И.Ф. Крузенштерну пришлось активно бороться против англофильства отдельных морских чиновников, которые считали, что с «русскими матросами предприятие ни в коем случае не удастся» и требовали набрать матросов из английского флота . Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невы» – из 47 человек. Все матросы были добровольцы, никогда не ходившие в дальние походы. До этого времени русские суда не ходили дальше северного тропика. Теперь им предстояло пройти до 60° северной широты, до того же градуса южной, обойти кругом бурного мыса Горна, пересечь экваториальные страны, переплыть огромный, суровый и мало известный Тихий океан. Предстояло описать дальневосточное побережье и затем, после продолжительного пребывания в бурных водах северной части Тихого океана, вернуться в Балтийское море. Корабль «Надежда» 27 июля 1803 года Александр I посетил в Кронштадте корабли, уходящие в кругосветную экспедицию. На борту «Надежды» располагалась дипломатическая миссия в Японию во главе с графом Н.П. Резановым. В это время российско-американская компания, которую возглавлял Н.П. Резанов активно расширила торговые отношения с США, Калифорнией, Канадой и Чили. И только Япония не покупала русских товаров. Н.П. Резанова интересовал вопрос проникновения русских товаров на японский рынок, и он убедил Александра I в том, что это было бы выгодно и для России, и для Японии. Японский император Кокаку (Томохито) К тому же, к этой мысли Н.П. Резанова подтолкнуло само японское правительство, которое в лице императора Кокаку (принявшего позднее имя Томохито) в 1782 году заявило, что согласно на переговоры с Россией и ждет русского посланника в Нагасаки. Мыс Горн Вышедшие из Кронштадта «Надежда» и «Нева» уже 14 ноября 1803 года впервые в истории русского военно-морского флота пересекли экватор, а в феврале 1804 года, обогнув мыс Горн вышли в Тихий океан и направились к Гавайским островам. За это время И.Ф.Крузенштерну удалось открыть межпассатные течения в Атлантическом, а затем и в Тихом океанах. Экспедиция собрала богатейшие сведения о прозрачности, удельном весе, плотности, температуре морской воды на различных морских глубинах.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/18/...

… куратору Московского университета Муравьеву. — Речь идет о сенаторе Михаиле Никитиче Муравьеве (1757–1807), писателе, товарище министра народного просвещения; он был также воспитателем будущего императора Александра I. … приказал дозволить Карамзину пользоваться всеми архивами и библиотеками. — 31 октября 1803 г. появился указ Александра I о назначении Карамзина историографом. В указе о ежегодном «пенсионе» в две тысячи рублей, в частности, говорилось «о невозбранном позволении просителю читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающиеся» (Карамзин, Материалы для биографии, ч. 1, с. 397). Появлению указа предшествовало обращение самого историка с письмом на имя H. M. Муравьева с просьбой похлопотать перед правительством о пенсии: “…будучи весьма небогат, я издавал журнал с тем намерением, чтобы принужденною работою купить независимость, возможность работать свободно , сочинять «Русскую историю», которая с некоторого времени занимает всю душу мою, — писал Карамзин 28 октября 1803 г. — Могу и хочу писать «Историю», которая не требует поспешной и срочной работы; но еще не имею способа жить без большой нужды , хочу не избытка, а только способа прожить пять или шесть лет: ибо в это время надеюсь управиться с «Историею». И тогда я мог бы отказаться от пенсии: написанная «История» и публика не оставила бы меня в нужде…” (там же, ч. 2, с. 16–17). … узнали об этом из журнала «Вестник»… — В 1802—начале 1804 г. H. M. Карамзин был редактором «Вестника Европы». В декабрьском номере журнала, прощаясь с читателями, Карамзин писал о своем будущем труде: «Милость нашего императора доставляет мне способ отныне совершенно посвятить себя делу важному и, без сомнения, трудному: время покажет, мог ли я без дерзости на то отважиться. Между тем с сожалением удаляюсь от публики, которая обязывала меня своим лестным вниманием и благорасположением…» (Карамзин, Материалы для биографии, ч. 1, с. 397).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Всем христианам, которые хотят иметь истинную и живую веру, хранить ее до конца и так спастись, нужно прилежное его (Священного Писания) чтение или слушание. Как идущему по дороге или делающему что-нибудь нужен свет, так идущим к вечной жизни и подвизающимся в вере и благочестии, нужен светильник слова Божиего, чтобы не заблудились и не сбились на путь нечестивых. И как тело каждый день укрепляется пищей, чтобы не ослабело и, ослабев, не погибло, так нужно каждый день укреплять душу духовной пищей слова Божиего, чтобы душа, истаяв, от голода, не ослабела и не погибла. Слеп человек... и требует просвещения, слаб он, и потому нужно ему подкрепление; ленив и уныл, и потому нужно ему поощрение и утешение-все это он получает из слова Божиего. Много козней диавольских и прелестей мира, которые покушаются совратить душу с пути благочестия и от которых слово Божие предостерегает нас. Следовательно, заблуждаются те христиане, которые от этого божественного правила удаляются и ходят, как слепые или находящиеся во тьме, и, в конце концов, если во тьме и останутся, впадут в ров погибели (104, 1801-1802). Видишь, что земля во время бездождия, иссыхает и не дает плода. Пойми, что так и душа, если не напоит ее роса Божиего слова и благодати, иссыхает и становится бесплодна. Тело наше изнемогает от голода и жажды и если не подкрепится пищей,- умирает, так и душа: если не питается и не напояется словом Божиим, изнемогает, а потом и умирает. Как телу на всякий день ищешь пищи и пития, так и душе нужно непрестанно искать пищи " пития и утешения от слова Божия, чтобы, обессилев от голода и жажды, она не умерла навеки (104, 1802-1803). Что телу нашему хлеб, то душе слово Божие. Как тело питается и укрепляется пищей, так душа питается и укрепляется в вере словом Божим. Следовательно, как тело страдает от голода, как иссохшая земля не дает плода, когда облака не кропят ее, так голодают души, когда лишаются слышания слова Божиего. Ибо тогда вера, которая не питается и не укрепляется словом Божиим, оскудевает и исчезает (104, 1803,1804).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

1804 г. 25-го марта Всемилостивейше пожалован камилавкой и 20-го июня того же года, по Указу Духовной Консистории отправлен был путешествовать с княгиней Александрой Петровной Голицыной в чужие края для исправления при ней священно-служения и обучения Закону Божию ее детей. В сем путешествии пробыл до 12 июня 1805 г. В 1808 году назначен присутствующим Духовной Консистории и ноября 21-го дня того же года благословлен набедренником. 1809 г. 2-го февраля Всемилостевейше пожалован золотым наперстным крестом и в сентябре того же года, по Высочайшему соизволению, определен духовником Государыни Великой Княгини Екатерины Павловны. В 1813 г. вступил в монашество, в 1817 г. рукоположен в Епископа Орловского; в 1821 г., переведен в Тверь и пожалован в Члены Святейшего Синода; скончался в 1828 году Архиепископом Казанским. В бытность за границей он перевел и издал перевод сочинения Блера: «Опыт о красноречии проповедников» (Спб. 1800 г.); и «Пастырское богословие Франциска Гивштица, Профессора Богословия при Венском Университете» (СПб. 1803 г.). 3) Протоиерей Петр Борисович Вигилянский, диаконский сын из дворян. В 1799 г. из Астраханской Семинарии, по Указу Святейшего Синода, был отправлен в Казанскую Духовную Академию для образования к учительской должности. Сверх академического курса, с дозволения Академического правления, слушал лекции по физике, истории и математике в Казанской гимназии. В 1802 г. Преосвященным Архиепископом Платоном был вытребован в Астраханскую семинарию и определен учителем латинского, еврейского и французского языков, истории и арифметики. В 1804 году по прошению переведен в С.-Петербургскую Епархию и определен учителем высшего латинского, математического, исторического и географического классов в Александро-Невской Академии. В 1805 г. мая 25 дня по Высочайшему соизволению, получил дозволение носить шпагу. В 1806 году составил статистические карты, под названием: «Географическое обозрение всех частей света», которые были, по Указу Святейшего Синода, и напечатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С совершенным почитанием и преданностью честь имею быть вашего высокопреосвященства, покорнейший слуга Граф С. Кочубей 5998, 8 декабря 1803 г., – Его Высокопреосвященству архиепископу Новороссийскому Афанасию». Очевидно, сам преосвященный сознавал, что дому архиерейскому с консисторией и семинарией полезнее быть в губернском городе, чем в захолустном Новомиргороде и поэтому, хлопотал о своем перемещении из последнего в первый: если бы не с этим обращался к графу Кочубею архиепископ Афанасий, то тот в своем ответе не говорил бы, что «о местопребывании епархиальных архиереев делается в синоде общее положение». Что перенесение архиерейского дома в Екатеринослав было полезно для последнего, об этом распространяться нечего. Во-первых, пребывание архиерея в губернском городе возвышало значение последнего, a – во-вторых, обогащало его одним учебным заведением – семинарией. Важность существования семинарии в Екатеринославе будет вполне понятна, если вспомнить, что в 1804 году здесь было лишь одно главное народное училище 10 и никакого другого учебного заведения здесь не имелось. В семинарии могли обучаться дети и светских родителей, преподавателей и студентов семинарии могли приглашать желающие в качестве домашних наставников. Мы знаем, что жить «на кондициях» (воспитанник семинарии содержал себя на средства зарабатываемые уроками) было довольно распространенным явлением среди воспитанников нашей семинарии. Что семинарией, как просветительным учреждением, дорожили в Екатеринославе, видно из письма Екатеринославского Губернатора Фон-Берга от 2 сентября 1804 года к архиепископу Афанасию, в котором он заявляет: «споспешествовать» семинарскому учению «по всей мере поставляю я моей обязанностью, яко просвещению нужному для блага народного». Факт перемещения архиерейского дома и семинарии в Екатеринослав имеет, несомненное, важное значение. Проходит сто лет со времени этого события. В течение всего этого периода институт местного епархиального управления выполнял свое назначение во благо православного населения местного края. Стоит вспомнить теперь об этом событии и столетний юбилей его ознаменовать чем-либо, могущим увековечить его в потомстве. Духовенству Екатеринославской епархии следовало бы откликнуться на это событие 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

–  Рассуждение об алтарных украшениях (Bop. 1800). –  Историко-географическое и экономическое описание Воронежской губернии, и пр. (Вор. 1800). В 1799 г. он овдовел, вызван в Петербург для занятия места префекта в Невской Академии, через несколько дней по занятии этой должности пострижен в монашество с именем Евгений, а еще через несколько в сан архимандрита. К его трудам этого времени принадлежат: –  Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее отношении (Спб. 1802). –  Историческое исследование о соборах Российской церкви (Спб. 1803). –  Историческое рассуждение о чинах Греко-Российской церкви (Спб. 1805). В начале 1804 года он возведен был в сан епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии, и вызван из Петербурга в Новгород, где и оставался до начала 1808 года. К этому времени принадлежат начала его больших трудов и первые его ученые исследования. О его научной деятельности в Новгороде сохранились некоторые любопытные подробности в дружеских письмах его к Григ. Ник. Городчанинову 2 . «Я доехал благополучно и (теперь) на месте злачне и покойне», заметил пр. Евгений в первом своем письме к Городчанинову от 17 февр. 1804; а в следующем, от 8 марта, он уже недоволен своим положением: «Вы не поверите, что мне здесь меньше времени, нежели в Петербурге. Но не столько дела, сколько приходящие люди мешают. Я думал здесь покоиться; но видно в теперешнем положении уже покоя не видать. Расклал я и библиотеку свою, но и взглянуть не успел». То же чувство запечатлелось и на описании Новгорода в письме от 4 апр. 1804 г. «Я всегда со сладким движением сердца распечатываю ваши письма и особливо в таком городе, каков ветхий днями Новгород. Однако ж он мне самыми сединами и меланхолическою унылостию нравится. Я часто со вздохами взираю на место Ярославля двора, на руины Княжьего дома, на щебень Марфиных палат, на месте коих, кажется, никто со времени смерти ее не осмелился еще ставить своего жилья. А Софийский собор! Palladium древних Новгородцев. Он много видал около себя происшествий славных и позорных, радостных и плачевных. Он все их пережил, был увешиваем и трофеями и омываем слезами. Такой старец достоин низкого поклона от всякого мимоходящего. И он-то у меня перед окнами. Я часто, развертывая, глядя на него, Новгородскую летопись, писанную точным старинным языком Новогородцев, возобновляю в сердце моем при оригинальных их фразах оригинальные их чувствования, и сам себе кажусь существующим за несколько веков пред сим. Вот мои упражнения на досуге, которого однако ж у меня не много к сожалению моему. Иначе я бы мог открыть здесь многое сокровенное от Русских историописателей».

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Скачать epub pdf 11. Александр I Павлович, император и самодержец всероссийский сын императора Павла I Петровича от второго брака с принцессой Софией-Доротеей-Августой-Луизой виртемберг-штутгардтской, в православии императрицей Марией Федоровной. Родился в Петербурге 12 декабря 1777 г.; вступил на престол 12 марта, короновался в Москве 15 сентября, уничтожил пытки 27 октября 1801 г., учредил министерства 8 сентября 1802 г.; издал Устав о народных училищах 27 декабря 1803 г.; основал положениями Педагогический институт в Петербурге 3 января, университеты в Казани и Харькове 5 ноября 1804 г.; отправил первую русскую кругосветную экспедицию под начальством Крузенштерна в 1805 г.; ополчил Россию на Наполеона манифестом 30 ноября 1806 г; разорвал сношения с Англией декларацией 16 октября 1807 г.; присоединил к России шведскую Финляндию манифестом 16 марта и ездил в Эрфурт для свидания с Наполеоном в сентябре 1808 г.; разорвал сношения с Австрией 21 апреля и приобрел от Швеции Финляндию и Аландские острова по Фридрихсгамскому трактату 5 сентября, а от Австрии – часть Галиции по Венскому договору 2 октября 1809 г.; образовал государственный совет 1 января и объявил банковые ассигнации обеспеченными всем достоянием государства 1 февраля 1810 г.; открыл лицей в Царском Селе 19 октября 1811 г.; приобрел от Турции Бессарабию, по Бухарестскому трактату 16 мая 1812 г., а от Персии земли до рек Куры и Аракса по Гюлистанскому трактату 12 октября 1813 г.; сделал императорскую библиотеку публичною 2 января и торжественно вступил в Париж 19 марта 1814 г.; присоединил к России часть герцогства Варшавского 27 апреля, заключил Священный Союз с Австрией и Пруссией 20 сентября и удалил из России иезуитов 20 декабря 1815 г.; открыл в Петербурге биржу 15 июля 1816 г.; ездил на конгресс в Ахен осенью 1818 г.; открыл университет в С.-Петербурге 8 февраля и даровал устройство евангелической церкви в России 20 июля Т819 г.; присутствовал на конгрессах Троппауском в октябре 1820 г., Лайбахском (первые четыре месяца 1821 г.) и Веронском (последние три месяца 1822 г.). Вел войны с Наполеоном – в 1805 (Креме, Аустерлиц), 1806 (Пул-туск), 1807 (Прейсиш-Эйлау, Фридланд), 1812 (Полоцк, Клясти-цы, Смоленск, Бородино, Тарутино, Красный, Березина), 1813 (Лю-цен, Бауцен, Кацбах, Кульм, Лейпциг) и 1814 г. (Бриенн, Краон, Лаон, Фер-Шампенуаз, Реймс); с Персией – в 1804–1813 гг. (Ленкорань); с Турцией – в 1806–1812 гг. (Батын, Рущук, Силистрия, Слободзея); со Швецией – в 1808–1809 гг. (Свеаборг, Оровайс, Кваркен). Умер в Таганроге 19 ноября 1825 г.; тело его погребено в петербургском Петропавловском соборе 13 марта 1826 г. Император Александр I был женат на княжне Луизе-Августе баден-дурлахской, по св. миропомазании Елизавете Алексеевне (см. 90). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

4. Марк, Лука, Матфей. Сторонники: Гердер (1796), Фолькмар (1866 и 1870). 5. Лука, Матфей, Марк. Сторонники: Бюшинг (1776), Эвансон (1792). 6. Лука, Марк, Матфей. Сторонники: Фогель (1804), Шнекенбургер (1832). Перечисленные варианты противоречат друг другу, что подрывает доверие к теории заимствования как таковой. Эта теория исключает всякую возможность объяснения таких фактов, как пропуски наиболее важных отрывков — Мф. 12:1 — 17:27; 14:22 — 16:12; Лк. 10:1 — 18:14 — и различия в отрывках, общих для всех троих синоптиков. См. текст. III. Гипотеза о первичном евангелии (Urevangelium), написанном раньше синоптических евангелий и ныне утраченном, которое все апостолы использовали как первоисточник, протоевангелие. 1. Утраченное еврейское или сиро–халдейское евангелие, носившее официальный характер и написанное апостолами очень рано, примерно в 35 г., в Палестине в качестве пособия для странствующих проповедников. Такова суть знаменитой Urevangeliumshypothese профессора Эйхгорна (1794, 1804, 1820), усвоенной и модифицированной епископом Гербертом Маршем (1803), Гратцем (1809) и Бертхольдтом (который, по словам Баура, держался за нее с «плотской самоуверенностью»). Однако ни малейшего следа столь важного евангелия, будь то на еврейском или на греческом языке, не найдено. Лука о нем ничего не знает, хотя и упоминает о нескольких попытках написать частичную историю. Чтобы довести свою гипотезу до логического завершения, Эйхгорн был вынужден говорить о четырех измененных копиях или редакциях оригинального документа, а впоследствии добавил к этому числу еще и редакции на греческом языке. Марш, превзойдя оригинальностью даже немецкого критика, довел число редакций до восьми включая греческий перевод еврейского подлинника. Так можно было бы выдумывать по одной новой редакции для каждого нового набора фактов ad infinitum. Если изначальное евангелие принадлежало перу апостолов, оно не нуждалось ни в каких изменениях и сохранилось бы; если же в нем было столь много недостатков, оно не имело большого значения и не могло послужить основой для канонических евангелий. В наше время у гипотезы Эйхгорна практически не осталось сторонников, однако Эвальд и другие возродили ее в модифицированном виде. См. ниже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Визиты корабля «Нева» (1804, 1809). Первые контакты русских первопроходцев с жителями Гавайских островов относятся к началу XIX в. Узнав, что тлинклиты разрушили в 1802 г. русское поселение на о. Ситха, гавайский король готов был послать отряд своих воинов на помощь А. А. Баранову – первому правителю русских поселений в Америке (1799–1818). 374 Российско-Американская компания, образованная в 1799 г., была создана в результате объединения отдельных русских промышленных компаний, проводивших освоение северо-западных берегов Америки и прилегавших к ним островов. При этом Российско-Американская компания опиралась на привилегии, дарованные ей в 1799 г. императором Павлом I. Пункт 2-й этих привилегий разрешал компании «делать открытия не только выше 55 градуса северной широты, но и далее к югу и занимать открываемые земли в российское владение..., если эти земли никаким другим народом не заняты и не вступили в их зависимость». Пункт 3-й привилегий дозволял «заводить, где компания найдет за нужное, по надобности к лучшему разумению, заселения и укрепления для безопасности пребывания» 375 . В 1803 г. Российско-Американской компании было разрешено снарядить кругосветную экспедицию, которая должна была доставить в ее тихоокеанские владения необходимые товары. Для этой цели в Лондоне было приобретено два судна: «Леандр» (переименованный в «Надежду») и «Темза» (переименованная в «Неву»). Командование первым кораблем и всей первой русской кругосветной экспедицией было поручено капитан-лейтенанту Ивану Федоровичу Крузенштерну (1770–1846), а вторым – капитан-лейтенанту Юрию Федоровичу Лисянскому (1773–1837) 376 . Знакомство с гавайскими аборигенами выпало на долю экипажа «Невы» под командованием Ю. Ф. Лисянского. Утром 8 июня 1804 г. моряки Невы увидели о. Гавайи – самый большой остров Гавайского архипелага. В те годы Гавайи находился под властью короля Камеамеа I (1753–1819), и русские моряки, воспользовавшись его гостеприимством, сошли на берег у селения Карекекуи, где находилась резиденция вождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В результате тихих, медленных и счастливых преобразований жизнь должна наступить именно новая, абсолютно новая, небывалая и неслыханная, ничего общего с прежде бывшим не имеющая, по-американски просторная. А после того глобальные перемены предстоит претерпеть всему европейскому миру. Но грандиозное зрелище, рассчитанное на годы и годы, нуждалось в умном и выносливом зрителе, способном досидеть до конца представления. Поэтому — а не только ради «переворота в умах», в котором молодой Александр полагал главное средство «усчастливления» России, — такое значение царь придавал реформе просвещения, меняя систему управления им, создавая Казанский и Харьковский университеты, Педагогический институт в Петербурге, вникая в дела учебных округов. Учебные заведения призваны были не просто взрастить способных деятелей, но породить среду, которая впоследствии оценит все величие и всю красоту воплощенного в бытии Александрова замысла. Переводы экономических теорий Адама Смита, Иеремии Бентама, Беккариа; республиканской истории Тацита; английской Конституции Делольма (все это в 1803–1806 годах) должны были не только затмить эффект Наполеонова Кодекса — великого юридического уложения, подписанного в марте 1804-го, — но и породить своей интеллектуальной силой новую идеологическую реальность России. А та, в свою очередь, — пересоздать «реальность реальную». Молодежи, взращенной на этих книгах, предстояло проникнуться недоступной старикам мыслью о том, что руководимая молодым царем старая Россия отменила логику новоевропейской истории, великодушно даровала ей выход из революционного тупика. Французы, писал Александр в инструкции Новосильцеву, отправленному в сентябре 1804-го в Лондон для переговоров об антифранцузской коалиции, «сумели распространить» общее мнение, что «их дело — дело свободы и благоденствия народов. Было бы постыдно для человечества, чтобы такое прекрасное дело пришлось рассматривать как задачу правительства, ни в каком отношении не заслуживающего быть его поборником. Благо человечества, истинная польза законных властей и успех предприятия, намеченного обеими державами (Англией и Россией. — А.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010