Скачать epub pdf Вместо предисловия Среди мыслящих людей нередко ведутся разговоры о том, что все ученые – неверующие. Конечно, это чистейшая ложь. Многие из нас знают иные, здравые суждения тех или иных ученых и писателей. Автору настоящих выписок давно хотелось собрать воедино эти драгоценные крупицы, и только сейчас он приводит в исполнение свой скромный замысел. Выписки будут даваться в алфавитном порядке фамилий ученых и деятелей культуры, чтобы легче было при случае найти нужную справку. Итак, с Божьей помощью приступаем к делу. В некоторых случаях будут даны пояснительные подстрочные примечания. Люботрудный читатель восполнит недостающее. Белинский В.Г. (1811–1848), литературный критик, публицист. Цит. по: В.Г. Белинский. Собр. соч., М., 1948, т. I: «Человек одарен бессмертной душой» (с. 15). «Бог создал человека и дал ему ум и чувство» (с. 30). «Поэт должен быть с умом мужа, сердцем младенца, ибо только они наследят царствие небесное» (с. 32). «Глинка (великий русский композитор; 1806–1857. – Прим. ред.) лучшими своими произведениями обязан религиозному вдохновению» (с. 76). «Когда материю ставят выше духа, то это ведет человечество к скептицизму, материализму, безверию, разврату и совершенному неверию истине при обширных познаниях» (с. 287). «Древний мир одряхлел; содержание его жизни было истощено... изнеможенное человечество алкало и жаждало обновления или смерти. А между тем в забытом углу мира (в Палестине) давно уже раздавался Божественный голос, кротко и любовно взывавший: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И пришел час – народы познали глас Пастыря, положившего душу Свою за овцы, и мир осенился знамением креста. Настал новый период человечества, период религиозный. Христианская религия дала обновленному миру такое богатое содержание жизни, которого не нажить ему в вечность; потому что все, что ни есть теперь, чем ни гордится, чем ни наслаждается современное человечество, – все это вышло из плодотворного семени вечных, непреходящих глаголов Божественной книги Нового Завета» (с. 458 – 459). «Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомненья; книга бессмертия, святая, книга вечной истины, – это Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги, в сознании ее живых непреходящих глаголов». (Из книги «Откуда пошла наука»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/k...

Бессарабия — область между Днестром и Прутом, принадлежавшая России с 1809 по 1917 г. — 429. Библиотека морская — библиотека в Севастополе, основанная адмиралом А. С. Грейгом; находилась на самом высоком месте города на Городской стороне — 111. Бирюков Павел Иванович (1860—1931) — биограф Толстого — 420. Бирюков П. И., «Биография Л. Н. Толстого» — 385, 389, 419, 427. Боборыкин Константин Николаевич (1829—1904) — в 1854 г. поручик артиллерии, впоследствии генерал-лейтенант, оренбургский военный губернатор и наказной атаман Оренбургского казачьего войска, затем орловский губенатор с 1876 до 1888 г. До занятия места оренбургского военного губернатора Боборыкин состоял при гр. Н. П. Игнатьеве в Китае, и был консулом в Урге — 282, 283, 408. Большая улица. См. Морская улица. Большой мост. См. Мост Большой. Большой Редут. См. Редут Новый. Боткин Василий Петрович (1811—1869) — писатель — 405, 406. Бригады: — Бригада 11 артиллерийская — 302, 304, 393. — Бригада 12 артиллерийская — 301, 304. — Бригада 17 артиллерийская — 304. — Бригада 14 артиллерийская — 419. — Бригада 20 артиллерийская — 284. Бриммер Эдуард Владимирович (1797—1874) — боевой кавказский генерал. В период Восточной войны был начальником артиллерии Кавказского округа (в 1848—1856 гг.). Его воспоминания напечатаны в «Кавказском сборнике», тт. 15—18. Толстой обращался к нему по служебным делам в ноябре 1852 г., когда был в Тифлисе — 283. Будищева батарея. См Батареи. Бульвар — бульвар в центральной нагорной части Севастополя, ныне известный под названием Мичманского, называвшийся тогда Малым в отличие от Большого, до осады находившегося на месте 4 бастиона (А. Н. Ершов, «Севастопольские воспоминания артиллерийского офицера», П. 1891, стр. 109). На нем находится упоминаемый в конце рассказа «Севастополь в мае» памятник Александру Ивановичу Казарскому (1797—1833), в виде римской триремы, в память подвига, совершенного находившимся под его командой бригом «Меркурием» в сражении с двумя турецкими линейными кораблями 14 мая 1829 г. — 19, 20, 22, 29, 52, 54, 55, 111.

http://predanie.ru/book/220794-sevastopo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЧ [наст. фам. Говоров] Александр Иванович (1783, г. Трубчевск Орловской губ., ныне Брянской обл.- 9.09.1848, г. Царское Село С.-Петербургской губ.), рус. философ. Учился в Севской ДС (1793-1803), в к-рой, по существовавшему в то время обычаю, сменил фамилию на Никифоров (в честь деда свящ. Никифора); по окончании семинарии отправлен в С.-Петербургскую учительскую гимназию, вскоре преобразованную в С.-Петербургский педагогический ин-т, где учился под фамилией Галич (по семейному преданию, фамилия его предков). В педагогическом ин-те философию читал проф. П. Д. Лодий. Когда в 1808 г. Г. в числе 12 лучших студентов был направлен в Германию для приготовления к профессорской кафедре по философии, Лодий составил инструкцию об «опасности пустых умствований» и «мистических заблуждений», к-рой Г. должен был руководствоваться в обучении. Ко времени отъезда кроме древних языков, греч. и лат., в к-рых Г. преуспел еще в семинарии, он владел нем., знал франц., итал. и испан. языки ( Никитенко. С. 8). В Германии Г. учился в Хельмштедте у Г. Э. Шульце, затем в Гёттингене у Ф. Бутервека, познакомился с философией Ф. В. Й. Шеллинга и стал ее страстным поклонником. По сведениям А. В. Никитенко, лично знакомого с Г., по окончании учебы ему было разрешено продлить заграничное пребывание и он побывал в Лондоне, Париже, Вене и др. городах и вернулся в Россию в кон. 1812 г. Но, по офиц. документам, он уже в 1811 г. был назначен на должность преподавателя философии. 23 февр. 1812 г. Г. представил диссертацию, к-рая была одобрена конференцией педагогического ин-та, но не рекомендована к печати «по множеству содержащихся в ней новых и либо никем, либо самым малым числом философов принятых умозрений» (Там же. С. 17). Одним из рецензентов был шеллингианец Д. М. Велланский, к-рый отзывался с похвалой о диссертации, но критиковал ее язык. Диссертация Г. не сохранилась, вопрос о ее содержании остается открытым. В книге Никитенко в качестве приложений приведены отрывки из диссертации (С. 88-92) и «Представления Галича на конференцию… 23.12.1812» (С. 92-94). В этих отрывках заметно сильное влияние философии Шеллинга; Г. писал, что философия «начинается отрешенным (absolutum), сопровождает двойственное откровение оного в духе и природе и замыкается в организующей методе своей…» (С. 92); та же мысль изложена в «Представлении…» в иной редакции: «…что носит в себе и содержит мир, находится вне его, и столько же мало вмещается в природу, как и в интеллигенцию. Бог держит цепь в руках, но ею Он не связан» (С. 90).

http://pravenc.ru/text/161547.html

Но главными представителями западничества были Белинский, Герцен и Михаил Бакунин. Каждый из них был яркой индивидуальностью, каждый оставил богатое литературное наследство и наложил свою неизгладимую печать на  дальнейшие судьбы русской культуры. Я упоминал уже, что, будучи философски менее оригинальными, западники наложили большую печать на облик русской интеллигенции, чем славянофилы, которым суждено было быть недопонятыми.   В. Г. БЕЛИНСКИЙ Виссарион  Григорьевич Белинский (1811—-1848), прозванный за свою пламенность «неистовым Виссарионом», был ведущим русским литературным критиком, законодателем литературных оценок своего времени, к слову которого прислушивалась вся причастная литературе Россия. В его оценках немало промахов, но он обладал несомненным критическим чутьем и силой убеждения, и мы в значительной степени досих пор оцениваем Пушкина,  Лермонтова, Гоголя сквозь призму оценок Белинского. Но он был больше чем только литературным критиком — он был прирожденным трибуном, глашатаем общественных идеалов, почти что общественной совестью тогдашней России. Будучи философским дилетантом, он обладал тем не  менее способностью схватывать нравственный смысл влиявших на него учений. Вообще для него характерна крайняя обостренность нравственной совести, соединяемая с фанатичной нетерпимостью к инакомыслящим, — комбинация  качеств, характерная для значительной части русской интеллигенции. Я  не буду излагать историю его увлечений сначала Шеллингом, затем Фихте, затем Гегелем (здесь он следовал за историей увлечений Бакунина) и, наконец, утопическим социализмом. Об этом слишком много писалось. Но важно отметить два обстоятельства: почти до последних лет своей жизни он был философским идеалистом, но делал из идеализма выводы, обратные выводам славянофилов: он с самого начала оставался на почве секуляризма и был исповедником внецерковного, адогматического христианства. И вовторых, он был персоналистом: в центре его мировоззрения, при всех сменах его философских кумиров, всегда стояла человеческая личность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Theologie des Alten Testaments von Dr. G. Fr. Oehler. Zweite Auflage. Stuttgart. 1882. Itinerarium Antonini Augusti et Hierosolymitanum. Ex. librus manuscriptis ediderunt G. Tarthey et M. Pinder. Berolini. 1848. См. в наш. сочинении стр. 69. Пейтингеровой карты издания см. на стр. 69 и 71. Lexicon linguae Copticae studio Amedei Peyron. Taurini. 1835. Die Israelitische Bibel. Enthaltend: Den heiligen Urtext, die deutsche Uebertragung, die allgemeine Erläuterund. Herausgeg. v. Dr. L. Philippson. Erster Theil. Die Fünf Bücher Moscheh. Zweite Ausgabe. Leipzig. 1858. C. Ptolemaei geographie. Ed. Nobbe. Lipsiae. 1843. Quatremère. Mémoires géographiques et historiques. T. I–II. Paris. 1811. Palästina. Raumer. см. на стр. 32. Handwörterbuch des Biblischen Altertums für gebildete Bibelleser. Herausgegeben von Dr. E. C. A. Riehm. Bielefeld und Leipzig. 1877 (издание выходит выпусками, и в настоящее время доведено до слова Wahrsager). Die Erdkunde im Verhältuiss zur Natur und zur Geschichte des Menschen. Th. I-XXIII. Berlin. 1822–1859. E. Robinson. Palästina und die südiich angrenzenden Länder. R. 1–111. Halle. 1841. Handbuch der biblischen Alterthumskunde, von E. F. K. Rosenmüller. B. I–IV. Leipzig. 1823–1830. Die Landenge von Sues. Zur Beurtheilung des Canalprojects und des Auszungs der Israeliten aus Aegypten. Von M. I. Schleiden. M t 6 Tafeln und einer Karte des nordoestlichen Aegypten. Leipzig. 1858. Bibel-lexicon. Realwörterbuch zum Handgebrauch für Geistliche und Gemeindeglieder. Herausgegeben von D. Schenkel. T. I-V. Leipzig. 1869–1875. A Dictionary of the Bible comprising its antiquities, biography, geography and natural history. Edited by W. Smith. In three volumes. London. 1863. Lectures on the History of the Iewich Church. By A. P. Stanley, dean of Westminster. Part. 1–111. Eighty edition. London. 1880. Στραβωνος Γεωγραφικων βιβλοι ιζ имелись в Амстердамском издании Strabonis Geographia cum notis Casauboni et aliorum. Amstelaedami. 1707. T. I–II) и в русском переводе География Страбона в семнадцати книгах. Перев. с греческого с предисловием и указателем Ф. Г. Мищенко. Москва. 1879). Греческий текст отмечается по страницам боковым, с указанием книги, главы и пункта.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Герцог Орлеанский – Имеется в виду Луи Филипп (Louis Philippe) (1773–1850), герцог Орлеанский, король Франции в 1830–1848 гг. 495 Имеется в виду Франсуа Шарль Жозеф Бонапарт («Римский король») (1811–1832), сын Наполеона и Марии Луизы Австрийской. 497 Виленское воеводство – До 1801 г. территория Виленской губ. входила в состав Виленского наместничества. 498 Весталка – в Древнем Риме одна из шести жриц богини огня Весты, в обязанности которых входило поддержание в храме огня, считавшегося священным. 499 Полк колонновожатых – создан в 1796 г. в качестве личной охраны Наполеона Бонапарта. В походе в Россию Наполеона сопровождала элитная рота колонновожатых (guides) Главной императорской квартиры. 500 Дунин-Вонсович (Dunin-Wasowicz) Станислав (1785–1864) – граф. В 1812 г. лейтенант 1-го полка шеволежер-пикинеров Императорской гвардии, состоял переводчиком при походной Канцелярии императора. Автор неизданных мемуаров " Pamietniki» («Воспоминания»). 501 Белицы – Белица, местечко Лидского уезда Виленской губ. В Сморгонь Наполеон прибыл из Белицы (см. комм. к с. 300). 503 Мамелюки – В ходе Египетской экспедиции генерал Бонапарт создал в 1799 г. в составе Восточной армии отряд мамелюков, сформированный из проживавших в Египте белых воинов-христиан (мамлюков). После завершения военной операции мамелюки обосновались во Франции в районе Марселя. С 1801 г. из мамелюков был создан эскадрон, который в 1803 г. сокращен до роты. В 1812 г. мамелюки участвовали в походе в Россию в составе полка конных егерей Императорской гвардии, но находились в резерве и не участвовали в боевых действиях. Личный состав мамелюков имел восточную одежду и оружие. 504 Рустан, – Рустам Раза (Roustam Razas) (1782–1845), мамелюк. Армянин по национальности, родившийся в Грузии. Ребенком был похищен в рабство. С 1799 г. в качестве личного телохранителя находился при генерале Бонапарте, затем при особе первого консула Бонапарта, а позже – императора. В 1812 г.– личный мамелюк Наполеона при Главной императорской квартире.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В течение XVIII в. историко-археологические исследования носили характер «энциклопедический» или, как бы сказали сейчас, «плюридисциплинарный». Главные научные учреждения находились в Петербурге, на Юге России активно работали местные музеи. В эту эпоху сложилась практика самые важные находки отправлять в Эрмитаж, остальными пополнялись местные музеи. В течение 1-й пол. XIX в. археология становится дисциплиной классической античности. Греко-римские древности изучались в духе эстетики Иоганна Иоахима Винкельмана. Античные города на Юге России на многие десятилетия станут основными центрами полевой археологии, которая выработает методы и технические приемы для других отраслей археологии 2465 . Отметим, что в то время связи России с ученым миром западноевропейских стран были очень легкими и естественными: публикации часто появлялись параллельно на русском и немецком или французском языках, а иногда и на латыни 2466 . Сведения о раскопках в России с легкостью распространялись по Европе 2467 . 4. Христианские памятники Археология искусства. Современные российские историки искусства и археологи, говоря об изучении памятников культуры Средневековья, часто используют термин «художественная археология» 2468 . Этот термин близок к тому, чтó в XIX в. в России называли «археологией искусства», заимствуя его из немецкого: Kunstarchäologie, Archäologie der Kunst. B κ. XVIII–XIX в. в России началась большая работа по сбору сведений и документации о христианской архитектуре и искусстве, прежде всего эпохи Средневековья. В 1810–1811 гг. Академия наук организовала экспедицию в древние русские города под руководством художника и археографа Константина Матвеевича Бороздина (1781–1848). В программу входило посещение Киева, Чернигова, Ладоги. Результатом этой работы стали четыре больших альбома рисунков и планов 2469 . В н. 20-х гг. XIX в. П. Кеппен составил список различных русских памятников (фрески, мозаики, рукописи), важных для истории искусства и палеографии. Он присоединил к ним и греко-римские памятники, найденные в Причерноморье 2470 . Архитектор Ф. Ф. Рихтер собрал и издал чертежи и рисунки памятников древнерусской архитектуры 2471 . Собранная документация была важна и для исследовательской работы, и для реставрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Слово в неделю четвертую по пятдесятнице (Говорено в Александроневской лавре; напечатано отдельно 22 и в собр. 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.). 1811 год Оброцы греха, смерть: дарование же Божие, живот вечный, о Христе Иисусе Господе нашем. Puм. VI. 23 . Некогда имя «греха» было для христиан так ужасно, как проклятия и казни. Апостол Иаков, желая одним ударом сокрушить гордость хвалящагося ведением истины, но живущаго по плоти человека, сказал только, что ему грех: «Ведущему добро творити, и не творящему, грех ему есть» ( Uak. IV. 17 ). Ныне многие содрагаются при имени безчестия, урона, смерти: мысль о грехе, подобно привидению, не тревожит более просвещеннаго века. Так ли совершается в нас предсказанное пророками о царстве Мессии: «яко да обетшает согрешение» ( Дah. IX. 24 )? Ах! Согрешение обетшавает в нас не так, как старая одежда, которую повергают к ногам, когда облекаются в новую; но так, как застарелая болезнь, в которой чувствование боли притупляется временем, и которую мало наконец отличают от здравия 23 . Столь опасная привычка подкрепляется столь же бедственною недальновидностию, с каковою мы смотрим только на прелестную личину, под коею грех нам является; но не проникаем в истинное свойство его, и не соединяем с ним его последствий. Что такое наши недостатки, бедствия, смерть? – Говорят 24 : несовершенства природы, действия случаев, удары судьбы! – Так-то самолюбие удобнее позволяет нам хулить Бога, нежели находить источник зла в себе самих. Правда Божия, слушатели, не имеет нужды в нашем оправдании. Но неправда наша должна быть обнажаема для нашего же от Бога оправдания. На сей конец, сообразно настоящему чтению из Апостола, откроем по возможности необходимый союз греха со смертию, «оброцы греха смерть», и пагубному обольщению греховнаго состояния противоположим преимущества состояния благодатнаго: «дарование Божие, живот вечный, о Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим.6:23 ). «Бог, – как говорит Премудрый, – смерти не сотвори» ( Npeм. I. 13 ). От источника жизни могло ли что проистечь, кроме жизни? Дав бытие ничтожеству, Он дал бытию закон, по которому бы оно действовало ко благу: действование по сему закону есть жизнь .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЭНДМАРКИЗМ [От англ. Landmark - межевой знак, ориентир], течение в амер. баптизме, сторонники которого полагают, что истинной церковью является только местная и «видимая» конгрегация. Термин «лэндмаркизм» возник на основе интерпретации ст. 22. 28 из Книги Притчей Соломоновых: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» - и наиболее полное разъяснение получил в книгах «Восстановление старых ориентиров» (An old Landmark Re-set (Murfreesboro, 1854)) Дж. М. Пендлтона (1811-1891) и «Старый лэндмаркизм: Что это такое?» (Old Landmarkism: What Is It? (Memphis, 1880)) Дж. Р. Грейвза (1820-1893). Доктрину Л. сформулировал незадолго до начала Гражданской войны в США Грейвз - баптист. проповедник, а также издатель и главный редактор газ. «Баптист Тенесси» (Nashville) с 1848 по 1889 г. В течение 30 лет он был ключевой фигурой в баптист. дебатах и дискуссиях с представителями др. деноминаций. Импульс для развития теологии Л. дали сразу неск. событий, происходивших в течение 10-30-х гг. XIX в. Во-первых, быстрое распространение методизма по юж. штатам; во-вторых, движение баптистов, сторонников А. Кэмпбелла (1788-1866), к-рый отрицал авторитет ветхозаветных установлений для христиан и призывал к восстановлению и развитию только той церковной практики, к-рая имеет подтверждение в НЗ. Грейвз был также встревожен сообщениями о том, что нек-рые баптист. церкви считают действительным «чужое крещение» (alien immersion), допускают «обмен кафедрами», т. е. разрешают проповедовать у себя представителям других христианских конфессий, а также создают с ними совместные воскресные школы и проводят объединенные церковные собрания. В 1852 г. Грейвз и его сторонники поставили перед баптист. общинами вопрос о том, какое крещение является истинным. И вскоре сами дали на него ответ: только крещение, проведенное баптист. проповедником. Принимая новых членов, к-рые были крещены пресвитерианами, методистами или клириками из др.

http://pravenc.ru/text/2561018.html

Ut enim quisque meminerat, et ut cuique cordi erat, brevius vel prolixius, eamdem tamen explicare sententiam, ita eos explicasse manifestum est). Ibid., n° 27, col. 1090. 67 „Spiritui Sancto mentem fuisse nos docere, quomodo ad coelum eatur, non quomodo coelum gradiatur“. Приписываемое Галилею Lettera alia Granduchessa di Toscana, Opere, Milano, 1811, t. XIII,p. 23. Аналогичное выражение находим y Людовика Гренадского, Guia de peccadores, I, XV, § 1, Obras, 1848, t. I, p. 56. – „In Scriptura homo hujusmodi non eruditur sed de scientia animae“, сказал Петр Ломбард, 1. II, dist. XXIII, 3, t. CXCII, col. 701. 68 „Multa in Scripturis Sanctis [dicuntur] juxta opinionem illius temporis quo gesta referuntur, et non juxta quod rei veritas continebat“ (В святых писаниях o многом говорится сообразно не с истиною дела, а применительно к воззрениям того времени, к которому относятся изображаемые события), говорит бл. Иероним, In Jerem., 1. X, с. XXVIII, 10, t. XXIV, col. 855. Он упрекает LXX, в этом месте, за то, что они не дали Анании названия пророка ( Иер.28:10 ), как это делает оригинальный текст, „потому, конечно, чтобы не показалось, что они признают пророком того, кто не был пророком“ (ne scilicet prophetam viderentur dicere, qui propheta non erat). Писание дает ему название пророка, потому что оно приспособляется к ходячему языку. См. также бл. Иеронима, In Matth. XIV, 8, XXVI, col. 98, по поводу одного исторического факта. 69 „Он уловляет мудрецов их же лукавством“. Иов.5:13 . – Бл. Августин очень хорошо сказал касательно этого вопроса: „Non pro auctoritate divina istam sententiam (Baldadi, Job. XXV, 4–6 ), recipiendam esse existimo: non enim eam ipse Job enuntiavit... sed unus ex ejus amicis, qui... divina sententia reprobati sunt. Sicut autem in Evangelio, quamvis verum sit omnino quod dicta sint, non autem omnia quae dicta sunt vera esse creduntur, quoniam multa a Judaeis falsa et impia dicta esse, verax Evangelii Scriptura. testatur: sic in hoc libro... non solum quid dicatur, sed a quo etiam dicatur; considerandum est“ (Я полагаю, не по божественному авторитету следует. принять эту мысль (Валдада); ведь ее высказал не сам Иов, но один. из его друзей, которые были отвергнуты божественным приговором. Как в Евангелии не все, однако, считается истинным, что было сказано, хотя совершенно верно, что было оно сказано, так как истинное евангельское Писание свидетельствует, что много было сказано иудеями ложного и нечестивого, так и в этой книге.., нужно обращать внимание не только на то, что говорится, но кем еще говорится). Ad Orosium, adversus. Priscillianistas, 9, t. XLII, p. 676–677. Cm. все место.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010