Въ Москв (1822) И. В. началъ учиться по Латыни и по Гречески, и выучился сколько требовалось тогда для экзамена , бралъ уроки у Снегирева, Мерзлякова, Цвтаева, Чумакова и другихъ профессоровъ Московскаго Университета; слушалъ публичныя профессора Павлова, и выучился по Нкоторые уроки онъ бралъ вмст съ Ал. Ив. Кошелевымъ, и съ этихъ поръ начинается дружба Киревскаго и Кошелева, крпкая на всю жизнь. Они вмст выдержали такъ называемый экзаменъ, и въ одно время вступили на службу въ 1824 году, въ Главный Архивъ Иностранной Въ это время въ Архив, подъ просвщеннымъ начальствомъ Алекся едоровича Малиновскаго, служилъ цвтъ тогдашней Московской молодежи, — архивные юноши, какъ называлъ ихъ Пушкинъ. Товарищами Киревскаго были: Веневитиновы (Д. В. и А. В.), В. П. Титовъ, С. П. Шевыревъ, И. С. Мальцевъ, Н. А. Мельгуновъ, С. А. и Изъ нихъ составился первый кругъ друзей Киревскаго, и къ нему примкнули питомцы Московскаго Университета: Н. М. Рожалинъ, М. А. Максимовичъ и М. П. Погодинъ. Это было цвтущее время Русской Словесности, ознаменованное яркими успхами Пушкина; вокругъ него начинала свтиться блестящая плеяда первоклассныхъ поэтическихъ талантовъ; имена Баратынскаго, Языкова, Барона Дельвига, Веневитинова, Хомякова, начали не рдко мелькать въ альманахахъ и журналахъ того времени. Они навсегда останутся драгоцннымъ Русской Словесности; — но рядомъ съ дятельности чисто литературной, въ Москв стала возникать въ это время новая умственная дятельность, подъ Шеллинга. Въ 1821 году профессоръ М. Г. Павловъ, по изъ-за границы, читалъ въ Университет и въ Университетскомъ благородномъ о природ. его было сильное и плодоносное, возбудившее въ тогдашнемъ Москвичей къ Германской. Однимъ изъ первыхъ ея поборниковъ явился тогда питомецъ Московскаго Университета, князь В. . у себя небольшой кругъ молодыхъ литераторовъ, во имя и съ 1824 года свою 4-хъ книжную Мнемозину, въ начал которой была помщена прекрасная статья его учителя Павлова о способахъ природы. Къ этому кругу принадлежалъ съ своими архивскими сослуживцами, между которыми самою блестящею и любимою надеждою былъ Д. Веневитиновъ, „рожденный для еще боле, чмъ для но по у той и другой отнятый преждевременною неожиданною смертью. Еще въ исход 1826 года, когда, въ Москву, Пушкинъ такъ дружно сошелся съ Веневитиновымъ и сблизился съ его товарищами, у нихъ состоялся новый литературный журналъ, Встникъ, подъ М. П. Погодина. не выступалъ еще на литературное поприще, къ которому готовился, и на которомъ начинали дйствовать его товарищи. Къ этому времени (1826 и 1827) относятся первыя его письма, и мы помщаемъ ихъ здсь вполн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Баронесса Анна-Христина † 1760 Барон Карл-Густав Баронесса Шарлотта-Евфросиния, за лифляндским ландратом бароном Густавом-Магнусом Ферзеном Баронесса Августина-Сидония, 1) за полковником Вильгельмом-Теодором Шультером; 2) за генерал-лейтенантом Шульцом Барон Ганс, женат на Вильбуа Баронесса Юлия, за Паткулем КОЛЕНО VIII: Барон Бернгард-Вильгельм, рождение 1748 † 1845; женат на баронессе Гедвиге-Варваре Врангель Барон Фабиан-Адольф, российский майор КОЛЕНО IX: Барон Егор Борисович, действительный статский советник, рождение 9 октября 1784 † 3 июня 1841; женат на Прасковье Яковкиной Барон Фабиан Борисович, рождение 27 ноября 1792 † 6 декабря 1832; женат: 1) на Екатерине-Маргарите Вилларс; 2) на Цецилие Голеевской (от 1-го брака сын) Барон Александр Борисевич, генерал-майор; рождение 1794 † 1841; женат на Юлие Харитоновой Барон Бернард Борисович, флота генерал-лейтенант; рождение 26 декабря 1796; женат на Иде Гельмерсе Баронесса Анна Борисовна, рождение 1787 † 1824 Баронесса Елисавета Борисовна, за Фридрихом Ромбергом Баронесса Екатерина Борисовна, рождение 1802 † 1826 КОЛЕНО X: Барон Василий Егорович, рождение 19 февраля 1816 Барон Виктор Егорович, рождение 8 февраля 1824 Барон Егор Егорович, рождение 9 июля 1827 Баронесса Екатерина Егоровна Баронесса Варвара Егоровна Баронесса Юлия Егоровна Баронесса Анна Егоровна Барон Юлия Фабианович, рождение 28 января 1822 Барон Егор Борисович, рождение 28 августа 1832 Ганс Врангель, сын Ганса, и внук Ганса, шведский полковник и эстляндский ландрат, возведён был Королевою Христиною, 8 октября 1653 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Он не имел мужского потомства от брака с Гертрудою Икскуль, которая, овдовев, вышла за шведского фельдмаршала барона Оттона-Вильгельма Ферзена. Барон Ганс был двоюродным дядею барона Германна, родоначальника вышеупомянутой ветви баронов Врангелей. Родоначальником другой ветви баронов Врангелей был Вольдемар-Дитрих Врангель, живший во второй половине пятнадцатого века и женатый на Маргарите Таубе. У них были: сын Ганс, эстляндский ландрат, женатый на Магдалине Икскуль, и внук шведский полковник и эстляндский ландрат, женатый на Аделаиде Икскуль. У сего последнего были 2 сына: Германн, полковник, сперва польской службы, потом шведской, и Ганс, шведский полковник и эстляндский ландрат, который от брака с Варварою Анреп имел сына Германна, (рождение 1587 † 10 декабря 1643). Сей последний, один из знаменитейших сподвижников Великого Густава-Адольфа, был шведским фельдмаршалом, рейхсратом, генерал-губернатором Пруссии; заключил, в 1635 году, мир между Швециею и Польшею в Штумсдорфе, и скончался в звании генерал-губернатора лифляндского. От 1-го брака с баронессою Маргаритою Грип он имел 2 сыновей; от 2 го брака с Екатериною Гилленштерна 1 сына; от 3-го брака с графинею Амалиею-Магдалиною Нассау-Диц 295 (рождение 1613 † 1669) 2 сыновей. Вот поколенная роспись потомству его.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

174 Лэндор, Уолтер Сэведж (1775–1864) — английский поэт, автор сборника " Стихотворения " (1795) и др., критик, эссеист; о Мильтоне писал в книге " Воображаемые разговоры литераторов и государственных людей " (1824–1829). 175 Кларендон, Гиббон — см. коммент. к эссе " Религия и литература " . 176 Робертс, Майкл (1902–1948) — поэт, критик, редактор, преподаватель математики; составитель политизированных антологий стихов и прозы " Новые подписи " (1932) и " Новая страна " (1933), представлявших поколение 1930-х (У.Х. Оден, С. Дей-Льюис, С. Спендер, У. Эмпсон и др.). В 1936 г. по инициативе Элиота, видевшего в нем " выразителя и толкователя поэзии своего поколения " , издал " Фейберовскую антологию современной поэзии " ( " Faber book of Modern verse " ). 177 …ежеквартальник " Скрутини " — см. коммент. к эссе " Критикуя критика " . 178 " Таймс Литерари Саплмент " — еженедельное литературное приложение к английской газете консервативного направления — " Таймс " . 179 …следует провести различие между воображением великого ученого… и…какого-нибудь Лукреция или даже Шелли, наполняющего свои научные знания эмоциональной жизнью… — Лукреций, Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.) — римский поэт, автор философской поэмы " О природе вещей " , содержавшей систематическое, аргументированное изложение атомистического учения Эпикура, а также учения Демокрита. Английский поэт-романтик П.Б. Шелли (1792–1822) увлекался естествознанием, физикой, химией в школьные годы в Итоне и в Оксфордском университете, где, по воспоминаниям однокашников, его комната походила на химическую лабораторию. В примечаниях к философской поэме " Королева Маб " (1813) он ссылается на английского математика, физика, астронома И. Ньютона, цитирует труды французского философа и врача П.Ж. Кабаниса (1757–1808), труды о небесной механике (1798–1825) французского астронома, физика, математика П.С. Лапласа и др. 180 " Оксфордская антология английской поэзии " — см. коммент. к эссе " Критикуя критика " . 181 " Золотая сокровищница " — " Золотая сокровищница песен и лирики " издана (том первый — в 1861 г., второй — в 1896) поэтом и литературоведом, профессором Оксфордского университета, другом Теннисона — Фрэнсисом Тернером Пэлгрейвом (1824–1897).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Роман этот был серьезный и очень глубокий, оставивший свои следы на всю жизнь Пушкина и вдохновивший его на несколько прекрасных лирических стихотворений. В результате многих столкновений, по настойчивой просьбе графа, Пушкина высылают из Одессы и, по Высочайшему повелению Имп. Александра Павловича, отправляют в село Михайловское, Псковской губернии, под надзор сначала отца, а затем, после отказа отца, – под надзор местных властей. Был и еще один повод к такой перемене в судьбе поэта. В конце своего пребывания на юге он имел одну большую неприятность, которая могла для него кончиться очень тяжело, и которая, в конце концов и привела его к высылке из Одессы и к продлению ссылки в с. Михайловском. В марте 1824 г. поэт написал одному своему приятелю: «Ты хочешь знат, что я делаю? Пишу пестрые строфы романтической поэмы и беру уроки чистого афеизма, Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я еще встретил. Он исписал листов тысячу, чтобы доказат, что не может существовать разумный Творец и Промыслитель, мимоходом уничтожая слабые доказательства безсмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но к несчастъю, более всего правдоподобная». Это письмо было перлюстрировано и попало в канцелярию Новороссийского генерал-губернатора, в папку с делом «О высылке из Одессы в Псковскую губернию коллежского секретаря Пушкина». Несколько раз, и будучи в Одессе, и живя в с. Михайловском, он собирался бежать заграницу. 31 июля 1824 г. Пушкин уезжает из Одессы. За 4 года пребывания на юге России, он написал свои, так называемые «байронические поэмы»: «Кавказский пленник» (1821 г.), «Братья разбойники» (1822 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.), вышеуказанную поэму «Гаврилиада» и стих «К В. Л. Давыдову» (1821 г.). первые две главы «Евгения Онегина» (1823 г.) и начал писать поэму «Цыгане». Кроме этого он написал ряд прекрасных стихотворений, среди которых особенно замечательны: «Редеет облаков летучая гряда», «Муза», «Песнь о вещем Олеге», «Демон» и «К морю».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

В 1817 г. Н. поступил в Тринити-колледж в Оксфорде, в мае следующего года получил там стипендию на 9 лет. В Оксфорде Н. обратился к лит. творчеству, в 1818 г. опубликовал написанный совместно с университетским другом Дж. У. Боуденом антикатолич. роман в стихах «Канун дня св. Варфоломея» (St. Bartholomew " s Eve). Несмотря на скромные результаты выпускных экзаменов по математике и древним языкам (1820), Н. был избран членом оксфордского Ориел-колледжа (1822). Там он испытал влияние историка и богослова (впосл. англикан. пастора) Т. Арнолда (1795-1842) и философа-логика Р. Уотли (1787-1863). Н. принял решение стать священнослужителем и в 1824 г. был рукоположен во диакона Англиканской Церкви, в следующем году - во пресвитера и назначен настоятелем (куратом) прихода св. Климента в рабочем районе на востоке Оксфорда. В 1824-1826 гг. при помощи Уотли Н. написал статьи о Цицероне, об Аполлонии Тианском, а также о чудесах в Библии для Столичной энциклопедии (Encyclopaedia metropolitana; выходила с 1817 при поддержке англикан. Лондонского еп. У. Хоули (1813-1828; архиепископ Кентерберийский в 1828-1848), к-рый задумал это издание как альтернативу Британской энциклопедии, по его мнению чрезмерно светской по содержанию). В 1826 г. Н. был назначен преподавателем (тьютором) Ориел-колледжа и ушел с прихода. В 1827-1828 гг. продолжавшиеся финансовые трудности в семье вызвали у него новый духовный кризис, усугубившийся после скоропостижной кончины младшей сестры. В этот период Н. обратился к углубленному изучению творений отцов Церкви. В 1828 г. он был назначен викарием университетской ц. Пресв. Девы Марии. Резко отрицательно отнесся к решению брит. правительства об эмансипации католиков (предоставлению им политических прав; 1829). В 1830 г. из-за разногласий с университетским начальством относительно функций тьюторов Н. был фактически освобожден от преподавания, что позволило ему полностью посвятить себя научным занятиям. В 1833 г. он опубликовал свое 1-е исследование по церковной истории - «Ариане IV в.» (The Arians of the Fourth Century), в к-ром выступил с критикой современного ему церковного либерализма. В дек. 1832 - июле 1833 г. совершил поездку по Средиземноморью: посетил Корфу (Керкиру) (где заинтересовался историей и совр. состоянием правосл. Церкви), Милан, Рим, Неаполь и Сицилию (там он вновь тяжело заболел). Во время трудного плавания из Палермо в Марсель Н. написал проникнутое верой в благость божественных установлений стихотворение «Веди, благостный свет» (Lead, Kindly Light; в 1834 опубл. в сб. «Lyra Apostolica»), впоследствии ставшее популярным религ. гимном.

http://pravenc.ru/text/2578009.html

К тульскому периоду относятся первые работы Н. на лит. поприще. Его статьи и стихи публикуются в журналах «Русский вестник» (1816-1817), «Благонамеренный» (1820, 1823), «Сын отечества» (1821), «Московский телеграф» (1825-1826), «Дамский журнал» (1823-1825), «Труды Общества любителей российской словесности при Московском университете» (1818-1824) и др. С 1819 г. в «Вестнике Европы» регулярно печатались «Мысли и замечания» Н.: «Зачем люди стремятся приобресть политическую свободу? Не довольно ли для них нравственной? И умеют ли они пользоваться ею к своему благополучию?» (Мысли и замечания. 1824. 6. С. 144); «Ненастная погода заставляет усесться дома; - несчастные обстоятельства принуждают войти в самого себя» (Там же. 1820. 1. С. 5); «Общество есть застенок, скрывающий человека от самого себя. Чем далее мы от него, тем ближе к себе - и обратно» (Там же). С 1816 г. член-соревнователь, с 1823 г. действительный член (в 1838-1839 вице-президент) Об-ва истории и древностей российских. В окт. 1820 г. признан действительным членом Об-ва любителей российской словесности при Московском ун-те. В 20-х гг. XIX в. посещал салон кнг. З. А. Волконской. Поддерживал отношения с А. И. Тургеневым, Е. А. Баратынским, П. А. Вяземским , А. С. Грибоедовым, И. М. Снегирёвым , Погодиным, А. Ф. Малиновским, А. С. Норовым и др. ( Вацуро. 1999). Состоял в «Союзе благоденствия», общался с декабристами А. А. Бестужевым-Марлинским, В. К. Кюхельбекером , Александром Николаевичем Муравьёвым, К. Ф. Рылеевым, А. И. Якубовичем, Ф. Н. Глинкой и др. Печатался в альманахах «Полярная звезда» и «Мнемозина». После раскрытия заговора не был привлечен к следствию. В дек. 1826 г. встречался в Екатеринбурге с декабристом М. И. Пущиным, с 1831 г. состоял в переписке с Муравьёвым (Из бумаг С. Д. Нечаева. 1893. Кн. 2. 5. С. 135-145). Принадлежал к московской масонской ложе «Ищущие манну» (1819). По воспоминаниям М. В. Толстого, Н. ежегодно присутствовал на собраниях московских масонов. После запрещения масонских лож в авг. 1822 г., будучи уже обер-прокурором, Н. участвовал в ежегодном масонском собрании, к-рое проходило 24 июня 1834 г. в доме Толстых ( Толстой. 1881. C. 81). 5 июля 1834 г. Н. присутствовал на торжественном собрании в Московском ун-те, на к-ром Погодин произнес слово «Об ученом сословии и его историческом призвании». Был инициатором установления памятной доски Н. И. Новикову на Тихвинской ц. в с. Авдотьине Бронницкого у. Московской губ., возле к-рой тот был похоронен.

http://pravenc.ru/text/2565178.html

Кутневич преподавал в академии с 1815 по 1824 Его преемник протоиерей Ф. А. Голубинский (1797–1854), как и Горский, был уроженцем Костромы. Сын псаломщика, сумевшего впоследствии стать священником в Костроме, Голубинский поступил в 1806 г. в семинарию, а в год ее окончания был «информатором», т. е. ассистентом учителя греческого языка. В следующем году он стал студентом только что реформированной Московской Духовной Академии, которую закончил в 1818 г. со степенью магистра, после чего, по рекомендации Кутневича, был назначен бакалавром по кафедре философии, а с 1820 г. преподавал также немецкий язык. В 1822 г. Голубинский стал экстраординарным, а в 1824 г.— ординарным профессором философии, каковым оставался в академии в течение 30 лет, вплоть до своей смерти. В 1828 г. он был рукоположен в священника, а в следующем году стал Еще в студенчестве Голубинский вместе с несколькими товарищами организовал с разрешения инспектора «Общество научных дискуссий», которое отличалось от позднейших университетских семинаров по сути дела лишь отсутствием руководителя из числа преподавателей. Сохранился незаконченный отчет Голубинского о собраниях общества в первые три месяца его существования (март—июнь 1816 г.) — интересное свидетельство научных интересов тогдашней академической молодежи. О мотивах основания этого общества Голубинский писал следующее: «Часто в часы досуга они (студенты.— Ред.) любили с дружескою свободою и откровенностью говорить, что каждый думал о предметах их учений; иногда читали друг перед другом свои сочинения и судили о В годы профессорства Голубинский пользовался в академии большим уважением — как ученый, как педагог и как человек. По свидетельству одного из студентов, «Федор Александрович был главою наставников, столпом академии и патриархом философов... Он говорил лекции просто, внятно, не столько с одушевлением, сколько с самоуглублением, как бы рассуждая сам с собою. Знал он бездну, но блестеть не любил и не увлекал молодых слушателей; с бóльшим вниманием стали бы его слушать люди более разумные и знающие.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Так, уже вскоре, по вступлении своем в управление московскою паствою, именно 17 сентября 1821 года, он, в качестве вице-президента, составил заседание по делам означенного общества. 79 Затем в начале 1822 года, на годичном заседании московского комитета того же общества, Филарет произнес речь, в которой, сопоставляя сокровища вещественные (деньги и вещественные приношения) с сокровищем духовным – словом Божиим, естественно указывает на малозначительность первых по сравнению с последним и призывает к исканию сего последнего. Затем тут же говорит, что «цель Библейского общества доставить душеспасительные книги Священного Писания каждому желающему на том языке и наречии, на котором он удобнее разуметь может». 80 В начале 1823 года, когда Филарет был в Петербурге, на годичном заседании московского комитета речь произносил, по поручению Филарета, викарий его Афанасий (Телятев). 81 Но в 1824 году Филарет опять сам произносил таковую речь. 82 Между тем, конечно, недаром уже в 1822 году Филарет, в речи своей на годичном заседании московского комитета Библейского общества, говорил: «Есть люди, которые на Библейское общество, для них незнакомое, смотрят с недоумением и заботливостью потому самому, что Библия для них драгоценна, христианство любезно, и потому они опасаются, чтобы сие сокровище не было расточено неправильным употреблением, чтобы святыня сия не была нарушена недостойными руками. Таким образом, они заботятся о христианстве. Но не о том же ли заботится и Библейское общество? И так в основании разномыслия открывается единомыслие. Кого же здесь осуждать? Но как единомыслие, совершенное лучше, нежели смешанное с разномыслием, и уверенность лучше, нежели сомнение: то должно стараться, чтобы не подавать никакого случая к разномыслью, и не должно коснеть в сомнении, но употреблять пристойные средства, чтобы достигнуть уверенности. Сказать ближе к настоящему делу: Библейское общество во всяком случае должно и хранить, и являть чистоту своего намерения и действования; а недоумеющие о нем, дабы сомнение их не обратилось в несправедливое обсуждение невинного и доброго дела, пусть примут труд внимательно рассмотреть и исследовать то, о чем сомневаются, к чему дверь им всегда отверста. Мы сие и делаем, говорят они; пусть же скажут нам, для чего сие новое заведение в деле, столь древнем, и не подлежащем изменению, как христианство и Библия?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

– Сегодня каждый может помочь нам собственным трудом, – говорит настоятель. – Нужны в первую очередь строительные мастера. В совместном труде созидается община. Глядишь, среди этих людей найдутся и те, кто станет членами нашего прихода. Кстати, сегодня кирха представляет собой зримый пример веротерпимости. Ротонду со стороны Фурштатской улицы лютеранская община уступила католикам. – Они обратились к нам за помощью, поскольку никак не могли найти помещение для своих богослужений, – пояснил о. Александр. – Причем это не обычные католики, а те, которые проводят мессу на латыни. Они подчиняются папе Римскому, но составляют отдельный орден – братство Пия X. Тут единственное место в нашем городе, где они собираются. 577 …В 1517 году Мартин Лютер возглавил Реформацию, в ходе которой произошел разрыв с Римско-Католической Церковью. А 500 лет спустя под сводами Анненкирхе всё возвращается на круги своя… Пасторы Анненкирхе .: И. Л. Шаттнер (1719–37), Ф. Лютке (1737–38), И. Г. Шрайнер (1738–40), К. Э. Рихтер (1740–57), И. А. Эрхардт (1757–62), М. Ф. Гросскрейц (1762–66), И. Б. Лонсерт (1766–78), Т. Ф. Т. Рейнботт (1778–1813), Ф. Т. Рейнботт (1813–37) Ф. Мориц (1838), К. Т. Безе (1838–53), Э. А. Г. Гершельман (1853–54), П. О. А. Зеберг (1855–78), К. Нельтинг (1858–80), Т. У. И. Отто (1867–90), Р. Э. Гессе (1877–87), К. Р. Фрейфельд (1880–1903), Ю. Мютель (1887–1903), А. Мальмгрен (1890–1929), Ф. Лотихиус (1992–95), X. Шмидпот (1995), X. Китцка (с 1995). Патроны евангелическо-лютеранской общины Анненкирхе .: генерал-фельдцейхмейстер граф Я. Д. фон Брюс (1719–20), генерал-лейтенант граф Р. фон Брюс (1720–24), генерал-майор И. Я. фон Гюнтер (1724–34), генерал-майор Б. Э. фон Траутфеттер (1740), генерал-фельдмаршал Г. Р. фон Ливен (1740–46), генерал-аншеф граф В. фон Фермор (1746–52), генерал-майор Я. фон Шульц (1752–57), принц П. А. Ф. фон Гольдейн-Бек (1757–59), обер-камергер К. А. фон Брокторф (1759–76), генерал-аншеф И. фон Мюллер (1776–87), почт-директор Ф. М. фон Бок (1787–91), генерал-майор К. фон Хандвиг (1791–94), камергер граф Г. Г. фон Тизенгаузен (1794–1805), статский советник К. фон Хабарт (1805–1822), военный министр барон П. И. Меллер-Закомельский (1822–23), герцог А. Вюртембергский (1824–33), генерал-адъютант К. фон Толль (1838–42), принц А. Л. X. фон Гессен-Дармштадтский (1842–52), принц Г. А. Э. фон Мекленбург-Стрелицкий (1852–79). С 1881 обязанности патронов Анненкирхе выполняли президенты церковного совета. 578 Лютеранская община св. Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.3 из  5) Оглавление Предисловие Выдающийся этнограф, фольклорист и археолог Иван Михайлович Снегирев родился в Москве 23 апреля (4 мая) 1793 года. Он окончил Московский университет, а впоследствии состоял там же профессором по кафедре римской словесности и древностей. Изучал русское народное творчество, русскую старину. Впервые в России Снегирев собрал, прокомментировал и опубликовал огромный материал по русским пословицам и поговоркам, с большой полнотой и знанием дела описал народные праздники и обряды, привлек к изучению лубочные картинки. Первая крупная работа Снегирева была посвящена лубочным картинкам. О них он написал статью «Русская народная галерея или лубочные картинки» еще в 1822, напечатав ее в «Отечественных записках» П. Свиньина; в статье дан краткий очерк русского народного гравировального искусства и указано на важность этого искусства для самого народа: оно может «способствовать к просвещению народа». Издатель журнала в особом примечании к статье высказал пожелание, чтобы «г. сочинитель» разработал этот важный предмет более подробно. Снегирев последовал этому совету. В 1824 году в «Трудах Общества любителей российской словесности» (кн. IV) была напечатана его статья «О простонародных изображениях», и позже он не раз возвращался к той же теме: последний раз уже в 1861 в книге «Лубочные картинки русского народа в московском мире» (М., 1844; изд. 2е, 1861). В этой книге собрано очень много исторических сведений о гравировальном деле в России и дано обстоятельное описание существовавших в сер. XIX в. народных «лубочных» картинок, с классификацией их по содержанию: «духовно-религиозные», «философские», «юридические», «исторические» и «символико-поэтические». Особо Снегирев отмечал пользу и достоинства «духовно-религиозных» картинок, «коими условливается преимущественное направление народа к вере и благочестию, к познанию истины и добродетели», и он с удовлетворением отмечал, что «число простонародных эстампов духовно-религиозного содержания несравненно было более, чем других». «Итак, лубочные картинки представляют не одни только предметы забавы и увеселения во вкусе простолюдья, — писал Снегирев в заключение своей книги, — но духовно-религиозным и нравственным содержанием своим питают в народе чувство веры и благочестия, любовь к государю и отечеству, внушая отвращение от пороков и страх грехов, уважение к добродетели, как цели жизни». Еще в ранней статье (1822) Снегирев рисовал сцену, как в зимний вечер крестьяне слушают пояснения к религиозным картинкам — о Страшном суде, об искушении святых и пр. «Добрые поселяне слушают и из сего чтения научаются терпеть и забывать скорби житейские, уповать на вечное блаженство и страшиться вечной муки».

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010