Скоробогатово. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1817. Адрес: Россия, Нижегородская область, Ковернинский район, д.Скоробогатово, д. 7 Координаты: 57.018136, 43.796404 Проезд:Нижний Новгород - Городец - с.Сухоноска (в селе свернуть с трассы направо) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Скоробогатово, Троицы Живоначальной церковь Построена в 1817 году на высоком берегу реки Узолы. Закрывалась в 1933 году. Восстановлена в 1989 году. По материалам книги " Родина Хохломы: Очерки истории Ковернинского края " автора В.Б. Аветисяна на основании рукописи волостного писаря М.П. Сперанского До 1917 года в селе Скоробогатове (сейчас –– на территории Ковернинского района Нижегородской области, ранее – Костромская губерния) действовали два приходских храма: Благовещенский и Троицкий. Первый храм – деревянный, шатрового типа, построен в 1782 году, а другой «каменный с таковою же колокольнею» – в 1817 году. Оба храма возводились «тщанием прихожан и посторонних доброхотных благотворителей». К 1901 году вокруг церквей была построена полукаменная ограда. Вне ограды для охраны храмов была построена деревянная сторожка (к 1917 году крытая тесом). Особо отведенного кладбища у прихода не было, и потому «тела умерших предаются земле при церкви». В храмах было освящено четыре престола. В Благовещенском (деревянном) – один, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В Троицком – три: в настоящем (холодном) – во имя Живоначальной Троицы, в теплой трапезной части (в правом пределе) – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и в левом пределе – во имя великомученика Дмитрия Солунского. Утварью Троицкий храм был снабжен не совсем достаточно, а «именно, подсвечников мало, в теплых пределах одно паникадило; богослужебные книги имеются и хранятся в порядке, но многие из них ветхи». По штату 1855 года приход состоял в III классе, и причта в нем было положено: два священника, дьякон, дьячок и пономарь. На их содержание на 1881 год жалования казенного «получается по классу церкви 366 рублей». Настоятель получал 144 рубля, его помощник 108 рублей, дьякон 54 рубля, дьячок 36 рублей и пономарь 24 рубля в год. Вкладных банковских билетов в пользу причта не было, а поэтому было «содержание священно-церковно-служителей посредственное».

http://sobory.ru/article/?object=12433

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Аристарх Израилев. Фотография. 1892 г. [Налётов] Аристарх Александрович (10.04.1817, с. Петровское Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ.- 9.07.1901, Ярославль), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель. Род. в семье сельского диак. Александра Осиповича Налётова. В 1826 г. И. переехал в Ярославль, где учился в ДУ и жил в помещении под северной папертью ц. прор. Илии. И. был звонарем на колокольне Ильинской ц. Обладая хорошим голосом и прекрасным муз. слухом, он пел в хоре, учился игре на муз. инструментах (фортепиано, гусли). Уже учась в семинарии, И. заинтересовался вопросами муз. акустики. 25 июля 1840 г. закончил Ярославскую ДС. В июле 1841 г. И. венчался с дочерью сельского священника Александрой Спасской и был рукоположен во диакона Петропавловской ц. в г. Петровске Ростовского у. Летом 1841 г. переведен в Богородице-Рождественский жен. мон-рь (г. Ростов), 10 мая 1842 г. рукоположен во иерея, служил в монастыре до 14 янв. 1886 г. (в 1868-1872 был духовнником этой обители). С 1855 г. занимал должность законоучителя ростовских уч-щ (в жен. Мариинской прогимназии и во 2-м приходском уч-ще; с 1862 - в уездном училище). В 70-80-х гг. в течение 17 лет преподавал пение в Ростовском уездном уч-ще и в Ростовском городском уч-ще. За усердную священническую службу И. получил награды: бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте (1858), набедренник от Ярославского архиеп. Нила (Исаковича) (1859), бархатную фиолетовую скуфью от Святейшего Синода (1863), бархатную фиолетовую камилавку (1867), ордена св. Анны 3-й (1876) и 2-й степени (1880) и орден св. Владимира 4-й степени (1892). В 1869 г., после 28 лет супружества, И. овдовел, оставшись с 4 малолетними детьми (всего у супругов было 8 детей). В Ростове И. продолжил изучение музыкальной акустики. В 1870 г. он выписал из С.-Петербурга эталонный камертон (принят в России в 1862, спустя 4 года после утверждения Парижской национальной академией).

http://pravenc.ru/text/293906.html

Русская Православная Церковь ХХ век 10 июня Мцхета. Собор Светицховели 1908 год – Убит митрополит Карталинскийи Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский). Архиепископ Никон (в миру Николай Андреевич Софийский) родился 14 мая 1861 г . в семье священника. Окончив Костромскую духовную семинарию, священствовал; в 1887 г . после смерти жены принял постриг. 8 марта 1898 г . состоялась его хиротония во епископа с назначением в Вольск, викарием Саратовской епархии. 6 февраля 1899 г . он был назначен епископом Нарвским, викарием столичной, Санкт-Петербургской епархии. Следующим местом его служения стала Вятка: с 10 ноября 1901 г . в течение трех лет владыка занимал Вятскую и Слободскую кафедру. 27 ноября 1904 г . он стал епископом Владимирским и Суздальским (с 6 мая 1906 г . – в сане архиепископа). Новое, и последнее, назначение – архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии – стало для владыки Никона воистину крестным. Историк Русской Церкви И. К. Смолич так оценивал ситуацию, сложившуюся в Грузинской Церкви: «В 1783 г . в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г ., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1914 г . Экзарх получил титул экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского: появились три грузинские епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско-Имеретинской синодальной конторы, секретарь которой был подчинен оберпрокурору Святейшего Синода. Епископы Экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой Экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте (Русанове) (1817—1821) началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения». Архиепископ Павел (Лебедев), находившийся на Грузинской кафедре в 1882—1887 гг., вынужден был, после совершения на него покушения, вернуться в Россию. В 1905— 1907 гг., в период Первой русской революции, волнения захлестнули и Грузию. Ушедшего на покой архиепископа Николая (Налимова) сменил владыка Никон (Софийский). За время своего пребывания в Грузии архиепископ Никон многое сделал для укрепления Грузинской Церкви. По его инициативе велась реставрация Мцхеты и других памятников храмового зодчества, были начаты пересмотр, исправление и выпуск богослужебных книг на грузинском языке. Но противостояние автокефалистов не утихало ни на день. 28 марта 1908 г . владыка был убит.

http://pravoslavie.ru/5478.html

Пачи. Церковь Всех Святых. Всесвятская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Всех Святых , Казанской иконы Божией Матери , Модеста, архиепископа Иерусалимского Год постройки:Между 1807 и 1853. 1807 - 1813 гг. - строительство теплого храма, 1817 г. - окончание холодного.. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, Тужинский район, с. Пачи Координаты: 57.569809, 48.163497 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Всесвятская церковь, каменная, построена в 1817 г.; расстоянием от г. Вятки в 168 в., от уездного города в 35 в., от благоч. в 15 вер.; часовни: деревянные, при селениях Педуновском, постр. в 1889 г., Вынуре, постр. в 1901 г.; причта по штату положено: 3 ев., 1 д., 3 пс.; дома у членов причта собственные, кроме псал. Муратовского, который живет в казенной квартире; земли: усад. 8 д. 1848 с., пах. 121 д. 1590 с., сен. 27 дес. 720 с., неудоб. 13 д. 53 с.; братский денежный доход: по общей кружке: св. 387 р. 84 к., диак. 258 р. 56 к., псал. 129 р. 28 к., по частной кружке: св. 165 р. 15 к диак. 110 р. 10 к., пс. 55 р. 5 к; руги соб. на весь. причт до 70 п. ржи и 85 п. овса; прихожан: прав. рус. 4148 м. п., 4504 ж. п., крещ. чер. 414 м. п., 430. ж. п.; приход состоит из 40 сел., расст. 1 – 12 в. Село расположено на горе, в безлесной местности, при р. Ярани. В селе смешанная церк.-прих. школа и земское училище; в приходе есть земское училипие в дер. Шелешетевой в 10 в. Прихожане занимаются хлебопашеством и отхожими промыслами в Сибири. Учас. мед. пун. в 15 в., в селе Пижемском; вол. правл. при селе; пар. прист. Сорвижская в 44 вер.; ст. ж. д. в г. Котельниче в 90 в. Село стоит на проселочной дороге. «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. (Вятка, 1912)» . Автор: архивариус Духовной Консистории В. И. Шабалин. По Храмозданной грамоте 169, подписанной Вятским епископом Лаврентием в 1778г., видно, что в селе Пачи уже у этому моменту существовала деревянная Всехсвятская церковь. Выборный от деревни Большие Пачи, крестьянин Стефан Стефанов, сын Шулаев, представил епископу Лаврентию прошение на разрешение строительства новой церкви, взамен обветшавшей. Тем не менее, старая церковь разобрана не была, и к 1807 году в селе одновременно стояли 2 деревянные церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35993

Дубровка. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Усадьба в Дубровке находится в 28 километрах от райцентра. Знаменита она тем, что принадлежала генерал-лейтенанту, герою Отечественной войны 1812 года Н.М. Свечину (1772-1849), чей портрет находится в Военной галерее Зимнего дворца Санкт-Петербурга. По проекту Николая Александровича Львова в усадьбе возведена Спасская церковь (1813 год). Кирпичная, с белокаменными деталями декора, церковь выстроена в стиле классицизма. У её стен - могила Н.М. Свечина.  Село Дубровка, от Твери 93 версты, от Торжка 30 верст. Церковь Спасская, построена в 1813 году, каменная, престол один Спаса Нерукотворного Образа. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1817 года, исповедные с 1829 года. В 1901 году служили: Священник Феодор Иоаннович Медников, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1876 года, состоит членом благочинного совета, награжден в 1896 году скуфьей. Псаломщик Симеон Федорович Русин 65-ти лет, в должности с 1851 года. Прихожан в селе Дубровке, в деревнях: Новой Дубровке, Горках, Застенье, Пне - 109 дворов (481 мужчина, 497 женщин). В 1914 году служили: Священник Павел Воинов 24-х лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Псаломщик Иван Веригин 31-го года, на службе 12 лет. Прихожан в деревнях: Новой Дубровке, Горке, Застенье, Пень - 489 мужчин и 513 женщин. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. Неотъемлемой частью усадебного комплекса Дубровка является Спасская церковь, построенная в 1813 году. До ее постройки в селе существовала деревянная церковь во имя Нерукотворного Образа, построенная в 1704 году. В этой церкви, согласно прошению статского советника Петра Егоровича Свечина, был погребен 20 октября 1804 года умерший в Петербурге Егор Дмитриевич Свечин. В 1809 году Петр Егорович Свечин подал прошение о разрешении построить на свои деньги каменную церковь во имя Спаса и 5 августа того же года получил храмоздательную грамоту. В 1813 году строительство новой церкви было завершено и церковь была освящена. В 1819 году П.Е. Свечин просит разрешения «старую ветхую деревянную церковь разобрать для обжига кирпича на сооружение вокруг церкви каменной ограды».

http://sobory.ru/article/?object=13967

Залазино. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь Карта и ближайшие объекты Село Залазино ныне Лихославльского района в 60 верстах от Твери, 88 верстах от Бежецка, 34 километрах от Лихославля. Скорбященская церковь. Построена в 1826 году, каменная с тремя престолами: Скорбященской Божьей Матери, святого Василия Великого и святого пророка Ильи. В Приходе 18 деревень, 417 дворов, 1462 мужчины и 1608 женщин, все карелы. Было построено 7 часовен: в деревне Залазино - святых Флора и Лавра построена в 1876 году, Ананкино - святого великомученика Георгия Победоносца, Шейново - Рождества Пресвятой Богородицы, Волхово - святой мученицы Параскевы построена в 1885 году, Кузьмиха - Святого Архистратига Михаила, Горка - святителя Николая, Луковники - Святой Троицы построена в 1863 году. Все часовни деревянные. До каменной церкви в селе были еще две деревянные. Когда основана карелами первая деревянная церковь, неизвестно, вторая церковь на ее месте согласно описи построена в 1778 году. Каменная Скорбященская церковь была построена рядом с имевшейся деревянной церковью, которая существовала с 1778 по 1828 год. Строительство каменной церкви началось в 1817 году на средства прихожан и купца Федора Суворова. Церковь стоит в центре села у дороги. В настоящее время церковь не действует, утрачены глава храма, иконостасы, церковная утварь. Почти полностью разрушены хоры в храме. Большие потери понес интерьер здания, к южному фасаду трапезной примыкает деревянная современная постройка. Сейчас общественность села пытается приступить к проведению реставрационных работ, начали проводить службу. В 1901 году служили: священник Василий Андреевич Прозоровский, 55 лет, на службе с 1870 года, священником с 1874 года, в 1915 году продолжал службу. Священник Иван Николаевич Лисицын, 62 года, священник с 1861 года. Дьякон Павел Николаевич Богоявленский, 71 год, на службе с 1844 года, дьяконом с 1885 года. В 1915 году на его месте служил дьякон Николай Диевский, 44 года, переведенный с должности псаломщика Покровской церкви села Ильгощи. Псаломщик Александр Васильевич Маслов, 66 лет, в должности с 1851 года. Псаломщик Андрей Александрович Меглицкий, 38 лет, в должности с 1891 года. В 1915 году была всего одна должность псаломщика, им служил Николай Невский, 22 года. Церковный староста крестьянин Федор Абрамов, в должности третье трехлетие.

http://sobory.ru/article/?object=28586

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИЗРАЗЦОВ Константин Гавриилович (1865 - 1953), митрофорный прот. РПЦ, бывш. протопр. РПЦЗ, глава Русского Православного общества (ассоциации) в Аргентине ИЗРАИЛЕВ [Налётов] Аристарх Александрович (1817 - 1901), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1922), антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период ИКОНИЙ [Икония] (ныне Конья), г. в М. Азии (совр. пров. Конья, Турция), место проповеди св. ап. Павла и образования одной из древнейших христ. общин ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИКОСИФИНИССА [Косиница], мон-рь жен., действующий, принадлежит Драмской митрополии Элладской Православной Церкви ИЛАРИЙ [Иларий Арелатский] (ок. 401-449), св. (пам. зап. 5 мая), еп. г. Арелат (ныне Арль, Франция), митр. Вьеннской пров., первенствующий еп. Галлии (до 445), политический и церковный деятель, писатель ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН свт. (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, католикос Картли (Мцхетский) (50-е гг. IX в.) ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИЛАРИОН (XI - нач. XII в.), прп., (пам. 21 окт.; 28 авг. - в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_117.htm...

Ольгинская. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первоначально храм был построен в станице Махинской (так тогда называлась станица Ольгинская) и освящен в 1812 году. Церковь была небольшой, деревянной и однопрестольной. Возводили ее на средства прихожан. До 1876 года Свято-Успенская церковь входила в состав Кагальницкого благочиния, а с 1877-го была причислена к Аксайскому благочинию. С 1855 по 1901 год вокруг церкви были построены деревянная караулка, кирпичный дом с подвалом, здание церковно-приходской школы. В 1855 году церковь была уже трехпрестольной. В 1893 году ее деревянное здание оказалось тесным для прихожан, и встал вопрос о постройке нового – каменного храма. В 1895 году были выделены подрядчики, и прихожане собрали средства. Завершились строительство и работы по отделке внутреннего убранства храма в 1902 году. Новая церковь была пятикупольная, и колокольня была соединена с ней в традициях донского храмостроительства. В Успенской церкви находился серебряный с позолотой напрестольный крест с накладками из финифти и с надписью на оборотной стороне: «Подан графом Матвеем Платовым 1 октября 1817 года». В 1918 году был принят Декрет об отделении церкви от государства, и Успенскую церковь закрыли. Уже не действующая, Успенская церковь была варварски разрушена в годы Великой Отечественной войны отступающими советскими войсками. Бывший священник Успенского храма Владимир Дяур в своем кратком историческом очерке, опубликованном на страничке приходского сайта, упомянул об этом печальном для станичников событии. Основываясь на редких воспоминаниях станичников и архивных материалах, он писал: «Мне удалось встретиться с живыми очевидцами разрушения храма – это жители Ольгинской А.А. Лебедева, Д.А. Медведева и другие. Когда немцы подходили к Ростову, начался сильный паводок и дорогу размыло. Поставлена была задача в кратчайшие сроки соорудить переправу для советских войск. И тогда командование варварским способом решило использовать для строительства дороги станичный каменный храм, вдруг как-то не заметив пустующие рядом кирпичные здания. Когда храм взорвали, жители станицы, те, кто посмелее, разбирали домой иконы, обломки мраморно-мозаичного иконостаса. Остальными камнями укрепляли дорогу, и по ней пошли колонны с ранеными. Так для жителей станицы дорога с левой стороны Дона на Ростов стала святой – ведь там остались алтари и камни храма».

http://sobory.ru/article/?object=35999

Старица. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По данным клировых ведомостей за 1828 год: Воскресенская церковь каменная с приделом Благовещения Пресвятыя Богородицы, в твердости, построена в 1784 году, утварию довольна, однокомплектная, Опись утвари церковной и приходорасходныя денгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной не имеется, приходских дворов 42, в них мужеска пола 125, женска 128 душ. В 1818 году служили: Священник Захарий Матвеев - 58 лет. В чтении и пении хорош. В школах не был. Не вдов. В священника произведен в 1811 году и граммату имеет. Пономарю по жене дядя родной. Оный священник в 1816 году за поздную подачу оспенной ведомости штрафован взысканием на вдов и сирот 10 рублей. В дурных поступках не замечены. Жена его Параскева Иванова - 68 лет. Дьячек Михаил Феофилактов - 24 года. В чтеннн и пении хорош. Из класса реторики. Женат 1-м браком. В 1825 определен Старицкаго уезда в село Арсеньево в пономаря указом, в 1826 посвяшен в стихарь и граммату имеет пономарскую, в том же 1826 годах к означенной церкви переименован в дьячка. Подозрительных дел не было. Жена его Мария Петрова - 23 года. Родства не имеет. Пономарь Петр Яковлев - 33 года. В чтении и пении хорош. Из вышшаго отделения приходскаго училища. Женат 1-м браком. В 1817 определен указом, а в 1823 годах посвящен в стихарь и граммату имеет. Подозрительных дел не было. Жена его Евдокия Яковлева - 28 лет. Дети их: Иван - 8 лет, Анна - 5 лет, Александр - 2 года, Алексей - 10 месяцов. Прихожан в Старице - 42 двора (125 мужчин, 128 женщин). Источник: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. 1901 Каменный трехпрестольный храм Воскресения Христова в городе Старице построен в последней четверти XVIII века, расположен на берегу реки Волги, к северу от Свято-Успенского монастыря. Первое упоминание о Воскресенской церкви содержится в писцовой книге Степана Тарбеева за 1624 г.: «Церковь Воскресения Христова да придел Благовещение Пречистыя Богородицы древян клецки а в церквах образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строенье мирское а у церкви во дворе поп Григорей».

http://sobory.ru/article/?object=02024

Церковь Сорока мучеников Севастийских (Печоры) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Существующая церковь Сорока мучеников Севастийских построена в начале XIX века, первоначальная — в первой половине XV века. Престольные праздники: 22 марта, день памяти Сорока мучеников Севастийских. Содержание История [ править править код ] Храмы, посвященные этим святым Мученикам, — большая редкость в России. Церковь Сорока Мучеников Севастийских — первая церковь подмонастырской слободы, перенесена преподобномучеником Корнилием из монастыря на «дворец», напротив главного входа в монастырь. В 1581 году, во время осады монастыря войсками Стефана Батория, храм сгорел. На этом месте построили новую деревянную церковь во имя Севастийских мучеников, но и она была сожжена польско-литовскими отрядами. Была построена еще одна, третья деревянная церковь. Существующая церковь построена в 1817 году на пожертвования прихожан и церковные средства на месте сгоревшей одноименной церкви. Церковь каменная, в связи с нею в 1860 году была построена каменная колокольня. Колокольня построена на пожертвования прихожан и церковного старосты купца М.Е. Плешкова. В 1880 году семьей Плешкова для церкви были приобретены новые колокола, в 1896 году на их пожертвования на колокольне заменен шпиль, устроены серебряные ризы на некоторых храмовых иконах. На средства печерского мещанина Ивана Герасимова сооружен и вызолочен крест над храмом, церковным старостой П. Ф. Коровниковым пожертвована в 1902 году гробница для святой плащаницы. Старостой А.М. Костиным подарено паникадило. Колоколов в церкви установили семь. Престол один. В приходе имелось одиннадцать часовен, из них три каменные, остальные деревянные. В приходе состояли семь богаделен, когда и на какие средства они открыты — неизвестно. Содержались богадельни на подаяния прихожан. В ноябре 1871 года в Печорах за счет казны учреждена школа Министерства народного просвещения. В 1900 году в ней обучались 118 учеников. В деревне Горки-Лебеди в октябре 1900 года открыта земская школа, в ней в 1900 году обучались 49 детей. Земская школа учреждена в 1905 году в деревне Медведковичи. Церковно-приходская школа в деревне Тенищево учреждена 19 сентября 1901 года, в 1910 году в ней обучались 32 ученика.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Сорока...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010