2) Приходорасходные книги существуют с 1811 по текущий 1870 год, за все года, кроме 1813, 1814, 1827 и 1842 годов. В настоящее время этих книг в архиве состоит 87. 3) Сборник книг за разные годы, начиная с 1831 года и оканчивая 1864 годом, хранится в архиве 17. 4) Описей церковно-ризничного имущества (с 1813 по 1868 г.) семь; описей экономического имущества – три. 5) Входящих и исходящих реестров с 1819 по 1868 год – 27. 6) Дела, хранящиеся в архиве, относятся к годам с 1838 по 1869 год. б) Хозяйственные документы Хозяйственные документы, как то: планы и другие акты на монастырское недвижимое имущество, существуют в числе 26 номеров. В числе этих документов находятся: 1) семь геометрических специальных планов ?них три межевых книги и три копии с межевых книг межевания 1778 ??на землю, находящуюся под монастырем и в смежности с ним (2 деся?? 1864 кв. саж.), на пустошь Горицу (3 десят. 1472 кв. саж.), на землю ?? новского монастыря (48 дес. 1030 кв. саж.); и на пустошь Карпово-Ру?? (5 десят. 180 кв. саж.); 2) два геометрических специальных плана: перв?? пустоши Меньщиковщины, в Васильевском погосте Обонежской пятины ??жевания 1784 года, а вторый – отрезной земли от пустоши Меньщиковщины, отмежеванной в 1826 году (7 десятин); 3) план пустоши Вымечково,?? тый в 1838 году и копия с межевой книги 1778 года (4 десят. и по ?? 416 кв. саж., а по межевой книги 360 кв. саж.); 4) геометрический ?? плг копия с межевой книги 1781 года на пустошь Ширицу (250 десят. 1724 кв.?? 6) геометрический план Долголединской лесной дачи (50 десятин ); 6) п?? и копия с полевого журнала на тоню Шишково, по левому берегу реки ??хова, отведенную 1856 года (1 десят. 600 кв. саж.); 7) планы и докум?? на землю, находящуюся под часовнями в С.-Петербурге (106 2/3 кв. саж?? в Новой Ладоге; и 8) проекты, планы, фасады и чертежи разных монастырских зданий и сооружений. в) Билеты кредитных учреждений Николаевскому монастырю принадлежат 16 банковых билетов на с?? 20664 рубля; а именно: Содержание Государственный непрерывно-доходный билет на имя Староладожского Николаевского монастыря, 1859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1122 Герцен Александр Иванович (1812–1870) – российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 г. арестован, 6 лет провел в ссылке. С 1847 г. в эмиграции. После поражения европейских революций 1848–1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 г. основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 г. встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863–1864 гг. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852–1868) – один из шедевров мемуарной литературы. 1123 Молох – согласно Библии, божество, которому приносились человеческие жертвы (особенно дети), почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене. В переносном смысле – страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв. 1131 Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – российский епископ; богослов, публицист-проповедник. С 1872 г. жил в затворе. Книга лекций «Путь ко спасению» (1868–1869) о православном образовании и воспитании. Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике «Слова архимандрита Феофана» (1859). В интимно-поучительном «Собрании писем» (вып. 1–8, 1898–1901) – размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Канонизирован в 1988 г. 1132 Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – русский философ, историк, общественный деятель, публицист; один из идеологов славянофильства, автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки Крестьянской реформы 1861 г., в 1859–1860 гг. – член редакционной комиссии. 1133 В узком смысле александризм – это стиль эллинистической поэзии, сформировавшийся в Александрии. Эта поэзия, лишенная волнующих общественных проблем, предназначалась для узкого круга придворной и интеллектуальной элиты, свидетельствовала об упадке подлинного поэтического чувства, о подмене настоящей поэзии учеными изысканиями в стихотворной форме. Основателем александрийского стиля был глава музея и воспитатель наследника престола Каллимах (310–240 до н. э.). В широком смысле под александризмом подразумевается культивирование изящной, отточенной формы в ущерб содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

und romisch. Mythol I B. S. 443–444). 946 Капитальным трудом, специально посвящённым выяснению религиозных воззрений эпоса является C.F. Nagelsbach’a – Homerische Theologie. 1840 – последующие издания обработаны Аутевритом. Затем должны быть названы. Creuzer – Symbolik und Mythologie.. (начато в 1819, закончено Моне в 1825, 6 частей) Gerhard – Griechische Mytliol Berl. 1854–1855. Maury – Histoire des religions de la Grèce antique. 3 vol 1857–1859 Welcker – Griechisch. Götterlehre 3 B 1857–1863. Dunker – Die homerisch Beiwörter Götter – und Menschengeschlechts 1859. Preller – Griechisch Mytholog. 2 В. (четвёртое издание переработанное К. Робертом, 1887– 1894). Decharme – Mytholog. de la Grece antique 1879. Schömann – Griechisch. Alterthiimer T. II K-F Germann – Lehrbuch d gottesdienstlichen Alterthümer d. Griechen. I. Girard – Le Sentiment religieux en Grèce d’Homère à Eschyle. 1869. A. Christ-Scliicksal und Gottheit bei Homer. 1877. Rohde – Psyche. I. В. (третье посмертное издание 1903) Цитованные словари Roscher’a и Daremberg et Saglio. На русском языке: Воеводского – Введение в мифологию Одиссеи (Записки императ. новорос. университета. 1882 Т. 331. Цитированные сочинения проф. И.Н. Корсунского и А.М. Миронова. 947 Указанные стороны общей деятельности кружка ревнителей, подробно изложены нами в нашей книге: патр. Никон. Стр. 117–128. 952 Агафоник, автор послания к суздальскому архиепископу о единогласии, был москвич, а не суздалец. Это видно из следующих его слов: «якоже и в нынешнее настоящее время и у нас на Москве в мирских церквах»... Он был не архиерей, а священник, потому что, говоря о священниках, выражается: «мне подобнии», и особенно из заключительных слов послания, где автор называя себя худоумным, «рабски творя метание к стопам честных ног» архиепископа, заявляет, что хотя «николиже бо, святителю Божий, овца пастырем не бывает, ниже заяц льву», но в надежде на доброту святителя решился писать к нему. Кто был Агафоник, не знаем, такого лица не встречается между известными нам тогдашними московскими деятелями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. Ермолов (1893), С. Н. Алфераки (1905) и многие другие. Последнее присуждение академических премий состоялось в 1919 г., синодальных - в 1917 г. В 1869 г. М. пожертвовал КДА 25 тыс. р. в связи с ее 50-летним юбилеем (со времени преобразования в 1819). Согласно завещанию М., после его смерти на проценты с этого капитала была учреждена ежегодная юбилейная премия его имени. Также после кончины М. стало известно, что он пожертвовал на духовные школы еще 125 тыс. р., в т. ч. духовному уч-щу в Белгороде отводилось 15 тыс. р., Курской ДС - 20 тыс. р. Данные суммы по завещанию необходимо было положить в банки, а на проценты предполагалось учредить возможное (в зависимости от процентов) количество премий имени М. для сирот и детей бедных священнослужителей и псаломщиков. Оставшиеся 90 тыс. р. направлялись на учреждение премий имени М. за лучшие сочинения наставникам и воспитанникам 4 духовных академий: СПбДА и КДА - по 25 тыс. р., МДА и КазДА - по 20 тыс. р. Т. о., с 80-х гг. XIX в. в каждой ДА существовала Макариевская премия. Всего М. пожертвовал на премии своего имени 270 тыс. р., причем эти средства достались ему не по наследству, а были заработаны кропотливым ежедневным научно-литературным трудом. В 1995 г. по инициативе патриарха Московского и всея Руси Алексия II при поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова, а затем президента РАН академика Ю. С. Осипова Макариевская премия была возрождена (офиц. название - Премия памяти митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова)). Для проведения конкурса на соискание премии был учрежден Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). К 2016 г. учредителями фонда являются Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , президент РАН академик В. Е. Фортов и мэр Москвы С. С. Собянин, председателем фонда - Ташкентский и Узбекистанский митр. Викентий (Морарь) . Премии присуждаются Комитетом по премиям, членами которого являются учредители, председатель фонда митр. Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь), митр.

http://pravenc.ru/text/2561378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНГСТЕНБЕРГ [Хенгстенберг; нем. Hengstenberg] Эрнст Вильгельм (20.10.1802, дер. Фрёнденберг, близ Дортмунда - 28.05.1869, Берлин), нем. протестант. богослов. Род. в семье, из к-рой вышло неск. поколений пасторов. По состоянию здоровья Г. не мог посещать школу и получил домашнее образование под рук. отца - И. Генгстенберга. В 1819 г. поступил в ун-т Бонна, где изучал философию (особенно Аристотеля ), филологию (в т. ч. араб. язык) и богословие. В 1823 г. получил степень д-ра философии за перевод и комментарии к «Метафизике» Аристотеля (Bonn, 1824), затем переехал в Базель (Швейцария) в качестве ассистента преподавателя араб. языка к проф.-ориенталисту И. Штелину. В 1824 г. занял место приват-доцента на философском фак-те Берлинского ун-та; год спустя получил степень магистра богословия; в 1826 г. стал экстраординарным профессором ВЗ; в 1828 г.-профессором. Г. руководил научным семинаром по изучению ВЗ, к-рый собрал наиболее талантливых молодых ученых, клириков и студентов. Влияние Г. на университетскую общественность было столь велико, что министр фон Альтенштайн попытался перевести Г. в др. ун-т, однако Г. отказался. В июле 1827 г. он стал редактором «Временника Евангелической церкви» (Evangelische Kirchenzeitung (EKZ)). Занимая эту должность на протяжении 42 лет, Г. оказывал огромное влияние на жизнь Евангелическо-лютеранской церкви и религ. жизнь Пруссии в целом. Г. решительным образом противостоял распространявшемуся богословскому рационализму: в предисловиях к ряду изданий он выступал против Ф. Шлейермахера (EKZ. B., 1829. Dez.), критиковал галльских богословов В. Гезениуса и Ю. Вегшайдера, считая, что их богословие не основано на Свящ. Писании и Символах веры (1830); мн. годы он боролся против влияния философии Гегеля на христ. богословие (ср. критику «Жизни Иисуса» Д. Ф. Штрауса в предисловии выпуска 1836 г.). Выпуск «Временника» 1854-1855 гг. посвящен критике римско-католического учения, в особенности догмата о непорочном зачатии Девы Марии.

http://pravenc.ru/text/162001.html

... я знал имена только двух старших дочерей... — Веры Сергеевны (1819-1864) и Надежды Сергеевны (1829-1869). 65. П. А. ПЛЕТНЕВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано: с пропусками — в «Записках», II, стр. 207-208; полностью — в «Письмах», IV, стр. 231-232. Датируется 1848 годом на основании пометы Плетнева («П 24 нояб 1848») и по содержанию. ... я получил экземпляр «Одиссеи». Первый том «Одиссеи» в переводе Жуковского вышел осенью 1848 г.; на титульном листе обозначено 1849 г. 66. П. В. НАЩОКИНУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в сборнике «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 88-89. Датируется временем, когда Гоголь, по возвращении из Петербурга, жил у Погодина в ожидании приезда в Москву гр. А. П. Толстого, к которому и переехал в конце декабря 1848 г. Фраза «Граф будет через месяц» позволяет ограничить дату ноябрем. На ваше письмецо... — это письмо до нас не дошло. Граф — А. П. Толстой. Графиня — А. Г. Толстая (рожд. кн. Грузинская). ... человеком здешнего дома... — т. е. слугой Погодина. 67. М. И. ГОГОЛЬ. Печатается по подлиннику ( ИМ). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1896, 6, стр. 751-752, с ошибочным отнесением к 1839 г. Датируется 1848 годом по связи с письмом 62. См. также запись в дневнике Е. В. Гоголь от декабря 1848 г.: «Брат нам прислал обещанные корсеты и черные шелковые платья совсем готовые: Аннет и мне» («Материалы» Шенрока, IV, стр. 705). Я к Марье Николаевне Синельниковой писал... Мария Николаевна Синельникова — двоюродная сестра Гоголя, дочь его тетки Е. И. Ходаревской. Письма его к Синельниковой до нас не дошли. 68. А. М. МАРКОВИЧУ. Печатается по подлиннику ( КАБ). Впервые напечатано в «Древней и Новой России» 1879, 1, стр. 66. Датируется временем, когда Гоголь, по возвращении из Петербурга, жил у Погодина, до переезда к Толстым в конце декабря 1848 г. Из письма А. С. Данилевского к Гоголю от 21 декабря этого года видно, что как раз в это время в Москве находился А. М. Маркович, которого Гоголь неоднократно посещал (см. «Вестник Европы» 1890, 2, стр. 605).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

201 …познакомимся с музыкой тюдоровской эпохи и с инструментами, для которых она была написана… — Тюдоры — см. коммент. к " Идее… " . Основные светские музыкально-поэтические жанры музыки эпохи Тюдоров (т. е. английской эпохи Возрождения) — мадригал (песня на родном языке), канцонетта, 2-голосые фантазии; основные инструменты — вёрджинел (небольшой клавесин), виола (струнный смычковый инструмент, похожий на маленький контрабас) и ее разновидности (виола сопрановая; малая альтовая; виоль д " амур и т. д.), звучавшие мягко, нежно, " матово " . 202 Голдсмит, Оливер (1730?-1774) — англо-ирландский прозаик и поэт-сентименталист, автор знаменитой поэмы " Покинутая деревня " (1770), о " разрушенной пасторали " , — новой вехи в поэзии XVIII в. 203 Можно вполне прожить жизнь, не читая всех поздних произведений Браунинга или Суинберна… — Пик творчества английского поэта Роберта Браунинга (1812–1889), создавшего в английской поэзии жанр драматического монолога — исповеди, размышления, — сборники " Мужчины и женщины " (1855), " Действующие лица " ( " Dramatis personae " , 1864), поэма " Кольцо и книга " (1868–1869), последующее было менее значительным. В поздних произведениях Суинберна (трагедиях " Мария Стюарт " , 1881; " Тристрам из Лионесса " , 1882; " Марино Фальеро " , 1885; в третьей серии " Стихотворений и баллад " , 1889 и др.), здоровье которого к 1878 г. было подорвано алкоголем и другими " вредными привычками " , перепеваются мотивы ранней поэзии, нет былой яркости и выразительности. 204 " Королева Маб " (1813) и " Восстание Ислама " (1818) — философские поэмы П.Б. Шелли. В примечаниях к первой из них (названной Б. Шоу " библией чартистов " ) обоснованы атеистические, демократические взгляды поэта; см. также коммент. к эссе " Классическая филология и литератор " . 205 Крэбб, Джордж (1754–1834) — английский поэт, автор дидактико-описательной поэмы " Деревня " (1783), эволюционировавший к стихотворному рассказу о повседневной жизни сельских приходов ( " Приходские списки " , 1807; " Повесть в стихах " , 1812; " Повесть усадьбы " , 1819 и др.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

В 1833 г. в Киевской духовной академии по инициативе её ректора, еп. Иннокентия, было определено для преподавания психологии назначить особого (третьего) наставника на философскую кафедру при академии. Крайне интересны причины и обстоятельства, побудившие его к такому решению. Он заметил довольно сильное и крепкое в то время развитие в уме студентов академии чисто рациональных, логических и метафизических элементов знания, не уравновешиваемое соответственно сильным развитием жизненных и подвижных элементов знания, почерпаемых из живого внутреннего опыта (Сборник из лекций… 1869, с. II). А это «грозило опасностию наложить на их ум суровую печать сухости, жесткости и неподвижной затверделости, словом – отвлеченного, схоластического формализма» (там же). Вот для борьбы со всем этим и была призвана психология. Целым событием в научной и культурной жизни России стал выход труда Александра Ивановича Галича (1783–1848), профессора Санкт-Петербургского Университета «Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий» (СПб., 1834). Автор окончил Духовную семинарию, для философского образования был отправлен за границу. По возвращении стал профессором в Педагогическом институте, а потом в Университете. Галич не был шеллингианцем, кем его иногда считают. Ни один шеллингианец никогда не написал бы такого: «Как в Боге почитают и движутся все вещи, а в Религии все идеи, для Наук, искусств и для жизни направительные, так точно и все прочия духовные, высшие ощущения – умственного, нравственного и эстетического рода теряются в перечневом ощущении – набожном или религиозном» (с. 408). Он вообще не примыкал ни к какой из распространившихся в то время в России западных философских систем (Зеньковский, 1991, т. 1, ч. 1, с. 133), которые хорошо знал и излагал в своей «Истории философских систем, составленной по иностранным руководствам» (1819). Тем не менее, Галич был одним из первых, кто пострадал от начавшейся в то время борьбы официальных кругов против влияния немецкого идеализма: ему было вменено в вину, что он ограничивался изложением философских систем без их опровержения. Он был уволен из Университета, оставлен без содержания и в конце жизни очень бедствовал.

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

4. Уайлд Оскар Фингал О’Флаэрти Уилз (1854–1900) – английский писатель и критик, за эпатирующие буржуазную публику выступления был обвинен в безнравственности и осужден на два года тюремного заключения (1895–1897). 5. Петроний Гай (? – 66 н. э.) – римский писатель, автор «Сатирикона». 6. «Из бездны воззвах к Тебе, Господи!» (Пс. CXXIX). 7. Возможно, имеется в виду неоконченное «Распятие» Н. Н. Ге (1894). 8. Шелли Перси Биши (1792–1822) – английский поэт, эссеист, мыслитель. Гейне Генрих (1797–1856) – немецкий писатель и публицист. 9. Прерафаэлиты – группа художников и писателей XIX b.: «Братство» существовало с 1848 по 1853 г. Эстетические идеалы прерафаэлиты (Д. Г. Россети, Х. Хант, Дж. Э. Миллес) искали в искусстве средних веков и раннего Ренессанса. Позднейшие прерафаэлиты во главе с У. Моррисом с романтических позиций критиковали буржуазный быт и эстетические стереотипы своей эпохи. Верхарн Эмиль (1855–1916) – бельгийский поэт и драматург. Рескин Джон (1819–1900) – английский писатель, эстетик, идеолог прерафаэлистов. Эмерсон Ралф Уолдо (1803–1882) – американский философ-трансценденталист. Метерлинк Морис (1862–1949) – бельгийский драматург и поэт. 10. Бёрн-Джонс Эдуард (1833–1898), Россети Данте Габриэл (1828–1882), Гент Гольман (Х. Хант) – английские художники-прерафаэлиты. 11. Цитируется стихотворение Е. А. Баратынского «Смерть» (1829). 12. Неточная цитата стихотворения Ф. И. Тютчева («Mal’aria», 1830). У автора: «Люблю сей Божий гнев! Люблю сие незримо//Во всем разлитое таинственное Зло ». 13. Щербина Николай Федорович (1821–1869) – русский поэт. Соч.: Избр. произведения. Л., 1970. 14. См.: «Славнейший подвиг и величайшая жертва – подвиг, приводящий к смерти, жертва жизни. Вопрос о смерти с такою же неодолимою силою влечет многих современных поэтов, как и вопрос о смысле жизни. По-видимому, нам, находящимся в жизни, совершенно неестественно любить смерть. Мы привыкли думать, что смерть страшна, что она отнимает у жизни весь ее смысл. Стоит ли жить, если все равно придет смерть? А между тем только смерть и дает весь смысл жизни, и без нее она была бы бессмысленна, как процесс, бесконечно, а стало быть, и бесцельно продолженный.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Введение Период I – Духовно-учебная реформа 1808 г. и открытие С. -Петербургской Духовной Семинарии Высшее управление Должностные лица а) Ректоры б) Инспекторы в) Экономы г) Профессоры, учители и лекторы д) Помощники инспектора е) Библиотекари и) Секретари правления и письмоводители з) Врачи Обучение Классы и учебные предметы 1. Богословие 2. Философия 3. Словесность 4. История 5. Математика 6. Языки Внеурочные занятия Библиотека Экзамены Ревизии и распоряжения высшего начальства Воспитание Инспекция Отметки о поведении и взыскания за проступки Особые донесения о проступках и пороках, и наказания за них Меры предупредительные Ревизии Экономия Духовно-училищный капитал. Первоначальные оклады. Увеличение штатов Пособия служащим, денежные награды, пенсии Содержание воспитанников Помещение Больница и меры для здоровья Прислуга Стол и одежда учеников Общее состояние хозяйства и разные меры к его улучшению Воспитанники Отношение семинарии к училищам Канцелярское делопроизводство и архив семинарского правления Период II – Граф Пратасов и предпринятое им дело преобразования духовно-учебной части Перемещение С. Петербургской семинарии и ее преобразование Должностные лица Ректоры Инспекторы Экономы Смотрители дома Профессоры и преподаватели Помощники инспектора и проч. Священнослужители Староста и почетный блюститель Учебная часть Богословские науки Словесность, философия, гражданская история Науки физико-математические и естественные Языки Иконописание Педагогика Письменные упражнения Библиотека Экзамены, ревизии, успехи и меры к их возвышению Экстраординарные учебные и учено-литературные занятия наставников Общий взгляд на состояние учебной части Нравственная часть Инспекция Поведение воспитанников и меры к его усовершению Экономическая часть Помещение, обзаведение новых зданий и содержание дома и хозяйства Содержание воспитанников Вознаграждение служащих Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Воспитанники Дела духовно-училищные Период III – Подготовление реформы дух. семинарии; издание нового устава и введение его в с. -петербургской семинарии Должностные лица Ректоры Инспекторы Преподаватели Помощники инспектора Прочие должностные лица Деятельность семинарского правления Обучение, воспитание, экономия, ревизии 75-тилетие с. -петербургской семинарии Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. 1813 г. 1815 г. 1817 г. 1819 г. 1821 г. 1823 г. 1825 г. 1827 г. 1829 г. 1831 г. 1833 г. 1835 г. 1837 г 1839 г. 1841 г. 1843 г. 1845 г. 1847 г. 1849 г. 1851 г. 1853 г. 1855 г. 1857 г. 1859 г. 1861 г. 1863 г. 1865 г. 1867 г. 1869 г. 1870 г. 1871 г. 1872 г. 1873 г. 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877 г. 1878 г. 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. 1884 г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010