21 . Рудольф Зом. Церковный строй в первые века христианства. Пер. А. Петровского и П. Флоренского . М., 1906. 22 . Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Т. IV, Киев, 1889, §§ 116–123: О Церкви (с. 224–305). 23 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский. Православное догматическое богословие. Втор[ое] изд. Чернигов, 1865. 24 . A. Westphal. Qu’est-ce qu’un Eglise? Paris, 1896. 25 . T. Fallot. Qu’est-ce qu’un Eglise. Un Chapitre de Christianisme pratique. Seconde éd. Paris, 1817. 26 . P. Jalaguier. De l’ Eglise. Paris, 1899. 514 . D. Gréa. De l’ Eglise et de sa divine constitution. Paris, 1885. 28 . J. Bovon. Theoligie du Nouveau Testament. Lausanne. T. 1. La vie et l’enseignement de Jésus. 1893. N. 2. L’enseignement des Apôtres. 1894. (См. особенно T. 1, Seconde section, Chp. 1, «La proclamation du royaume de Dieu»; T. 2, Trois. subd., Chp. 2, L’église, p. 227–247). 29 . B. Weiss. Lehrbuch der Biblischen Theologie des Neuen Testaments. Berlin, 1868. 30 . H.J. Holtzmann. Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie. BB. 1, 2. Freiburg I B.U. Lpz., 1897. 31 . R. Sohm. Kirchenrecht. Bd. 1. Die geschichtlichen Crundlagen. Lpz., 1898. (Особенно Erstes Kapitel, «Das Urchristentum»). 32 . O. Pfleiderer. Das Urchristentum, seine Schriften und Lehren in geschichtlichen Zusammenhang beschrieben. Zweite, neu bearbeitete und erweiterte Auflage. Bd. 1 und 2. Berlin, 1902. C.B. Stevens. The Theology of the New Testament. Edinburgh, 1901. The rev. John M. King. The Theology of Christ’s Teaching. With an introduction by the rev. James Orr. London, 1902. 35 . P. de la Grasserie. Des religions comparées au point de vue sociologique. Paris, 1899. 36 . Преосвященный Антоний, епископ Уфимский. Нравственная идея догмата Церкви. «Вера и Церковь », 1901 г., т. II, отд. 1, с. 369–390. J. Gottschik. Die sichtbare und die unsichtbare Kirche. Worauf beruht diese Unterschied und was lehrt die heilige Schrift darüber? «Theologische Studien und Kritiken», Jahrgang 1873, erstes Heft, SS. 3–77.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Дубровка. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Усадьба в Дубровке находится в 28 километрах от райцентра. Знаменита она тем, что принадлежала генерал-лейтенанту, герою Отечественной войны 1812 года Н.М. Свечину (1772-1849), чей портрет находится в Военной галерее Зимнего дворца Санкт-Петербурга. По проекту Николая Александровича Львова в усадьбе возведена Спасская церковь (1813 год). Кирпичная, с белокаменными деталями декора, церковь выстроена в стиле классицизма. У её стен - могила Н.М. Свечина.  Село Дубровка, от Твери 93 версты, от Торжка 30 верст. Церковь Спасская, построена в 1813 году, каменная, престол один Спаса Нерукотворного Образа. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1817 года, исповедные с 1829 года. В 1901 году служили: Священник Феодор Иоаннович Медников, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1876 года, состоит членом благочинного совета, награжден в 1896 году скуфьей. Псаломщик Симеон Федорович Русин 65-ти лет, в должности с 1851 года. Прихожан в селе Дубровке, в деревнях: Новой Дубровке, Горках, Застенье, Пне - 109 дворов (481 мужчина, 497 женщин). В 1914 году служили: Священник Павел Воинов 24-х лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Псаломщик Иван Веригин 31-го года, на службе 12 лет. Прихожан в деревнях: Новой Дубровке, Горке, Застенье, Пень - 489 мужчин и 513 женщин. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. Неотъемлемой частью усадебного комплекса Дубровка является Спасская церковь, построенная в 1813 году. До ее постройки в селе существовала деревянная церковь во имя Нерукотворного Образа, построенная в 1704 году. В этой церкви, согласно прошению статского советника Петра Егоровича Свечина, был погребен 20 октября 1804 года умерший в Петербурге Егор Дмитриевич Свечин. В 1809 году Петр Егорович Свечин подал прошение о разрешении построить на свои деньги каменную церковь во имя Спаса и 5 августа того же года получил храмоздательную грамоту. В 1813 году строительство новой церкви было завершено и церковь была освящена. В 1819 году П.Е. Свечин просит разрешения «старую ветхую деревянную церковь разобрать для обжига кирпича на сооружение вокруг церкви каменной ограды».

http://sobory.ru/article/?object=13967

540-541 ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея и прославляющая праздник или память святого 541-542 ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА церковное наказание, налагаемое на клириков как за нарушение ими служебных обязанностей, так и за грехи, общие у клириков и мирян 542-545 «ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (ИИАК), издание Имп. Археологической комиссии, выходившее в С.-Петербурге с 1901 по 1918 г. 545-546 548-550 550-552 «ИЗВЕСТИЯ РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ИРАО), издание Русского археологического об-ва, выходившее в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. 552-553 553-554 «ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» музыкально-теоретический трактат 1670 г., посвященный различным аспектам знаменного пения 2-й пол. XVII в. 554-556 556-559 ИЗВОРСКИЙ жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Видинской епархии Болгарской Православной Церкви 559-562 ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации 563-589 589-590 590-591 ИЗМАИЛ Николаевич Базилевский (1881 - 1941), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 591-592 ИЗМАИЛ Иванович Кудрявцев (1876 - 1937), сщмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ИЗМАИЛЬТЯНЕ 1) народ, происходящий от Измаила, сына Авраама от Агари 2) в средневек. христ. традиции наименование мусульман 592-593 593-594 594-598 ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов 598-603 602-603 ИЗРАЗЦОВ Константин Гавриилович (1865 - 1953), митрофорный прот. РПЦ, бывш. протопр. РПЦЗ, глава Русского Православного общества (ассоциации) в Аргентине 603-607 ИЗРАИЛЕВ [Налётов] Аристарх Александрович (1817 - 1901), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

—423— 1871 г. рые меня окружали и окружают, трудно быть весёлым и спокойным. В утешение и успокоение моё Вы изволите напоминать о словах Апостольских: доброе творяще, не стужаем си... Но можно ли не стужать себе и не унывать, когда встречаешь почти на каждом шагу препятствия творить добро и честно исполнять свои обязанности, и когда напротив усиливаются иные совращать нас с пути добра и правды и увлекать на распутья зла и неправосудия... Желал бы я лично побеседовать с Вашим Высокопреосвященством о делах службы, но, к сожалению, не усматривается для сего удобства. Если бы Могилёв соединён был с Витебском железной дорогой, то давно бы поспешил к Вашему Высокопреосвященству, чтобы лично поблагодарить Вас за милостивое посещение Ваше и утешиться Вашей многоопытной и поучительной беседой”. 5-го ч. писал я в Москву К.И. Невоструеву : „Примите моё искреннее душевное приветствие с приближающимся днём Вашего Ангела. Молитвами и предстательством тезоименитого Вам Херсонского Священномученика да сохранит Вас Господь во здравии на многие лета и да укрепит Вас на дальнейшие учёные подвиги на пользу св. Церкви и на постыждение врагов Христовой истины. На прошедшей неделе посетил меня О. Игумен Павел 1814 в сопровождении Иеродиакона Иоанна и четырёх беспоповцев Динабургского уезда. Последние явились ко мне с просьбой об устройстве в их деревне церкви и об открытии единоверческого прихода; а между тем на сих же днях они хотели принять через о. Павла единоверие. Благодарение Господу, раскол наш начинает мало по малу смягчаться; и главным виновником итого движения, по справедливости, должно почитать о. Павла. Велика будет ему за сие от Господа мзда на небесах! В беседах с о. Павлом не раз вспомянули мы и Вас. Моё душевное спокойствие начинает, по милости Божией, немного восстановляться”. Но, увы! спокойствие моё было не очень продолжительно: в следующем же месяце оно было сильно потрясено. —424— 1871 г. 5-го же числа писал мне из Москвы Преосвящ. Игнатий: „Зная живое участие, какое Вы всегда во мне приемлете, долгом поставляю довести до сведения Вашего Преосвященства, что 4-го марта в четверг я вступил в число Членов Синодальной Конторы и принял обычную присягу. Ещё 3-го декабря от Конторы было представление о том, чтобы одному из Викариев поручено было присутствовать в Конторе. Государь Император изволил Высочайше утвердить 30-го января определение Св. Синода о том, чтобы мне исправлять в Конторе обязанности Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского на время Его присутствования в Св. Синоде. В последнее время о. протопресвитер 1815 за болезнью очень часто не мог быть в Конторе, и присутствовал один только Новоспасский 1816 . Владыка Дмитровский 1817 не желал там присутствовать”.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БУНЯКОВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Буняково Деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Бунякове была построена владелицей села Анастасией Федоровной Медведевой, деревня стала называться " село Покровское, Буняково тож " . В 1809 году княгиня Анастасия Ивановна Несвицкая предприняла строительство новой каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство велось на новом месте. Церковь строилась много лет. Как видно из документов, в 1813 году служба велась еще в старой деревянной церкви. Каменная церковь была освящена только в 1817 году. В период строительства княгиня А.И. Несвицкая скончалась и в связи с этим церковь не была закончена. Церковь представляла собой четверик , увенчанный ротондой , с апсидой и трапезной . Четырехколонными портиками были украшены боковые входы. Церковь строилась из белого камня. Окна расположены в плоских нишах. Трехъярусная колокольня выполнена также из белого камня, архитектурно простой формы, но красивой по рисунку. Храм простоял до конца XIX века без капитального ремонта и к началу XX века нуждался в обновлении. К этому времена в селе Буняково насчитывалось 30 дворов со 198 жителями, да приход деревни Рябцево состоял из 8 дворов с 48 жителями. Жители были бедные и поэтому ремонт церкви произвести собственными силами не могли. В 1900 году скончавшаяся вдова советника коммерции Александра Константиновна Медведникова завещала для Покровской церкви 3000 рублей. Деньги на ремонт храма внес также и прихожанин церкви – московский мещанин Аркадий Матвеевич Цыганов. Ремонт храма был завершен летом 1901 года, 29 июля 1901 года храм был освящен. В августе того же года было совершено освящение приделов Покровской церкви: во имя святителя Николая Чудотворца и святителя Димитрия Ростовского . После 1917 года у Покровской церкви изъяли церковные ценности и землю.

http://drevo-info.ru/articles/13674539.h...

До вхождения ГПЦ в состав РПЦ в Вост. Грузии действовали Тбилисская ДС и Телавское ДУ, при церквах и мон-рях работали церковноприходские школы. После упразднения автокефалии ГПЦ число духовных школ сократилось. В 1817 г. по инициативе экзарха архиеп. Феофилакта в Тифлисе была возобновлена работа ДС, но обучение проводилось на рус. языке. По решению Святейшего Синода РПЦ в 1818-1820 гг. в Тифлисе, Гори и Телави для детей духовных лиц были основаны 2-классные окружные школы, где обучение, проходившее на русском языке, было рассчитано на 4 года. В 20-40-х гг. XIX в. в К.-К. е. постепенно были восстановлены церковноприходские одноклассные школы с обучением на груз. языке. Курс был рассчитан на 2-3-летнее обучение; на безвозмездной основе в таких школах представители местного духовенства учили грамоте, груз. и рус. языкам, Закону Божию, арифметике, рукоделию и др. Во 2-й пол. XIX в. с целью усовершенствования духовного образования в К.-К. е. был основан Ученический совет Грузинской епархии. Председателем становился один из викарных епископов К.-К. е., членами - представители как духовных учебных заведений К.-К. е., так и светской власти (Календарь Грузии за 1905 г. Тифлис, 1904. С. 609 (на груз. яз.)). 5 сент. 1866 г. экзарх Грузии архиеп. Евсевий (Ильинский) (1 марта 1858 - 8 дек. 1877) открыл в Мцхете, при мон-ре Самтавро, Грузинское уч-ще для девиц духовного звания ( Перадзе. 1901. 4. С. 359). В 1879 г., при экзархе Грузии архиеп. Иоанникии (Рудневе) (8 дек. 1877 - 27 июня 1882), учебное заведение было переведено в Тифлис и преобразовано в жен. епархиальное уч-ще, к-рому экзарх из собственных сбережений пожертвовал 40 тыс. р. Также архиеп. Иоанникий для помощи бедным ученикам Тифлисской ДС основал в 1881 г. братство св. ап. Андрея Первозванного (Там же. 4. С. 361). При экзархе Грузии Флавиане (Городецком) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901) жен. уч-ще было преобразовано в 6-классное и в честь экзарха Иоанникия названо Иоанникиевским (Там же. 5. С. 483). Развитию духовного образования служило также Епархиально-миссионерское духовно-просветительское братство, основанное в 1895 г. в Тифлисе экзархом сщмч. Владимиром (Богоявленским), пожертвовавшим братству на оказание финансовой поддержки духовным лицам-миссионерам значительную сумму из личных средств (Там же. С. 481). Церковные издания

http://pravenc.ru/text/Карталино-Кахетин...

Базилевская Варвара Петровна (1807–1892) — вдова действительного статского советника — 104, 105, 119, 133, 161 Баранов, владелец постоялого двора под Ржевом — 308 Баранов Николай Михайлович (1837–1901) — генерал–лейтенант — 213 Баранов Николай Павлович — князь; член Минской палаты уголовного и гражданского суда (в 1880–х гг.) — 260 Баранова Екатерина Павловна — вероятно, речь идет об одной из фрейлин при Дворе императрицы Марии Александровны: Баранова Екатерина Александровна или Баранова Евгения Павловна — 246, 251 Барков, живописец, иконописец — 171, 218 Барсов, благочинный у Знаменья, протоиерей — Барсов Василий Иоаннович (1817–1896) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1845); учитель Александро–Невского Духовного училища (1845–1847), священник Смоленской кладбищенской церкви (с 1847 г.), Симеоновской (с 1848 г.) и Знаменской (с 1867 г.) церквей; протоиерей (с 1870 г.), настоятель Знаменской церкви (с 1875 г.); законоучитель приюта Святого Сергия и Мариинской гимназии; автор сочинений по литургике — 142, 146, 153, 169 Барсов Николай Иванович (1839–1903) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1863); доцент (с 1869 г.) и профессор (с 1873 г.) этой академии; участвовал в описании рукописей библиотек Кирилло–Белозерского и Софийского монастырей и библиотеки Академии наук; член Комиссии для разбора архива Святейшего Синода (с 1879 г.); автор многочисленных трудов, в том числе по изданию памятников старины — 178 Бартенев Яков Александрович, лейтенант флота в 1870–х гг. — 141 Бартенева Вера Арсеньевна (1821–1894) — гофмейстерина — 102, 108, 111, 118, 145 Бахметева (Бахметьева) Александра Николаевна (урожд. Ховрина) (1823–1901) — жена шталмейстера П. В. Бахметева; писательница, автор книг и брошюр для детей и народного чтения по евангельской и гражданской истории — 251, 253, 255 Бахштейн В. И., петербургский железнодорожный кассир — 89 Безбородко Александр Андреевич (1747–1799) — канцлер при Дворе Екатерины Ι — 165

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИЕРОФЕЙ (Глазков Никандр Арсеньевич; 1889-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 1880 - после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский» ИЖЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Сарапульской и Елабужской епархии, образовано в 1921 г. в связи с созданием в 1920 г. Вотской автономной обл. ИЗРАЗЦОВ Константин Гавриилович (1865 - 1953), митрофорный прот. РПЦ, бывш. протопр. РПЦЗ, глава Русского Православного общества (ассоциации) в Аргентине ИЗРАИЛЕВ [Налётов] Аристарх Александрович (1817 - 1901), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1922), антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИЛАРИОН (XI - нач. XII в.), прп., (пам. 21 окт.; 28 авг. - в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Писарец Иларион Павлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_47.html

– Fr. von Hummelauer, иезуит, Jud. et Ruth, 1888; Libri Samuelis, in-8°, 1886; Genesis, 1894; Exodus et Leviticus, 1897; Numeri, 1899; Deuteronomium, 1901. – Ян (J. Jahn, 1750–1817), Археология, 5 in-8°, 1797–1885; сокращение y Миня, C. C. S. S., т. II. – Иоанн Герман Янсенс (Janssens, 1783–1855), профессор св. Писания в Люттихской семинарии, Hermeneutica sacra seu Introductio in omnes et singulos libros sacros Veteris et Novi Foederis, 2 in-8°, Люттих, 1818, переведена на французсвий язык Пако, Париж, 1827. – Fr. Kaulen, Jonae expositio, 1862; История Вульгаты; Введение в св. Писание; 3 изд. 1892. – Кистемакер (J. Kistemaker, 1754–1834), Новый Завет переведенный и изъясненный, 1825; многочисленные издания. – Генрих Клее (Klee, 1800–1840), Комментарий на св. Иоанна, 1829; на послание к римлянам, 1833; к евреям, 1835. – Кнабенбауер, (J. Knabenbauer), иезуит, Исаия, 1881; Job, 1886; Prophetae minores, 2 in-8°, 1886; in Isaiam, 2 in-8°, 1887; in Jeremiam, 1889; in Matthaeum, 2 in-8°, 1892–1893; in Marcum, 1894; in Lucam, 1896; in Johanhem, 1898; in Actus, 1899. – König, Богословие Псалмов, 1857. – Аббат Ed. Lambert (1826–1886), Le déluge 2 изд. 1871. – Лами (Th. J. Lamy), Introductio in S. Scripturam, 2 in-8°, Мехельн, 1866; Comment. in Gen., 2 in-8°, Мехельн, 1883–1884. – H. Laurens (1804–1884), Job et les Psaumes, traduction d’aprhs l " hebreu, in-8°, 1839. – Ле Камю (E. Le Camus), La vie de N. S. Jésus-Christ, 2 in-8°, 1883; (6 изд. 3 in-12., 1901; L’Euvre des Apotrs, 1891. – A. le Hir, священник св. Сульпиция (1811–1868), études bibliques, 2 in-8°, 1869; Livre de Job, 1873; Les Psaumes, 1876; Les trois grands prophetes, Isaie, Jeremie, Ezechiel, 1877; Le Cantique des cantiques, 1883, изданные г. Гранво (Grandvaux, 1819–1885). – Леманн (A. Lemann), Le Sceptre de la tribu de Juda, in-8°, 1880. – Lesetre, Les Proverbes; la Sagesse, 1879; L’ecclésiastique, 1880; Le livre des Psaumes, 1883 (в Библии г. Летиелля); N. S. Jésus-Christ dans son saint Evangile, 1892. – Луази (A.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Однако несмотря на обнаруженные лакуны и недостатки, серия ТСО — это грандиозное, и для русской патрологии беспрецендентное начинание. Она и мыслилась, и стала первой в России научной патрологической серией, поскольку святоотеческие творения публиковались здесь не выборочно, а полными собраниями сочинений того или иного Отца Церкви в определенной последовательности как авторов, так и сочинений каждого признанной редакционным комитетом наиболее целесообразной. По предписанию Св. Синода при выборе авторов для перевода предпочтение должно было отдаваться «главнейшим отцам» Другое предписание о том, что «только по окончании перевода творений одного святого Отца переходить к переводу со временем перестало исполняться, когда у переводчиков появилась возможность одновременно готовить к изданию двух (а иногда и более) авторов. Таким образом, мы видим что серия как некий живой организм находила свои собственные пути для творческого и в то же время для вполне упорядоченного развития. Как известно, в ТСО прежде всего издавались переводы сочинений греческих отцов классического периода. За вышеуказанный период (1843–1817) силами МДА в ТСО были переведены и изданы сочинения свт. Григория Богослова (1843, 1844, 1847, 1848), свт. Василия Великого (1845–1848), преп. Ефрема Сирина (1848–1853, 1896, 1897), Исаака Сирина (1854), свт. Афанасия Александрийского (1851–1853), свт. Кирилла Иерусалимского (1855), блаж. Феодорита Кирского (1855–1857, 1859, 1861, 1907, 1908), преп. Нила Синайского (1858–1859), св. Исидора Пелусиота (1859, 1860), свт. Григория Нисского (1861–1865, 1871), свт. Епифания Кипрского (1863, 1864, 1872, 1880–1885), свт. Кирилла Александрийского (1880–1891, 1893, 1896, 1898, 1901, 1906, 1909, 1912), свт. Никифора Константинопольского (1904, 1907). Проект перевода сочинений прп. Максима Исповедника, начавшийся с публикации агиографических материалов о нем, а также первых 25 «Вопросоответов к Фалассию» (1915, 1917), так и остался нереализованным. Публикация двух протоколов допросов прп. Максима (так наз. первых и вторых актов), предпринятая М. Д. Муретовым накануне революции, стала своеобразным напутствием древнего ревнителя догматической чистоты православного учения новомученикам и исповедникам российским.

http://patriarchia.ru/db/text/157116.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010