Глебово. Церковь Обновления Храма Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Село Глебово упоминается в окладной книге 1676 г.: «построилась церковь в с. Глебове Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и освящена в 1675 году». В приходе было 9 дворов разных помещиков и 30 крестьянских дворов. За столетие церковь обветшала, и прихожане воздвигли новую в 1774 г., при которой был устроен придел Казанской Божией Матери на средства помещика Ивана Трофимова (освящен в 1798 г.) В 1801, 1827, 1830 годах производились ремонтные работы по обновлению кровли, иконостаса на средства прихожан (подпоручики Дм. Серг. Арчаковский, Дм.Черезов и др.). В 1844 г. церковь была заново отстроена помещиком Михаилом Федоровичем Нестеровым. Но село росло, и вскоре жителям стало тесно в одном храме. Поэтому рядом с деревянной церковью в 1884 г. была построена новая каменная на средства сапожковских купцов Поповых (Мих. Дм. Попов был церковным старостой в 1870-80-е гг., Мих. Гавр. Попов – в 1892-1914) и Ивана Гавриловича Потапова, пожертвовавшего на эти цели 6000 р. Помогал церкви и священник из села Строевское Иоанн Аристов. Он приобрел для храма серебряные напрестольные принадлежности на 300 р., за что ему была объявлена архипастырская благодарность. «Зданием каменный, крыт железом, окрашен зеленою краскою» - указано в клировой ведомости за 1914 год. Колокольни у храма не было, и колокола висели на столбах. Престолов было три: главный – во имя Обновления храма Воскресения Христова; правый – во имя Казанской Божией матери; позже появился левый – во имя Николая Чудотворца (освящен в 1907 г.). По штату 1873 г. церкви полагалось иметь одного священника и псаломщика (в 1850-е гг. – священник, пономарь, диакон, дьячок). Воскресенской церкви принадлежала кладбищенская Николаевская церковь, построенная в 1798 г. помещиком Ив. Троф. Черезовым. Она находилась в полверсте от Воскресенского храма. В 1821 г. в ней делались ремонтные работы за счет средств помещиц Ворыпаевой и Серченской. Службы здесь проводились в дни поминовения усопших и в престольный праздник, для чего заимствовалась утварь из Воскресенской церкви. Причта своего никогда не было. Рядом в деревянном доме располагалась богадельня. К 1870-м годам Николаевскую церковь упразднили «по ветхости». Вблизи нее в 1876 г. было положено основание новой каменной Воскресенской церкви. В 1873-80-е гг. к глебовской церкви была приписана Воскресенская церковь в с. Воршево.

http://sobory.ru/article/?object=08816

Начало Беловежу положил охотничий двор Короля Ягеллы, возникший около 1409 над рекой Лютовней; позже в округе появились угодья Королей Сигизмунда I Старого и Стефана Батория. С «фольварка», впервые упоминаемого в 1649 и населенного русскими крестьянами, мельниками, рыбаками, и начиналась Поляна Беловежская. По преданию, уже в это время здесь существовала православная церковь, на предполагаемом месте которой, у Бровской дороги, стоит теперь памятный крест. На нынешнем месте поселение возникло в 1710 после эпидемии чумы, когда жителям «фольварка» ради своего спасения пришлось сжечь дома и, возможно, храм, после чего Король Август III построил для себя новую охотничью мызу. С 1795 Беловежем, вместе с Пущей, стали владеть российские Императоры. На рубеже XIX века около полусотни русских семей были приписаны к униатскому Сухопольскому приходу, но в связи с отдаленностью храма крестьяне в 1793–1801 построили в Беловеже Никольскую церковь. Место этого деревянного, крытого соломой униатского храма до начала 1970-х обозначала липовая аллея, ведущая к кладбищу. Во время Отечественной войны 1812 года дворец и село Пуща были сожжены наполеоновскими войсками. В 1845 для именитых гостей был построен новый дом. В селе жило тогда около 600 человек. К этому времени приход находился уже в лоне Православной Церкви и имел свою возведенную в 1853 деревянную Никольскую церковь, которую 7 октября 1860 посетил Император Александр II, приехавший в Пущу на охоту. С 1860-х в Беловеже действовала приходская школа, с 1870 — попечительство, которое возглавлял управляющий царским дворцом генерал-майор П. Попов. В 1873 прихожане выстроили на кладбище новую часовню-церковь свв. Кирилла и Мефодия, дошедшую до наших дней. В нее поместили образ Покрова Богородицы XVII века. Этот деревянное здание имеет традиционный трехчастный план и включает низкий притвор, квадратный основной объем, увенчанный главкой, и алтарный прируб. В сентябре 1870 в Никольскую церковь приехал епископ Брестский Донат (Бабинский) и велел ее разобрать, но это не было сделано. «Запущенной и ветхой» нашел в 1885 церковь и вел. кн. Михаил Николаевич (по другому источнику, вел. кн. Николай Николаевич). Вернувшись в столицу, он стал хлопотать о постройке каменного храма.

http://sobory.ru/article/?object=34568

25 . 1801–1806. Иеромонах Ириней, после был благочинным, сконч. в глубокой старости 7 октября 1833 г., оставив по себе добрую намять. 26 . 1806–1813 г. Иеромонах Никодим Попов, священнический сын, учился в Перервинской и Троицкой семинариях, в лавру принят в 1785 г., в монашество пострижен в 1791 г., в схиму с именем Николай – 30 марта 1838 г., сконч. в преклонных летах 1846 г., пробыв в обители преп. Сергия 61 год; погребен в лавре около Смоленской церкви. Бывши монахом-пономарем Троицкого собора, он сочинил Песнь в похвалу Вифании, по случаю преобразования ее во второкласный монастырь и устроения при ней семинарии (напеч. в М., 1797 г., в 4 д. л. См. Опис. библиотеки Общ. ист. и древ. Росс., отд. II, 604). 27 . 1813–1815 г. Иеромонах Герман, после казначей Вифанский; в 1819 г. уволен в Берлюкову пустынь на покой. 28 . 1815–1822 г. Иеромонах Иерофей, родом из Москвы, духовного звания, поступил в лавру в 1803 году, с 1819 г. исправлял должность ризничего, от коей уволен 20 октября 1824 г. Скончался после продолжительной болезни в московской Голицынской больнице 3 июля 1832 г. и погребен в Даниловом монастыре. 29 . 1822–1833 г. Иеромонах Левкий, после головщик, сконч. 4 марта 1833 года. 30 . 1833–1836 г. Иеромонах Иннокентий Орлов, из вдовых священников села Батистева калужской епархии, пострижен в монашество в 1829 г., в июле 1836 г. послан в эконома петербургского Троицкого подворья, где в 1841 г. произведен архимандритом можайского Лужецкого монастыря, в 1854 г. переведен в московский Знаменский, в 1859 г. в Богоявленский, в 1863 г. в Спасо-Андроников монастырь, в котором скончался 9 февраля 1870 года (Душ. Чт. 1870, 1, 96–99). 31 . 1836–1839 г. Иеромонах Товия, из духовного звания тамбовской епархии, после был экономом Троицкого петербургского подворья и соборным старцем, сконч. в лавре 15 февраля 1856 года; погребен подле алтаря Смоленской церкви. 32 . 1839–1860 г. Иеромонах Иларий, с половины 1858 г. соборный, уставщик и благочинный, составитель настоящего описания рукописей, скончался 21 февраля 1866 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Михаил Степанович Верещагин – диакон 1837 года 13 марта, придворного Благовещенского собора, переведен ко Двору 1842 года 27 декабря. Умер в 1853 году. Алексей Васильевич Николин – диакон соборной церкви в городе Старобельске 1847 года 16 ноября, принят ко Двору 1848 года 18 марта. Умер в 1855 году. Иоанн Степанович Верещагин – протодиакон московского Архангельского собора, переведен к Высочайшему двору в 1834 году; в коронацию Их Величеств удостоен ордена св. Анны 3 ст.; скончался в 1870 году, в отставке. Нынешний причт придворного собора Духовник Их Величеств, член Святейшего Синода, главный священник штаба Его Императорского Величества и гвардии и гренадер, придворного собора Зимнего дворца и московского Благовещенского собора протопресвитер и разных орденов кавалер Василий Борисович Бажанов – с 1848 года. При малой церкви: протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский –присутствующий в Святейшем Синоде, и имеющий митру. Протоиереи: Иоанн Михайлович Наумов. Ксенофонт Яковлевич Никольский – сакелларий. Василий Иванович Добронравов. Василий Иванович Протопопов. Иоанн Васильевич Толмачев. Александр Петрович Щепин – пресвитер. Все – окончившие курс, в здешней С.-Петербургской академии со степенью магистра. Протодиаконы : Григорий Алексеевич Божуков – кавалер 3 ст. св. Анны с 1865 года. Андрей Афанасьевич Червонецкий. Василий Иванович Попов. Илья Федорович Попов. Матвей Васильевич Ильинский – диакон. Содержание придворного причта До штата 1801 года содержание придворного духовенства нам неизвестно. По штату же этого года полагалось: духовнику Их Величеств 2000 руб. жалованья. Пресвитеру жалованья 200 руб. ассигнациями. Вместе с тем, по закрытии кафедры проповедания Слова Божия при Высочайшем дворе, сумму, отпускавшуюся из кабинета Его Величества на проповедника, перевели на пресвитеров придворного собора, поручив им переводы отеческих книг с греческого языка. Этих добавочных денег назначалось из кабинета 200 руб. каждому пресвитеру. Протодиакону жалованья в год – 300 руб., а диакону 150 руб. псаломщику 100 руб. пономарю 80 руб. просвирне 100 руб. ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ренана «Жизнь Иисуса», основанное на выводах из Библии и рассматриваемое с точки зрения исторической критики и философии. M.. 1889 (имеется также пер.: СПб., 1864). 1351       L’histoire de l’Église depuis la Naissance de N.S. Jésus Christ, jusqu " à nos jours, composée sur les documents originaux et authentiques. Vol. 1–7. P., 1870–1882 (2me éd.: P., 1885–1889); История Церкви христианской от Рождества Господа Нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Геттэ/Пер. с франц. Т. 1–3. СПб., 1872–1875. 1352       См., например: Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно-исторического исследования. Казань, 1894 (переизд.: СПб., 2003); Феодосий (Олтаржевский), иеромонах. Палестинское монашество с IV до VI в.//Правосл. Палестинск. сб. 1896. Т. XV. Вып. 2 (44); и др. 1353       Так, политика Павла I относительно госпитальеров привела к всплеску интереса к истории этого духовно-рыцарского ордена: Алябьев А. Сношения России с Мальтийским Орденом до 1789 г.//Россия. Вып. 5. M., 1893; История сокращенная державного ордена святого Иоанна Иерусалимского. СПб., 1800; Карнович Е.П. Мальтийские рыцари в России. M., 1880 (в издание включена работа: Берг Э. Краткая история Мальтийского ордена); Краевский Г. Краткое топографическое, историческое и политическое описание Мальты и Державного Ордена святого Иоанна Иерусалимского. СПб., 1800; Лабзин А.Ф., Вахрушев А. История ордена святого Иоанна Иерусалимского: В 5 т. СПб., 1799–1801 [перевод книги аббата P.O. Верто д’Обефа (1655–1735) Histoire des chevaliers de Malte, вышедшей в Париже в 1726 r.; 2-е изд., продолженное: Бюсси, 1859]; Мальтийские рыцари в России. СПб., 1880; Черенков И. История державного ордена святого Иоанна Иерусалимского. Воронеж, 1803. Опасность, которая усматривалась в проникновении миссии иезуитов на территорию Российской империи, стимулировала исследования истории этого ордена: Демьянович А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1764 г. в стране была произведена крупная реформа, по которой монастырские владения (вотчины) были отобраны в казну. Все монастыри были разделены на три класса по количеству иноков. Знаменский монастырь был отнесен ко второй классу, при нем назначено было быть всего 17 монахам и 16 служителям. На содержание монастыря было положено 1311 руб. 90 коп. С этого времени начинается упадок монастыря. Часть монастырских угодий в дальнейшем были возвращены обители. В 1767 г. возращены рыбные пески, в 1772 г. – сенокосы. В 1836 г. в пользу монастыря было пожаловано 150 десятин леса в Дубровной волости Тобольского округа. Там же, в деревне Шапошниковой осталась монастырская мельница. Обитель часто посещали различные бедствия. В 1659 г. во время грозы от молнии загорелся храм Знамения и сгорел до основания. 29 мая 1677 г. новый пожар истребил почти все монастырские постройки. В 1788 г. Большой пожар уничтожил все деревянные постройки обители. Пострадали Преображенский собор и Казанская церковь. Кроме пожаров, много бед приносили и наводнения. В 1784 г. вода в монастыре стояла на аршин. Вода повредила пол и фундаменты храмов. Хотя в наводнении 1794 г. монастырь пострадал меньше, капитальный ремонт обошелся обители на сумму более 3 тысяч рублей. Деньги были предоставлены архиепископом Варлаамом I (Петровым). Под Преображенский собор был подведен новый фундамент, стены укреплены и отштукатурены, храм покрыт новой железной крышей. Ремонт собора закончился в 1801 г. Большие средства на обустройство обители жертвовали тобольские купцы и мещане. В 1846 г. купец Пиленков (дядя П.П. Ершова) выписал из Москвы новый иконостас. Однако после капитального ремонта храм не простоял и ста лет. Песчаный грунт со слоями ила и частые наводнения были причинами постепенного его разрушения. В 1893 г. при осмотре храма специальной комиссией было принято решение собор разобрать. В 1897 г. Преображенский собор был разобран, при чем весь его ценный иконостас был передан в Иоанно-Введенский монастырь. Тесная связь монастыря с Тобольской семинарией прослеживается с 1770 г., когда это учебное заведение было перенесено из архиерейского подворья в Нижний посад. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что в монастыре прибывал с 1870 по 1874 г.г. Тобольский викарий епископ Ефрем.

http://sobory.ru/article/?object=35582

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) НИФОНТ († после 1566 - до 1585), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина) НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов НОВГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился юго-западнее Новгородского кремля в конце Троицкой (Пробойной) ул. Софийской стороны, на левой стороне р. Волхов, за валом Окольного города, на т. н. Сильнище (более позднее название - Силинище, Синичья гора) (ныне - в 1,5 км к юго-западу от Новгородского кремля) НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) НОВОНИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новониколаевское Викариатство Томской и Алтайской епархии - см. в ст. Новосибирская и Бердская епархия НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121660_74.html

Загорцах имеется земли: усад. с огород. 1 дес. 521 саж., пахот. 9 дес. 1,138 саж. и сенокос. 9 дес. 1,128 саж., из этих последних земель псаломщику отведены огород в 1,729 саж. и 1 дес. пахотной земли. Земля – вдали от причта. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 руб., псаломщ. – 50 руб., пономарь – 38 руб. и просфор. – 16 руб. Для свящ. дом и хоз. постройки на церк. земле построены на собств. средства местного свящ. Феодора Авдыковича; для псаломщика дом церковный; для просфорни дома нет; пономарь живёт в прип. с. Подлужье. Деревни прихода: Турковичи, Клюки, Большие-Загорцы и Никитичи – все в 4 вёрстах. Препятствий к сообщению нет. Дворов – 151½, прихожан – 1,273 д. об. п.; римско-католиков 26 д. об. п. Свящ. – Феодор Иванович Авдыкович (с 1844 г.), псаломщ. – Афанасий Севастианов. Шендеровский (с 1873 г.) и поном. – Феодосий Никит. Величковский (с 1863 г.). К этому приходу приписана церковь в с. Подлужье в 4 вёрстах. 688. с. Подлужье волости Вербовской. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1869 г. на средства крестьянина Митрофана Антоновича Котульского, при пособии прихожан. Деревянная с такою же колокольнею, ветха. Утварью достаточна. Копии метр. книг хранятся с 1801 г., а испов. ведом. с 1823 г. Опись церк. имущества составлена в 1808 г. Земли: усад. 1 дес., пахот. 7½ дес. и сенок. 9 десятин. На эту землю имеется план от 1854 г. На церковной земле имеется дом, составляющий собственность поном. Феод. Величковского. Дворов – 30½, прихожан – 255 д. об. п. Церковь приписана к предшествующему приходу с. Каменицы в 4 вёрстах. 689 . с. Носовица (при р. Икве) волости Судобичской, от Житомира 213 вер., от Дубно, ближ. ж.-дор. и почтой ст. 18 вер., от ближ. приходов: с. Птичи 3 вер., с. Студянки – 7 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы. Построена в 1771 году на средства прихожан. Деревянная, крепка, с такою же колокольнею, построенною в 1885 г. на средства прихожан. В 1881 г. церковь поставлена на каменный фундамент, покрашена внутри и снаружи, уложен новый пол, обновлён иконостас и утверждён новый престол на средства прихожан. Утварью и богослуж. книгами церковь достаточна. Копии метрич. книг хранится с 1850 г., а испов. ведом. с 1870 г. Опись церковного имущества составлена в 1880 г. Земли: усад. с огород. 1 дес. 1,698 саж., пахотн. 26 дес. и сенок. 7 десятин. Документы на эти земли хранятся при церкви. Земли эти разбросаны по отдельным кускам. Причт: свящ. – 300 руб. и псаломщик – 50 руб. Для свящ. дом о 4 комнатах построен прихожанами и уже ветх, а хоз. постройки отчасти тоже ветхи, псаломщ. живёт в прип. с. Судобичах, в доме, построенном прихожанами на церк. земле. Крупный землевладелец – Евгений Журавский. Дворов – 65, прихожан – 551 д. об. п.; римско-катол. 3 д. об. п. Церковно-приходская школа имеет быть открыта. Свящ. – Полиевкт Иакинф. Вержиковский (с 1885 г.), псаломщ. – Платон Максим. Маньковский (с 1876 г.). К этому приходу приписана церковь в с. Судобичах в 6 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Утварью достаточна. Опись церк. имущества составлена в 1850 году. Земли: огород 2,284 саж., пахот. 19 дес. 640 саж. и сенок. 4 дес. 2,107 саженей. На эту землю план есть. Причт пользуется ею спокойно. По качеству грунта земля глиниста, гориста, почва плохая. Дворов – 40, прихожан – 354 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Голятина в 1 версте. 783 . с. Дубляны 429 волости Княгининской, от Житомира 260 вер., от Дубно 30 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Рудня Почаевская 25 вер., от ближ. почт. ст. Млынова 20 вер., от ближ. приход. с. Княгинина 4 вер. п с. Лопавш – 5 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Построена в 1849 году на средства казны по Высочайше утверждённому 14 марта 1838 года проекту. Каменная, крыта жестью. Починена в 1867 году, а с 1855 года по 1867 год совершение богослужения в ней было запрещено вследствие большого повреждения, открывшегося в ней вскоре после постройки. Вокруг её устроена каменная ограда. Утварью достаточна. Проводы бывают в Светлую субботу, также в понедельник и вторник Фоминой недели. При этой церкви хранится: вся утварь и метрич. книги упразднённой Лишнеяской церкви – с 1799 года, а испов. ведом. с 1816 года. Опись церк. имущества составлена в 1806 и в 1884 годах. Копии метрич. книг хранятся с 1801 года, а испов. ведом. с 1816 года. Земли: усад. 2 дес. 179 саж., пахот. 67 дес. 2,292 саж., сенок. 8 дес. 1,756 саженей. На эту землю имеется люстрационный акт. Причт пользуется ею спокойно. Земля посредственна. Причт: свящ. – 270 руб. и псаломщ. – 50 руб. Причт имеет собственные дома и хоз. постройки. Церк.-приходская школа есть и помещается в доме местного священника. Деревни прихода Свищев и Лишня – вблизи. Дворов – 135, прихожан – 1,141 д. об. п. Свящ. – Иоанн Михайлов. Перхорович (с 1884 г., а на службе с 1862 г.) и псаломщ. – Иродион Прокл. Потаповский (с 1880 г., а на службе с 1870 г.). К этому приходу приписаны две церкви: одна – кладбищенская – в том же селе Дублянах, а другая – в с. Демидовке в 2 вёрстах. 784 . В том же с. Дублянах есть церковь во имя святого Архистратига Михаила. Кладбищенская. Построена в 1800 году на средства прихожан, а в 1847 году починена на средства казны. Деревянная, с такою же колокольнею, совершенно ветха. Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1791 года. Церковь эта приписана к предшествующему Свято-Николаевскому приходу с. Дублян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Тавели славились по всей Казанской губернии знаменитой иконой Святого Николая, обретенной в начале XVII в. Тысячи паломников посещали храм и место обретения иконы на ключе 9 мая. Пожертвования паломников способствовали благополучию храма и прихода. В 1801-1830 гг. в приходе служил священник Алексей Васильев, в 1839-1860 гг. - Ефим Алексеевич Вознесенский, в 1860-1883 гг. - Эраст Гаврилович Ястребов, замечательный проповедник, переведен в Чистопольский собор, в 1870-1891 гг. - Гавриил Гаврилович Спасский (1838-1891), окончил КДС в 1864 г., в 1890-1917 гг. - Николай Александрович Боголюбов (1852-?), окончил КДС в 1875 г. Татары-кряшемы составляли почти половину прихожан, с конца XIX в. второй священник назначался из татар. В 1909-1918 гг. и позже здесь служил Василий Никитич Никитин (1859-?), выпускник Центральной крещено-татарской школы, педагог. С с айта Татарстанской митрополии РПЦ МП Село Тавели – Никольское одно из древнейших селений Казанской губернии. Постройку первой церкви в селе относят к началу XVII в., она была однопрестольная - во имя св. и чудотв. Николая. В 1741 г. 23 сен. Епископом Лукой дан указ на постройку новой церкви, на место прежней, ветхой. Новая церковь строилась на средства прихожан около 5 лет и освящена в 1746 г. Она была тоже однопрестольная, холодная, с одной главой, с алтарем прирубным, пятистенным. Над папертью устроена небольшая восьмириковая колокольня с пятью колоколами. В 1785 г. Елабужское дух. правление предписывало священнику Борису Семенову: в церковные окошки вставить новые оконницы; церковную крышу перекрыть; ограду возобновить; двери, что под церковью, наглухо запереть, прежде вычистив; на престол и жертвенник возложить шелковые одеяния. Вероятно, за неимением средств исполнение этого распоряжения затянулось до 1805 г. В 1805-06 гг. возобновлялся иконостас, возобновление обошлось в 450 руб.; в следующие годы были приобретения для ризницы и библиотеки храма; в 1818 г. сделана деревянная ограда и куплена материя для риз на 95 руб. Несмотря на все наружные поправки, сделанные несвоевременно, церковь постоянно требовала ремонта. Деревянная крыша, неисправленная как следует, во время дождей давала течь, особенно купол.

http://sobory.ru/article/?object=21013

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010