А. Сулоцкий, Г. П. Павский и митр. Филарет, Р. Стар. 1881, июль;     И. Г. Троицкий. Ученая деятельность прот. Г. П, Павского, Хр. Чтение 1887, май-июнь;     А. С. Родосский, Рукописные памятники трудов прот. Г. П. Павского и его учени­ка С. К. Сабинина там же, см. у него же в Биограф. словаре;    Срв. Переписку В. А. Жуковского с прот. Павским, Р. Арх. 1887, 2; материалы по преподаванию Павского в СбРИО, т. 30. 1880;    См. и у Загарина, Жуковский, с. 428—458.    Сочинения Иннокентия Херсонского в изд. М. Вольфа, 12 томов, послед. изд. 1901 г. Биография Иннокентия составл. свящ. Т. И. Буткевичем, Спб. 1887;    Срв. М. Ф. Ястребов, В. Иннокентий (Борисов), как профессор богословия К. Дух. акад., Тр КДА. 1900, дек.;     Л. С. Мацеевич, Из неиздан. рукописей А. Иннокентия Б, Тр.К.Д.А, 1883, апр.;     Арх. Стефан, Иннокентий, арх. Херс., как учитель нравственности, Каз. 1899; Православное учение по сочинениям Иннокентия, арх. Херс.. Могилев наДн. 1907, 2 тома. В догматике у Иннокентия сказывается влияние М. Добмайера, в этике Рейнгарда;    Срв. А. Reamz, Reformversuche in der katholischen Dogmatik Deutschlands zu Beginn des 19 Jhr., Freib. Theol Diss., 1917; Marianus Dobmayer und sein theologisches System, Theol. Quartalschr., Bd. 98, 1916.    См. еще Иинокентий Борисов, Арх. Херс. и Таврич., в письмах его 1822—1855 гг., сообщил В. А. Кондаков, Р. Стар. 1881, ноябрь;     Н. В-в, Иннокентий, Арх. Хер. и Тавр., Р. Стар. 1878, февр. и апр.;    Статьи Н. И. Барсова, в Христ. Чтен. 1883 и 1884 гг.;    Переписка Иннокентия с прот. И. М. Скворцовым, изд. Н. И. Барсовым, в Тр. КДА, 1885, 1886 и 1887;    Письма Иннокентия к Сербиновичу, Р. Арх. 1907,8.    О Я. К. Амфитеатрове см. книжку В. И. Аскоченского. К. 1857. 11. Пути реформирования духовного образования.   О графе Протасове и его преобразованиях см. У Чистовича. Руковод. деятели, и у Благовидова, Обер прокуроры;    срв. у А. Котовича, Духовная цензура в России, СПб. 1907;     Б. В. Титлинов, Духовная школа в России, т. II, 1910;     К.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Какая ирония судьбы! Поэзия и убой рогатого скота! Но Кольцов не хныкал по поводу своего «говядарства», хотя и не вспоминал о двух великих мясниках: Кромвеле и Минине, и не без иронии отзывался о вегетарианцах своего времени. Примечания Кольцов Алексей Васильевич (3/15.10. 1809 - 29.10/10.11.1842) - поэт. Аничков Евгений Васильевич (1866-1937) - историк литературы, критик, фольклорист, прозаик. Бернс (Burns) (в русском досоветском написании - Борнс) Роберт (1759-1796) - шотландский поэт. Веселовский Алексей Николаевич (1843-1918) - литературовед, историк литературы, культуролог, почетный академик. Де-Пуле Михаил Фёдорович ( 1822 - 1885 ) - литературный критик, публицист и педагог . Климовский (наст фам. Оглоблин) Евгений Иванович (1824-(1865?) 1866) - оперный певец, драматический актёр, композитор. Кромвель (Cromwell) Оливер (1599-1658) - английский государственный деятель и военачальник, вождь пуританской революции. Лященко Аркадий Иоакимович (1871-1931) - литературовед, историограф, библиограф. Главный его труд - издание сочинений А.В. Кольцова в «Академической библиотеке русских писателей», с точно и полно воспроизведенным текстом и подробными комментариями (3-е изд., СПб., 1911 Мерич Владимир Васильевич - молодой человек, знакомый Незабудкиной из комедии А.Н. Островского «Бедная невеста». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/26/...

6-го числа получил я письмо из Сергиева Посада от Ректора Московской академии, протоиерея С. К. Смирнова, который писал от 4-го числа: «Весьма жаль, что Вы оставляете Петербург, не окончивши издания бумаг митрополита Филарета. Сверх того, от вашего отъезда может пострадать и мой личный интерес. В Синод будет представлено докторское сочинение моего зятя проф. Каптерева 589 О характере отношений России к православному Востоку в XVI и XVII веках. Я предполагал просить Вас, чтобы Вы благоволили взять на себя составление отзыва об этом сочинении. Но увы! Может ли быть исполнено мое желание, когда Вы уедете в Тверь? О, если бы! Кроме того, я рассчитывал, что Вы в свое время возьмете на себя труд содействовать награждения меня орденом, о чем я писал Вам подробно еще в прошлом году. Но и это сбудется ли? Не найдете ли возможным пред вашим объездом поговорить о сем с нашим Владыкой?» 7-го числа от В. А. Иордан слышал, что по влиянию и настоянию известной богачихи Базилевской, у которой непременно раз в неделю обедает Митрополит Исидор, переведены епископы: Никанор 590 из Уфы в Одессу, Мартиниан 591 с Камчатки – в Симферополь. Епископ Вятский Макарий 592 обращался с письмом к племяннице Базилевской А. П. Вальронд о том, чтобы она попросила свою тетку о перемещении его куда-либо на юг (какая неприличная для епископа низость!). И Макарий не тотчас, а в 1887 г. перемещен в Новочеркасск и притом с саном архиепископа Донского. Итак, вот от кого зависит решение судьбы того или другого из российских иерархов!.. 7-го числа скончался в Тифлисе, 63 лет от рождения (род. 22 ноября 1822 г.) Тайный Сов. Ник. Яков. Данилевский, Челн Совета Мин. Государ. имуществ, получивший образование в Александровском Лицее в одно время с покойными – графом Д. А. Толстым, Юр. Вас. Толстым, Ник. Петр. Семеновым и др.… Вот как характеризует умершего товарищ его по образованию и друг Н. П. Семенов: «Как ни много он (Данилевский) сделал по науке, в нем самом было еще больше добра и света, чем в его трудах. Никто, знавший покойного, не мог не почувствовать чистоты его души, прямоты и твердости его характера, поразительной силы и ясности его ума. Не было пятна не только на его душе, но и на самых помыслах. Не имея никаких притязаний, никакого желание выставиться, он всюду являлся, однако, как человек власть имущий, как скоро речь заходила о том, что он знал и любил. Патриотизм его был безграничный, но зоркий и не подкупленный. Ум его соединял чрезвычайную теоретическую силу с быстротой и точностью в практических планах. В своих законодательных работах и в умственных построениях он никогда не прибегал к помощи чужих образцов, был вполне самобытен. Для всех, к нему близких, с ним сошли в могилу незаменимые сокровища ума и души.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Мхитаристы стали первыми, кто всерьез и на научной основе приступил к изучению армянской истории; этот процесс был стимулирован тем, что они первыми собрали значительный источниковый материал. Исследования мхитаристов в области армянской истории открыл труд о. Микаэла Чамчяна, издавшего в 1784–1786 гг. в трех обширных томах на древнеармянском языке подробную «Историю Армении» с древнейших времен до 1784 г. Конечно, «История Армении» Чамчяна давно уже утратила научное значение, однако она до сих пор важна как свод различных материалов и источников 330 . Критики Чамчяна сходятся лишь в одном: автор необъективен в изложении отдельных событий церковной истории Армении. Мхитаристы плодотворно занимались изучением географии и древностей Армении. В первой четверти XIX в. появились капитальные исследования о. Гукáса (Луки) Инчичяна «География Древней Армении» (2-е изд., перераб. Венеция, 1822) и трехтомный труд «Древности Армении» (Венеция, 1835), не потерявший своего значения вплоть до настоящего времени. В числе историко-географических трудов особое место занимают работы о. Гевнда Алишáна «Сисван» (Венеция, 1885), «Айрарат» (Венеция, 1890) и «Сисакан» (Венеция, 1893), представляющие собой подробное иллюстрированное историко-географическое описание Киликии, Айраратской и Сюникской провинций. За эти труды о. Алишан был избран членом Императорского Московского археологического общества. Мхитаристы первыми начали изучать историю армянской литературы. Еще в 1829 г. аббат конгрегации Сукиáс Сомáл издал на итальянском языке Quadro della storia letteraria d’Armenia, a в 1825 г. – Catalogo delle opere classiche dei SS. Padri e di altri scrittori tradotti anticamente in armeno. Это самые ранние труды, в которых сделана попытка последовательного изложения истории армянской письменности, а точнее, своеобразные краткие очерки о писателях и их трудах. Более детализированный труд по истории армянской литературы был представлен ο. Г Зарбаналяном, издавшим два тома «Истории армянской письменности» 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

508 Вагнер Николай Петрович (1829–1907) – проф.Казанского университета, президент Русского общества экспериментальной психологии (с 1891 г.), исследователь медиумических явлений. В журнале «Вестник Европы» (1875, кн.4) опубликовал «Письма к редактору по поводу спиритизма», в которой ставил это явление на, так сказать, позитивные научные основания, объясняя сверхъестественное естественным. 510 Лопатин Лев Михайлович (1855–1920) – философ-спиритуалист, проф.Московского университета, после смерти Н.Я.Грота – председатель Московского Психологического общества и с 1905 г. редактор журнала «Вопросы философии и психологии», друг Вл. С.Соловьева с детских лет. Об увлечениях Л.М.Лопатина спиритизмом см.: Корелина Н.П. За пятьдесят лет (Воспоминания о Л. М. Лопатине)//Вопросы философии. 1993. 11. С.115–121. 511 Бредихин Федор Александрович (1831–1904) – астроном, директор Главной российской астрономической обсерватории в Пулково (1890–1895). 513 Стасюлевич Михаил Матвеевич (1826–1911) – историк, основатель и редактор либерального журнала западнического направления «Вестник Европы» (1866–1908). Вл. С.Соловьев публиковался в этом журнале с 1888 г., когда во втором и четвертом номерах появилась его статья «Россия и Европа», направленная против Н.Я.Данилевского и М.М.Страхова. 515 Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – философ культуры и естествоиспытатель, критик дарвинизма, создатель теории культурно-исторических типов, автор книги «Россия и Европа». Опубликованная сначала в журнале «Заря» (1869–1870), книга, благодаря усилиям Н.Н.Страхова в 1871 г. вышла отдельным изданием, а в период с 1888 по 1895 гг. выходила еще три раза. Появление этой книги вызвало бурную полемику в русском обществе, – о чем рассказывает С.А.Вайгачев в Послесловии к книге Н.Я.Данилевского (М., 1991. С.556–567). Наиболее содержательным элементом этой полемики были выступления В. С. Соловьева и Н. Н. Страхова (см.: Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990, Paзд.III. § 1: Национальные искания).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

228 В отд. Издании, вместо этих слов, читаются следующие: «наконец, может быть, желание иметь детей, то совсем не удовлетворяемое, то более раздражаемое, нежели удовлетворяемое рождением кратко жизненных, давно, кажется, посеяло в сердце ее болезнетворное семя уныния». 230 Еще в конце вышеупомянутого «размышления» своего на слова избранного для проповеди текста вития сказал знаменательные слова: «какой тут порядок, когда наилучшие души так жестоко страждут? Такой же, какой наблюдается, когда полагают золото в горнило, жертву на жертвенник. Золото будет чисто; жертва низведет благодать; огнем страдания искушенная душа просияет чистотой, а наконец и блаженством: во время посещения их воссияют» ( Прем.3:7 ) Сочинения Филарета, 3, 38. Некоторые из этих слов потом повторил Филарет и в одном из писем своих к одной подобной страдалице. См. Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, стр. 149. Сравн. Также слова письма Филарета к наместнику лавры Афанасию от 8 мая 1826 года: «молитесь о душе Императрицы Елисаветы. Ее кроткое страдание было жертвою благоприятною Богу и, может быть, умилостивляло Его и для нас». Прибавление к творениям святых отцов, 1886, 38, 335. 231 Сочинения Филарета, 3, 38–40. Характеристику Императрицы Елизаветы Алексеевны см. также в Русском Вестнике за 1886 г. 12, стр. 616; 652–653, 655 и далее, срав. также «Записки графини Эделин» в Русском Архиве за 1887 год 2 и 3. 239 Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, стр. 75, срав. Прибавление к творениям святых отцов, 1884:34, 347. 241 В изданиях 1821, 1822 и 1835 годов читаем: «новую жизнь, вместо благодатную, вместо плотской духовную». 248 Сочинения Филарета, 2, 36–37. При этом, обращаясь собственно к воплощению Сына Божия, наш вития поучает: «Христианин! Здесь твоя чреда быть оком, и особенно внутрь уду, стани добре, и созерцай: здесь есть слава и тайна, – слава, заключенная в тайне, тайна открытая в славе». Стр. 38. 261 См. указ. наследование профессора Знаменского в Православном Собеседнике, 1885. 3, 92. И напротив срав. Сочинения Филарета, 2, 372–373.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

140 Печатается по: Томские епархиальные ведомости. 1885. 5. Отдел неофициальный. С. 1–9; 9. Отдел неофициальный. С. 1–21. 142 На основании данных, имеющихся в архиве миссии, с полной вероятностью можно предположить, что губернская власть введена была в заблуждение по этому вопросу бийским исправником Квятковским, воспитанником иезуитской школы, находившемся в крайне враждебном отношении к миссии и вообще к христианству на Алтае. – Прим. святителя Макария. 143 Бийск стал городом в 1782 году, в 1822 году был обращен в село, а в 1827 году вновь признан уездным городом. 145 В 1867–1868 годах была начата административно-судебная реформа, растянувшаяся на двадцать лет, в результате которой все начальники стали избираться на определенный срок и утверждаться вышестоящими лицами. 147 Льготы новокрещеным впервые были дарованы указом Петра I в 1720 году; в дальнейшем они последовательно подтверждались русскими государями, последний раз – указом 1831 года. Новокрещеные и члены их семей на три года освобождались от платежа всех государственных сборов, не несли рекрутской повинности и не платили рекрутских денег по общественной раскладке. 148 Исправник – представитель полиции, управляющий округом. Исправник назначался вышестоящими русскими властями и ведал делами русскоязычного населения. Земский исправник возглавлял уездную администрацию. 149 Улус этот подчинен Сагайской думе Минусинского округа, состоящей из христиан; оставался недокрещенным минусинскими миссионерами тоже по отдаленности от прочих крещеных сородичей. 150 В 1884 году в пределах Алтайской миссии было 23 школы с 564 учащимися. – Прим. святителя Макария. 151 Начиная с правления Екатерины II, русское правительство активно поддерживало мусульманство, заводя школы, устраивая на государственный счет мечети, обеспечивая их муллами и полагая разным чинам магометанского духовенства значительные оклады жалованья и даже печатая для них Коран на арабском языке (в 1797 году). Магометанские школы и мечети насаждались и среди киргизов, прежде шаманистов, так что в 1830-х годах киргизы сами стали протестовать против активно насаждаемого среди них мусульманства. В это же время генерал-губернатор Западной Сибири запретил Алтайской миссии просветительскую деятельность среди киргизов на том основании, что они сами противятся исламизации; между тем мусульманская пропаганда в Киргизских степях продолжалась. В результате во всех окружных городах и укреплениях Киргизской степи имелись поставленные российским правительством мечети и магометанские училища. Похожая ситуация была и в отношении бурят и распространявшегося среди них буддизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Obrona jedn., Obrona jednoci cerk. – Obrona jednoci cerkiewnej albo dowody którymi si pokazyje iz Grecka Cierkiew z acisk ma byi zjednoczona. 1617. O jednoci wiary – Skarga Piotr. O jednoci kocioa Boego. 1577. Rey. yw. etc – Reya. ywot czowieka poczciwego. 1822. Szafarik – Šafarik. Slovanske starozytnosti. 1836 – 1837. Vol. leg. – Volumina legum róda do dziejów etc – róda do dziejów polskich. Bröeд-Plamera. 1859. В книгу избранных сочинений известного историка, этнографа, фольклориста и писателя Н. И. Костомарова (1817 – 1885) включены оригинальные исследования исторического прошлого Малороссии, яркие исторические портреты ее видных деятелей, а также «Автобиография» ученого, содержащая своеобразные зарисовки научно-литературной жизни его времени. Для преподавателей-обществоведов, научных работников, студентов, всех интересующихся отечественной историей. 2 Кисель Адам Григорьевич (1580 – 1653) – украинский магнат, черниговский кастелян (с 1639), сенатор (с 1641), киевский кастелян, брацлавский (с 1646), киевский (с 1651) воевода. Принимал участие в подавлении восстания 1637 г. под руководством Павлюка. Вел переговоры под Боровицей (вблизи Черкасс) с повстанцами. В период освободительной войны 1648 – 1654 гг. занимал изменническую позицию по отношению к украинскому народу. 3 Белгородская (Белогородская) черта – оборонительная линия для защиты южных границ Русского государства от набегов крымских и ногайских татар в конце XVI – XVII вв. Начиналась в Ахтырке, шла по направлению к Белгороду (отсюда и название), Острогожску, Воронежу до Тамбова, пересекая Муравский и Изюмский пути. В 30-х годах XVII в. была возобновлена старая засечная черта за р. Окой и построено 10 яовых городов. В начале 40-х годов по Белгородской линии было построено еще 18 городов (Усмань, Коротояк, Новый Оскол, Вольный, Хотмышск, Карпов, Обоянь и др.) и создано два укрепленных района в Комарицкой волости под Севском и в Лебедяжском уезде. К концу 40-х годов строительство Белгородской черты в основном завершилось. К тому времени в ее городах насчитывалось более 10 тыс. служилых людей. В 1648 – 1654 гг. оборонительная линия была продолжена до Симбирска и Сызрани. С продвижением границ России на юг к концу XVII в. Белгородская черта потеряла свое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович (16.01.1804, с. Сугут-Торбиково Ядринского у. Казанской губ. (ныне Вурнарский р-н Чувашии) - 30.12.1885, Казань), прот., деятель духовного просвещения, языковед, этнолог. Сын священника, двоюродный дед хирурга акад. А. В. Вишневского. Учился в Казанской ДС. В 1822 г. из класса философии как лучший ученик отправлен в МДА, к-рую окончил со званием магистра (1826). С 1826 г. профессор философии в Казанской ДС, с 20 авг. 1836 г. инспектор семинарии. 22 окт. 1828 г. рукоположен во иерея к Петропавловскому собору Казани, 21 июня 1831 г. возведен в сан протоиерея. В 1842 г. уволен из ДС в епархиальную службу, с 10 июня 1843 г. являлся членом Казанской духовной консистории. С 1854 г. состоял в клире кафедрального Благовещенского собора, одновременно был епархиальным миссионером. В 1854-1856 гг. руководил чувашско-черемисским миссионерским отд-нием КазДА, на занятиях со студентами переводил на чуваш. язык Евангелие от Матфея, на марийский (черемисский) язык краткую Свящ. историю. Пожертвовал большое количество книг в академическую б-ку. Участвовал в ревизии семинарий: Симбирской (1865), Самарской (1865), Пермской (1866), Тобольской (1866). По отзыву П. В. Знаменского , В. был «самым видным епархиальным деятелем» своего времени. В. похоронен под алтарем Благовещенского собора - на месте погребения Казанских архиереев, могила не сохранилась. В. владел чуваш. и марийским языками, составил первый учебник чуваш. языка, по к-рому учил студентов, был автором работ о религ. верованиях чувашей и марийцев. Был известен в Казани как проповедник. В.- автор большого количества статей по расколу и миссионерству. Соч.: Рассуждения о действительной нужде и важности звания и избрания пастырей по известному чину и порядку: Магист. дис.//Сб. рассуждений и поучительных слов, соч. студентами МДА 5-го курса. М., 1828. Ч. 1; О чувашском яз.//Заволжский муравей. Каз., 1832. 20. С.

http://pravenc.ru/text/158920.html

«Жить своей самобытной, независимой жизнью» (К 190-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского) Сергей Лабанов Сегодня исполняется 190 лет со дня рождения выдающегося русского ученого-естествоиспытателя, философа-культуролога, публициста, экономиста Н.Я. Данилевского (1822–1885). Он одним из первых сформулировал и применил принципы цивилизационного подхода в истории, противопоставив его линейному пути развития. Но кроме этого он интересен нам сегодня и тем, что показал невозможность подражательства Западу и писал о необходимости восстановления своей собственной традиции и культуры и самостоятельного развития – без оглядки на то, что скажет Запад. И в этом плане идеи Данилевского предельно актуальны сегодня в связи с последними событиями в стране и мире, переживающем идейный и нравственный кризис. Был ли известен Данилевский при жизни? На этот вопрос можно ответить двояко: и нет и да. Ведущие представители интеллигенции и поборники прогресса его труды игнорировали или же относились к ним резко отрицательно (в том числе из-за их антипрогрессизма и антидарвинизма). Подобное отношение к Данилевскому свойственно было, кстати, и таким великим русским биологам и физиологам, как К.А. Тимирязев, И.И. Мечников, И.М. Сеченов. Не любил его и философ В.С. Соловьев, но вовсе не за антидарвинизм – тут они скорее были союзниками, – а за патриотизм, за то, что Данилевский выступал против «всеединства» и космополитизма, и конечно, против экуменизма. Зато его идеи были замечены такими великими деятелями России, как император Александр III, А.А. Фет, Ф.М. Достоевский , Ф.И. Тютчев, Н.Н. Страхов, В.И. Ламанский, И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов и даже Л.Н. Толстой. Как видим, лучшие умы России по достоинству оценили труды Данилевского, однако все равно остается ощущение, что судьба Данилевского – это судьба «пророка в своем отечестве». Ведь уже в начале ХХ века к трудам Данилевского с восхищением относились ведущие западные геополитики, философы культуры и истории, такие как К. Хаусхофер, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, у нас – А. Зиновьев. И только в конце ХХ века – с конца 1980 – начала 1990-х годов – идеи Данилевского проникают и в российское общественное сознание. О нем начинают писать, его сочинения – изучаться: появляются труды целого ряда исследователей (Б.П. Балуева, В.Н. Катасонова, Л.Р. Авдеевой, Н.Е.Троицкой, С.И. Бажова, О.А. Платонова, М.А. Маслина, С.М. Сергеева, А.В. Ефремова и т.д.), в которых Данилевский рассматривается как историк, впервые выдвинувший и воплотивший идею цивилизационного подхода в историческом развитии, как критик линейного подхода в истории, создатель теории культурно-исторических типов, которые рождаются, живут, стареют и умирают, сменяя друг друга.

http://pravoslavie.ru/58024.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010