Павел Голенищев-Кутузов Голенищев-Кутузов Павел Иванович, граф (1767–1829) – поэт, переводчик, сенатор. Сын директора Морского корпуса переводчика И.Л. Голенищева-Кутузова, племянник полководца М.И. Голенищева-Кутузова, отец поэтессы Авдотьи Глинки. Из этого же рода поэт «чистого искусства» Арсений Голенищев-Кутузов, а в XX веке –поэт и переводчик Илья Голенищев-Кутузов. Начинал еще в 1780-е годы как ученик Ипполита Богдановича, затем заявил о себе как рьяный антикарамзинист, видевший в Карамзине, как писал современник, «человека вредного обществу, и коего все писания тем опаснее, что, под видом приятности, преисполнены безбожия, материализма и самых пагубных и возмутительных правил». В качестве мартиниста и «гасителя» просвещения фигурирует во многих эпиграммах и в «Доме сумасшедших» Александра Воейкова: «Вот Кутузов! Он зубами//Бюст грызет Карамзина». С 1798 по 1803 годы был куратором, с 1810 по 1816 – попечителем Московского университета. В 1803–1804 годах издал три тома «Стихотворений», в которых, наряду с одами в честь суворовских побед и переводами, в отдельный раздел выделены «Духовные стихотворения» – молитвы и переложения псалмов. Наиболее значительными его стихотворениям и были перевод знаменитой элегии Грея, положившей начало «кладбищенской поэзии», и оригинальная «Эпистола 9 к Неве реке, писанная мерою старинного русского стопосложения» (1803). Эта эпистола едва ли не самая первая в поэтической летописи Невы: О питательница река Нева Града славнова и великова, Коль везде о тебе гремит молва, О брегах твоих камня дикова, Так, что видеть, Нева, красу твою Приезжают народы дальные, – То не чудо, что я тебя пою, Славлю воды твои кристальные! Свет увидел я при твоих струях, Был твоими вспоен потоками, Был воспитан я на твоих брегах; Там старанием и уроками Обработался ум незрелый мой... Там я нежнова зрел родителя, Подававшего мне пример собой; Видел умного в нем учителя, Управляющего моей душой, Возрождавшего в чувствах пламенных К чести, к истине и добру любовь;

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Павел Голенищев-Кутузов Голенищев-Кутузов Павел Иванович, граф (1767–1829) – поэт, переводчик, сенатор. Сын директора Морского корпуса переводчика И.Л. Голенищева-Кутузова, племянник полководца М.И. Голенищева-Кутузова, отец поэтессы Авдотьи Глинки. Из этого же рода поэт «чистого искусства» Арсений Голенищев-Кутузов, а в XX веке –поэт и переводчик Илья Голенищев-Кутузов. Начинал еще в 1780е годы как ученик Ипполита Богдановича, затем заявил о себе как рьяный антикарамзинист, видевший в Карамзине, как писал современник, «человека вредного обществу, и коего все писания тем опаснее, что, под видом приятности, преисполнены безбожия, материализма и самых пагубных и возмутительных правил». В качестве мартиниста и «гасителя» просвещения фигурирует во многих эпиграммах и в «Доме сумасшедших» Александра Воейкова: «Вот Кутузов! Он зубами//Бюст грызет Карамзина». С 1798 по 1803 годы был куратором, с 1810 по 1816 – попечителем Московского университета. В 1803–1804 годах издал три тома «Стихотворений», в которых, наряду с одами в честь суворовских побед и переводами, в отдельный раздел выделены «Духовные стихотворения» – молитвы и переложения псалмов. Наиболее значительными его стихотворениям и были перевод знаменитой элегии Грея, положившей начало «кладбищенской поэзии», и оригинальная «Эпистола 9 к Неве реке, писанная мерою старинного русского стопосложения» (1803). Эта эпистола едва ли не самая первая в поэтической летописи Невы: О питательница река Нева Града славнова и великова, Коль везде о тебе гремит молва, О брегах твоих камня дикова, Так, что видеть, Нева, красу твою Приезжают народы дальные, – То не чудо, что я тебя пою, Славлю воды твои кристальные! Свет увидел я при твоих струях, Был твоими вспоен потоками, Был воспитан я на твоих брегах; Там старанием и уроками Обработался ум незрелый мой… Там я нежнова зрел родителя, Подававшего мне пример собой; Видел умного в нем учителя, Управляющего моей душой, Возрождавшего в чувствах пламенных

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

епископ Никодим (Казанцев) Предисловие Преосвященнейший Епископ Никодим родился в 1803 г., 5 Сентября, в селе Комлеве, Русского Уезда, Московской Губернии, от Дьячка Ивана Ивановича Казанцева. Во святом крещении наречен, был Никита. О своем детстве он, 23 Августа, 1872 года, писал вот что: «Я был грудной младенец. На господском дворе нашего села была иллюминация. Мать мои (Евдокия), тогда молодая женщина, упросила своего мужа, а моего родителя, дозволить ей сходить посмотреть иллюминацию, прося его остаться дома и ухаживать за мною. Батюшка укачал меня в люльке: я заснул. Тогда и у него открылось желание посмотреть иллюминацию. Он потихоньку собрался и ушел из дома. «Батюшка не имел осторожности – сперва отыскать матушку, чтоб послать ее домой, и потом уже любоваться иллюминацией: они сошлись случайно. Матушка спросила его обо мне. Батюшка сказал: «Я укачал его; он уснул.» Матушка побежала домой, и нашла меня едва дышащим; я выплакал уже слезы и голос, стонал хрипя и почернел. «Отселе начались страдания и мои и матери моей: я стонал дни и ночи. У матушки от лишения сна при уходе за мною стало меркнуть зрение. «Так проведена осень, зима и часть весны 1803–1804 года. «В мае оба родители мои дали обет сходить пешком в Можайск (25 верст) со мною, и помолиться там пред иконой Святителя Николая, находящеюся в Соборе, обо мне и о себе 1 . По исполнении сего обета я скоро выздоровел, и у матери моей омрачение зрения прошло. «Вместе с родителями моими верю и исповедую, что сие чудесное милосердие Божие совершилось над нами молитвами угодника Божия, Николая Чудотворца, по молитвам родителей моих пред святой иконою его, сущею в Можайском Соборе. «Родитель мой, отпуская меня в школу, когда мне было только семь лет, благословил меня иконой Святителя Николая, хотя не во образ Можайского. Святая икона сия сопутствует мне оттоле и доселе, и я многократно видел и чувствовал покровительство и защиту угодника Божия Николая Чудотворца, что также исповедую крепко и благодарно». Преосвященный воспитывался сперва в Звенигородском Духовном Училище, потом (с 1818) в Вифанской Семинарии, находящейся в трех с половиною верстах к юго-востоку от Троицкой Сергиевой Лавры. В Московскую Академию 2 поступил в 1826-м и окончил курс (седьмой) в 1830 году, 5-м Магистром. В 1829 г., 31 Марта, будучи уже старшим Студентом, пострижен был в монашество; 5 июля посвящен в иеродиакона; чрез год рукоположен был Владыкой Филаретом, Митрополитом Московским, во иеромонаха. По окончании курса, в 1830 году, определен был Инспектором в Тульскую Семинарию, вторым Профессором Богословия и обучающим Еврейскому языку. В 1832 г. переведен в Новгородскую Семинарию Инспектором же и Профессором Философии, в Октябре 1833-го возвращен в Тульскую Семинарию, по прежнему. В 1835 году, 17 Апреля, посвящен был во Архимандрита, определен Ректором Вятской Семинарии и Настоятелем Вятского Успенского Трифонова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ириней, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Фальковский Иван Якимович) Родился 28 мая 1762 года в Пирятинском уезде в семье священника. Первоначальное образование получил в духовной академии при Киево-Братском монастыре. В 1776 году уехал с отцом в Токай (Венгрию) и поступил там на должность причетника, продолжая учение в местном римско-католическом училище. В 1777 году поступил в Пресбургскую гимназию. В 1778 году перешел в Пештскую римско-католическую гимназию. В 1780 году поступил в Офенский 11 университет. В 1782 году, окончив философское образование в Пеште, временно исполнял писарскую должность. В 1783 году вернулся в Россию и поступил в богословский класс Киевской духовной академии. 8 января 1784 года назначен при академии преподавателем арифметики и супер-интендантом академического общежития. 28 февраля 1786 года пострижен в монашество. В 1787 году основал при духовной академии «вольное пиитическое общество», имевшее своей целью ознакомить своих членов с современной литературой. 6 февраля 1799 года возведен в сан архимандрита Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии с оставлением на прежней должности в духовной академии. С апреля 1803 года, по упразднении Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря, управлял Киево-Братским монастырем. В том же году был назначен ректором духовной академии. 8 сентября 1803 года переведен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря в Киеве. В 1804 году, по прошению, уволен из духовной академии, где в течение двадцати лет преподавал различные предметы (арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие), поставлен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии. 24 февраля 1807 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 7 февраля 1812 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1 мая 1813 года, в связи с удалением архиепископа Варлаама (Шишацкого), управлял Могилевской епархией. В том же году 6 июля, по прошению, уволен от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии, с управлением Киевским Златоверхим монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Корсунка. Корсунский Богородичный женский монастырь. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Основан в 1787 г. для русских старообрядцев, которые поселились на Нижнем Днепре в кон. XVIII в. и воссоединились с Православной Церковью на правах единоверия (подчинение канонической Церкви при сохранении обрядовых отличий, отмена которых Московским Патриархом Никоном в XVII в. явилась одной из причин старообрядческого раскола). В 1790 г. в обители был освящен храм Корсунской иконы Божией Матери, сгоревший в 1792 г. В 1795 г. здесь построили новый одноименный храм с приделом свт. Иоанна Златоуста, а бывшую в монастыре часовню обратили в храм свт. Николая Мирликийского. Поначалу удаленный от Днепра, монастырь с разрешения властей перенесли в 1796-1797 гг. на новое место, а в 1847-1849 гг. преобразовали, по просьбе братии, из единоверческого в «стандартный». Первым храмом на новом месте был деревянный – свт. Николая; в 1802 г. был построен небольшой каменный храм св. вмч. Димитрия Солунского на средства соседского помещика Дмитрия Куликовского; в 1803 г. – освящен каменный храм Корсунской иконы Божией Матери; в 1804 г. – освящен трапезный храм свт. Михаила Синадского. В 1849 г. в версте от монастыря было основано новое братское кладбище (взамен бывшего в самой обители), где в 1857 г. выстроили новый храм Воскресения Христова. В 1882 г. в монастыре был устроен храм свт. Николая в доме настоятеля (прежде в кельях настоятеля существовали другой одноименный храм и церковь свт. Иоанна Златоуста); в 1888-1889 гг. – создан новый трапезный храм свт. Иннокентия Иркутского, в 1891 г. – построена новая каменная колокольня (38 м). Монастырь окружен был высокой каменной оградой, которая представляла из себя правильный четырехугольник, имеющий в длину 100 (213 м), в ширину 75 саженей (160 м). По углам ограды были устроены конусообразные башни, увенчанные крестами. В ограде имелось четверо ворот: восточные, южные и двое западных, из которых одни ведут через колокольню. В средине монастырского двора возвышалось величественное каменное здание соборного храма в честь Корсунской иконы Божией Матери, построенного в 1803 г. Длина его 14 саженей (30 м), ширина 8 ½ (18 м), а высота до среднего купола – 16 саженей (34 м). Построен храм был в древнерусском стиле. Своды его поддерживались внутри 4 каменными очень большого размера столбами. Кровля храма шатрообразная о пяти главах; кресты на главах восьмиконечные. Внутри храма было много света, отчетливо обрисовывающего его не скудное убранство, выражающееся то в изяществе недавней новой отделки, то в своеобразной красоте памятников уже далекой старины. Внутренние стены храма были украшены живописью библейского и церковно-исторического содержания, c фресковыми украшениями и позолотою. Пол храма был красиво выложен аспидными плитами.

http://sobory.ru/article/?object=42052

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (8.12.1773, Москва - 22.11.1844, имение Гаспра Ялтинского у. Таврической губ.), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (21 окт. 1803 - 24 окт. 1817), министр духовных дел и народного просвещения (24 окт. 1817 - 15 мая 1824). Из обедневшей ветви древнего княжеского рода Голицыных. Воспитанник М. С. Перекусихиной, камер-фрау имп. Екатерины II . В 1783 г. был определен в Пажеский корпус в С.-Петербурге, где подружился с вел. князьями Константином Павловичем и Александром Павловичем (впосл. имп. Александр I ), зачислен в пажи Александра и имел доступ ко двору. С 1791 г. камер-юнкер при дворе Александра Павловича, с 1797 г. действительный камергер. С 1794 г. поручик лейб-гвардии Преображенского полка. В мае 1799 г. уволен имп. Павлом I и получил приказ покинуть С.-Петербург, переехал в Москву. Кн. А. Н. Голицын. Литография. XIX в. (ГИМ) Кн. А. Н. Голицын. Литография. XIX в. (ГИМ) При имп. Александре I Г. был вновь принят на службу, 8 сент. 1802 г. получил пост обер-прокурора 2-го, 21 дек. того же года 1-го департамента Сената. Назначение Г. 21 окт. 1803 г. обер-прокурором Святейшего Синода со званием статс-секретаря удивило современников: в кругу аристократов он был известен как «веселый эротоман», «баловень прекрасного пола», скептик, к-рый резко отзывался о Церкви. Тем не менее члены Святейшего Синода встретили назначение Г., сменившего на этом посту властного А. А. Яковлева , с удовлетворением. Имп. Александр I хотел видеть в обер-прокуроре близкого человека, он предоставил ему право непосредственного доклада императору (одновременно члены Синода были лишены этого права). Получив столь высокий пост, Г. изменил образ жизни, занялся изучением истории христианства, чтением религ. книг. 21 сент. 1804 г. ввел новый порядок прохождения дел через Синод, поставив задачу сосредоточить в своей канцелярии все дела церковного управления. В 1807 г. епархиальным архиереям было предписано сообщать в канцелярию обер-прокурора о состоянии дел в епархиях и лично отчитываться перед Г.

http://pravenc.ru/text/165261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН Иером. Иларион (Здобин). Литография А. П. Зеленкова с гравюры А. Г. Афанасьева. 60-е гг. XIX в. (ЦМиАР) Иером. Иларион (Здобин). Литография А. П. Зеленкова с гравюры А. Г. Афанасьева. 60-е гг. XIX в. (ЦМиАР) (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765), С.-Петербург - 12.11. 1841, Саровская пуст.), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни В миру был портным, в 1790 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь , в 1795 г. определен в послушники, 15 апр. 1796 г. игум. Назарием (Кондратьевым) пострижен в монашество, 5 июня 1797 г. рукоположен во диакона. 24 (по др. сведениям, 27) февр. 1798 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры митр. Неопатрийским Хрисанфом рукоположен во иерея. Служил пономарем, канонархом, ризничим, благочинным, стал ближайшим учеником игум. Назария. Когда 17 мая 1801 г. игумен ушел на покой, И. поселился вместе с ним в отшельнической келье. Вскоре игум. Назарий решил удалиться в Саровскую пуст. и, ссылаясь на слабость здоровья, испросил И. себе в спутники. «Для переезда и там к успокоению моему имеет крайнюю любовь... отправиться со мною»,- писал игумен (РГИА. Ф. 19. Оп. 6. 323. Л. 6). Указом С.-Петербургской духовной консистории (июль 1803) И. дозволялось лишь сопровождать игумена в Саровскую пуст., но не разрешалось окончательно оставлять Валаам: когда И. «с игуменом Назарием в Саровскую пустыню отпускался, пред Богом клятву и обещание давал, что как отца Назария означенной пустыни проводил, то, непроживая несколько времени, паки возвратиться в Валаамский монастырь непременно» (ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Д. 351. Л. 3). Однако, прибыв в 1804 г. в Саровскую пуст., И. решил остаться там вместе с духовником. Впосл. этот поступок повлек многолетние дисциплинарные нарекания И. со стороны священноначалия. Рескриптом от 10 дек. 1804 г. от строителя Саровской пуст. иером. Исаии (Зубкова) было затребовано взять с И.

http://pravenc.ru/text/389177.html

Алексей Мерзляков Мерзляков Алексей Федорович (1778–1830) – поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, педагог. Его первое стихотворение было опубликовано в 1792 году в журнале «Российский магазин» под заглавием «Ода, сочиненная Пермского главного народного училища тринадцатилетним учеником Алексеем Мерзляковым». И тогда же купеческий сын из казанского городка Далматово, «оказавший удивительные успехи в учении», был определен на казенный счет в гимназию при Московском университете, которая была открыта благодаря поэту Михаилу Хераскову . Вся его последующая жизнь связана с Московским университетом, где он войдет в «дружеское общество» юных воспитанников Благородного пансиона Андрея Тургенева и Василия Жуковского, начнет публиковаться в университетских журналах, а с 1804 года займет кафедру российского красноречия и поэзии, станет профессором. С тех пор имена всех поэтов, учившихся в первой четверти XIX века в Московском университете или его Благородном пансионе, так или иначе связаны с его именем, а некоторым, как Михаилу Лермонтову, помимо общих занятий, он давал и частные уроки. «Отроду не слыхал, – вспоминал один из его учеников, – такой величественной декламации и такого могущественного дара импровизировать. Голос у Мерзлякова был тенор-бас, глуховатый, гибкий и благородно-унылый... Этот голос производил на слушателей действие, подобное раскатам грома, теряющегося на горизонте». В 1817 году вокруг него даже образовалась «маленькая академия», в которую входили Семен Раич со своим воспитанником Федором Тютчевым, а в начале 20-х годов среди учеников Мерзлякова были Дмитрий Веневитинов, Владимир Одоевский, Петр Чаадаев, Иван Киреевский, Иван Лажечников. В 1803 году в печати появятся его первые песни, созданные совместно с композитором Даниилом Кашиным. «Кто не знает голосов Кашина на слова Мерзлякова? Кто из слыхавших Сандунову не помнит петых ею песен Кашина?» – вспоминал Николай Полевой. Его песням суждена была долгая жизнь, а «Среди долины ровныя» стала народной. В 1830 году вышел его последний, уже посмертный поэтический сборник «Песни и романсы», который в 1988 году вновь увидел свет в факсимильном издании как литературный памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Вёшенская. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Свято-Михайло-Архангельский приход станицы Вёшенской существует с середины XVIII века. В 1786 году был освящен главный престол храма. Историк И.М. Сулин в 1894 году указывал на богатую утварь и перечислял хранившиеся в ней древности: Евангелие 1744 года, требное Евангелие 1701 года, «Триодь Цветную» 1695 года, Евангелие толковое 1707 года и серебряный потир с прибором 1777 года. В разное время приход Архистратига Божия Михаила принадлежал разным духовным правлениям. Так, в начале XIX века приход подчинялся Хоперскому духовному правлению, располагавшемуся до 1803 года в станице Мигулинской, а затем в Зотовской станице. После 1804 года благочиние располагалось в станице Усть-Хоперской. Впоследствии центр благочиния находился в станицах Казанской и Вешенской. Много поколений сменилось за более чем два столетия существования храма. Много было и служителей на приходе. Случались в Свято-Михайло-Архангельском приходе далеко не ординарные служители церкви. Свыше шестидесяти лет непрерывно прослужил в нашем храме протоиерей Василий (Василий Андреевич Евсеев). Сын священника Казанской станицы, он в 1837 году окончил Воронежскую духовную семинарию, а в следующем году был рукоположен архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием в сан священника и стал настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода. Много раз ему предлагали более видные места, но он остался служить здесь. Молодые годы он посвятил церковной школе, в которой сам занимался в собственном доме около 10 лет. Затем 25 лет прослужил в должности благочинного. В 1860 году Новочеркасский статистический комитет избрал Евсеева в члены-корреспонденты. Он был прост, умен, честен и трудолюбив, причем, по словам современника, не поддавался " человеческой немощи и в старческих летах». Тот же современник, называя жизнь Евсеева «непостыдной жизнью», замечал, что «за всю 60-летнюю службу он не соблазнил своих прихожан худыми делами, не изменял данному им слову и ни с кем не враждовал; показываясь иногда строгим на словах, он на деле всех любил, всем от души желал добра».

http://sobory.ru/article/?object=10098

Вместо предисловия. Из истории Саратовской Православной Духовной семинарии Кирилл Краснощёков Священник Духовное образование как система появилось в Русской Православной Церкви в начале XIX в., когда в контексте предпринятых императором Александром I реформ была проведена и реформа системы духовного образования. Задача её состояла прежде всего в том, чтобы придать единство действовавшим в ней программам обучения и обеспечить преемственность всех степеней духовных учебных заведений. Вместе с тем преследовалась и важная цель повышения общеобразовательного уровня духовно-учебных заведений, а в академиях – и развития богословия. 29 ноября 1807 г. был учреждён Комитет об усовершенствовании духовных училищ, в который вошли петербургский митрополит Амвросий (Подобедов) , назначенный председателем, калужский епископ Феофилакт Русанов , обер-прокурор Синода А.Н. Голицын, духовник царя протопресвитер Сергий Краснопевков, обер-священник армии и флота Иоанн Державин и статс-секретарь М.М. Сперанский, координировавший всю работу этого комитета. Сперанский, сам прошедший все ступени духовного образования, великолепно знал его нужды и стоявшие перед ним проблемы. Изданный 26 июня 1808 г. закон создавал новую структуру духовных учебных заведений, определял учебную, воспитательную и административную функции духовных школ, а также устанавливал источники их материального обеспечения 1 . Подобно созданной в 1803–1804 гг. четырёхступенчатой системе светских школ и университетов устанавливались и четыре ступени духовно-учебных заведений: 1) приходские училища; 2) уездные училища; 3) семинарии, дававшие среднее духовное образование; 4) духовные академии. По аналогии со светской школой вводилась и окружная система организации духовного просвещения: создавались четыре учебных округа во главе с духовными академиями – Санкт-Петербургский, Московский, Киевский и Казанский. Каждая епархия округа должна была иметь 1 семинарию, 10 уездных и 30 приходских школ, а вся система духовных учебных заведений – 4 академии, 36 семинарий, 360 уездных и 1080 приходских училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010