Падение Никона и крушение его идей в петровском законодательстве. Отзывы о Никоне. Варшава: Синодальная типография, 1931. 25. Каптерев Н.Ф., проф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович (репринт). Т.1, 2. М., 1996. 26. Карпович М.М. Имперская Россия (1801-1917гг.)./Вернадский Г.В. Московское царство. Пер. с англ. Е.П. Беренштейна, Б.Л. Губмана, О.В. Строгановой. – Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 2001. 27. Карташев А.В., проф. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М.: Издательство «Наука», 1991. 28. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Послесловие, комментарии А.Ф. Смирнова. М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2004. 29. Колотий Н.А. Введение (вступит. статья)./Крестный путь патриарха Никона. Калуга: Православный приход Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево при участии ООО «Синтагма», 2000. 30. Крылов Г., прот. Книжная справа XVII века. Богослужебные минеи. М.: Индрик, 2009. 31. Кутузов Б.П. Ошибка русского царя: византийский соблазн. (Заговор против России). М.: Алгоритм, 2008. 32. Кутузов Б.П. Церковная «реформа» XVII века, как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. М.: ИПА «ТРИ-Л», 2003. 33. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб.: «Искусство-СПБ», 2003. 34. Макарий (Булгаков) митроп. История Русской Церкви, книга седьмая. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 35. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, печ. по изд.: 1897 (Т.1) и 1902 (Т.2), 2000. 36. Мейендорф И., протопресвитер. Рим-Константинополь-Москва. Исторические и богословские исследования. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. 37. Мельгунов С. Великий подвижник протопоп Аввакум (с издания 1907г.)./Канон святому священномученику и исповеднику Аввакуму. М.: Издательство «Китеж», 2002. 38. Мельников Ф.Е. История Русской Церкви (со времен царствования Алексея Михайловича до разгрома Соловецкого монастыря). Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова…», 2006.

http://pravoslavie.ru/74764.html

23.3 Синодальный (Петербургский) период истории РПЦ 1721–1917гг. 849. БУЕВСКИЙ А. Церковная реформа Петра Первого. (Историко-канонический аспект). – 1985, 11, 91. 850. БУЛЕКОВ А. Митрополит Литовский и Виленский Иосиф. (1798–1868). – 1990, 3, 21. 851. ЕВГЕНИЙ, еп. Святитель Иннокентий и Троице-Сергиева Лавра. (Доклад на торжественном акте, посвященном 200– летию со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского). – 1997, 11, 49. 852. ЕВЛОГИЙ, архиеп. Благодатный юбилей святителя. История Отечества: лики и лица. (К 200– летию со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского). – 1997, 11, 55. 853. СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ, архиепископ Херсонский. – 1990, 5, 72;6, 69. 854. КОЗЛОВ М., свящ. Святитель Московский Филарет (Дроздов) . (Очерк жизни и деятельности). (К 125-летию со дня преставления (1867–1992). – 1992, 11–12, 29. 855. ОРЕХАНОВ Г., свящ. Церковный Собор и церковно – реформаторское движение. –2000, 12, 72. 856. ПИВОВАРОВ Б., прот. Протоиерей Александр Сулоцкий . Его жизнь и труды по церковной истории Сибири. (К 100– летию со дня кончины). (В конце статьи дан список основных трудов прот. А. Сулоцкого). – 1985, 6, 11. 857. РОЖКОВ В., прот. Вопрос о реформе церковного прихода в Государственной думе. (Исторический обзор). – 1992, 4, 49;5, 27. 858. СЕРГИЙ, еп. Юбилей Петербурга. – 1994, 5, 11. 859. ЕГО ЖЕ. 9 января 1905 года. – 1994, 5, 15. 860. СЕМИБРАТОВ В. Купеческая благотворительность в Вятке в XIX – начале XX века. – 1999, 10, 42. 861. СИМОН, архиеп. Преосвященный Гавриил, епископ Рязанский и Муромский. – 1984, 2, 10. 862. СМОЛИЧ И. Предсоборное Присутствие 1906 года. – 1996, 11, 74. 863. СПОРОВ Б. Святитель Софроний, епископ Иркутский. (К 225– летию блаженной кончины). – 1996, 4–5, 46. 864. СТОЛЫПИН П. О вероисповедных законопроектах и о взгляде правительства на свободу вероисповедания. (Речь, произнесенная в Государственной думе 22 мая 1909 г.). – 1992, 9, 36. 865. ТИХОМИРОВ Л. Безотлагательность церковного Собора. – 1993, 9, 45. 866. ЧАПЛИН В. Светильник веры и любви. Преподобный Герман Аляскинский и его роль в утверждении христианства на американском Севере. – 1988, 1, 48.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Труды Киевской духовной академии» – российский православный ежемесячный научный журнал Киевской духовной академии, выходивший в 1860–1917 годах. В журнале публиковались научно-богословские и историко-литературные сочинения, много внимания в журнале уделялось истории Церкви, религиозным течениям и богословской мысли на территорий Украины. Авторами выступали известные ученые. В настоящее время периодическое издание под тем же названием издается Киевской духовной академией и семинарией УПЦ МП, а также, относящейся к неканонической УПЦ КП, Киевской православной богословской академией с периодичностью раз в год. См. также: «Труды Киевской Духовной Академии» – православный богословский журнал (1860 1917 гг.): историко-типологический анализ В.Н. Мандзюк-Ильницкий   Труды КДА за 1880–1917гг. и 1997–2011гг. (по годам, архивы zip): Журналы за 1880 г. Содержание Том 1 Январь 1. Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга первая (1–60) 2. Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [начало] (3–22) 3. Порфирий Успенский , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря (23–33) 4 . Ястребов М. От Византии до Москвы (56–99) 5 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 7–9] (100–137) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (138–144). Февраль 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии (1–88) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [начало] (143–196) 3 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря [продолжение] (197–223) 4 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 10–11] (226–252) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (253–262) 6 . Петров Н. Отчет церковно-археологического Общества при Киевской духовной Академии за 1879 г. (263–292)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16 . Лицевой иконописный подлинник. I. Иконография Господа Бога и паса нашего Иисуса Христа.– СПб., 1905. 17 . Иерусалим христианский.-СПб., 1905. 18 . Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. – СПб., 1906. 19 . Македония. Археологическое путешествие.-СПб., 1909. 20 . Иконография Богоматери. Связь греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения.-СПб., 1911. (переизд. М., 1999). 21 . Иконография Богоматери. Т. 1–2.-СПБ., 1914–1915. 22 . Русская икона.– Прага, 1928–1933. 23 . Очерки и заметки по истории средневекового искусства. Прага, 1929. Литература о Н.П. Кондакове 1 . Редин Е.К. Никодим Павлович Кондаков .-СПБ., 1897. 2 . Покровский Ф.И. Никодим Павлович Кондаков //православная богословская энциклопедия. Т.12.-СПБ., 1911. 3 . Автобиография.//Материалы для биографического словаря действительных членов Императорской Академии наук. Ч. 1.-Пг., 1915. С. 338–442. 4 . Никодим Павлович Кондаков . 1844–1924. К 80-летию со дня рождения.-Прага, 1924 (авторы статей: Л. Нидерле, Э. миннз, А. Муньос, М. Ростовцев, С. Жебелев, И. Толстой). 5 . Лазарев В.Н. Никодим Павлович Кондаков . – М., 1925. 6 . Успенский Ф.И. Памяти Н.П.Кондакова //Известия АН. 1926. 9.– С. 567–576. 7 . Айналов Д.В. Академик Н.П.Кондаков как историк искусства и методолог//Seminarium Kondakovianum.– Прага, 1928. – С. 311–321. 8 . Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России ( Ф.И. Буслаев , Н.П. Кондаков : методы, идеи, теории).– М., 1985. 9 . Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. – М., 1986. 10 . Лебедев Г.С. История отечественной археологии. 1700–1917гг.-СПб., 1992. 11 . Жебелев С.А. Никодим Павлович Кондаков // Христианство . Т. 1 –М., 1993.– С. 805–806. 12 . Тункина И.В. Неизданная библиография Н.П.Кондаков по отечественной археологии и истории искусств//Памятники древнерусской культуры.– вып.2, Ч. 2.– Можайск, 1994.-С. 73–79. 13 . Тункина И.В. Н.П.Кондаков : обзор личного фонда//Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге.– СПБ., 1995.-С. 93–119.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Кондаков 1931 - Кондаков Н. П . Русская икона. Часть первая. Прага. Seminarium Kondakovianum, 1931. Смирнов 1867 – Смирнов С. К. История Троицкой семинарии. М., 1867. Покровский 1850 - Покровский Н. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания. СПб.: Типография А. П. Лопухина, 1901 Сахаров И . Исследование о русском иконописании. СПб., 1850. Тренев 1905 - Тренев Д. К . Несколько слов о древней и современной русской иконописи. М., 1905. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции 29 сентября – 1 октября 1998 г. М.: Издательский Дом «Подкова», 2000. Успенский 1899 - Успенский В. И . Очерки по истории иконописания. СПб., 1899. Успенский 1903 - Успенский М. И . Проект И. П. Сахарова об устройстве школы иконописания. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1903. Черкашина 2000 – Черкашина Г. П . Иконописное дело Троице- Сергиевой лавры 1764-1917гг. (Общая характеристика деятельности иконописной мастерской)//Троице-Сергиева лавра  в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции 29 сентября - 1 октября 1998г. М.: Издательский Дом «Подкова», 2000. С. 369-384. Иконописная школа при МДА – первая школа, появившаяся в Русской Православной Церкви в новейший период. Она образована по решению Священного Синода РПЦ от 13 сентября 1989 года. М.Н. Соколова (1899–1981) возглавила иконописный кружок с ноября 1957 и руководила им в течение 23 лет. Организовал кружок еще в 1951–1952 учебном году о. Сергий Голубцов (впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский, † 1982). С 1955 года кружком некоторое время руководил преподаватель церковной Археологии  А.Д. Остапов, и его же стараниями была привлечена к педагогической работе М.Н. Соколова. Методические разработки М.Н. Соколовой легли в основу учебной программы иконописной школы. Ее книга «Труд иконописца» – Иулиания, монахиня (Соколова М.Н.). Труд иконописца. СТСЛ. СП, 1995 – до сих пор является настольной для начинающих мастеров. Жизни и творчеству Марии Николаевны посвящено несколько широко известных изданий.

http://bogoslov.ru/article/1219210

Через свою супругу о. Философ находился в родстве с другим известным священномучеником – прот. Петром Скипетровым (1863 – убит 1 февр. н.ст. 1918г): их жены, Антонина Николаевна и Елена Николаевна – дочери диакона Заозерского Николая Михайловича (ок. 1828 – 13.01.1884), клирика Исаакиевского собора в 1866–1884гг. Младший брат о. Философа – прот. Иван Николаевич (21.09.1870 –  20.04.1937) был женат на племяннице св. прав. о. Иоанна Кронштадтского Анне Семеновне Малкиной (её мать – Дарья Ильинична (в девич. Сергиева) – родная сестра св. Иоанна Кронштадского) 4 . В семье о. Ионна Орнатского было 14 детей, в крещении некоторых принимал участие  о. Философ Орнатский (напр., он крестил 2 сент. 1899г. Елизавету, а её крестным был о. Иоанн Кронштадтский ). В сентябре 1895г.  о. Иоанн Кронштадтский подарил дорогой ему семье свой портрет с надписью: «Своим по духу и по плоти о. иерею Иоанну Николаевичу и Анне Семеновне Орнатским на добрую память. Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев» 5 . В 1911г. было начато издание журнала «Кронштадтский пастырь», ответственным редактором которого в 1912 –1917гг. стал прот. Иоанн Орнатский, автор, как и его брат прот. Философ, многочисленных публикаций в этом журнале как подписанных, так и анонимных. Примечательно, что работу по выявлению и осмыслению  духовного наследия о. Иоанна Кронштадтского , начатую о. Иоанном Орнатским и его единомышленниками,  в настоящее время продолжает его внучка и внучатая племянница св. Иоанна Кронштадтского , профессор Института русской литературы (Пушкинский Дом), доктор филологических наук Тамара Ивановна Орнатская, издатель дневников святого и автор многих публикаций на эту тему.   Прот. Иоанн Кронштадтский , духовным сыном которого являлся о. Философ, часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви и Отечества. Святой пастырь доверил отцу Философу, как опытному полемисту, быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником, который первоначально был смущен популярностью, методами пастырской деятельности о. Иоанна Кронштадтского и некоторыми  опечатками, обнаруженных в печатных публикациях его трудов, которые превратно пытались истолковать недоброжелатели о. Иоанна. Прот. Философ не только защищал о. Иоанна Кронштадтского от нападок, но и последовательно проводил в жизнь его духовные наставления русскому народу как в своих  проповедях, так и в многочисленных публикациях. Так, возглавляя Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в издаваемом в 1902–1905гг. Обществомжурнале “Православно-Русское Слово”, о. Философ (в этом журнале он был цензором и автором многих публикаций) в Приложении к этому журналу за 1902 год издал «Полный круг слов и поучений» о. Иоанна Кронштадтского. Жизненный путь: основные вехи (1869–1918)

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Госпожа О.П. Олленгрэн, начальница Василеостровской женской гимназии, рассказывала, что часто по вечерам Государь приглашал ее в свой рабочий кабинет и, несмотря на огромную занятость и утомление, просил представить ему списки наиболее нуждающихся детей, состоявших под его попечительством. Суммы, которые жертвовал Государь из своих личных средств, были иногда весьма крупными. Однажды госпожа Олленгрэн решилась сказать, что сумма слишком велика, что на всех не напасешься, на что Государь твердо отвечал: «Царь должен на всех напастись». В конце аудиенции, всегда шепотом, он просил никому ни слова не говорить о его помощи. В начале Первой мировой войны Император Николай II, ни минуты не колеблясь, пожертвовал 200 млн. рублей на нужды армии, на помощь раненым, увечным и их семьям. Во время войны расходы Николая II по статье «Пособия богоугодным, лечебным и разным общеполезным учреждениям» многократно возросли. В 1916 и 1917гг. на эти цели Император потратил соответственно 427 763 и 431 583 руб. 6 Пожертвование от лица Императора и его супруги в Благотворительный комитет Великой Княжны Татьяны Николаевны «по оказанию временной помощи пострадавшим от военных действий» составили 425 тысяч руб. Из личных средств царь пожертвовал 100 тысяч рублей в Международный комитет Красного Креста в Женеве для оказания помощи русским военнопленным, находившимся в концентрационных лагерях воюющих с Россией держав. В результате всех расходов, связанных с войной, царская казна опустела. В марте 1917 года ревизия Временного правительства выявила, что у бывшего царя вместо предполагаемых миллионов на счету всего 908 тысяч рублей. Как вспоминал Великий Князь Александр Михайлович: «Оглядываясь назад на жизнь, которую вела Императорская Семья, я должен признать, что этот образ жизни ни в какое сравнение с жизнью магнатов капитала идти не мог. Сомневаюсь, удовольствовались бы короли стали, автомобилей или же нефти такой скромной яхтой, которая принадлежала Государю. И я убежден, что ни один глава какого-либо крупного предприятия не удалился бы от дел таким бедняком, каким был Государь в день его отречения». Да, царь оскудел в материальном отношении, но до последней минуты своей жизни оставался высоко духовным человеком, преданным Православной вере, Отечеству и своему народу. Решением Священного Синода Русской Православной церкви он и его Семья были прославлены в чине святых царственных страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/17/...

«9/22 апреля. Какое счастье, когда с таким благоговением служат обедню и так хорошо поют» , – писала в дневнике Е.А. Нарышкина. Богослужение было необходимым элементом жизни Царской семьи. Пусть теперь они и не были державными монархами, но продолжали служить России, служили ей своей горячей молитвой. Как только с фронта начали поступать добрые сведения о наступлении, император с радостью писал: «19 июня. Понедельник. Перед самым обедом пришла добрая весть о начавшемся наступлении на Юго-Западном фронте. На Золочовском направлении после двухдневного арт. огня наши войска прорвали неприятельские позиции и взяли в плен около 170 офицеров и 10 000 чел., 6 орудий и пулеметов 24. Благодарение Господу! Дай Бог в добрый час! Совсем иначе чувствовал себя после этой радостной вести» . Все, что оставалось делать Царской семье, – это молиться о спасении России, и это, пожалуй, было их последнее служение Родине.   Нарышкина Е. А . Мои воспоминания под властью трех царей. – М., Новое литературное обозрение, 2014. С. 388.  Царская работа. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского Императорского Двора.  Зимин. И . – М., Издательство Центрполиграф, 2013. С. 32.  Николай II/7 июня. Среда./Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны 1917-1918 в двух томах. 1 том. Ответственный редактор и составитель Хрусталев В. М. – М., ПРОЗАиК, 2012. С. 546.  Николай II/28 апреля. Пятница./Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны 1917-1918 в двух томах. 1 том. Ответственный редактор и составитель Хрусталев В. М. – М., ПРОЗАиК, 2012. С. 491.  Николай II/15 мая. Понедельник./Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны 1917-1918 в двух томах. 1 том. Ответственный редактор и составитель Хрусталев В. М. – М., ПРОЗАиК, 2012. С. 512.  Николай II/29 марта. Среда./Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны 1917-1918 в двух томах. 1 том. Ответственный редактор и составитель Хрусталев В. М. – М., ПРОЗАиК, 2012. С. 435.   Нарышкина Е. А . Мои воспоминания под властью трех царей. – М., Новое литературное обозрение, 2014. С. 424.  Николай II/12 июня. Понедельник./Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны 1917-1918 в двух томах. 1 том. Ответственный редактор и составитель Хрусталев В. М. – М., ПРОЗАиК, 2012. С. 558. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии pravo slavniy 13 августа 2020, 11:46 Очень интересна статья проф.Осипова Алексея Ильича " Революция вышла из семинарии " : pravoslavie (тчк) ru/106831 (тчк) html . Приводятся цитаты свт.Игнатия Брянчанинова, Оптинских старцев, св.прав.Иоанна Кронштадтского и многих других Святых - о духовном состоянии священства, монахов и народа в то время. После прочтения статьи, становятся лучше понятны причины 1914 и 1917гг. " Народ, не осознавший причин своих прошлых бедствий, не избежит их в будущем " . Елена Киев 21 декабря 2017, 09:43 Святые царственные страстотерпцы,молите Бога о нас! Людмила 21 декабря 2017, 00:33

http://pravoslavie.ru/109264.html

Вопрос о соборности был поставлен в отделе практически сразу после издания Временным правительством постановления о провозглашении России республикой от 1 сентября 1917г. Вполне естественно, что церковная соборность осмыслялась соборянами в связи с новым политическим устройством государства. Таким образом, дискуссия стала инструментом самоопределения ученой элиты в новых условиях. Соборность оказалась тесно связана с проблемой восстановления патриаршества и устройством высшего церковного управления, ролью мирян в делах Церкви и формами представительства верующих. Важно отметить, что 10 из 16 выступивших ученых защитились в период активного обсуждения церковной реформы: в период 1906–1917гг. Большинство ученых в отделе составили те, кто считал канон исторически обусловленным и, следовательно, изменяемым явлением. Это показывает новый этап в развитии канонического права. Примечательно, что если для П.Д. Лапина, более укорененного в академической традиции, неизменным остается соборный принцип, формы реализации которого хоть и меняются, но сам он остается прежним, то его коллеги из университетов прот.А. Смирнов, Н.Н. Фиолетов, А.И. Покровский допускали принципиальную возможность нового церковного правотворчества, актуального для современной действительности. Для всех докладчиков Церковь являлась объективной реальностью. Церковь была представлена единой и единственной (а не множеством церквей епископов), государственной, клириков, мирян. Все докладчики поддерживали мнение, что соборность — это свойство Церкви, принцип ее жизни, характеристика единства всех верующих в ней. При обосновании необходимости большего участия клириков и мирян в церковных делах все они, за исключением А.И. Покровского, признавали особый статус архиерея в принятии решений. Одновременно не все из них поддерживали восстановление патриаршества, для многих это виделось угрозой соборности и поражением в правах прежде всего епископов, а не мирян. Достижение соборности не было требованием власти. Соборность стала концептом, обосновавшим желание единства верующих: мирян, клириков, епископов, осенью 1917г. Открытие Собора и первые месяцы его работы были наивысшей точкой консолидации верующих в условиях хаоса и разобщенности революционного времени, а соборность — идейным стержнем и попыткой зафиксировать достигнутое единство для будущего. Профессоры и преподаватели университетов и духовных академий стали в данном случае теми, кто вербализовал и обосновал ожидания церковного сообщества.

http://bogoslov.ru/article/6195155

599 Пешехонов Алексей Васильевич (1867–1933), экономист, политический деятель, литератор, сотрудник журнала «Русское богатство». 600 Милюков Павел Николаевич (1859–1943), историк, политический деятель. В 1902–1905 гг. жил в эмиграции (Англия, США). С февраля 1906 г. редактор газеты «Речь». 601 Минский Николай Максимович (наст. фам. Виленкин; 1855–1937), поэт, философ, был близок к кругу Мережковских. С 1905 по 1913 г. жил за границей. 602 ...со своим Другом Савинковым-Ропшиным... – Борис Викторович Савинков (лит. псевд. Ропшин; 1879–1925) в 1906–1917гг. жил за границей (Париж), где познакомился с Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус. Сохранилась переписка между Б.В. Савинковым и Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус (ГАРФ. Ф. 5831. Оп. 1. Д. 126; ОР РНБ. Ф. 481. Д. 84). Часть переписки опубликована: Письма З. Гиппиус к Б. Савинкову: 1908–1909 годы/Публ. Е.И. Гончаровой//Русская литература. 2001. 3. С. 126–162; «Религиозная общественность» и террор: Письма Д. Мережковского и З. Гиппиус к Борису Савинкову (1908–1909)/Вступ. ст., публ. и примеч. Е.И. Гончаровой//Русская литература. 2003. С. 140–161. 603 … «quousque tandem Catilina» – «доколе, Катилина» (лат.), из Первой речи (1, 1) Цицерона против Катилины (63 до н.э.). 605 Раевский Павел Васильевич (1878-?), священник, богослов, публицист, член Союза 32 священников, с 1915 настоятель Спасо- Бочаринской церкви на Выборгской стороне, позже примкнул к обновленцам, с 1924 ректор обновленческого Богословского института. 606 ...заседание Общества по поводу интересной книги «Вехи». – Речь идет о заседании РФО 21 апреля 1909 г. (см. 1-й т. наст. изд.). 607 ...доклад Мережковского по поводу этой книги. – Имеется в виду доклад «Опять об интеллигенции и народе» (опубликован в виде статьи под названием «Семь смиренных»). 608 …хлестали свою лошаденку по глазам. – Эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). 610 ...известное письмо против Гоголя. – Имеется в виду открытое письмо В.Г. Белинского Н.В. Гоголю по поводу его книги «Выбранные места из переписки с друзьями» (Зальцбрунн, 1847).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010