25 В.Антонова. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева Гос. Третьяковская галерея. Материалы и исследования, вып. I. Μ., 1956. с. 24. примеч. 2-е 26 М.Д. Πриселков. Указ. соч.. с. 459. Восстановлено по записи Η. M Карамзина в его «Истории государства Российского», т. V. СПб, 1817, с. 507. примеч. 254 28 Акты Археографической экспедиции, 1, с. 247. См. проф. Д. В. Аниалов. История русской живописи om XVI дo XIX cmoлemuя. СПб., 1913. с 19–20. 34 Фотоснимок с литографии см. в работе М. И. и В. И. Успенских. «Заметки о древнерусском иконописании». СПб., 1901, с. IV. То же в «Вопросах реставрации», с. 73. 35 Преподобнаго Иосифа Волоколамскаго отвещание любозорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Русстей земли сущих. См. ЧОИДР, 1847, VII, раздел IV. 36 Н.П. Собко называет Андрея Рублева учеником Феофана Грека и Симеона Черного, а также другом и спостником Даниила Черного. См. Словарь русских художников, т. 1, вып. 1, СПб.. 1893, стлб. 168. 37 В Житии преподобного Никона Радонежского о Данииле и Андрее Рублеве сказано, что они были «мужие изрядны вельми, всех превосходящи, в добродетели свершени». ПСРЛ. VI, с. 138. 41 Мнения исследователей по вопросу о принадлежности праздничных икон Андрею Рублеву расходятся. Ю. Н. Дмитриев приписывает ему «Крещение» и «Сретение» (Государственный Русский музеи, 1940, с. 43); Н. Г. Порфиридов – только «Сретение» (Государственный Русский музеи, с. 25–26); В. Н. Лазарев – только «Вознесение» (История русского искусства, III, с. 142). 42 Репродукции см. в «Вопросах реставрации», с. 81 и 76, а также и путеводителе по Русскому музею («Государственный Русский музей» (путеводитель). Л.-М., 1958, с-31). 44 Д.С. Лихачев . Культура Руси эпохи образования русского национального государства. М.-Л., 1946. с. 124. 51 Поступило из Загорска. См. А. Н. Свирин. Сергиевский историко- художественный музей (5-й вып. серии «Подмосковные музеи»). М.-Л., 1925, с. 50. 54 На ее место в иконостасе Троицкого собора а Троице-Сергиевой Лавры помещена копия, исполненная в 1920-х гг. Н. А. Барановым (В. Антонова . Цит. соч., с. 22. примем 3-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В одной из келлий скита подвизался старец Иосиф Исихаст († 1959), устроив в ней маленький храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Из др. строений скита в наст. время сохранились кириакон и 6 келлий, в к-рых живут 7 монахов. Пещера Рождества (Вигла). Фотография. Кон. ХХ в. В местности Вигла (греч. Βγλα), располагающейся в окрестностях румын. скита св. Иоанна Предтечи, ближе к мысу Акратос, находится 11 келлий, в к-рых живут 12 монахов. Милопотам (греч. Μυλοπταμος), древнее поселение келлиотов, расположенное на сев.-вост. побережье между Иверским мон-рем и Филофеем, названное по имени горного потока, разграничивавшего владения этих мон-рей. Ок. 972 г. прп. Афанасий устроил здесь виноградник. В Типиконе прп. Афанасия местность названа подворьем с храмом в честь вмч. Евстафия Плакиды (Τυπικν 7: 7-8// Νικδημος (Μπιλλης). T. 2. Σ. 96). Подворье, пришедшее в упадок от пиратских набегов, было возобновлено в 1527 г. Тырновским митр. Феофилом. К-польский Патриарх Иоаким III , пребывавший здесь в изгнании в 1889-1901 гг., внес большой вклад в развитие обители. На протяжении неск. десятилетий в ХХ в. она оставалась заброшенной. В наст. время благодаря реставрационным работам, начавшимся в 1990 г., Милопотам почти восстановлен. В храме сохранились фрагменты росписей XVII в.: «Благовещение», вмч. Евстафий с чадами, св. Михаил Синадский и прп. Афанасий Афонский. В Милопотаме подвизается 7 монахов. Морфону (греч. Μορφονο) находится на месте существовавшего в X-XIII вв. мон-ря Амальфитанцев, от к-рого сохранилась только башня. В окрестностях Морфону 3 келлии, в к-рых живут 4 монаха. Келлия св. Архангелов в Провате. Фотография. Кон. ХХ в. Келлия св. Архангелов в Провате. Фотография. Кон. ХХ в. Провата (греч. Προβτα) расположена между мон-рем Каракал и Морфону, на высоте от 80 до 200 м над уровнем моря. В древности это монашеское поселение принадлежало мон-рю Амальфитанцев и называлось скитом Глоссия (Ιερ Σκτη Γλωσσας) (1071), посвященным св. Апостолам (вероятно, Петру и Павлу). Во 2-й пол. XIII в. скитом управлял прп. Григорий Византийский († 1308). В XIV в. в скиту подвизались свт. Григорий Палама и др. исихасты. В 1631 г. был построен храм вмч. Георгия, расписанный в 1635 г. стараниями духовника Матфея. С 1772 г. он стал называться Великим, или Проватским скитом. 18 июня 1817 г. он получил офиц. признание со стороны В. Л. До кон. XIX в. он известен как скит вмч. Георгия или Св. Троицы, затем по неизвестным причинам утратил свой статус. В период расцвета здесь было 36 греч. келлий и 2 рус.- вмч. Артемия и Честного Креста, в первой до 1917 г. жили 60 рус. монахов.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Феоктистов Е. М. – чиновник Министерства народного образования. – 118 Феофан (Быстров) , епископ см. Феофан (Быстров Василий Дмитриевич), архиепископ Феофан (Быстров Василий Дмитриевич) (1872–06.02.1940) – архиепископ Полтавский и Переяславский. В 1896 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1898 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1901 г. возведен в сан архимандрита и определен инспектором СПбДА. В 1905 г. удостоен степени магистра богословия и звания экстраординарного профессора. 04.02.1909 назначен ректором СПбДА. 22.02.1909 хиротонисан во епископа Ямбургского, четвертого викария Петроградской епархии. С 19.11.1910 – епископ Таврический и Симферопольский. С 25.06.1912 – епископ Астраханский и Енотаевский. С 08.03.1913 – епископ Полтавский и Переяславский. В конце 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 г. эмигрировал за границу, поселился на Афоне, где и скончался. – 288 Филарет, митрополит см. Филарет (Дроздов Василий Михайлович), митрополит Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (26.12.1783–19.11.1867) – свт., митрополит Московский и Коломенский, выдающийся церковный деятель, богослов, философ, историк, участник составления манифеста 1861 г. об отмене крепостного права. Родился в г. Коломне в семье диакона. Окончил Коломенскую и Троице-Сергиеву духовные семинарии, Московскую духовную академию. В 1808 г. пострижен в монашество. Инспектор и профессор Санкт-Петербургской духовной академии. В 1812 г. назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Приобрел популярность как проповедник. 05.08.1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 15.03.1819 – архиепископ Тверской и Кашинский. В 1819–1840 гг. – член Св. Синода. С 26.09.1820 архиепископ Ростовский и Ярославский. С 03.07.1821 – архиепископ Московский и Коломенский; с 22.08.1826 – митрополит. Способствовал ликвидации униатской церкви в Белоруссии и на Украине, непримиримо боролся с расколом. Способствовал усилению церковного влияния на народное образование. Трудился над переводом Библии на русский язык, составил Православный катехизис. Автор многих богословских трудов. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 г. – 22, 23, 289

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

1890. Neumann K. J. Hippolitus von Rom in s. Stellung z. Staat u. Welt, Leip. 1902. Plocque. De la condition de I " Église sous I " Empire Rom. (Thèse) Par. 1888; Allard, Le Christianisme et I " empire rom. de Néron à Théodose (Par. 1900) Athanasiades, Die Begründung des orthodoxen Staates durch Kaiser Theodos. den Grossen (Diss) Leip. 1902. H. Gelzer, Staat und Kirche in Byzanze в Historische Zeitschrift Bd. L (1901) S. 193 ff. H. Gelzer, Die politische und kirchliche Stellung von Byzanz z. Verhand d. 33 Philologenverz in Jena, Leipz. 1879 S. 32 ff. Langen, Geschichte der römischen Kirche Bonn. 1881 Bd. 1, Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte Freib. 1888 Bd. II S. 33 ff. 398 ff. Sohm, Kirchenrecht, Leipz. 1890 Bd. 1 S. 377 ff. 440 ff. Pargoire J. I " Église byzantine de 527 à 807 Par. 1905. Duchesne, Autonomies ecclesiastiques Par. 1890. Manso. Das Leben Konstantin d. Gr. Breslau 1817, Brieger, Konstantin d. Gr., als Religionspolitiker, Gotha, 1880; Elasch, Konstantin d. Gr. als erster christlicher Kaiser, Wüzb. 1891, Duruy, Histoire des Romains. Par. 1885 t. VΙΙ Kahl. Lehrsystem des Kirchenrechts und der Kirchenpolitik. Bonn. 1894 S. 246 ff. O. Mayer. art. Staat und Kirche в RE. XVIII, 707. Бердников. Государственное положение религии в римско-византийской империи, Каз: 1881; Курганов, Отношение между церковною и государственною властью в византийской империи, Каз. 1880. Суворов, Объем дисциплинарнаго суда и юрисдикции церкви. Москва. 1906 Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в.; Сергеевич, Русские юридические древности СПБ. 1893 т. 2 стр. 481 и сл., Суворов H. С. Византийский папа. М. 1902. Суворов. Крит. отзыв на книгу Бенешевича. Канонический сборник XIV тит. Ж. Μ. Η. Пр. 1906 г. 6 стр. 409 и сл. Кестлин. Существо церкви. пер. с пред. H. С. Суворова. Яросл. 1882. 247 Bossuet, Politique tirée des propres paroles de J’Ecriture-sainte Ш, 2, 1. Les princes agissent donc comme ministres de Dieu, et ses lieutenants sur la terre... C’est pour cela que nous avons vu que le trône royal n’est pas le trône d’un homme, mais le trône de Dieu méme; VI, 1, 1 nous avons vu que tout I’Etat est en la personne du Prince.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Прилежаев К. Духовная школа и семинаристы в истории русской науки и образования//Там же. 1879. Ч. 2. Прилежаев К. Из истории духовной школы в первые годы синодального управления//Там же. 1879. Ч. 1. Проект богословского факультета при Екатерине II в 1773 г.//ВЕ. 1873. 11 (изд. И. Е. Забелин). Рождественский С. Материалы для истории учебных реформ в России. СПб., 1910. Т. 1; то же в: Зап. ист.-фил. факультета С.-Пб. ун-та. 96. Рождественский С. Очерки по истории систем народного просвещения в России XVIII–XIX вв. СПб., 1912. Т. 1. Рождественский Ф. Самуил Миславский, митрополит Киевский//ТКДА. 1876. 3, 11; 1877. 4–5. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 1913. Серебренников В. Н. Киевская Академия с половины XVIII века//ТКДА. 1896. 1–3. Сменцовский М. Братья Лихуды. СПб., 1899. Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855. Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. Сперанский И. Очерк истории Смоленской семинарии. Смоленск, 1892. Стеллицкий Н. С. Харьковский коллегиум до преобразования его в 1817 году. Харьков, 1895. Теодорович Н. Волынская духовная семинария. Почаев, 1901. Титлинов Б. Гавриил Петров (см. библиогр. к § 8). Титов Ф. И. Духовные школы в Курско-Белгородской епархии. Курск, 1885. Титов Ф. И. К вопросу о значении Киевской Академии для православия и русской народности в XVII–XVIII вв. К., 1904. Титов Ф. И. К истории Киевской Духовной Академии в XVII–XVIII в.//ТКДА. 1911. 7–8; 1912. 1–2, 4, 7–8; 1913. 1, 4; 1914. 1. Титов Ф. И. Стара biщчa ocbima Kiebcьkiй Ykpa¿hi. К., 1924 (Збophik Icmopiчho-фiлoлor. biддiлy. 20) (загл. на укр., текст на рус. яз.). У Троицы в Академии. 1814–1914. Юбилейный сборник. Сергиев Посад, 1914. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. Харлампович К. Борьба школьных влияний в допетровской Руси//Киевская старина. 1902. 8. Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1. Харлампович К. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII столетии. Казань, 1903.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Ольгинская. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первоначально храм был построен в станице Махинской (так тогда называлась станица Ольгинская) и освящен в 1812 году. Церковь была небольшой, деревянной и однопрестольной. Возводили ее на средства прихожан. До 1876 года Свято-Успенская церковь входила в состав Кагальницкого благочиния, а с 1877-го была причислена к Аксайскому благочинию. С 1855 по 1901 год вокруг церкви были построены деревянная караулка, кирпичный дом с подвалом, здание церковно-приходской школы. В 1855 году церковь была уже трехпрестольной. В 1893 году ее деревянное здание оказалось тесным для прихожан, и встал вопрос о постройке нового – каменного храма. В 1895 году были выделены подрядчики, и прихожане собрали средства. Завершились строительство и работы по отделке внутреннего убранства храма в 1902 году. Новая церковь была пятикупольная, и колокольня была соединена с ней в традициях донского храмостроительства. В Успенской церкви находился серебряный с позолотой напрестольный крест с накладками из финифти и с надписью на оборотной стороне: «Подан графом Матвеем Платовым 1 октября 1817 года». В 1918 году был принят Декрет об отделении церкви от государства, и Успенскую церковь закрыли. Уже не действующая, Успенская церковь была варварски разрушена в годы Великой Отечественной войны отступающими советскими войсками. Бывший священник Успенского храма Владимир Дяур в своем кратком историческом очерке, опубликованном на страничке приходского сайта, упомянул об этом печальном для станичников событии. Основываясь на редких воспоминаниях станичников и архивных материалах, он писал: «Мне удалось встретиться с живыми очевидцами разрушения храма – это жители Ольгинской А.А. Лебедева, Д.А. Медведева и другие. Когда немцы подходили к Ростову, начался сильный паводок и дорогу размыло. Поставлена была задача в кратчайшие сроки соорудить переправу для советских войск. И тогда командование варварским способом решило использовать для строительства дороги станичный каменный храм, вдруг как-то не заметив пустующие рядом кирпичные здания. Когда храм взорвали, жители станицы, те, кто посмелее, разбирали домой иконы, обломки мраморно-мозаичного иконостаса. Остальными камнями укрепляли дорогу, и по ней пошли колонны с ранеными. Так для жителей станицы дорога с левой стороны Дона на Ростов стала святой – ведь там остались алтари и камни храма».

http://sobory.ru/article/?object=35999

В 1794 г. Житомир стал временным губ. городом Волыни, в 1804 г. утвержден адм. центром Волынской губ. В 1793 г. правосл. население присоединенных западнорус. земель было подчинено Минскому архиерею, в задачи к-рого также входила поддержка начавшегося процесса возвращения униатов в Православие. 12 апр. 1795 г. в составе Минской епархии было учреждено Житомирское вик-ство с центром в г. Остроге, где 14 мая следующего года была открыта Волынская ДС. 16 окт. 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию во главе с бывш. Житомирским викарием Варлаамом (Шишацким) . Первоначально резиденцией Волынских архиереев был Спасо-Преображенский мон-рь в Остроге, где размещались архиерейский дом, консистория, семинария и открытое в 1817 г. ДУ. После пожара в мон-ре в 1821 г. Волынская кафедра, консистория, ДС и ДУ были перенесены в мест. Аннополь Острожского у. В 1831 г. резиденцией Волынских епископов стал возвращенный из унии в Православие Почаевский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. монастырь. В 1836-1838 гг. из Аннополя в Кременец были переведены Волынские ДС и ДУ, в 1901 г. семинария переехала в Житомир. В 1839 г. присоединилось к правосл. Церкви униат. Мелецкое ДУ (с 1894 располагалось в мест. Мациов). 1 окт. 1840 г. центр епархии переместился в Житомир. Почаевская лавра (такой статус монастырь приобрел в 1833) тогда же стала местом пребывания главы новоучрежденного Острожского вик-ства Волынской епархии. В 1-й четв. XIX в. в Волынской губ. насчитывалось 1580 правосл. приходских церквей и 154 униат. храма. В 1843-1860 гг. Волынская епархия была соединена с Варшавской и Новогеоргиевской епархией (см. Варшавская епархия ), при этом правящий архиерей 2 епархий жил в Варшаве. Крестовоздвиженская ц. в Житомире. пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ) Крестовоздвиженская ц. в Житомире. пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ) 29 авг. 1860 г., после восстановления самостоятельности Волынской епархии, епископом Волынским и Житомирским был назначен Антоний (Павлинский ; с 8 апр.

http://pravenc.ru/text/182321.html

Никаноров А.Б., Старостенков С.А. Опыт библиографии по русской кампанологии 1785–1940 гг.//Рукописные памятники. Из истории музыкальной культуры. – Вып. 5. – СПб., 1999. – С. 179–214. Нюнин Б.Н., Ларюков А.С. Русский церковный колокол//Колокола и колокольни. – М.: РГБ, 1994. С. 28. Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное дело на заводе товарищества П.И. Оловянищникова С–вья. – Ярославль, 1906. Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 2-е, дополи. – М.: Издание Т-ва П.И. Оловянишникова С-вей, 1912. 435 с., илл., табл., 297 библ; то же. Изд. 3-е (репринт) – М., 1999. Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII в. – М.,1962. Павленко Н.И. Развитие металлургической промышленности в России в 1-ой половине XVIII в.//Промышленная политика и управление. – М., 1953. Петриченко А.М. Книга о литье. – Киев, 1972. Плешанова И.И. Колокола псковских литейщиков XVI – начала XVII вв.//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 104–119. Плешанова И.И. О зверином орнаменте псковских колоколов и керамид//Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. – М., 1968. Померанцев Н.Н. Звоны Ростова Великого//«Турист». – 9. – 1966. Портнов М. Царь-пушка и Царь-колокол. – М., 1990. Проблемы, возникающие при возобновлении звонов//Колокола и колокольни. – М., 1994. С. 24. Протоиерей Аристарх Израилев (1817–1901). Труды, публикации, исследования. – М., 2001. Пухначев Ю.В. Загадки звучащего металла. – М., 1974. Пухначев Ю.В. Колокола в социалистическом городе//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 273–279. Пухначев Ю.В. Литье колоколов на русских колокольных заводах//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 155–195. Пухначев Ю.В. Поют колокола//«Моя Москва», 1991, 2. Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР. Изд. 2. Ч. 1. – М., 1962. Рубцов Н.Н., Богуславский Г.А. Царь-колокол. – М., 1969. Русская Православная Церковь : Монастыри. Энциклопедический справочник/Под общ. ред. архиепископа Бронницкого Тихона. Сост. А. В. Никольский . – М., 2000. – 464 с., илл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Савельев Александр Иванович (1826–1907) — генерал–лейтенант, военный инженер, преподаватель Николаевского инженерного училища; автор исследований по истории военно–инженерного дела в России — 136, 200, 212 Савинская Анна, дочь А. П. Савинской, двоюродная сестра отца Николая — 309 Савинская Анна Петровна, тетя отца Николая из Пустоподлесья — 309 Савойяр (Сайяр?), проповедник католичества в Петербурге в 1860–х гг. — 181 Савченко Петр Николаевич, доктор, приятель отца Николая по Японии — 173, 214 Сакаи (? –1881) — хакодатский лекарь, второй японец, тайно крещенный отцом Николаем в 1868 г. и нареченный Иоанном — 264, 265 Самарин Дмитрий Федорович (1831–1901) — публицист, сотрудник газет «Московские ведомости», «День», «Москва»; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 251, 260 Самарин Николай Федорович (1829–1892) — чиновник особых поручений при обер–прокуроре Святейшего Синода; уездный предводитель дворянства и мировой посредник в Богородске — 251 Самарин Федор Васильевич (1784–1853) — участник Отечественной войны 1812 г., шталмейстер Двора императрицы Марии Федоровны — 289 Самарин Юрий Федорович (1819–1876) — публицист, славянофил, общественный деятель; автор либерального проекта освобождения крестьян — 278 Самарина Екатерина Николаевна — председательница арбатского отделения Московского попечительства о бедных и помощница попечительницы Николаевской школы при Московском благотворительном обществе — 265 Самарины — 251, 260 Самойлов Федор Никитич (1817–1895) — член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 279, 313 Самоцкеноками — 229 Сартов — Сартов В. Л. (1838–1874) — псаломщик церкви при российском консульстве и организатор хора в Хакодате — 76, 202, 210 Сато Павел, отец — священник токийского собора (в 1890–е гг.) — 192 Сахаров Алек., отец — вероятно, Сахаров Александр Степанович — выпускник Московской Духовной академии (1868); московский дьякон; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 286 Сахаров Иосиф, певчий хора Крестовой митрополичьей церкви Александро–Невской лавры — 110, 135

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

В ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери над ракой блж. Иоанна Милостивого установлен образ «Блж. Иоанн Милостивый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в.; П. представлен в молении справа в деисусном чине. На иконе «Ростовские чудотворцы» 1685/86 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) святые представлены в 2 ряда, П.- в верхнем ряду среди преподобных и блаженных. В XIX в. такая икона хранилась в ростовской ц. св. Иоанна Предтечи ( Израилев А. А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого//Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001. С. 507-508). Существовали иконы, на к-рых вокруг центрального образа свт. Николая Чудотворца были объединены фигуры Московских и Ростовских святых. В подобном изображении кон. XVII в. (из ц. Воскресения Христова в с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ) П.- крайний слева в верхнем ряду, правая рука возле груди. Иногда образ П. сопоставляли с изображением св. царевича Димитрия Угличского (икона-спилок «Избранные святые», 1-я пол. XVII в., частное собрание; П. в куколе). В числе Ростовских чудотворцев П. представлен также на иконе с подписью московского мастера В. П. Гурьянова (1902, ГМЗРК): 1-й ряд состоит из святителей, над ними - прп. Авраамий и П. (у него заостренная, слегка раздвоенная борода, мантия и схима на плечах покрыты золотым ассистом). Относительно рано появился извод «Ростовские святые в молении чудотворной Владимирской иконе Божией Матери». На иконе посл. трети XVII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК) избранные святые (среди них большинство Ростовских, но есть также Новгородские, Московские, Ярославские) представлены молящимися прославленной святыне Ростова. Под ней внизу - сюжет «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» (П. изображен коленопреклоненным отроком). Место П. среди святых варьировалось. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ГРМ) в центре стоит свт. Николай Чудотворец, П.- в правой группе, старец в схиме, надетой поверх мантии, со свитком в руке.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010