122 ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823—1900), российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник освободительного движения 1860-х гг. В 1868—69 опубликовал “Исторические письма,” пользовавшиеся большой популярностью среди революционной молодежи. С 1870 в эмиграции. В 1873—76 редактор журнала “Вперед!,” в 1883—86 “Вестника “Народной воли.” Сторонник субъективного метода в социологии. 123 АСКОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатьевич (1813—79), русский писатель, журналист. В стихах (сборник “Басни и отголоски”, 1869) и прозе (“Записки звонаря”, 1862) — религиозное проповедничество, пафос верноподданнического патриотизма. В романе “Асмодей нашего времени” (1858) разоблачается тип “лишнего” человека, “кощунствующего” под влиянием “вольтерьянства” над религиозно-нравственными основами. Редактор и автор крайне правого еженедельника “Домашняя беседа” (1858—77). 124 ПАВЛОВА (урожденная Яниш) Каролина Карловна (1807—93), русская поэтесса, переводчица. Жена Н. Ф. Павлова. Лирика (“Стихотворения”, 1863), роман в стихах и прозе “Двойная жизнь” (1848). 125 БЮХНЕР Людвиг (1824—99), немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель вульгарного материализма; понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма. 126 МОЛЕШОТТ (Moleschott) Якоб (1822—93), немецкий физиолог и философ; в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии. 127 ФОХТ (Фогт) (Vogt) Карл (1817—95), немецкий философ и естествоиспытатель; участник Революции 1848—49; был заочно приговорен к смертной казни. Эмигрировал в Швейцарию. Утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень — желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму. 128 РИЧЛЬ (Ritschl) Альбрехт (1822—89), нем. протестантский экзегет и богослов, основоположник одного из гл. направлений либерально-протестантской школы экзегезы. Род. в семье лютеранского пастора, впоследствии епископа. Учился в Боннском и Галльском ун-тах. Одно время был близок к ортодоксии Толука, затем увлекся концепциями тюбингенской школы. Однако от тюбингенцев Р. оттолкнул спекулятивный характер их теологии и историософии. Сам Р. был “человеком с практическим складом, неспособный к метафизическим отвлечениям” (В.Керенский). Поэтому он перешел к поискам новой религиозной гносеологии. Путеводителями для Р. стали И. Кант и Шлейермахер. Отправляясь от их воззрений, он задумал построить автономную систему богословия, свободную от всякого умозрения и основанную на опыте внутренних переживаний человека. “Только познание из опыта, — утверждал он, — возвышается к действительности.”

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3034...

В начале и в продолжение двадцатых годов Елагины и Киреевские жили в Москве; это было вызвано главным образом необходимостью завершить образование Киреевских. В Москве Иван Васильевич и Петр Васильевич брали частные уроки у профессоров московского университета: Мерзлякова, Цветаева, Чумакова, Снегирева (И. М.) 47 И. В-ч слушал еще публичные лекции проф. М. Г. Павлова по сельскому хозяйству, в которых Павлов развивал основные положения шеллингианства. На уроках профессоров Иван Васильевич встретился с видным впоследствии деятелем славянофильского направления Александром Ивановичем Кошелевым. 48 Товарищеские отношения, завязавшиеся у Ив. В-ча в начале двадцатых годов и с другими талантливыми молодыми людьми, имели гораздо большее значение для сформирования его мировоззрения, чем уроки профессоров. К университету дворянство (высшее) того времени имело лишь чисто внешнее отношение и университет не мог, конечно, иметь заметного нравственного влияния на этот класс, особенно путем частных профессорских уроков. 49 Иван Васильевич, как и очень многие юноши того времени из высшего класса, готовился у профессоров университета к сдаче заведенного с 1809 года экзамена при университете, для поступления на государственную службу. За время подготовления к экзамену И. В-ч, между прочим, изучал языки: греческий, латинский, английский, а из наук интересовался политической экономией. Преобладающими интересами для молодежи того времени были интересы философские и литературные. В эту сторону и направились симпатии Ивана Васильевича после того, как он выдержал в 1822 году названный выше экзамен и поступил, в 1824 году, на службу в Архив министерства иностранных дел. 50 Общество, какое окружало И. В-ча в Москве, вполне способствовало развитию литературных стремлений и философских симпатий Киреевского. Уже из Долбина И. В-ч приехал в Москву знакомым с философией и в частности с Шеллингом, который в Москве в начале двадцатых годов начал делаться популярным. 51 В это же время начиналось оживление в области русской литературы с появлением в свет первых произведений Пушкина. Ивам Васильевич, как сказано, слушал лекции шеллингианца Павлова, который несомненно оказал влияние на образованную молодежь того времени, заинтересовав ее философией. Встретился, затем, И. В-ч – благодаря службе в Архиве – со многими молодыми талантливыми людьми, получившими впоследствии такое или иное значение в литературе, в общественной жизни или в философии. Наконец, самый дом Елагиных, в Москве, сделался местом собраний для образованнейшего московского общества. И. В. Киреевский оказывался в центре умственной жизни Москвы, и благодаря своим талантам и образованности он сделался уже скоро не только видным деятелем зарождавшихся тогда в московском обществе направлений, но и видным выразителем одного из этих направлений в литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Кратес-философ, 1819 велие богатство стяжав, вверже все в море и рече: «Лучше мне, да злато от мене погибнет, нежели злато мя погубит!» 114. О льве, и петеле, и осле 1820 Некогда лев обрете петела и осла стояща. Петел гласом великим возгласи, и лев устрашися гласа петелева, нача бежати. Осел же мняше, яко его устрашися, побеже вослед его и льва гоняше. Лев же виде себе от осла гонима, обратися и осла растерза. Тем научая, яко в гонении никому же досады творити не подобает, зане возвращеся таковии обычай имеют благотворящим и злотворящим велия воздаяния: благим – добрая, злым – злая, – творити. Такии ослии бяху цымбри. 1821 Ибо егда воевода римский Марий обрете место ополчению своему, но от лучей солнечных неудобно ему ту стояти, хотяше преити на ино место, – сице же виде цымбрии, мняху, яко устрашися их, нападоша на ня. Он же возвращься, велиею силою ем я и победи. – Фронтиний. 1822 115. О черепахе и зайце 1823 Некогда черепаха со зайцем велий залог сотвори, иже от них перво во град достигнет. Заец же нача черепахе смеятися, яко похвалися залог с ним сотворити, зане в шествии своем медлено ползаше. Се же им сотворшу, черепаха во всю нощ непрестанно идяше. Зайцу же медлящу: «Аще начну с полуночи бежати, то прежде черепахи во град достигну». Черепаха же рано во град достиже, зайца же не обрете. Тем являя, яко мнози деёёла своя с великим поспешением, не обмыслясь, начинают и прежде совершенства, во уме себе льстя, чают все получили. Сего ради подобает во всяких делах прежде начинания добре обмыслитися и потом я с тихостию начинати и не славою 1824 к совершению приводити. 1825 Подобне творяша Ганибал, 1826 воевода карфагенский, и Фабий Максимий, вождь воинства римского 1827 . Ибо Ганибал во вся начинания своя бяше скор и зело поспешен, Фабий же тих и ничтоже кроме долгаго совета не творяше. Ганибал, надеяся на свою храбрость, многия дела скоро и несмыслено начинаше, Фабий же, аще что начинаше, мужествено намерения своя совершал. Сего ради Ганибал принужден бяше исповести, яко Фабий долгими своими вымыслы 1828 скорейше дела своя совершаше, нежели он скорым поспешением творил. – В «Житии Фабии». 1829 116. О осле, носящем пищу 1830

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ну, прости же и ты меня и молися Бога для о мне. Я ведь надеюся на молитвы те ваши. Посем мир вам и благословение, и по поклонцу рядом всем. И Устине-старице с побратимом мир и благословение. Терпите, светы мои, о Христе. Многогрешный инок Епифаний, милости у Христа Бога прося, а ваши святыя молитвы в помощь себе призывая, благословение вам Христово приписал. Не забывайте нас, светы, новые исповедницы, во святых своих молитвах. В лето ... отступника християнскаго 1818 , Быша три исповедницы, жены – болярони: Глебовская жена Ивановича Морозова Федосья Прокопьевна, во инокинях Феодора-схимница, и сестра ей бе, нарицаемая княиня Урусова, Евдокея Прокопьевна, с ними же дворянская жена Акинфея Ивановича Данилова Мария Герасимовна. Беша бо Феодосья и Евдокея дщери мне духовныя, иместа бо от юности житие воздержное и на всяк день пение церковное и келейное правило. Прилежаще бо Федосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских и апостольских. Бысть же жена веселообразная и любовная. Многими дньми со мною беседующе и разсуждающе о душевном спасении. От уст бо ея аз, грешный протопоп, яко меда насыщашеся. Глаголаше бо благообразная ко мне словеса утешительная, ношаше бо на себе тайно под ризами власяницу белых власов вязеную, безрукавую, да же не познают человецы внешнии 1819 . И, таяшесь, глаголюще: «Не люблю я, батюшко, егда кто осмотрит 1820 на мне. Уразумела 1821 , де, на мне сноха моя, Анна Ильична 1822 , Борисовская жена Ивановича Морозова. И аз, де, батюшко, ту волосяницу и скинула, да потаемне тое зделала. Благослови, де, до смерти носить! Вдова, де, я молодая 1823 после мужа своего, государя, осталася, пускай, де, тело свое умучю постом, и жаждею и прочим оскорблением 1824 . И в девках, де, батюшко, любила Богу молитися, кольми же во вдовах подобает прилежати о души, вещи безсмертней, вся, де, века сего суета тленна и временна, преходит бо мир сей и слава его. Едина, де, мне печаль: сын Иван Глебовичь молод бе, токмо лет в четырнатцеть; аще бы ево женила, тогда бы и, вся презрев, в тихое пристанище уклонилася». О свет моя, чево искала, то и получила от Христа!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43). 1822 C. Coignet La morale indépendante dans son principe et dans son objet pp. 2–4:17 anarchie des esprits est universelle. Aucune théorie générale ne les relie, aucune foi commune; pas. d’unité, ni dans les aspirations, ni dans les désirs, ni dans les espérances. – D’ une part, nous voyons les débris de la vieille société, fondée sur la vieille transcendance, constituant toute la série des abus et des privilèges sur la série des principes théologiques, entant 1’ autorité humaine sur 1’ autorité divine, et ramenant la morale à 1’ obéissance. – De l’autre, nous voyons la société nouvelle proclamant le droit de l " homme, et bouleversant en son nom toutes les institutions du vieux monde; puis, après avoir vaincu, incapable de constituer la victoire, laissant sa rivale lui en arracher le prix. – Que reste-t-il alors de cette double lutte? La confusion de tous les principes, et l " anarchie de tous les faits. – C " est pour sortir de cette situation... que la morale indépendante a repris la question du droit à son origine. 1824 Это общая точка зрения эволюционизма. В частности, можно указать на книгу М. Berthelot Science et morale, которая имеет значение ответа на известную статью Брюнетьера о банкротстве науки (Science et religion). Бертло всякому мистицизму противопоставляет опытную науку, и утверждает, что только она основывает истинную нравственность и указывает „правила поведения, опирающиеся на неумолимые законы, утверждённые на опыте“ (р. 34). Бертло не оставляет в нас никакого сомнения в том, как он понимает роль науки в отношении к нравственности, когда пишет: C’est la science qui établit les seules bases inébranlables de la morale, en constatant comment celle’ci est fondée sur les sentiments instinctifs de la nature humaine, précisés et agrandis par l’évolution incessante de nos connaissances et le développement héréditaire de nos aptitudes. Но такая наука, – для которой человек – внешний объект, – не может обосновать нравственности, потому что, разъясняя происхождение нравственного инстинкта, она ослабляет его (как это раскрыл Гюйо в критике дарвинизма).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основной и элементарной формой проявления и осуществления религиозного опыта является религиозное чувство мистического единения с Богом, которое служит главным моментом религиозной «веры» 1814 . «Вера» предполагает, так. обр., воздействие Бога на человека, а со стороны последнего – свободное восприятие этого благодатного воздействия 1815 , которое реально осуществляется только при условии действительной способности человека к этому восприятию. А эта способность, в свою очередь, «предполагает», с одной стороны, самоотречение, а с другой – преданность Христу, стремление соединиться с Ним п усвоить Его правду 1816 , 1817 . При таком направлении духовной жизни человека, при условии всецелого устремление его к Богу, Христос вступает с верующим в непосредственное, теснейшее общение любви, действительно вселяется в его сердце» 1818 . « Принявши», так. обр., « Христа Господа Иисуса в свое внутреннее существо» 1819 , верующий именно по мере «укрепление в вере» «утверждается» и «укореняется» «во Христе» 1820 , Который духовно, но реально « живет» в глубине существа верующего 1821 . Таким путем осуществляется внутреннее, глубочайшее и совершеннейшее единение верующего со Христом, так чти Сам Христос становится как бы « жизнью» верующего 1822 , в подлинном и настоящем значении этого слова. Следствием такого взаимоотношения верующего со Христом является тот факт, что все состояния, отношения и поступки христианина, – все проявление его духовно-благодатной жизни совершаются по силе неразрывного единения его со Христом, «в сфере Его божественной жизни» 1823 , 1824 .– Следоват., благодаря именно вере, человек достигает русального общения с Богом, фактически переживает состояние непосредственного единения с Ним 1825 ; одним из проявлений такого именно состояния служит и христианский γνσις, который, таким образом, всецело обусловливается «верою», как по своему происхождению, так и по своему содержанию. Но общение с Богом, являясь необходимой, существенной, внутренней основой всей христианской жизни, а также и христианского γνσις’a, само реально осуществляется только при условии достижения возможного для человека уподобления Богу, которое, в свою очередь, предполагает родство, общность направление и содержание жизнедеятельности верующего с основным содержанием «жизни» Божественной. «Пребывание» «во Христе» обязывает христианина « поступать так, как Он поступал» 1826 . Отсюда « соблюдение Его заповедей» является необходимым, самым верным и надежным свидетельством и признаком того, что христианин « познал Его» 1827 действительно и правильно. И обратно, несоблюдение «заповедей Его» с непререкаемою убедительностью и безусловною несомненностью показывает, что нет никакой возможности искать в таком человеке истинного, настоящего христианского гносиса 1828 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Вскоре после его избрания в Антиохии молодому императору представился случай определить свое отношение к церкви и богословским вопросам, а также к тому положению, которое было создано религиозной политической реставрацией Юлиана. Напрасно представители разных церковных партий «непрестанно докучали царю, в надежде получить от него позволение – действовать против тех, которых считали они своими противниками» 1819 . Ясно показав свое расположение Афанасию 1820 и его исповеданию, Иовиан не принимал никаких принудительных мер против других церковных партий. Таков же был образ его действий и в отношении эллинизма. Целью его в этой области политики было восстановление доюлиановского status quo, причем в этом в несколько месяцев своего правления он так много достиг, что Филосторгий справедливо мог заметить, что «царь Иовиан восстановил в церквах прежний порядок, избавив их от всех оскорблений, какие нанес им Отступник» 1821 . Символически это выразилось в восстановлении христианской монограммы на военных знаменах и на монетах 1822 . Изгнанные епископы, например, Афанасий, были возвращены, преимущества церкви и принадлежащих к ним лиц, как-то клириков, вдов, девственниц – восстановлены 1823 . В связи с этими мерами находится конституция, угрожающая смертной казнью за вступление в брак с посвященной Богу вдовой или девственницей даже при наличности их согласия и признающая детей от такого брака незаконными 1824 . Ту же политику мастерски проводил со времени своего воцарения его преемник Валентиан. Валетиниан был горячим последователем никеизма и убежденным христианином, но это не оказывало никакого влияния на его отношения к язычникам и не никейцам. Он держался самостоятельно в вопросах веры и не поддавался внушениям духовенства, отбросив их теорию поддерживать религию государственными средствами. Вообще терпимость к разным религиям он сделал главным пунктом своей программы. Относясь с полной терпимостью к язычеству 1825 , Валентиан все же был христианским государем. Он восстановил привилегии, данные Константином Великим клирикам 1826 , освободил монахинь от lustralis collatio 1827 , под угрозой штрафов приказал праздновать воскресенье и пасху 1828 , защищал христиан от принудительных работ по воскресениям 1829 , запретил посылку христиан-солдат охранять языческие храмы 1830 , отменил осуждение христиан на арену 1831 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

По случаю высказанного мною на стр. 163 мнения, что слово бахрома означало кайму из пурпуровых прядей, В. Г. Тизенгаузев сообщил мне следующее. «Не зашло ли к нам это слово с Востока? на арабском языке глагол бахрама значит: окрашивать в темнокрасный цвет, а имя существительное бахрам цветок хенны (lawsonia inermis), употребляемый для такой окраски. Ярко-красный яхонт, т. е. рубин, арабы называли байрамным яхонтом (эльякут эльбахрамани). См. Clement-Mullet, sur la mineralogie агаве (Journ. 1868, I), стр. 32–33. Dozy, Supplement aux dictionnaires arabes (Leyde, 1884), I, 122. В таком-же значении слово это является и в персидском языке. См. ullers, Lex. Pers.-Lam. 1, 285, под словом бахраман : lapis quidem pretiosus rubric coloriss, rubinus. О г л а в л е н и е. стр. Глава I. Предметные клады русских древностей домонгольского периода и их значение для русской археологии. – Необходимость исследования древностей этого периода на основании господствовавших в пределах России художественных стилей. – «Арабский стиль». – Орнаментика турьих рогов Черниговского кургана. – Вопрос об источниках «звериного стиля». – Связи древней Руси с культурою лередне-азиатского Востока. – Арабский стиль в древностях скандинавских и отношение их к русским. – Греко-восточный стиль IX – X стол., известный издревле под именем Корсунского. – Памятники Корсунского дела в южной России. – Русско-византийкие древности XI – XII столетия. – Техника древне-русской перегородчатой эмали. – Сканное дело в XI и XII веках. – Сканное мастерство Мономаховой шапки и вопрос о её древности и происхождении. – Необходимость изучения русско-византийских древностей на основе древностей Византии, как источника важнейших форм личного церемониального убора и связанных с ним общественных отношений.       1 Глава II. Описание кладов: Рязанского 1822 г., Киевского 1824 г., Киевских клядов: 1838 г., 1846 г., Чернигова 1850 г., Киева: 1872 г., 1876 г. в усадьбе Лескова, 1876 г. в усадьбе Чайковского,1880 г., с Б.Житомирской улицы, 1882 г., Чернигова 1883 и 1887 гг., Киева 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Между тем все в окружающей жизни вдумчивому юноше говорило, что это – действительно – только сон. Жизнь текла прозаически спокойно, веяния идеала в ней не чувствовалось. Юному Хомякову не только не приходилось пробуждать в окружающих «весь пламень чувств высоких», напротив приходилось самому охранять в себе этот пыл и целость своей нравственно настроенной души, для чего держаться в стороне и одиноко. Весной 1822 года, т. е., с небольшим через год после своего бегства из родительского дома, Алексей Степанович поступает в кирасирский полк, стоявший в Новоархангельске Херсонской губернии. Как себя чувствовал в новой среде Алексей Степанович, точно неизвестно; но, принявши во внимание то, чем обыкновенно занимается и тешится блестящая военная молодежь, мы легко можем представить себе то внутреннее томление, которое, если не постоянно, то несомненно временами приходилось переживать набожному молодому человеку, строго исполнявшему все посты по уставу православной церкви, посещавшему в праздничные и воскресные дни все богослужения. Правда, никто из товарищей не осмеливался глумиться над его убеждениями, но уже то одно, что он чувствовал себя одиноким, не могло не ослаблять сил его духа и не поселять в его душе тоски и уныния. Не далее как через год» он уходит из этого керасирского полка в Петербург, в лейб-гвардии конный полк. Но и здесь чувство одиночества его не оставляет. Правда, в это время (1824 г.) в петербургском обществе, особенно в военных кругах шли оживленные толки, но те идеи, которые волновали в данную пору, по словам Федора Степановича, «почти всех молодых людей, которые несколько отличались умом, воспитанием или благородными чувствами», не могли вдохновить ни Алексея Степановича, ни его брата Феодора Степановича, так как они видели в них простое безумство, не желающее считаться ни со своим отечеством, ни с народным духом. В качестве сотрудника сборника «Полярная звезда», издавшегося Рылеевым и Бестужевым (Марлинским) Алексей Степанович посещал собрания, происходившие у Рылеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

Что касается до меня, то в этом произведении я видел отличный образец звукоподражательной поэзии и перелагал для себя его унылый тон на свой лад. Читая его наизусть, я не просто выговаривал слова, а как бы звонил ими, воображая себя сидящим на колокольне, вот таким темпом: Дон-дон, дон-дон, Дон-дум, дон-дон. Обильную поживу для приятного и полезного чтения предлагали нам выходившие тогда ежегодно литературные сборники под названием альманахов, и из них особенно «Полярная Звезда». У матушки было два этих альманаха, не помню в точности, за которые года: за 1822 и за 1823, или за 1823 и за 1824. Если бы это вас заинтересовало, вы сами могли бы это решить по двум повестям Бестужева-Марлинского: в одном помещена была повесть «Ревельский турнир», а в другом – «Замок Нейгаузен». Ту и другую я давал списывать товарищам для их рукописных библиотек. С той поры, когда читал я эти альманахи, мне ни разу не случилось их видеть, а задумав рассказать вам мои воспоминания, я уже вовсе и не хотел их отыскивать для просмотра, из опасения, чтобы посторонним наплывом новых впечатлений не нарушить правдивости моего рассказа о том, что и как понимал я тогда в читаемой книге. В этих двух «Полярных Звездах» я находил образчики всего лучшего, что создавалось тогда в русской литературе и впервые выходило в свет на страницах именно этих сборников: и стихотворения Пушкина, и басни Крылова, и, помнится, Жуковского отрывок из перевода «Орлеанской девы», а также и критические обозрения литературы, – кажется, Бестужева, и многое другое. Это была для меня бесподобная хрестоматия современной русской литературы, в высокой степени наставительная, – и столько же плодотворная своим художественным обаянием для моего нравственного совершенствования. При этом почитаю не лишним сделать одно замечание, чтобы предупредить недоумение, которое, может быть, пришло вам теперь в голову: как позволялось и допускалось тогда, в конце двадцатых и в начале тридцатых годов, распространение изданий декабристов в читающей публике и далее между гимназистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010