Не удалось извлечь искомое из базы (((

Все эти, приведенные нами, факты и соображения решительно не позволяют относить хронографию Малалы к IX веку, а заставляют приурочить ее происхождение или к концу VI-ro или началу VII-ro столетия, – потому что в ней мы видим весьма частое обозначение события по консулам. В описании события до времени Юстиниана, правда, таких обозначений мы находим мало, но это потому, что Малала и вообще редко датирует исторические факты до – Юстинианова времени; везде же, где он хочет быть точным, он указывает консула; наприм., при восшествия на престол Василиска – Армата 176 , при его низвержении – Теодориха 177 ; в царствование Зенона – Илла и Лонгина 178 ; в царствование Анастасия – Олибрия 179 и самого Анастасия 180 в царствование Юстина: Магна 181 , Филоксена 182 , Виталиана 183 , Олибрия 184 и Маворция 185 ; в царствование Юстиниана: Маворция, 186 самого Юстиниана 187 , Декия 188 , Лампадия и Ореста 189 , Велизария 190 , Иоанна Каппадокийца 191 . Правда, не все годы Юстинианова царствования Малала отмечает консулами, а иногда только индиктами, но это большею частью тогда, когда не было консулов и когда другие ставят post consulatum; напр. 532-й год он обозначает только 10 индиктом, и в этот год действительно было post consulatum Lampadii et Orestis 192 ; а с 541-го года, как мы говорили, до конца царствования Юстиниана консулов совсем не назначалось, так что счет Малалы с этого года по одним индиктам быль даже необходим. – Полагаем, что отмеченные особенности хронографии Малалы не могли бы иметь в ней места, если бы она не была произведением первой половины VII-ro века. Очень характерно еще следующее обстоятельство: эра от основания Константинополя, о которой мы говорили в речи о хронике Марцеллина, насколько нам известно, не упоминается ни у одного писателя VIII-ro и последующих веков; ею пользуется два раза только Марцеллин и один раз Малала – оба при описании царствования Юстиниана 193 . Совпадение загадочное. Не была ли эта эра в употреблении только в царствование Юстиниана? За отсутствием положительных данных сказать, наверное, ничего нельзя, но предположение это не лишено вероятности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Не допущенный раз даже ночевать в хане, он вел потом торговлю в Бухаресте и Москве, и завещал по смерти своей капитал в 180 000 франков на Янинскую школу и на другие предметы благотворения. Нося имя Пикрозоя ( πικρ ζω – горькая жизнь), он считался для не знающих дела безмерным скрягой, благотворя тысячам в тайне, по Евангелию. Умер в Москве в 1809 г. 191 Существует на руском языке и его биография, изданная отдельною книжкой, которой не удалось мне, впрочем, видеть. Та же “Хронография“ в особом перечне старейших и почетнейших фамилий Янинских, дала мне случай приятно встретиться с несколькими, давно мне известными и отчасти близкими именами: Дросо, Палли, Пондики, Комбати и пр. 192 Припомнилось мне при этом и то живое и глубокое сочувствие Эллинской столицы всему, что происходило в те годы (1850–1860) в Эпире и, в частности – здесь в Янине, и еще частнее – в здешней именитой гииназии. У славных Афин с пресловутой (по Али-паше, капиталистам и школьному делу) Иоанниной можно было заметить тогда что-то вроде родства или свойства, теснейшего, чем с каким бы то ни было другим центром разбросанного по свету гречества. Ослабила эту связь только в последние года искусственно возбужденная „мужами афинейскими“ ходульная симпатия к Фракии, по поводу начавшегося там Болгарского движения. 182 Припомнить следует столько известные древнему миру Додонские колокольчики (тазы, котелки, чашечки...), оглашавшие дубраву, среди которой стояло знаменитейшее прорицалище Зевса Додонского. Очень может быть, что они слышались в местности нынешней Янины. 184 По хронографии, в селении Тцурхли (при рассказе, оно нам слышалось как Тцефли) 112 домов магометан и 46 христиан, и язык последних – эллинский. Если последнее справедливо, то странно было бы считать мученика Болгарином. Хронография уклончиво называет его Македонцем, с чем в согласие шло бы таинственное слово его о Св. Димитрии. Может быть предки его переселились из Македонии в Гревено. Что он говорит Греческим, а не Болгарским языком, это верно, хотя, собственно, не может считаться доказательством ни рго, ни contra.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Из этого, довольно обширного, законодательства о vuolamio в позднейшем византийском праве осталось только одно обнажение мертвых, которое каралось отсечением рук 175 . Только Базилики рецепируют 12 тит. 47 кн. Пандект. Они назначают, напр., наказание за повреждение трупов, смотря по положению лица, именно – смертную казнь или ссылку на острова 176 ; за разрушение рабом гробницы – рудники или relegatio 177 ; за похищение с гробницы мрамора или камней – штраф в 20 ф. золота 178 . – Лев Философ в 96 новелле раскапывание могил с целью ограбления, совершенное в первый раз, освободил от наказания; вторично же учиненное, оно влекло по новелле телесные наказания по спине и острижение 179 . Ж) Волшебство. (Crimen mathematicorum). Волшебство означает собою знание и пользование неведомыми силами природы в каких-нибудь целях. В Римской империи и республике оно стояло в связи с самим государственным культом, который допускал, напр., птицегадание. Но уже и здесь некоторые виды волшебства, были уголовно наказуемы 180 . Кроме прорицательства было запрещено и занятие магией 181 . Кроме этого запрещалось гадать о здоровье принцепса 182 , рабам – о здоровье своих господ 183 . Со времени христианских императоров репрессия против волшебства в его обоих формах – гадания о будущем и колдовства – приняла более решительный вид. Так Константин В. запретил обращаться к искусству магов и злоумышлять против чьего-либо здоровья или целомудрия 184 , а Констанций воспретил прибегать к гаруспексам, назначив за нарушение этого обезглавление 185 . Он же разрешил применение к магам и волшебникам пыток 186 . По свидетельству церковных писателей, Тертуллиана 187 и Пруденция 188 , и за колдовство наказывали тоже смертью. В Институциях Юстиниана под Lex Cornelia de sicariis подводится смерть от ядов, употребляемых при волшебстве 189 . Это же мы встречаем и в Прохироне Македонских императоров 190 . Базилики за употребление каких-нибудь снадобий в целях повредить здоровью или расположить к плотскому вожделению целомудренные помыслы назначают изгнание и конфискацию имущества 191 . Те же Базилики запрещают всякое предсказание будущаго 192 . Подобное постановление читаем и в Прохироне 193 и в Эпанагоге 194 . Эклога чародеям назначает усекновение мечем 195 . Тоже наказание положено в Базиликах магам и халдеям 196 и в одной из Новелл имп. Льва Философа вообще чародеям 197 . Арменопул в своем Шестокнижии останавливается на волшебстве несколько подробнее. Во-первых, подлежит смертной казни тот, кто дал другому питье, от которого произошла какая-нибудь болезнь, хилость или смерть 198 . Во-вторых такому же наказанию подлежат все, кточрез волшебство (δι γοητεας) будет склонять целомудренные души к похоти 199 . В третьих наказываются конфискацией все фабриканты так называемых амулетов (φλαχτ) 200 , а равно и любовных напитков (φλτα) 201 . Наконец, в четвертых, запрещается под угрозою смерти призывание демонов 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

По крайней мере, Клавдий Аполлинарий, епископ Иерапольский, в апологии к государю или в другом каком-либо апологетическом сочинении, которое, между прочим, служит указанием, что гонение еще не было прекращено, по всей вероятности, старался внушить это гонителям христианства 185 . Между тем, спустя не много времени, гонение действительно прекратилось и с царствованием Аврелия Коммода (180–192 г.) началось для Церкви более спокойное время; продолжавшееся до конца II столетия. Коммод был благосклонен к христианам не потому, чтобы сколько-нибудь уважал христианскую веру, но вообще по нерадению к делам государственным и отчасти по привязанности к Марции, женщине, которая, неизвестно почему, старалась оградить христиан от гонений. В его царствование знаменитые римские граждане целыми семействами и со всем родством обращались к вере наряду со множеством людей всякого состояния 186 . Очень может быть, что он отменил закон своего отца, или даже издал эдикт, запрещавший доносы на христиан, дававшие повод ко многим беспорядкам, и этот самый эдикт некоторые христиане, в том числе Тертуллиан , впоследствии могли приписать его предшественнику, как следствие чудесного события с громоносным легионом, – тем легче, что самого Коммода все почитали человеком недостойным, унижающим сан государя и поэтому как бы неспособным сделать такое доброе дело. С другой стороны, вероятно, что он даже и не издавал никакого постановления в пользу христиан, что гонение укротилось само собой при известной не расположенности к нему императора и что Тертуллиан основал свое мнение об издании подобного постановления на одном происшествии, из которого между прочим видно, что и при Коммоде обвинение перед судом в исповедании христианства подвергало смертной казни. Римский сенатор Аполлоний был обвинен своим рабом перед префектом Рима в исповедании христианской веры: так как он не отрекся от обвинения, то был осужден на смерть; но и обвинитель его также был предан позорной смерти 187 , – не за обвинение в христианстве, как мог думать Тертуллиан , потому что обвинение принято, но по закону императора Нервы, за донос на своего господина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

Совершалось празднество в честь Цибелы (Berecynthiae). Статуя ее с большой торжественностью, при многочисленном стечении народа, была носима по городу, и, встречаясь с процессией, все падали на колени. Но один молодой человек хорошей фамилии, христианин Симфориан, случайно встретившись с ней, по чувству веры не мог, таким образом вместе с другими поклониться идолу и, по всей вероятности, на вопрос, почему он не мог этого сделать, сказал что-нибудь о ничтожестве идолопоклонства. Немедленно его схватили и представили к местному начальнику, как возмутителя общественного богослужения. При допросе судья сказал ему: «Ты христианин! Значит ты скрывался от нас, так как у нас немного людей этой веры; почему же не хотел ты поклониться изображению матери богов»? – Симфориан отвечал ему: «Я сказал уже тебе, что я христианин. Я почитаю Бога истинного, царствующего на небесах, а демонского идола не только не почитаю, но даже, если позволишь, соглашусь разбить его молотками». После этого судья, прочитав эдикт о гонении, объявил Симфориана виновным в нарушении веры и государственных законов и, так как не мог ни обещаниями, ни угрозами склонить его к отречению, приговорил к смерти. Мать мученика, провожая сына на место казни, говорила ему: «Дитя мое, дитя мое, держи в уме Бога живого, Симфориан! Будь тверд, сын мой: мы не должны бояться смерти, которая ведет к несомненной жизни. Укрепи свое сердце, сын мой; воззри на Того, кто царствует на небе». – Симфориан был обезглавлен, и тело его с честью погребено верными 178 . Прекращение Аврелиева гонения и положение христиан при Коммоде (180–192 г.) По сказанию, составленному Евсевием из свидетельств Клавдия Аполлинария и Тертуллиана , Марк Аврелий чудесным происшествием был побужден переменить свой образ действий касательно христиан. В 174 году, на войне против маркоманнов и квадов, войско его было окружено неприятелями и, томясь жаждой, находилось в крайней опасности; на по молитве христианских воинов двенадцатого легиона, дождь освежил римлян, буря рассеяла неприятелей, и император одержал победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Наличие в Боге Жизни и Логоса не делает Его сложным, подобно тому как душа человека обладает жизнью и разумом и остается единой и простой (§ 178-180). Также и у 4 элементов есть различные качества, но эти качества не подразумевают никакого разделения в элементах (§ 181-183). У Бога много свойств, однако они имеют неодинаковый статус. Их можно разделить на 2 класса (§ 185-186): «существенные» свойства (Жизнь и Логос) и «несущественные» свойства (способность видеть, слышать и т. д.). «Существенные» свойства неотделимы от сущности, без них она не может быть сущностью. Так, человек может испытать недостаток в определенных «несущественных» свойствах (быть лишенным зрения, слуха и т. п.), но не может быть лишен «существенных» свойств (жизни и разумности), иначе он перестанет, по определению, быть человеком (§ 187-188). В Создателе «существенные» свойства - это Жизнь и Логос (§ 189-191), они абсолютны, без них Бог перестает быть Богом (§ 192), в то время как «несущественные» свойства относительны и вторичны в том смысле, что являются проявлением не сущности как таковой, а существенных свойств (Жизни и Логоса). Христология Основным источником сведений о христологических взглядах И. является его ответ Кусте ибн Луке о том, почему несториане считают, что во Христе две ипостаси: «Все христиане согласились, что Христос - вечный Сын Божий и человек из нашей сущности и что Слово Божие есть Ипостась (  ). Мы полагаем, что все чувственное и умопостигаемое подпадает под четыре категории: родовая сущность (    ), частная сущность (    ), акциденция (  ), привязанная к сущности и не существующая самостоятельно, и свойство (  , букв.- сила, способность) сущности. Христиане отвергают мнение, что Христос есть акциденция или свойство сущности, поскольку ничто из этого не существует само по себе и ничто из этого не существует иначе, как в сущности. Если бы человеческая природа Христа была акциденцией или свойством, а акциденция и свойство не существуют сами по себе, тогда человеческая природа Христа не существовала бы сама по себе.

http://pravenc.ru/text/675017.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010