Покойный архипастырь строго наблюдал, чтобы храмы Божии со всеми принадлежностями своими, с утварью, иконами 11 и облачениями содержались в приличной чистоте, а различные церковные записи – в надлежащем порядке. «При личном обозрении Липовецкого собора, писал он в консисторию от 3 июля 1824 г., нашел я великое небрежение в содержании онаго в должной опрятности и чистоте: иконостас весь в пыли, а стены от пыли и паутины даже потемнели. При рассматривании же письменных церковных документов усмотрено также мною многое опущение, как то: в церковной приходорасходной книги с 1821 г. прекращена надлежащая записка приходов и расходов церковных, обысков брачных совсем нет в соборе, метрические книги писаны только до июня 1823 г., и никем не засвидетельствованы; опись церковная никем не скреплена и все церковные документальные книги содержатся в доме протоиерея Б.; кроме того он, протоиерей, содержа и опись в своем доме, выпул из оной целый лист, на коем описаны книги, которые также забраны им в свой дом, а в соборе нет и самонужнейших, как то: вседневных поучений и месячных миней, о приобретении коих начальствующий пренебрег. Вследствие всех сих безпорядков, не доверяя более начальству в соборе протиерею Б., предписал я на месте Липовецкому духовному правлению поручить оное и все документы церковные соборному же священнику Р. впредь до рассмотрения. А духовная консистория имеет предписать оному же правлению о всех сих безпорядках и самовольстве протоиерея Б. произвести изследование и немедля представить с мнением». Когда было произведено слдствие о безпорядках, допущенных протоиереем Б., последний, по резолюции преосвященнаго, был навсегда удален от своей должности. Подобному же наказаию подверглись и другие священнослужители, замеченные в небрежности относительно сохранения чистоты в храмах Божиих и ведения в порядке церковных записей. 4. При покойном митрополите значительно против прежнего времени усилен контроль над имуществом и хозяйством церковным; составлены подробные описи имуществу каждой церкви, предписано вести в порядке приходорасходные книги и воспрещено произвольное расходование церковных сумм, без разрешения епархиального начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Во избытцех дел твоих не любопытствуй. Многи бо прельсти мнение их. Сир., III, Не любопытства u мнения, но истины и блага Вам желаю. Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга Филарет А. Ярославский. Спб. Мая 16, 1821. 8 Преподобнейший Отец Архимандрит и Ректор! 7 Слово радости, препосланное Вами ко мне во имя Воскресшего Спасителя мира, принял я с сорадованием и благодарностью. Молю Его благость, да будет Он для Вас всегдашним источником чистой, укрепляющей во благом и ничем неотъемлемой радости. Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга Филарет А. Московский. 8 15 Апреля, 1824. Непонятно, как могло случиться, что прошение Г. Благообразова о пострижении не принято. Сколько я его знаю, он подает о себе желаемую надежду. Если он чувствует себя внутренне расположенным к сему званию: скажите ему, чтобы не колебался первым искушением. 9 Давно бы надлежало мне писать к Вам, Преосвященнейший, и благодарить Вас за извещение о благополучном вступлении Вашем в паству. 9 Простите мне умедление. Не вижу, как проходит время. Немало пробыл в Лавре, и там не без дела. Потом еще несколько странствовал по Епархии. Имею к Вам и просьбу от помещицы одного Вашего села, Евдокии Михайловны Нарышкиной. При сём записка. А может быть, теперь уже и лично слышали Вы сию просьбу. Помогите: она не стала бы просить без нужды. Но теперь особенно пробуждает меня писать к Вам отношение Ваше к нашему Генерал-Губернатору о Раскольническом попе. Что у Вас за сношение с Раскольниками, которых Вы величаете Старообрядцами, как будто мы Новообрядцы? Как Вы сами хотите выдать им беглеца, когда Гражданское Начальство Вам выдает его? Как не сделал он преступления? Побег от церкви, измена Священнической присяге, разве у Вас не важное преступление? Возьмите беглеца, и предайте законной ответственности; иное дело терпеть, когда таковых не выдаёт Гражданское Начальство; а Епископу самому отпускать беглеца и раскольника есть предательство Иерархии. Если Вы продолжите Вашу поблажку, то как поп сей развращал людей в моей Епархии, я обязан буду донести Святейшему Синоду о Вашем послаблении. Чтобы мне не быть вынужденым к сему, прошу известить меня, что Вы сделаете после сего письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Родился отец Н. В. Гоголя, Василий Афанасьевич Яновский (впоследствии Гоголь-Яновский), в хуторе Купчинском (близ реки Голтвы, в сотне Шишацкой), впоследствии названном по имени владельца Васильевкой, а по фамилии его — Яновщиной Шенрок. Материалы, I, стр. 37. О. В. Головня. Из семейной хроники, стр. 40. 1791. Родилась мать Н. В. Гоголя, Марья Ивановна Косяровская, на хуторе, в семи верстах от Купчинского. Автобиографич. записка М. И. Гоголь („Русск. Архив“ 1902, стр. 716). О. В. Головня, стр. 40. 1805. 12 ноября. Свадьба Василия Афанасьевича Яновского и Марьи Ивановны Косяровской. Письмо А. М. Трощинской А. А. Трощинскому от 30 ноября 1805 г. ПД. 1806. По выходе в отставку, переселился из Петербурга в свое поместье Кибинцы (Миргородского повета) Дмитрий Прокофьевич Трощинский (член Государственного совета, бывший министр), родственник Гоголей-Яновских. 1809. 20 марта. Родился (в местечке Большие Сорочинцы) Николай Васильевич Гоголь. „Русская Старина“ 1888 г., стр. 392 (публикация А. Ксензенко). В. Истрин. День рождения Гоголя. Известия ОРЯС 1908, (XII) 4. 1818. 3 августа. Николай и Иван Яновские поступают в высшее отделение 1-го класса Полтавского повитового училища (двухклассного). Дела Полтавского уездн. училища за 1819 г. в Гоголевском музее в Нежине. Заболотский. К биографии Гоголя, стр. 3. 1819–1820. Н. В. Гоголь после смерти брата Ивана (умер летом 1819 г.) учится в Полтаве (где именно, — не установлено). Письма Заболотский. К биографии Гоголя. 1821. 1 мая. Н. В. Гоголь принят в нежинскую Гимназию высших наук. Лавровский, стр. 51. 1 ноября Гоголь держит экзамен и помещен во второе отделение; каникулы (июль) проводит дома. И. С. Орлай вступает в должность директора Гимназии высших наук). Гоголевский сборник 1902 г., стр. 323, прим. 1822. 1 июля. Гоголь перешел в 4-й класс. Дела Гимназии высших наук (Гоголевский музей в Нежине). Лавровский, стр. 140. 1823. Июнь. С августа. Гоголь перешел в 5-й класс. Гоголь учится в 5 классе. Обнаруживает большой интерес к чтению. Пользуется книгами из библиотеки Трощинского. Лавровский, стр. 140–141. 1824.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

С течением времени отношение К. к Массен становилось все более презрительным и враждебным; с 1842 г. супруги жили раздельно и не встречались, однако состояли в переписке (подробнее см.: Pickering. 1993. Vol. 1. P. 315-326, 362-380). После ссоры с Сен-Симоном К. с энтузиазмом занялся поиском новых сторонников и покровителей; он разослал полученные им 100 экз. соч. «План научных работ» наиболее известным франц. ученым, либеральным и консервативным политикам, банкирам и промышленникам. От мн. адресатов из числа ученых он получил благожелательные отклики, утвердившие его в мысли о правильности избранного им пути; однако политики и предприниматели особого интереса к трактату не проявили, вслед. чего финансовое положение К. продолжало оставаться плачевным. В поисках поддержки К. обращался как к либеральным, так и к консервативным представителям интеллектуальных кругов Франции. Значительное влияние на развитие идей К. в этот период оказало знакомство с представителями франц. христ. консерватизма Ж. де Местром (1753-1821) и Ф. Р. де Ламенне (1782-1854). К. не принимал христ. элементов во взглядах консерваторов, однако соглашался с ними в критике моральной и ценностной анархии, индивидуализма и эгоизма. Все более отдаляясь от свойственного ему в юности либерализма, К. поддерживал представление консерваторов о том, что для развития общества необходимо единое духовное учение, задающее «твердые, положительные и обязательные для всех принципы», однако считал таким учением не христианство, а собственную позитивную философию. В 1822 г. К. познакомился с Г. де Эйхталем (1804-1886), происходившим из семьи банкира. Эйхталь с энтузиазмом воспринял идеи К., считал себя его учеником и оказывал ему финансовую поддержку. В 1824-1825 гг. К. в переписке с Эйхталем, находившимся в Германии, подробно обсуждал новую нем. философию. Благодаря переводам и пересказам Эйхталя К., не владевший нем. языком, познакомился с сочинениями и идеями И. Канта , Г. В. Ф. Гегеля , И. Г. Гердера. Хотя К. впосл.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

В-третьих, с Великой Северной экспедиции Академия стала посылать в полярные экспедиции профессиональных ученых. Английский историк Теренсе Армстронг отмечал, что Великая Северная экспедиция имела в своем составе весьма впечатляющую для того времени команду ученых (немцев на русской службе и несколько российских студентов). С тех пор все российские экспедиции обязательно включали в свой состав профессиональных исследователей, участие которых существенно повышало научный уровень экспедиций. Принесение западной науки в Россию не сделало ее тут же естественной частью русской культуры. На протяжении более чем ста лет Российская Академия наук была русской только по названию, поскольку состояла она главным образом из иностранцев. Академия была создана в стране, не имевшей национальной сети научных учреждений, и академиков приходилось набирать из-за границы, в основном из Германии и Швеции. Многие из них с трудом и неохотно учили русский язык, что создавало значительные трудности в стране, где люди не были готовы общаться на иностранных языках. В то время как в Швеции молодая Академия с первых же дней ее основания публиковала свои материалы на шведском языке, Академия в Санкт-Петербурге впервые выпустила свои «Известия» на русском языке лишь в 1861 г.   Следует отметить и тот факт, что в 1852 г. из пятнадцати постоянных членов и членов-корреспондентов Санкт-Петербургской Академии наук, работающих в области естествознания, не было ни одного русского по происхождению.     Из-за преобладания иностранных имен в русском ученом мире многие в России считали Академию наук немецким учреждением. Академиков обвиняли в том, что своими изысканиями они больше способствовали развитию науки в Западной Европе, чем становлению отечественной российской науки. Как саркастически отмечал русский физиолог К.А. Тимирязев, главной задачей русских ученых обществ было держать западные страны в курсе о российских экономических, человеческих и физических ресурсах.    Ученых иностранного происхождения часто обвиняли в консерватизме, даже если на то не было достаточных оснований. Однако никто не может отрицать тот факт, что именно Ф. Литке и К. Бэр назвали Карское море «ледяным погребом». После их экспедиций на Новую Землю (Литке в 1821-1824 г.г. и Бэра в 1837 г.) в Арктику была направлена только одна русская экспедиция А.К. Цивольки (1838-1839 гг.). Затем в русской активности в Арктике наступил долгий перерыв.

http://pravoslavie.ru/5274.html

Литургическая тема в поэме Не будет преувеличением сказать, что с годами средоточием духовной жизни для Жуковского становится Божественная Евхаристия . Если собрать прозаические и стихотворные высказывания Жуковского на эту тему, из них бы составилось целое «размышление о Божественной литургии». Уже в молодые годы Жуковский с великим благоговением относился к «священному таинству исповеди и Причастия». В дальнейшем это отношение углубляется. Литургия воспринимается Жуковским не просто как одна из церковных служб: «В обедне нашей заключены все таинства религии: Твоя от Твоих – вот все христианство» , – записывает он в дневнике 6 (18) апреля 1821 года. В стихотворении «На кончину Ее величества королевы Виртембергской» (1819) тема бренности и смерти, все нарастая и нарастая и достигнув к концу наивысшего напряжения, вдруг разрешается изображением Божественной литургии. Жуковский рисует картину Великого входа, на котором возглашались имена членов императорской фамилии. Уже в сей час не будет, как бывало, Отшедшая твоя наречена, – обращается он к императрице Марии Федоровне (речь идет о ее скончавшейся дочери, королеве Виртембергской), – О ней навек земное замолчало; Небесному она передана; Задернулось за нею покрывало… Задернулась завеса Царских врат, катапетасма, закрываемая после Великого входа; задернулась и та завеса, то «тончайшее покрывало», которое в поэтике Жуковского отделяет небесный мир от земного. Но усопшая, отошедшая в небесное Отечество, присутствует здесь, в алтаре – «безмолвствует при жертвенном Престоле». И литургия, объединяющая живых и усопших, – это «предел соединенья». Легко заметить, что здесь переживания Божественной литургии переплетаются с образным строем, характерным для всего цикла стихотворений Жуковского 1818–1824 годов. В стихотворении «Праматерь внуке» впечатления от службы занимают уже большее место. Стихотворение рисует картину того, как младенца (великую княгиню Марию Николаевну), только что принявшего святое крещение, несут к алтарю для причащения:

http://pravoslavie.ru/61286.html

1805 . Война России с Францией. Битва при Аустерлице. Смерть Шиллера. 1806 . Война России с Турциею. Битва при Иене. 1807 . Битва при Фридланде. Тильзитский мир. Присоединение к России Белостокской области. Изобретение парохода Фультоном. 1808 . Война России со Швецией. Преобразование в России духовных училищ. 1809 . Битва при Ваграме. Фридрихсгамский мир. Присоединение Финляндии к России. Открытие С.-Петербургской духовной академии. Основание университета в Берлине. 1810 . Учреждение Государственного совета в России. Присоединение Имеретии к России. 1811 . Основание Царскосельского Лицея. 1812 . Бухарестский мир. Присоединение Бессарабии к России. Вторжение Наполеона в Россию. Бородинская битва. Смерть Багратиона. Вступление французов в Москву. Березинская переправа. Открытие императорской публичной библиотеки в Петербурге. 1813 . Битва при Лейпциге. Смерть Кутузова. 1814 . Взятие Парижа. Учреждение библейского общества в Россия и начало переводов Св. Писания на русский язык. Изобретение локомотива Стефенсоном. Преобразование Московской духовной академии и перевод ее в Троице-Сергиеву лавру. 1815 . Битва при Ватерлоо. Венский трактат. Присоединение Варшавского герцогства к России под именем „Царства Польского“. Построение первого парохода в Россия на Неве. Изгнание иезуитов из России. 1816 . Образование Сербского княжества. Смерть Державина. 1818 . Переименование Казанской духовной академии в семинарию. 1819 . Основание С.-Петербургского Университета. Преобразование Киевской духовной академии. 1820 . Революции в Испании и Неаполе. Обращение 10,000 осетин в христианство. Открытие Эрстедом электромагнетизма. 1821 . Революция в Пьемонте. Восстание греков. Убиение константинопольского патриарха Григория V турками. Смерть Наполеона I на о. св. Елены. 1823 . Учреждение в каждой епархии попечительства о бедных духовного звания. 1824 . Смерть Байрона. 1825 . Подчинение православных церквей в Царстве Польском ведению Св. Синода. 1826 . Война России с Персиею. Смерть Я. М. Карамзина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Что же старец, напужанный новотворческим гонением, обедованный 1819 братнею бедою, досажденный христианскаго гонения досадою? Слышаше прошение пришедшаго странника, но бояшеся, да не лесть, подпущеная от новотворцев, пожрет того седины; внимаше гласу, говеющему пред того сединами, но ужасашеся, да не лукавство мучителское, подметнутое от противных, попрет 1820 главу его в томления пропасть; ощущаше странническаго любомудрия словеса от уст служащих, но трепеташе, да не странства имя сведет его во страну томления; почюваше 1821 от мног лет видети возжеленнаго, но трясашеся, да не нарекованный брат устроится ему в лютый враг. И того ради надолзе труждая свою старость, томяше пришедшаго странника. И по мнозем испытании укрепився надеждою в Бога, повеле предстати пришедшему. Той же, якоже обыкл бяше всегда во всех и пред всеми и везде точити 1822 свое всесклонное драгое вежество 1823 , сице и зде подобающим пустыннаго благочиния урядом 1824 , приступив к старцу, просяше сподобитися молитвы. Старец же аще и оперся бяше о надежду, но обаче, яко искусен сый, творит и еще лицевидное испытание, глаголя: «Наш ли еси или от сопостат, гонящих нас?» Той же противу: «Ни, господи мой, несмь сопостат, но присный твой брат». И тако совопрощающеся надолзе, поздравлением друг друга обдарствоваша, седоша же и по обычаю сердоболнаго разглаголства протязаху 1825 беседу сладости, конца не имущую, но единаче срезоваше 1826 юнейшаго брата жалость о не сущем ту с ними среднем брате. О нем же всеговеятелно приложи старца вопросити, той же со услышанием слова потрясеся весь несказанною тоскою и обливая свое лице и перси слезными быстринами и горким хлипанием, бия своя вежди, глаголаше: «Паки ли обновляеши сетованным твоим гласом мою печаль, паки ли срезоваеши жалостным твоим вопрошением мое убитое досадою сердце, паки ли приносиши остен 1827 , лютою печалию душю мою прокалающий 1828 ? О брате ли вопрошаеши? О нем же точию вем плакати, а не поведати, рыдати, а не сказовати, вопити, а не показовати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

82 Rätze. Die höchsten Prinzipien der Schrifterklärung 1824. S. 1. 3. 111 – 113 у Klausen " a S. 313. 86 По Новому Завету Гердеру принадлежат: Vom Erlöser nach drei ersten Evangelien, Riga 1796; Von Gottes Sohn nach Johannes Evangelium. Riga 1797; Maran-Atha толк. на Апокалипсис. Riga 1779; кроме того Vom Geist der Ebräischen Poesie, Dessau, 1782–1783. Cp. Reuss, § 578. 89 Напр. по отношению к существованию злого духа, к евангельским повествованиям о рождении Предтечи и Христа, о воскресении и вознесении Господа, о многих чудесах и проч. 90 Главнейшие сочинения Шлейермахера, для определения обще-богословских его воззрений, суть: Christliche Glaubenslehre и Reden über das Wesen der Religion; подробнее о Шлейермахере см. в ниже цитированных трудах. 91 Ср. теоретический и практический разум Канта. Остается неясным считал ли Шлейермахер чувство выше разума? Для нашей характеристики Шлейермахера довольно равноправности и одинаковой самостоятельности разума и чувства. Подробности учения см. Bender, Schleiermacher " s Theologie, 1876, Nördlingen, I, Th. I cap. § 1. cap. V, §§ 34. 35 36. 39; II Th. cap. VII. § 52 55. 103 «Sein eigenthümlicher geistiger Gehalt aus dem Gehalt des menschlichen Lebenskreises, dem er angehörte, nicht erklärt werden könnte,sondern nur in der allgemeinen Quelle des geistigen Lebens in einen schöpferischen göttlichen Act seine Begründung hat». 105 Ср. Baur, V. 85–98. Dorner, Entwicklungs-Geschichte der Lehre von der Person Christi, II. S. 1153–1177 и Geschichte der Protest. Theologie, V. 793 ft. Ed. Reuss, Die Geschichte der Heiligen Schriften Neuen Testaments, 6-te Ausg. 1887, § 587. S. 661–662. Hausrath, D. F. Strauss, 1. 109 – flg. Schwarz, ib. 52 flg. 106 Ueber den sogenannten ersten Brief des Paulos an den Timotheus 1807 (Sendschreiben an Gass), Ueber das Evangelium des Lucas., 1817; Abhandlung über die Zeugnisse des Papias von unsern beiden ersten Evangelien в Stud. u. Krit. 1832 г., – статья, маленькая по объему, но произведшая большое впечатление силою анализа; там же и в том же году им напечатана статья Ueber Kolosser I, 15–20. Вышепоименованные работы Шлейермахера помещены во втором томе его Sämmtliche Werke, Berlin, G. Reimer, 1836. Потом изданное Люкке по смерти Шлейермахера Hermeneutik und Kritik mit besonderer Beziehung auf das Neue Testament, herausg. v. F. Lücke, Sämmtliche Werke, 7-ter Band, Berlin, G. Reiter 1838; затем также же посмертное издание Шлейермахеровых чтений по введению в Новый Завет: Einleitung ins Neue Testament, herausg, v. C. Wolde, Sämmtliche Werke, 8-ter. Band, Berl. Reimer 1845; наконец уже в 1864 году изданные Рютеником (под заглавием: Das Leben Jesu: Vorlesungen an der Universität zu Berlin im Jahr 1832, gehalten von. F. Schleiermacher, heransg. von Rütenik, Berlin, G. Reiter, 1864), по конспекту и запискам, лекции Шлейермахера, читанные им в 1819, 1820, 1821, 1823–1829 и в последний раз в Берлине в 1832 г. См. Vorwort.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

2031. Во всем есть тайны для ума. 1833. IV. 65. 2032. О теплоте в христианстве. 1824. XIII. 226. 2033. Пагубная и отвратительная теплота, по откровению Св. Иоанна Богослова. 1822. V. 90. 2034. О невозможности угождать Богу и вместе самому себе, или миру. 1821. XXXIII. 112. 2035. Снимите с себя украшение свое. 1821. IV. 66. 2036. Стремление к непрестанному усовершенствованию в христианской жизни. 1831. XLIV. 78. 2037. Постепенность нравственного усовершенствования и духовного ведения. 1838. III. 91. 2038. Непорочная юность. 1831. XLIV. 93. 2039.       Утешение, почерпаемое из сравнения наших страданий с страданиями других. 1827. XXV. 110. 2040. Утешитель скорбящего. 1833. IV. 263. 2041. Христианское утешение. 1834. I. 101. 2042. Несчастный, утешенный Религией. 1838. III. 238. 2043. О хвалении Господа. 1824. XIV. 336. 2044. Советы Христианам, желающим быть истинными Христианами. 1824. XI. 220. 2045. Беседа наставника с детьми о имени Христианина. 1833. I. 118. 2046. Благоговейное чувствование Христианина. 1834. I. 341. 2047. При помышлении о царстве небесном и благах его, должно удалять всякое чувственное представление. 1831. XLI. 217. 2048. Художник и сосуды. 1837. IV. 108. 2049. Размышление при вступлении в юношеские лета. 1821. IV. 203. 2050. Юношеское сердце должно быть посвящено благочестию. 1824. XIII. 308. 2051. Летнее утро. 1839. II. 444. 2052. О чувствованиях сердца в отношении к Религии. 1826. XXVII. 2053. Это старое. 1821. IV. 62. 2054. Цветы. 1833. II. 339. 2055. Утренняя заря. 1823. XII. 310. 2056. Закат солнца. 1833. III. 226. 2057. Осень. 1827. XXVIII. 192. 2058. Осень 1833. IV. 112. 2059. Весна. 1822. VIII. 341. 2060. Возвращение весны. 1833. II. 205. 2061. Воздушный шар. 1830. XXVIII. 338. 2062. Горница. 1827. XXVI. 351. 2063. Горы. 1832. XLVI. 429. Раздел 7. Духовное красноречие. Слова, беседы, краткие поучения и речи а) На недельные дни и переходящие праздники I. На Святую Пасху Слова: 2064. Преосв. Георгия Конисского . 1832. XLVI. 68. 2065. Преосвященного Филарета, Митрополита Московского. 1842. II. 131. 1836. I. 294. 1834. II. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010