Вятская, учр. в 1657 г. Кафедра в Вятке Епископы и Архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674. Иона Баранов 1674–1699. Архп. c 1682. Дионисий Ушаков 1700–1718. Архп. Алексий Титов 1719–1733. Архп. c 1731. Лаврентий Горка 1733–1737. Киприан Скрипицын 1737–1739. Вениамин Сахновский 1739–1742. Варлаам Скамницкий 1748–1748. Антоний Илляшевич 1748–1755. Варфоломей Любарский 1758–1774. Лаврентий Баранович 1744–1796. Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Яковлев-Орлин 1796–1804. Серафим Глаголевский 1804–1805. Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 1817– 1822. Павел Павлов (Морев) 1823–1827. Кирилл Богословский-Платонов 1827–1882. Иоанникий Образцов 1832–1835. Нил Исакович 1835–1838. Неофит Соснин 1838–1851. Елпидифор Бенедиктов 1851–1860. Агафангел Соловьев 1860–1866. Христофор Еммаусский 1866–1866. Аполлос Беляев 1866–1885. Архп. с 1800. Макарий Миролюбов 1885–1887. Сергий Серафимов 1887–1896. Алексий Опоцкий 1896–1901. Никон Софийский 1901–1904. Филарет Никольский 1904. Главовское викариатство, учр. в 1889 г. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893. Симеон Покровский 1893–1894. Варсонофий Курганов 1894–1904. Филарет Никольский 1904. Павел Поспелов 1905. Сарапульское викариатство 14 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872. Палладий Пьянков 1872–1877. Павел Вильчанский 1878–1878. Нафанаил Леандров 1878. Тихон Донебин 1882–1886. Никон Богоявленский 1888–1889. Епископы (в г. Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891. Анастасий Опоцкий 1891–1893. Алексей Соболев 1893–1895. Никодим Боков 1895–1900. Владимир Благоразумов 1901–1902. Михей Алексеев 1902–1906. Арсений Тимофеев 1906–1909 15 . Мефодий Великанов 1909. Гродненская 16 Кафедра в Гродно Епископы Гродненские и Брестские: Иоаким Левицкий 1900–1903. Никанор Каменский 1903–1905. Михаил Ермаков 1905. Белостокское викариатство, учреж. в 1907 г. Епископы: Владимир Тихоницкий 1907. Грузинская (Экзархат Грузинский) 17 Кафедра в Тифлисе Эхзархи Грузии, Митрополиты и Архиепископы Карталинские и Кахетинские 18 (c 1818 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкови/Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г. (приложение к журналу «Русский паломник»). – 1908, ноябрь. – С. 193. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – СПб., 1862. – С. 104–105. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 227, 228. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 555. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 63. 64. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 22. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 699, 702, 723. Жизнь святителя и чудотворца Иннокентия, первого епископа Иркутского. – М., 1887; Томск, 1890. Повествование о Сибири. Латинская рукопись столетия, изданная с российским переводом и примечаниями Григорием Спасским. – СПб., 1822. – С. 73–78 (1817 г.). Исторические сведения о монастырях. – М., 1852. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; доп. т. 1. – С. 389. Иркутские епархиальные ведомости. – 1863, 3–12. Афонская летопись//Душеполезные собеседования. – 1911. – С. 376. Православный собеседник. – Казань, 1855, кн.З. – 1899, январь. – С. 123–132; март. – С. 370. – 1905, ноябрь. – С. 513–530, 550. – 1911, январь. – С. 127, 130. – 1913, февраль. – С. 122. Церковный вестник. – 1891, 33. – С. 517; 37. – С. 588. 1895, 31. – С. 986; 32. – С. 1020.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1899 г. М.Х. Гутман расписал в нем стены и свод. В 1912-1913 г. Л.П. Шишко капитально перестроил флигель по Соляному переулку, оставив храм на прежнем месте. В 1854-1869 гг. в гимназической церкви священствовал о. Константин Добронравин (будущий епископ Псковской и Порховской Гермоген), в 1877-1895 гг. – известный проповедник прот. Константин Иоаннович Ветвеницкий, а с 1895 г. до закрытия – прот. Павел Васильевич Любославский. В 1916 г. при церкви начало работу братство, объединившее столичных учителей Закона Божьего. Церковь закрыта в 1918 г. и через пять лет ликвидирована. В новом здании сейчас – средняя школа, в старом – детский сад. Авторы: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. http://www.encspb.ru/object/2804676582?lc=ru С.-Петербургская 3 гимназия находится в Гагаринской улице Литейной части, подле Пустого рынка. В основание этой гимназии легло устройство учебного заведения, основанного по высочайшему повелению императора Александра I, данному 25 октября 1817 г., и назначенного для приготовления учителей для уездных и приходских училищ. Оно носило название " Второй разряд педагогического института " . К началу 1819 г. уже собран был состав начальствующих и учащихся института, хотя на самом деле институт еще не существовал. Между тем, 18 февраля 1819 г. главный педагогический институт преобразован был в С.-Петербургский университет, а потому и предположенный к открытию Второй разряд педагогического института переименован был в учительский институт, состоящий в ведомств С.-Петербургского университета, и под этим названием открыт был 19 сентября 1819 г. в доме митрополита римско-католических церквей в России Станислава Сестренцевича-Богуша, на Большой Мещанской улице; правильные учебные занятия начались в нем с января 1820 г., но по окончании перестроек, 26 марта 1822 г. институт переименован был в пансион казенных гимназистов, а позже переименован был в С.-Петербургскую гимназию, которая должна была приготовлять учителей для низших училищ и студентов для университета, и состояла под ведением правления университета.

http://sobory.ru/article/?object=12002

Рисунок 23. 1897 год. Н.К. Чуков – епархиальный наблюдатель церковных школ Олонецкой епархии 79 Здание СПб. Духовной академии (современный адрес – наб. Обводного канала, д. 7) построено в 1817–1821 по проекту архитекторов Д. Кваренги (1744–1817) и Л. Руска (1758–1822). Академический храм был освящен во имя свв. 12 Апостолов. См.; Гинзбург А. М. Об авторах известных зданий.//Ленинградская панорама. 1982. 10. С. 35–36. 80 Чуков Н. К., прот. Мои воспоминания. Ч. 2. В Духовном училище и академии (1889–1895 гт.). 1934. Машинопись в библиотеке СПб. ДА. С. 9. 81 Икона Божией Матери, именуемая «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), прославилась 23 июля 1888 в часовне на Стеклянном заводе. Ныне находится в Троицкой («Кулич и Пасха») церкви Санкт-Петербурга. 85 «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» учреждено 4 апреля 1881 г. Организатором и первым председателем Общества был протоиерей Казанского собора Михаил Ильич Соколов. 87 «Общество вспомоществования недостаточным студентам СПб ДА» учреждено 12 апреля 1877 по мысли профессора СПб ДА Владимира Васильевича Никольского. Н. К. Чуков впоследствии состоял действительным членом общества. См.: Протоиерей Смирнов Я. Я. Двадцатипятилетие (1877–1902) Общества вспомоществования недостаточным студентам С.-Петербургской Духовной академии. СПб. 1902. 88 Вопросы философии и психологии» – журнал, издававшийся в Москве в 1889–1918 (с 1894 – Московским психологическим обществом). 89 «Вестник воспитания» – научно-популярный журнал для родителей, издававшийся в Москве в 1890–1917. 90 «Исторический вестник» – историко-литературный иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1880–1917. 91 «Русское обозрение» – литературно-политический и научный журнал, издававшийся в Москве в 1890–1898 97 Дарвин Чарлз. «Происхождение человека и подбор по отношению к полу». Перевод Ивана Михайловича Сеченова (1829–1905). СПб., 1871. 98 Ломброзо (Lombroso) Чeзape.«Genioe follia» (1864–1876), русский перевод: «Гениальность и умопомешательство» (1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Самой древней церковью в монастыре была церковь теплая, каменная, построенная в 1530 г. ростовским мастером Григорием Борисовым по повелению Дмитрвского князя Юрия Ивановича. Церковь была двухпрестольная: на правой стороне - благоверных Бориса и Глеба, на левой стороне - во имя преподобных Исаакия, Далматия и Фавста. В 1830 г. церковь была перестроена, поставлен новый иконостас; престолы: правый - Казанской Божьей Матери, левый - Сретения Господня. Поэтому церковь получила новое наименование - Сретенская теплая церковь. 3. Церковь на Святых вратах, каменная, построена в 1617 г., престол 1: преподобного Макария Калязинского. Церковь построена на средства Кашинского купца Широкого-Машкина. Церковь неоднократно перестраивалась (1607, 1750, 1808 гг.). В церкви хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария, в ней подушка из простого холста и икона с портретом преподобного Макария. 4. Больничная церковь, каменная, во имя Святого Алексея, Человека Божьего, построена в 1655 г., в 1671 г. построен придел в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Церковь была невелика: длина 11 аршин (6,7 м), ширина 6 аршин (6,4 м). 5. Церковь во имя Успения Божией Матери, каменная, теплая, с подвальным этажом, построена в 1884 году на монастырские средства. Длина храма 33, ширина 27 и вышина в каменной кладке 10 с половиной аршин. Церковь отапливалась духовой печью, устроенноЙ в подвальном этаже. 6. Колокольня четырехъярусная, построена в 1822 году. Образцом архитектуры стала колокольня Николаевского собора. Высота 29 саженей, золочение креста произведено в 1896 г. Колокольня была разобрана в 1939 г. перед затоплением. 12 колоколов: большой 1038 пудов, отлит в 1895 г. на средства монастыря; 2-й - 514 пудов, отлит в 1814 г.; 3-й - 257 пудов, отлит в 1895 году. Здания внутри монастыря: 1. Настоятельскии корпус, построен в 1753 г., каменный, 2-х этажный, длина 23 1/2 сажени; ширина 5 саженей; в верхнем этаже кельи, в нижнем этаже - кухня и кладовая. 2. Наместничий корпус, построен в 1753 г., одноэтажный, длина - 20, ширина 4 1/2 сажени, в нем помещены кельи наместника, казначея и 2 братских.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Монастырская колокольня, как и Троицкий собор, пережила несколько рождений. О времени построения первой деревянной колокольни сведений не сохранилось. Известно, что она была за ветхостью разобрана в 1636 г., а материал с нее пошел на строительство Христорождественской приходской церкви. Вторая (каменная) колокольня была поставлена в 1636 г. Камень для ее постройки был прислан по грамоте царя Михаила Федоровича из Старицы " беспошлинно " . Однако неудачное расположение колокольни по отношению к другим зданиям монастыря нарушило гармонию архитектурного ансамбля. Построенная с южной стороны собора, колокольня заслоняла и скрадывала его. За неимением средств долгое время приходилось мириться с возникшими неудобствами. Лишь в 1816 г. колокольня была разобрана, а кирпич употреблен на строительство новой. Эта третья колокольня была начата строением в 1818 г. при архимандрите Афанасии и окончена в 1822 г. Для ее устройства монастырские власти воспользовались планом колокольни Николаевского собора. Однако, как вспоминал современник, " изменения, хотя и небольшие в частностях и небрежность в исполнении, весьма много повредили целому " . Каменная четырехъярусная колокольня имела высоту с главой, яблоком и крестом - 29 сажен (61,77 м). Железная крыша была выкрашена медянкой, глава, яблоко и крест - вызолочены. На разных ярусах колокольни помещены были колонны всех четырёх орденов: в первом этаже тосканские, во втором - ионические, в третьем коринфские, в четвертом - дорические. Сама по себе колокольня была стройна и пропорциональна, но, по отзывам очевидцев, " совершенно не вязалась с окружающими ее стенами и башнями " . На колокольне было 12 колоколов разной величины. Самый большой колокол весом 1038 пудов был отлит в 1895 г. в память восшествия на престол Императора Николая II на монастырские средства. Второй по величине колокол весом 514 пудов был отлит в 1808 г. из старого 240 пудового с прибавлением новой меди ярославским мастером купцом Чарышниковым. Третий колокол весом в 257 пудов был отлит в 1895 г.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Настоящую церковь в итоге так и не построили. В трапезной в 1822 году установили основательный каменный алтарь, и почти полвека храм на Ильинском погосте оставался однопрестольным. В 1838 году в Звенигородском уезде проводили осмотр церквей, в ходе которого было выявлено, что в Ильинской церкви «деревянный потолок над трапезною опустился и надавил с одной стороны часть иконостаса». В итоге решили «внушить прихожанам, дабы благовременно озаботились исправлением». В 1859 году на средства благотворителя Павла Григорьевича Цурикова была построена главная часть храма, которую освятили в честь пророка Илии, а в 1863 году им же была перестроена теплая трапезная с каменной колокольней и оградой с деревянными решетками. В трапезной левый придел освятили в честь святителя Николая, а правый в честь Преподобного Сергия. На тот момент в приходе церкви числилось 727 прихожан и 746 прихожанок. В 1895 году при храме была открыта церковно-приходская школа, первым законоучителем которой был настоятель Ильинского храма священник Димитрий Гиляров. В 1916 году в школе обучались 29 мальчиков и 21 девочка. Согласно страховой карточке, составленной в 1910 году, деревянную школу оценивали в 1200 рублей, а каменную Ильинскую церковь в 11 000 рублей. На рубеже XIX и XX веков в «церкви Илии на Городище» неоднократно проводились небольшие ремонтные работы, о чем говорится в журналах Московской Духовной Консистории. В 1887, 1890 и 1891 годах подавались прошения о ремонте, но были ли они разрешены и выполнены, не известно. В 1895 году стены внутри Ильинской церкви окрасили и расписали «на средства купца Зиновьева». Спустя шесть лет, летом 1901 года, в трапезной промыли иконостасы и живопись на стенах и поставили новые оконные рамы, на что было истрачено 400 рублей из церковных сумм. Летом 1904 года на собранные пожертвования в храме «украсили своды и стены живописью», в 1915 году за 250 рублей из церковных сумм окрасили крышу. В ночь на 24 июля 1910 года церковь на Ильинском погосте обворовали, о чем докладывал в Консисторию местный благочинный: «Злоумышленники, проникнув в церковь и сделав похищение вещами и деньгами всего на сумму около 80 рублей в тоже время надругались над Святым Престолом, так: взяли с Престола два серебряных легких креста, бронзовую позлащенную Дарохранительницу, без Священных Даров, и затем на лицевой стороне Престола оборвали пуговицы на облачении, разорвали срачицу и лазили под Престолом, но самый Престол с места не тронут и оказался крепок. Таковое оскорбление Святыни конечно требует освящения, но не бывалый случай в практике ставит отца благочинного в недоумение каким чином следует это сделать, а посему просит указания по сему делу». Рассмотрев дело, члены Консистории поручили благочинному совершить освящение малым чином.

http://sobory.ru/article/?object=34540

147 Имеется в виду создание в 1856 г. Русского Общества Пароходства и Торговли (РОПиТ), одной из целей которого было развитие русского паломничества. 148 Аналогичным отношением от 4 марта 1858 г. департамент препроводил в Константинополь для передачи епископу Кириллу второй вексель на ту же сумму, 4943 р. 85 к., составляющую, с учетом банкирских расходов, 5000 р., так что в целом пожертвование императрицы Марии Александровны на нужды Русской Духовной Миссии в Иерусалиме составило в первые месяцы пребывания Кирилла в Иерусалиме десять тысяч рублей серебром. См. также переписку секретаря императрицы Марии Александровны П.А. Морица в т. 1 наст. изд. 149 Доргобужинов Владимир Ипполитович (1822–1888) – агент РОПИТа, и.д. управляющего русским консульством в Иерусалиме (1858–1860). 150 Мориц Петр Алексеевич (1818–1898) – секретарь императрицы Марии Александровны, посредник в передаче ее корреспонденции и пожертвований начальникам Русской Духовной Миссии – епископу Кириллу, архимандритам Леониду и Антонину. После смерти императрицы отошел от дел. 151 Гирс Николай Карлович (1820–1895)– государственный деятель, дипломат. Генеральный консул в Египте (1856–1858). Впоследствии министр иностранных дел (1882–1895). Подробнее см. в томе 1 настоящего издания. 152 Имеется в виду епископ Фиваидский Никанор (ум. 25.12.1869). Прибыл в Россию в январе 1853 г. в качестве представителя Александрийского Патриархата для сбора благотворительных пожертвований и провел здесь тринадцать лет. По его ходатайству в 1855 г. в Москве открыто Александрийское подворье. В 1866 г. избран Патриархом Александрийским, но через три года был вынужден отречься от престола и удалиться в монастырь св. Саввы под Александрией, где вскоре и умер. 153 Одной из главных благотворительниц Каирского храма являлась графиня А.А. Орлова-Чесменская (1785–1848), унаследовавшая огромное состояние своего отца, знаменитого графа А. Г. Орлова, и обратившая его преимущественно на дела церковной благотворительности в пользу не только Русской Православной Церкви, но и Патриархатов Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

765 Арсений (Изотов Алексей Федорович; 1823–1909), архимандрит, впоследствии епископ. Настоятель Русской посольской церкви в Константинополе (1885–1893). Настоятель московского Симонова монастыря (1893). В 1894 г., после кончины архимандрита Антонина (Капустина) , был прислан принять дела и временно управлять Русской Духовной Миссией в Иерусалиме. По возвращении в Россию, 8 февраля 1895 г. хиротонисан во епископа Сухумского. В 1905 г. уволен на покой, согласно прошению. Скончался в Тверском Желтиковом монастыре. 767 Архимандрит Леонид (Кавелин; 1822–1891), начальник РДМ в 1863–1865 гг. См. о нем выше, примеч. 139 к документу 73. 769 В 1894 г., в связи с кончиной архимандрита Антонина, Яковлева назначают исполняющим обязанности генконсула в Иерусалиме – с конкретным заданием выяснить и уладить дела о земельной собственности покойного. «17 мая я уезжаю в Святой Град управлять генеральным консульством, – пишет Яковлев в письме к В.Н. Хитрово от 11 мая. – Не могу сказать, чтобы это мне было особенно приятно. Разобрать дело о наследстве отца Антонина нелегко. Боюсь ответственности. Больше всего, однако, я боюсь, что не угожу Его Высочеству, , по какому-нибудь вопросу. В этом отношении пост генерального консула в Иерусалиме труден. Арсеньева Его Высочество хорошо знает и имеет к нему полное доверие, меня же он знает гораздо менее» (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 540. Л. 93). В ходе затянувшейся иерусалимской командировки (май 1894 – август 1895) Яковлев выполнил работу не только по документации наследия Антонина, но и по инвентаризации всех земельных участков Русской Палестины, доныне остающейся образцом Историко-юридического исследования. См. ниже документы в разделе «Земельные владения РДМ». 770 Александр (Головин Александр Митрофанович; 1844–1916), епископ. Родился в семье священника с. Мясоедова Тульской губернии. Окончил Тульскую духовную семинарию (1866), С.-Петербургскую Духовную Академию (1896). В том же году был командирован в Абиссинию с отрядом Красного Креста. Назначен настоятелем Троицкого Калязина монастыря с возведением в сан архимандрита (1897). Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с 17 мая 1899 г. (прибыл в Иерусалим в июле 1899) до 26 февраля 1903 г. (выехал 17 июня 1903). Епископ Старицкий, викарий Тверской епархии (27 июля 1903), епископ Орловский и Севский (1908), Калужский и Боровский (1910). В 1912 г. уволен на покой, с назначением на должность настоятеля Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

100 . Письма к Афанасию, епископу Новочеркасскому и Георгиевскому (Душеп. чтен., 1892, II, июль, с. 467). 101 . Письма к преосвящ. Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842 гг.). М., 1887 и Прав. обозрен., 1887, февраль, март. 102 . Письмо к Наказному атаману Донского войска генералу от кавалерии Максиму Григорьевичу Власову (31 января 1846 г.) (Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 95). 103 . Письма к г-ну управл. московскою палатою государственных имуществ, ст. сов. Сепану Гавриловичу Вишневскому (25 октября 1855 г.) и Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 245–246. 104 . Письма к Гавриилу, архиеп. Рязанскому. М., 1868 и см. Чтен. в общ. истор. и древн. Рос., 1868, кн. 2, с. 114–207. 105 . Письма в Бозе почившего святителя Филарета, митр. Московского, к Гавриилу, архиеп. Тверскому (Душеп. чтен., 1869, ч. III, с. 201–204). 106 . Письмо митр. Филарета Спасо-Андрониевскому архим. Гермогену, члену Московской дух. консистории в ответ на приветственное письмо от членов консистории, от 14 июля 1821 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 67–68). 107 . Письма к министру дух. вел. и народного просвещ. князю А.Н. Голицыну (28 ноября 1822 г.) и 1817–1840 гг.). (Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 121; 1892, ч. II, август и Труды К. Д. А., 1868, апрель, с. 187–195). 108 . Письма высокопреосвящ. Филарета, митр. Московского, к московскому военному генерал-губернатору, князю Д.В. Голицыну из С.-Петербурга 1829 г. (Поздравление с праздником Рождества Христова). См. Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 356; -«- 1891, ч. III, с. 307–310; 671; -»- 1892, ч. II, май, июнь; - " - 1895, ч.I, с. 629. 109 . Письма Филарета, митр. Московского к князю С.М. Голицыну. 1823–1858 гг. М., 1884 и Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, Душеп. чтен., 1886, ч. II, с. 249; 1890, ч. I, с. 119; 1892, ч. III, с. 292. 110 . Письма митр. Филарета к Д.П. Голохвастову, по случаю издания Домостроя Сильвестра (Воспом. архим. Пимена, смесь. М., 1877, с. 125–126). 111 . Письма к игуменье Евгении (Душеп. чтен., 1869, ч. III, сентябрь, с. 227–229).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010