Факультет имеет ныне четыре ординарных профессора (по кафедрам: церковной истории, патрологии и энциклопедии с методологией богословских наук; церковного права; нравственного богословия, и практического богословия на румынском языке), одного почетного, четыре экстраординарных профессора (по истории философии и общей догматике; по практическому богословию на русском языке по частной догматике, и церковно-славянскому языку), два приват-доцента (по предмету Св. Писания Ветхого Завета и еврейского языка, и Св. Писания Нового Завета и новозаветного языка) и одного доцента (по катихетике). Профессора читают также частные лекции (privatim) по своим предметам. Кроме того, слушатели богословского факультета обязательно слушают лекции по римскому праву, истории Австрии и этике. Из славистов преподают три профессора, один на богословском факультете, а двое на философском. Ректором университета состоит по выбору архипресвитер Dr. Емилиан Воюцкий, профессор нравственного богословия. 19 ноября 1901 г. на торжественной своей инаугурации он произнес большую речь «об эмансипации женщины с точек зрения моральной и социально-политической». Рядом с богословским факультетом имеется хорошо содержимое общежитие для буковинских посетителей факультета с отборной библиотекой, помимо библиотеки университетской и библиотеки богословского факультета. В среде слушателей богословского факультета организованы одно литературное и одно музыкальное общество. – В 1900 г. Черновицкий университет праздновал двадцатипятилетний юбилей. По этому поводу университетским начальством выпущено юбилейное издание, в котором наряду с историей основания и деятельности университета и устройства других факультетов содержится также история устройства православного богословского факультета. Эта часть состоит из двух отделений. В первом излагается история монастырской школы в монастыре Путне (существовала до 1781 г.), потом история клерикальной школы (до 1818 г.), которую основал серб Даниил Влахович, иеромонах и викарий монастыря Ко-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русские общины в Османской империи (Турции) . История русских общин и храмов в Турции пока изучена недостаточно, из исследовательских работ можно назвать лишь публикации протоиерея Алексия Мальцева, А. Вильковской, О. Л. Церпицкой, П. Троицкого и М. Г. Талалая в коллективном труде «Русские храмы и обители в Европе». Основные документы по теме хранятся в Российском государственном историческом архиве, Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга и турецких архивах. Нынешняя территория Турции когда-то принадлежала Византийской империи (откуда Православие пришло в Киевскую Русь), а затем мусульманской Османской империи, где тем не менее сохранялся православный Вселенский Константинопольский Патриархат с резиденцией патриарха в Константинополе (Царьграде, переименованном турками в Стамбул). Деятельность Русской Православной Церкви на этой земле имеет почти трехвековую историю. Только в Константинополе (Стамбуле) и окрестностях к началу XX века существовало семь русских храмов, в том числе три – при подворьях русских обителей Святой Горы Афон. В пригородном районе столицы Буюк-Дер (на берегах Босфора, в 20 километрах от Константинополя) в начале XVIII века было открыто первое российское дипломатическое представительство в Османской империи. В 1720-е гг. при посольстве была освящена церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских , которая затем переносилась из одного наемного здания в другое. В 1742 г. был казнен посольский иеромонах Константин (Неаполитанский), причисленный позднее Константинопольской Патриархией к лику святых (день памяти – 26 декабря). 315 В 1818 г. на втором этаже деревянного флигеля посольской канцелярии при посланнике графе Г. А. Строганове была устроен небольшой храм свв. равноапп. царя Константина и царицы Елены. В нем служили присланные из Свято-Троицкой Александро-Невской лавры иеромонах Мельхиседек, иеродиакон Герасим и четыре причетника. В 1867 г. при после графе Н. П. Игнатьеве этот дом, ставший к тому времени загородной резиденцией посольства, перестроили и рядом возвели новый небольшой храм, освященный вновь весной того же года. Служил в нем причт посольской церкви в Константинополе, в основном в летние месяцы. Вскоре после освящения за алтарем Константино-Еленинской церкви появилось небольшое русское кладбище. 316

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

John Anthony McGuckin Australasia, Orthodox Church in JOHN CHRYSSAVGIS While Australia counts among the most expansive countries in the world, comprising the fifth continent and being only slightly smaller in geographical terri­tory than the USA, it is nonetheless sparsely populated, mostly barren desert (albeit extraordinarily attractive red-sand wilder­ness), and settled primarily in the few state capitals scattered on the coastline. The largest Christian denomination is the Roman Catholic Church, with the Anglican Church being the most dominant in the early years, the Uniting Church constituting the principal Protestant group, and Ortho­dox Christians forming a significant fraction of the overall population of 20 million (with numbers ranging from just over half to three-quarters of a million, predominantly Greeks). While there were probably no Orthodox Christians among the penal colonies or even the crew and passengers of the First Fleet, the earliest mention of Greeks dates to around 1818, probably referring to immigrants transported from Greece for misdemeanors related to piracy during the period of British hegemony. Earliest records indicate that the Russian wife of a British military officer arrived in Australia in 1810, possibly the first Orthodox resident in the country’s history; however, there are no explicit indications of her religious back­ground. Around 1820 a Russian Antarctic expedition from St. Petersburg to Alaska landed in Sydney, where a Hieromonk Dionisii celebrated liturgy at Kirribilli Point (to this day called “Russian Point”) only days after Orthodox Easter, possibly on the Saturday of Thomas. Documents attest to another Russian naval vessel, whose chap­lain was a Fr. Jerome, landing in Melbourne in 1862. By 1868 a certain Fr. Christophoros Arsenios had reportedly settled in Queens­land, though no records survive of any litur­gical services conducted. By the middle of the 19th century, Greek immigrants began arriving in Australia and the first regular celebration of liturgical services occurred around 1895. Although precise details remain unclear or unknown, the first resident Orthodox priest was a Greek named Archimandrite Dorotheos Bakaliaros, who served communities in both Melbourne and Sydney. The founda­tions of the first Greek Orthodox parish were laid on May 29, 1898, for the Church of the Holy Trinity in Surry Hills, Sydney, and, two years later, in 1900, for the Church of the Annunciation in East Melbourne.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

2 Официальное, так сказать, название этого поста «Святая Четыредесятница»; «великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 23 «Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу «установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 29 Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте «Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице («Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 31 Τετρδα α παρασ ευν, гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25. 33 Обстоятельство, не оговоренное в ссылке на это послание у прот. Дебольского (цит. соч. стр. 11), между тем как и в русском переводе «Писаний мужей апостольских» свящ. П. Преображенского (Москва, 1862 г.) это послание, как подложное, не помещено. 35 Его понимание из новейших историков Великого поста разделают ProЬbsm (Kirchliche Disciplin in den drei ersten Christlicheu Jahrhunderten, 1873, S. 269–281), и Weistzel (Die christlishe Passafeier, 1818). Но лучшие археологи уже Х40;ИИ века и между ними упоминавшийся Bingham оспаривали понимание Руфина. 41 Funk I. X. Kirchgeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen, 1 Band., Paderborn 1897. С выводами Функа своевременно познакомил русскую публику г. А. Петровский статьей своей в «Христ. Чтении» 1900 г. апр. «Предпасхальный пост в истории его развития» (стр. 587– 600). 47 Сергий архиеп. Полный месяцеслов востока, т. II, изд. 2, Владимир 1901, стр. 44 «Примечаний». 48 M ö hler . W. Lehrbuch Kirchengeschichte, Tübing. u. Leipz. 1902 I. В., S. 331. Функ считает этот памятник моложе «Апостольских Постановлений». 57 Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, Кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности в их время предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новатианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В 1829 году с южной стороны здания у лестницы и колокольни сделали небольшой пристрой в две комнатки для размещения богадельни. В середине XIX века на северной стороне фасада была установлена кирпичная пирамидальная стела с металлическим шпилем, который был закоординирован относительно восточной долготы и северной широты. Установленный строго по оси Большой улицы, Верхнеудинский меридиан определял его географическую точку на карте и являлся интересной достопримечательностью города. Трещины на стенах и сводах собора, появившиеся еще в 1818 году, увеличились во время землетрясений 1862 и 1885 годов. Собор также пострадал и от городского пожара 1878 года, после которого был возведен новый верх колокольни . К северной и южной стене колокольни в 1900-х годах пристроили дополнительные сени перед входом на паперть нижней церкви. В 1909 - 1913 годах собор капитально отремонтировали. Была полностью обновлена внутренняя отделка. Одигитриевскому собору принадлежал прилегающий участок земли площадью 3242 кв. м. . Вдобавок 12 марта 1902 года городом была пожертвована собору земля для постройки причтовых домов на углу Малой Набережной (Шмидта) и Мордовской (Банзарова) площадью 442.5 кв. саженей. 15 апреля 1895 года при приписанном к собору селе Поселье была открыта церковно-приходская школа . В 1903 году известный благотворитель, верхнеудинский мещанин Петр Аввакумович Фролов построил на свои средства за Удой второклассную церковную школу на сумму 23000 рублей. В том же году 1 ноября при соборе была открыта женская двухклассная церковно-приходская школа, для которой в 1904 году построили здание на отведенном городом участке земли по Думской (Советская) и Закалтусной (Профсоюзная) улицам площадью в 680 кв. саженей. Закрытие В 1920-х годах храмом овладели обновленцы . 14 июля 1927 года специальная комиссия по постановлению Верхнеудинского горсовета РКД провела обследование здания собора и заключила что " храм в таком виде функционировать не может, " оценив необходимый ремонт в 30 тыс. рублей . Акт технического осмотра от 2 февраля 1929 года подтвердил это заключение. В этой связи церковно-приходскому совету было предписано прекратить богослужения и приступить к ремонту. 6 сентября 1929 года " в виду отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта его, а также вследствие отсутствия других религиозных объединений, желающих принять названное здание культа в свое пользование, Президиум ЦИК постановил: а) здание религиозного культа - Одигитриевский кафедральный собор со всем его имуществом ликвидировать " . На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года " О религиозных объединениях " ликвидационной комиссии было поручено изъять всё ценное . Согласно " акта о передаче культового имущества " изъяты были:

http://drevo-info.ru/articles/24408.html

В 1900 г. Лавра возродила скит. В 1959 г. гражданские власти закрыли обитель и превратили ее в психодиспансер. В 1990 г. скит вновь возрожден. Адрес: 47025, Украина, Тернопольская область, Кременецкий район, г. Почаев Телефон: (03546) 6–12–95 Свято-Иоанновский Загаецкий мужской монастырь [ править править код ] Свято-Иоанновский Загаецкий мужской монастырь Монастырь основан в 1625 г. вдовой полковника польских войск Ириной Ярмолинской (погребена в обители, портрет XVII в. хранится в Кременецком краеведческом музее). Ее грамоту 1646 г. о даровании монастырю земель заверил подписью прп. Иов Почаевский (†1651): «Иоанн Железо, игумен Почаевский, устне прошоный печатор рукою власною». С целью обращения обители в унию, в 1709 г. ее подвергли разорению польские военные (с 1721 г. она стала униатской). В 1749 г. вельможа Стефан Ярмолинский подарил ей икону Божией Матери, известную позже как «Загаецкая» и «Всемилостивая» (по преданию, обретенную в лесу в XVII в.). В 1794 г. монастырь вернули православным. В 1818-1853 гг. при нем действовало духовное училище. Обитель славилась библиотекой с книгами и документами XVI-XVIII вв. (включая экземпляр «Острожской Библии» 1581 г.). В 1964 г. монастырь закрыли, в 2001 г. началось его возрождение. Адрес: 47153, Украина, Тернопольская область, Шумский район, с. Малые Загайцы Телефон: (03558) 4–46–10 Храмы [ править править код ] Кафедральный собор мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии [ править править код ] После того как в начале 1990-х годов автокефалисты в союзе со светскими властями изгнали православных из Рождественской церкви города, управление Тернопольской епархии и православные верующие города были вынуждены ютиться в частном домике. После множества испытаний и препятствий, которые чинила местная власть, было неожиданно получено разрешение и выделено место для строительства кафедрального собора. В Крестопоклонное воскресенье 1994 года был установлен закладочный камень. Вскоре был вырыт котлован и возведены стены нижнего подвального храма. Кафедральный собор мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

http://azbyka.ru/palomnik/Тернопольская_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Дионисия Олимпийского [греч. Ιερ Μον Οσου ιονυσου το ν Ολμπ], муж., действующий, принадлежит Китрской и Катеринской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на сев.-вост. отроге горного массива Олимп, в 15 км от Литохоро, на высоте 818 м над уровнем моря. Д. О. м. основан прп. Дионисием Олимпийским в нач. 30-х гг. XVI в., вероятно на месте ранее существовавшего визант. мон-ря (найдена надпись с датой 1438 г.). Первоначально преподобный поселился в пещере прав. Лазаря. По преданию, когда медведь съел лошадь, на к-рой Дионисий Олимпийский возил материалы для строительства мон-ря, преподобный приказал зверю выполнять эту работу, а когда постройка была завершена, медведь по молитве святого превратился в камень. Помимо собора Св. Троицы в окрестностях мон-ря им были построены парекклисионы св. Иоанна Предтечи (кладбищенский храм), Рождества Христова, Вознесения Господня, Преображения Господня, прор. Илии, Голгофа, Палеомонастиро (с ц. Воздвижения Креста Господня и башней епископа Платамонского). В 1575 г., по сообщению Феодосия Зигомалы, число братии Д. О. м. достигло 200 чел. Монастырский комплекс Д. О. м., сооруженный наподобие крепости, включает кафоликон афонского типа во имя Св. Троицы с парекклисионом во имя прп. Никанора Завордского, башню Софрония, еп. Китрского (с парекклисионами во имя св. Таксиархов (Чиноначальников) и св. Архангелов), находящуюся справа от главного входа в мон-рь, резиденцию игумена, трапезную, колокольню, водяную мельницу и кельи. Башня, расположенная слева от входа, была разрушена в 1818 г. Мон-рь являлся важным культурным центром: здесь действовал скрипторий (в наст. время собрание рукописей и б-ка утрачены) и иконописная мастерская (художники из этого мон-ря расписали мн. храмы в Сев. Эпире). Во время тур. господства в Д. О. м. также действовала тайная школа. Сохранилась грамота рус. государей Иоанна V и Петра I, разрешающая представителям монастыря сбор пожертвований в России при условии принесения для поклонения честной главы преподобного (1692), сигиллий К-польского патриарха Кирилла V, возводящий Д. О. м. в ранг ставропигиального мон-ря (1753), устав 1855 г., кодики 1850, 1900 гг. и др.

http://pravenc.ru/text/178490.html

Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Среди первых 17 сестер, приехавших из Сибири, были племянницы старца Зосимы - инокини Вера и Маргарита. При утверждении общежития в 1841 г. резолюцией Московского митр. Филарета (Дроздова) начальницей обители стала Вера (Верховская). После утверждения статуса мон-ря З. п. возглавляли: с 1856 г.- игум. Вера (Верховская; 4 дек. 1801 - 20 нояб. 1868), автор Жития прп. Зосимы, состоявшая в переписке со свт. Филаретом, с архиереями Леонидом (Краснопевковым) и Саввой (Тихомировым) (см.: РГБ ОР. Ф. 149. К. 12. Д. 5 и К. 2. Д. 2; Ф. 262. К. 57. Д. 26 и К. 22. Д. 71); с 1869 г.- игум. Афанасия (Качалова; 12 янв. 1818-1881), духовная дочь прп. Антония Оптинского; с 1881 г.- игум. Магдалина (Верховская; 1835 - 27 нояб. 1901); с 1902 г.- игум. София (Быкова; 1846 - не ранее 1931); в 1920-1928 гг.- игум. Афанасия (см. исп. Александра (Лепёшкина) ). Первым священником при утверждении общежития в 1841 г. стал Михей Павлович Богрецев, в 1857 г.- 70-летний свящ. Кирилл Стефанович Успенский. Из причта, служившего в храмах мон-ря в 80-90-х гг. XIX в., известны свящ. Петр Петрович Соловьёв и диак. М. Соколов. С 25 авг. 1906 г. служил сщмч. Михаил Виноградов . В июле 1910 г. упоминается 2-й свящ. Николай Васильевич Скворцов, с 1915 г. служил свящ. сщмч. Димитрий Ильич Розанов. Насельницы пользовались духовными советами свт. Филарета (Дроздова), преподобных Антония (Медведева), Антония (Путилова) . В 1841 г. в обители проживали 34 сестры, в 1877-1883 гг.- до 160 чел., в 1894 гг.- ок. 200, в 1899 г.- 252, в 1904 г.- 275 чел., в 1908 г.- 30 монахинь и 246 остальных насельниц, в 1913 г.- 277, в 1914 г.- 250 насельниц. В 1900 г. из положенных по штату (кроме игумении и казначеи) 39 монахинь и 39 рясофорных послушниц в З. п. проживали 27 монахинь, 36 рясофорных послушниц, в 1914 г.- 38 монахинь и 37 рясофорных послушниц. Особенности устава

http://pravenc.ru/text/200057.html

968 В тексте H. И. Сагарды: «сочинении Леонтия и Иоанна Rerum sacrarum liber secundus», что является очевидной ошибкой: фрагменты сохранены Евсевием. – Ред.   970 Очевидно, Η. И. Сагарда имеет в виду сочинение Эпикура (часть фрагментов, обнаруженных при раскопках Геркуланума, была опубликована J. С. Orelli в 1818 г.). – Ред. 972 CPGS 1584. Рус. пер.: Твор. С. 85–94. Благодаря новейшим открытиям количество дошедших фрагментов (новых или с более полным текстом) существенно увеличилось. – Изд.   976 CPG 1583 (с пометкой dubia). Рус. пер.: Твор. С. 95–102 (по изд.: Routh. Reliquiae sacrae 2. P. 395–409). – Изд.   978 CPGS Рус. пер.: Твор. С. 110 (по изд.: Routh. Reliquiae sacrae 2. Ρ 409; Cramer J. Α. Catenae graecorum patrum in Novum testamentum. T. 3. Oxonii, 1844. P. 85, lin. 33 – p. 86, lin. 2=TLG 4102/8). На самом деле фрагмент взят из «Комментариев на Екклезиаст» V, 4 (CPG 1584). – Изд.   979 CPG 1591. Рус. пер.: Твор. С. 111 (по изд.: Routh. Reliquiae sacrae 2. P. 409. Ρ 410; Cramer J. A. Catenae graecorum patrum in Novum testamentum. T. 4. Oxonii, 1844. P. 418, lin. 22–23=TLG 4102/11). – Изд.   980 Рус. пер.: Твор. С. 110–111 (по изд.: Simon de Magistris. Op. cit. P. 200 согласно cod. Vallicel., 9). Первый фрагмент принадлежит Оригену , второй подлинный, но взят из «Комментариев на Екклезиаст» IV, 4 (CPG 1584). – Изд.   982 Существует еще ряд фрагментов сомнительной подлинности из неизвестных сочинений и посланий св. Дионисия (6 отрывков из Sacra Parallela Иоанна Дамаскина ). CPG 1599. Рус. пер.: ПС. 1900. Ч. 1. 5. С. 516–518 (ср. PG 96: фрагм. 3=col. 524; 4=532; 5=537; 6=540); Твор. С. 83–84. Кроме того, в Твор. в разделе приписываемых св. Дионисию сочинений помещены: а) пять бесед, сохранившихся на арм. языке. Беседы 1 и 2 (Твор. С. 166–172) признаются подложными (CPGS 1612), беседы 3–5 (С. 172–175) – сомнительными (CPGS 1604); б) фрагмент с вопросами и ответами о рождении Сына Божия от Отца (Твор. С. 176–177 по изд.: Pitra. Analecta sacra 3. P. 598) – подложный (CPG 1610). – Изд.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Мамонов — см. Дмитриев–Мамонов Манида — см. Леонида Мардарий, игумен в Александро–Невской лавре — 227 Марина великомученица — Маргарита Антиохийская, ее рука хранится в одном из монастырей на Афоне — 156 Мария, графиня — см. Орлова–Давыдовна М. В. Мария — игуменья женского Сретенского монастыря в Сызрани — 303 Мария Александровна — см. Черкасова М. А. Мария Александровна (1824–1880) — императрица, жена Александра II — 83, 279, 283 Мария Аполлоновна — см. Гильтебрандт М. А. Мария Владимировна — см. Орлова–Давыдова М. В. Мария Ивановна, жена Т. И. Филиппова — 123 Мария Максимовна — см. Гильтебрандт М. М. Мария Николаевна (1819–1878) — великая княгиня, дочь императора Николая Ι — 229 Мария Федоровна (цесаревна) (1847–1928) — жена цесаревича, будущего императора Александра ΙΙΙ — 103 Мартынов, студент — Мартынов Александр Васильевич (1856–1901) — выпускник Московской Духовной академии (1882), магистр (с 1886 г.) и доктор богословия (с 1893 г.) этой академии; протоиерей и настоятель храма Святых Петра и Павла в Московском сельскохозяйственном институте (с 1896 г.) — 285, 286, 287, 293 Мартынов Павел Александрович (1818–1900) — член Совета министра внутренних дел; принимал деятельное участие в Попечительном совете общественного призрения, состоял в правлении петербургских больниц и богаделен — 85, 87 Марфа Григорьевна, просвирня церкви в Березе — 309 Марья Вячеславовна — см. Свербеева М. В. Марья Евфимовна — описка: Ольга — см. Путятина О. Е. Марья Петровна, жена Александра, племянника отца Николая из Березы — 309 Марья (Мария) Петровна, жена сызранского священника Василия, брата отца Николая — 303, 304 Маслов, рязанский помещик — 306 Матвей Иванович, знакомый отца Николая из села Бутрилово — 310 Махов Иван Васильевич (1820–1895) — статский советник; автор очерков по церемониям и обрядам японцев, опубликованных в «Морском сборнике» (18601861) и в газете «Северная пчела» (1861), и книг: «Введение в Японии мер, весов и монет и сравнение их с русскими» (СПб., 1862), «Русская азбука: Русского чиновника подарок японским детям» (Хакодате, 1861); коллекция японских монет, привезенная Маховым с острова Хоккайдо, была приобретена Азиатским музеем — 169, 236

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010