Иерофей Малицкий 1788–1796. Виктор Садковский 1796–1803. Архп. Черниговские и Нежинские: Михаил Десницкий 1803–1818. Архп. с 1816. Симеон Крылов-Платонов 1818–1820. Архп. с 1819. Лаврентий Бакшевский 1820–1881. Архп. с 1826. Владимир Ужинский 1831–1836. Павел Подлиский 1836–1859. Архп. с 1839. Филарет Гумилевский 1859–1866. Архп. Варлаам Денисов 1866–1871. Архп. с 1868. Нафанаил Савченко 1871–1875. Архп. с 1874. Серапион Маевский 1876–1882. Вениамин Быковский 1882–1893. Сергий Соколов 1893. Антоний Соколов 1893–1911. Василий Богоявленский 1911. Новгород-Северское викариат., учр. в 1868 г. Епископы (в Чернигове): Феофилакт Праведников 1868–1869. Серапион Маевский 1869–1876. Афанасий Пархомович 1885–1888. Антоний Соколов 1889–1891. Сергий Соколов 1891–1893. Мефодий Никольский 1893–1894. Питирим Окнов 1894–1896. Евфимий Счастнев 1896–1898. Михаил Ермаков 1898–1899. Филипп Бекаревич 1899–1902. Исидор Колоколов 1902–1903. Нестор Фомин 1903–1910. Иоасаф Романов 1910–1911. Василий Богоявленский 1911. Пахомий Кедров 1911. Якутская, учр. в 1869 г. 63 Кафедра в Якутске Епископы Якутские и Вилюйские: Дионисий Хитров 1870–1883. Иаков Домский 1884–1889. Мелетий Якимов 1889–1896. Никодим Преображенский 1896–1898. Никанор Надежин 1898–1905. Макарий Павлов 1905–1909. Иннокентий Пустынский 1909. Ярославская, учр. в 991 г. Кафедра в Ярославле (перенесена в 1788 г. из Ростова) Епископы Ростовские и Суздальские: Св. Феодор I (грек) 991–992; упом. 1010–1014. Иларион (грек) прибыл в Ростов в 993. Св. Леонтий.1054–1073. Св. Исаия 1078–1090. Ефрем I 1090–1119. Прохор 1119–1180. Иоанн I 1131–1146. Нестор I 1149–1157. Леон 1157–1164. Ростовские, Суздальские и Владимирские: Нестор II 1164–1168. Феодор II 1169–1172. Николай (грек) 1183; не принят. Лука 1185–1189. Иоанн II 1190–1213. Епископы Ростовские, Переяславские (до 1226 г.) и Ярославские: Пахомий 1214–1216. Кирилл I 1216–1229. Кирилл II 1231–1262. Св. Игнатий 1262–1288. Тарасий 1288–1291. Симеон 1291–1311. Прохор (Трифон) 1311–1328. Антоний 1329–1336.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Варлаам князь Эристов 1811–1817. Митр. Феофилакт Русанов 1817–1821. Митр. c 1819. Иона Василевский 1821–1832. Митр. c 1828. Моисей Богданов-Платонов 1832–1834. Евгений Баженов 1834–1844. Исидор Никольский 1844–1858. Митр. c 1856. Евсевий Ильинский 1858–1877. Иоанникий Руднев 1877–1882. Павел Лебедев 1882–1887. Палладий Раев 1887–1892. Владимир Богоявленский 1892–1898. Флавиан Городецкий 1898–1901. Алексий Опоцкий 1901–1905. Николай Налимов 1905–1906. Нинон Софийский 1906–1908: Иннокентий Беляев 1909. Алавердское викариатство, учрежд. в 1886 г. Епископы: Виссарион кн. Дидиани 1886–1898. Кирион Садзагедов 1S98–1900. Димитрий кн. Абашидзе 1902–1903. Евфимий Елиев 1903–1905. Петр Кончуев 1905–1907. Давид Качахидзе 1907. Бакинское викариатство 19 Епископы: Никандр Феноменов 1905. Григорий Вахнин 1907–1910. Пимен Пегов 1911. Горийское викариатство, учр. в 1811 г. Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814. Гервасий Мачавариани 1814–1817. Стефан кн. Джорджадзе 1818–1839. Архп. Никифор кн. Джорджадзе 1842–1851. Иоанн Авалиани 1852–1858. Гавриил Кикодзе 1859–1860. Геронтий Папита-Швили 1862–1869. Александр Окропиридзе 1869–1898. Леонид Окропиридзе 1898–1900. Кирион Садзагедов 1900–1902. Вениамин Барнуков 1902–1905. Евфимий Елиев 1905–1906. Петр Кончуев 1907–1909. Гурийско-Мингрельская 20 Кафедра в г. Поти Епископы Гурийско-Мингрельские: Григорий кн. Дадиани 1886–1898. Александр Окропиридзе 1898–1903. Димитрий кн. Абашидзе 1903–1905. Георгий Аладов 1905–1908. Леонид Окропиридзе 1908. Донская, учр. в 1829 г. Кафедра в Новочеркасске Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842. Еп. до 1830. Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847. Иоанн Доброзраков 1847–1807. Платон Городецкий 1867–1877. Александр Добрынин 1877–1879. Митрофан Вицинский 1879–1887. Макарий Миролюбов 1887–1894. Докат Бабинский-Соколов 1894. Афанасий Пархомович 1894–1908. Владимир Сеньковский 1908. Аксайское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы (в Новочеркасске): Никанор Бровкович 1871–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

599 . Учреждение патриаршества в России. – СПб.: Тип. Елеонского, 1880. – II, 135 с. – Из: Христиан, чтение. – 1879. – 7–12; 1880. – 1–2. 600 . Чтения из истории Русской Церкви с древних времен до конца XVI века. – СПб.: Лит. Фомина, 1897. – 31, 421 с. 601 . Юшка Микляев: (Эпизод из церковно-бытовых отношений конца XVII в.) – СПб.: Тип. Добродеева, – 10 с. – Извлеч. из: Странник. – 1887. Литература о жизни и деятельности 602 . Памяти о. протоиерея Павла Федоровича Николаевского, доктора церковной истории и ординарного профессора С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб.: Тип. Лопухина. 1899. – 22 с., 1 л. портр. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1899. – 47. 603 . Памяти профессора С.-Петербургской Духовной Академии протоиерея Павла Феодоровича Николаевского. – СПб.: Тип. Лопухина, 1901. – 16 с.: портр. – Извлеч. из: Церков. вестник. – Никольский Николай Константинович (1863–1936) Николай Константинович Никольский родился в 1863 году в семье видного ученого-литургиста Константина Тимофеевича Никольского . Обучался в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую окончил в 1887 году. В 1888– 1906 годах занимал в Академии кафедру гомилетики и истории проповедничества, а в 1906–1909 годах – кафедру истории Русской Церкви. После ухода из Академии в 1909 году был профессором в Психоневрологическом институте, приват-доцентом в Санкт-Петербургском университете. С 1900 года – член-корреспондент Академии наук по отделению русского языка и словесности, а с 1916 года – ординарный академик, член Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов, избранный от православных членов Академии наук. В 1918– 1924 годах – директор Историко-библиографического музея древней славяно-русской книжности, а в 1920–1924 годах – директор Книжной палаты, с 1920 по июль 1925 года – директор библиотеки Академии наук, с 1928 года – председатель возрожденной Комиссии по изданию памятников древнерусской литературы. Неопубликованные работы хранятся в архиве Академии наук в Петербурге, фонд 247. Картотека Н. К. Никольского , хранящаяся ныне в отделе рукописей библиотеки Академии наук, содержит 174 тысячи карточек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

780 . Первые годы жизни раскола вне Церкви: (Очерк из истории раскола XVII в.)//Христиан, чтение. – 1898. – 3–7. 781 . Поповец и беспоповец во взаимных обличениях и самозащите//Миссион. сб. – 1894. – 5. 782 . Пророчество св. пророка Божия Малахии: IV, 5–6//Миссион. сб. – 1894. – 4. 783 . Программа лекций по разбору вероучения русского раскола: Из чтений проф. П. С. Смирнова в 1908–1909 учеб. году. – СПб.: Лит. Богданова, – 7 с. 784 . Происхождение самоистребления в русском расколе. – СПб.: Печатня Яковлева. 1895. – 49 с. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1895. – Вып. 3. – С. 617–635: Вып. 4. – С. 170–199. 785 . Рецензия на книгу «Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке А.К. Бороздина. – XIII, 348, 171 с.»//Журнал М-ва нар. просвещения. – 1900. – 1. 786 . Речь над гробом профессора протоиерея П.Ф. Николаевского//Церков. вестник. – 1899. – 47. 787 . Русский раскол старообрядчества: (Из публ. чтений)//Ряз. епарх. ведомости. – 1889. – 23–24; 1890. – 5, 7, 9, 10, 15. 17. 788 . Рязанский митрополит Стефан Яворский как полемист против раскола//Миссион. сб. – 1891. – 3, 4. 789 . Споры в расколе по догматическим вопросам в XVIII веке//Христиан, чтение. – 1897. – [Т. 204). 790 . Споры в расколе по обрядовым вопросам к XVII веку//Братское слово. – 1898. – 2, 3. Споры и Разделения в русском расколе в первой четверти века. – СПб.: Тип. Меркушева, 1909. – VI, 364, 168 с. 792 . Часы досуга: Опыт систем, обличения раскола старообрядчества//Миссион. сб. – 1893. – 1. Что такое раскол старообрядчества//Миссион. сб. –1893. – 4. Сулоцкий Александр Иванович (1812–1884) Александр Иванович Сулоцкий родился в 1812 году в семье бедного причетника села Сулость Ростовского уезда Ярославской губернии. По окончании курса Ярославской Духовной семинарии Александр Сулоцкий как лучший ученик в 1833 году был отправлен на казенный счет в Петербургскую Духовную Академию. В 1837 году он окончил курс со званием старшего кандидата богословия и был назначен на должность преподавателя церковной истории и греческого языка в Тобольскую Духовную семинарию. В Тобольске он прожил до конца 1847 года, исполняя, помимо обязанностей преподавателя церковной истории и канонического права, должность заведующего семинарской библиотекой. В Тобольске Александр Иванович Сулоцкий вступил в брак с дочерью священника Марией Андреевной, с которой прожил счастливо до конца своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

615 . Конспект по гомилетике и истории проповедничества – СПб.: Лит. Богданова, 1895. – 17 с. 616 . Легенда Мантуанского епископа Гумпольда о св. Вячеславе Чешском в славяно-русском переложении – [СПб.]: О[-во] л[юбителей] д[ревней] письменности], 1909. – LII, 99 с. – (Памятники древ, письменности и искусства; CLXXTV). 617 . Лекции по русской церковной истории. – СПб.: [Лит. Семячкиной], 1904. –481 с. 618 . Материалы для истории древнерусской духовной письменности. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1897. – 25 с.: факс. – Отт. из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1897. -Т. 2, кн. 1. -С. 65–89. Содерж.: I. К вопросу о неизданном поучении митр. Климента Смолятича. II. Поучение старца Кирилла в неделю Сырную. III. Молитва , составленная преподобным Нилом Сорским . 619 . Материалы для истории древнерусской духовной письменности. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1903. I-IV. – 21 с. – Содерж.: I. Слово христолюбца о покорении и послушании. II. Сказание об освящении церкви свв. Бориса и Глеба в 1 190–1191 годах. III. Проложное житие св. Довмонта. IV. Поучение митрополита Феогноста. – Отт. из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – Т. 8, кн. 1. V-VIII. – С. 21–44. – Содерж.: V. Послание Есифа к детям и братии. VI. Послание архимандрита Печерского Досифея священно(иноку) Пахомию о святогорском уставе иноческого келейного правила. VII. Запись о новых чудесах св. Николая Мирликийского, случившихся в Лукомле, в Литовской земле, при князе Витовте Кейстутовиче (1392–1430) и Новгородском владыке Иоанне (1389–1415). VIII. Григория архиепископа Киевского и всея Руси слово похвальное, иже у Фролентии и у Костентии собору галатом, италом и римляном и всем галатом. – Отт. из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – Т. 8, кн. 1–2. 620 . Материалы для истории древнерусской духовной письменности. – СПб.: Тип. Меркушева, – 17 с., факс. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1909. Содерж.: I-II. Поучение Петра митрополита. III. Послание Нила, епископа Тверского к некоему вельможе Георгию Дмитриевичу о воздвижении пресвятые и о артусе. IV-VI. Неизданные послания Максима Грека и Ф.И. Карпова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. С. 137-140; Игнатия (Петровская), монахиня . Слово о старчестве//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 198-202. О нем: Жизнь и деяния прозорливого старца отца Петра Томаницкого, заштатного священника в слободе Входо-Иерусалимской, близ города Углича. Ярославль, 1886; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX bb. Сентябрь. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 19-61. В учебных заведениях духовного ведомства фамилии учеников часто менялись, например, в случае, если в заведении были однофамильцы. Иеромонах Адриан сын сельского диакона, в 1819 г. поступил в пошехонский Адриановский монастырь, в 1826 г. пострижен и рукоположен во священника, на подвиг старчества вступил в нач. 1830-х; из-за конфликта с игуменом, запретившим принимать народ (его указание старец неукоснительно выполнял), в 1851 г. перешел в Югскую Дорофееву пустынь, где и скончался. (Югская Дорофеева пустынь ныне находится на дне Рыбинского водохранилища.) О нем: Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX bb. Август. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 113-159. См.: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I. Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. Шамордино, 1915. Переиздание: Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. М.-Рига, 1995. В момент начала старческого служения преподобному Паисию Величковскому и И.И Троицкому не было и 30 лет, старцу Адриану Югскому было чуть более 30-ти, преподобному Гавриилу (Зырянову) - 37 лет, преподобномученику Игнатию (Лебедеву) - чуть более 40-ка, преподобному Зосиме (Верховскому) - 50 лет, а отцу Петру Томаницкому - почти 70 лет.

http://bogoslov.ru/article/442197

Архитектор Александр Бонавентурович Турчевич Александр Бонавентурович Турчевич (1855-1909) - выдающийся архитектор и театральный деятель, чье наследие оставило заметный след в архитектуре Перми и других городов Урала. Родившийся в Киевской губернии, Турчевич обучался в Московском Строгановском училище живописи, ваяния и зодчества, но не завершил образование и получил право на проектирование строений лишь в 30 лет. В 1888 году он открыл в Перми свое строительное бюро, которое спроектировало более 150 зданий, включая дома Мешкова и Грибушина, здание ТЮЗа и целый ряд православных храмов, таких как церковь Марии Магдалины и Троицкий собор в Осе. Турчевич активно участвовал в культурной жизни Урала, организуя театральные постановки в Перми и Екатеринбурге и выступая под псевдонимом " А. Глумов " . Его стремление к театральному искусству не угасло даже когда архитектурная деятельность стала приоритетной. Несмотря на значительный вклад в архитектуру, изучение его работ усложняется из-за утраты личного архива во время Гражданской войны. Будучи католиком, Турчевич внес значительный вклад в строительство православных храмов в Пермской губернии, что подчеркивает его универсализм и открытость к различным культурам. Его сын, Борис Александрович Турчевич, также оставил след в истории, став губернским комиссаром Временного правительства в 1917 году. Александр Турчевич ушел из жизни 30 декабря 1909 года, оставив после себя богатое наследие, которое до сих пор восхищает и вдохновляет многих. Его работа, объединившая архитектуру и театр, продолжает жить в зданиях и истории Перми. Список храмов, которые построил Александр Бонавентурович Турчевич (или с его участием) Пермский край Собор Спаса Преображения Пермь, город, Пермь Архитектор: М.Ф. Казаков (исх.проект?), И.И. Свиязев (колокольня), Г.П. Летючий (пер. 1850-х), А.Б. Турчевич (пер. 1890-х) Год постройки: Между 1798 и 1819. Колокольня - 1823-1831; перестраивался в 1853-1854 и 1893-1894 Архитектурный стиль: Классицизм , Барокко Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской при бывшей Мариинской женской гимназии

http://sobory.ru/architect/abturchevich

Пастернак Борис Леонидович (1890–1960), поэт 75, 82–83, 223, 227, 256, 293, 357–358, 478, 489 Пащенко (в замужестве Бибикова) Варвара Владимировна, первая любовь И. А. Бунина 66 Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968), писатель 254 Первов Павел Дмитриевич, учитель елецкой гимназии 36 Перовская Софья Львовна (1853–1881), революционерка 42 Петр I, имп. (Петр Алексеевич Романов) (1672–1725) 121, 175, 182, 296, 306, 393–395, 397, 435, 452–453, 475 Петр Карлович, знакомый М. М. Пришвина в Клину 84 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939), художник 102, 215, 304, 356 Пешкова Екатерина Павловна (1878–1965), жена А. М. Горького 355 Пильняк (наст. фам. Вогау) Борис Андреевич (1894–1937), писатель 211, 226, 233–235, 238, 248, 261, 292, 332, 351, 480 Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868), публицист и литературный критик 483 Пичугин, знакомый М. М. Пришвина в 20е гг. 246 Платонов Андрей Платонович (1899–1951), писатель 10, 100, 179, 219, 229, 265, 267, 387–391, 393–395, 397, 443, 449–450, 519, 530 Платонова, елецкая учительница 179 Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918), деятель русской социал-демократии 58, 117, 365 Покровский Павел, протоиерей, отец С. П. Коноплянцевой 190, 192 Полежаев Александр Иванович (1804–1838), поэт 31 Полонский (наст. фамилия Гусин) Вячеслав Павлович (1886–1932), критик, историк 267, 269 Полонский Яков Петрович (1819–1898), поэт 10 Поль Олег Владимирович (в постриге Онисим) (1899–1930), религиозный мыслитель, возлюбленный В. Д. Пришвиной 426 Полякова М., критик 312 Пржевальский Николай Михайлович (1839–1888), русский путешественник 119 Пришвин Андрей Сергеевич (1907–1978), племянник Пришвина, писатель 13, 151, 195, 199, 223, 324, 404, 421, 424, 495, 514, 520, 530 Пришвин Михаил Дмитриевич (?—1880), отец М. М. Пришвина 15–16, 51, 525 Пришвин Николай Михайлович (1869–1919), брат М. М. Пришвина 199 Пришвин Петр Михайлович (1909–1987), сын М. М. Пришвина 335, 337–338, 370, 412, 421, 526—527 Пришвин Сергей Михайлович (1903 или 1904–1905), сын М. М. Пришвина 93, 525

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

7 Архимандрит Серафим (Остроумов; 1880–1937) родился в семье псаломщика в Москве. В 1904 г. окончил МДА и пострижен в монашество; с 1906 г. – наместник Яблочинского Св. Онуфриевского монастыря Холмской епархии. В 1914 г. назначен ректором Холмской семинарии, в 1916 г. рукоположен во епископа Белы Холмской, с 1917 по 1924 г. – епископ Орловский, ас 1927г. – архиепископ Смоленский. Расстрелян 28 ноября 1937 г. Ныне прославлен в лике святых. 8 Феодор (Поздеевский ; 1876–1937), архиепископ Волоколамский, в 1909 г. – ректор Московской Духовной академии, с 1917 г. управлял Даниловым монастырем, где читал курс аскетики в Высшей богословской школе (после закрытия МДА). С 1925 г. – в ссылке, расстрелян в Ивановской тюрьме (ныне прославлен в лике святых). 9 Архимандрит Иларион (в миру Владимир Троицкий; 1886–1929) – профессор, инспектор, и.о. ректора Московской Духовной академии, впоследствии архиепископ Крутицкий. В 1920 г. арестован, с 1922 по 1926 г. – в Соловецких лагерях. В 1929 г. переведен в Петербургскую пересыльную тюрьму, где скоропостижно скончался (ныне прославлен в лике святых). 10 Справка: Дана протоиерею Тяпочкину Димитрию Александровичу в том, что он в 1917–1918 учебном году состоял студентом Московской Духовной академии (основание: Памятная книжка Московской Духовной академии на 1917–1819 учебный год. Сергиев Посад. Типография И. И.Иванова . 1917, с. 47, п. 95). Дана для представления по требованию. 11 Епископ Евлампий (Краснокутский; 1922) пострижен в монашество из вдовых протоиереев и возведен в сан архимандрита в 1914 г., в 1917 г. рукоположен во епископа Александровского. Викарий Екатеринославской епархии до 1921 г. 12 Митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович Егоров, 1891–1965). Родился в Новгородской губернии в городе Оноченский посад. В 1915 г. принял монашеский постриг. В 1916 году рукоположен в иеромонаха. В 1917 году окончил Петроградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Иеромонах Александро-Невской лавры. В 1922 году возведен в сан архимандрита. С 1925 года – настоятель лаврской киновии и зав. Богословско-пастырского училища. С 1928 г. – настоятель Киевского подворья в Ленинграде. 1933–1944 – архимандрит Гурий находится на «покое». В 1943 году назначен настоятелем Самарского Покровского собора, а затем секретарем Ташкентской епархии. С 1945 по 1946 г. – наместник Троице-Сергиевой лавры. В августе 1946 года – хиротония во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. В 1952 году – возведен в сан архиепископа... С 1959 года – митрополит. При вступлении на Ленинградскую кафедру – постоянный член Св. Синода. В 1961 г. переведен в Крым с поручением временно управлять Днепропетровской и Запорожской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каптерева « Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» том первый (1909), и в труде г. Смирнова «Внутренние вопросы о расколе». Писали историю и сами раскольники. Из их исторических трудов известны: «Виноград Российский» Семена Денисова (XVII в.), где заключаются сведения о начале и распространении раскола и «Хронологическое ядро старообрядческой церкви» Павла Любопытного (перечень событий с 1650 по 1819 г.) Но оба эти труда не научны. Другим выдающимся фактом в церковной сфере при Алексее Михайловича было так называемое «дело патриарха Никона ». Под этим названием разумеется, обыкновенно распря патриарха с царем в 1658–1666 г. г. и лишение Никона патриаршества. Ссора Никона с царем, его удаление с патриаршего престола и суд над Никоном – сами по себе события крупные, а для историка они получают особый интерес еще и потому, что к личной ссоре и церковному затруднению здесь примешался вопрос об отношении светской и церковной властей на Руси. Вероятно, в силу таких обстоятельств его дело и вызвало к себе большое внимание в науке и много исследований, очень значительное место делу Никона, напр., уделил С.М. Соловьев в XI т. «Истории России». Он относится к Никону далеко не с симпатией и винит его в том, что благодаря особенностям его неприятного характера и неразумному поведению, дело приняло такой острый оборот и привело к таким печальный результатам, как низложение и ссылка патриарха. Против взгляда, высказанного Соловьевым, выступил Субботин, в своем сочинении «Дело патриарха Никона » (М., 1862). Он группирует в этом деле черты, ведущие к оправданию Никона, и всю вину печально исхода распри царя с патриархом, возлагает на бояр, врагов патриарха и греков, впутавшихся в это дело. Во всех общих трудах по русской истории много найдется страниц о Никоне; мы упомянем здесь большой труд митрополита Макария («История Русская Церкви», т. XII, СПБ. 1833 г.), где вопрос о Никоне рассмотрен по новым источникам и высказывается отношение к Никону такое же почти, как у Соловьева, и труд Гюббенета «Историческое исследование дела патриарха Никона » (2 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010