Многие современники Александра Благословенного и позднейшие историки скептически относились к продолжительным странствиям государя. Высказывалось мнение, что он устал от военных походов, от устройства послевоенного мира, разочаровался в своих прежних взглядах и... нашел утешение в путешествиях. «Государь как бы хотел заглушить овладевшее им мрачное настроение духа беспрестанной переменой мест и впечатлений», - писал маститый историк Н. К. Шильдер 1 . Декабрист И.Д. Якушкин утверждал: «В последние годы своего царствования император сделался почти нелюдимым. В путешествиях своих он не заезжал ни в один губернский город, и для него прокладывалась большая дорога и устраивалась по местам диким, по которым прежде не было никакого проезда.» 2  Так складывались мифы. В действительности же во время своих странствий государь посещал большие и малые города, села и деревни, внимательно осматривал тюрьмы, больницы, гимназии, проводил смотры местных военных гарнизонов, беседовал с купечеством, принимал конкретные управленческие решения (так, в 1824 году он отстранил от должности вятского губернатора П.М. Добрынского и предал его суду Сената). Разве это говорит об апатии, лени, нежелании решать серьезные государственные вопросы? Разве это не тяжкий труд – почти ежедневно преодолевать сотни верст в дорожной кибитке по «замечательным» русским дорогам? Конечно, перед проездом государя их пытались привести в порядок. Но не всегда успевали это сделать, так что нередко Александр I перемещался по местам малонаселенным и лесистым. В Оренбургской губернии ему пришлось обедать в степи и ночевать в калмыцкой кибитке, а чтобы добраться до Златоустовского завода – с риском для жизни переправляться через обрывы и пропасти, на которые, по словам медика Д.К. Тарасова, нельзя было смотреть без страха. Осенью 1824 года пензенский губернатор, заметив усталость на лице императора, упрекнул его в том, что тот мало себя бережет. На что государь ответил: «Нельзя смотреть на войска без удовольствия: люди добрые, верные и отлично образованы Но когда подумаю, как мало еще сделано внутри государства, то эта мысль ложится мне на сердце, как десятипудовая гиря. От этого устаю». Добавим, что Александр I уже в 1821 году знал об антиправительственном заговоре, о существовании в России тайных организаций, в состав которых входили многие офицеры русской армии. «С этих пор император, - вспоминал Якушкин, - находился в каком-то особенном опасении тайных обществ в России. Он был уверен, что устрашающее его общество чрезвычайно сильно».

http://e-vestnik.ru/history/aleksandr_bl...

20 сентября того же года он благодарит этого своего корреспондента «за выписку псковских дел из польской метрики; скоро-де возвращу». С другой стороны, Н. П. Румянцев, получив возвращенную Евгением 2-ю часть эрмитажного списка псковской летописи, 19 октября 1820 г. писал ему: «обещаюсь и впредь всегда препровождать к Вашему Преосвященству все те бумаги, которые будут до рук моих доходить и относиться к Пскову» (стр. 86). Обещание свое граф, конечно, сдержал (см. Переписку, стр. 37, 38, 41–43, 48 и 49), почему, повторим опять, и затягивалось отчасти издание псковской истории. Отчасти же затянулось оно и потому, что наш «неугомонный» историк, как он выражался о себе (см. письмо его к Анастасевичу от 3 октября 1821 г., Древн. и Нов. Россия, 1881 г., февр., стр. 292), спешил покончить со вторым изданием «Словаря духовных писателей» и к тому же получил новое служебное назначение на киевскую митрополию. Здесь он увлекается известными уже нам работами, касающимися местной истории, и отсюда же в январе 1825 г. должен был уехать на целый год в С.-Петербург для присутствования в св. Синоде. Впрочем, и теперь преосвященный Евгений не забыл истории Пскова, – по крайней мере Румянцев и в Киев посылает кой-какие рукописи, относящиеся до нее (Переписка, стр. 74, 86, 87 и 96), так как, пишет он при этом Евгению, «вы хотите всех нас наградить особенною псковскою историею» (стр. 74, письмо от 11 апр. 1823 г.). Получив от Румянцева «оглавление» актов кенигсберского архива, «относящихся до Пскова и Новагорода» (стр. 93), ученый иерарх писал графу 20 января 1824 года: «О, как бы желал я иметь их и целые! Но буду дожидаться издания оных. Слава освещать тьму нашей истории ныне принадлежит Вашему Сиятельству» (Переписка, стр. 91). Его Сиятельство, между тем 7 октября 1821 г. сообщал киевскому митрополиту: «Препровождаю к вам записку о содержании одной очень хорошей рукописи XVI в.; в ней к сочинению Иосифа (Волоколамского) о новгородских еретиках, начиная с листа 420, прибавлены многие грамоты и почти все относящиеся к Пскову и псковитянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

6. Тимковский, Е. Ф.: Путешествие в Китай чрез Монголию в 1820, 1821 и 1824 гг. 3 ч.; Труды Русской Миссии в Китае в 1821 г. (перев. на иностр. яз.). 7. А. Бунге, професс. в Дерпте. (1830–31 г.): Enumeratio plantarum quas in China boreali collegit 1833 г.). 8. Крылов, М. Д., Доктор миссии (1830–42 г.). Ревностный собиратель растений и известный знаток ботаники; написал несколько по сему предмету интересных исследований. 9. Кованько, студент (1830–40 г.). Публиковал геологические и минералогические сочинения, по коллекциям в Пекине, печатал в русск. журналах. 10. Палладий, архимандрит, с 1860–64 г. в Риме при дипломат. миссии (1840 г.). Ученые труды: Жизнь Будды, 1852 г.; Исторический очерк древнего буддизма, 1852 г.; Магометанство в Китае, 1866 г.; Очерк переводной на китайском языке магометанской литературы; Си-ю-ци (Si-yü-ki), дневник путешествия буддийского монаха Чан-чунь, в начале Юаньской династии, по Западу. Пер. с китайского в 1866 г.; История Чингиз-хана по китайским источникам, 1866 г.; Очерк следов первоначального христианства в Монголии (на англ. языке в журн. Chin. Recorder 1878 г., по китайским источникам. 9 Словарь китайско-русский, начатый о. арх. Палладием, продолжен П. С. Поповым и напечатан в г. Пекине 1888 г. Путевые заметки путешествия по Манчжурии. 10 11. В. П. Васильев, проф. СПБ. университета (1840–1850 г.). Его труды: Китайская хрестоматия; Маньчжурская хрестоматия; Маньчжурско-русский лексикон; Описание Манчжурии 1857 г.; Китайско-русский лексикон, по новой фонетической системе 1867 г.; Аналитика китайских иероглифов; Очерк истории китайской литературы, 1880 г.; Религии Востока: конфуцианство, буддизм, даосизм 1873 г. Буддизм и его догмы, 1857 г.; Буддийский лексикон; Перевод тибетского сочинения, отдельные исследования и заметки о Китае. 12. Гашкевич, студент, астроном в Пекине, затем консул в Японии (1840–50 г.). Его труды: Японская грамматика. Японско-русский лексикон. 13. А. Татаринов, доктор миссии (1840–50 г.) Его труды: Catalogus medicamentarum Sinensium (856); о китайской медицине, 1853 г.; об употреблении анестетических средств в операциях у китайцев и китайская гидропатия, 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

А. Голубинского, которые теперь имеем в печати единственно благодаря тому, что один из бывших слушателей покойного профессора, г. В. Назаревский, издал в 1868 году в Москве свои записи лекций уважаемого профессора, говоренных им в 184 "/2 учебном году студентам Московской академии XIV курса. Мы могли бы указать несколько примеров и из истории западной философской и богословской литературы, причем студенческие записи спасали лекции великих ученых от забвения и являлись в печатном виде долгое время спустя после смерти знаменитых ученых. Достаточно напомнить, что знаменитые лекции по философии религии Гегеля 3 представляют в большинстве своего состава не что иное, как записи за ним его слушателей. Лекции эти читаны были Гегелем в берлинском университете Фридриха Вильгельма в 1821, 1824, 1827 и 1831гг. Между тем в его посмертных записках, писанных его собственной рукой, найдено только нечто вроде конспекта лекций 1821 года, в котором набросаны были в самых общих чертах, нередко даже в виде отрывочных выражений и намеков, только главные мысли, которые автор развивал изустно на своих лекциях. От лекций же прочих годов найдены только самые отрывочные заметки в бумагах автора, кроме подробного трактата, посвященного критике доказательств бытия Божия, написанного рукой самого Гегеля. Правда, записки некоторых слушателей были просматриваемы самим Гегелем и некоторыми из них он даже пользовался в качестве подробных конспектов при повторительных курсах своих чтений, но к этим запискам присоединились впоследствии записки многих других слушателей, о существовании которых, быть может, и не знал даже Гегель. 4 Критика приняла во внимание все эти записи и через тщательное взаимное сличение и дополнение их восстановила памятник, которым гордится Германия и который имел громадное влияние на развитие всей новейшей философии религии на западе. Подобным же образом восстановлены были критикой лекции о лице Иисуса Христа знаменитого германского богослова Шлейермахера. 5 От этих лекций, читанных автором в Берлинском университете в 1832 году, остались также только самые краткие рукописные заметки самого автора, и главной канвой для издания их в печати послужили записки слушателей знаменитого богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

В экспедициях конкистадоров принимали участие католич. миссионеры. Первым священником на территории совр. К.-Р. считается Диего де Агуэро, участвовавший в экспедиции 1522 г. На открытом п-ове Никоя Агуэро основал временную деревню для индейцев и смог обратить в христианство 6 тыс. чел. В 1544 г. на Никое был основал 1-й католич. храм в К.-Р.- ц. св. Власия. В колониальный период экономика страны развивалась медленными темпами из-за отсутствия значимых запасов полезных ископаемых, плохой инфраструктуры и отдаленности региона от основных маршрутов испан. торговли. В сельском хозяйстве преобладали мелкие крестьянские хозяйства креолов; культивировались традиц. индейские культуры - кукуруза, фасоль, томаты, тыква, хлопок. Экономическая отсталость региона, а также постоянные нападения англ. и нидерланд. пиратов обусловили крайне медленный рост численности населения колонии (в 1600 - 25 тыс. чел.; в 1778 - 24,5 тыс. чел.; в 1801 - 52,5 тыс. чел.; в 1821 - 60 тыс. чел.). В 1534 г. было образовано еп-ство Никарагуа и К.-Р. с кафедрой в г. Леон (Никарагуа), находившееся в юрисдикции архиепископа Севильи. В 1546 г. оно перешло в подчинение архиепископа Лимы, а в XVII в.- архиепископа Мехико. В 1635 г. в Картаго был основан мон-рь, в 1675 г. построена базилика Нуэстра-Сеньора-де-лос-Анхелес (разрушена в результате землетрясения в 1910, восстановлена в 1912). Мон-рь является местом паломничества верующих со всей страны. Базилика Богоматери Ангелов в Картаго. 1639 г. Базилика Богоматери Ангелов в Картаго. 1639 г. После провозглашения независимости генерал-капитанства Гватемала (сент. 1821) К.-Р. в 1822 г. вошла в состав Мексиканской империи А. де Итурбиде, в 1823 г.- Соединённых провинций Центр. Америки, сохраняя при этом собственные правительство и внутреннюю автономию. В том же году столицей К.-Р. стал Сан-Хосе (основан в 1736). В 20-х гг. XIX в. в К.-Р. сформировались либеральное и консервативное политические течения. В 20-30-х гг. XIX в. правительство К.-Р., представленное гл. обр. либералами, осуществило ряд прогрессивных преобразований. В период правления губернатора Х. Моры Фернандеса (1824-1833) была принята первая Конституция К.-Р. (1825), улучшена система народного образования, началось строительство дорог. Конституция гарантировала соблюдение основных гражданских прав, католицизм провозглашался гос. религией (ст. 25), а от всех граждан требовалось «религиозное подчинение» (ст. 10). Губернатор Б. Каррильо Колина (1835-1842) раздал свободные земли, на к-рых предполагалось выращивать кофе, что привело к появлению т. н. кофейных баронов, оказывавших значительное влияние на политическую ситуацию в стране.

http://pravenc.ru/text/2458859.html

1593. О надежде, как добродетели христианской. 1757. I. 118. 1594. О надежде вечных благ. 1827. XXV. 357. 1595. Христианская надежда. 1846. III. 17. 1596. Надежда. 1854. II. 329. 1597. Об обязанностях к ближним. 1849. I. 314. 386. 1598. Обязанности христианина к самому себе. 1856. I. 421. 1599. О самопознании. 1832. XLVI. 76. 1600. О самопознании. 1840. I. 70. 1601. Нужный вопрос: кто я? 1821. III. 42. 1602. О любви к человечеству в отношении к современным потребностям жизни. – Ф. С. Надеждина. 1860. II. 466. 1861. I. 14. 37. 122. II. 85. 1862. I. 277. 573. 719. II. 707. 1603. О взаимной христианской любви. 1854. II. 531. 1604. Любовь ко врагам. 1857. I. 355. 1605. Разговор между Боголюбовым и Миролюбовым о том, как должно проводить воскресные и праздничные дни. 1857. I. 7. 1606. Пределы христианской услужливости. 1861. I. 149. 1607. О девстве. 1861. I. 158. 1608. О сомнениях. – Ф. С. Надеждина. 1861. II. 10. 1609. Христианская откровенность и осторожность в речах. – И. Афанасия. 1861. II. 51. 1610. О постоянстве в делах веры и жизни христианской. – Ф. С. Надеждина. 1861. II. 71. 1611. Христианская встреча юности с старостью. – Соб. иер. Афанасия. 1861. I. 80. 1612. Постоянство. 1840. IV. 3. 1613. О милостыне. 1843. II. 490. 1845. III. 114. 1614. Христианское милосердие. 1856. I. 170. 1615. Мир с ближними. 1856. I. 309. 1616. Сила Молитвы. 1851. I. 332. 1617. Молитва . 1855. I. 193. 1618. О братолюбии. 1821. IV. 227. 1619. Об иночестве. 1836. IV. 55. 1620. О целомудрии. 1839. IV. 104. 1621. Советы о целомудрии. 1829. XXXVI. 304. 1622. О уповании на Бога. 1827. XXVIII. 236. 1623. Христианское учение о девстве и целомудрии, предложенное в слове на Успение Пресв. Богородицы. 1836. IV. 74. 1624. О терпении. 1841. I. 414. 1625. О терпении в бедствиях. 1827. XXV. 241. 1626. О кротости и смирении. 1827. XXV. 348. 1627. Размышление о кротости и смирении. 1832. XLVIII. 250. 1628. Свойство христианской кротости. 1823. XI. 257. 1629. О благотворительности. 1848. I. 314. 3. 86. 1630. Тайна всегдашней радости. 1857. I. 244.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

правление обращало иногда на это внимание консистории. Так в 1814–16 гг. венчиковой суммы высылалось до 3 тыс. р. в год, а в 1817 г. поступило только 1817 руб. 80 к. На вопрос правления о причине уменьшения венчиковой суммы, консистория отозвалась неведением, но указала на то, что венчики и листы разрешительный молитвы, неизвестно где печатанные, продают гробовщики, а священники не обращают на это должного внимания. Семинарское правление представило о том митрополиту. Впоследствии видим увеличение означенной суммы: во второй половине 1826 г. ее получено 3132 р. 96 к., в 1830 г. выслано 3557 р. 90 к., в 1831 г. (холера) 6054 р. 20 к. В 1833 г. снова обращено внимание на уменьшение венчиковой суммы, так как ее было уже менее 4 тыс, и поставлен вопрос консистории о способах к ее увеличению. 3) До 1821 г. от разных монастырей в епархии делались ежегодные взносы, или пособия на содержание бедных учеников от 50 р. до 100 и выше, именно от Сергиевой пустыни (до 300 руб.), Введенского Островского (до 200 р.), Зеленецкого Троицкого, в новоладожском уезде, Валаамского Спасопреображенского, Череменецкого Богословского (50 р.), Александроневского (1000 р.), но с 1814 г. последний освобожден от взноса этих денег, так как он выдавал на содержание учившихся в семинарии и ал. невском училище певчих митрополичьего хора до 2 000 руб. и более, напр. в 1820 г. 2608 руб. Временно, на известный год, и другие монастыри, вследствие заявления о затруднительности взноса положенной суммы, освобождались от него, напр. Введенский в 1814 т., Череменецкий в 1818 г., Сергиева пустынь в 1819 г. Но в 1821 г. этот источник доходов семин. экономии совсем пресекся, да и вообще он был незначителен: от 750 р. (1815 г.) и ниже даже до 100 р. (1820 г.) в год. Всех же доходов из означенных трех источников за десятилетие с 1814 по 1824-й год было 36822 р. 76 к., в том числе: бурсачной суммы по консистории поступило 34272 руб. 76 к., от утвержденных за учениками мест и от монастырей (за 6 лет) – 2550 руб. 4) На основании указа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По богословию нравственному имели особенное значение: Деятельное богословие (1821 г. в Собр. сочинений) Иннокентия Смирнова , читанное им в петербургской академии, и Черты деятельного учения веры И. Кочетова (Спб. 1824), получившего за это сочинение степень доктора. Каноническое право не получило самостоятельного положения в богословском курсе, как предполагалось при реформе дух. училищ, и преподавалось лишь в общих чертах вместе с богословием. В 1814 г. инспектору петербургской академии Афанасию Протопопову (после архиепископ тобольский) поручено было составить систему этой науки, но за скорым своим выездом из Петербурга в ректоры старой казанской академии он не успел выполнить этого поручения; некоторая часть этой работы осталась после него в рукописи. В рукописи остались так же записки по канонике преподавателя московской академии (после епископа нижегородского) Моисея Близнецова-Платонова и Систематический свод законов грекороссийской церкви в 6 частях епископа оренбургского Августина Сахарова. Церковная археология в преподавании по дух. школам соединялась с церковной историей и вошла по частям в упомянутые классические руководства по этой истории Филарета и Иннокентия. В литературе по этой отрасли богословских наук более всего являлось трудов литургического содержания, более интересных для публики и для самого духовенства. Сюда относятся: Новая Скрижаль Венианима Руновского (М. 1803); Изъяснение литургии И. Дмитревского (М. 1804. 1805. 1807. 1812), сочинение для своего времени весьма ученое; два руководства к пасхалии архиепископа Мефодия Смирнова и профессора московской академии А. Тяжелова (М. 1820); Опыт краткого повествования о древностях церковных протоиерея И. Кутепова (М. 1814), представляющее краткое изложение сведений о священных лицах, временах и местах, о священных действиях, церковном правлении, свящ. одеждах и богослужебных книгах; сочинения законоучителя петербургского Екатерининского института Иак. Воскресенскаго – Краткое толкование на литургию (Спб. 1815) и О церкви, утварях, службах и св. облачениях в 2 ч. (1821).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Начали с Пятикнижия. Перевод Бытия составлен самим Филаретом в его Записках на книгу Бытия. Исход поручен был Московской академии. Левит — Киевской. А академии, в свою очередь, могли брать себе в помощь семинарии подведомых им округов. При бумаге от Комиссии духовных училищ препровождены были в академические правления вышеприведенные правила о порядке и характере перевода, причем лишь первый параграф изменялся: вместо «греческого текста» ставилось «подлинник,» под коим разумелся еврейский текст. Академические переводы после тщательной проверки на месте должны быть препровождаемы в переводной Комитет при Библейском Обществе. — Таким образом, Св. Синод отклонил от себя все переводное дело и возложил его на Комиссию духовных училищ и Библейское Общество.    Пока духовные академии занимались изготовлением перевода Пятикнижия, главные труженики переводного дела, Филарет и г. П. Павский, переводили Псалтирь и в следующем же 1821 году совсем изготовили ее перевод, прочитали в переводном Комитете и представили к печати. По распоряжению Государя изготовлено было предисловие, в коем обстоятельно оправдывались отличия русского перевода от существовавшего церковно-славянского. В сентябре Государь все утвердил, а в январе 1822 г. Псалтирь вышла уже из типографии и в несколько месяцев разошлось все издание, так что в том же 1822 году было сделано два издания в Петербурге и в январе 1823 г. вышло издание в Москве. Перед 3-м изданием было внесено несколько поправок, сделанных Павским с целью приблизить перевод к еврейскому тексту в тех местах, где он в предыдущих изданиях приближался к греко-славянскому тексту. В журнале Библейского Общества 15 марта 1823 года сказано уже, что Псалтирь выдержала 12 изданий в количестве 100 тысяч экземпляров.    Пока с таким блестящим, по-видимому, успехом шло дело перевода Псалтири, академии изготовляли, согласно постановлению Комиссии духовных училищ, перевод Пятикнижия. Еще в 1821 году Московская академия постепенно представила в Переводной Комитет Библейского Общества перевод книги Исход и занялась Второзаконием, вскоре же может быть и книга Левит была прислана Киевской академией, так что в заседании Комитета 4 октября 1823 г. Григорий, Петербургский викарий, заявил, что не получены лишь вторая часть Числ и Второзаконие. В ноябре того же года все было получено и приступлено к печатанию Пятикнижия в 10 тыс. экземпляров. Надзор за окончательным исправлением и корректурой перевода поручен был о. Павскому. Одновременно с сим, по получении от академий переводных работ, возлагались на них же новые работы — продолжение перевода. Так, на Московскую академию и подведомые ей семинарии возложен был перевод книг Царств (1 и 2) и Паралипоменон. В то же время поручен был перевод И. Навина, Судей и Руфь. В конце 1824 года напечатано было Пятикнижие, а во второй половине 1825 года вместе с ним в одном томе напечатаны книги Иисуса Навина, Судей и Руфь. Но распоряжением от 7 ноября 1825 г. этот том не пущен в общее употребление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

В 1797 г. в результате Итальянского похода Наполеона Венецианская республика перестала существовать как независимое гос-во. Вместе со всеми владениями она перешла под власть французов. Франц. правление установилось и на Ионических о-вах. В 1800 г., согласно К-польскому соглашению между Россией и Османской империей, на бывш. территориях Венеции в Ионическом м. была образована автономная Республика Семи Соединённых Островов под двойным протекторатом России и Турции. Это было первое греч. гос. образование после 60-х гг. XV в. Однако под рус. правлением острова находились недолго. Эскадра Феодора Ушакова покинула архипелаг в том же 1800 г., а по Тильзитскому договору между Россией и Францией (1807) острова были возвращены французам. После разгрома Наполеона Ионические о-ва перешли под англ. протекторат (1814-1864). Т. о., к началу освободительного восстания 1821 г. греч. территорий под властью Венеции не осталось. Лит.: Αϒϒελος Χ. Εϒχειρδιον περ τς καταστσεως τν σμερον ερισκομνων Ελλνων. Λιψα, 1668; Μελτιος. Εκκλησιαστικ στορα. Βιννη, 1784; Коковцов М. Г. Описание Архипелага и Варварийского берега. СПб., 1786; Hobhouse J. Journey through Albania and Other Provinces of Turkey in Europe and Asia to Constantinople during the Years 1809 and 1810. L., 1813; Броневский В. Б. Записки морского офицера в продолжении кампании на Средиземном море под начальством вице-адмирала Д. Н. Сенявина с 1805 по 1810 г. СПб., 1819, 18372. Ч. 3; Бронников К. И. Путешествие к св. местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 гг. М., 1824; Pouqueville F. -C. -H. -L. Histoire de la Régénération de la Grèce. P., 1824. T. 1; Zallony M. P. Essai sur les Fanariotes. Marseille, 1824; Berger de Xivrey J. Mémoire sur une tentative d " insurrection organisée dans le Magne, de 1612 à 1619, au nom du Duc de Nevers. P., 1842; Ζαμπλιος Σ. Ασματα δημοτικ τς Ελλδος, κδοθντα μετ μελτης περ μεσαιωνικο Ελληνισμο. Κρκυρα, 1852; Finlay G. The History of Greece under Ottoman and Venetian Domination, A.

http://pravenc.ru/text/597843.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010