1894. 10 Напр. Н. К. Надлер, «Император Александр I и идея священного союза», изд. 2-е, Харьков, т. I, 1886, стр. 9, 12. 12 «Доклад комитета о усовершении духовных училищ и начертание правил об образовании сих училищ и содержании духовенства, при церквах служащего, с приложением именных высочайших указов, по сему предмету последовавших», Спб. 1609. – Е. М. Прилежаев, «Царствование Александра I в истории русской духовной школы», «Христ. Чтение», 1878 г, 1–2, стр. 253–275. – Π. В. Знаменский, «Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I», Казань 1878. – И. А. Чистович , «История с.-петербургской духовной академии». Спб. 1857, стр. 163 и след. – В. Аскоченский, «История киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году», Спб. 1863. 14 «Собрание поучительных слов, в разные времена проповеданные святейшего правительствующего синода первенствующим членом Амвросием, митрополитом новгородским и с.-петербургским, свято-троицкой александроневской лавры священноархимандритом и разных орденов кавалером», Москва 1825. Часть IV, стр. 101–110. «Слово XI, надгробное, при погребении преосвященного Амвросия. архиепископа московского и калужского, убиенного возмутившейся во время моровой язвы московской чернью». 17 Н. И. Полетаев, «К истории духовно-учебной реформы 1808–1814 гг. Проект митрополита Евгения Болховитинова , его записки о духовных школах и значение его проекта по отношению к уставу духовных академий, семинарий и училищ 1814 года», – «Странник» 1889 г. VIII и IX. 20 «Очерк жизнеописания высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита московского и коломенского», изд. 2-е, М. 1869. 21 «Из воспоминаний покойного Филарета, митрополита московского», М. 1868 (из «Православного Обозрения» 1868 г.). 23 А. Е. Дубровин, «Русская жизнь в начале XIX века», в «Русской Старине» 1898 г., IV, 500; 1899 г., П, 482. 483. 24 В. К. Надлер, «Император Александр I и идеи священного союза» Харьков, т. III 1857, стр. 131; т. V, 1892, стр. 129. 26 «Полное Собрание Законов» « , 1814 г., 25.674, 25.675 и 25.676; также 25.658 а.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Академик Солнцев, Ф. Г. (1801–1892) — археолог и живописец, с 1835 года академик Академии художеств. С 1843 года и до 1853 он работал в Киеве; открыл там фрески XI века в Софийском соборе и принимал участие в их реставрации. См. П. Лебединцев, Возобновление Киево-Софийского собора в 1843–1853 гг. Киев, 1879. 382 Пешехонов, Иван — незначительный живописец 1850-1870-х годов. 383 Лассировка — особый прием живописной техники, при котором поверх основных густых тонов наносятся прозрачные краски. 384 …см. письма, изд. А. Н. Муравьевым…— Лесков имеет в виду следующее издание: «Письма митрополита московского Филарета к А. Н. М. 1832–1867», Киев, 1869. Письма обращены к известному духовному писателю и поэту А. Н. Муравьеву (1806–1874). О нем Лесков писал в статьях: «Синодальные персоны» — «Исторический вестник», 1882, и «Таинственные предвестия» — «Новь», 1885, т. III, стр. 613–628. 385 С. П. Алферьев (1816–1884) — профессор медицинского факультета Киевского университета в 1844–1864 годах, дядя Лескова по матери. «В доме дяди, — писал Лесков впоследствии, — … я встречался почти со всеми профессорами тогдашнего университетского кружка и, несмотря на мою едва начавшуюся юность, пользовался от некоторых из них благорасположением и даже доверием» («Исторический вестник», 1882, стр. 441). Вероятно, с помощью Алферьева Лесков посещал некоторые лекции в университете. 386 Н. Я. Чернобаев (1797–1868) — генерал-штаб-доктор войск 4-го и 5-го пехотного корпуса во время Крымской кампании, видный деятель отечественной медицины. 387 Дмитрий Гаврилович Бибиков (1792–1870) — генерал-губернатор в Киеве в 1837–1852 годах. 388 Исидор (Никольский, 1799–1892) — митрополит киевский в 1858–1860 годах; см. также стр. 678. 389 Арсений (Москвин, 1795–1876) — митрополит киевский в 1860–1876 годах. 390 Филофей (Успенский, 1808–1882) — митрополит киевский в 1876–1882 годах. 391 Штунда — см. стр. 639. 392 Мельхиседек. — Бывший настоятель Киевского Николаевского монастыря, архимандрит Мельхиседек утонул 26 августа 1878 года во время прогулки по Днепру. Его сопровождало довольно большое общество — до 20 человек, в том числе «дамы с детьми и прислугой», как сообщалось в газетах («Церковно-общественный вестник», 1878, 17 сентября, стр. 4). 393

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

690. с. Судобичи (при ручье) волости Судобичской. Церковь во имя святых чудотворцев и бессребреников Косьмы и Дамиана. Построена в 1878 году на средства прихожан. Деревянная с такою же колокольнею на кам. фундаменте. Утварью, ризницей и богослуж. книгами достаточна. Испов. ведом. хранятся с 1870 г. Опись церковного имущества составлена в 1880 году. Земли: усад., огород., пахотн. и сенок., за неимением плана, количество точно неизвестно. Есть только план на часть церк. земли, отмежёванную взамен взятой под жел. дорогу. Для псаломщ. дом и хоз. постройки построены на средства прихожан. Крупный землевладелец – граф Берг. Деревня прихода Замчиско в 3 вёрстах. Дворов – 49¼, прихожан – 396 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Носовицы в 6 вёрстах. Препятствий к сообщению нет. 691 . с. Плоска 347 (при ручье Гальке) волости Судобичской, от Житомира 201 вер., от Дубно ближ. ж.-дор. и почт. ст. 12 вер., от ближ. приход. с. Страклова 9 вер., с. Тростянца – 6 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1884 году на средства прихожан. Деревянная, с такою же колокольнею, нова. Утварью и ризницею достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1816 года, а испов. ведом. с 1808 года. Опись церк. имущества составлена 16 декабря 1816 года. Земли: усад. с огород. 2 дес. 73 саж., пахот. 17 дес. 1,945 саж. и сенок. 14 дес. 1,400 саженей. На эту землю имеются план, а также эрекция, данная в 1733 году помещиком, князем Сангушко и хранящаяся в архиве Волын. дух. Консистории. Землёю причт пользуется спокойно. Земля находится в удобных местах. Причт: свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 руб., поном. – 38 руб. и просфор. – 16 руб. До 1875 года священник жил в ветхом доме, построенном прихожанами, а в 1875 году прихожане купили для него новый дом у священнической вдовы, просфорни Иулиании Далькевич, а ветхий дом уступили последней с тем, чтобы и земля, находящаяся при новом доме, заменена была церковною землёю, находящеюся при уступленном доме; но земля эта не проверена и на план не снята. Хоз. постройки для священника, принадлежащие прихожанам, исправлены на их же средства в 1878 году. Для псаломщ. и поном. имеется старый дом, построенный на средства прихожан, а хоз. построек нет. Церковь стоит в конце села. Дворов – 62¼, прихожан – 501 д. об. п. Священник – Орест Осип. Лясковский (с 1881 года, а на службе с 1880 года), псаломщ. – Антон Авксент. Александрович (с 1886 года) и поном. – Иван Мат. Гриневич (с 1871 года). Церковно-приход. школа сущ. с 5 октября 1887 года. К этому приходу приписана церковь в с. Семидубах в 3 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Тёплое. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты В 1853 г. дер. Сретенская церковь сгорела, в следующем году начато строение ныне существующей каменной церкви о трех престолах, из коих престол в приделе Никольском освящен был в 1859г., а в настоящей — Сретенской в 1878 г.Церковь возведена в 1854-1878 годы на средства прихожан. Здание включает квадратный в плане основной объем с полуциркульной апсидой, прямоугольную трапезную и трехъярусную колокольню. Завершение церкви и колокольни утрачены. В оформлении северного и южного фасадов второго светового яруса церкви, а также второго яруса колокольни использован мотив аркатурного пояса. Третий ярус колокольни прорезан по сторонам света арочными проемами звона. Объем колокольни по всей высоте обработан пилястрами. Информация с сайта " Храмы России " В 1659 году данковский воевода Иван Хомяков официально дал «добро» служилым людям «нововерстанным» (то есть не так давно определенных в чин детей боярских) рейтарам Белгородского полка – Сергею Тимофеевичу Дехтереву «со товарищи» осесть на земле близ Теплинского Липяга «на Теплинских колодезях» (липяг – небольшая рощица в степи, колодезь – источник, родник). Тёплое в качестве села с церковью Сретения Господня упоминается в окладных книгах 1676 г., где показано: «У тое церкви двор попов, двор дьячков, церковные земли дватцеть четвертей, сенных покосов на десеть копен; в приходе: шестьдесят дворов детей боярских, шестнатцеть дворов бобыльских и всего семьдесят восмь дворов». Вместо обветшавшей Сретенской церкви, в 1752 г. построена была новая Сретенская же церковь с приделом Никольским, об освящении которой в сентябре того же года и просил иер. Никифор Иванов. В августе 1807 г. иер. Пётр Васильев с приходскими людьми преосв. Амвросия просили о дозволении им устроить, вместо ветхой, новую о трёх ярусах колокольню и исправить самую церковь. На устройство колокольни дано было разрешение; но починка церкви воспрещена на том основании, что «сия починка видится таковою же, как бы устроить и вновь всю церковь». Разрешение последовало на поправку церкви только после вторичной о том просьбе, поданной прихожанами и июле 1808 г.

http://sobory.ru/article/?object=10732

10) Благочинный 31-й пехотной дивизии протоиерей Афанасий Левицкий за отличное мужество в сражениях с турками у города Плевны 158 . 11) Священник 1-го пешего пластунского батальона о. Александр Датадзе за отличное мужество и ободрение воинских чинов во время напутствия раненых и умирающих в Кобулетском отряде в войну 1877–1878 гг. 159 12) за отличие в Турецкую кампанию 1877–1878 гг. Священник 4-го уланского Харьковского полка о. Андрей Громаковский Священник 12-го пехотного Великолуцкого полка о. Иоанн Лебедев Протоиерей 1-го уланского Его Величества полка о. Симеон Белявский Священник подвижного лазарета о. Феоктист Брижовский Протоиерей 118-го Шуйского пехотного полка о. Алексей Кузнецов Священник 64-го пехотного Кавказского полка о. Капитон Соколов Священник 15-го драгунского Тверского полка о. Косьма Миролюбов Священник 1-й Кутаисской дружины о. Иоанн Кохалишвили Священник подвижного лазарета о. Феофилакт Романов Священник 69-го пехотного Рязанского полка о. Василий Судаков Священник 9-го Сибирского гренадерского полка о. Вакх Гурьев Протоиерей лейб-гвардии Семеновского полка о. Евстафий Крюков 26) Протоиерей Одесского егерского полка о. Михаил Кузьминский в воздаяние примерно-ревностного исполнения своих обязанностей и за самоотвержение во время действий против неприятеля 3 июля 1855 г. 27) Священник 2-й Восточно-Сибирской бригады о. Владимир Актов за мужество в делах с китайцами в 1900 г. 28) Священник Приморского драгунского полка о. Владимир Волочков за отличное мужество в ту же войну. Священники, пожалованные орденом Анны 3-й степени за военные отличия 1) Священник Ширванского пехотного полка о. Пантелеймон Бодридзев за хладнокровие и самоотвержение во все время военных действий в 1807 и 1808 гг. с персами, когда он находился безотлучно с полком, служа примером воинским чинам и подавая помощь раненым под выстрелами 162 . 2) Священник Кременчугского пехотного полка о. Василий Златковский за неустрашимость (во все продолжение осады крепости Силистрии) в войну с турками 1828 и 1829 гг., когда он в цепи и в траншеях под страшным огнем неприятеля везде внушал воинам мужество 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

2224 Мелетия III, 430. Маты I, 634. (Русский перевод не точен. См. греческий подлинник, 295). Кстати сказать, по достоверным сведениям оказалось, что перевод Маты сделан не профессором И. Е. Троицким как мы наклонны были думать, и как мы замечали об этом раньше (стр. 189), а кандидатом петербургской Академии Сахаровым, некоторое время служившим при афинской миссии. 2225 Гедеона, 32–34. Слич. проф. Е. Е. Голубинского : История русской церкви I, 235–236. Все же греческие епископы начинают носить митры не только в своих епархиях, но даже и в сослужении патриарху в самом конце XVIII века. Μακραος (Sathas Bibl. Gr. III), 309. 2226 Мелетия, III, 429–430. Мата, I, 633 почему-то приписывает вышеуказанное деяние не Рафаилу, а Тимофею I. 2228 Попадопуло-Керамевса: «Феофан патриарх константинопольский» (Журн. Мин. Нар. Просвещ., 1894. Май, стр. 9). 2232 Досифея. История патриархов иерусалимских, 1170. Мелетия III, 418. Маты I, 640–641 (Греческий подлинник, 126–127). 2243 λληνικς φιλολογικς σλλογος (в статье Параники: «По вопросу о перекрещивании, возникшем в 18 веке)», τμος X, σελ. 33. 35. Константинополь, 1877. 2253 Вот хронологический перечень этих патриархов: Софроний II, 1774–80 г.; Гавриил IV, 1780–85; Прокопий, 1785–89; Неофит VII, 1789–94; Герасим III, 1794–97; Григорий V, 1797–98; Неофит VII, во 2 раз: 1798–1801; Каллиник V, 1801–7; Григорий V, во 2 раз: 1806–8; Каллиник V, во 2 раз: 1808–9. Иеремия IV, 1809–13; Кирилл VI, 1813–18; Григорий V, в 3 раз: 1818–21; Евгений II, 1821–22; Анфим III, 1822–24; Хрисанф, 1824–26; Агафангел, 1826–30; Константий I, 1830–34: Константий II, 1834–35; Григорий VI, 1834–40; Анфим IV, 1840–41; Анфим V, 1841–41; Герман IV, 1842–45; Анфим V, 1842–45; Мелетий III, в 1845 г.; Анфим VI, 1845–48; Анфим IV, во 2 раз: 1848–52; Герман IV, во 2 раз: 1852–53; Анфим VI, во второй раз: 1853–55; Кирилл VII, 1855–60; Иоаким II, 1860–63; Софроний III, 1863–66; Григорий VI, во 2 раз: 1867–71; Анфим VI, в 3 раз: 1871–73; Иоаким II, во 2 раз: 1873–78: Иоаким III, 1878–84; Иоаким IV, 1884–86; Дионисий V, 1887–91 и Неофит VIII, 1891–1894 г. Теперь патриархом стал (1895 г.) Анфим VII. Этот список составлен по Гедеону, за исключением последних патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Турецкое правительство, само недовольное притязаниями западных государств, рассмотрело все фирманы, по которым владели святыми местами греки и латиняне, и нашло, что фирманы, данные грекам, древнее, а потому новым фирманом 1757 года возвратило им прежние права на владение святыми местами, предоставив и католикам соучастие в богослужении. После этого православные если и не вполне вступили в обладание святыми местами, то по крайней мере, латиняне не имели первенства. В 1808 году главная иерусалимская святыня – храм Воскресения над Гробом Господним – сгорел; осталась только часовня Гроба Господня. Патриархи Иерусалимский – Поликарп и Константинопольский – Каллиник при участии влиятельных греков выхлопотали у турецкого правительства хатти-шериф, которым возобновление храма предоставлялось православным. Латиняне желали сами принять участие в возобновлении храма, так как с этим соединялось право на обладание им, и потому всеми мерами старались остановить постройки, но православные успели довести дело до конца, хотя и с великим трудом и издержками: более четырех миллионов рублей стоило возобновление храма, но только третья часть этих денег употреблена на постройки, остальное же пошло на подарки турецким чиновникам. В 1811 году латиняне, благодаря содействию католических посланников, снова получили от турок исключительное право на владение Святым Гробом, так что православным совсем воспрещено было совершать богослужение внутри Гроба Господня. Только в 1820 году это право предоставлено было им снова. В половине настоящего столетия новое усиление католиков и притеснения православных в обладании святыми местами вызвали войну между Россией и Турцией, после которой установилось хотя терпимое равновесие между теми и другими. § 22. Новейшие попытки пап в пользу унии Попытки пап подчинить своей власти Восточную Церковь на основании унии не прекращаются и в ближайшие к нам времена. Папа Пий IX (1847–1878 гг.), сам бывший некогда миссионером, с особенным рвением несколько раз предпринимал такие попытки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и с. Кобылина – 5 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1871 г. на средства казны при пособии от крестьян. Деревянная, на кам. фунд., совместно с дерев. колокольнею. Копии метрич. книг хранятся с 1777 г. – 1801 г., 1808 г. и 1830–1880 г., а испов. ведомости с 1807 г. Земли: усад. с огород. 3 дес., пахотн. 9 дес. и сенок. неудобной 6 десятин. Вознаграждение за недостающее до узаконенной пропорции количество земли (33 дес.) прихожане, при составлении проекта об обеспечении причта в 1852 г., обязались давать в пользу причта по одному гарнцу озимого и столько же ярового хлеба с каждой души мужеского пола, что в общем составляет 19 четвертей, 1 четверик и 4 гарнца в год; но эта ссыпка, по упрямству прихожан, ныне не получается причтом. Причт: 1 свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 р. и просф. – 24 р. Для свящ. дом и хоз. постройки построены в 1872 году, на средства прихожан, старанием бывшего священника Иоанна Тиховского, и требует исправления; для псаломщ. дом крайне ветх. а хозпостроек нет; для просф. дома и хозпостроек нет. Есть волостное правление. Однокл. нар. училище сущ. с 1873 г. с жалов. учителю 200 руб., учеников – 47 чел. м. п. Крупный землевладелец – Козловский. Деревни прихода: Полохачев 1 вер., Геевичи 3 вер., хутор Девошин 5 вер., хутор Монархов 8 вер., хутор Сараи 10 вер., хутор Заболотье 12 вер., Рудня-Ясенец 15 вер., Слобода-Волчая 18 вер., Рудня-Нижняя 20 вер., Рудня-Средняя 28 вер. и Рудня-Верхняя в 30 вёрстах. Сообщению препятствуют наводнения. Дворов – 257¼, прихожан – 2,038 д. об. п., римско-кат. 22 д. об. п., евреев 4 д. об. п. Свящ. – Христофор Александр. Федорович (с 1878 г.) и псаломщ. – Николай Иванов . Соботович (с 1882 г.). К этому приходу приписана церковь в с. Коптевщине в 2 вёрстах. 365. с. Коптевщина 317 (при ручье) волости Покалевской. Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Построена в 1762 г. на средства помещицы Изабеллы Трипольской. Деревянная, с такою же колокольнею, крепка. Копии метрич. книг хранятся с 1776–1802 г., 1804–1822 г., 1825 г., 1827–1832 г., 1836–1840 годы, а испов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

п. Но во всё это время народная школа служила предметом самого внимательного отношения со стороны константинопольских патриархов, которые, несмотря на трудные и нередко совершенно невыносимые эпохи в жизни греческой церкви и народа, не переставали поддерживать школу и материальной помощью, и нравственным содействием, снабжали её авторитетными дидаскалами, заботились о внутренней её организации, располагали к благотворению в её пользу богатых греческих патриотов и т. п. Это наблюдается, в частности, и в XIX веке. Целый ряд константинопольских патриархов этого столетия (Каллиник V, Григорий V, Кирилл VI, Константин I и другие) так или иначе выражали своё попечение об этой школе. Поэтому в XIX веке народная константинопольская школа переживала сравнительно благополучные времена. Из её педагогов этого времени многие отличались выдающеюся учёностью, как, например, Дорофей Проиос (1808–1807 гг.), Стефан Дункас (1809–1810 гг.), Константин Кума (1814–1815 гг.), Евстафий Клеовул (1864–1867 гг.), Филофей Вриенний (1867–1875 гг.), Григорий Палама (1878–1883 гг.) и другие. В начале столетия число учеников простиралось до 160 человек, потом оно значительно упало во время греческого восстания, а после опять поднялось. Так, в 1897 году их было 356, в 1898 году – 866 и 7 слушателей, а в 1899 году – 332 ученика и один слушатель. В настоящее время школа имеет восемь классов. Таким образом, в учебном отношении великая народная школа подобна нашим классическим гимназиям, причём общее число уроков во всех восьми её классах простирается до 240 в неделю. В школу поступают воспитанники из всех епархий патриархата. Из них большинство содержится на собственные средства и состоят приходящими, и лишь немногие живут в интернате и пользуются содержанием от школы. Материальное обеспечение школа получает от патриархии, восполняя его взносами от состоятельных учеников. Во главе школы находится схоларх, ныне архимандрит Михаил Клеовул. Он управляет школой при содействии совета преподавателей и отдаёт отчёт специальной ефории, с членом синода в звании председателя, а ефория о положении школы доводит до сведения вселенского патриарха и синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

1805 19 февраля 1878 г. был заключён Сан-Стефанский трактат с Портой, а затем – Берлинский трактат. 1806 Т. е. жены Марии Николаевны и единственной дочери Александры Александровны, скончавшейся 11-ти лет. 1808 Николай Иванович Тихомиров († 1896 г.) – инспектор Сергиево-Посадской мужской прогимназии, а потом, когда она стала гимназией, – первый директор её. Он был назначен в Посад из Петрограда. Старшая дочь его, Екатерина Николаевна, была замужем за проф. Александром Васильевичем Мартыновым; вторая, Дарья Николаевна, – за Владимиром Васильевичем Лучининым, сыном лектора немецкого языка в МДА Василия Петровича Лучинина; третья дочь, Марья Николаевна, вдова инженера Африкантова; четвёртая, Елизавета Николаевна, девица. Был ещё сын у него, Сергей Николаевич. 1810 О. Сергий Ильич Виноградов ушёл в прогимназию из (тогда приходской) Пятницкой церкви (впоследствии причисленной к Лаврским церквам); но предположение о выдаче старшей дочери, Варвары Сергеевны, замуж и о передаче Пятницкого прихода зятю – не состоялось. Другая дочь его, Анна Сергеевна, была замужем за Хотьковским священником. 1812 Протопресвитер Московск. Архангельского Собора, доктор богословия (Петроградской Академии), Владимирский уроженец. После смерти А.В. Горского в 1875 г. ходили слухи о назначении его ректором МДА («У Тр. в Ак.», стр. 706). 1819 Иван Кратиров – из Вологодской Семинарии, 9-й магистр XXIV курса (1860–1864 гг.), в монашестве сохранивший имя Иоанна, ректор Петр. Д. Ак. впоследствии Епископ; ср. стр. 328. 1820 Проф. МДА Амфитеатрова. У него было всего 9 детей; четверо из них умерли маленькими. Остальные: Владимир († 1892 г., 29-ти лет), Елизавета, Александра, Вера († 1903 г., 30-ти лет) и Сергей († 1899 г., 25-ти лет). В настоящее время живы только две дочери: Елизавета Егоровна, вдова преподавателя Московской и Вифанской Семинарий Алексея Викторовича Зверева († 3 марта 1910 г., и Александра Егоровна, в замужестве за Московским Протоиереем Василием Ивановичем Постниковым. В год смерти Егора Ва-ча Амфитеатрова детям было: 25, 22, 19, 16 и 15 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010