Заозерский Н. Историческое обозрение источников права Православной Церкви. М., 1891. Вып. 1. Он же. О церковной власти. Сергиев Посад, 1894. Заозерский Н. А. , Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской. М., 1902. Зернин А. Об отношении Константинопольского патриарха к русской иерархии. СПб., 1846. Знаменский П. Руководство к русской церковной истории. 5-е изд. Казань, 1888. Иванищев Н. О древних сельских общинах в юго-западной России. Киев, 1863. Иванов П. Описание Государственного архива старых дел. М., 1850. Он же. Опыт исторического исследования о межевании земель в России. М., 1846. Он же. Систематическое обозрение поместных прав и обязанностей. М., 1836. Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. Он же. Опыт русской историографии. Киев, 1891–1892. Т. 1. Кн. 1–2. Ильинский Н., свящ. Синтагма Матфея Властаря . М., 1892. Кавелин К. Сочинения. Ч. 1. Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства от Уложения до Учреждения о губерниях. Взгляд на юридический быт России. М., 1859. Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве, в библиотеке гр. Ф. А. Толстова. М., 1825. Калачов Н. В. Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской Правды. 2-е изд. СПб., 1880. Вып. 1. Он же. О значении Кормчей в системе древнего русского права. М., 1850. Калашников С. Сборник духовных и гражданских законов по делам брачным и о законности рождения. Харьков, 1891. Каллист, иером. Номоканон св. Фотия, патриарха Константинопольского . М., 1899. Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874. Он же. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. М., 1885. Капустин С. Древнее русское поручительство. Юридический сборник Мейера. Казань, 1855. Карамзин Н. М. История государства Российского. 2-е изд. СПб., 1818–1829. Т. 1–12. Кипарисов В. О церковной дисциплине. Сергиев Посад, 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Санкт-Петербург. Домовая церковь Андрея Критского при бумажной фабрике Гознака. Церковь Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Домавая церковь Экспедиции заготовления Государственных бумаг построена в честь чудесного избавления государя Императора Александра III при крушении поезда в Борках 17 октября 1888 года. Церковь строилась с 1891 по 1892 гг. (архитектор Маевский Карл Яковлевич) и была освящена во имя преподобномученика Андрея Критского 18 октября 1892 г. епископом Выборгским Антонием при участии отца Иоанна Кронштадтского. Первым настоятелем церкви стал отец Философ Орнатский. В мае 1923 г. церковь была закрыта и приспособлена под клуб фабрики Гознак. В 1998 г. начался ремонт церкви, который был завершен к осени 2006 г. Храм расположен на третьем этаже дома, внутри он полностью расписан. 13 июня 2007 г. состоялось освящение храма после ремонта. Церковь действовала как приписная к церкви в честь свв. равноапп. Константина и Елены в поселке Ленинское , а после учреждения в 2006 г. Константино-Еленинского женского монастыря стала его подворьем. Информация: Журнал " Вода Живая " 2007 г. Андрея Критского при бумажной фабрике Гознака церковь1892 г. Архитектор К.Я. Маевский Домовая церковь Экспедиции заготовления Государственных бумаг построена в честь чудесного избавления государя Императора Александра III при крушении поезда в Борках 17 октября 1888 года. Фабрика для „делания бумажных денежных знаков " , где печатались также ценные и гербовые бумаги, была построена под руководством А. Бетанкура на левом берегу Фонтанки в 1816-1818 годах. На фабрике в то время работало около четырех тысяч рабочих. У этого, одного из самых богатых казенных предприятий, были свои больница, санаторий, приют-ясли, клуб и театр, техническая школа и дача для малоимущих рабочих. В память о чудесном спасении Императорской семьи, рабочие и служащие фабрики решили на собственные пожертвования построить церковь. Академиком архитектуры К.Я. Маевским был спроектирован храм на третьем этаже административного здания, стоящего вдоль проспекта, увенчав его главкой и звонницей над входом.

http://sobory.ru/article/?object=04135

Павел, архиепископ Тобольский и Сибирский (Морев-Павлов Петр Алексеевич) Родился в 1779 году в Пинежском уезде Архангельской губернии в семье священника. В 1806 году по окончании местной духовной семинарии назначен учителем в ней. В 1807 году пострижен в монашество. С марта 1807 года – игумен Корельской Николаевской обители Архангельской епархии. С 1809 года – префект духовных училищ. С 5 июня 1810 года – архимандрит Архангельского, в честь Архангела Михаила, монастыря. 14 октября 1817 года назначен архимандритом Сийского Антониева монастыря. С 1818 года – ректор духовной семинарии. 5 апреля 1820 года назначен архимандритом Крестного на острове Кие монастыря. С мая 1821 года – архимандрит Ростовского Борисоглебского монастыря. 27 мая 1823 года хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Вятского и Слободского. 19 марта 1827 года переведен епископом Могилевским и Витебским. 7 августа 1831 года возведен в сан архиепископа Тобольского и Сибирского. Скончался 18 декабря 1831 года. Труды: Речь, говоренная Его Императорскому Величеству Александру Павловичу в Вятке 8 октября 1824 года//Вестник Европы. – СПб., 1824. – Ч. 138, 21. – С. 63. Литература: Никитников Г. А. Иерархия Вятской епархии. – Вятка, 1863. – С. 86. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 319, 343, 495, 801, 819, 824, 826. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1405, 1415. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 244. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 244. Архангельские губернские ведомости. – 1850, 40. Могилёвские губернские ведомости. – 1846, 50. Странник. – 1869. – Кн. 7. – С. 5–9. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 54, 55, 56. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 1182. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 593; т. 2. – С. 1582, 2168. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 70. Софронов В. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Анна, игумения Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), епископ Выборгский (1887–1892), архиепископ Финляндский и Выборгский (1892–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898–1912) Антоний (Георгадзе Алексей Лукич; 1866–1918), епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ; уклонился в обновленчество Анфимова Мария Федоровна Аполлония, игумения Арефьев Василий Яковлевич Аристов Алексий Петрович (1853–1931), протоиерей Аркадий (Федоров Григорий Федорович; 1785–1870), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский в 1851–1869 б, Аркадьев Илия Евгеньевич, диакон Арсений (Епифанов Юрий Александрович, род. 1955), архиепископ Арсений, св. (Мацеевич Александр Иванович ; 1697–1772), митрополит-исповедник Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Волоколамский (1899–1903), Псковский и Порховский (1903–1910; с 1907 – архиепископ), архиепископ Новгородский и Старорусский (1910–1933, с 1917 – митрополит), с 1933 – митрополит Ташкентский Арсения, игумения Арсеньев Юлий Константинович (1818–1873), Олонецкий губернатор в 1862–1870 Арсеньева Мария Константиновна – см.: Евфросиния, игумения. Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870 – расстрелян 1937), архиепископ Афанасия, игумения Б Бадаев Пантелеймон Трифонович Баданин Борис Васильевич (1900–1982) Баданин Василий Николаевич (1868–1942) Баданин Николай Васильевич (1895–1965) Баданина (урожд. Казанская) Анна Павловна – сестра св. митрополита Вениамина Баданина Ольга Васильевна (1897–1942) Бакаев Иван Петрович (1887– расстрелян 1936) Батухин Иван Федорович Бежаницкий Николай Стефанович (1859 – расстрелян 1919), протоиерей-священномученик Беликов Димитрий Никанорович (1852 – около 1932; в монашестве с 1920 – Димитрий) – протоиерей, впоследствии архиепископ Белков Евгений Христофорович (1882–1930), священник; уклонился в обновленчество Белков Христофор Александрович (1852–1930), протоиерей Белоусов Виталий Беляев Александр Николаевич (1866–1928), протоиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вахитовский район. Церковь Воскресения Христова при Епархиальном управлении. Церковь Павла Исповедника при Казанском духовном училище Церковь. Действует.   Престолы: Павла Исповедника Год постройки:Между 1875 и 1892. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Миславского, д. 15. Координаты: 55.797917, 49.112794 Проезд:По улице Карла Маркса от площади Свободы в сторону Кремля. За 250 метров до Кремля церковь будет справа, в первом дворе вдоль по улице Карла Маркса после перекреска с улицей Миславского. Ближайшая остановка общественного транспорта - " КАИ " (автобусы 22, 28, 52, 89). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Открытое в 1818 училище сначала размещалось в здании духовной семинарии (ныне Кремлевская, 4). В 1831 епархия приобрела для училища усадьбу жены статского советника Екатерины Петровны Геркен (ныне Маркса, 9), и с 1832-33 учебного года училище находилось здесь. Первоначально это были два двухэтажных кирпичных здания. В 1842, после огромного пожара в Казани, в здания, занимаемые духовным училищем, переехала из своих сгоревших корпусов Казанская духовная семинария. В 1868 духовная семинария вернулась в свои восстановленные помещения на Воскресенской (Кремлевская), а духовное училище в 1870 вновь разместилось в бывшем доме Геркен. В 1875 здание было расширено по проекту архитектора П.И. Романова, частично на средства епархии, но в основном, на пожертвования купца Павла Васильевича Щетинкина. Он же оборудовал в новой пристройке церковь, освященную во имя Антония и Феодосия Угодников Печерских. Новой перестройке здание училища подверглось в 1892, проект составил архитектор М.Д. Михайлов, он же наблюдал за работами, которые проводил подрядчик З.Е.Комлев. На этот раз для церкви был выстроен специальный объем, и сейчас определяемый, если зайти во двор со стороны ул. Миславского. И на этот раз основные средства выделил П.В. Щетинкин. В его честь новая церковь была освящена во имя Павла Исповедника. В 1904 по проекту Ф.Н.Малиновского был построен еще один корпус (отдельно стоящий на ул. Маркса, 9). В результате всех этих работ здание приобрело сложную форму с отделкой разных стилей - раннего классицизма, эклектики, национального романтизма. Старейшая часть та, которая фасадом выходит на ул. Миславского. Построена еще в 70-е гг. 18 в., вероятно, по проекту В.И. Кафтырева.

http://sobory.ru/article/?object=21157

5.892 (о переводе в Пермь и об архимандритстве), 1837 г. 9.725 (о Пермской службе); б) по Синодальной канцелярии 1831 г. 821 (об архимандритстве), 1833 г. 913 (о благодарности и о второклассном настоятельстве по представлению Аркадия). Литература – следущая: М. О. Вержболович , История Минской Духовной Семинарии, вып. II (1817–1840 г.), Минск 1890. стр. 74. 108–109. 203. 215 и в «Минских Епархиальных Ведомостых» 1896 г. 2, стр. 55–56 и ср. 1895 г. 3–4. стр. 92; 1894 г. 21. стр. 571 (ср. у † Д. С. Родосского, Биографический словарь студентов первых XXVIII-мu курсов С.-Петербургской Духовной Академии: 1814–1869 гг., Спб. 1907,. стр. 402). Письма Ивана Алексеевича (а после Иннокентия) Борисова к А. И. Белюгову в издании Л. (Ст.) М(ацеевича) в «Киевской Старине» 1882 г., кн. III март, стр. 508, 510. † В.И. Аскоченский, История Киевской Духовной Академии, по преобразовании её, в 1819 году (Спб. 1863), стр. 114. † Проф. А.И. Чистович, История С.-Петербургской Духовной Академии (Спб. 1857), стр. 342. † Архим. Иероним (прот И.И. Лаговский), История Пермской Семинарии после преобразования её, бывшего в 1818 году (И), Пермь 1873, стр. (63–64.) 66. (80–86.) 91–93. (161–163.) 164. 167 (– 168. 179–180. 191–195. 241–) 249–250 (–256). Иеромонах Геронтий, Историко-статистическое описание Задонского Богородицкого монастыря, изд. 3-е, Спб. 1893 стр. 45–46 и 121. Протоиерей Д.П. Яблоков, Город Свияжск Казанской губернии и его святыни; историко-археологический очерк, Казань 1907, стр. 209. † П.М. Строев, Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви (Спб. 1877), стр. 874. 293. Проф. П.В. Знаменский, История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842–1870 годы) I (Казань 1891), стр. 276; II (ibid. 1892), стр. 512; III (ibid. 1892), стр. 14, 196, 316. «Православный Собеседник» 1874 г., ч. I, стр. 117–123 (некролог с биографическим очерком и характеристикой, об отпевании и надгробное слово о. В. Вишневского). Н. Глубоковски 1 В метрике за 1791 г. но селу Красному записан в числе родившихся под 9-м января «у диакона Иоанна Семенова сын Петр. Крещен 19 числа. Восприемники: прапорщик Александр Данилов, Марфа Семенова». Не по болезненности ли младенца долго откладывалось его крещение?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

б. С 1956 благочинный Угличского округа. С 1961 – настоятель Димитриевской Угличской церкви, архимандрит. С 26 марта 1961 епископ Угличского, викарий Ярославской епархии. С 14 мая 1963 архиепископ Новосибирский и Барнаульский. 23 августа 1963 награжден правом ношения креста на клобуке. С 20 мая 1964 – архиепископ Костромской и Галичский, с 30 ноября 1988 – на покое. 176 Касторский Александр Петрович. Окончил Казанскую ДА (1910), оставлен при академии профессорским стипендиатом, с 1912 и. д. доцента. 179, 180 Катанов Николай Феодорович; (6 мая 1862 – 10 марта 1922). Окончил гимназию в Красноярске (1884, золотая медаль) и Восточный факультет С.-Петербургского университета (1888), 1888–1893 г. – профессорский стипендиат. С 1893 – экстраординарный профессор по кафедре турецко-татарских наречий Казанского университета. 7 декабря 1903 – доктор турецко-татарской словесности «Опыт исследования урянхайского языка», 15 декабря 1907 – доктор сравнительного языкознания, с 30 декабря 1911 – преподаватель Казанской ДА, с 1912 – доцент, с 1915 – ординарный профессор кафедры татарского языка и миссионерских предметов. См.: Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. 2-е изд. М. 1989. С. 119–121. 179 Катков Михаил Никифорович; (1 ноября 1818 – 20 июля 1887) – публицист. 61 Каценеленбоген Давид-Тувия Герцелевич – раввин в Петрограде. 156 Кедринский Павел Антонович; (1863 – ?). Родился в погосте Пусторадицы Пусторадицкой вол. Череповецкого у. и губ. в семье священника. Окончил Новгородскую ДС (1887) и С.-Петербургскую ДА (1892), к. б. С 1892 – псаломщик, с 1894 – диакон, с 1894 – священник, с 6 мая 1909 – протоиерей, с 1917 – настоятель Владимирской церкви на Владимирской пл. в С.-Петербурге. Подвергался аресту 29 апреля 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Осужден на 3 года лишения свободы «с применением строгой изоляции», но освобожден 14 декабря 1923 и вновь служил настоятелем Владимирской церкви (закрыта в июне 1932). С июня 1932 по апрель 1935 – настоятель церкви свв. прав. Симеона и Анны. Выслан из Ленинграда в Поволжье в апреле 1935. См.: Чуков Н, прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публикация В. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 15. М.-СПб. 1994 (ук. имен); Чельцов М. П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920–1930 гг. Публикация В. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 17. М.-СПб. 1994 (ук. имен).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

с 30.08.1814 – Мцхетская, Тифлисская и Карталинская, Грузинский Экзархат; с 28.12.1818 – Карталинская и Кахетинская, Грузинский Экзархат; с 13.08.1917 – Тифлисская и Бакинская, Кавказский Экзархат. Викарные кафедры: Горийская, Владикавказская, Алавердская, Эриванская, Кахетинская, Елизаветпольская, Сухумская. 08.07.1811 14.05.1817 14.05.1817 19.07.1821 01.10.1821 05.03.1832 12.03.1832 13.07.1834 01.09.1834 12.11.1844 12.11.1844 01.03.1858 Исидор Никольский 01.03.1858 08.12.1877 Евсевий Ильинский 08.12.1877 27.06.1882 Иоанникий Руднев 06.07.1882 29.09.1887 Павел Лебедев 29.09.1887 18.10.1892 Палладий Раев-Писарев 18.10.1892 21.02.1898 21.02.1898 10.11.1901 Флавиан Городецкий 10.11.1901 01.07.1905 01.07.1905 09.06.1906 Николай Налимов 09.06.1906 28.05.1908 07.12.1909 09.09.1913 в/у Пимен Пегов 09.09.1913 04.10.1913 04.10.1913 20.05.1914 20.05.1914 26.06.1914 26.06.1914 23.11.1915 Питирим Окнов 05.12.1915 09(22)02.1918 19.03(01.04)1918 04.1920 Гудаутская, обн. Основана в 1925 г. Именование -по г. Гудаута (Абхазская АССР). Сухумское (Абхазское) викариатство. Упразднена в 1926 г. 1925 Нил Ушаков 1257 Последний католикос – Антоний I (царевич Мцхетский и всея Грузии). «...Положение его среди русских иерархов по договору России с Грузией было невысоко: он «состоял местом в числе российских архиереев в 8-й степени, именно после Тобольского, хотя получил навсегда звание члена Святейшего Синода (8 артикул договора, заключенного между Россией и Грузией в г. Георгиевске, 24 июня 1783 года)...» (ЦВ. 1901. 2). 1258 Бывший архиепископ Ахтальский. В 1801–1808 гг. – член Святейшего Синода, с 08.07.1811 – митрополит Мцхетский. Вторая дата – определение на покой. 14.05.1817–09.02.1825 – присутствующий в Святейшем Синоде, затем – управляющий Московским Даниловским монастырем, где и скончался 18.12.1830. 1260 Митрополит с 22.08.1828. Вторая дата – увольнение с введением в Св. Синод. Скончался 22.06.1849. 1271 С титулом: Тифлисский и Бакинский; местопребывание – в г. Баку (см. Приложение 6. С. 867). Экзарх Кавказский. Сохранился документ, отразивший сложное положение в Экзархате, нуждавшегося в мудром и энергичном иерархе, каковым был митрополит Кирилл. Это телеграмма от 14(27)06.1918, адресованная сщмч. архиепископу Митрофану (Краснопольскому) в Астрахань: «Сообщите митрополиту Кириллу, что он избран на Нижегородскую кафедру, но благо Церкви требует ныне его пребывания на Кавказе. Ожидаю его ответа. Патриарх Тихон» (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 46, л. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кафедра находилась в Самборском Спасском монастыре Перемышльской епархии, в XVII в. отпавшем в унию (упоминается в 1239, 1254, 1422 гг.). Перемышльское викариатство. Возможно, временами упразднялась, сливалась с Перемышльской епархией, затем возобновлялась. Упразднена в I пол. XVI в. (соединена с Перемышльской епархией). В 1946 г, в связи с воссоединением западно-украинских униатов, учреждена новая Самборо-Дрогобычская кафедра. ( Авраамий(1271)) Антоний(1295)) Илия(1522) 12(25)02.1946 26.09(09.10)1955 06(19)10.1955 21.01(03.02)1957 14(27)09.1956 08(21)05.1959 Григорий Закаляк Санкт-Петербургская Основана 01.09.1742. Архиепископия с 10.03.1745. Митрополия – с 22.09.1 783. До 1742 г. разные части территории епархии состояли в ведении Новгородских и Псковских архиереев. Небольшая часть приходов Ингерманландии управлялась через Тиунскую избу. С учреждением Санкт-Петербургской Синодальной области в 1721 г. в нее вошли некоторые части Новгородской и Корельской епархий и отвоеванная у шведов Ингерманландия; ею управлял Святейший Синод через специально назначенных лиц: 1712–01.1721 – в/у Феодосий Яновский, архимандрит Хутынский; 01 .1721–1727 – Игнатий Смола, митрополит Коломенский; 1727–1728 гг. – Питирим, архиепископ Нижегородский; 1728–1729 гг. – Рафаил Заборовский, епископ Псковский. В 1742–1775 гг. архиереи ставились непосредственно для самой епархии. 01.01.1775 состоялось ее соединение с епархией Новгородской. 16.10.1799 Новгородская епархия вновь отделена от С.-Петербургской 3999 , а 19.12.1801, по удалении на покой Новгородского архиерея, столичному архиерею вновь указано было именоваться «и Новгородским». 26.03.1818 происходит второе разделение епархии: митрополит Амвросий Подобедов назначается в Новгород, а не его место – митрополитом С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским назначается архиепископ Михаил Десницкий . Через три месяца, по кончине митрополита Амвросия Подобедова , С.-Петербургскому митрополиту повелено было быть «купно и Новгородским». Третье разделение епархии произошло 04.11.1848, когда в связи с болезнью столичного архиерея, архиепископ Варшавский Никанор Клементьевский назначается митрополитом Новгородским с в/у С.-Петербургской епархией. Разделение длилось 16 дней. По смерти митрополита Антония Рафальского, митрополит Никанор Клементьевский стал управлять и С.-Петербургской епархией. В 1865 г. Эстляндская губерния была передана в церковное управление Рижской епархии. 18.10.1892 происходит четвертое разделение кафедры. (О некоторых подробностях историко-административного и территориального формирования епархии см.: ЦВ. Прибавление. 1892. С. 1527–1529; 1903. 20. С. 751 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Виктора Эммануила I. Автор проекта Фердинандо Бонсиньоре, получивший образование в Риме, определял церковь как доминанту, замыкающую ось Виа-По от Пьяцца-Кастелло. Храм является частью ансамбля Пьяцца-Витторио-Венето (1818, Джузеппе Фицци), окруженной зданиями с колоннадами (Карло Промис). Построенный на возвышении и дополнительно поднятый на цокольный этаж храм представляет собой вариацию на тему Пантеона с декоративными элементами, повторяющими внешний декор гробницы римского консула Квинта Цецилия Метелла в Риме. В посленаполеоновское время активизировалось церковное строительство. Создание комплекса Музеев Ватикана завершилось строительством галереи Браччо-Нуово (1817-1822, Рафаэль Стерн), ставшей одной из наиболее элегантных построек послевоенного неоклассицизма. Правительство папы Льва XII провело реконструкцию базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура после пожара 1823 г. Комиссия отклонила проект Валадье, предлагавший максимально сохранить уцелевшие части базилики, и приняла решение о полной перестройке с сохранением прежних размеров. Автором утвержденного проекта был Паскуале Белли, к-рый руководил 1-м этапом реконструкции (1825-1833); после его смерти работы были продолжены Луиджи Полетти (1833-1869), автором фасада, кампанилы и левой части церкви с портиком; главный портик был построен Вирджинио Веспиньяни (1890-1892) и вскоре изменен Гульельмо Кальдерини (1892-1928). Хотя трансепт был освящен в 1840 г., а в 1854 г.- все здание, работы продолжались в целом более 100 лет: в реконструированной базилике соединились формы неоклассицизма, эклектики и неоклассицизма ХХ в. В целом только после 1815 г. неоклассицизм стал господствовать в области храмового строительства. Европейский неоклассицизм не разработал принципиально новой пространственной концепции храма, используя уже существующие базиликальный и центрический типы. Особое внимание было уделено приближению внешнего облика храма к античным прототипам - периптеру или ротонде. В И. периптер практически не использовался, в отличие, напр., от Франции, где он был моделью для крупнейшего храма Ла-Мадлен в Париже (1807-1845, Пьер Александр Виньон).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010