Сам Муравьев, уже проживая за границей и слыша о себе злобную клевету, писал: «Бог не дал мне заслужить внимание моих современников; не рассчитываю я на внимание и потомства, но тем ни менее жизнь моя проведена и сокращена на службе Отечеству, и, слава Богу, еще что не называют меня изменником. А Бог знает, может быть, где и называют». Не забудем, что Муравьев-Амурский сделал богоугодное дело, его руками Господь Бог помог России сохранить и благоустроить этот край на благо Отечества, для просвещения светом Христовым сидящих во тьме, а такие дела всегда сопровождаются и злым глаголом, и ложью. «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради» (Мф. 5: 11). Муравьев Николай Назарьевич (1775–1845) – государственный деятель, археолог, писатель. Закончил Горный корпус, с 1788 г. – во флотской службе, с 1806 г. – на статской. В 1812–1818 гг. – вице-губернатор, а затем и губернатор Новгорода. Завалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) – мемуарист, публицист, этнограф, автор антиправительственных стихотворений. Сын писателя Завалишина Иринарха Ивановича. По окончании Морского кадетского корпуса оставлен в нем преподавателем. Совершил кругосветное путешествие с М.П. Лазаревым. По убеждениям был республиканец, учредил «Орден восстановления» масонского толка. Позже примкнул к декабристам, за что был приговорен к каторжным работам (навечно, позже срок сокращен до 15 лет). По окончании срока каторги остался в Сибири. Критиковал местную власть и генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского, печатал статьи в «Морском сборнике» и «Вестнике промышленности», затем печатание статей было запрещено. Позже жил в Москве, где и умер, похоронен в Даниловом монастыре. Петрашевский Михаил Васильевич (Буташевич-Петрашевский; 1821–1866) – известный революционер, руководивший кружком так называемых петрашевцев. В 1849 г. приговорен к смертной казни, замененной вечной каторгой. После амнистии 1856 г. проживал в Иркутске. Исторгнутый из столичной среды, он свою потребность к конфронтации с властью перебросил на местную администрацию и вместе с Д.И. Завалишиным развернул кампанию по компрометации генерал-губернатора Муравьева и его деятельности. Призывал людей освободиться от одурения «религиозным благоговением ко всякой власти». Бунтарь по духу, втягивавший неустойчивых людей в свой нехристианский образ мыслей, прикрывающийся мнимой заботой о благе людей, а в действительности приобщавший их к сопротивлению властям и, как последствие, к каторгам, ссылкам, нравственным падениям. К числу лиц, пострадавших от его дурного влияния, относится Ф.М. Достоевский, а также М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Плещеев и другие, впоследствии по милости Божией осознавшие глубину своих заблуждений.

http://pravoslavie.ru/1399.html

Однако до середины XIX в. христианизация осуществлялась в основном полицейскими мерами. Язычники подвергались репрессиям, уничтожались священные рощи, молельни, языческие кладбища. Христианизация шла медленно и поверхностно. В 1818 г. в Вятке открылся библейский комитет, к работе которого в качестве переводчиков были привлечены священники-удмурты. В 1819–1823 гг. на удмуртский язык были переведены все четыре Евангелия. Особенно активизировалась издательско-просветительская деятельность с организацией в 1867 г. в Казани «Братства Св. Гурия». Среди удмуртов не зафиксировано ярких примеров сопротивления христианизации, подобных движению «мордовского бога Кузьки» у эрзян. В основном их сопротивление было пассивным, поддерживавшимся замкнутостью удмуртской сельской общины. Историки упоминают о существовании в XIX в. двух антихристианских религиозных движений, сведения о которых очень скудны. Основателями и вождями секты «вылепырисей» были жрецы и волхвы. Вылепыриси пугали всех, отказывавшихся к ним присоединиться, жестоким наказанием и угрозами, что жизнь их будет переполнена бедствиями. Вылепыриси требовали не носить одежды красного цвета и вообще русского платья и не иметь никаких отношений с русскими. В 1849 г. возникла секта «липопоклонников», выступавшая как против христианства и ислама, так и против старой удмуртской веры с ее обременительными жертвоприношениями. «Липопоклонники» ограничивались возлияниями кумышкой (удмуртской водкой) и пивом перед священной липой. Важнейшим требованием секты было запрещение всяких отношений с иноверцами (т. е. русскими и татарами), избегать которые нужно было, чтобы не оскверниться. Наиболее известное историческое событие, связанное с удмуртским язычеством, — так называемое «Мултанское дело» (1892–1896). Группе язычников удмуртов тогда было предъявлено обвинение в человеческих жертвоприношениях. Либерально-демократическая критика с самого начала считала эти обвинения провокацией со стороны правительственной бюрократии. Но даже если «Мултанское дело» действительно явилось результатом злонамеренной провокации, эти обвинения могли быть выдвинуты только в условиях закрытости, изолированности, таинственности для окружающего русского населения религиозной жизни удмуртов.

http://religare.ru/2_7169.html

655 Штаммлер (Stammler) Рудольф (1856–1938) – немецкий теоретик права, сторонник марбургской школы неокантианства, был близок к катедер-социализму. Утверждал первичность права по отношению к экономике и государству. 656 Уорд Лестер Франк (1841–1913) – американский социолог, «отец социологии» в США. Главной движущей силой исторического развития считал интеллект; касты, классы, государство и право возникают из борьбы рас. Выступал защитником равенства рас, классов и полов, резко критиковал религию; в то же время противник марксизма. Выдвинул идею «социократии», научного контроля социальных сил, преобразующей капитализм в «общество всеобщего благоденствия». 657 Фулье (Фуйе; Fouillee) Альфред (1838–1912) – французский философ, объединявший идеи волюнтаризма с принципами позитивизма; сторонник органической школы в социологии; работы по психологии народов. 658 Иеринг (Ihering) Рудольф фон (1818–1892) – немецкий юрист. Трактовал право как юридически защищенный практический интерес. Учение Иеринга оказало влияние на формирование ряда правовых доктрин ХХ в. – юриспруденция интересов в Германии, юридический прагматизм в США и т. д. 659 Спенсер (Spencer) Герберт (1820–1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике – сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение – «Система синтетической философии»(1862–1896). 660 Главы I–IV впервые: Заря. 1901. Целиком книга позжеˆнеоднократно переиздавалась; печатается по изданию: Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 5. С. 99–124. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) – российский полиический деятель, теоретик марксизма. В 1895 г. Ленин участвовал в создании Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», затем арестован. В 1897 г. выслан на 3 года в с. Шушенское Енисейской губернии. В 1900 г. выехал за границу; вместе с Г. В. Плехановым и др. начал издание газеты «Искра». На 2-м съезде РСДРП (1903) Ленин возглавил партию большевиков. В апреле 1917 г., приехав в Петроград, Ленин выдвинул курс на победу социалистической революции. После Июльского кризиса 1917 г. на нелегальном положении. Возглавил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. На 2-м Всероссийском съезде Советов избран Председателем Совета народных комиссаров (СНК), Совета рабочей и крестьянской обороны (с 1919 г. – СТО); член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В характере преосвященного Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность. Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нем сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем неумолимом. Однако оно (духовенство) не питало к преосвященному Августину какой-либо неприязни. Наоборот, видя в нем человека необыкновенной жизни – в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, – духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением. По природе преосвященный Августин был мистик. Он неоднократно имел разного рода видения и сновидения, которым придавал большое значение в смысле предчувствия и предуказаний. В память таких видений преосвященный Августин заказывал делать небольшие иконы и панагии, которых осталось после него более двенадцати. Он обладал и даром прозорливости и предсказания будущего. Так, он предрек открытие самостоятельной епископской кафедры в г. Оренбурге. В 1812 году 12 октября, в тот самый день, когда армия Наполеона с позором оставляла Москву, преосвященный Августин явился в кафедральный собор и отслужил торжественный благодарственный молебен по поводу избавления отечества от неприятеля. Все сочли поступок преосвященного, по меньшей мере, странным, а некоторые подумали, что он впал в ненормальное состояние, но дальнейшие события подтвердили его правоту. Не чужд был преосвященный Августин честолюбия, гордости и высокомерия, что служило поводом к ссорам с гражданскими властями. Чувство гордости заставляло его вести себя так, чтобы никому не одолжаться. Преобладающей склонностью у преосвященного Августина была любовь к науке. По приезде в Оренбург он занимался составлением «Хрестоматии из латинских языков». Начиная с 1818 года, по предложению Святейшего Синода, преосвященный Августин начал работать над составлением «Систематического сборника русских церковных законов и постановлений». Для выполнения этого колоссального труда он ушел на покой со скудной пенсией. Сборник этот был рассмотрен и одобрен в Синоде Московским преосвященным Филаретом, который признал его весьма значительным и достойным уважения по стремлению его к общей пользе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Именной указатель Идентификация и аннотирование, встречающихся в указателе имен, произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных 224 , справочников 225 по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний, как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда информация о том или ином человеке ограничена данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, встречающиеся в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А Абакумов С. А., сотрудник Архангельской губернской ЧК, первый соловецкий комендант, с мая 1921 г. комендант концлагеря в Холмогорах Абисов Андрей Константинович (1907 – 6 марта 1988), социал-демократ Абрамович, поляк, расстрелян на материке Абрамовский, помощник прокурора Архангельскаго ГПУ Абуладзе Тенгиз Евгеньевич (1924 – 6 марта 1994), кинорежиссер Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Авдотья Семеновна, наркоторговка Авенариус Рихард (1843 – 1896), швейцарский философ Аврончик, заключенный уголовник Агапов, возможно, имеется в виду социалист-революционер Владимир Владимирович Агапов (1890–14 октября 1937). Расстрелян Адамович, поляк, расстрелян на материке Адельский, лагерный фельдшер Акарский Сергей Леонтьевич (1892–?), белогвардеец, поэт. Арестован в марте 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра и изданий Аксаковы, семья славянофилов Аксельрод Павел Борисович (наст. имя – Пинхус Борухович) (1850 – 16 апреля 1928), идеолог меньшевизма, редактор газеты «Искра», один из лидеров II Интернационала Александр II Николаевич (1818–1881), российский император с 1855 г. Александр III Александрович (1845–1894), российский император с 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(О нем см. также в «Печерских антиках» — наст. изд., т. 7.) 211 Непир, Чарльз (1786–1860) — английский адмирал, принимал участие в 1853–1856 годах в Крымской войне; в 1854 году командовал английским флотом в Балтийском море. 212 …бахвальства сменились картинами «Изнанки Крымской войны»…— см. наст. изд., т. VI, стр. 636. 213 Палимпсестов, И. У. (1818–1902) — писатель, агроном, автор многих статей по сельскому хозяйству. 214 Пирогов, Н. И. (1810–1881) — выдающийся русский хирург и анатом, основоположник военно-полевой хирургии; в 1856 году в «Морском сборнике» напечатал статью «Вопросы жизни», в которой критиковал существовавшую систему воспитания; будучи попечителем Одесского, затем Киевского учебных округов, пытался реформировать постановку обучения в школах, в связи с чем в 1861 году был уволен с поста попечителя. 215 Константин Николаевич (1827–1892) — великий князь; с 1855 года управлял флотом и морским ведомством. 216 Георгиевский, А. И. — один из деятелей по введению среднего образования в России; «Новороссийский литературный сборник» имеет следующее название: «Новороссийский литературный сборник. Издание А. Богдановского и А. Георгиевского. Одесса. Ценз. разр. 17 февр. 1859. Посвящается его превосходительству господину попечителю Киевского учебного округа, тайному советнику и кавалеру Николаю Ивановичу Пирогову». 217 …Пирогов подпал осмеянию в передовом из тогдашних журналов…— Имеются в виду статьи Н. А. Добролюбова «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами». — «Современник», 1860, кн. 1; «От дождя да в воду». — «Современник», 1881, кн. VIII. 218 …г. Катков отыскал и проявил в свет воителя Ашинова…— И. И. Ашинов — политический авантюрист, в конце 1880-х годов был известен как один из активных проводников захватнической политики русского самодержавия. В 1883 и 1886 годах Ашинов совершил путешествие в Абиссинию с целью содействия политическому и религиозному сближению России с Абиссинией. В 1888 году при содействии русских реакционных сил организовал военно-религиозную экспедицию в Абиссинию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Лит.: Bluhme F. Die Ordnung der Fragmente in den Pandectentiteln: Ein Beitrag zur Entstehungsgeschichte der Pandecten//ZfGRW. 1818/1820. Bd. 4. S. 257-472; Savigny F. C. , von. Geschichte des römischen Rechts im Mittelalter. Hdlb., 18342. Bd. 3. S. 422-486, 719-760; Pernice H. Miscellanea zu Rechtsgeschichte und Texteskritik. Prag, 1870; Gradenwitz O. «Per traditionem accipere» in den Pandekten//ZSRG.R. 1885. Bd. 6. S. 56-67; idem. Interpolationen in den Pandekten//Ibid. 1886. Bd. 7. H. 1. S. 45-84; Karlowa O. Römische Rechtsgeschichte. Lpz., 1885. Bd. 1; Муромцев С. A. Рецепция римского права на Западе. М., 1886; Roby Н. J. Introduzione allo studio del Digesto Giustinianeo. Firenze, 1887; Kalb W. Das Juristenlatein: Versuch einer Charakteristik auf Grundlage der Digesten. Nürnberg, 18882; idem. Die Jagd nach Interpolationen in den Digesten. Nürnberg, 1897; Conrat M. Geschichte der Quellen und Literatur des römischen Rechts im frühen Mittelalter. Lpz., 1891. S. 65-77; Patetta F. Sull " introduzione del Digesto a Bologna e sulla divisione bolognese in quattri parti//Rivista italiana scienze giuridiche. 1892. T. 14. P. 63-80; Appleton Ch. -L. Des interpolations dans les Pandectes et des méthodes propres а les découvrir. P., 1895; Hofmann F. Die Compilation der Digesten Justinians: Krit. Stud. W., 1900; Брунс К. , Ленель О. Внешняя история римского права. М., 1904; J ö rs P. Digesta// Pauly, Wissowa. Bd. 5. S. 484-543; Mommsen Th. Gesammelte Schriften. B., 1905. Bd. 2: Juristische Schriften; Кипп Т. История источников римского права. СПб., 1908; Синайский В. И. История источников римского права. Варшава, 1911; Kr ü ger P. Geschichte der Quellen und Literatur des römischen Rechts. Münch., 19122; Peters H. Die oströmischen Digestenkommentare und die Entstehung der Digesten. Lpz., 1913; Schulz F. Einführung in das Studium der Digesten. Tüb., 1916; Покровский И. А. История римского права. Пг., 1918; Ebrard F. Das zeitliche Rangverhältnis der Konstitutionen de confirmatione Digestorum «Tanta» und «Dedoken»//ZSRG.R.

http://pravenc.ru/text/171973.html

Он изобразил его выползающим из темной расселины скалы и испускающим яд из разверзнутой пасти, пламя из глаз и дым из ноздрей, причем настолько необычно, что оно и на самом деле казалось чем-то чудовищным и устрашающим… И вот когда однажды утром сер Пьеро вошел к нему в комнату за щитом и постучался в дверь, Леонардо ее отворил, но попросил его обождать и, вернувшись в комнату, поставил щит на аналой и на свету, но приспособил окно так, чтобы оно давало приглушенное освещение. Сер Пьеро, который об этом и не думал, при первом взгляде от неожиданности содрогнулся, не веря, что это тот самый щит, и тем более что увиденное им изображение – живопись, а когда он попятился, Леонардо, поддержав его, сказал: „Это произведение служит тому, ради чего оно сделано… Таково действие, которое ожидается от произведений искусства“» (Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. III. М., 1970. С. 19–20). …читает Боборыкина, роман «Василий Теркин».  – Петр Дмитриевич Боборыкин (1836–1921) – прозаик, драматург, литературовед. «Василий Теркин» (1892) – один из первых русских романов, посвященных предпринимательству. Тишина Главы «Тишины» в 1938–1940 гг. печатались в парижской газете «Возрождение», журнале «Современные записки» и в рижской газете «Сегодня». Первое (и единственное) книжное издание – Париж. Возрождение, 1948. Печ. по этому изд. В России роман впервые издан в кн.: Зайцев Б. К. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М.: Художественная литература; Терра, 1993. …тургеневский «Фауст»…  – Повесть Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883) «Фауст. Рассказ в письмах» (1856) посвящена теме трагизма любви и крушения индивидуализма. В ней нашли отражение принципиальные расхождения Тургенева со взглядами Гете и его «Фаустом», впервые высказанные в статье о русском переводе шедевра немецкого классика (см.: Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Сочинения. Т. 1. М.: Наука, 1978. С. 197–235). А «Обрыв» явно за частоколом…  – Имеется в виду роман Ивана Александровича Гончарова (1812–1891) «Обрыв».

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Туземцам острова Борнео светляки на острых спицах служат свечками — судьба писателей. Из надгробного слова: «Он сам не горел, но зажигал фонари на темных улицах». В наше время, а может быть, и всегда, частные письма живее книг. Книги — сухой хлеб, а письма — живые зерна, которые мы едим, растирая колосья руками. Много читающих — мало читателей. Чтобы прочесть книгу как следует, надо написать ее снова вместе с автором. Печатать хуже, чем писать; писать хуже, чем говорить; говорить хуже, чем молчать. Примечания Шопенгауэр Артур (1788–1860) — немецкий философ-идеалист. 2 Мечников Илья Ильич (1845–1916) — ученый-биолог, последователь учения Дарвина. 3 Кали — персонаж мифологии индусов; представляет разрушительное и злое начало. Поклонники богини совершали культовые убийства и самоубийства. 4 Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 — после 220) — один из отцов церкви; ожидал скорого конца света и второго пришествия, призывал соблюдать принципы аскетизма, мученичества во имя веры. 5 Толстой Федор Иванович (1782–1846) — гвардейский офицер в отставке; авантюрист и игрок. 6 Бергсон Анри Луи (1859–1941) — французский философ 7 Катков Михаил Никифорович (1818–1887) — публицист, реакционер; основатель журнала «Русский вестник» 8 Сютаев Василий Кириллович (1819–1892) — крестьянин; основал секту евангелистов. 9 Люцифер — название утренней звезды; в трудах отцов церкви означает дьявола. 10 Теккерей Уильям Мейкпис (1811–1863) — английский писатель. 11 Фауст — центральный персонаж одноименной трагедии И. В. Гёте. 12 Гумбольдт Вильгельм фон (1767–1835) — немецкий философ, филолог, государственный деятель. 13 Талейран (Талейран-Перигор) Шарль Морис (1754–1838) — французский государственный деятель; мастер дипломатической интриги 14 Дарю Пьер Антуан Брюно (1767–1829) — французский военачальник, историк; участвовал в войне 1812 г. 15 Кювье Жорж (1769–1832) — французский ученый-зоолог и палеонтолог 16 Жоффруа Сент-Илер Этьен (1772–1844) — французский ученый-естественник 17 Ньютон Исаак (1643–1727) — английский ученый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Лит.: Полное собрание ученых путешествий по России. СПб., 1818-1825. 2 т.; Веселовский К. С. Историческое обозрение трудов Академии наук на пользу России в прошлом и текущем столетиях. СПб., 1865; Куник А. А. Сборник материалов для истории императорской Академии наук в XVIII в. СПб., 1865. 2 ч.; Очерк истории музеев императорской Академии наук. СПб., 1865; Пекарский П. П. История императорской Академии наук в Петербурге. СПб., 1870-1873. 2 т.; Шемиот В. П. Систематический и алфавитный указатель статей, помещенных в периодических изданиях и сборниках императорской Академии наук, а также сочинений, изданных отдельно. СПб., 1872-1885. 3 т.; Сухомлинов М. И. История Российской Академии наук. СПб., 1874-1888. 8 т.; Материалы для истории императорской Академии наук/Под ред. М. И. Сухомлинова. СПб., 1885-1900. 10 т.; Толстой Д. А. Академическая гимназия в XVIII в. СПб., 1885; он же. Академический университет в XVIII в. СПб., 1885; Издания императорской Академии наук, вышедшие в свет в новейшее время. СПб., 1888-1892. 4 т.; Протоколы заседаний Конференции императорской Академии наук с 1725 по 1803 гг. СПб., 1900; Модзалевский Б. Л. Список членов императорской Академии наук, 1725-1907. СПб., 1908; Каталог изданий императорской Академии наук с 1726 по 1912 гг. СПб., 1912. Ч. 1; Пг., 1915. Ч. 2; Материалы для биографического словаря действительных членов императорской Академии наук. Пг., 1915-1917. 2 ч.; Материалы для истории академических учреждений за 1883-1914 гг. Пг., 1917; Научные учреждения Академии наук СССР: Краткий обзор к десятилетию 1917-1927 гг. М.; Л., 1927; Гнучева Ф. В. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX вв. М.; Л., 1940; Материалы для истории Академии наук СССР, 1917-1947. М.; Л., 1950; Князев Г. А., Кольцов А. В. Краткий очерк истории Академии наук СССР. М.; Л., 1957; История Академии наук СССР. М.; Л., 1958. Т. 1; 1964. Т. 2; Радовский М. И. М. В. Ломоносов и Петербургская Академия наук. М.; Л., 1961; Князев Г. А. Краткий очерк истории Академии наук СССР.

http://pravenc.ru/text/63760.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010