Иеремия (Иродион Иванович Соловьев, 1799—1884) — впоследствии епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1841—1843), первый епископ Кавказский и Черноморский (1843—1849), епископ Полтавский и Переяславльский (1849—1850), епископ Нижегородский и Арзамасский (1850—1857), скончался схиепископом Иоанном, последние годы провел в затворе. Изданы отдельные его проповеди и незначительная часть духовных сочинений. Значительная часть его аскетических творений сохранилась в рукописях в личном фонде святителя Феофана в АРПМА. Богданова Т.А. Преосвященный Иеремия, епископ Нижегородский (1799–1884) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Письма епископа Феофана к Иеремии (Соловьеву) за 1864 г.//ОР РНБ Ф. 573. А II/307. Л. 318—321об. Димитрий (Климент Иванович Муретов, 1811—1883) — впоследствии епископ Тульский и Белевский (1851—1857), Херсонский и Одесский (1857—1874), Ярославский и Ростовский (1874—1876), скончался архиепископом Волынским и Житомирским. Рыбинский В. П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского.//Труды КДА. 1894. 4. С. 422. Макарий (Михаил Петрович Булгаков, 1816—1882) епископ Винницкий (1851—1857), Тамбовский и Шацкий (1857—1859), Харьковский и Ахтырский (1859—1868, 1862 — архиепископ), архиепископ Литовский и Виленский (1868—1879), скончался Митрополитом Московским и Коломенским. См. Справка, выписанная из дел Внутреннего правления КДА//ЦГИАУ. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 1884. Л. 8. Феофан (Петр Семенович Авсенев, 1810—1852) — впоследствии архимандрит (с 1846), инспектор Академии, настоятель церкви при Российском посольстве в Риме. Антонин (Андрей Иванович Капустин, 1817—1894) — впоследствии преподаватель Киевской духовной академии, с 1853 г. архимандрит, настоятель храмов при русских посольствах в Афинах (1850—1859) и Константинополе (1860—1865), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1865—1894), церковный деятель и ученый византолог, корреспондент святителя Феофана. Крутиков Иоанн, священник. Воспоминания о святителе Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Д. 1967. Л. 10об.—11.

http://bogoslov.ru/article/5073540

ж.-дор. ст. Дубно 35 вер., от почт. ближ. ст. Млынова 20 вер., от ближ. приход. с. Красного – 3 версты. Приход 5-го кл. Церковь во имя святого Архистратига Михаила. Построена в 1876 году на средства прихожан при пособии от казны. Деревянная, на каменном фундаменте, крыта жестью, с такою же колокольнею. Утварью недостаточна. Проводы бывают в Фомин понедельник. Копии метрич. книг хранятся с 1811 года, а испов. ведом. с 1825 года. Опись церк. имущества составлена в 1884 году, а старая опись сгорела в 1871 году. Земли: усад. и огород. 1 дес. 2,370 саж., пахот. 28 дес., сенок. 10 десятин; большая часть сенок. земли неудобна. На эти земли есть план и отдаточный лист от поземельной комиссии. Часть церк. земли захвачена крестьянами. Землёю теперь причт пользуется спокойно. Причт: свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 руб. и просфор. – 16 руб. Для свящ. дом нов и прочен, построен на его собственные средства (1500 руб.); хоз. постройки ветхи, кроме погреба, прочного и построенного на его же средства (100 руб.). Псаломщ. и просфор. живут в приписном селе. Владелец села – граф Солтан. Деревни прихода: Перекладовичи в 1 вер. и Подлозцы в 2 вёрстах. Дворов– 109¾, прихожан – 913 д. об. п.; рим.-катол. 1 д. ж. п. Свящ. – Павел Фомич Кульчицкий (с 1881 года, а на службе с 1877 г.) и псаломщ. – Феофан Венедикт. Остальский (с 1882 года). К этому приходу приписана церковь в с. Бильчи в 3 вёрстах. 809. с. Бильча 451 (при p. Стыри) волости Боремельской. Церковь во имя святого великомученика Димитрия. Построена в 1701 году на средства помещика Заурского. Деревянная, на каменном фундаменте, в 1882 году покрыта жестью, внутри и снаружи покрашена и обнесена каменною оградою на средства прихожан. При ней в 1879 году пристроена новая, деревянная колокольня. Утварью не достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1800 года, а испов. ведом. с 1824 года (кроме немногих). Опись церк. имущества составлена в 1884 году. Земли: усад., огород. и сенок. 18 дес. 416 саженей. Есть ветхий, бывший свящ. дом, где ныне живёт просфорня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Мою маму удочерил крестьянин хутора Сахарово Федор Поздняков, она стала Надеждой Федоровной Поздняковой и почти забыла свою семью. Младший, Павлик, попал в неблагополучную семью, из которой убежал и стал беспризорником. История о том, как он нашелся - удивительная. Старшие дочери отца Николая – Ангелина и Елена – спаслись благодаря замужеству. Так как они были достаточно по тем временам образованы, то устроились на работу в новые органы власти, и вышли замуж за большевиков. В 2015 году в Уфимском архиве нашли " Личное дело Елены Николаевны Милициной " , которое было открыто при ее приеме на работу в отдел металлов Уфимского губернского совнархоза 20 ноября 1919 года, когда Елене было 16 лет. В Регистрационной карточке, которую Елена заполнила 3 января 1920 года, в графе " семейное положение " Елена написала -   брат 10 лет (Константин), брат 8 лет (Николай), а потом - мать, отец. Похоже, в начале 1920 года Юлия Данииловна была еще жива, а про отца в семье не знали - жив он или нет, поэтому Елена написала его как живого. Два раза я писала в ФСБ РБ в надежде выяснить судьбу деда. Оба раза мне ответили, что сведений о священнике Николае Васильевиче Милицине у них нет. Так много открылось о нашей семье. Благодарю за это Бога! Рейтинг: 9.8 Голосов: 102 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список источников 1) Воспоминания Н.Д.Беккаревича " Оренбургские пожары 1879 года " . Журнал " Исторический вестник " 1904г. ноябрь, том 98 стр.999-1010. Санкт-Петербург, типография А.С.Суворина. 2) Перепись 1834 года о священнослужителях   некоторых населенных пунктов Челябинского уезда и их детях. (ГКУ Национальный архив РБ ф. И-138, оп.2, д. 499). 3) Ревизские сказки о священно- и церковнослужителях города Уфы и уезда 1811 и 1816 года.ГКУ Национальный архив РБ АИПС - Электронный архив. http://edoclib.gasrb.ru/#/?places=Yфa&mode=0&.. 4) ПСТГУ БД Новомучеников и Исповедников Российских. 5) Справочная книжка Оренбургского края на 1871 год. Оренбург, стр.120. 6) Адрес-календарь лиц, служащих в Уфимской губернии. Уфа. Печатано в Губернской Типографии, 1873, стр.14.

http://pravoslavie.ru/106526.html

Иславин Константин Александрович (1827–1903) — сотрудник редакции «Московских ведомостей» — 294 Ито — 325 Иуда (Искариот) — в Новом Завете один из апостолов, предавший Христа — 102, 136 Ишимова Александра Иосифовна (1804–1881) — детский прозаик, переводчица — 226 Казанская Ю. Ал., благотворительница — 274, 292 Калерия (Хвостова) (1811–1884) — игуменья Зачатьевского монастыря в Москве — 290 Калинин Павел Григорьевич (1810–1880) — бывший чиновник московской Казенной палаты; коллежский асессор, благотворитель — 245 Калинина Екатерина Александровна, благотворительница, жена П. Г. Калинина — 236, 245 Калинины — 245 Кандауров Д. Д., московский заводчик — 255 Канидий (Каченовский) — протоиерей петербургской церкви Удельного ведомства — 202 Капустин Платон Иванович (1815–1890) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1840), бакалавр (1842) и преподаватель (с 1844 г.) этой академии; протоиерей церкви Святого Никиты Мученика на Басманной; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) и Московского попечительства о бедных духовного звания — 272, 278, 281 Каракозов Дмитрий Владимирович (1840–1866) — революционер, в 1866 г. совершил покушение на императора Александра II; повешен — 127 Каратыгин Петр Андреевич (1805–1879) — артист Александрийского театра, драматург — 184 Карашевич Платон Иванович — протоиерей Исаакиевского собора, благочинный столичных церквей — 138 Карл Петрович, учитель плетенья корзин в петербургском Училище слепых воинов — 159 Каролина Густавовна, жена Н. П. Семенова — 188 Касаткин Иван Дмитриевич (отец Николай) (1836–1912) — автор публикуемого дневника; см. о нем выше в преамбуле к указателям — 116, 210, 241, 294 Касаткин Сергей, племянник отца Николая — 81, 121, 192, 235, 239, 313 Кассиан Римлянин — см. Иоанн Кассиан Катерина Александровна — см. Свербеева Е. А. Катерина Ивановна — см. Вениаминова Е. И. Катерина Семеновна — см. Демкина Е. С. Катков Михаил Никифорович (1818–1887) — публицист, журналист, редактор «Русского вестника» и «Московских ведомостей»; основатель (1868) и директор (1875–1887) Императорского лицея в память цесаревича Николая; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 183, 236, 254, 269, 271, 277, 282, 287, 294

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Мы не раз уже отмечали прямое и тесное соответствие, цельное единство его мысли и его жизни. Однако одно это единство еще не обеспечивает, увы, зрелой философии. Больше того, как мы тоже отмечали, кружково-салонная среда скорей мешала углублению мысли, уводя от строгих задач создания понятий и метода. Мысль Хомякова на славянофильском этапе – лишь «кружковая философия», где выдвигаются свежие, порой плодотворные идеи, однако их совокупность складывается разве что в идеологию, но отнюдь не в полноценное философское или богословское учение. Религиозно-богословский дискурс здесь, по сути, отсутствует, философский же пребывает на обрывочном и довольно дилетантском уровне. Затем наступает, однако, новый, зрелый этап; и в его стимулах, истоках мы снова видим единство мысли и жизни. Для Хомякова высшие ценности, движущие начала существования – не в отвлеченном мышлении, а в «жизни», в живом «великом организме», которому принадлежит человек и которым для него самого была православная Русь. Поэтому его мысль побуждается к развитию не проблемами теории, а жизненными запросами, которые, по пресловутой воинственности его духа, виделись ему большей частью в полемической плоскости – в защите прав, отстаивании смысла и ценности «великого организма». И в ходе событий, на первый план в этих полемических задачах все больше выходят религиозные и богословские вопросы, а обсуждение их приобретает глубину, весьма превосходящую уровень дилетантского и кружково-салонного дискурса. Центральную роль в этом переходе сыграл один биографический эпизод – переписка Хомякова с диаконом англиканской церкви Уильямом Пальмером (1811–1879). Принадлежавший к известному «оксфордскому движению», стремившемуся внедрить в основания англиканства экклезиологию и Предание единой Церкви до разделения, Пальмер в вопросах догматики и богослужения был полным сторонником православия. Особую симпатию его вызывали Русская церковь и Россия, где он побывал в 1840–43 гг., и с 1840 г. он начинает многолетние попытки перехода в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

«Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1873. Кратк.зам.Рук. для п. 1873.    86.     Сведения о св. евангелисте Луке и его писаниях. «Воскресное чтение», 1817.    87.      Лука. Б.п.ел. «Воскресное чтение», 1876.    88.     Св. апостол и ев. Лука и отличительные черты его Евангелия. «Душ.чт.», 1860.    89.     Троицкий. Св.апостол и ев.Лука. «Воскресное чтение», 1881.    90.     Герике. Евангелие от Луки. Введение в новозаветные книги. 1. 134—147.    91.      О св.евангелисте Иоанне Богослове и его Ев. «Воскресное чтение», 1801.    92.     Пример пастырской любви св.ап.Иоанна Богослова и обретение погибшего. Там же.    93.     Совет св.Иоанна Златоуста, как должно читать и слушать Евангелие Иоанново. Там же.    94.     Память св.ап. и ев.Иоанна Богослова. «Воскресное чтение», 1873.    95.      Св.апостол и ев.Иоанн Богослов. «Воскресное чтение», 1811.    96.     Жизнь св.апостола Иоанна Богослова. «Воскресное чтение», 1873.    97.      Пятикнижие Моисея и ап.Иоанн Богослов. «Воскресное чтение», 1874.    98.     Сольский. Св.Иоанн Богослов. «Воскресное чтение», 1880.    99.     Калинников. Св.ап. и ев.Иоанн Богослов. «Воскресное чтение», 1883.    100.    Св.Кирилл Александр. О побуждениях к написанию Ев. Иоаннова. «Воскрес­ное чтение», 12:45. Ср., «Воскресное чтение», 1801.    101.     Евангелие от Иоанна. Б.п.сл. «Воскресное чтение», 1875.    102.    Некоторые черты из жизни св.апостола и ев.Иоанна Богослова. «Христиан­ское чтение», 1844.    103.    Климент Александрийский. Предание о юноше, который, сделавшись разбой­ником, обращен был ап.Иоанном. «Христианское чтение» 1836.    104.    О дружестве Иисуса Христа со св.Иоанном. «Христианское чтение», 1826.    105.    Успенский. Деятельность св.ап.Иоанна Богосл. в Малой Азии. «Христианс­кое чтение», 1879.    106.    Он же. Св.Иоанн Богослов и писатель 4-го Ев. и Апок. Там же. 1880.    107.    Н.Молчанов. Писатель четвертого Евангелия по самому Евангелию. (Опро­вержение возражений отрицательной критики). «Христианское чтение», 1880.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3648...

Упомянул священник Ф.И. Васильев и о последней награде игумении Анфии (Тюлькиной), заключив: «Но Господь не судил ей получить награду на земле и от людей, уготовав воздаяние Сам и драгоценнее на небесах». с. 51] Отмечая заслуги игумении Анфии (Тюлькиной), нельзя также не упомянуть и о трудах настоятеля собора Казанской иконы Божией Матери (Казанского Богородицкого собора) Андрея Никитича Иорданского (1811 - 1880), переведённого «на протоиерейскую вакансию, упразднившуюся по случаю смерти протоиерея [Ф.Т.] Талантова при казанском женском монастыре» по предложению архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я./И./Г. Амфитеатрова) от 16 мая 1869 г. с. 424] и, по печальному стечению обстоятельств, покинувшего этот мир за два месяца до кончины настоятельницы - 18 сентября 1880 г. с. 618] Этот авторитетный священник и учёный - выпускник Московской духовной академии 1836 г., профессор философии в КазДС в 1838 - 1840 гг., долгое время служивший на церковном и общественном поприще и удостоенный множества наград, - долгое время участвовал в жизни Казанского Богородицкого женского монастыря. Так, ещё 25 сентября 1853 г. он был определён «благочинным казанского Богородицкого собора и Воскресенской церкви», однако уже 16 июля 1854 г. был уволен «от сей должности по казанскому собору» в связи с определением «благочинным 1 половины казанских градских церквей». с. 619] В период служения протоиерея А.Н. Иорданского произошли, в частности, положительные подвижки в части приобретения дома для монастырского причта. «В семидесятых годах, - отмечал протоиерей А.Ф. Зеленецкий, - вопрос о постройке церковных домов для причта возбуждён самим Казанским Архиепископом Антонием. Благочинный городских церквей 1 участка от 15 ноября 1873 года за 107 препроводил при отношении своём на имя настоятельницы монастыря Игумении Анфии Воззвание Высокопреосвященного Антония об устройстве для священно-церковнослужителей домов. Причём там, где есть в церквах значительные суммы денег кружечных и кошельковых, часть этих сумм может быть уделена, за удовлетворением нужд собственно церковных, и на устройство домов для причта.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

Уроженец Северной Венгрии. В 1823 г. Венелин переселился в Россию, где оставался до конца жизни, посвятив себя изучению истории и литературы болгар. Семья Самариных. – Речь идет о захоронениях известной дворянской семьи Федора Васильевича Самарина (1784–1853), шталмейстера при Императрице Марии Феодоровне, общественного и военного деятеля, и его супруги Софии Юрьевны Самариной (1793–1879). К 1902 г. на участке Самариных были захоронены родители Федора Васильевича: отец – майор Василий Николаевич Самарин (1741–1811) и мать – Мария Васильевна (урожд. кн. Мещерская, 1743–1810), а также шесть из девяти детей Федора Васильевича: отрок Александр (1826–1835), девица Екатерина (1825–1840), сыновья: Михаил, умерший в Неаполе (1824–1848), участник обороны Севастополя Владимир Федорович (1827–1872), известный философ, славянофил, историк, участник подготовки крестьянской реформы Юрий Федорович (1819–1876), публицист, общественный деятель Дмитрий Федорович (1831–1901); и родственница Федора Васильевича. См.: Саладин А.Т. Очерки истории московских кладбищ. М.,1997. С. 124–125, 128.) 75 (...преосвященные: Григорий... Нафанаил... – Григорий (Полетаев Лев Петрович, 1831–14.06.1914) – бывший епископ Омский и Семипалатинский. Родился в семье причетника Нижегородской губернии. Окончил Нижегородскую ДС и КазДА (1854); оставлен при Академии преподавателем по кафедре Св. Писания и еврейского языка. 10.10.1854 г. пострижен в монашество. 21.11.1854 г. рукоположен в иеромонаха. Магистр богословия (1855), утвержден в звании бакалавра КазДА. С 05.07.1857 г. помощник инспектора академии, с 22.09.1864 г. эконом, с 23.01.1865 г. экстраординарный профессор. С 03.04.1867 г. ректор Уфимской ДС с возведением в сан архимандрита. 05.09.1869 г. уволен от духовно-учебной службы. С 19.01.1872 г. преподаватель Владимирской ДС. С 27.04.1877 г. ректор Иркутской ДС. С 26.01.1888 г. старший член С.-Петербургского комитета духовной цензуры (СПбКДЦ). 03.02.1891 г. хиротонисан в С.-Петербурге во епископа Ковенского, викария Литовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Иванищев Николай Дмитриевич (1811–1874) – рус. юрист и историк, собиратель письменных памятников Иероним (II в. до н. э.) – сир. военачальник Иларион – др.-рус. писатель, Киевский митрополит из русских с 1051 Иннокентий III (1160 или 1161–1216) – с 1198 папа рим., всемерно укрепивший папскую власть, инициатор крестового похода против альбигойцев, автор ряда богословских сочинений Иннокентий Камчатский ( Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879) – миссионер рус. Америки, с 1840 – епископ Камчатский, Курильский и Алеутский, с 1863 – митрополит Московский Иоанн VI Палеолог (? – 1448) – визант. император с 1425 Иоанн Богослов – один из 12 апостолов, писатель четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 753) – визант. богослов, философ и поэт Иоанн Лейденский (ок. 1509–1536) – гол. анабаптист, вождь мюнстерской коммуны (1534–1535) Иоанн Салос (Салисберийский) (1115–1180) – англ. ученый схоласт Иов – ветхозав. страдающий праведник Иордан Христофор – историк готов VI в. Ипполит (первая пол. III в.) – православный епископ Рима. Средневековая рукописная традиция приписывала ему авторство большого числа сочинений догматического, канонического и литургического характера Ираклий (575–641) – визант. император с 610 Ирвинг Эдуард (1792–1834) – шотландец, основатель секты ирвингистов Ириней (между 130 и 140 – ок. 202) – епископ Лионский с 177, церк. писатель Исаак – ветхозав. патриарх Иуда – сын Иакова, родоначальник колена Иудина Иуда (Фаддей) – апостол, автор соборного послания, написанного в к. I в. Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885) – рус. историк, публицист Калед – см. Колье Каликст (III в.) – папа рим. Кальвин Жан (1509–1564) – церк. реформатор Кальдерон де ла Барка (1600–1681) – исп. драматург Калье Рене (1799–1838) – фр. путешественник по Африке Камбис I (ок. 600 – 559 до н. э.) – царь персов Камбис II – царь персов с 529 по 522 до н. э., отличавшийся жестокостью и деспотизмом Капер – доктор богословия из Штутдгарта, автор труда «О религиозном состоянии евангелической Германии»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

1783), еп. Дамаскин (Семёнов-Руднев; 22 сент. 1783 - 12 янв. 1794), еп. Павел (Пономарёв; 20 марта 1794 - 26 окт. 1798), архиеп. Вениамин (Краснопевков; 26 окт. 1798 - 17 марта 1811, до 11 нояб. 1804 в сане епископа), еп. Моисей (Близнецов-Платонов; 28 мая 1811 - 10 янв. 1825), Костромской еп. Самуил (Запольский-Платонов; 10 янв. 1825 - 28 февр. 1826, в. у.), еп. Мефодий (Орлов-Соколов; 28 февр.- 19 окт. 1826), еп. Афанасий (Протопопов; 23 окт. 1826 - 24 янв. 1832, впосл. архиепископ), еп. Амвросий (Морев; 1 февр. 1832 - 19 янв. 1835), еп. Иоанн (Доброзраков; 19 янв. 1835 - 13 янв. 1847 (повторно), впосл. архиепископ), архиеп. Иаков (Вечерков; 13 янв. 1847 - 20 мая 1850, до 3 апр. 1849 в сане епископа), Владимирский еп. Иустин (Михайлов ; янв.-сент. 1850, в. у.), еп. Иеремия (Соловьёв; 2 янв. 1851 - 11 июня 1857), еп. Антоний (Павлинский ; 20 июля 1857 - 29 авг. 1860, впосл. архиепископ), архиеп. Нектарий (Надеждин; 29 сент. 1860 - 21 янв. 1869, до 14 мая 1867 в сане епископа), еп. Филарет (Малишевский; 28 февр. 1869 - 7 февр. 1873), архиеп. Иоанникий (Руднев; 13 июня 1873 - 8 дек. 1877, до 14 февр. (27 марта?) 1877 в сане епископа), еп. Хрисанф (Ретивцев; 8 дек. 1877 - 23 мая 1879), еп. Макарий (Миролюбов; 23 мая 1879 - 7 июня 1885, впосл. архиепископ), еп. Модест (Стрельбицкий; 7 июня 1885 - 25 нояб. 1889, впосл. архиепископ), еп. Владимир (Петров; 25 нояб. 1889 - 7 мая 1892, впосл. архиепископ), еп. Владимир (Никольский; 7 мая 1892 - 29 дек. 1900), архиеп. Назарий (Кириллов; 20 янв. 1901 - 13 авг. 1910, до 6 мая 1909 в сане епископа, впосл. митрополит), архиеп. Иоаким (Левитский; 13 авг. 1910 - 10 апр. 1918, до 6 мая 1916 в сане епископа), архиеп. Евдоким (Мещерский; 21 окт. 1918 - 16 июня 1922, до 18 нояб. 1918 в. у. в сане архиепископа Алеутского), Балахнинский еп. Филипп (Гумилевский; 1922 - нач. 1924, в. у.), митр. Сергий (Страгородский; 31 марта 1924 - 27 апр. 1934, в кон. 1926 был арестован и доставлен в Москву, где продолжал пребывать после освобождения; впосл.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010