С. 296-384; 8. С. 385-497; Ч. 3. 10. С. 184-242; 11. С. 282-351; 12. С. 405-458 (переизд.: Каз., 1873. М., 2003); Речь при отпевании покойного проф. И. П. Гвоздева//ПС. 1873. Ч. 3. С. 290-295; Сто лет тому назад: [Биогр. очерк о митр. Вениамине (Пуцек-Григоровиче)]//Там же. 1874. Ч. 2. С. 89-125; Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования Екатерины II//Там же. 1875. Ч. 1. С. 3-22, 99-143, 228-254, 392-418; Ч. 2. С. 3-44, 327-347; Ч. 3. С. 87-109, 354-411; Основные начала духовно-училищной реформы в царствование имп. Александра I: Речь в торжеств. собрании Казанской академии по случаю празднования столетней годовщины рождения имп. Александра I, 12 дек. 1877 г.//Там же. 1878. Ч. 1. 1. С. 3-42 (отд. отт.: Каз., 1872); Сильвестр, митр. Казанский (1725-1732)//ПО. 1878. Т. 1. 4. С. 573-595; Т. 2. 5/6. С. 69-239; Духовные школы в России до реформы 1808 г.//ПС. Прил. 1878. Ч. 3. С. 1-64; 1879. Ч. 1. С. 65-176; Ч. 2. С. 177-256; Ч. 3. С. 257-336; 1880. Ч. 1. С. 337-480; Ч. 2. С. 481-576; Ч. 3. С. 577-608; 1881. Ч. 1. С. 609-642; Ч. 2. С. 673-806 (переизд.: Каз., 1881. СПб., 2001); Сергей Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII в.//ПО. 1882. Т. 1. 2. С. 282-314; 4. С. 666-686; Произведения Соловецкой письменности, относящиеся к личности св. Филиппа митрополита//Там же. 1883. Т. 1. 4. С. 768-785; Святые в рус. нар. жизни: Нар. верования, относящиеся к пчеловодству//Странник. 1883. 7. С. 422-447; Шестоднев Афанасия, архиеп. Холмогорского//Там же. 12. С. 565-574; Нечто о записках архиеп. Василия Полоцкого по поводу выхода в свет записок митр. Литовского Иосифа Семашки//ПС. 1884. Ч. 2. С. 310-329; Речь 6 апр. 1885 г. [в день праздненственного восп. 100-летия со дня блаженной кончины св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского]//Там же. 1885. Ч. 1. С. 357-404; Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования имп. Александра I//Там же. С. 3-38, 263-299; Ч. 2. С. 173-211, 357-376, 443-460; Ч. 3. С. 70-98, 236-282, 405-432 (переизд.: Каз., 1885); Прот. М. М. Зефиров: (Некр.)//Там же.

http://pravenc.ru/text/199943.html

Димитрием, весьма заботившимся о порядке и благочинии в монастыре, но, к сожалению, умершим в молодых летах, в 1881 году. До учреждения духовных штатов, монастырь был приписным к ростовскому архиерейскому дому, поэтому все, что принадлежало ему, находилось в полном распоряжении ростовских владык. Из переписных книг 186 (1678) года, видно, что за монастырем числилось 75 крестьянских дворов, которые платили в пользу монастыря «за всякие столовые запасы по две гривны с двора за год». По учреждении в 1764 году штатов, Белогостицкий монастырь был отчислен от архиерейского дома и оставлен в качестве заштатного на собственном содержании. Средства монастыря до 1857 года были так удовлетворительны, что он получал более 1,500 рублей дохода с земель и милостивой дачи от казны 300 рублей, кроме % с капитала в 30,000 рублей. В числе главных вкладчиков этого капитала была графиня Анна Алексеевна Орлова–Чесменская, пожертвовавшая на вечное время 5,000 рублей. В августе 1857 года, вследствие просьбы архиепископа Нила, монастырь был приписан к ярославскому архиерейскому дому, а с 1878 года опять остался самостоятельным и получил своего строителя. На основании прекрасного историко-археологического исследования о Белогостицком монастыре А. В. Гаврилова, сделанного им в 1880 году, приводим здесь перечень настоятелей монастыря, значительно пополняющий известный список Строева: Архимандриты: Евфимий I, 1606; Никандр I, 1621–1635; Иона Сысоевич, 1635–1646; Никандр II, 1646–1649; Иов, 1658; Антоний, 1659–1666; Евфимий II, 1672; Гавриил, 1682–1690; Герасим, 1691; Игнатий, 1694–1696; Филарет, 1707–1708; Корнилий, 1711–1712; Иоанникий, 1714–1716; Доримедонт, 1718–1719 и вторично 1722–1723. Игумены: Никон, 1720; Ферапонт, 1724–1726; Питирим, 1727–1732; Филарет I, 1732–1737; Иосиф, 1737–1739; Филарет II, 1743. Строители: Иринарх, 1739; Сергий, 1740; Гедеон, 1744; Феофан, 1748–1755; Иов, 1755–1757; Патрикий, 1757–1760; Мартиниан, 1760–1763; Дионисий, 1763–1766 11 ; Клеопа, 1766–1768; Самуил I, 1768–1769; Симеон, 1769–1770; Феофилакт, 1770–1772; Иона, 1772–1776; Варлаам, 1776–1779; Герасим, 1779–1788; Филарет III, 1788–1795; Исаакий, 1795–1808; Дорофей, 1808–1810; Дионисий, 1810–1812; Самуил II, 1812–1814; Исаак, 1815–1817; Ираклий, 1817–1822; Нектарий, 1823–1827; Иринарх II, 1827–1829; Сергий II, 1829–1835, вторично 1843–1845; игумен Вениамин, 1835–1842; Макарий, 1842; Нафанаил, 1848–1850; Захария, 1850–1857; с 1865 по 1878 год монастырем управлял иеромонах Серафим, возведенный в сан игумена в 1869 году; с 1878 по 1881 год строитель Димитрий и с 1882 года – Геронтий, правящий монастырем до сего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Со 2-й пол. 40-х гг. XVIII в. она была послушницей московского Зачатьевского мон-ря, в 1761 г. приняла монашеский постриг, вскоре стала казначеей обители, в 1767-1772 гг. возглавляла тамбовский Вознесенский жен. мон-рь. Преемницей Палладии (Дуровой) была игум. Елисавета (1794-1808), к-рая ранее возглавляла московский Георгиевский жен. мон-рь. Значительную роль в жизни обители в 1-й пол. XIX в. сыграла игум. Мефодия (в миру Мария Ивановна Якушкина; 1808-1846), до этого (с 1800) возглавлявшая московский Страстной мон-рь. Она организовала эвакуацию и возвращение в Н. м. м. ризницы обители, оказала материальную помощь Московскому ополчению, под ее наблюдением велась реставрация мон-ря после Отечественной войны 1812 г. В 1846 - июле 1853 г. Н. м. м. возглавляла игум. Клавдия, ранее бывшая казначеей (1823-1827) и настоятельницей (1830-1846) московского Алексеевского монастыря (на время ее управления пришелся перенос монастыря в Красное Село, она сыграла важную роль в развитии обители на новом месте), а также настоятельницей московского Зачатьевского мон-ря (1827-1830). В 1854-1861 гг. игуменией Н. м. м. была Паисия (Нудельская, Нудольская), которая в 1839 г. приняла постриг в московском Страстном мон-ре, а в 1846-1854 гг. управляла московским Алексеевским мон-рем. В 1861-1871 гг. Паисия возглавляла московский Вознесенский мон-рь. В 1861-1867 гг. Н. м. м. управляла игум. Вера (в миру Варвара Михайловна Головина, урожд. Львова), которая после смерти мужа и дочери по совету митр. Московского и Коломенского Филарета приняла постриг в московском Зачатьевском мон-ре, где построила келью с церковью и богадельней. В 1855-1858 гг. игум. Вера управляла Покровским Хотьковским монастырем, в 1858-1861 гг.- московским Никитским мон-рем. В 1867-1885 гг. настоятельницей Н. м. м. была игум. Евпраксия (в миру Евфросиния Федоровна Мосолова), принявшая в 1866 г. постриг в обители. В 1878 г. по ее прошению в мон-ре введена должность благочинной. Она провела большие работы по благоустройству монастыря: возведены плотина за оградой, 2-этажный корпус для живописных и рукодельных работ, устроена духовая печь в ц.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

В 1767 г. митрополитом был поставлен грек-фанариот Григорий, в 1773 г. он был перемещен на др. кафедру. При митр. Герасиме (1777-1804), во время австро-тур. войны 1788-1791 гг., многие священники выступили на стороне Австрии, поэтому впоследствии были вынуждены бежать в Срем. При еп.-сербе Иоанникии (1804-1807), во время 1-го серб. восстания в 1807 г., повстанцы напали на Зворник и Биелину, за это турки подожгли мон-ри Тавна и Рача , разорили мон-рь Озрен и убили 7 священников. В фирмане, изданном 5 февр. 1808 г. сараевским судьей, содержится единственное упоминание о митр. Зворникском Евгении, к-рый в тот момент временно управлял Дабро-Босанской епархией. Митр. Гавриил Хромой (1808-1837) обновил мон-ри Тавна и Троноша , построил церковь в Зворнике, открыл серб. школы в Зворнике, Локане и Тузле. В 1831 г., после предоставления в 1830 г. автономии княжеству Сербия, из состава Зворникской митрополии были выделены самостоятельные Ужицкая (позже вошла в состав Жичской епархии ) и Валевская (см. Шабацко-Валевская епархия ) епархии. В 1852 г. кафедра была перенесена в Тузлу, но при этом в документах К-польской Патриархии она продолжала называться Зворникской, а ее архиерей носил титул «архиепископ и митрополит Зворникский и экзарх Верхней Далмации». Митр. Агатангел (1848-1861) призывал священников заниматься духовным образованием детей и молодежи. В 1858 г. в епархии произошло антитур. восстание под рук. прот. Стефана Аврамовича, и митр. Агатангел отменил уплату 3-й части епархиального дохода тур. правительству. Турки жестоко подавили восстание, а владыку отозвали в К-поль. В 1861 г., при митр. Дионисии I (1861-1865), тур. власти разрешили строительство церквей, и это способствовало подъему епархии. В 1865 г. на кафедру был избран серб Дионисий II (Илич ; до 1868 и в 1872-1891). Во время его правления при подавлении серб. восстания 1875 г., в котором принимало участие и духовенство, турки сожгли мон-рь Тавна и расправились с братией, а после оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878) начались притеснения сербов: в 1879 г.

http://pravenc.ru/text/199675.html

Дионисий IV (в 4-й раз) 2 месяца. Иаков (в 3-й раз) 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II (вторично) 1691–1693. Дионисий IV (в 5-й раз) 1693–1694. Каллиник II (в 3-й раз) 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан (втор.) 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремия III 1715–1726. Каллиник III, умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III (втор.) 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II (во 2-й раз) 1740–1742. Неофит VI (во 2-й раз) 1742–1744. Паисий II (в 3-й раз) 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II (в 4-й раз) 1751–1752. Кирилл V (во 2-й раз) 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I (втор.) 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит VII (втор.) 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V (втор.) 1806–1808. Каллиник V (втор.) 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V (третично) 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824 Хрисанф 1824–1826. Агафангел 1826–1830 Констанций I 1830–1834 Констанций II 1834–1835 Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий III 7 месяцев. Герман IV † 1845. Анфим VI 1845–1848. Анфим VI (втор.) 1848–1852. Герман IV (вторично) 1852–1853. Анфим VI (третично) 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI (вторично) 1867–1871. Анфим VI (в 4-й раз) 1871–1873. Иоаким II (втор.) 1873–1887. Иоаким III 1878–1884. Иоаким IV 1884–1886. Дионисий V 1886–1891. Неофит VIII 1891–1894. Анфим VII 1894–1897. Константин V 1897–1901. Иоаким III (вторично) 1901. В. Александрийские патриархи Св. Марк 62 . Аниан 62–84. Абилий 84–98. Кердон 98–107. Прям или Ефрем 107–119. Иуст 119–130. Евмений 130–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Лаговский И. История Пермской духовной семинарии после ее преобразования в 1818 и 1840 гг. до позднейшего времени (до 1865 г.). Пермь, 1867–1877. 3 т. Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и воспоминания//БВ. 1913. Т. 9, 11. Надеждин А. Н. История Санкт-Петербургской духовной семинарии с обозрением общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809–1884. СПб., 1885. Никанор (Бровкович), архиеп. (см. библиогр. к Введению Б). Никодим (Казанцев), архим. Записки//Рус. ст. 1915. 1. Никодим (Казанцев), архим. О Филарете, митр. Московском, моя память//Чтения. 1877. Кн. 2. ОДДС. Дела Комиссии духовных училищ. 1808–1839. СПб., 1910. Памяти почивших наставников. Имп. Московская Духовная Академия ко дню ее столетнего юбилея (1814 — октябрь 1914). Сергиев Посад, 1914. Певницкий В. Ф. Академические годы//ТКДА. 1911. Певницкий В. Ф. Мои воспоминания//Руководство для сельских пастырей. 1910–1911. Покровский И. О способах содержания духовных училищ со времени преобразования при имп. Александре I//Странник. 1860. 4. Покровский И. Об открытии духовных училищ в России со времени преобразования их при имп. Александре I//Там же. Полетаев Н. И. К истории духовно-учебной реформы 1808–1814 гг.: Проект митрополита Евгения Болховитинова, его записка о духовных школах и значение его проекта по отношению к уставу духовных академий, семинарий и училищ 1814 г.//Там же. 1889. 9. Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А. В. Горский//БВ. 1896; то же. Сергиев Посад, 1897. Прилежаев Е. М. Царствование Александра I в истории русской духовной школы//Христ. чт. 1878. 1. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых 28 курсов Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1814–1869. СПб., 1907. Розанов Н. И. Историческая записка о состоянии Тверской духовной семинарии. Тверь, 1882. Р . Об истории духовных училищ в России. Лейпциг, 1863. 2 т. Р . Петербургская Духовная Академия до графа Протасова//ВЕ. 1874. 7–9. Р . Санкт-Петербургская Духовная Академия при графе Протасове//Там же. 1883. 7–9.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Никольское. Церковь Рождества Христова. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1808. Адрес: Россия, Вологодская область, Сокольский район, д. Никольское Координаты: 59.62024, 41.311495 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Мольская Николаевская церковь Современное местоположение: д. Никольское, Чучковское м/о, Сокольский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Церковь Николая Чудотворца Молской волости, в Завотчинской трети Тотемского уезда, упоминалсь в Окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В XIX в. в приходе было две каменные церкви: Николаевская, 1848 года и Христорождественская церковь, 1808 года (даты даны по Атласу). В клировой ведомости за 1870 год сообщалось: " Николаевская - Мольская церковь теплая каменная одноэтажная построена и освящена в 1805 году, холодная тоже каменная одноэтажная в одной связи с колокольней построена тщанием прихожан и освящена в 1847 году. Когда церкви восприяла свое существование в приходе неизвестно. В холодной церкви престол один во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а в теплой три престола: во имя Рождества Христова в трапезной, по правую сторону: праведного Святителя Апостола Андрея Первозванного, по левую: Святой мученицы Параскевы имени Пятница. Зданиями оба храма и колокольня крепки и повреждений никаких не имеется. " Обновлённый тёплый храм во имя Рождества Христова освящён 24 ноября 1874 г. Вновь устроенный в тёплом храме придел во имя св. апостола Андрея Первозванного освящён 29 ноября 1876 г. Обновлённый придельный храм во имя вмц. Параскевы освящён 17 декабря 1878 г. В 1788 г. при церкви числилось 1004 человек, в 1868 г. - 1880. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33633

Санкт-Петербург. Церковь Адриана и Наталии в Старо-Панове (в Лигове) (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Адриана и Наталии Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1808 и 1809. Год утраты:приблизительно 1942 (боевые действия) Адрес: Санкт-Петербург, микрорайон Старо-Паново, ул. Набережная Координаты: 59.813959, 30.18639 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь мчч. АДРИАНА и НАТАЛИИ Петербург, как и Москву, окружали поместья и имения знати. В 15 верстах к западу от столицы лежала мыза Лигово, которой одно время владел известный екатерининский фаворит кн. Г. Г. Орлов. От него мызу в 1783 унаследовала его племянница Наталья Александровна Алексеева, внебрачная дочь Екатерины II и гр. А. Г. Орлова, вышедшая замуж за гр. Ф. Ф. Буксгевдена, героя Аустерлица и командующего русскими войсками в войне со Швецией. Недалеко от мызы Буксгевден выстроил барский дом и разбил английский сад. Сам граф был лютеранином, но по просьбе жены возвел в конце XVIII века на кладбище близ деревни Старо-Паново изящную круглую часовню в стиле ампир. Когда летом 1808 хозяйка мызы умерла, ее похоронили в этой часовне, к которой разрешили пристроить алтарь и которую 11 июля 1809 освятили как церковь. Через два года здесь же был погребен граф, а затем и его дети. Позже церковь расширили, добавив притвор и колокольню. В 1900–1901, когда сооружали по проекту А. А. Зографа новую паперть, колокольню сделали двухъярусной. Иконы в одноярусном иконостасе были хорошей работы, но неизвестного мастера. Среди них выделялись три: Рождество, Сретенье и Снятие с креста. Долгое время эта пригородная церковь, с 1832 имевшая свой причт, была приписана к храму в Ульянке, в 1902 сделана приходской. С 1878 почти 40 лет в церкви служил прот. Арсений Иоаннович Черновский, основавший Старо-Пановское общество трезвости. В начале 1916 его сменил о. Михаил Иоаннович Близнецкий.

http://sobory.ru/article/?object=40746

В ОР РНБ сохранились письмо П. «к неустановленному лицу» от 24 июля 1779 г. (Ф. 588. Оп. 3. 334) и ставленая грамота П. «Тимофею Андрееву, поставленному дьячком к Троицкой церкви...» от 28 февр. 1760 г. (Ф. 487. Оп. 2. 176. F-176). Лит.: Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем-академиею. К., 1856. Т. 2. С. 141-142; Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб, 1864. С. 114-133; Мурзакевич Н. А. Дневник священника, 1776-1834// Мурзакевич Н. Н. Н. А. Мурзакевич - историк г. Смоленска. СПб., 1877; он же. История г. Смоленска. Смоленск, 2008, 2012; Сперанский И. В. Мат-лы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии: Из дел консисторского архива//Смоленские ЕВ. 1878. 17. С. 480-496; он же. Об отношениях митрополитов, архиепископов и епископов, бывших в Смоленской епархии, к с. Рождественскому,- Новый Двор тож и его храму//Там же. 1878. 11. С. 332-334; он же. Состояние учебных заведений при преосв. Парфении, еп. Смоленском и Дорогобужском//Там же. 1879. Отд. неофиц. 4. С. 109-128; он же. Очерк истории Смоленской ДС и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 г. (1728-1868 гг.). Смоленск, 1892; он же. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, обществ. благотворительности, науки и нар. образования: Парфений (Сопковский)//Смоленские ЕВ. 1899. 8. С. 452-457; 9. С. 501-503; Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Каз., 1881. С. 468, 504-506, 509, 522-523, 531, 592-593, 595, 736 и др.; Снегирёв И. М. Жизнь Московского митр. Платона. М., 1891. Ч. 2; Преосв. Парфений, еп. Смоленский (1761-1795)//Смоленские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 5. С. 179-185; Адрес-календарь Смоленской епархии, с ист. и церк.-практическими указаниями. Смоленск, 1897; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии с древнейших времен до наст. времени: Кр. биогр. очерки. Новг., 1897. С. 92, 94; Вишневский Д. Смоленский еп. Парфений Сопковский: (Биогр. заметка)//РС. 1898. 12. С. 587-590; Санковский А. Кр. описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. Вып. 1; ЖПодв. Март. С. 38-50; Поселянин Е. Рус. Церковь и рус. подвижники XVIII в. СПб., 1905. С. 141-145; Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII-XIII вв. Л., 1979; Хохлова М. С. История святости и главные святыни земли Смоленской. Смоленск, 2015.

http://pravenc.ru/text/2579087.html

Тула. Часовня Параскевы Пятницы. Новоникитинская часовня Часовня. Действует.   Освящена в честь: Параскевы Иконийской Год постройки:Между 1750 и 1879. Восстановлена и освящена в ноябре 2017 г.. Архитектор:В.М. Бетюцкий (перестройка 1878) Адрес: г. Тула, ул. Металлистов Координаты: 54.197701, 37.616758 Проезд:рядом с Покровской церковью Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Впервые часовня упоминается в писцовой книге 1685 г. В 1748 г. сгорела, через два года заново отстроена из камня. В 1879 г. из-за обветшания была перестроена на средства церковного старосты купца Артёмова и пожертвования торговцев Пятницкой улицы. Впоследствии была отдана под жильё. Использованы материалы презентации " Прогулки по старой Туле " , Самая древняя часовня Тулы Теперь – о часовне Покровской церкви. В региональном Перечне объектов культурного наследия этот объект обозначен просто «часовня». Но в последнее время эту часовню называют Новоникитской. Так она именуется и на Яндекс-карте, и в проекте «Тульская набережная». Но на самом деле Новоникитской эта часовня не называлась никогда. Новоникитская (Сретенская) церковь стояла в конце нынешней улицы Металлистов, на месте памятника С.И. Мосину, и у нее была своя часовня. И Новоникитский храм, и его часовня были снесены в начале 1930-х годов. Может, от того, что он находился недалеко от Покровского храма, и пошла путаница в названии часовни. А история часовни Покровской церкви вкратце такова. Впервые она упоминается в Писцовой книге 1685 года: «От погосту на Никольскую улицу святые ворота рубленые с кровлею, ветхи; на воротах деисус; подле тех ворот часовня, а ней образ Покрова Пресвятыя Богородицы и иных святых писаны на красках». В 1748 году часовня сгорела, и вместо нее поставлена была «у алтарной стены малая каменная кивота с образом Спасителя». К началу 1760-х годов «кивота» обветшала, и в 1766 году на ее месте стояла каменная часовня. Часовня, дошедшая до наших дней, была, как сказано выше, построена вместе с лавками в 1808 году. Из-за ежегодного перемащивания улицы и тротуара пол часовни так понизился, что во время сильных дождей в нее затекала вода. В 1878 году часовня была перестроена по новому проекту, составленному губернским архитектором В.М. Бетюцким. Деньги на строительство дал церковный староста купец Артемов, жертвовали средства и торговцы с Пятницкой улицы и близлежащего толкучего рынка. В 1879 году в часовне был устроен ясеневый иконостас, полированный, в два яруса, с колоннами и резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=01480

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010