь был расширен строительством огромного П-образного двухэтажного корпуса, в центре которого находилась госпитальная церковь во имя Пресвятой Троицы. Автором проекта был архитектор Александр Штауберт (1780-1840), работами руководил инженер Иоганн Эдуард де Витте. Новое просторное больничное здание вместе с корпусом Ф. Демерцова и флигелями сформировало архитектурный ансамбль в стиле позднего русского классицизма. Комплекс активно служил как военный госпиталь вплоть до 80-х годов XX века. И ныне здесь расположен центр военной медицины Национальных Вооруженных сил Латвии, но здание ветшает. Вход в госпитальную церковь, как и главный вход госпиталя, находился со стороны внутреннего двора, через портик дорического ордера. Объем алтарной части бывшего храма выдвинут с наружной стороны здания, фасад церкви оформлен пилястрами ионического ордера, увенчан фронтоном с изображением Божьего Ока. Над крышей храма раньше возвышался крест. В церкви был трехнефный молитвенный зал. Хоры над боковыми нефами опирались на ионические колонны. Одноярусный иконостас был выполнен также в стиле классицизма. Вот описание церкви в перечне храмов Военного ведомства начала XX века: «Церковь Рижского военного госпиталя в честь Св. Троицы. Праздник госпиталя день Св. Троицы. Помещается в центре госпитального здания, расположенного на окраине Риги, прямо против главного подъезда. Устроена церковь в 1834 году инженерным ведомством, в два света, с 10 колоннами внутри, с богатыми орнаментами, великолепными хорами с трех сторон храма; с коридора второго этажа на хоры ведут двое дверей. Вмещает церковь до 400 человек. В стене госпиталя сооружена доска, на которой вырезано: Государь Император Александр I при Высочайшем посещении больных в сем госпитале благоволил вкушать здесь от пищи оных».

http://sobory.ru/article/?object=34221

Санкт-Петербург. Собор Андрея Первозванного. /// Объект утрачен По образцу собора в 1816-1823 гг. построен собор Александра Невского в г. Ижевске (автор адаптированного проекта - арх. С.Е. Дудин) Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 20 июня 1805 г. (ст. ст.) митрополитом Новгородским и Петербургским Амвросием в присутствии императора Александра I со свитой был торжественно заложен собор св. Андрея Первозванного. Собор строился по проекту главного архитектора Морского ведомства А.Д. Захарова. Работы по сооружению собора велись с 1805 по 1817 гг. В разные годы в его строительстве и преобразованиях принимали участие архитекторы А.Н. Акутин (1811-1817 гг.), Ф. И. Трапезников (1834 г.), Р.И. Кузьмин (1852 г.), В.В. Виндельбандт (1872 г.), Н.А. Долбинский (1897 г.). Освящение собора было совершено 26 августа 1817 г. (ст. ст.) Филаретом, епископом Ревельским. Ко времени сооружения собора площадь вокруг него была обстроена плохими деревянными зданиями, между которыми находился старый гостиный двор. Первоначально собор был однопрестольный и оставался без всяких переделок до 1852 г. С 1853 по 1855 гг. к бокам собора были сделаны пристройки, так что план собора вышел крестообразным. В пристройках этих устроены были приделы: в правом во имя апостолов Петра и Павла, а в левом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм стал трёхпрестольным. Строительство велось без остановки даже во время Крымской войны. Освящение главного престола было совершено 19 марта 1955 г. (ст. ст) местным духовенством в присутствии великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. В 1876-1877 гг. собор был расширен по бокам на запад на средства почётного гражданина Владимира Дмитриевича Никитина, и одновременно обустроили и соборный сквер. Решётка вокруг сквера была изготовлена на заводе «Сен-Галли» в Петербурге на пожертвования И.И. Сергиева. 12 декабря 1855 г., после окончания С.-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия, Иоанн Ильич Сергиев, женившись на дочери оставшегося за штатом протоиерея К.П. Несвицкого Елизавете Константиновне, занял место младшего священника собора. И.И. Сергиев прослужил в соборе св. Андрея Первозванного 53 года до самой своей смерти. В 1875 г. И.И. Сергиев был возведён в сан протоиерея, а в 1897 г. стал настоятелем собора. За эти годы число прихожан увеличилось более чем вдвое, и назрела необходимость дальнейшего расширения собора.

http://sobory.ru/article/?object=35051

Яромаска. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В середине XVII в. возник Успенский-Лихоткин Яромаский монастырь на правом берегу реки Камы. При слиянии рек Яромаски и Камы издавна существовало городище (археологическая атрибуция – III-V вв.), оно занимало узкий мыс, сплошь покрытый лесом. Удаляясь от него на 2 км к юго-востоку (через речку Яромаску), местными жителями была выстроена обитель. Она заняла ровное возвышенное плато. Никаких данных по монастырю практически не сохранилось, но обследование местности показывает, в плане территория представляла собой прямоугольник. Имелось две деревянные церкви: теплая в честь Чудотворца Николаев и холодная – Успенская. Был обнесен оградой, с тремя воротами: северные врата, обращенные на городище, здесь же имелся спуск к Каме (сохранился),южные врата – на с.Вознесенское (Сарапул),скорее всего Святыми центральными вратами стали западные, что часто встречается в планировках монастырей Вятской и Великопермской епархии (ансамбли г.Орлова, г.Слободского, г.Кирова, г.Соликамска, г.Чердыни и др.). Монастырь был основан в 1682 г. и упразднен в 1764 г. Монастырский ансамбль положил начало селу. Место расположения городища было заброшено, активное строительство началось вокруг стен монастыря, в результате чего он стал центральным ансамблем поселения, а затем и центром села. Монастырь был пожалован угодьями от царей Ивана и Петра Алексеевичей и находился в ведении Московского Саввы Сторожевскаго монастыря. В 1764 г. монастырь был упразднен, а братия переведена в Уфимский монастырь. Как памятник существования монастыря близ Сарапула, в городской Никольской единоверческой церкви сохранилось напрестольное евангелие, отпечатанное в 1654 г.   Региональную самобытность среды определила связь с прикамской ветвью школы А. Д. Захарова. Его ученики—архитекторы Камских заводов С. Е. Дудин (Ижевск) В. Н. Петенкин (Воткинск). Выдающееся значение имеют шедевры С. Е.Дудина: храмы в Ижевске— собор Александра Невского (1823 г. Соавтор А.Д. Захаров), Сарапул—Петра и Павла (1824 г.), Яромаске (1834 г.), Вавоже (1835 г.), Мазунине (1836 г.).  

http://sobory.ru/article/?object=02834

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010