В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе — Пресвятой Богоматери». Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве. На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона, построил Донской монастырь. В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 19 августа по старому стилю (сейчас 1 сентября) праздник в память оказанного Богоматерью милосердия «чрез Ее святую икону Донскую». Царем Алексеем Михайловичем, особенно уважающим эту икону, был установлен крестный ход в день праздника в этот монастырь, совершавшийся в разное время до 1646 года, когда «татары, напавшие на курские пределы, были счастливо отражены». Донская икона Божией Матери Донская икона Божией Матери стояла на левой стороне от царских врат в Благовещенском соборе Кремля. Христиане ей усердно молились как защитнице Отечества, тем более она усилена святым изображением Благовещения Богоматери на обратной стороне. До 1814 года на Донской иконе был богатый золотой оклад. Сейчас от него уцелела лишь золотая рама, на которой видны следы «опытов» наполеоновских солдат, принявших ее за медную. С 1919 года Донская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее. Но каждый год по благословению Святейшего Патриарха в день празднования Иконы, ее торжественно переносят из Третьяковской галереи в монастырь, для совершения праздничного Крестного хода.

http://pravmir.ru/donskaya-ikona-bozhiej...

60 Бегуны — разновидность беспоповщины. 61 Баптисты — представители одного из течений в протестантизме. 62 Гапон Георгий Аполлонович (1870–1906) — священник; основал Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. С.-Петербурга, был разоблачен как агент охранки. 63 Илиодор (Труфанов С. В.; 1880 —?) — иеромонах, преподавал в духовных семинариях; был близок к Г. Распутину, с которым впоследствии разошелся. 64 Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872–1916) — крестьянин Тобольской губ., приближенный Николая II и его жены. 65 Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) — идеолог славянофилов; поэт, публицист, историк. 66 Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) — поэт, прозаик, публицист, историк, славянофил. 67 Иван Васильевич (1806–1856), религиозный философ, публицист, критик, и Петр Васильевич (1808–1856), публицист, фольклорист; основоположники славянофильства. 68 Бакунин Михаил Александрович (1814–1876) — активный участник революционного движения, идеолог народничества. 69 Кропоткин Петр Алексеевич (1842–1921) — идеолог анархизма. 70 Писарев Дмитрий Иванович (1840–1868) — литературный критик. 71 Нечаев Сергей Геннадиевич (1847–1882) — революционер. 72 Огарев Николай Платонович (1813–1877) — общественный деятель, публицист, поэт. 73 Чайковский Николай Васильевич (1850–1926) — общественный деятель; участвовал в создании революционного кружка, названного его именем. 74 Перовская Софья Львовна (1853–1881) — революционерка-народница; участвовала в покушениях на Александра II; казнена. 75 Буренин Виктор Петрович (1841–1926) — поэт, прозаик, литературный и театральный критик. 76 Бежецкий (псевд. Маслова Алексея Николаевича; 1852–1922) — публицист, прозаик, драматург, переводчик. 77 Житель (псевд. Дьяконова Александра Александровича; 1845–1895) — прозаик и фельетонист. 78 Меньшиков Михаил Осипович (1859–1919) — известный публицист; печатался в суворинском «Новом времени». 79 Бейлис Мендель Тевьевич (1873–1934) — житель Киева, обвинен в совершении ритуального убийства православного мальчика Андрея Ющинского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Значительные изменения в жизни Сибиусской богословской школы последовали со времени наречения Андрея Шагуны викарием Трансильванской епархии. Богословские курсы, рассчитанные на шестимесячное обучение, расширили свою программу до одного года. Епископский собор, состоявшийся в марте 1850 года в Сибиу, единодушно постановил преобразовать вышеупомянутые курсы в богословско-педагогический институт. Первоначально программа обучения была продлена до двух лет. С 1861 года - до трех. Поступать в институт могли выпускники лицеев. С 1853 года учреждается педагогическое отделение. Его слушателями могли быть выпускники четырехлетних гимназий. На средства епархии митрополит Андрей купил здание. В нем разместился институт и студенческий интернат. Лучших выпускников направляли на обучение в Западную Европу, и из них, впоследствии, комплектовался преподавательский состав института. По инициативе митрополита был основан благотворительный фонд для поддержки студентов из бедных семей. Из средств фонда выплачивалась стипендии лучшим студентам института. [Там же. С.230] Во второй половине XIX века институт собрал выдающийся преподавательский состав: Н. Попеа, будущий епископ Карнсебеша и постоянный член Румынской Академии, И. Попеску и З. Бойу, члены-кореспонденты Академии, С. Попеску, впоследствии ведущий профессор богословия Бухарестского университета. В начале XX столетия в институте обучались: Н. Балан, будущий митрополит Трансильвании, И. Лупас и С. Драгомир, приглашенные в 1919 году профессорами в Клюйский университет, постоянные члены Румынской Академии и др. В Араде и Тимишоаре, так же как и в других областях Румынии, на протяжении XVIII столетия мы можем наблюдать лишь периодические богословско-образовательные курсы. Особое место среди них занимает шестимесячная богословско-педагогическая школа, основанная в 1779 году в Тимишоаре Михаилом Мартиновичи Рошу. Учебное заведение просуществовала вплоть до второго десятилетия XIX века. В ноябре 1812 года в Араде открывается педагогическая школа. Первоначально ее рассчитывали на 15-месячное обучение. В 1814 году школа переходит на двухгодичную, а с 1876 года, на трехгодичную программу.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ДОРОФЕЙ (Маммелис) († 1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля ДОРОФЕЙ (Дмитрий Георгиевич Филип; 1913 - 1999), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии в 1964-1999 гг. ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) ДРАГОМИРНА муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии, принадлежащей Митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУРЭУ жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368_21.html

Красная Горка. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела , Николая Чудотворца , Флора и Лавра Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1787 и 1802. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Мамадышский район, село Красная Горка, переулок Пугачева, д. 12. Координаты: 55.706291, 51.364721 Проезд: С автодороги М-7 при подъезде к Мамадышу свернуть налево, на объездную дорогу вокруг Мамадыша, через 3,5 км повернуть направо, в село Красная Горка, через 400 метров - налево, еще через 500 метров напротив кладбища повернуть направо. Церковь будет слева от дороги через 200 метров. Из центра города М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги М-7 при подъезде к Мамадышу свернуть налево, на объездную дорогу вокруг Мамадыша, через 3,5 км повернуть направо, в село Красная Горка, через 400 метров - налево, еще через 500 метров напротив кладбища повернуть направо. Церковь будет слева от дороги через 200 метров. Из центра города Мамадыш - выезд в западную сторону на Хасаншино, Ишкеево. Примерно через 1 км повернуть налево к кладбищу, еще через 500 метров - налево, к церкви. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трехпрестольный каменный храм построен в 1787-1802 гг. (приход существовал со второй половины XVII в.). Приделы освящены во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святых Мучеников Флора и Лавра. Средних размеров церковь построена в стиле классицизма. Купол храма был утрачен и ныне вновь восстановлен. Храм построен на средства прихожан. Находившаяся в церкви старинная икона Святого Преподобного Марона и Святого Мученика Харлампия почиталась как чудотворная во всем Мамадышском уезде. Почиталась и икона Иверской Божьей Матери, привезенная в 1884 г. с Афона, и резное изображение " Спаситель в темнице " . В 1787-1814 гг. в приходе служил священник Александр Козмин, ему принадлежит основная заслуга в строительстве храма. В 1848-1872 гг. настоятелем храма был Евгений Александрович Антеноров (переведен и Мамадышский собор). В 1889-1919 гг. священником в Красной Горке был Иван Алексеевич Добросмыслов (1867-?).

http://sobory.ru/article/?object=14841

Москва. Домовая церковь Александра Невского при Мещанском училище и богадельне Московского Купеческого Общества. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Домовая церковь при Мещанских училищах на Большой Калужской (Ленинский, 6) была освящена в 1839 году в здании, исторически связанном с эпохой Александра I. В этом дворце, когда-то принадлежавшем самому графу А.Г.Орлову-Чесменскому, а потом А.Н. Полторацкой, в 1812 году состоялся первый в Москве после изгнания французов дворянский бал, в 1814 году именно здесь был устроен новый грандиозный бал по случаю взятия Парижа. В 1832 году Московское купеческое общество купило этот замечательный дом под богадельню, но в 1835 году открыло в нем мужское Мещанское училище, а в 1843 году и женское – для воспитания бедных детей, продолжая начатую Александром I традицию. Здание перестроил известный архитектор М.Д. Быковский, соорудивший и домовую церковь. Летом 1892 года в ней прощались с усопшим С.М. Третьяковым, почетным попечителем Мещански училищ и братом знаменитого коллекционера. Церковь пережила даже революцию, когда дом заняла Горная академия (в тяжелые и голодные 1918-1919 годы ее штатным архитектором состоял сам Федор Шехтель). И в то время, когда Декретом 1918 года стали упразднять все домовые церкви, особенно при учебных заведения, здесь церковь сохранялась дольше всех, из-за имени ее архитектора. Даже когда в 1925 году руководство Горной академии решило ее уничтожить, воспротивился Наркомпросс, объявив церковь и ее иконостас памятником искусства. Спасти ее все же не удалось. По материалам статьи Елены Лебедевой, http://www.pravoslavie.ru/put/327.htm Александра Невского, благоверного князя, при Мещанских училищах церковь (Ленинский проспект, дом 6). Здание этого усадебного комплекса начали отстраивать с 1799 г. по проекту архитектора А.Н. Бакарева для Д.Н. Лопухина. Сменив после его смерти несколько владельцев и пострадав от пожаров, оно было приобретено в 1832 г. Московским купеческим обществом. Сначала в нем размещалась Андреевская купеческая богадельня, а с 1835 г. – мужское мещанское училище. В 1836–1839 гг. здание было перестроено архитектором М.Д. Быковским. В 1843 г. в пристройке открылось также женское училище. При перестройке главного здания в нем была устроена домовая церковь с куполом над крышей, освященная 28 сентября 1839 г. Во дворе здания стоял второй храм Мещанских училищ – апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=25428

Санкт-Петербург. Домовая церковь Спиридона Тримифунтского при казармах Л.-гв. Финляндского полка. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Спиридона Тримифунтского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1820. Архитектор:А.Е. Штауберт Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Большой проспект, 65 Координаты: 59.934925, 30.266567 Проезд:метро " Василеостровская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Полковая церковь существовала с 1814 в здании казарм на В.О., а после перестройки А.Е. Штаубергом полкового госпиталя она разместилась в его центре, на 2 этаже, где 20 декабря 1820 и была освящена. Её интерьер украшен коринфскими пилястрами и росписью под лепку. Коринфскими пилястрами был оформлен высокий одноярусный иконостас с образами работы акад. А.И. Иванова. Капитан П.А. Титов подарил церкви ковчег с частицей Животворящего Креста и серебряный крест с частицами мощей апп. Петра, Павла, Андрея и Матфея. Вернувшись из Святой Земли, вел. кн. Константин Николаевич поднес туфлю свт. Спиридона и перламутровый крест с частицей Гроба Господня. Икона св. Александра Невского на черной мраморной доске напоминала о солдатах полкового караула, погибших при покушении С.Н. Халтурина в 1880 в Зимнем дворце. К 100-летию полка местные фабриканты подарили церкви икону Спасителя в эмалевой ризе. Ежегодно, 12 октября, в храме служилась панихида о павших в пою под Горным Дубняком в Болгарии. Здесь же хранились полковые знамена и мундиры Августейших шефов. У глвного фасада, по проекту арх. С.П. Кондратьева, в 1903-04 в честь столетия полка была выстроена ампирная часовня св. Спиридона. Здесь после закрытия храма в августе 1919 некоторое время происходили богослужения. Последним (с 1915) настоятелем был о. Михаил Александрович Семенов. В начале 1923 ампирный иконостас вывезли в Музей отжившего культа, а остальное убранство - в Смоленскую кладбищенскую церковь. В настоящее время в помещении церкви - конц. зал бывшего Гаванского дворца культуры, ныне Дом молодежи Василеостровского р-на. Часовня св. Спиридона с 1995 принадлежит церкви св. Екатерины при Академии художеств.

http://sobory.ru/article/?object=11995

Источник - " Святыни Петербурга " , 2003, В.В. Антонов, А.В. Кобак, стр. 149-150, с сокращениями В 1807 в Стрельне из финнов дворцовых деревень был создан Императорский батальон милиции, который через четыре года преобразовали в гвардейский полк, отличившийся в Отечественной войне, в битве под Лейпцигом, и в Русско-турецкой войне (1877–1878). Полковая церковь существовала с 1814 в здании казарм на Васильевском острове, а после перестройки А. Е. Штаубертом полкового госпиталя она разместилась в его центре, на втором этаже, где 20 декабря 1820 и была освящена. Ее интерьер, украшенный коринфскими пилястрами и росписью под лепку, считался одним из лучших образцов в архитектуре русского классицизма первой трети XIX века. Коринфскими пилястрами был также оформлен высокий одноярусный иконостас с образами работы акад. А. И. Иванова. В 1860-е был окончательно оставлен замысел возвести для полка отдельно стоящий храм, наподобие церкви Егерского полка. Церковь гордилась несколькими святынями. Капитан П. А. Титов подарил ей ковчег с частицей Животворящего Креста и серебряный крест с частицами мощей апп. Петра, Павла, Андрея и Матфея. Вернувшись из Святой Земли, вел. кн. Константин Николаевич поднес туфлю свт. Спиридона и перламутровый крест с частицей Гроба Господня. Икона св. Александра Невского на черной мраморной доске напоминала о солдатах полкового караула, погибших при покушении С. Н. Халтурина в 1880 в Зимнем дворце. К 100-летию полка в 1906 местные фабриканты подарили церкви икону Спасителя в дорогой эмалевой ризе. Ежегодно, 12 октября, в храме служилась панихида о павших в бою под Горным Дубняком в Болгарии. Здесь же хранились полковые знамена и мундиры Августейших шефов. У главного фасада, по проекту арх. С. П. Кондратьева, в 1903–1904 в честь столетия полка была выстроена ампирная часовня свт. Спиридона. Здесь после закрытия храма в августе 1919 некоторое время происходили богослужения. Неподалеку, на 23-й линии, 14, стоит часовня св. Александра Невского при Биржевой больнице, выстроенная в 1890–1891 В. А. Шретером. В ней сейчас совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=11995

Грабарь в 1919 году: по первоначальным впечатлениям он приписал их Андрею Рублеву. Более поздние исследователи определили принадлежность этого памятника к местным художественным традициям - «тверским письмам» XV века. Ансамбль создан в золотую пору тверской культуры. Иконостас был выполнен для Спасо-Преображенского собора в Твери, при его ремонте в 1630-х годах частично вывезен в кашинский Духов монастырь, а после упразднения обители перенесен в 1767 году в Воскресенский собор. Значительная часть иконостаса ныне утрачена. Лишь небольшая его часть украшает коллекции лучших музеев страны. В конце XIX столетия Воскресенский собор стал крупнейшим в Тверской епархии. В него могло поместиться все тогдашнее население Кашина - около семи тысяч человек. Кашин всегда имел значение крупного религиозного центра. С XVI века архиепископы именуются Тверскими и Кашинскими. С Кашином связаны судьбы пяти святых, в разное время проживавших на этой древней земле, - свв. Анны Кашинской, Макария Калязинского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекомского, местночтимой святой Дорофеи Лодыгиной. Научный сотрудник Кашинского краеведческого музея А.П. Малова. www.anna-kashin.ru Впервые Воскресенский собор упоминается в летописях в 1382 году. В Воскресенском соборе 6 мая 1382 года был погребен Кашинский князь Василий Михаилович. В 1512-1520 гг. вместо деревянного был выстроен каменный храм из местного материала: использовался кирпич, изготовленный на Фроловской горе. Восточная половина храма с массивным пятиглавием сооружалась как самостоятельное здание вместо прежнего собора, пострадавшего от пожара в 1767 году. Семь тысяч рублей на постройку пожаловала императрица Екатерина Вторая. Построенный в 1781-1787 гг. собор дал трещины, поэтому его пришлось разобрать. Храм вновь был отстроен в 1796-1804 гг. Внутреннее украшение в соборе, иконостас, чугунные полы установлены в 1814-1815 гг., полностью отделочные работы были завершены в 1817 году. Освящен собор был 17 ноября 1817 года. На средства купца Н.В. Терликова (250 тыс.

http://sobory.ru/article/?object=00016

  См. выше. См. выше. См.выше Должно быть «Вас», но автор, вероятно, не уследил за сложной конструкцией фразы. Архаически-тяжеловесный стиль адреса дружески пародирует медлительную торжественность А.Д. Брянцева. Дмитрий Иванович Агнцев (ок. 1848 - 09.12.1904) сын священника окончил Вологодскую духовную семинарию (1870), Казанскую духовную академию (1875), определен преподавателем в Благовещенскую духовную семинарию, но по семейным обстоятельствам отказался. Преподаватель Рязанской семинарии с 19.01.1876 по 17.03.1895. Далее, до 1902 – смотритель Вологодского духовного училища. Автор книги: История Рязанской духовной семинарии. 1724-1840 г. Рязань, 1889. См. В.К. Лебедев. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за сто лет его существования (1814-1914 гг.) Вологда, 1916. С. 19; ВЕВ. 1899. 18. С. 383. См. дело: О самоубийстве ученика 2 класса Арсения Шергина. 19 февраля 1906 – 29 апреля 1906//ГАВО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 3127 Возможно, к нему относится дело: Об увольнении из семинарии за неблагоповедение ученика 2 класса Александра Турова. Январь 1906 – май 1906//ГАВО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 3132 См. выше: Туров Алфей Александрович. Афанасий (Самбикин Иван Дмитриевич, 1867- после 1918) окончил Тамбовское духовное училище (1888), Воронежскую семинарию (1892), КДА (1892), учитель, а затем смотритель Приворотского духовного училища (с 1893 г.), иеромонах (1893), смотритель Донского духовного училища (1897), ректор Тамбовской семинарии (30.06.1899), настоятель Успенского Жировицкого монастыря (1902), настоятель Московского Знаменского монастыря (1904), настоятель Московского Сретенского монастыря (1908), сверхштатный член Московской духовной консистории (1910), в августе 1918 г. уехал в отпуск и к управлению монастыря не вернулся. См. ТЕВ. 1899. С. 615; Выпускники КДА, т. 3. С. 104; ЦВ. 1902. С. 52; ЦВ. 1904. С. 236; ЦВ. 1908. С. 46; Иоанн (Лудищев), иером. История Московского Сретенского монастыря 1919-1923 годы//Сретенский сборник. 2012. Вып. 3. Стр. 245-324).

http://bogoslov.ru/article/6176126

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010