архиеп. Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани) епископ, бывший (с 30.06.1811) еп. Цылканский с 30.08.1814 † 5.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе) архиепископ, бывший архиеп. Руставский с 28.12.1818 † 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе) епископ, рукоположен с 5.04.1842 † 3.12.1851 Иоанн (Авалиани) епископ, рукоположен с 13.04.1852 † 6.04.1858 Гавриил (Кикодзе) епископ, рукоположен с 6.12.1858 по 2.06.1860 еп. Имеретинский; † 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; † 1.07.1871 Александр (Окропиридзе) епископ, бывший еп. Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 еп. Гурийско-Мингрельский; † 9.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 1.03.1886 по 6.06.1898 еп. Имеретинский; † 4.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 еп. Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 87 Возобновлена 12 июня 1885 года Кафедра в Сухуми Геннадий (Павлинский) епископ, рукоположен с 28.12.1886 † 31.03.1889 Александр (Хованский) епископ, рукоположен с 29.05.1889 † 12.02.1891 Агафодор (Преображенский) епископ, бывший еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 еп. Ставропольский и Екатеринодарский; † после 1919 80 При формировании Грузинского экзархата в 1811 году имелось 11 епархий и 4 викариатства (епархии Мцхетско-Иверского патриархата), число которых со временем уменьшилось. В 1814 году в состав Грузинского экзархата вошли и епархии Имеретинско-Абхазского католикосата. 81 Католикос Абхазии (или Западной Грузии) именовался наместником святого Андрея Первозванного или «сидящим на троне святого Андрея». Упразднен в 1795 году, после чего вся Грузия перешла в ведение католикоса Карталинского, имевшего пребывание в Мцхете. В 1814 году Церковь Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В духовных уч-щах образование получали в подавляющем большинстве дети клириков (в 1881 из 905 учеников Донского, Заиконоспасского, Коломенского и Перервинского уч-щ из др. сословий учились только 38 чел., т. е. 4%). Ко времени поступления будущие ученики должны были иметь начальную подготовку: от них требовалось умение читать и писать (русский и церковнославянский языки), знание общеупотребительных молитв, сложения и вычитания, таблицы умножения. Продолжительность обучения составляла 4 года. В 1-м классе изучались ВЗ, рус. язык, арифметика, чистописание, пение. Во 2-м классе добавлялись классические языки и НЗ вместо Ветхого. В 3-м классе вместо Свящ. истории и чистописания вводились катехизис и география, в 4-м классе катехизис замещался богослужебным уставом. В 1777 г. было основано Дмитровское ДУ. С 1801 г. оно располагалось в бывш. Покровской ц. дмитровского Борисоглебского мон-ря. В 1835 г. для него возвели новое здание вне стен обители. Среди выпускников Дмитровского ДУ - священники священномученики Александр Воздвиженский и Василий Крылов , а также Казанский архиеп. Сергий (Королёв) . Уч-ще было закрыто в 1918 г. В 1799-1917 гг. в бывш. семинарском корпусе в коломенском Ново-Голутвином мон-ре действовало ДУ, в к-ром обучались дети духовенства Коломенского и Бронницкого уездов. С осени 1812 по осень 1814 г. ДУ не действовало. В 1886 г. было учреждено Братство прав. Филарета Милостивого для оказания помощи бедным ученикам. Среди выпускников Коломенского ДУ - священномученики еп. Григорий (Лебедев) , прот. Иоанн Державин , священники Димитрий Розанов и Иоанн Стрельцов , диак. Димитрий Троицкий , а также митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Никанор (Клементьевский) , Псковский митр. Иоанн (Разумов) , Архангельский еп. Аарон (Нарциссов) , публицист Н. П. Гиляров-Платонов . С 1775 г. в Саввином Сторожевском мон-ре существовала Звенигородская духовная школа, первоначально, вероятно, как низшие семинарские классы, в 1800 г. преобразованные в ДУ. Учебные классы семинарии размещались во дворце Алексея Михайловича, жилые комнаты для учеников - в Казначейском корпусе. В связи с военными событиями занятия были прекращены в июле 1812 г. и возобновлены в кон. 1814 г. До 1812 г. в Звенигородском училище было 50 воспитанников, после 1814 г.- более 150, в 70-х гг. XIX в.- до 400 учеников, с 80-х гг.- ок. 200 учеников. Уч-ще было 4-классным, в него принимались дети из семей духовенства и крестьян, окончившие 3-классную начальную школу. Крестьянские дети учились бесплатно, дети из духовных семей обучались или бесплатно, или с оплатой в зависимости от доходов отца. В 1901 г. было создано Братство во имя прп. Саввы для помощи бедным воспитанникам уч-ща. Уч-ще существовало до закрытия Саввино-Сторожевского мон-ря в 1919 г.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Для сборника докладов была подготовлена избранная сокращенная библиография на основании библиографии МДА (далее – Библиография 2010), изданной в: МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 2. 2010. С. 338–369, с рядом добавлений. Составитель – игумен Дионисий (Шленов) при участии протоиерея Александра Задорнова. I. Справочники, био-библиографические указатели, каталоги Библиографический указатель к «Творениям святых ОТЦОВ в русском переводе» гг.], 1871–1872 гг.], гг.]//БВ 3. 2003. с. 276–349; БВ 4. 2004. с. 410–477; БВ 5–6. 2005–2006. С. 493–627. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета за истекающее столетие, со дня учреждения января 12-го 1755 года, по день столетнего юбилея января 12-го 1855 года, составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 году, и расположенный по азбучному порядку. т. 1–2. м., 1855. ч. 1. XX, 485, с., 2 л. факсимиле; 4.2. 673 с. Богословие и история Церкви. Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий русской православной Церкви (1947–2000). м.: Издательский совет РПЦ, 2006. 464 с 1 . Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII – начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки, м.: «Янус-К», АО «Московские учебники», 2006. 300 с. Волков В. Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за XVIII, XIX века и половину XX столетия, ч. 1, 2. Загорск, 1961, 1962. 356, 350 с. (Машинопись) 2 . Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода т. 2: Кафедры и личный состав Академии. 4.1. Краткий справочник-указатель за 1814–1919 гг. м., 1982. 301 с. Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода т. 2: ч. 2. Биоблиографический словарь сотрудников Академии в 1814–1919 гг. м., 1987. 224 с. (Машинопись). Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода, т. 2. Кафедры и личный состав академии, ч. 3. Биобиблиографический словарь сотрудников академии в 1870–1900 гг. м., 1988. 334 с. (Машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Список сокращений. МДА – Московская духовная академия. ОР РГБ –Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Мельков А.В. Протоиерей Александр Горский и Московская Духовная Академия//URL: http://www.mpda.ru/site_pub/1109194.html (Дата обращения: 04.03.2016). Об этом же явлении в студенческой среде того времени пишет в своих воспоминаниях проф. Н.Ф. Каптерев, см. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Васильевич Горский. Из моих личных воспоминаний.//Академия у Троицы 1814-1914, Сборник. М., 1914 г. С. 499-501. Александр Дмитриевич Беляев (1849–1919), профессор догматического богословия. Вел каждодневно дневник с 1875 по 1919 г. Суть воспитания, по Макаренко, состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата. Воспитательный коллектив являлся органичной частью общества и в специфической форме воспроизводил общественные отношения, активно включавших в них детей. Социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяла каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждала гражданские чувства.//История развития студенческого самоуправления в отечественной высшей школе/Библиотека РГУ имени С. А. Есенина//URL:  http://library.rsu.edu.ru/p6687/(Дата обращения: 17.03.2016). Краткие воспоминания о Московской Духовной Академии в период 1876 – 1880 гг. Студента семидесятых годов.//Академия у Троицы 1814-1914,Сборник. М., 1914 г. С. 191 К сожалению, такое часто бывало, как пишет один из воспитанников. «Бывали случаи, когда о негодности стола мы вынуждены были заявлять инспектору и даже ректору. Но заявления эти обычно не имели действительного значения. Эконом был (из иеромонахов Лавры) совершенно с какими-то оловянными глазами и относился к нашим интересам очень спокойно. Иногда мы его порядочно бранили».//Краткие воспоминания о Московской Духовной Академии в период 1876 – 1880 гг. …С. 194 Г[осподи]н Виноградов обвиняется во 1-х в том, в 22 сего ноября, быв позван Г[осподи]ном Инспектором, (два слова неразборчивы) дежурного старшего, делает ложное донесение, по следующим пунктам:

http://bogoslov.ru/article/5269001

Надя, см. Фишер (урожд. Толстова) Надежда Петровна; Назаревский Александр Владимирович (1876 – после 1919), историк искусства. Приват-доцент историко-филологического ф-та М. у., в 1910–1916 хранитель Музея изящных искусств им. императора Александра III при М. у. (ГМИИ); Найденов Николай Александрович (1834–1905), потомственный почетный гражданин, предприниматель, общественный деятель, меценат-издатель; Наполеон I (Наполеон Бонапарт) (1769–1821), французский государственный деятель и полководец, первый консул Французской республики (1799–1804), император Франции (1804–1814, 1815); Некрасов Николай Виссарионович (1879–1940), инженер-технолог, политический деятель. Профессор Томского технологического ин-та (1902–1907), депутат III и IV Государственных дум, товарищ председателя Государственной думы (с ноября 1916), член ЦК партии кадетов, лидер ее левого крыла (вышел из партии в июле 1917). В годы Первой мировой войны один из руководителей «Земгора», председатель его Главного к-та по снабжению армии, член Особого совещания по обороне государства. В дни Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, затем, в составе Временного прав-ва: министр путей сообщения (2.03–2.07.1917), товарищ министра-председателя прав-ва (с 8.07.1917) и, одновременно, министр финансов (24.07–28.08.1917). Ген.-губернатор Финляндии (сентябрь – октябрь 1917). После Октябрьской революции зав. отделом и член правления Центросоюза РСФСР и СССР (1921–1930), преподаватель МГУ и Московского ин-та народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (1924–1930); Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942), живописец, заслуженный деятель искусства РСФСР (1942), член Тов-ва передвижных художественных выставок (с 1896); Нечаев Петр Иванович (1883–1965), магистр богословия (1917). Профессор МДА (1915). После Октябрьской революции преподаватель в Сергиево-Посадском ин-те народного образования и Педагогическом техникуме (1919–1924); Никитин Николай Васильевич (1828–1913), архитектор, один из родоначальников «русского стиля». Член (с 1867), секретарь (1867–1879) МАО, товарищ председателя Комиссии по сохранению древних памятников (с 1906);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

с 18.10.1892 по 21.02.1898 митрополит Московский и Коломенский; 24.01.1918 (убит) Викарии Мцхетско-Карталинской (Грузинской) епархии Горийские епископы С 30 июня 1811 года. Кафедра в Тифлисе Имена Сведения Досифей (Пицхелаури), епископ рукоположен с 30.01.1812 по 30.08.1814 архиепископ Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани), епископ бывший (с 30.06.1811) епископ Цылканский с 30.08.1814 05.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе), архиепископ бывший архиепископ Руставский с 28.12.1818 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе), епископ рукоположен с 05.04.1842 03.12.1851 Иоанн (Авалиани), епископ рукоположен с 13.04.1852 06.04.1858 рукоположен с 06.12.1858 по 02.06.1860 епископ Имеретинский; 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили), епископ бывший епископ Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; 01.07.1871 Александр (Окропиридзе), епископ бывший епископ Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 епископ Гурийско-Мингрельский; 09.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Имена Сведения Виссарион (Дадиани), епископ бывший епископ Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 01.03.1886 по 06.06.1898 епископ Имеретинский; 04.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года. Кафедра во Владикавказе Имена Сведения Иосиф (Чепиговский), епископ рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 епископ Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 45 Возобновлена 12 июня 1885 года. Кафедра в Сухуми Имена Сведения Геннадий (Павлинский), епископ рукоположен с 28.12.1886 31.03.1889 Александр (Хованский), епископ рукоположен с 29.05.1889 12.02.1891 Агафодор (Преображенский), епископ бывший епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 епископ Ставропольский и Екатеринодарский; после 1919 Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Имена Сведения равноапостольный, начальник Духовной миссии, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского при 4-м Стрелковом батальоне Императорской Фамилии (старая). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:1828. Адрес: Пушкин , ул Парковая 28-30. Координаты: 59.709339, 30.40004 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь св. блгв. князя Александра Невского лейб-гвардии 4-го Стрелкового императорской фамилии полка Двухэтажное каменное здание по Волковской (Парковой) ул., 30 было возведено в 1780-е гг. арх. Джакомо Кваренги для фаворита Екатериины II графа А.Д. Ланского. В 1814-1820 гг. было перестроено арх. В.П. Стасовым. В 1814-1829 гг. здесь действовал Благородный Пансион при лицее. В этом здании и находилась церковь, устроенная еще в 1825 г. для Царскосельского Лицейского благородного пансиона, которому принадлежало это здание. В 1829 г. пансион был упразднен и здание с церковью передали Александровскому кадетскому корпусу, открытому 27 января 1830 г. В 1850 г. во время ремонта здания церковь была перенесена в другое место. 1 октября 1860 г. здание вместе с церковью было передано Офицерской стрелковой школе, а в 1864 г. - переведенному сюда из Гатчины 4-му Стрелковому батальону. Церковь находилась во втором этаже главного корпуса казарм по Волконской (Парковой) ул. Одноярусный деревянный золоченый иконостас был украшен иконами, написанными на полотне худ. Н.А. Лавровым. На стенах храма находились доски черного мрамора с именами погибших в Русско-Турецкую войну и несколько живописных полотен со сценами из жизни Александра Невского. Чтимая икона - Явление Божией Матери преподобному Сергию, которой, по преданию, митрополит Платон благословил имп. Александра I на войну с Наполеоном. В мраморном киоте хранилась икона на тканом гобелене - Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. В 1909 г. в церкви был произведен капитальный ремонт, стены и потолок были расписаны древнегреческими орнаментами. Церковь была закрыта 27 сентября 1919 г.

http://sobory.ru/article/?object=24649

243 Монтерлан Анри де (1896—1972) — французский писатель и драматург, оправдывавший политическую власть диктатора; в период второй мировой войны сотрудничал с оккупационными властями. Жионо Жан (1895—1970) — французский писатель и эссеист, противопоставлявший городскому укладу жизни обожествленную природу. Во время войны склонялся к коллаборационизму. ...наибольшим успехом пользовались «Женщина-холостяк», «Мадонна спальных вагонов», «Мой кюре у богачей»... — «Женщина-холостяк» — роман французского писателя Виктора Маргерита (1866—1942), где в центре внимания отношения между полами (1922); «Мадонна спальных вагонов» — роман Мориса Декобра (1885—1973); «Мой кюре у богачей» — роман 1920 г., созданный Клеманом Вотелем ( наст. имя Клеман Воле, 1876—1954). 244 Бертело Филипп (1866—1934) — французский дипломат, занимавший в 20—30-е гг. пост генерального секретаря министерства иностранных дел. 245 ...ничего не отнимет и не прибавит к «Юной парке», клоделевским «Большим одам», «Антинее»... — «Юная парка» (1917) — поэма французского поэта П. Валери (1871—1945); «Пять больших од» (1910—1911) — произведение П. Клоделя; «Антинеа» (1901) — книга Ш. Морраса. «Царство мое не от мира сего...» — Евангелие от Иоанна, XVIII, 36. 247 ...если в Париже ...Клодель ...собрал и заставил плакать стольких зрителей... — Актер и режиссер Жан Луи Барро совместно с Полем Клоделем создал для Комеди-Франсез новый сценический вариант его драмы «Атласный башмачок» (1919—1924, опубл. 1930). Барро готовил постановку с 1940 г. Она прозвучала антифашистским призывом 28 ноября 1943 г. 249 ...и в 1814 году, когда он вместе с Сен-Валье организовал оборону Дофине... — В 1814 г. Стендаль принял участие в попытке группы французских войск под начальством Сен-Валье задержать наступление враждебной армии на реке Изер (провинция Дофине). Гельвеций Клод Адриан (1715—1771) — французский философ-материалист, автор книги «Об уме» (1758), где ощущения рассматриваются как результат воздействия внешних предметов на органы чувств человека, единственный источник человеческих знаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет. В этой академии получили образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт (Горский), Бантыш-Каменский Н. Н., князь Кантемир, А. Д., Костров, М. В. Ломоносов. Цветущий период академии — 1775—1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона. Московская Духовная академия (синодальный период) [ править править код ] В 1814 году академия была открыта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре , в специально для неё исправленных и подготовленных помещениях Троицкой Лаврской Семинарии. Для преподавания в неё были переведены 3 преподавателя из Славяно-греко-латинской академии. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов». В Троице-Сергиевой лавре академия оставалась до 1919 года: вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. Формально академия была переведена в Москву, где занятия со студентами «частным порядком» проходили до конца 1920-х годов. Московская Духовная академия (советский период) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_дух...

Чудов (Алексиевский, Архангело-Михайловский) монастырь в Кремле был основан митрополитом Московским Алексием в 1365 г. в память о чудесном исцелении жены хана Джанибека, Тайдулы, от слепоты и беснования. При нашествии Тохтамыша в 1382 г. монастырь был сожжен, затем в 1493 г. и в 1547 г. опустошен, но каждый раз восстанавливался. В XVI–XVII вв. он был известен под названием Великой лавры. Многие иноки монастыря занимались переводом книг Св. Писания на славянский язык, в XVII в. здесь производилась книжная справа. При патриархе Филарете в монастыре было учреждено греко-латинское училище. С 1744 г. в монастыре находилась кафедра московского архиерея, а в XIX в. часть зданий занимали Духовная консистория (до 1833 г.), Епархиальное попечительство и Цензурный комитет. Последний раз монастырь перестраивался в 1814 г., после ограбления и поругания наполеоновской армией в 1812 г. В монастыре было пять храмов: Чуда св. Архистратига Михаила (1358), свт. Алексия, митрополита Московского (1686), Благовещения Пресвятой Богородицы (1686), апостола Андрея Первозванного (1814), свт. Иоасафа Белгородского (1911). В начале XX в. братия монастыря составляла 49 монахов. В 1918 г. монастырь закрыли. С 1919 г. на территории монастыря действовали: кооператив «Коммунист», лудильная мастерская, библиотека. В декабре 1929 г. монастырь был разрушен. Алексия святителя церковь Алексия святителя храм, сооруженный в 1483 г. по благословению архимандрита Чудова монастыря Геннадия (впоследствии святителя Новгородского), перестраивался в 1680–1686 гг. по указу царя Феодора Алексеевича: в нем были устроены две церкви Алексеевская (для мужчин) и Благовещенская (для женщин), соединенные внутри арочным проемом, где находилась рака с мощами свт. Алексия. В 1906 г под храмом была устроена церковь прп. Сергия Радонежского, ставшая усыпальницей убитого в 1905 г. Великого князя Сергея Александровича. В 1929 г. храм свт. Алексия был разрушен. Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Новгородский Рождество-Богородицкий Антония Римлянина особножительный мужской монастырь основал в 1106 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010