Глебово. Церковь Обновления Храма Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Село Глебово упоминается в окладной книге 1676 г.: «построилась церковь в с. Глебове Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и освящена в 1675 году». В приходе было 9 дворов разных помещиков и 30 крестьянских дворов. За столетие церковь обветшала, и прихожане воздвигли новую в 1774 г., при которой был устроен придел Казанской Божией Матери на средства помещика Ивана Трофимова (освящен в 1798 г.) В 1801, 1827, 1830 годах производились ремонтные работы по обновлению кровли, иконостаса на средства прихожан (подпоручики Дм. Серг. Арчаковский, Дм.Черезов и др.). В 1844 г. церковь была заново отстроена помещиком Михаилом Федоровичем Нестеровым. Но село росло, и вскоре жителям стало тесно в одном храме. Поэтому рядом с деревянной церковью в 1884 г. была построена новая каменная на средства сапожковских купцов Поповых (Мих. Дм. Попов был церковным старостой в 1870-80-е гг., Мих. Гавр. Попов – в 1892-1914) и Ивана Гавриловича Потапова, пожертвовавшего на эти цели 6000 р. Помогал церкви и священник из села Строевское Иоанн Аристов. Он приобрел для храма серебряные напрестольные принадлежности на 300 р., за что ему была объявлена архипастырская благодарность. «Зданием каменный, крыт железом, окрашен зеленою краскою» - указано в клировой ведомости за 1914 год. Колокольни у храма не было, и колокола висели на столбах. Престолов было три: главный – во имя Обновления храма Воскресения Христова; правый – во имя Казанской Божией матери; позже появился левый – во имя Николая Чудотворца (освящен в 1907 г.). По штату 1873 г. церкви полагалось иметь одного священника и псаломщика (в 1850-е гг. – священник, пономарь, диакон, дьячок). Воскресенской церкви принадлежала кладбищенская Николаевская церковь, построенная в 1798 г. помещиком Ив. Троф. Черезовым. Она находилась в полверсте от Воскресенского храма. В 1821 г. в ней делались ремонтные работы за счет средств помещиц Ворыпаевой и Серченской. Службы здесь проводились в дни поминовения усопших и в престольный праздник, для чего заимствовалась утварь из Воскресенской церкви. Причта своего никогда не было. Рядом в деревянном доме располагалась богадельня. К 1870-м годам Николаевскую церковь упразднили «по ветхости». Вблизи нее в 1876 г. было положено основание новой каменной Воскресенской церкви. В 1873-80-е гг. к глебовской церкви была приписана Воскресенская церковь в с. Воршево. |
Начало Беловежу положил охотничий двор Короля Ягеллы, возникший около 1409 над рекой Лютовней; позже в округе появились угодья Королей Сигизмунда I Старого и Стефана Батория. С «фольварка», впервые упоминаемого в 1649 и населенного русскими крестьянами, мельниками, рыбаками, и начиналась Поляна Беловежская. По преданию, уже в это время здесь существовала православная церковь, на предполагаемом месте которой, у Бровской дороги, стоит теперь памятный крест. На нынешнем месте поселение возникло в 1710 после эпидемии чумы, когда жителям «фольварка» ради своего спасения пришлось сжечь дома и, возможно, храм, после чего Король Август III построил для себя новую охотничью мызу. С 1795 Беловежем, вместе с Пущей, стали владеть российские Императоры. На рубеже XIX века около полусотни русских семей были приписаны к униатскому Сухопольскому приходу, но в связи с отдаленностью храма крестьяне в 1793–1801 построили в Беловеже Никольскую церковь. Место этого деревянного, крытого соломой униатского храма до начала 1970-х обозначала липовая аллея, ведущая к кладбищу. Во время Отечественной войны 1812 года дворец и село Пуща были сожжены наполеоновскими войсками. В 1845 для именитых гостей был построен новый дом. В селе жило тогда около 600 человек. К этому времени приход находился уже в лоне Православной Церкви и имел свою возведенную в 1853 деревянную Никольскую церковь, которую 7 октября 1860 посетил Император Александр II, приехавший в Пущу на охоту. С 1860-х в Беловеже действовала приходская школа, с 1870 — попечительство, которое возглавлял управляющий царским дворцом генерал-майор П. Попов. В 1873 прихожане выстроили на кладбище новую часовню-церковь свв. Кирилла и Мефодия, дошедшую до наших дней. В нее поместили образ Покрова Богородицы XVII века. Этот деревянное здание имеет традиционный трехчастный план и включает низкий притвор, квадратный основной объем, увенчанный главкой, и алтарный прируб. В сентябре 1870 в Никольскую церковь приехал епископ Брестский Донат (Бабинский) и велел ее разобрать, но это не было сделано. «Запущенной и ветхой» нашел в 1885 церковь и вел. кн. Михаил Николаевич (по другому источнику, вел. кн. Николай Николаевич). Вернувшись в столицу, он стал хлопотать о постройке каменного храма. |
25 . 1801–1806. Иеромонах Ириней, после был благочинным, сконч. в глубокой старости 7 октября 1833 г., оставив по себе добрую намять. 26 . 1806–1813 г. Иеромонах Никодим Попов, священнический сын, учился в Перервинской и Троицкой семинариях, в лавру принят в 1785 г., в монашество пострижен в 1791 г., в схиму с именем Николай – 30 марта 1838 г., сконч. в преклонных летах 1846 г., пробыв в обители преп. Сергия 61 год; погребен в лавре около Смоленской церкви. Бывши монахом-пономарем Троицкого собора, он сочинил Песнь в похвалу Вифании, по случаю преобразования ее во второкласный монастырь и устроения при ней семинарии (напеч. в М., 1797 г., в 4 д. л. См. Опис. библиотеки Общ. ист. и древ. Росс., отд. II, 604). 27 . 1813–1815 г. Иеромонах Герман, после казначей Вифанский; в 1819 г. уволен в Берлюкову пустынь на покой. 28 . 1815–1822 г. Иеромонах Иерофей, родом из Москвы, духовного звания, поступил в лавру в 1803 году, с 1819 г. исправлял должность ризничего, от коей уволен 20 октября 1824 г. Скончался после продолжительной болезни в московской Голицынской больнице 3 июля 1832 г. и погребен в Даниловом монастыре. 29 . 1822–1833 г. Иеромонах Левкий, после головщик, сконч. 4 марта 1833 года. 30 . 1833–1836 г. Иеромонах Иннокентий Орлов, из вдовых священников села Батистева калужской епархии, пострижен в монашество в 1829 г., в июле 1836 г. послан в эконома петербургского Троицкого подворья, где в 1841 г. произведен архимандритом можайского Лужецкого монастыря, в 1854 г. переведен в московский Знаменский, в 1859 г. в Богоявленский, в 1863 г. в Спасо-Андроников монастырь, в котором скончался 9 февраля 1870 года (Душ. Чт. 1870, 1, 96–99). 31 . 1836–1839 г. Иеромонах Товия, из духовного звания тамбовской епархии, после был экономом Троицкого петербургского подворья и соборным старцем, сконч. в лавре 15 февраля 1856 года; погребен подле алтаря Смоленской церкви. 32 . 1839–1860 г. Иеромонах Иларий, с половины 1858 г. соборный, уставщик и благочинный, составитель настоящего описания рукописей, скончался 21 февраля 1866 года. |
Михаил Степанович Верещагин – диакон 1837 года 13 марта, придворного Благовещенского собора, переведен ко Двору 1842 года 27 декабря. Умер в 1853 году. Алексей Васильевич Николин – диакон соборной церкви в городе Старобельске 1847 года 16 ноября, принят ко Двору 1848 года 18 марта. Умер в 1855 году. Иоанн Степанович Верещагин – протодиакон московского Архангельского собора, переведен к Высочайшему двору в 1834 году; в коронацию Их Величеств удостоен ордена св. Анны 3 ст.; скончался в 1870 году, в отставке. Нынешний причт придворного собора Духовник Их Величеств, член Святейшего Синода, главный священник штаба Его Императорского Величества и гвардии и гренадер, придворного собора Зимнего дворца и московского Благовещенского собора протопресвитер и разных орденов кавалер Василий Борисович Бажанов – с 1848 года. При малой церкви: протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский –присутствующий в Святейшем Синоде, и имеющий митру. Протоиереи: Иоанн Михайлович Наумов. Ксенофонт Яковлевич Никольский – сакелларий. Василий Иванович Добронравов. Василий Иванович Протопопов. Иоанн Васильевич Толмачев. Александр Петрович Щепин – пресвитер. Все – окончившие курс, в здешней С.-Петербургской академии со степенью магистра. Протодиаконы : Григорий Алексеевич Божуков – кавалер 3 ст. св. Анны с 1865 года. Андрей Афанасьевич Червонецкий. Василий Иванович Попов. Илья Федорович Попов. Матвей Васильевич Ильинский – диакон. Содержание придворного причта До штата 1801 года содержание придворного духовенства нам неизвестно. По штату же этого года полагалось: духовнику Их Величеств 2000 руб. жалованья. Пресвитеру жалованья 200 руб. ассигнациями. Вместе с тем, по закрытии кафедры проповедания Слова Божия при Высочайшем дворе, сумму, отпускавшуюся из кабинета Его Величества на проповедника, перевели на пресвитеров придворного собора, поручив им переводы отеческих книг с греческого языка. Этих добавочных денег назначалось из кабинета 200 руб. каждому пресвитеру. Протодиакону жалованья в год – 300 руб., а диакону 150 руб. псаломщику 100 руб. пономарю 80 руб. просвирне 100 руб. ассигнациями. |
Ренана «Жизнь Иисуса», основанное на выводах из Библии и рассматриваемое с точки зрения исторической критики и философии. M.. 1889 (имеется также пер.: СПб., 1864). 1351 L’histoire de l’Église depuis la Naissance de N.S. Jésus Christ, jusqu " à nos jours, composée sur les documents originaux et authentiques. Vol. 1–7. P., 1870–1882 (2me éd.: P., 1885–1889); История Церкви христианской от Рождества Господа Нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Геттэ/Пер. с франц. Т. 1–3. СПб., 1872–1875. 1352 См., например: Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно-исторического исследования. Казань, 1894 (переизд.: СПб., 2003); Феодосий (Олтаржевский), иеромонах. Палестинское монашество с IV до VI в.//Правосл. Палестинск. сб. 1896. Т. XV. Вып. 2 (44); и др. 1353 Так, политика Павла I относительно госпитальеров привела к всплеску интереса к истории этого духовно-рыцарского ордена: Алябьев А. Сношения России с Мальтийским Орденом до 1789 г.//Россия. Вып. 5. M., 1893; История сокращенная державного ордена святого Иоанна Иерусалимского. СПб., 1800; Карнович Е.П. Мальтийские рыцари в России. M., 1880 (в издание включена работа: Берг Э. Краткая история Мальтийского ордена); Краевский Г. Краткое топографическое, историческое и политическое описание Мальты и Державного Ордена святого Иоанна Иерусалимского. СПб., 1800; Лабзин А.Ф., Вахрушев А. История ордена святого Иоанна Иерусалимского: В 5 т. СПб., 1799–1801 [перевод книги аббата P.O. Верто д’Обефа (1655–1735) Histoire des chevaliers de Malte, вышедшей в Париже в 1726 r.; 2-е изд., продолженное: Бюсси, 1859]; Мальтийские рыцари в России. СПб., 1880; Черенков И. История державного ордена святого Иоанна Иерусалимского. Воронеж, 1803. Опасность, которая усматривалась в проникновении миссии иезуитов на территорию Российской империи, стимулировала исследования истории этого ордена: Демьянович А. |
В 1764 г. в стране была произведена крупная реформа, по которой монастырские владения (вотчины) были отобраны в казну. Все монастыри были разделены на три класса по количеству иноков. Знаменский монастырь был отнесен ко второй классу, при нем назначено было быть всего 17 монахам и 16 служителям. На содержание монастыря было положено 1311 руб. 90 коп. С этого времени начинается упадок монастыря. Часть монастырских угодий в дальнейшем были возвращены обители. В 1767 г. возращены рыбные пески, в 1772 г. – сенокосы. В 1836 г. в пользу монастыря было пожаловано 150 десятин леса в Дубровной волости Тобольского округа. Там же, в деревне Шапошниковой осталась монастырская мельница. Обитель часто посещали различные бедствия. В 1659 г. во время грозы от молнии загорелся храм Знамения и сгорел до основания. 29 мая 1677 г. новый пожар истребил почти все монастырские постройки. В 1788 г. Большой пожар уничтожил все деревянные постройки обители. Пострадали Преображенский собор и Казанская церковь. Кроме пожаров, много бед приносили и наводнения. В 1784 г. вода в монастыре стояла на аршин. Вода повредила пол и фундаменты храмов. Хотя в наводнении 1794 г. монастырь пострадал меньше, капитальный ремонт обошелся обители на сумму более 3 тысяч рублей. Деньги были предоставлены архиепископом Варлаамом I (Петровым). Под Преображенский собор был подведен новый фундамент, стены укреплены и отштукатурены, храм покрыт новой железной крышей. Ремонт собора закончился в 1801 г. Большие средства на обустройство обители жертвовали тобольские купцы и мещане. В 1846 г. купец Пиленков (дядя П.П. Ершова) выписал из Москвы новый иконостас. Однако после капитального ремонта храм не простоял и ста лет. Песчаный грунт со слоями ила и частые наводнения были причинами постепенного его разрушения. В 1893 г. при осмотре храма специальной комиссией было принято решение собор разобрать. В 1897 г. Преображенский собор был разобран, при чем весь его ценный иконостас был передан в Иоанно-Введенский монастырь. Тесная связь монастыря с Тобольской семинарией прослеживается с 1770 г., когда это учебное заведение было перенесено из архиерейского подворья в Нижний посад. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что в монастыре прибывал с 1870 по 1874 г.г. Тобольский викарий епископ Ефрем. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) НИФОНТ († после 1566 - до 1585), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина) НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов НОВГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился юго-западнее Новгородского кремля в конце Троицкой (Пробойной) ул. Софийской стороны, на левой стороне р. Волхов, за валом Окольного города, на т. н. Сильнище (более позднее название - Силинище, Синичья гора) (ныне - в 1,5 км к юго-западу от Новгородского кремля) НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) НОВОНИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новониколаевское Викариатство Томской и Алтайской епархии - см. в ст. Новосибирская и Бердская епархия НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг. |
Загорцах имеется земли: усад. с огород. 1 дес. 521 саж., пахот. 9 дес. 1,138 саж. и сенокос. 9 дес. 1,128 саж., из этих последних земель псаломщику отведены огород в 1,729 саж. и 1 дес. пахотной земли. Земля – вдали от причта. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 руб., псаломщ. – 50 руб., пономарь – 38 руб. и просфор. – 16 руб. Для свящ. дом и хоз. постройки на церк. земле построены на собств. средства местного свящ. Феодора Авдыковича; для псаломщика дом церковный; для просфорни дома нет; пономарь живёт в прип. с. Подлужье. Деревни прихода: Турковичи, Клюки, Большие-Загорцы и Никитичи – все в 4 вёрстах. Препятствий к сообщению нет. Дворов – 151½, прихожан – 1,273 д. об. п.; римско-католиков 26 д. об. п. Свящ. – Феодор Иванович Авдыкович (с 1844 г.), псаломщ. – Афанасий Севастианов. Шендеровский (с 1873 г.) и поном. – Феодосий Никит. Величковский (с 1863 г.). К этому приходу приписана церковь в с. Подлужье в 4 вёрстах. 688. с. Подлужье волости Вербовской. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1869 г. на средства крестьянина Митрофана Антоновича Котульского, при пособии прихожан. Деревянная с такою же колокольнею, ветха. Утварью достаточна. Копии метр. книг хранятся с 1801 г., а испов. ведом. с 1823 г. Опись церк. имущества составлена в 1808 г. Земли: усад. 1 дес., пахот. 7½ дес. и сенок. 9 десятин. На эту землю имеется план от 1854 г. На церковной земле имеется дом, составляющий собственность поном. Феод. Величковского. Дворов – 30½, прихожан – 255 д. об. п. Церковь приписана к предшествующему приходу с. Каменицы в 4 вёрстах. 689 . с. Носовица (при р. Икве) волости Судобичской, от Житомира 213 вер., от Дубно, ближ. ж.-дор. и почтой ст. 18 вер., от ближ. приходов: с. Птичи 3 вер., с. Студянки – 7 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы. Построена в 1771 году на средства прихожан. Деревянная, крепка, с такою же колокольнею, построенною в 1885 г. на средства прихожан. В 1881 г. церковь поставлена на каменный фундамент, покрашена внутри и снаружи, уложен новый пол, обновлён иконостас и утверждён новый престол на средства прихожан. Утварью и богослуж. книгами церковь достаточна. Копии метрич. книг хранится с 1850 г., а испов. ведом. с 1870 г. Опись церковного имущества составлена в 1880 г. Земли: усад. с огород. 1 дес. 1,698 саж., пахотн. 26 дес. и сенок. 7 десятин. Документы на эти земли хранятся при церкви. Земли эти разбросаны по отдельным кускам. Причт: свящ. – 300 руб. и псаломщик – 50 руб. Для свящ. дом о 4 комнатах построен прихожанами и уже ветх, а хоз. постройки отчасти тоже ветхи, псаломщ. живёт в прип. с. Судобичах, в доме, построенном прихожанами на церк. земле. Крупный землевладелец – Евгений Журавский. Дворов – 65, прихожан – 551 д. об. п.; римско-катол. 3 д. об. п. Церковно-приходская школа имеет быть открыта. Свящ. – Полиевкт Иакинф. Вержиковский (с 1885 г.), псаломщ. – Платон Максим. Маньковский (с 1876 г.). К этому приходу приписана церковь в с. Судобичах в 6 вёрстах. |
Утварью достаточна. Опись церк. имущества составлена в 1850 году. Земли: огород 2,284 саж., пахот. 19 дес. 640 саж. и сенок. 4 дес. 2,107 саженей. На эту землю план есть. Причт пользуется ею спокойно. По качеству грунта земля глиниста, гориста, почва плохая. Дворов – 40, прихожан – 354 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Голятина в 1 версте. 783 . с. Дубляны 429 волости Княгининской, от Житомира 260 вер., от Дубно 30 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Рудня Почаевская 25 вер., от ближ. почт. ст. Млынова 20 вер., от ближ. приход. с. Княгинина 4 вер. п с. Лопавш – 5 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Построена в 1849 году на средства казны по Высочайше утверждённому 14 марта 1838 года проекту. Каменная, крыта жестью. Починена в 1867 году, а с 1855 года по 1867 год совершение богослужения в ней было запрещено вследствие большого повреждения, открывшегося в ней вскоре после постройки. Вокруг её устроена каменная ограда. Утварью достаточна. Проводы бывают в Светлую субботу, также в понедельник и вторник Фоминой недели. При этой церкви хранится: вся утварь и метрич. книги упразднённой Лишнеяской церкви – с 1799 года, а испов. ведом. с 1816 года. Опись церк. имущества составлена в 1806 и в 1884 годах. Копии метрич. книг хранятся с 1801 года, а испов. ведом. с 1816 года. Земли: усад. 2 дес. 179 саж., пахот. 67 дес. 2,292 саж., сенок. 8 дес. 1,756 саженей. На эту землю имеется люстрационный акт. Причт пользуется ею спокойно. Земля посредственна. Причт: свящ. – 270 руб. и псаломщ. – 50 руб. Причт имеет собственные дома и хоз. постройки. Церк.-приходская школа есть и помещается в доме местного священника. Деревни прихода Свищев и Лишня – вблизи. Дворов – 135, прихожан – 1,141 д. об. п. Свящ. – Иоанн Михайлов. Перхорович (с 1884 г., а на службе с 1862 г.) и псаломщ. – Иродион Прокл. Потаповский (с 1880 г., а на службе с 1870 г.). К этому приходу приписаны две церкви: одна – кладбищенская – в том же селе Дублянах, а другая – в с. Демидовке в 2 вёрстах. 784 . В том же с. Дублянах есть церковь во имя святого Архистратига Михаила. Кладбищенская. Построена в 1800 году на средства прихожан, а в 1847 году починена на средства казны. Деревянная, с такою же колокольнею, совершенно ветха. Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1791 года. Церковь эта приписана к предшествующему Свято-Николаевскому приходу с. Дублян. |
Тавели славились по всей Казанской губернии знаменитой иконой Святого Николая, обретенной в начале XVII в. Тысячи паломников посещали храм и место обретения иконы на ключе 9 мая. Пожертвования паломников способствовали благополучию храма и прихода. В 1801-1830 гг. в приходе служил священник Алексей Васильев, в 1839-1860 гг. - Ефим Алексеевич Вознесенский, в 1860-1883 гг. - Эраст Гаврилович Ястребов, замечательный проповедник, переведен в Чистопольский собор, в 1870-1891 гг. - Гавриил Гаврилович Спасский (1838-1891), окончил КДС в 1864 г., в 1890-1917 гг. - Николай Александрович Боголюбов (1852-?), окончил КДС в 1875 г. Татары-кряшемы составляли почти половину прихожан, с конца XIX в. второй священник назначался из татар. В 1909-1918 гг. и позже здесь служил Василий Никитич Никитин (1859-?), выпускник Центральной крещено-татарской школы, педагог. С с айта Татарстанской митрополии РПЦ МП Село Тавели – Никольское одно из древнейших селений Казанской губернии. Постройку первой церкви в селе относят к началу XVII в., она была однопрестольная - во имя св. и чудотв. Николая. В 1741 г. 23 сен. Епископом Лукой дан указ на постройку новой церкви, на место прежней, ветхой. Новая церковь строилась на средства прихожан около 5 лет и освящена в 1746 г. Она была тоже однопрестольная, холодная, с одной главой, с алтарем прирубным, пятистенным. Над папертью устроена небольшая восьмириковая колокольня с пятью колоколами. В 1785 г. Елабужское дух. правление предписывало священнику Борису Семенову: в церковные окошки вставить новые оконницы; церковную крышу перекрыть; ограду возобновить; двери, что под церковью, наглухо запереть, прежде вычистив; на престол и жертвенник возложить шелковые одеяния. Вероятно, за неимением средств исполнение этого распоряжения затянулось до 1805 г. В 1805-06 гг. возобновлялся иконостас, возобновление обошлось в 450 руб.; в следующие годы были приобретения для ризницы и библиотеки храма; в 1818 г. сделана деревянная ограда и куплена материя для риз на 95 руб. Несмотря на все наружные поправки, сделанные несвоевременно, церковь постоянно требовала ремонта. Деревянная крыша, неисправленная как следует, во время дождей давала течь, особенно купол. |
| |