5. Учитель риторики Иван Соколов . 22 года. Сын церковника, поступившего на военную службу. «Обучался в Московской академии с 1790 года, откуда в 1796 году переведён в Лаврскую Семинарию студентом. В Армейскую Семинарию прислан 1800 года Декабря 15 дня. Сделан учителем высшего грамматического класса сего 1801 года Января 12 дня». 6. Учитель нижнего грамматического класса Василий Веселовский. 21 год. «Обучался во Владимирской Семинарии с 1789 года. Прислан из Владимирской Епархии в Армейскую Семинарию 31 декабря 1800 года. Сделан учителем Российского класса 12 января 1801 года». 7. Учитель арифметики – губернский секретарь Иван Полистовский. 29 лет. Сын священника. «Обучался в Псковской Семинарии с 1783 года по 1794 год – философии, а с 1794 по 1797 год – математике в Санкт-Петербургской учительской гимназии. В учительской гимназии в 1797 году определён учителем арифметики при гимназии Императорской Академии наук... Принят в Армейскую Семинарию учителем математики с 12 Января 1801 года». П. Я. Озерецковский очень внимательно и заботливо относился к своему детищу. Он непосредственно наблюдал как за учебным процессом в семинарии, та к и за воспитательной работой с семинаристами. Учителя каждый месяц представляли ему конспекты пройдённого и сведения об успеваемости семинаристов. Армейская семинария пользовалась успехом и вскоре привлекла к себе большое количество воспитанников из разных епархий. Обучавшиеся здесь дети военных пастырей, находились на полном казённом содержании. Хочется заметить, что многие вопросы взаимоотношений Русской Православной Церкви и Вооружённых Сил государства этого исторического периода не получили достаточного освещения ни в трудах церковных исследователей, ни в отечественной исторической литературе. До 1917 года сама сращённость государственного и церковного аппарата не позволяла увидеть в теме « Церковь и война» отдельного исторического содержания. В этот период вопросы реорганизации армии, а значит и структур военного духовенства, участия духовенства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих, в Отечественной войне 1812 года было рассмотрено лишь в общих трудах по истории войны и нескольких изданиях, приуроченных к её 100-летнему юбилею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лебедев и местный священник отец А.Я. Смирницкий. В 1902 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) смотрителем Александро-Невского духовного училища иеромонахом Никодимом (Кононовым), будущим новомучеником, была организована первая постоянная дача для воспитанников-сирот и иностранцев, обучавшихся в столичном Духовном училище и не имевших возможности уезжать на летние, Рождественские и Пасхальные каникулы домой. На даче отдыхало до сорока учащихся под наблюдением отца-смотрителя и двух надзирателей-учителей А.П. Соловьевича и иеромонаха Филиппа. Кроме богослужения и занятий дети играли в лапту, мяч и городки, ходили на прогулки, пели в хоре, работали в саду. До этого времени сирот брал к себе на дачу знаменитый пастырь-благотворитель протоиерей Алексей Колоколов, по кончине отца Алексея его дача отошла под «женское богоугодное заведение» — общину сельских сестер милосердия. Поэтому смотритель училища под дачу сирот арендовал небольшое имение господина Эрина с двухэтажным домом, садом и огородом вблизи церкви и неподалеку от местной общины сестер милосердия. По материалам «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (т. 9, СПб., Лужский уезд, 1885), в разное время священниками церкви Успения в б. Феофиловой пустыни были Исайя Васильев, служивший до 1788 или 1780 года; Петр Тимофеев, — с 1780 по 1797 год; Игнатий Васильев, — с 1797 по 1831 год. С 1831 по 1854 год священниками здесь служили Петр Григорьев, переведенный позднее в Лужский собор, и Димитрий Антонович Романский; с 1854 года — Иоанн Семенович Разумовский, переведенный из села Ветвеника Гдовского уезда. Перед революцией, в 1915 году настоятелем церкви служил священник Василий Михайлович Воинов. В 1937 году последний священник отец Василий уехал (предположительно в село Взвад Старорусского района Новгородской области). В звании дьячков состояли Трифон Игнатьев — до 1801 года; Петр Екимович Голубев — с 1801 по 1806 год; Иван Васильев — с 1806 по 1838 год; Александр Каллиникович Смирнов — с 1844 по 1855 год; Иван Анисимович Лабецкий, переведенный в 1880 году в соседнее село Заполье; Андрей Андреевич Чужбовский с 1865 по 1867 год и переведенный в Дылицы; Иван Иванович Ильинский, а позднее перед революцией его сын — Алексей Иванович Ильинский, уроженец этого села.

http://sobory.ru/article/?object=01588

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Схим. Михаил (Чихачёв). Литография. Кон. XIX в. (Чихачёв Михаил Васильевич, 8.04.1806, Порховский у. Псковской губ.- 16.01.1873, Троице-Сергиева пуст. близ С.-Петербурга), схим., подвижник благочестия. Происходил из младшей ветви старинного дворянского рода, представитель которого Данило Чихачёв был воеводой в одной из пограничных со шведами крепостей и погиб, защищая ее, в 1580 г. К этому роду, которому в 1624 г. были пожалованы поместья в Псковской губ., принадлежали действительный статский советник М. Н. Чихачёв (1-й Псковский губ. предводитель дворянства), географ и путешественник П. А. Чихачёв, адмирал, генерал-адъютант, управлявший морским мин-вом, директор Русского об-ва пароходства и торговли и председатель департамента промышленности, наук и торговли Государственного совета Н. М. Чихачёв, а также его сын Д. Н. Чихачёв - член Государственной думы (в гражданскую войну погиб, сражаясь на стороне Добровольческой армии). Отец М., Василий Яковлевич (1760 - ?), сын капитана, гвардии прапорщик, владел в Порховском у. сельцом Токаревка (Токарево) и селеньями в Новоржевском у., мать - Екатерина Михайловна, урожд. Семенская. До 16 лет М. получал домашнее воспитание в имении, преимущественно от учителей-французов, в обстановке «баловства и болтовни» и, несмотря на традиционную религиозность семьи, о вере имел «весьма темное понятие». В молодости он отличался способностями к учебе, но и рассеянностью и леностью, был «весельчак и говорун». Сестра Ольга (1798-1867) вышла замуж за крупного чиновника И. А. Голенищева-Кутузова (1801-1874), впоследствии была похоронена в санкт-петербургской Троице-Сергиевой пустыни , другая сестра - Екатерина (род. в 1789). Как и старшие братья (Дмитрий (род. в 1794) и Александр (род. в 1801)), М. был определен на военную службу. В 1822 г. он успешно сдал приемный экзамен в Главное Инженерное училище и генерал-инспектор вел. кн. Николай Павлович взял М. пансионером, как и его однокашника Д. А. Брянчанинова (см.: Игнатий (Брянчанинов) , свт., еп. Кавказский и Черноморский). Будущий император почти ежедневно посещал училище. Во время учебы М. В. Чихачёв отличался хорошей успеваемостью и честностью. Несходство характеров не помешало его искренней дружбе с Брянчаниновым, в к-рой Дмитрий играл роль «старшего брата». Для свт. Игнатия на всю жизнь благодаря промыслительному «единодушию и единомыслию» М. стал самым близким человеком.

http://pravenc.ru/text/2563616.html

Харьков, 1822–1823). Вербицкий Андрей Андреевич (? — 1859) — филолог, впоследствии профессор Харьковского университета. Пельт Николай Иванович (1810–1872) — театральный деятель, с 1866 по 1872 г. управлявший московским театром. Пельт Николай Иванович (1810–1872) — театральный деятель, с 1866 по 1872 г. управлявший московским театром. Шумский Сергей Васильевич (наст, фамилия Чесноков; 1821–1878) — артист Малого театра; Щепкин Михаил Семенович (1788–1863) — артист Малого театра. Шумский Сергей Васильевич (наст, фамилия Чесноков; 1821–1878) — артист Малого театра; Щепкин Михаил Семенович (1788–1863) — артист Малого театра. «Скупой рыцарь» — одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина. «Скупой рыцарь» — одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина. Речь идет о 1851 г. Речь идет о 1851 г. Клейнмихель Петр Андреевич (1793–1869) — в 1842–1855 гг. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил строительством железной дороги между Петербургом и Москвой. Клейнмихель Петр Андреевич (1793–1869) — в 1842–1855 гг. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил строительством железной дороги между Петербургом и Москвой. Филарет (в миру — Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) — с 1821 г. был Филарет (в миру — Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) — с 1821 г. был Четверть ведра — 3,2 литра. Четверть ведра — 3,2 литра. Тамбурмажор — главный полковой барабанщик. Тамбурмажор — главный полковой барабанщик. Толстой Александр Петрович (1801–1873), граф — камергер, тверской (1834–1837), затем одесский (1837–1840) губернатор; обер-прокурор Синода (1856–1862). Толстой Александр Петрович (1801–1873), граф — камергер, тверской (1834–1837), затем одесский (1837–1840) губернатор; обер-прокурор Синода (1856–1862). Закревский Арсений Андреевич (1783–1865), граф — в 1848–1859 гг. московский генерал-губернатор. Закревский Арсений Андреевич (1783–1865), граф — в 1848–1859 гг. московский генерал-губернатор. Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) — поэт, философ, публицист.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

книгами достаточна. Есть благодатная икона Пресвятой Богоматери. При колокольне, отдельно стоящей, устроена в 1875 г. деревянная тёплая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Проводы бывают в Светлую субботу. Копии метрич. книг хранятся с 1768 г., а испов. ведом. с 1801 г. Опись церковного имущества составлена в 1806 и в 1884 году. Земли: должно быть усад. с огород. 3 дес., пахот, в 3 сменах 36 дес., сенок. 12 дес. и под пасекой с садом 1 десятина. На эту землю была эрекция, но она в 1779 г., по смерти местного свящ. Феодора Рогальского, захвачена помещиком Гавриилом Вонсовичем, так что ныне при церкви имеются только копия этой эрекции, презента, данная 28 ноября 1730 г. княгиней Теофилой Яблоновской, и генеральная визита, учинённая в 1756 году. Из этой визиты видно, что арендный владелец села некто Высоцкий пред учинением её, самоправно захватил два церк. огорода, из коих один был с садом и состоял из 2 дес. пахот. и 4 дес. сенокосной земли на грунтах дер. Ридки. Остальною землёю причт после этого пользовался до 1779 г., когда помещик Гавриил Вонсович самоправно захватил у церкви 12 дес. пахот. и 10 дес. сенок. земли. Затем в 1852 г., при составлении проекта об обеспечении местного причта, из этого количества захваченной земли дорезано усад. и пахот. земли в узаконенной пропорции, так что в действительном пользовании причта ныне имеется земли усад. с огород. 1 дес. 652 саж. и пахот. 33 дес., а сенок. и лесу нет. Земля эта межевыми знаками обозначена и на план снята. Одна смена пахот. земли находится в расстоянии ¼ версты от церкви, а 2 и 3-я – в одной версте. Остальная же захваченная помещиком церковная земля, а именно – усад. 1½ дес., пахот. 6 дес. и сенокос. 9 дес. 1508 саж. – состоит в наследственном пользовании владельца села Бережинец. Дело об этой земле заведено было в 1801–1815 гг. и возобновлено в 1866 г., но в 1869 г. решено судебною Палатою и утверждено Правительствующим Сенатом не в пользу церкви. Причт: свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом и хоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

2692 Архимандрит Витебского Маркова (или Слуцкого Свято-Троицкого) монастыря. «...Когда белорусская епархия по проискам иезуитов оставалась незанятою, слуцкие архимандриты заведывали всеми церковными делами в северо-западной Руси...» ( Чистович И. А. Очерки истории западнорусской Церкви. СПб., 1889. Ч. 2. С. 187). 2693 По Строев. С. 494, титуловался: Могилевский, наместник митрополии Киевской и Экзаршеской трона Константинопольского. 2695 Архидиакон. «...Присвоил себе... звание администратора епархии... Св. Синод, не зная настоящего положения дел, утвердил эти назначения; но когда... открылся его обман, Св. Синод... устранил Каллиста из Белоруссии...» ( Чистович И. А. Ук. соч. Ч. 2. . 259–260). 2697 «...Хир. 20 марта 1743 г., привилегию (королевскую. – Сост.) получил 03 окт. 1744 г...» (Н.Д. Иерархия... С. 390). Скончался 02.12.1754. 2698 Архиепископ с 22.09.1783. Выдающийся борец за Православие в белорусских землях в эпоху разделов Польши. «...Скончался в Могилеве 13 Февраля 1795 года на 78 году жизни и погребен в Спасо-Преображенской церкви. Во время нашествия... в 1812 году французы открывали гроб Георгия; в то время было уже 18 лет, как скончался он, но тело его было еще нетленно...» ( Тихомиров Д. Ук. соч. С. 7). 2699 Вторая дата – определение на покой. Скончался 01.01.1801. Память в Соборе Белорусских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2700 По ААО. Т. 1. С. 150, на епархии не был. Вторая дата – определение на покой. Скончался 12.01.1799. 2701 Архиепископ с 15.09.1801. Духовный ритор; автор известного религиозного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе». 2702 Архиепископ с 23.03.1808. Дальнейшая судьба его сложилась печально. «...В злополучный двенадцатый год Преосвященный Варлаам, вместе со всем своим духовенством, принес присягу Наполеону 14 июля. За это был отрешен от управления епархией – высочайшим повелением 5 декабря 1812 г. – и подвергнут суду. По указу 1 мая 1813 года лишен архиерейства и священства в Черниговском кафедральном соборе 29 июня – и доживал свои печальные дни в келлии над воротами Новгород-северского Спасского монастыря, под колокольней по преданию – «в качестве звонаря и привратника», до самой кончины – в сентябре 1823 г. Преосвященному Варлааму приписывается несколько элегических строф, составленных будто бы им в печальные дни. К концу жизни Варлаам выплакал свои очи и местные интеллигенты, из сожаления к разжалованному владыке, приходили и читали ему его любимые книги. Существует несколько объяснений злополучного поступка Преосвященного Варлаама. Современные ему свидетели выставляли мечты Варлаама стать Патриархом юго-западной России. Сам он говорил, ссылаясь не свое прошедшее, что теперь он «душу свою положил за овцы своя», выставляя на вид, что к церквам его епархии не прикоснулась рука французов...» ( Рункевич С. История Минской архиепископии. СПб., 1893. С. 211).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После установки глав осенью 1801 г. крестьянин Петр Иванович Мунаев из д. Уркова Балахнинской округи Нижегородской губернии делает каменные шеи, а летом 1802 г. штукатурит их мастер Семен Матвеев из д. Мосца Ярославского уезда. Строительный материал для глав был и местный, и привозной: кирпич – известного угличского мастера Ив.Вас. Коновалова; известь поставили угличане В.И. Карамышев и Н.Я. Ожегов; олово – угличские купцы Дмит. Вас. Бычков и И.С. Свешников, который поставил золото и для крестов. Для крестов же и рукавов продал червонное и двойниковое золото крестьянин д. Житницына Рыбинского уезда Федот Григорьев. 2-й этап верховых работ – покрытие крыши – начался в летний строительный сезон 1804 г. Крестьянин д. Василево Мышкинского уезда Яков Кузьмин обрешечивает и кроет настоящую церковь, а трапезную часть он же покрывает в лето 1805 г., здесь ему помогает крестьянин с. Дубровы Корчевского уезда Тверской губернии Никита Киприянов. Малярные работы медянкой и зеленью выполняют угличане Михаил Гаврилович Кошкин и Иван Иванович Буренин. В этом же, 1805 г., кладется паперть (поставщик кирпича и сам мастер – угличанин Иван Васильевич Коновалов). Следующий, 1806 год, нужно считать годом окончания строительства Леонтьевского храма, когда оформление экстерьера завершается колерным раскрасом церкви (мастер-подрядчик Семен Матвеев из д. Мосца Ярославского уезда). В 1801-1806 гг. одновременно с крупным строительством, ведутся мелкие внутренние работы: починка и поновление образов (мастера – Петр Петрович Буренин и Дмитрий Вас. Пятунин); резьба малых иконостасов и киот (мастера – Семен Иванович Стрелков крестьянин с. Заозерья Угличского уезда, Афанасий Иванов – дворовый генерала Супонева, Гаврила Дмитриев – крестьянин д. Муравьева Мышкинского уезда); переплетаются и украшаются богослужебные книги (мастера – священник угличской Царевской-на-поле церкви Иван Александрович Куницын и профессиональный переплетчик угличский посадский Прокопий Иванович Щипалкин). С 1806 г. Леонтьевская церковь существует без крупных перестроек. Ведутся лишь небольшие внешние и внутренние ремонты, необходимые, в основном, интерьерные работы. К примеру, в 1816 г. калязинский мастер Александр Иванович Шадеев золотит червонным золотом на полимент иконостас и клиросы нижней церкви Великомученика Никиты (эскиз иконостаса был утвержден в консистории под 5174).

http://sobory.ru/article/?object=34797

Прибавление: 45 . МЕФОДИЙ Смирнов. Ему в 1808 году, Сентября 1, пожалован крест алмазный для ношения на клобуке. В 1814 году, Августа 30, переведён в Псков. 46 . СЕРАФИМ Глаголевский, в 1814 году, Августа 30, переведён из Минской Епархии с оставлением при нём той степени, какая присвоена Минской Кафедре и пожалован Членом Святейшего Синода. К стр. 144 73 . Прибавление: 5 . АФАНАСИЙ Иванов, в 1801 году пожалован Архиепископом. В 1805 году переселился из Новомиргорода в Екатеринославль и вскоре там скончался, погребён в Екатеринославском Самарском Новомосковском монастыре. 6 . ПЛАТОН Любарский. В 1809 году, Марта 1, пожалован ему алмазный крест на чёрный клобук. В 1811 году, Октября 20, скончался и погребён в Самарском Новомосковском монастыре. 7 . ИОВ Потёмкин. В 1812 году Февраля 7, переведён из Архиепископов Минской Епархии. К стр. 150 74 . Прибавление: 17 . ВАРЛААМ Шишацкий. В 1808 году, Марта 23, пожалован Архиепископом. В 1813 году, по Именному Указу от 1 Мая лишён Архиерейства и священства и сослан в Новгород-Северский Спасский монастырь. 18 . ДАНИИЛ Натток-Михайловский. В 1813 году, Июля 6 переведён из Волынско-Житомирской Епархии. К стр. 155 75 . Прибавление: 36 . МИХАИЛ Десницкий, в 1844 году был присутствующим в Синоде и того же года, Августа 30, пожалован Членом оного. К стр. 156 76 . Прибавление: 2 . ИОВ Потёмкин. Он именовался Минским и Литовским. В 1812 году, Февраля 7, переведён в Екатеринославль. 3 . СЕРАФИМ Глаголевский. В 1812 году, Февраля 7, переведён из Смоленска Архиепископом с наименованием: Минский, Литовский и Архимандрит Слуцкого монастыря. В 1813 и 1814 годах присутствовал в Синоде и Августа 30 дня 1814 года пожалован Членом оного и переведён в Тверь. К стр. 157 77 . Прибавление: 1 . ИОАННИКИЙ Никифорович. В 1801 году, Сентября 15, пожалован в Архиепископа. К стр. 159 78 . Прибавление: 1 . ФЕОФИЛАКТ Русанов. В 1807 году был чередным присутствующим в Святейшем Синоде. В 1808 году, Февраля 21, пожалован Членом оного с жалованьем по 1.759 рублей 55¼ коп. в год. В том же году, Июня 26, получил Орден Св. Владимира 2 степени большого креста, а Декабря 25 пожалован Архиепископом. В 1809 году, Марта 5, переведён в Рязань.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

А если бы ся людей огурили, абы который бы колвек чоловек з них улечы хотел, а на жниво не пошел, теды войт мой, Белевский, заразом листы таких людей моих, Белевских, каждого за кожды день пограбити так, яко бы за два гроши Литовских стояло, и пану Понятовскому, албо враднику его, Дековскому, тот грабеж отдати, поколы ибо отожнуть, або двома грошми за кожды день гребеж выкупить·. (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 132:133). 21 При церкви в с. Белеве священнослужителями состояли: 1) священно-иерей Филипп; 2) свящ. Евтихий Прокушировский; 3) свящ. Василий Кротковский – все трое – в 17 веке и упоминаются в находящейся при церкви копии синодика от 1664 года, составленного свящ. Андреем Рыловским; 4) свящ. Андрей Рыловский «из севера» – в 1664 году упоминается в вышеуказанном синодике; 5) свящ. Симеон Туричинский упоминается в 1668 году; 6) иерей-парох Андрей Рафалович – в 1698–1714 годах; 7) иерей Артемий Краськевич – в 1753–1760 г.; 8) иерей-парох Климентий Лозицкий – в 1770–1790 г.; 9) иерей-парох Василий Лавровский – в 1770–1790 г.; 10) парох Никита Лавровский – в 1790–1794 г.; 11) свящ. Григории Михайлович Стефановский – в 1795–1797 г.; 12) наблюдающий свящ. из с. Старо-Жукова Симеон Ракуцкий – в 1797–1801 г.; 13) свящ. Даниил Терехович – в 1801–1807 г.; 14) свящ. Андрей Должанский – в 1807–1814 г.; 15) наблюдающий свящ из с. Дикова Стефан Андреев. Червинский – в 1815–1822 г.; 16) наблюдающий свящ. из с. Пересопницы Симеон Антониев. Слодкевич – в 1823–1824 г.; 17) приход. свящ. Василий Феодор. Лозинский – в 1824–1850 г.; 18) приход. свящ. Иулиан Васильев. Лозинский – в 1850–1862 г.; 19) приход. свящ. Павел Игнатьев. Савицкий – в 1862–1887 г. и 20) приход свящ. Пётр Недоборовский – с 1887 года (ныне служит). В Белевской церкви хранятся следующие старопечатные книги: 1) «Евхологион, албо молитвослов или требник, имея в себе церковная различная последования от святых Апостол и Богоносных Отец в различных временах предания. Трудолюбием братства Успения Пресв. Богородицы – в Львове.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Е.В. Никольский Критика спиритизма в публицистике святителя Феофана и его современников (Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Вс.С. Соловьева, А.Ф. Тютчевой) Источник Скачать epub pdf Возникновение интереса русского общества к мистическим сферам бытия можно отнести ко второй половине XVIII века, когда в Российскую историю из стран Западной Европы начали проникать масонские ложи. Во время правления Александра I отмечалось значительное охлаждение светского общества к православию, следствием чего стало зарождение мистических сект, в том числе известного кружка хлыстовки Екатерины Татариновой. Во второй половине XIX века внимание многих обывателей было обращено к парапсихологии и гипнозу (в терминологии тех лет – «магнетизму»). Частично это отразилось и в литературе, например, в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Широкое распространение спиритизма и иных форм внехристианской «духовности» вызвало со стороны лиц, глубоко и осмысленно принимавших учение Христовой Церкви, вполне обоснованную и своевременную критику. (Свт. Феофан Затворник , Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, Вс. С. Соловьев , А.Ф. Тютчева) 1 . Отличительной особенностью спиритизма служит признание вещественного общения людей с душами умерших через посредство особых лиц, называемых медиумами. Верование в возможность вызывания духов или душ умерших людей известно с глубокой древности и имело широкое распространение у древних вавилонян, халдеев, египтян, греков и других народов. В новейшее время это верование возродилось в конце 1847 г. в Америке и стало известно под наименованием “спиритизма” (от spiritus – дух). Из Америки современный спиритизм был разнесен по всем странам и быстро распространился во Франции, Германии, Англии, России и несколько позднее в Италии. В России он появился среди образованного общества – сначала в столицах, а оттуда проник в провинцию. В конце семидесятых годов XIX столетия у нас увлечение спиритическими сеансами приняло эпидемический характер, так что круглые столики, употреблявшиеся для спиритических сеансов, сделались принадлежностью почти каждого интеллигентного семейства. В ряды сторонников спиритизма вступали даже многие серьезные писатели и ученые, напр., писатель В.И. Даль (1801–1872), проф. П.Д. Юркевич (1827–1874), проф. А.М. Бутлеров (1828–1886), академик М.В. Остроградский (1801–1861) и другие. Впоследствии интерес к спиритизму в русском обществе понизился, хотя никогда не падал совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kritika-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010