Проектируя Михайло-Архангельский храм в Легостаево по трапезному типу, Молчанов сделал трапезную самой широкой частью здания, в связи с размещением в ней придела с престолом, освященным в честь пророка Божия Илии. Она выполняла функцию зимнего, отапливаемого печью храма. Основной храм был летним - неотапливаемым. По замыслу Молчанова, фасады украшают разнообразные проемы: рядовые окна боковых фасадов - прямоугольные; арочную форму имеют входные проемы, окна алтаря и колокольни; в боковых частях барабана и втором ярусе колокольни - полуциркульные окна, и овальное окно в треугольнике фронтона портика. Дополнением к восприятию целостности композиции фасада послужил крупный руст (2х3 кирпича), покрывавший стены алтаря, колокольни, центральной части стен храма и визуально объединявший их. Этот прием, характерный для зданий раннего классицизма, использован Молчановым во всех проектах построенных им церквей. Легостаевская церковь строилась без авторского надзора, поскольку А.И. Молчанов с 1801 по 1804 г.г. находился в отставке по состоянию здоровья. 100 лет спустя Все деревянные конструкции храма в Легостаево, построенного в 1804 году: балки перекрытия, плахи пола, оконные и дверные рамы, спустя 100 лет, пришли в негодность, и настоятель храма отец Андрей Дмитриев обратился в Томскую Духовную Консисторию с прошением о ремонте здания. Далее, 7 сентября 1905 года последовало письмо епископа Томского и Барнаульского Макария Томскому Губернатору. Дело было препровождено в Строительную комиссию Губернского управления, где дано поручение работавшему в ней с 1902 года, после окончания Института Гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, младшему инженеру А.Д. Крячкову обследовать состояние храма и составить акт его освидетельствования. А.Д. Крячков прибыл в Легостаево 13 сентября 1905 года и в присутствии настоятеля, диакона и церковного старосты составил акт «освидетельствования церкви на предмет ремонта и некоторых переделок в ней». По наблюдениям А.Д. Крячкова, оказалось: «Церковь построена в начале XIX столетия, состоит из двух помещений для молящихся, алтарной абсиды и колокольни. Одно из помещений для молящихся перекрыто сомкнутым сводом, остальные - деревянными перекрытиями. Постройка велась, очевидно, без всякого технического надзора. Все проемы, достигающие доверху, перекрыты без арок и перемычек по брусьям, которые частично прогнулись. По стенам заметны несколько значительных трещин, образовавшихся, по словам местных жителей, после землетрясения, бывшего здесь несколько лет тому назад. В настоящее время трещины не представляют опасности, но при переделках необходимо с ними считаться. Деревянные потолки оказались сильно пропревшими. Концы наката в большинстве гнилы и требуют замены в ближайшем будущем.

http://sobory.ru/article/?object=51158

Об окончании строительных работ на здании Благовещенской церкви и на приделе Александра Невского сообщает запись в приходно-расходной книге, датированная ноябрем 1813 года. Однако отделочные работы на здании продолжались вплоть до осени 1815 года, после чего прихожане основательно занялись работами по оборудованию и украшению интерьеров храмов Иоанна Богослова и Александра Невского. Торжественное освящение придела Александра Невского состоялось 25 августа 1821 года. Художественно-пластической и сакральной доминантой интерьера придельного храма Александра Невского был его иконостас, созданный в 1816-1817 годах. Научная сотрудница красноярского краеведческого музея С.И. Дараган, обследовавшая Благовещенскую церковь в 1920-х годах, писала в своем отчете: " Неожиданно было найти в верхнем этаже храма, в приделе Бл(аговерного) Александра Невского, памятник подлинной художественной ценности — иконостас стиля " ампир " , усвоенного русскою жизнью в александровскую эпоху. Отличительная черта этого русского стиля сказалась в обработке и передаче в дереве и деревянных строениях античных форм, пропорций и орнамента. В этом смысле иконостас Александра Невского дает подлинное выражение вкуса своего времени " . Архитектурно-художественный облик иконостаса придела Александра Невского не имел аналогов среди иконостасов других православных храмов, возводимых на территории Приенисейского края в 1810-20-х годах. Об этом свидетельствует сравнение описания иконостаса придела Александра Невского с описаниями иконостасов, например, Входоиерусалимской церкви в Енисейске (1801-1815 гг.) и Всехсвятской церкви в г.Красноярске (1816-1822 гг.). Это обстоятельство объясняется тем, что иконостас придела Александра Невского был выполнен местными мастерами по специально составленным чертежам, присланным в Красноярск. Об их наличие свидетельствует запись в дневнике графа М.М. Сперанского, видевшего проектные чертежи в период посещения им Благовещенской церкви. Более того, если изготовление иконостасов по " осободанным " рисункам на территории Приенисейского края было делом обычным уже с середины XVIII века, то выполнение иконостаса Александра Невского по предварительно изготовленным чертежам в период повсеместного распространения принципов образцового и повторного строительства, связанного с ужесточением государственного контроля за развитием архитектуры, выглядит более чем вероятным.

http://sobory.ru/article/?object=00951

В приходе имелось требуемое количество дворов, более сорока, необходимое число прихожан (293 души мужского пола), средства на осуществление строительства тоже имели, и разрешение было получено 14 ноября 1801 г. К резолюции прилагались план, фасад, а также предписание: всю утварь, находящуюся в деревянной церкви, переписать и перенести «в приличное место», а также «сиречь погост да оградить по приличию почести ради храма Божия и усопших». Дело вершилось неторопливо, обстоятельно. Не сразу было решено, где же будут проходить богослужения во время строительства новой церкви. Можно было направить прихожан Воскресенской церкви в Акакиеву пустынь, что в полуверсте от прежней церкви, но осенью и весной р. Сотьма с крутыми и высокими берегами разливалась, и попасть на другой берег было почти невозможно. Дорога в Кузмицыно хоть и шла через болотце, была более приемлема, да идти далеко - четыре версты от Воскресенского храма. Обследовав тот и другой путь, остановились на Акакиевой пустыни. Некогда на этом месте под камнем вековой ели нашёл приют старец Акакий. В 1647 г. он основал монастырь. В 1764 г. монастырь был закрыт и обращён в приходскую церковь во Имя Казанской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца (в советское время церковь была обрушена вместе с утварью, кирпич использовали на хозпостройки). Деревянную церковь Воскресения на Сотьме начали разбирать в апреле 1804 г., а закончили в сентябре того же года. В рапорте в Ярославскую Духовную консисторию было перечислено всё, что перенесли в Акакиеву пустынь. Особо отмечалось: «А святых же мощей в стоящих обоих Святых Престолов при ней повидимости вложено не было». И вот весной 1814 г. было послано прошение об освящении построенной церкви. В нём сообщалось, что она «церковным благолепием украшена и всё для священнослужения в ней изготовлено». Церковь была покрыта тёсом, а «главы на ней и кресты обиты белой аглицкой жестью». И далее - подробное описание убранства церкви: «По правую сторону Царских врат - изображение образа Воскресения Христова, риза и венец серебряные, по левую сторону Царских врат - образ Грузинской Божией Матери, над царскими вратами в клейме позолоченном - Вечеря Господня».

http://sobory.ru/article/?object=17284

Она мне сказала. Я приготовила эту сумму. Но по дороге в больницу приняла решение, что эти деньги пожертвую на строительство храма. " Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. … У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно " . Я так и сделала. Тихонько положила в ящик и незаметно с молитвой ушла: " Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием всемощного Врача, Христа Спаса нашего " … И вот первое обследование — УЗИ. Панкреатит не подтвердился. Ура! Подозрение на язву. Назначена гастроскопия. Муж, естественно, нервничает. Накануне вечером говорю: " Все будет хорошо. Ты мне веришь? " — " Верю " . Утром звонит и довольным голосом сообщает, что уже все. — Что значит все? — Все в порядке. У врача, делавшего обследование, очки на лоб поднялись от удивления. Он сказал, что у меня даже воспалительного процесса не наблюдается, не то что язвы! Через неделю муж похудевший, повеселевший, не только выздоровевший, но и отдохнувший от изматывающей работы вернулся домой. Я со слезами призналась, что потратила деньги " не по назначению " . И снова молилась, теперь уже благодаря и прославляя: " Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе предвечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси ангели, Тебе небеса и вся силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея " …. Прошло время. Позади обучение на курсе. Столько всего узнано, и столько предстоит узнать! Но не прошла со временем моя уверенность, что избавление от неизлечимой болезни — это чудо. И оно навсегда останется со мной. Не важно, что думает об этом мой неверующий муж, не важно, как относятся окружающие… Главное, я ЗНАЮ. Я ВЕРЮ. Анна, г.Николаевск, 20 лет. ПИК 2009-2. Группа 7. Мне кажется, я всегда знала или чувствовала, что Бог есть.

http://azbyka.ru/pravkurs/mod/page/view....

Имя Симона Ушакова известно каждому, кто хотя сколько-нибудь интересуется православной русской иконографией. Г. Ф. Филимонов посвятил особое исследование этому иконописцу: «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи». – Произведения Ушакова известны все наперечет и более или менее обследованы. – Тем приятней было нам недавно найти еще неизвестных доселе пять икон, принадлежащих Симону Ушакову. Иконы эти находятся в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. – Вот их краткое описание. 1. Господь Вседержитель (надписи Хс. – Гдь Вседержитель; в крещатом нимбе: «ωон»), восседает на троне, ноги покоятся на подножии. Десница Господа благословляющая, шуйца поддерживает лежащее на левом колене евангелие, раскрытое на словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не осуждать дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3:16 ). Сверху слетают два ангела с орудиями страданий Христовых. К ногам Господа припали – «Святой Иоанн Предтеча» и «Апостол Петр», т. е. ангелы царей Петра и Иоанна Алексеевич ей. – Внизу иконы подпись: «з р ч» (следующую затем букву нет возможности разобрать. Очень может быть, что здесь разумеется 7191-й год, т. е. 1682–3 г., когда были написаны следующие две иконы.) «и (?) писал Симон Федоров сын по прозванию Симон Ушаков и товарищи». – Размер иконы 2 арш. 6 вершков >< 1 арш. 7 верш. Икона помещается по правую сторону царских дверей. Северные и южные двери иконостаса: 2. а) «Святой Архидиакон Никанор» , в стихаре, украшение которого напоминает русское шитье, в руках держит орарь. Размер иконы 2 арш. 14 в. >< 1 арш. 1 1 / 2 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Закрыть Выход там же, где и вход Выступление Сергея Халина на V Калязинских чтениях 26.02.2018 1681 Время на чтение 11 минут Как сообщалось , 13-14 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Пятые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Основная тема Калязинских Чтений - «Роль и место русского народа в истории и современной жизни России». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей РНЛ доклад представителя МОО «Русское Собрание» в Ярославской области, товарища атамана Хуторского казачьего общества «Русское» (Ярославль) Сергея Ивановича Халина . Думаю, многим и не раз приходилось слышать известную цитату из доклада немецкого врача Гитлеру по результатам осмотра в 1942 году девушек и женщин, привезенных из СССР на каторжные работы в Германию: «Россию победить невозможно, пока у этого народа такая нравственность. Почти 99% обследованных мною лиц женского пола от 15 до 25 лет, не состоявших в браке - девственницы». То есть военный врач на основании одного этого факта, делает экспертное заключение для высшего военного руководства третьего Рейха о непобедимости нашего народа. Причем, он не только уверен в этом сам, но и ни сколько не сомневается в том, что эта причинно-следственная связь также очевидна и другим. Вернемся к этому факту позже. Сейчас предлагаю вспомнить обстоятельства, в результате которых, наступили катастрофические последствия, как в отношении всего человечества, так и в отношении окружающего нас мира. Имею в виду, грехопадение прародителей наших Адама и Евы, в результате которого, они были изгнаны из рая. В результате которого, был поражен болезнями и тленом животный и растительный мир, появились хищные звери, ядовитые растения, жалящие и кровососущие насекомые. И грехопадение это началось с Евы. Именно к ней, заведомо исказив Божий завет Адаму (Быт.2:16-17), подступил змей с вопросом: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Именно в её сердце вложил враг коварную мысль: «знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Именно через жену враг соблазнил на грех Адама...

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/26/vy...

– В законопроекте написано, что он устанавливается органом опеки и попечительства, если в результате обследования будет установлено, что «родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав». Легко увидеть, что приведенная формулировка дает возможность чиновникам и чиновницам с помощью столь широких и расплывчатых критериев признать любую семью неблагополучной. Следующим шагом может быть изъятие детей. В законопроекте органам опеки предоставляется право принять акт о немедленном изъятии детей. Отбирать детей будет легче. По данным уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, в прошлом году было отобрано несколько десятков тысяч детей. Если ювенальная юстиция будет принята, то число трагедий резко возрастет. Афанасий Гумеров с семьей до принятия священного сана – Есть ли в законопроекте положения антихристианского содержания? – Законопроект дает «право» детям доносить на родителей в органы опеки. Этот пункт нацелен против заповеди « Почитай отца твоего и мать твою , чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12; Втор.5:16). В Новом Завете Спаситель говорит: «Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15:4; Мк. 7:10). Заповедь о почитании отца и матери относится ко всем родителям. Сказано: «Почитай отца и мать», при этом не прибавлено: «хороших родителей», «заботливых», «непьющих» и т.д. Автор библейской книги Иисус сын Сирахов пишет: «Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сир.3:1). В книге Бытия есть рассказ о Ное, который после потопа вырастил виноград и сделал вино. Он не знал свойств вина и, опьянев, лег в шатре нагим. Сын его Хам увидел нагого отца и рассказал своим братьям. Сим и Иафет взяли одежду отца и пошли задом, чтобы не видеть отца нагим. Они «покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт.9:23). Законопроект о социальном патронате будет поощрять детей к совершению греха Хама.

http://pravoslavie.ru/56756.html

Всякий человек, рожденный от света, к свету и стремится, и наоборот: делающий зло ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. Поступающий же по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Так было в первые времена христианства, при жизни святых апостолов. То же самое наблюдается и в наше время. Возьмем для примера похитителя чужой собственности. Посмотрите, как он под покровом темной ночи, стараясь быть никем не замеченным, осторожно, без шума проникает в намеченный к ограблению дом: тихо влезает он в окно, неслышно спускается в комнату, без стука и скрипа открывает комод, гардероб, письменный стол и т.д., поспешно забирает похищенные вещи и так же неслышно спускается через окно на землю и быстро скрывается в глухом переулке. Точно так же скрыто действует всякий злоумышленник, причиняющий вред своему ближнему. Никакой преступник не совершает преступления открыто, не делает зла человеку напоказ; но всячески старается скрыть следы своего преступления, забывая слова Спасителя: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным» ( Лк.8:17 ). Рано или поздно тем или иным путем совершенное злодеяние обнаружится и осудится. Не делайте друг другу зла, любите друг друга, и дела любви вам не нужно будет скрывать от постороннего взора, с делами милосердия не стыдно будет предстать пред лицем Воскресшего Христа, истинного Источника света, ибо Он Сам говорит: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» ( Ин.12:36 ). Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Ин.20:26 Воскресение Христа из мертвых есть величайший несомненный исторический факт, установленный показаниями свидетелей-очевидцев и проверенный опытным обследованием. Несмотря на то, что Иисус Христос по Воскресении Своем явился Марии Магдалине и двум путникам – Клеопе и Луке, шедшим в Эммаус, потом – Симону, все же ученики Его смутились и испугались, когда Он пришел к ним при закрытых дверях, стал посреди них и сказал: Мир вам! Они подумали, что видят духа, ибо никто из них и мысли не допускал, чтобы человек во плоти мог пройти сквозь закрытые двери.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Делаем эту заметку затем, чтоб сказать, что далеко не считаем шестопсалмие вполне обследованным в нашем толковании, а только полагаем тому начало. О св. Писании никогда нельзя сказать, что оно вполне обследовано. Оно во всех своих частях есть неиссякаемый родник св. назидания, которое однакож надобно вырывать из него, как драгоценный металл, из недр земли, трудолюбивым углублением в силу божественных словес. При всем том, однакож, и это толкование не будет оставлено без приложений; только они не будут так обильны, чтоб могли исчертать все и удовлетворить всех. Недостающее восполнять любящие испытывать Писания, веруя, что в них указывается путь к живому вечному, и что только они могут умудрить нас во спасение ( 2Тим. 3:15 ). Предполагая, что у читающих не всегда под руками найдется Псалтирь, помещаем текст каждого псалма по-славянски и по-русски, в переводе с Греческого 70 толковников текста. По местам прилагаются свидетельства знаменитых толковников, как-то: Афанасия Великого , Феодорита блаженного, Василия Великого , св. Златоуста, блаженного Августина , Евфимия Зигабена , Анфима, патриарха Иерусалимского, Иринея архиепископа. Но и все толкование большею частью заимствовано из тех же источников, или составлено по их указанию, хоть это и не везде означается. 1. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего. Псалом Давидов (составленный им), когда он бежал от лица Авессалома, сына своего. 2. Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя, Господи, что умножились такую скорбь мне причиняющие? Многие восстают на меня, 3. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Боге его. Многие говорят душе моей: нет  спасения ему в Боге его. 4. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Но ты, Господи, – заступник мой, слава моя и Ты тот, который возвышает главу мою. 5. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея. Гласом моим к Господу воззвал я, и Он услышал меня со святой горы своей. 6. Аз уснух, и спах, востах яко Господь заступит мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

4. Говоря это вам, ваши души говорят истину, если они не любят более земное, нежели небесное, если не более занимаются вещами телесными, нежели духовными. А поэтому здесь присовокупляется и самая причина отказывающихся, когда тотчас же говорится: «первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Что означается «селом», если не земное существо? Итак, вышел для осмотра села тот, кто мыслит только о внешнем по существу. «Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Что мы принимаем за пять пар волов, если не пять чувств телесных? И они верно названы парами, потому что их по два у обоего пола. Они называются телесными чувствами именно потому, что не могут понимать внутреннего, но познают только внешнее, и, оставляя внутреннее, касаются только внешнего; через них верно обозначается любопытство. Это (любопытство), желая разузнать чужую жизнь, никогда не зная своей внутренной, желает мыслить о внешнем. Ибо любопытство есть важный порок; оно внешним образом располагая ум каждого к обследованию жизни ближнего всегда от него скрывает его внутреннюю, так что он, зная о других, не знает себя; и чем будет сведущее ум любопытного в заслуге чужой, тем будет менее сведущ в своей. Поэтому-то и о тех же пяти парах волов говорится: «иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Ибо самые слова отказывающегося не различаются от значения порока его, когда он говорит «гряду искусити их», именно потому, что испытание обыкновенно принадлежит любопытству. Но замечательно, что как тот, который отказывается от вечери своего приглашателя по причине покупки села, так и тот, который отказывается надобностью испытания пар волов, присовокупляют слова смирения, говоря: «прошу тебя, извини меня». Ибо когда тот и другой говорит «молю тебя», и однако же презирает приглашение, тогда на языке выражается смирение, а на деле гордость. И вот об этом-то пусть размышляет каждый нечестивец, когда слушает и однако же не перестает делать то, что осуждает. Ибо когда мы говорим каждому грешнику: «обратись, последуй Богу, оставь мир», то куда мы приглашаем его, если не на вечерю Господню? А когда тот отвечает: «молись за меня, потому что я грешен и этого делать не могу», то что другое он делает, если не просит и отказывается? Ибо говоря: «я грешен», показывает смирение, а присовокупляя: «не могу обратиться», обнаруживает гордость. Итак, прося, отказывается тот, кто на словах показывает смирение, а деле выражает гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010