46 Штейн Иван Федорович (? – 1837) – русский и украинский театральный деятель, антрепренер. В 1804 – 1809 гг. – режиссер и балетмейстер крепостного театра Ю. А. Илинского в Романовке (ныне Житомирской обл.); преподавал танец в киевской гимназии (1809 – 1811) и Харьковском университете (1812 – 1816). В 1817 – 1818 гг. содержал Харьковский вольный театр. В 1821 г. основал собственную труппу из состава Полтавского вольного театра. Труппа выступала в Харькове, Одессе и других городах. В 1836 г. прекратила существование. 47 Млотковский (Млатковский, Молотковский) Людвиг Юрьевич (около 1795 – 1855) – украинский и русский актер, режиссер и антрепренер. В 1833 г. в Курске основал труппу, которая в 1836 – 1843 гг. работала в Киеве и Харькове. Репертуар для нее писали И. П. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко. 48 Сементовский Константин Максимович (1823 – 1902) – украинский этнограф и фольклорист. Окончил Нежинский лицей. Труды: «Очерк малороссийских поверий и обычаев», «Замечания о праздниках у малороссиян», статьи о И. П. Котляревском, Г. Квитке-Основьяненко. 49 Бодянский Осип Максимович (1808 – 1877) – украинский и русский филолог, историк, писатель и переводчик, один из основателей славистики в России, член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1854). Родился в Варве (ныне Черниговской обл.). В 1834 г. окончил Московский университет. В 1837 – 1842 гг. находился в научной командировке в славянских странах. В 1842 – 1868 гг. – профессор кафедры истории и литературы славянских наречий. С 1845 г. – секретарь Московского общества истории и древностей российских при Московском университете. В «Чтениях Московского общества истории и древностей российских» опубликовал много материалов по истории Украины и России, народные песни. 50 Речь идет о книге «Краткое описание о казацком малороссийском народе и о военных его делах» украинского историка П. И. Симоновского (1717 – 1809), изданной О. М. Бодянским в 1847 г. в Москве. В этой работе Симоновский выступил как сторонник гетманского устройства и политической автономии Украины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В этом отношении он особенно рекомендует исправляющего должность смотрителя прот. Матвея Афанасьева, который «соединяет в себе отеческую попечительность с начальническою важностью и строгостью к ученикам». В 1829 г. семинарское правление имело рассуждение об ученике приходского класса М. Д–ском, который, по донесению училищного начальства, подвержен был сильным мочеиспусканиям не только в сонном, но и в бодрственном состоянии. Семинарский доктор не находил удобным лечить его в своей больнице, родные же отказались взять его к себе по многосемейности. Правление определило поместить его на казенный счет в клинику для излечения. – В 1834 г. назначен помощник инспектора в петропавловское училище, а в 1837 г. и в ал. невское, по представлению учил. ректора Антония. При перестройке петропавловского училища, в 1837 г., учебные комнаты отделены от спальных и явилась необходимость усилить надзор за учениками. По представлению училищного начальства, семинарское правление признало полезным учредить особых надзирателей или гувернеров и представило на утверждение митрополита трех кандидатов на эту должность из окончивших курс семинарии, которые и утверждены. На будущее же время вообще постановлено назначать надзирателей в училище. В 1840 г. дозволено допускать надзирателей к нсправлению учительской должности в 1-м приходском классе. Принятие училищных воспитанников на казенное (бурсачное или полубурсачное) содержание зависело так же от усмотрения сем. правления, которое пересылало и деньги на содержание и соображалось при этом с теми или другими педагогическими и экономическими условиями. В 1815 г. положено на бурсака 110 р., а полубурсака 75 р. для спб. епархии, по представлению семин. правления. В 1823 г. мещанин Фрол Алексеев подал прошение митрополиту о принятии племянника его И., сына бывшего колпинского дьякона, который был болен помешательством, – на полный бурсачный оклад в училище. Митрополит написал: «семинарскому правлению рассмотреть; и буде можно: то сиротствующего диаконского сына определить на полное казенное содержание».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

368 Эмили Дикинсон писала… — Грин цитирует одноименное стихотворение выдающейся американской поэтессы Эмили Дикинсон (1830–1886). Филдинг и Стерн Опубликовано в 1937 г. 369 Драйден, Джон (1631–1700) — английский поэт, драматург, критик, крупнейший представитель классицизма. 370 Карл II (1630–1685) — английский король из династии Стюартов. Иаков — имеется в виду Иаков II (1633–1701) — английский король (1685–1688) из династии Стюартов, исповедовал католицизм. Вильгельм — см. комм. к стр. 33. Ньюмен — см. комм. к стр. 95. Хопкинс, Джерард Мэнли (1844–1889) — английский поэт, эссеист, католический священник, член ордена иезуитов. Бернет, Гилберт (1643–1715) — шотландский историк, епископ, автор фундаментального трехтомного труда «История реформации церкви в Англии» (1679, 1681, 1715). 371 Аддисон, Джозеф (1672–1719) — крупнейший английский поэт, драматург и эссеист эпохи классицизма. Роу, Николас (1674–1718) — английский поэт и драматург–классицист. Уичерли, Уильям (1640–1716) — английский комедиограф–классицист. Бен, Афра (1640–1689) — первая в Англии профессиональная писательница, автор многих романов и пьес. Хед, Ричард (1637–1686) — английский прозаик; Керкмен, Френсис — английский прозаик. В 1671 г. роман «Английский мошенник» опубликован как плод совместного творчества обоих романистов. «Модный брак» — комедия (1672) Дж. Драйдена. Каули, Абрахам (1618–1667) — английский поэт, комедиограф, эссеист. 372… в основу целой школы бейджей, бэнкрофтов и блоуэров… — Бейдж, Роберт (1728–1801) — автор фантастических романов об «идеальном устройстве общества». Бэнкрофт, Эдвард (1744–1821) — английский эссеист, автор заметок о путешествии по Гайане (1769). Блоуэр, Элизабет — английская писательница, современница Р. Бейджа и Э. Бэнкрофта, автор популярных романов об экзотических странах. Лэм, Чарлз (1775–1834) — английский поэт, прозаик, эссеист. Основное произведение — «Очерки Элии» (1823), образец романтической эссеистики. «Сказка бочки» — политический памфлет (1704) английского писателя–сатирика Джонатана Свифта (1667–1745).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

1806 Lagrange, «Le Judaisme avant Jésus-Christ». Paris, 1931, p. 353; 362. 1807 «Discours sur l " histoire universelle», Π part., chap. 19. 1808 Gross, op. cit., p. 77. Автор основывается на L. Dennefeld. «Le Judaisme». Paris. 1925, pp. 90—91. Эту же точку зрения в особенности выдвигает Moore. «Judaism in fhe first centuries of the Christian era». Cambridge. 1927, II vol.. pp. 311—319. Lagrange, сильно смягчает этот взгляд. 1809 Cf: Gross. op. cit. pp. 93—94. 1810 Проф. В. Несмелов. «Наука о человеке», т. II. Казань, 1906, стр. 37. 1811 Theaet. 176 В. Cf: Respubl. X, 613; Leg. IV, 716. 1812 Ennead. l, 2. 3, 15—20. 1813 Ennead. VI, 9, 9, 56—60. 1814 «De incarnat. Verbi», cap. 54. — MPGr. t. 25, col. 192. 1815 «Adv haeres.» III, X, 2. — MPGr. t. 7, col. 873. 1816 Октоих, гл. 1, неделя, утро, канон крестовоскресный, песня 1-ая. 1817 Октоих, гл. 7, четверток вечера на «Господи воззвах». 1818 Октоих, гл. 6, вторник, утро, 1 канон, пЬснь 6-ая. 1819 Октоих, гл. 1, среда, повечерье, канон, песнь 3-я. 1820 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 3-я. 1821 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 5-я. 1822 Октоих, гл. 3, четверток, повечерье, канон, песнь 1-я. 1823 Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8-й. 1824 Октоих, гл. 8, среда, утро, канон Кресту, песнь 8-я. 1825 П. Минин. «Главные направления древне-христианской мистики». — «Бог. Вестн,.», 1911. декабрь, стр. 823—824. 1826 Abbé Freppel. «Clem. d. Alexandrie» P. 1865, p. 485. 1827 Gross, op. cit. pp. 173; 184. 1828 Минин, op. cit. «Бог. Вестн.», 1911, декабрь, стр. 832—838; и 1914, июнь, стр. 307. 1829 Gross. op. cit. p. 185. 1830 Минин, op. cit. 1914, iюhь, стр. 307—308. 1831 Минин, op. cit. 1913, май, стр. 151; 156—157. 1832 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 315—324. 1833 И. Попов. «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского». «Бог. Вестник». 1905, июнь, стр. 243; 237. 1834 MGPr. t. 37, col. 685. 1835 ibid., col. 678 A. 1836 «De opific. homin.» cap. 16.— MPGr. t. 44, col. 180: 1837

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

соборе: апостолы мерным шагом, один за другим, приближаются к Иисусу Христу, фигуры и позы их одинаковы; расстановка фигур – редкая. Ангелы с рипидами, неизвестные в Евхаристии по памятникам ранее XI в., и появившиеся в этой композиции, вероятно, под влиянием средневековых литургических изъяснений, не позволяют признать целое изображение памятником ранее VIII в.; возможно, что оно не древнее киевских мозаик. Точное решение вопроса о древности его на основании копий кн. Гагарина невозможно. 1820 Крыжановский, Киев. моз. Зап. арх. общ., т. VIII, 251 (автор говорит на основании «Писем с Востока»); Dobbert, S. 20 (со слов Крыжановского). Айналов-Редин, Киево-Соф. соб., стр. 62, примеч. 7. 1821 Древн. Росс. госуд., особая таблица. Dobbert, S. 18. Крыжановский: Зап. археол. общ., т. VIII, стр. 249–251. Закревский, II, 792–793. Митр. Евгений, Опис. Киево-Соф. соб., стр. 42–43. Сементовский, стр. 84. П.Н. Полевой, Очерки русск. ист. в пам. быта, II, рис. 15–16. Schlumberger, Un empereur byzantin au X-me siècle Nicephore Phocas, p. 353 (неполное изображение). Айналов-Редин, Киево-Соф. соб., стр. 59–64. Прохоров, Христ. древн., 1875–1877 гг., табл. без Прот. Скворцов, Опис. Киево-Соф. соб., 15. Фундуклей, Обозр. Киева, табл. к стр. 38. Е.Е. Голубинский , Истор. русск. церкви, т. I, 2-я полов. стр. 167. Снимок в натур. велич. в моск. историч. музее. 1823 Прохоров, Хр. др., 1875–1877. Крыжановский, стр. 261–265. Закревский, II, 536–538. А.В. Прахов, Киев. пам. виз. русск. иск., табл VI (Труды Моск. арх. общ., т. XI, вып. III). 1827 Зап. общ. люб. кавказ. археол., кн. 1 под ред. Берже и Бакрадзе, стр. 35. Кавказ. стар., 1872 г., 1, стр 23. 1831 Примеры: Еп. Макарий, цит. соч., II, 50–52; В. и Г. Холмогоровы, Историч. матер. о церквах и селах XVI-XVIII вв., IV, 14, 30, 46, 47; V, 39, 107, 108; VI, 24, 25, 26 и др. 1834 Platner u. Bunsen, Beschreib. d. Stadt Rom, II Bd., S. 204. Bock, Gesch. d. liturg. Gewänder, I, Taf. VII. Прохоров, Xp. др., 1864, табл. I-III. Didron, Annales archéol., I, p. 152. Schnaase, Gesch. d. bild. Künste, III Bd., 1; Abtheil, S. 263. Bayet, L’art byzant., p. 218. Schlumberger, Un empereur, p. 301. Мы полагаем, что это не есть одежда западных императоров, но саккос греческого патриарха, и относим его, вместе с Прохоровым, к XVI в. 1835 K.H. Тихонравов, Шитая пелена XV в. в суздальском Рожд. соб. Изв. археол. общ., т. I, стр. 212–214. 1836 С. Крыжановский, О древн. воздухе, хранящ. в ряз. Крестовой церкви. Изв. археол. общ., т. II, стр. 297 и след. Снимок в красках доставлен нам А.В. Селивановым; сравнивая его с кратким описанием суздальской пелены Тихонравова, полагаем, что эти два памятника очень сходны между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Лебедева за 20 лет она обратила до 6 000 осетин. По упразднении ее в 1792 г. миссионерское дело возложено было на открытое в Моздоке викариатство Астраханской епархии, епископом которого был грузин Гаий Токаов. Викариатство это существовало до 1799 г. Затем Кавказ подвергся усиленной пропаганде ислама , ослабившей все последние успехи православия. В 1814 г. русское правительство решило снова восстановить Осетинскую миссию, организовав ее на этот раз в более обширных размерах (до 24 лиц) под управлением телавского архиепископа Досифея и с содержанием от казны до 14 700 руб. в год. Действия ее пошли довольно успешно, так что за 3 года она обратила более 6 000 осетин; в 1816 г. правительство отпустило ей 24 000 руб. на строение и возобновление церквей. Особенно сильно оживилось миссионерское дело, когда в нем принял участие экзарх Грузии Феофилакт Русанов , обративший преимущественное внимание на развитие духовных средств миссии, на лучшее оглашение крещаемых, переводы богослужебных книг и строение церквей. Число обращенных при нем (1817–1821) дошло до 47 000 из разных племен; церквей устроено до 40, 29 – для одних осетин. Его преемник Иона Васильевский поддержал его дело. К 1823 г. осетины обращены были почти все; число всех обращенных из разных племен дошло до 60 900, образовавших 67 приходов. В 1840-х и 1850-х гг. число обращений доходило до 1 000 и 2 000 человек в год. Но в то же время не дремала и пропаганда ислама , особенно на востоке Кавказа, в обеих Кабардах и на Черноморском берегу. В 1820 годах в Дагестане и Чечне начало распространяться фанатическое учение, известное после под именем мюридизма, проповедовавшее безусловное повиновение имаму и казават (религиозную войну против неверных). Первым имамом был Кази-Мулла в Дагестане. Первоначальные движения фанатиков были подавлены русскими, но только на время. С 1834 г. мюридизм успел объединить всю восточную группу кавказских племен и повел длинную и упорную борьбу с русскими под начальством знаменитого имама Шамиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Он был расположен на север- —181— ном склоне горного отрога Ливана, выдававшегося вплоть до самого моря, и составлявшего собой пограничную линию между Тиром и Сидоном 1822 . Отсюда дорога шла опять же вблизи самого моря к древнему финикийскому городу Сарепте. Направо пред взорами свв. путешественников поднимались амфитеат­ром уступы Ливана, над которым возвышался могучий великан – вершина Санин 1823 – которого арабские поэты воспевали в образе исполина, носящего на своем челе зиму, на плечах – весну, на лоне – осень, у ног – спя­щее лето 1824 . На расстоянии 7 часов от Тира 1825 по береговой приморской дороге в Сидон 1826 , лежал древ­ний финикийский город 1827 Сарепта () Ζρεπτα 1828 Ζαρφθα 1829 у Иосифа Флавия, Ζραπτα у Стефана Византийского, Ζρα у Скилакса). Сарепта сначала при­надлежала Сидодскому округу 1830 во время Скилакса она уже именовалась Сарептой Тирской в описываемое же время она по-прежнему принадлежала к Сидону и на­зывалась Ζρεπτα τς Σιδνος 1831 . Еще во времена Моисея этот город славился своими богатыми железными и мед­ными рудниками 1832 , на что указывает и самое его еврей­ское название 1833 . Но еще больше Сарепта славилась сво- —182— ими виноградниками и превосходным «сарептским ви­ном 1834 . Но свв. путешественникам, конечно, дорого было это место не этим; в их уме с ним связыва­лись известные страницы Ветхого Завета, где повест­вуется о том как св. Пророк Илия чудесно пропиты­вал здесь бедную, но любвеобильную вдовицу, как он воскресил ее умершего сына 1835 . Возможно, что благо­говейному взору свв. путешественников был показан и сохранявшийся дотоле тот бедный дом, где обитал св. пророк 1836 . По выходе из Сарепты свв. путешественники вступили в узкую, не более одной мили ширины, долину 1837 . Она отличалась особенною плодородностью и разнообразием растительности; далее и теперь на всю Сирию славятся сидонские фрукты 1838 . В северном конце этой долины, на выступавшем к берегу моря горном отроге, был рас­положен знаменитый финикийский город Сидон () Ζιδν, Sidon) 1839 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—121— В 1814 году вместе с царскими чертогами или Писаревскими палатами 718 в собственность академии поступили два больших, исполненных масляными красками портрета императриц Елизаветы и Екатерины из которых первый был написан в 1762 году в Москве небезызвестным в свое время портретистом А. Антроповым. Сама академия время от времени приобретала на свои средства портреты почему-либо дорогих для нее лиц, например: Московского митрополита Платона († 1812 г.), Московского архиепископа Августина († 1819) г., Псковского, Лифляндского и Курляндского архиепископа Мефодия († 1815 г.). Названные портреты, вошедшие теперь в состав академической коллекции, но хранившиеся ранее в актовом зале и библиотеке академии, вместе с несколькими древними гравюрами, висевшими также в последней, и могли, нам кажется, послужить невольным началом собрания древностей при Московской Академии, могли в некоторых питомцах ее возбудить мысль пожертвовать в родную академию имевшиеся у них предметы древности. Говорим: кажется, потому что документальная история интересующей нас коллекции начинается лишь с 1823 года. 29 ноября последнего гравированным портретом упомянутого архиепископа Мефодия «усердствовал Академии родный брат оного преосвященного коллежский советник Петр Алексеевич Смирнов» 719 . Десять лет спустя после этого, в 1834 году, ректор Костромской семинарии архим. Афанасий Дроздов, бывший ранее бакалавром Московской Академии по классу священ. писания и английского языка, пожертвовал в последнюю около ста девяноста монет и около тридцати медалей и жетонов – русских и иностранных. Любопытна «опись этим монетам, медалям и жетонам», составленная и наполовину собственноручно, по-видимому, перебеленная о. Афанасием 720 . Она обнаруживает в нем не простого —122— антиквария, а человека с незаурядными познаниями в нумизматике, истории и филологии, умевшего читать и изъяснять загадочные легенды на монетах в то время, когда в нашей литературе еще не существовало сколько-нибудь полного, строго-научного сочинения о русских, а тем более иностранных деньгах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VI. Французские миссионерские общества: 1) Парижское Евангелическое Миссионерское Общество (Sociele des Missions evangeliques) составилось в 1823 году из небольших миссионерских кружков, оказывавших вспомоществование Базельской миссии; ныне оно содержит на свои средства 56 собственных миссионеров в Сенегамбии, французском Конго, южной Африке, на островах – Мадагаскаре, Тайга, Маре. На нужды миссии оно жертвовало в 1884 году 251,143 марки, а в 1900 году – 880,000 марок. Орган его: Journal des Missions evangeliques. 2) Миссионерское Общество свободных церквей Швейцарии (Шевиота Romande) основано в 1874 году, ныне оно содержит 18 миссионеров в южной Африке; расход его на нужды миссии: в 1884 году – 43,000 марок; а в 1900 году – до 145,000. Орган его: Bulletin Missionnaire. VII. Американские миссионерские общества: 1) American Board (доска, стол) of Commisstoners for foreign (иностранных) Missions, просто называемый Board, был учрежден индепендентами в 1810 году и носит характер конгрегационалистический, находится в Бостоне. Сначала учредители его только хотели примкнуть с своими пожертвованиями к Лондонскому Миссионерскому Обществу; но в 1872 году, когда средства его из 4,000 марок возросли до 54,445 марок, члены его решили открыть свою собственную, самостоятельную миссию в Индии, затем немного спустя – на о. Цейлоне, среди индейцев Северной Америки, в Смирне, на о. Гавайи, в Китае, Японии, на о.о. южного океана, в Мексике, в западной и южной Африке, Армении, Палестине, Австрии, Испании и Турции. В настоящее время это общество содержит на свои средства 828 миссионерских стана, 163 миссионера, 369 миссионерских помощников, 154 туземных пастора, 296 общин, 10 врачей и 107 девиц, ухаживающих за больными, 973 школы. В это число не вошли 45 миссионерских станов, 341 миссионер и 945 миссионерских помощников, содержащихся с 1873 года на средства Гавайскаго евангелическаго Общества (Hawaian Evang. ssociation), которое является отделение Board’a. Board израсходовал на нужды миссии: в 1884 году – 2,039,692 марки; а в 1900 году – 2,570,000 марок; Гавайское Общество: в 1834 году – 1,800,000; в 1900 году – 1,842,000 марок. Орган его: Mission Herald.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

u. Krit. 1832 r., – статья, маленькая по объёму, но произведшая большое впечатление силой анализа; там же и в том же году им напечатала статья Ueber Kolosser 1:15–20. Вышепоименованные работы Шлейермахера помещены во втором томе его Sämmtliche Werke, Berlin, G. Reimer, 1836. Потом изданное Люкке по смерти Шлейермахера Hermeneutik und Kritik mit besonderer Beziehung auf das Neue Testament, herausg. v. F. Lücke, Sämmtl. Werke, 7-ter Band, Berlin, G. Reiter 1838; затем также уже посмертное издание Шлейермахеровых чтений по введению в Новый Завет: Einleitung ins Neue Testament, herausg, v. C. Wolde, Sämml. Werke, 8-ter. Band, Berl. Reimer 1845; наконец уже в 1864 году изданные Рютеником (под заглавием; Das Leben Iesu, Verlesungen an der Universität zu Berlin im Jahr 1832, gehalten von. F. Schleiermacher, heransg. von Rütenik, Beriln, G. Reiter, 1864), по конспекту и запискам, лекции Шлейермахера, читанные им в 1819:1820:1821:1823–1829 и в последний раз в Берлине в 1832 г. См. Vorwort. 2338 С особенной систематичностью применил воззрения Шлейермахера к учению Ап. Павла Usteri в Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes, 5-е издание, в Цюрихе 1834 г. См. Schleiermacher, Einleitung §§ 52–53 и 39–40 и дал. 2341 Hermeneutik стр. 143 дал. и особ. 169–200 ср. Einleitung §§ 70. 71. 74. 75. 76. и Leben Jesu см. цитат далее. 2349 Dies u. a...dienm mit zur Bestätigung der Unächtheit des Briefes... wir müsten ihn als deuterokanonische Schrift, in Canon lassen. Einl. § 97, S. 413. 2350 Dass der Brief nicht in das apostolische Zeitalter gehört, können wir mit Bestimmheit sagen. Einl. § 97, S. 415–416. 2352 Так о воскрешении Лазаря Шлейермахер утверждает, что оно совершено не Христом непосредственно, но Богом Самим при посредстве Христа. Ср. подобное же Габлеровское разделение чудес на такие, которые совершены Христом и которые объясняются естественно, – и такие, которые совершены над Христом и относятся к области мифов. 2355 Таковы все богословы примирительного направления, из которых одни, как Сторр, Люкке и мн., в экзегесе являются полными супранатуралистами, – а другие более склоняются к рационализму.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010