Впервые часовня обмеряна и описана архитектором Е. Л. Старокадомской, составившей в 1974 году научный паспорт объекта (2). В 1988 году специалисты Института «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора Л. А. Ткаченко произвели натурное обследование часовни. Ими были обнаружены следы примыкания первоначального крыльца с северной стороны паперти, а также следы куриц, поддерживавших потоки кровли. В ходе реставрационных работ, последовавших в 1989 году, первоначальная паперть часовни с резными столбами была освобождена от обшивки и раскрыта. Существовавшее с запада крыльцо перенесли на северную сторону паперти, на первоначальное место. Заменили окладной венец и кровлю памятника. На крыше были установлены глава и крест, позже снесённые ураганом (3). Размеры в плане: 4,5х7,3 м; высота до главки 5 м. Иконостас в часовне во имя святых мучеников Флора и Лавра деревни Семёново В июне 2014 года из часовни святых мучеников Флора и Лавра, расположенной в центре кенозерской деревни Семёново, были похищены 29 икон из уникального трехъярусного иконостаса, созданного в XIX веке. Часовня была построена семеновскими крестьянами между 1801 и 1804 годами. Тогда же началось формирование трёхъярусного каркасного иконостаса с заворотами на северную и южную стены. Большая часть икон, написанных в начале XIX века для местного первого ряда, не сохранилась. Второй, деисусный, чин иконостаса был создан в начале XIX века иконописцами – старообрядцами Олонецкой губернии. В середине – второй половине XIX века сложился необычный по иконографии третий ряд. Большинство составляющих его икон, а также похищенная икона Богоматери «Тихвинская» из местного чина представляли собой единый стилистический комплекс. В состав третьего ряда входили небольшие иконы: поясной Деисус, святитель Николай Чудотворец, различные образы Богоматери – Владимирская, Тихвинская, Ахтырская, Казанская, Знамение, Троеручица, Обет Страждущих, Умягчение Злых Сердец, которые, предположительно, были написаны иконописцами Владимирской губернии. Так же в третьем ряду иконостаса находилось 3 иконы середины XIX века с изображениями Зосимы и Савватия Соловецких, Макария Унженского и Никодима Кожеезерского, Великомучениц Евдокии и Анастасии, стилистические особенности которых позволяют приписать их руке онежского живописца Павла Григорьева Максимова.

http://sobory.ru/article/?object=09171

В богословской литературе профессор А. А. Дмитриевский известен очень многими трудами, преимущественно историко-литургического и археологического характера. Еще будучи воспитанником 4 класса Астраханской духовной семинарии, он, на основании некоторых печатных пособий, а также документов за 1801–1825 гг., хранящихся в архиве Астраханской Духовной Консистории, составил статью: «О состоянии сектанства в астраханском крае в царствовании Александра Благословленного и публично прочитал её 12 декабря 1877 г. в актовом зале семинарии в торжественном собрании по случаю исполнившегося столетия со дня рождения в боге почивающего Государя Императора Александра I-ro (статья это напечатано в «Астрахан. Епархиал. Ведом.» 1878 г. 22). В 1882 и 1883 годах он печатал в «Православном собеседнике» свой труд под заглавием: «Богослужение в русской церкви впервые пять веков». – В 1883 году он поместил «православном обозрении» свою статью: «Диакон Иван Федоров, первый книгопечатник» – В 1884 году вышла в свет в Казани его магистерская диссертация: «Богослужение в русской церкви в XVI в. Часть 1. Службы круга седьмичного и годичного и чинопоследования таинств. Историко-археологическое исследование с примечаниями». Работать на настоящую тему автор начал, ещё будучи студентом академии. Кандидатское сочинение его под заглавием: «Православное богослужение в русской церкви в XVI в.» обратило на себя внимание совета академии своими достоинствами и было удостоено денежной премии митрополита Иосифа в 165 руб. В магистерской диссертации свои автор поставил себе задачу описать все особенности богослужебных чинопоследований XVI века и объяснить историческое происхождение этих особенностей; для этой цели были обследованы с редким трудолюбием рукописи Соловецкой, Синодальной, Типографской библиотек, Румянцевского музея, Троице-Сергиевой лавры, Волоколамского монастыря и Московской Духовной Академии. Благодаря своему трудолюбию автор оба подлежащие элементы своей темы «сумел обработать с совершенно достаточной полнотой и основательностью»; это сочинение даёт много нового и весьма ценного для науки и богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1801 г. Владимирский и Суздальский еп. Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов И. и ее супругу, иконы святых были изъяты из Лазаревского храма. В 1811 г. мощи святой пострадали при пожаре в Лазаревской ц. В том же году вместо сгоревшего храма был выстроен каменный с главным престолом во имя арх. Михаила, в котором поместили мощи И. В 1867-1868 гг. служение молебнов И. и прав. Георгию возобновилось. В 1888 г. в церкви была устроена рака из кипариса, обложенная позолоченной и посеребренной медью, внутри которой стоял дубовый гроб с мощами И. В 1861 и 1865 гг. Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) включил жизнеописание И. в свой труд «Русские святые, чтимые общецерковно и местно». В 1893 г. при церкви с. Сергиевского Калужского у. по инициативе потомков святой было основано братство во имя И. Позже в Томской губ. было организовано такое же братство в память подвижницы. Среди учредителей обоих братств был св. Иоанн Кронштадтский . 24 февр. 1924 г. мощи И. были впервые вскрыты (см. Вскрытие мощей ). По рассказам прихожан Михаило-Архангельской ц. в с. Лазареве, свящ. Михаил Георгиевский тяжело переживал свое участие в этом событии. По преданию, ему неск. раз являлась И., плачущая и произносящая: «Господи, что сделали!» Священик уехал из села и 4 года не мог служить ( Епанчин. 2002. С. 40). После 2-го обследования мощей, состоявшегося 14 дек. 1930 г., гробница И. была передана в атеистический отдел Муромского краеведческого музея, где уже были выставлены раки с мощами святых Константина, Михаила и Феодора (см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин ), Петра (Давида) Георгиевича и Февронии (Евфросинии) Муромских. Верующие шли в музей на поклонение святыням, поэтому мощи через некоторое время были скрыты в запасниках музея. 20 янв. 1989 г. рака с мощами И. была передана в муромский Благовещенский собор (см. в ст. Муромский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь ), 9 июля 1993 г. перенесена в Николо-Набережную ц. в Муроме, где ведется запись чудес, совершающихся по молитвам к И.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Близка по структуре к этой церкви полуразрушенная Никольская ц. (1777) в бывш. имении Тургеневых с. Железцове (Дзержинский р-н), центричная основа к-рой изменена удлинением зап. рукава. Еще более изысканной композицией обладает 2-этажная 4-лепестковая, увенчанная восьмериком ц. Вознесения (1784) в поместье С. А. Чаплина Вознесенском (ныне с. Вознесенье) под Тарусой (в аварийном состоянии). К тому же типу храмов относится небольшая одноглавая кладбищенская ц. Бориса и Глеба (1791) в Мосальске. В ряду центричных храмов кон. XVIII в. особое место занимает ц. Космы и Дамиана (Спасская) (1794) в Калуге: ее составляют 5 тесно сдвинутых объемов - центральный с куполом и узким восьмериком под главкой и 4 круглых в плане 4-ярусных объема (2 нижних яруса 2-светные). Выразительность композиции, близкой к лучшим произведениям барокко, позволила предположить участие в ее создании учеников Ф. Б. Растрелли ( Фехнер. 1971. С. 164). В творчестве Ясныгина проявилась классическая тенденция, сходная с московской архитектурной школой посл. трети XVIII в. Одно из его крупнейших сооружений - кафедральный Троицкий собор в Калуге. Строительство, начатое в 1786 г., было остановлено из-за сомнений в надежности конструкции купола диаметром 17 м. Возведение собора продолжилось в 1804-1812 и 1815-1818 гг. Близкий к центричному, крестообразный в плане собор, с полукруглой апсидой и прямоугольными рукавами креста, короткой открытой колоннадой (позднее застроена и превращена в паперть) соединялся с монументальной 3-ярусной колокольней, увенчанной шпилем. Фасады основного объема и нижнего яруса колокольни объединены общим ордерным мотивом: полуколоннами большого тосканского ордера и антаблементом. Портики сев. и юж. фасадов завершены треугольными фронтонами, к-рым соответствуют портики на фасадах нижнего яруса колокольни. Меньшие по размерам храмы кон. XVIII - нач. XIX в., связанные с творчеством или влиянием Ясныгина, были выполнены в стиле проектов т. н. 10-го «Смешанного альбома» («Альбома церквей») М. Ф. Казакова (ныне в ГНИМА). По проектам Ясныгина были построены круглая в плане купольная ц. Жен-мироносиц (1798-1815) в центре Калуги; четверик, увенчанный мощной ротондой,- Васильевская ц. (1796-1801) в Солдатской слободе. Церкви ротондального типа в стилистике классицизма появляются в сельской архитектуре: Никольская ц. (1800) в с. Растворове (Мещовский р-н; впервые обследована в 2004, см.: Шорбан. Неизвестный памятник. 2010). По лепестковому плану основного ротондального объема и близкой к 3-нефной трапезной с овальными частями она напоминает чертежи из т. н. 10-го «Смешанного альбома» М. Ф. Казакова, в частности проект ц. св. Иоанна Предтечи в Белозерске Вологодской обл., который связывают с творчеством В. И. Баженова ( Выголов. 1983). К московской архитектурной школе принадлежит и колокольня (90-е гг. XVIII в.) в формах неоготики в усадьбе Еропкиных Успенское (Грабцово), напоминающая колокольню московского Зачатиевского монастыря ( Николаев. 1970. С. 85-86).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

(67) Тарас Кирилов – один из уголовных преступников, заключенных в кишиневском остроге. Сохранился рассказ о том, что один из арестантов острога, полюбивший поэта, часто навещавшего заключенных и беседовавшего с ними, признался ему в намерении бежать из тюрьмы и действительно на другой день удачно совершил побег. Возможно, что этот заключенный и был именно Т. Кирилов. (68) Крупенские – семья кишиневского вице-губернатора Матвея Егоровича Крупенского (р. 1781 – ум. после 1823), полугрека-полумолдаванина по происхождению, жившего открытым домом. Пушкин часто посещал этот дом и хорошо знал как самого Крупенского, так и его жену Екатерину Христофоровну. (69) M-r Deguilly – г. Дегильи, француз, уклонившийся от дуэли с Пушкиным. Помимо начала записки Пушкина к нему, приведенной в дневнике, сохранился более полный текст самого письма к Дегильи (см. в т. X). Сохранилась также карикатура Пушкина на Дегильи с такой подписью под нею: «Ma femme… ma culotte… et mon duel donc!.. ah ma foi, qu " elle s " en tire comme Ilée voudra, puisque c " est elle qui porte culotte…». (70) «Nouvelle de la mort de Napoléon». – Наполеон умер на острове св. Елены 5 мая нов. стиля (23 апреля) 1821 г. Таким образом, известие об этом дошло до Пушкина лишь спустя почти три месяца. (71) L " archevêque Arménien – армянский архиепископ Григорий Захарьянов. (72) Schachovskoy – вероятно, адъютант графа М. С. Воронцова, князь Валентин Михайлович Шаховской (1801–1850). (73) Siniavin – адъютант графа M. С. Воронцова, Иван Григорьевич Сенявин (1801–1851). (74) Comtesse Elise Woronzoff – жена графа M. С. Воронцова – графиня Елизавета Ксавериевна Воронцова. (75) Дата смерти лорда Д. Г. Байрона (ум. 19 апреля нового ст. 1824 г.) занесена Пушкиным в тетрадь по старому и новому стилю. (76) «Mai 26» – день рождения Пушкина. 22 мая 1824 г. Пушкин получил предписание графа М. С. Воронцова отправиться в командировку на обследование саранчи в Херсонский, Елиэаветградский и Александровский уезды, а 28 мая возвратился в Одессу.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

Иоганн Готтхильф Штриттер (1740–1801) опубликовал грандиозный корпус свидетельств римских, византийских и других древних авторов о народах, обитавших на территории России. Этот труд до сих пор остается единственным в своем роде, все еще полезным, хотя и полузабытым 2431 . Посещение Юга России Екатериной II в 1787 г. положило начало целой серии научных экспедиций. Прежде всего, стояла задача соотнести античные, византийские и средневековые города и поселения с современными населенными пунктами. Начиная с 1762 г. топографы Генерального штаба работали в малоизученных южных провинциях, в Крыму и на Кавказе. Это была большая эпоха путешествий и создания карт. Например, тогда был создан атлас берегов Черного и Азовского морей 2432 , многие турецкие и татарские топонимы были заменены древнегреческими, хотя идентификации не всегда были верными. Так, Херсонес/Херсон в действительности находился в Крыму, а не на юге современной Украины, куда он был помещен. Севастополь в Крыму идентифицировался с древним Себастополисом, в действительности находившимся в Восточном Причерноморье (совр. Сухум), и это не единственный пункт с таким названием в Восточном Средиземноморье. В исследовании южных территорий России польские и немецкие ученые были особенно активны, чаще всего их экспедиции осуществлялись на средства Петербургской академии наук 2433 . В истории науки остались имена Иоганна Антона Гильденштедта (1745–1781) 2434 , Карла Ивановича Габлица (1752–1821), Петера Симона Палласа (1741–1811) 2435 , Готтлиба Франца Вильгельма Юнкера (1702/1705–1746), графа Яна (Ивана) Потоцкого (1761–1815), многие из них были членами Академии наук 2436 . Записки о своих путешествиях оставили епископ Луцкий Адам Станислав Нарушевич (1733–1796) 2437 и Станислав Сестренцевич Богуш(1731–1826) 2438 . Путешественники той эпохи не имели цели исследовать именно христианские памятники, они обращали внимание на все достопримечательности, однако серьезное изучение древней топографии и географии, обследования древних городов на месте были необходимым начальным этапом для дальнейшего развития более специализированных разделов археологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И это не могло быть невыгодным для большего возвышения Сперанского, 9-го июля 1801 года, произведенного в действительные статские советники. Чин этот заслужил будущий статс-секретарь трудами по заведыванию 3-ею экспедицией канцелярии совета «важных государственных дел», вверенной Д. П. Трощинскому. Он ценил административные стилистические способности Сперанского, в экспедиции которого сосредоточены были духовные и гражданские дела, быстро подготовлявшиеся к слушанию совета, с освещением и распутанием всяких темных, затруднительных вопросов, не одними справками, но всесторонним обследованием. Богатые способности помогали быстро приобретать Сперанскому усвоение сущности дела, как бы не было оно запутано и усложнено. Эти драгоценные качества в чиновнике не могли бы нигде остаться незамеченными, а тем более у нас, с воцарением Александра Первого, стремившегося улучшить и обновить во всех частях систему государственной администрации. Судьба готовила, для предстоящих трудов, Сперанского и он оказал делу пересоздания существующей услуги, трудом и уменьем завоевал себе доступ к средоточию движения административной машины. Через полтора года по водворении Александра Первого, уже явилось учреждение министерств (8-го сентября 1802 года). Кочубей получил в заведывание министерства внутренних дел и привлек туда Сперанского, вверив ему управление второю экспедицией (департамента внутренних дел) государственного благоустройства. Все проекты, впрочем, по министерству писались Сперанским и из-под пера его являлись одни за другими положения, в форме докладов: о классе свободных земледельцев (предоставлены министерством внутренних дел рассмотрения условий между помещиками и крестьянами 21-го февраля 1803 года); о средствах исправления казенных зданий (февраля 24-го); о вспоможении крестьянам по неурожаю (10-го марта); о форме сношений правления колонистов с губернским правлением (16-го марта); о генеральном межевании Малороссии (10-го апреля в тот же день); о вспоможении переселяющимся менонитам; о распространении новороссийской казенной фабрики (21-го апреля); об определении врачей к кавказским минеральным водам (24-го апреля); об учреждении в Петербурге комитета лифляндских дел (мая 11-го); о назначении непременных работников в замен крестьян, приписанных к котронским заводам (июня 23-го); о соляном, производстве в Иркутской губернии (июня 26-го, июля 30-го); об удержании фабрикантов от притеснения фабричных и отпуске денег для водворения переселенцев в Новороссийском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда тот метод обследования вероучения американской церкви, утверждаемый г. Керенским, по которому «Члены веры» якобы «не только не выражают вероучение американской церкви, но даже постоянно противопоставляются ему, как нечто совсем иное и составляющее принадлежность только англиканства, а не церкви американской» – этот метод, но мнению В. А. Соколова , должен быть признан несостоятельным, тем более что не выдерживают критики и те основания, которые приводятся в подтверждение его. Не выдерживает критики, по взгляду В. А. Соколова, прежде всего тот, указываемый г. Керенским, факт, что американская церковь , принимая символические книги англиканства, признала возможным на своих генеральных конвенциях 1785, 1789 и 1801 годов сделать в этих книгах некоторые изменения... «Из указанного факта, по мнению В. А. Соколова, следует только тот вывод, что американская церковь признает иногда потребным и возможным допускать в символических книгах некоторые изменения, тем более, что «все указанные и другие, еще менее значительные изменения, произведенные американскою церковью в «Членах веры» и в «книге общих молитв»..., настолько не существенны, что не могут подрывать авторитет этих изданий, а потому на основании таких изменений мы никак не можем утверждать, что символические книги англиканства не имеют в американской церкви того значения, какое придается им в церкви англиканской. Не выдерживает критики, по мнению В. А. Соколова , и тот, указываемый г. Керенским, факт, что американская церковь в противоположность церкви англиканской в силу постановлений конвенции 1801-го года не требовала и не требует от своих верующих формальной подписки под XXXIX членами и The Book of Common Prayer и что по сознанию самих американских богословов, (Mc. Connell’я), даже первая из указанных книг, т. e. XXXIX член., в этой церкви имеет значение лишь «исторического памятника англиканского вероучения прошлых времен» и потому «никогда не оказывала какого-либо существенного влияния на жизнь и вероучение американской церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Смоленск. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " на Гурьевском кладбище. Гурьевская церковь Карта и ближайшие объекты В городском районе Садки на краю большого и старинного кладбища, на входе высится старая руинированная колокольня и остатки кладбищенской ограды. Раньше здесь стояла церковь в честь святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Она была построена приблизительно между 1801–1805 годами и приписана к Крестовоздвиженской церкви, которая и ныне находится на Ново-Московской улице. Этот храм был закрыт для верующих в 1940 году, вновь открыт в 1941 году (у оккупационной администрации Смоленска было такое направление деятельности по открытию церквей с целью привлечения местного населения на свою сторону – прим. авт.). Здание значительно пострадало во время боев, и было окончательно снесено в 1970-х годах. В Заднепровье, в Садках, возле кладбищенской церкви Гурия, Самона и Авива многими исследователями, например, Иваном Хозеровым, а также Николаем Ворониным и Петром Раппопортом отмечалось возможное наличие в древности каменного храма. Еще Никифор Мурзакевич писал, что близ кладбищенской Гурьевской церкви на правом берегу Днепра, на горе, есть следы Крестного монастыря, где подвизался Авраамий Смоленский. Особое внимание ему уделил С.П. Писарев. После долгих поисков исследователь нашел у юго–западного угла ограды Гурьевского кладбища майоликовые плитки, сделанные " из черной глины или речного ила " . Он отнёс их к храму Креста, который почему–то считал деревянным. Сравнивая плитки с плитками смядынского собора и отмечая лучшее качество последних, он считал их более поздними, т.е. относил убор храма Креста (как и всю постройку?) к более раннему времени. И.М. Хозеров повторил обследование и нашёл мелкие майоликовые квадратные плитки (10 х 10 и 11.5 х 11.5 см) и треугольные (с катетами 10, 11.5 см), из чего заключил, что храм был несомненно каменным. Остатков его на месте находки Хозеров не обнаружил и полагал, что на руинах храма построена существующая Гурьевская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=04119

Вологда. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь, Богородицкая церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Точное время основания храма неизвестно. Вероятнее всего, деревянная церковь рядом с будущей каменной Благовещенской появилась в XVI–XVII веках. Каменная Благовещенская церковь построена в начале XIX столетия (по клировым ведомостям в 1801 году). Автор книги «Вологодская старина» Степановский относит постройку церкви к первой четверти XIX века (1817 год). Искусствовед Лукомский называл ее лучшей церковью в стиле классицизм, возведенной в Вологде. В главной своей части церковь имела вид круглой столпообразной башни (ротондальный объем) с полушарным куполом, несущим круглый барабан с маленькой шарообразной главкой и большим крестом. Храм включал три престола: Митрофана Воронежского, Михаила Малеина и Феодосия Тотемского. Алтарная пристройка имела вид небольшой четырехгранной призмы с двускатным покрытием. Трапезная с двумя небольшими боковыми главками традиционно соединяла храм с колокольней, которая венчалась высоким и крайне своеобразным по отделке шпилем. В ряде источников указывается, что в 1920-е годы Благовещенская церковь неофициально взяла на себя роль закрытого властями Софийского кафедрального собора. В документах Комиссии по изъятию церковных ценностей указывается, что в первую очередь подлежат изъятию ценности из наиболее богатых храмов. Благовещенская церковь подвергалась обследованию дважды. Секретным указанием предписывалось «...изымать все, даже из магазинов церковной утвари. Брать на учет все маленькие предметы». В период с 1925 по 1930 год настоятелем Благовещенского храма был протоиерей о. Константин (Богословский), приговоренный в 1937 году за антисоветскую деятельность к смертной казни. Священномученик Константин Богословский канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Благовещенская церковь закрыта в период с 6 по 13 марта 1930 года. В 1930-е годы она стала одним из главных пунктов пересылки для «раскулаченных» крестьян с юга страны. Позже в помещении храма располагались мастерские и «Ленвоенторг». Тогда же своего завершения лишилась главная часть храма. Колокольня была частично разобрана. Благовещенская церковь снесена в середине 1960-х годов. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35535

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010