Не удалось извлечь искомое из базы (((

Бакалавры С.-Петербургской духовной академии иеромонах Серафим (Азбукин) (1822–1854 гг.) и иеромонах Мартирий (Горбачевич) (1831г.) Источник I. Иеромонах Серафим (Азбукин) СЕРАФИМ (Азбукин) скончался 32½ лет, а его недолгий педагогически-профессорский день, занявшись на горизонте Almae Matris в стенах Троице-Сергиевой Лавры, быстро пошел к вечеру в С.-Петербурге и догорел на небосклоне Академии С.-Петербургской грустным закатом. В мире называвшийся Петром, – он был сын диакона Богоявленской церкви села Красного Тульской губернии Крапивенской округи (уезда) Ивана Семенова Азбукина и родился 9 января 1791 года 1 . Согласно аттестату, при отправлении в Московскую Академию, – Петр Азбукин с 1802 года обучался в Тульской Духовной Семинарии российскому и латинскому чистописанию, русской и латинской грамматике, синтаксису, арифметике, географии, всеобщей истории, поэзии, риторике, философии, философской, естественной и российской истории, пасхалии, слушал богословие, толкование Священного Писания , церковную историю, книгу Кормчую и «О должностях пресвитеров церковных», изучал пастырское богословие, греческий и французский языки с успехом превосходным. Это выгодно выдвигало ревностного юношу, и – непосредственно по окончании семинарского курса – Петр Азбукин 12 октября 1814 г. преосвященным Амвросием (Протасовым, 1 июля 1831 г. архиеп. Тверским) определен в родную Семинарию учителем низшего грамматического класса на место М. А. Сахарова (после архим. Моисея), отправленного в сентябре сего года в состав первого курса Московской Академии. При преобразовании училищ он оставлен был в уездном училище учителем низшего отделения, а резолюцией епископа Тульского и Белевского Симеона (Крылова-Платонова, 27 мая 1824 г. архиеп. Ярославским) переведен учителем высшего класса Тульского уездного училища и с 8-го июня состоял в нём инспектором. Служба молодого преподавателя была столь похвальна, что – по требованию Московской Академии от 21 июня 1816 г. о присылке туда воспитанников для II-ro академического курса (1816–1820 г.) – местное семинарское правление, не колеблясь, отправило (в числе 6 человек и) Петра Азбукина, по соглашению с академическим ректором Филаретом (Амфитеатровым , 21 декабря 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛАМПИЙ (Пятницкий Петр Никитич; 1794, с. Пятницкое Пошехонского у. Ярославской губ.- 12.03.1862, г. Свияжск Казанской губ.), архиеп. Тобольский и Сибирский. Род. в семье свящ. Никиты Добратина, фамилию получил позже по названию родного села. Обучался в Ярославской ДС (1805-1816), затем в МДА (1816-1820). На 2-м курсе сделал перевод слова свт. Василия Великого на праздник Крещения, к-рый был одобрен и напечатан в ж. «Христианское чтение» . 18 сент. 1820 г. удостоен степени магистра богословия и оставлен в академии бакалавром по греч. языку. 21 нояб. 1822 г. пострижен в монашество, 6 дек. того же года рукоположен во диакона, 9 дек.- во иерея. Св. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, передал ему в благословение параман, клобук и пояс, а также 100 р. «на устроение прочей одежды». В 1823 г. Е. был включен в число соборных иеромонахов Троице-Сергиевой лавры . В 1822 г. утвержден в звании действительного члена академической конференции, в окт. 1823 г.- в звании члена академического правления, с нояб. 1824 до июня 1827 г. служил библиотекарем МДА. В нояб. 1825 г. перемещен на должность бакалавра по богословским предметам и вошел в состав Цензурного комитета, учрежденного при МДА. 15 февр. 1826 г. стал инспектором МДА и в том же году - экстраординарным профессором, преподавал нравственное, обличительное (полемическое) и пастырское богословие. С 1826 г. был присутствующим в Радонежском духовном правлении. С 19 июня по 29 июля 1827 г. ревизовал Владимирскую, Казанскую, Нижегородскую, Вятскую, Пермскую семинарии, со 2 сент. по 8 нояб. 1829 г.- Тульскую, Воронежскую и Курскую семинарии. 31 дек. 1828 г. определен 2-м членом открывшегося Московского духовного цензурного комитета. В 1830 г. входил во Временный комитет, учрежденный Святейшим Синодом при МДА для пересмотра и исправления слав. перевода бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. 18 нояб. 1831 г. определен ректором Вифанской ДС и профессором богословия.

http://pravenc.ru/text/187171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (в схиме Иоанн; Соловьёв Иродион Иоаннович; 10.04. 1799, с. Георгиевское Ливенского у. Орловской губ.- 6.12.1884, Н. Новгород), еп. Нижегородский и Арзамасский. Род. в семье пономаря. С благодарностью вспоминал семью, особенно деда и мать, Марию Феоктистовну, наставление к-рой: «Молись, молись, всегда молись, молись втайне, молись ночью, молись перед всяким уроком своим и всяким делом» - помнил всю жизнь. В течение жизни И. хранил узелок, к-рый мать дала ему в благословение перед поступлением в духовные школы. В узелке были икона, кисейное полотенце и монеты для раздачи милостыни нищим ( Виноградов. 1886. С. 2, 4). Окончил Севское ДУ, в 1810 г. поступил сразу в 4-й класс Севской (Орловской) ДС. 21 нояб. 1814 г. Орловским еп. Досифеем (Ильиным) был посвящен во чтеца. В годы учебы познакомился с И. А. Борисовым (впосл. свт. Иннокентий , архиеп. Херсонский), дружба с к-рым оказала значительное влияние на буд. епископа. Обратил на себя внимание ректоров-архимандритов Владимира и св. Гавриила (Городкова) . По окончании Севской ДС 25 сент. 1819 г. состоял учителем греч. языка и одновременно инспектором Севского ДУ, ректором к-рого в тот период был иером. Иаков (Вечерков) . Орловский еп. Гавриил (Розанов) предложил Соловьёву священническую вакансию в Покровской ц. г. Болхова и благословил на брак. Но, побывав в Болхове и познакомившись с невестой, Соловьёв отказался от служения на приходе и вернул еп. Гавриилу «брачный билет». По преданию, посетил вместе со свящ. И. З. Вуколовым Елец, где старец прот. Иоанн Жданов предсказал Соловьёву служение в епископском сане. По благословению еп. Гавриила в марте 1822 г. пришел в Свенский Новопечерский Успенский мон-рь, где исполнял различные послушания, порой самую «черную» работу, с сент. того же года служил пономарем. В сент. 1824 г. по распоряжению Комиссии духовных уч-щ Соловьёв был направлен в СПбДА для продолжения образования за казенный счет. Значительное содействие в этом оказал инспектор СПбДС Иннокентий (Борисов), убедивший послушника оставить мон-рь и продолжить образование. 21 нояб. 1824 г. Ревельским еп. Григорием (Постниковым) в академической церкви Соловьёв был пострижен в монашество, 25 дек. того же года в Казанском соборе рукоположен во диакона, 14 авг. 1827 г. архиеп. Рязанским Филаретом (Амфитеатровым) в Рождественской ц. Псковского подворья на Васильевском о-ве рукоположен во иерея. Некоторое время служил на Псковском подворье учителем певчих архиеп. Рязанского Филарета, с 1827 г. законоучитель и настоятель Александро-Невской ц. 2-го Кадетского корпуса С.-Петербурга. В 1828 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры, в 1829 г. Комиссией духовных уч-щ назначен бакалавром СПбДА по богословскому классу.

http://pravenc.ru/text/293654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДЕССКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ПАТРИАРШИЙ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Одесской и Измаильской епархии УПЦ) находится в г. Одессе (Украина). Основан в 1824 г. при архиерейском подворье. 7 апр. 1814 г. молдавский дворянин А. И. Теутул подал митр. Гавриилу (Банулеску-Бодони), проживавшему в Одессе, письменное свидетельство о том, что новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии передается поместье в урочище Б. Фонтан - 2 участка по 25 дес. (54,6 га). Здесь располагался сад с 2 большими виноградниками, фруктовыми деревьями, шелковичным и рыболовным заводами, а также хутор с пахотными и сенокосными угодьями. По преданию, побуждением к щедрому пожертвованию послужила гибель в 1813 г. моряков греч. судна, к-рые приняли свет костров, разведенных Теутулом и его друзьями во время увеселительной прогулки, за сигнал маяка. 11 мая 1814 г. митр. Гавриил направил Одесскому градоначальнику Э. О. де Ришелье (1766-1822) письмо с просьбой о создании на Б. Фонтане муж. мон-ря. В 1815 г. с Высочайшего соизволения имп. Александра I Павловича имение Теутула было официально передано Кишинёвской епархии (ПСЗ. Т. 39. 29978. С. 431). Для временного пребывания митр. Гавриила здесь было устроено Одесское архиерейское подворье, называемое в документах метохом. Осенью того же года по благословению митрополита из Сахарнянского во имя Святой Троицы мужского монастыря в Одессу были переведены мон. Пафнутий и 4 послушника, к-рые поселились в 2 домах. Сначала надзор за всем участком и хозяйством осуществлял сам Теутул. В июле 1816 г. митрополит учредил временный строительный комитет, назвав его собором попечителей монастырского подворья. В янв. 1817 г. вдовый свящ. Иоанн Якубовский (впосл. иером. Иоасаф) просил митр. Гавриила постричь его в монашество и определить в метох Кишинёвской митрополии, в том же году он был назначен смотрителем метоха. Свящ. Иоанн стал совершать богослужения не только для братии, но и для прихожан слободы на Б. Фонтане, чем снискал уважение местных жителей. В марте того же года была начата и к концу лета при помощи жителей фонтанской слободы закончена постройка каменного флигеля под черепичной крышей, в к-ром в дек. 1817 г. соборный прот. Иоанн Воронич ( 1 февр. 1824) освятил ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Антиминс привез из Кишинёва свящ. И. Якубовский. Сначала иконостас был «простейшим», царские врата принесли из предназначенной к слому обветшавшей одесской ц. свт. Николая Чудотворца. Позже на средства чиновника А. Пономарёва был поставлен др. иконостас, украшенный новыми образами. Облачения и утварь пожертвовал одесский купец А. Колесниченко.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

Некролог Октября 20 дня сего 1883 года, в первом часу пополудни, скончался в Вологде один из старейших священнослужителей не только Вологодской, но вероятно и большей части других отечественных епархий, известный всей России своими проповедническими трудами, настоятель Вологодского кафедрального Софийского собора протоиерей Василий Иванович Нордов , на 87-м году от роду, на 60-м служения в священном сане и на 43-м настоятельства в Вологодском кафедральном соборе. Урожденец Вологодской епархии г. Устюга Великого причетнический сын (род. в 1797 году, 14-го февраля), воспитанник третьего курса Московской духовной академии; в Бозе почивший о. протоиерей, по окончании в 1822 году академического курса со степенью кандидата, определен в том же году 5 [...]тября в Никольское духовное училище исправляющим должность ректора и учителем в высшее отделение. В 1824 году, июня 24 дня, епископом Вологодским Онисифором произведен во священника к Спасообыденной всеградской церкви г. Вологды с оставлением училищной службы; в том же 1824 году, 20 сентября, по особом испытании Московской академической конференцией, с утверждения Комиссии духовных училищ, возведен на степень магистра. В 1826 г., 28 марта, за ревностное служение и похвальное поведение награжден набедренником, а 9 сентября определен членом в учрежденную, по предписанию Комиссии духовных училищ, особую комиссию для ревизии Вологодской семинарской экономии за сем лет. В 1829 году в декабре командирован в Тотемский Спасо-Суморин монастырь для личного обозрения братии, по случаю произшедшего тогда в монастыре пожара. В 1830 году, 2 января, определен присутствующим в Вологодскую духовную консисторию и того же года, 13 апреля, за отличное служение и разные по службе труды преосвященным Стефаном возведен в сан протоиерея. В 1831 году, 4 сентября, по отношению Вологодского гражданского гебернатора командирован в село Кубенское и полусело Новленское, состоящие в Вологодском уезде, для увещания крестьян, нарушавших повиновение начальству, по случаю превратных о губительной болезни (холере) толков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

II. Царствование императора Николая Павловича (1825–1855) 1. Личные отношения, жизнь и деятельность святителя Филарета за это царствование Что касается личных отношений, жизни и деятельности святителя московского Филарета, то прежде всего царствование Александра I оставляло новому царствованию, как мы припомним, долг восстановления чести Филарета, оправдания его в глазах общества от несправедливых обвинений и нападок со стороны лиц, восстававших на него в 1824 году, восстановления его авторитета среди паствы. Таковое восстановление и оправдание действительно и совершилось постепенно, начиная с первых же дней царствования Николая Павловича. В письме к родительнице своей от 6 декабря 1825 года Филарет, извещая ее о кончине государя императора Александра Павловича, между прочим, говорил: «Я имею особенные причины быть тронут сим происшествием, имев известные опыты благоволения покойного Государя, и неизвестные другим. Но воля Божия во всем есть, и да будет!» 342 Здесь ближе всего разумеется то особенное доверие покойного государя к Филарету, благодаря которому последний, в числе не многих, самых приближенных к государю лиц (князь А. Н. Голицын и граф А. А. Аракчеев), удостоился быть хранителем великой государственной тайны о престолонаследии, врученной ему, как мы знаем из раньше сказанного, в 1823 году в августе. Эта тайна заключалась в том, что за бездетностью императора Александра I и цесаревича Константина Павловича, престол Российской Империи, согласно воле их обоих, должен был перейти к великому князю Николаю Павловичу. Подтверждающими все сие актами были: а) собственноручное письмо цесаревича Константина Павловича к Государю императору Александру Павловичу от 14 января 1822 года о добровольном отречении его от престола, на который по рождению своему он мог когда-либо иметь право, с просьбою утвердить таковое намерение его императорским словом и согласием государыни – матери Марии Феодоровны; и б) собственноручный же ответ императора Александра на это письмо, от 2 февраля того же года, с изъявлением согласия как с его стороны, так и со стороны императрицы – матери на это отречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

А.В. Попов К 60-летию прибытия в Ситху Высокопреосвящ. Иннокентия в сане Епископа Алеутского 27 Сентября 1841 г. Из «Иннокентиевского» архива: 1) Дело о назначении священника И. Вениаминова в Америку на остров Уналашку; 2) Первое – 8-месячное – пребывание в Ситхе о. Вениаминова (Окт. 1823 до Июля 1824 г.). 16 Марта 1822 г. был послан указ Святейшего Синода на имя Преосвященного Михаила, епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского, с предписанием избрать из духовенства священника на остров Уналашку в Америке; при этом сообщалось, что священник будет получать 1 200 руб. жалованья в год, пользоваться «пожертвованиями доброхотных дателей и жизнь свою будет проводить в достатке», а именно, от компании будет выдаваться ему ежегодно: 30 пуд. муки ржаной, 10 п. пшеничной, 3 п. булок, 5 п. сухарей ржаных, 5 п. крупы, 3 п. масла коровьего, 1 ведро хлебной водки, 2 1/2 п. табаку черкасского, 2 п. сахару, 10 ф. чаю, 2 1/2п. мыла и 2 1/2п. свечей сальных. Получив указ, Преосвященный Михаил приказал Консистории объявить оный «города Иркутска священникам и диаконам с тем, – не пожелает ли кто из них отправиться в Америку для занятия столь выгодного священнического места в Уналашке». Все, однако, отказались то по слабости здоровья и преклонности лет, то по семейным обстоятельствам, а главное, по отдаленности расстояния; в числе отказавшихся был и священник Иоанн Вениаминов 4 , не пожелавший занять «столь отдаленнейшее место», в чем он и расписался вместе с прочими (впоследствии эта подпись его зачеркнута). Преосвященный отказавшихся уподобил «званным на брак Царя ( Лyk. XIV, 16–24 ) и не пожелавшим придти по причинам, не заслуживающим внимания», и приказал Консистории предложить место в Уналашке духовенству всей епархии (кроме Камчатской), но и из тех никто не пожелал, ссылаясь в оправдание на те же причины, что и Иркутское градское духовенство. Тогда Преосвященный Михаил сдал следующее предложение в Консисторию от 5 февр. 1823 г.: «никто из священно-церковнослужителей в целой епархии не изъявил добровольного согласия быть священником на острове Уналашке; а как некоторые из тех, коих я лично склонял и убеждал к поездке в Америку хотя также не согласились, но не представили никаких на то благословных вин, кроме своего нехотения, которое считаю безрассудным упрямством.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Аркадий, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский (Федоров Григорий Федорович) Родился в 1784 году в селе Дмитровском Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил духовное училище, затем Владимирскую духовную семинарию. В 1808 году, по окончании семинарского курса, как лучший ученик, был оставлен в семинарии учителем по разным предметам. 18 мая 1814 года принял монашество; 21 мая рукоположен во иеродиакона, а 24 мая – во иеромонаха. С 3 июля того же года – строитель Столбинской Николаевской пустыни. В этом же году (5 ноября) был определен экономом семинарии, учителем французского языка и библиотекарем. 23 декабря 1814 года утвержден смотрителем духовных училищ г. Владимира. 26 мая 1818 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Боголюбова монастыря. 18 марта 1819 года утвержден присутствующим Владимирской духовной консистории и освобожден от занимаемых должностей в семинарии. 23 ноября 1822 года назначен благочинным над мужскими монастырями. С июня 1823 года – ректор Могилевской духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеенского Богоявленского монастыря. В июне 1824 года назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 года – настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 года переведен на должность ректора Ярославской духовной семинарии. 3 февраля 1829 года хиротонисан во епископа Оренбургского. 8 августа 1831 года перемещен на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. С 29 марта 1851 года – архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1854 и 1855 годах вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 7 июня 1869 года уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 года. Погребен в Александро-Свирском монастыре. Архиепископ Аркадий, знаменитый иерарх Русской Церкви, по выражению профессора Троицкого И. E., «прирожденный миссионер, какие родятся только веками». Замечателен необыкновенно ревностной и плодотворной деятельностью против раскола и язычества. Ревность его подняла целое миссионерское движение в Пермской и Олонецкой епархиях и сопровождалась такими блестящими результатами, что число раскольников в Пермской епархии к концу пребывания его в Перми сократилось наполовину (от 150000 человек до 75000 человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Верхне-Баранчинский завод (3 благочиние), иначе и чаще называемый «Плотинка», принадлежит к округу казенных Гороблагодатских заводов; расположен на реке Баранче, впадающей с левой стороны в реку Тагил. От епархиальнаго города Екатеринбурга в 200 верстах к с.-з.; от ближайшей железно-дорожной станции «Кушва» Пермь-Тюменской железной дороги в 10 верстах к ю.-з. Расположенный у самой цепи Уральскаго горнаго хребта, в средней его части и по восточному его склону, завод занимает местность возвышенную, гористую; окрестности завода покрыты хвойным лесом: сосной, елью, пихтой, лиственницей, кедром. В состав Верхне-Баранчинскаго прихода входят заводское селение (Плотинка) и две деревни: Кедровка в 12 верстах от завода при речке Кедровке и Журавлик в 22 верстах при речке того-же имени. Эти две деревни находятся уже по западную сторону Уральскаго хребта и принадлежат к Кунгурскому уезду. Храм в Верхне-Баранчинском заводе – во имя зачатия Иоанна, Предтечи Господня. Мысль о построении храма в заводе явилась с самых первых лет основания завода. В 1819 году составлена была смета на построение каменнаго храма; в 1822 году через епархиальное начальство последовало разрешение Святейшаго Синода на построение в заводе храма во имя зачатия Иоанна Предтечи; в 1824 году казною отпущено было на сей предмет 17361 р. 40 коп. ассигнациями. За недостаточностью этой суммы на построение храма, с жителей завода в течение 10 лет из заработной платы вычтено 4430 руб. 97 коп. Однако закладка храма последовала только 4 Мая 1844 г. В праздник Вознесения Господня, с благословения Высокопреосвященнаго Аркадия, Архиепископа Пермскаго и Верхотурскаго; работы же начались в 1845 г. Окончена было постройка в 1851 году. Освящение храма последовало 7 Февраля 1852 года, в четверг на сырной неделе. Храм был освящен по благословению Высокопреосвященнаго Архиепископа Пермскаго Неофита, благочинным, протоиереем Матфеем Суворовым. Со времени освящения, храм никаким несчастиям и переменам не подвергался и существует до настоящаго времени в первоначальном своем виде.

http://sobory.ru/article/?object=18697

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010