Не удалось извлечь искомое из базы (((

2. Условия благоприятствовавшие. – Но и в эти кровавые времена бывали периоды мирного затишья, сравнительно светлые промежутки, в которые юное, энергическое общество христианское, получив свое право на существование не от мирской власти и не от людей, но от самого Бога, тем с большей силой раскрывало богатство всей своей внутренней жизнедеятельности. Были императоры, которые относились к христианам не только равнодушно, но и положительно терпимо; таковы были: Адриан 365 , Антонин Пий 366 , Сентимий Север 367 , Галлиен 368 и даже Галерий 369 , издававшие эдикты о терпимости к христианам 370 . Были и другие императоры, не издававшие толерантных эдиктов, но тем не менее относившиеся к христианам с большой благосклонностью, каковы: Коммод, Александр Север и Филипп Аравитянин 371 . 3. Высокая степень развития этой жизни в первые три века. – Благодаря этим светлым промежуткам времени и своей энергии, христиане распространяются всюду: «мы вчерашние, говорит Тертуллиан , но мы наполняем все: города ваши, острова, дворцы, пригороды, советы, лагеря, трибы, декурии, двор, сенат форум; вам предоставляем одни только ваши храмы» 372 . При Коммоде (180–192), след. уже в конце II столетия, христиане появляются на дворцовой службе при самом императоре 373 . При Александре Севере (222–235), следовательно, в первой половине 3-го в., они уже владеют земельными участками, усыпальницами (κοιμητηρα) и церквами 374 . В половине 3-го столетия, в Риме, в самой столице, т. е. самой резиденции императора, при кафедральном соборе, кроме епископа, находилось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 аколуфа, 52 заклинателей, чтецов и привратников и более 1500 вдовиц и немощных, бывших на содержании церкви 375 . Здесь было более 40 базилик или храмов 376 . Здесь была библиотека. Кроме того были библиотеки в Иерусалиме, Кесарии, Иппоне. В Кесарийской, по свидетельству Исидора Севильского , было около 30-ти тысяч свитков (томов) 377 . В третьем веке, т. е. к концу этого периода, разделение Церкви по митрополиям мы находим уже в полном развитии 378 . Митрополитанская организация все более и более крепла в связи с многочисленными поместными соборами в митрополичьих округах 379 . Ко времени Диоклетиана число христиан возросло в значительной степени. «Вообще можно с уверенностью предполагать, что христиане составляли среднее между одной пятой и одной десятой народонаселения империи, которое историки считают обыкновенно в 100 миллионов» 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

178 Но в этой данности все сплошно и перепутано. Охватить её целиком нет возможности – ни в глубину, ни в ширину; она сама до крайности изменчива и непостоянна. И вот, сознание вступает на путь отрыва и задерживающей фиксации. Таково рождение абстрактной мысли. В этом и состоит основной смысл «абстрактного» («abstraho» – «отвлекаю»): сознание разрывает живое, непосредственное целое на части, куски, стороны, элементы или определения, и оперирует как с объектом с этими, уже вполне новыми, предметными образованиями. Установив в материале какое-нибудь различие, 179 сознание останавливается на нем, и это есть первый акт его – анализ. 180 В результате анализа получается (классический случай) некоторая двоица, 181 два отдельных и взаимно различных элемента, роль и участь которых также различна. Для того чтобы получить нечто, поддающееся мышлению, сознание должно силою (gewaltsam) удержать 182 одну из различных сторон, сосредоточивая на ней свое внимание: только при этом условии получится необходимая определенность в мышлении. Другая же часть подвергается своеобразному «забвению»; 183 душа делает усилие, чтобы «затемнить и удалить» 184 то, от чего отвлекается мыслимое; сознание не смотрит на него, 185 вычеркивает, 186 опускает, 187 отрицает, 188 негирует, 189 «отмысливает», 190 ибо считает, что может обойтись без него. 191 Все это, конечно, с тем, чтобы при первой же надобности «возобновить» вычеркнутое и найти в нем материал для новых абстракций. 192 Но в момент отвлечения сознание смотрит только на одну сторону 193 и именно её-то как отвлеченную, абстрагированную, абстрактную и удерживает. 194 В противоположность опускаемой стороне, удерживаемая часть извлекается, 195 изолируется от связи с другими элементами 196 и полагается 197 в качестве содержания абстракции. 198 В результате этого абстрактное оказывается всегда оторванным, отделенным, изолированным и противопоставленным. 199 Сознание ценою неполноты, лишения 200 и ограничения покупает определенность и мыслимость. Однако нет сомнения, что именно в этом обмене оно вместе с полнотою предмета теряет и самую конкретную-эмпирическую данность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

О жизни и деятельности св. Иринея после 192 г. не сохранилось никаких известий ни у Евсевия, ни у Иеронима, ни у других более современных отцев Церкви. Нет у них также и рассказа о последних днях и кончине св. отца. Греко-Российская Православная и римско-католическая Церкви ублажают его как священномученика. Из истории известно, что в царствование Коммода (180–193 гг.) и Септимия Севера (193–211 гг.) были гонения на христиан. Правда, сами императоры, особенно последний, не питали враждебной настроенности по отношению к ним, 1296 и преследования велись, собственно, как видно по сочинениям Тертуллиана , провинциальными властями и чернью. 1297 Однако это не только не улучшало положения христиан, а наоборот, значительно ухудшало. Их жизнь находилась часто в зависимости от произвола какого-либо чиновника или каприза цирковой толпы, кричавшей нередко: «Christianos ad leones!» Иногда же и сами государи по тем или иным мотивам издавали запретительные законы, которые могли быть направлены против исповедников Христа. Так, около 200 г. появился указ Севера, которым воспрещалось под страхом суровых наказаний принимать как иудейскую, так и христианскую религии. 1298 Тогда же, может быть, издано было предписание, чтобы обвинения против лиц, принадлежавших к «недозволенным коллегиям», разбирал префект Рима. 1299 Христиане при желании всегда могли быть подведены под эти запретительные постановления; тем более что первое направлялось против дальнейшего распространения учения Господа, отчего представители Церкви не могли, конечно, отказаться. Особенно тяжело было положение христиан в провинции. По-видимому, в прямой зависимости от указанных законов стояли гонения в Европе, Азии и Африке около данного времени. Так, в Александрии в 202 г. пострадал между прочими Леонид, отец Оригена , девица Потамиена и др. 1300 В Африке около 203 г. тоже было несколько мучеников – между ними Перпетуя, Фелицитата, – акты которых сохранились до настоящего времени. 1301 Гонения при Севере были настолько жестокими, что писатель того времени – Иуда, рассуждая в своем сочинении о 70 седминах Данииловых, вполне уверенно заявлял, что близко уже пришествие антихриста. 1302

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

«Между селом Переволокою и Печерским, расстоянием от первого верстах в четырех, наехали мы еще на остатки древнего жилища. Оно от проезжей (в Сызран) дороги в левую сторону лежит сажен на сто. С восточной стороны, то есть от села Переволоки, обросло частиком и для (по причине) чрезмерной рытвины, простирающейся до самой Волги, неприступно. С полудня защищается крутизною Волжского берега; с западной стороны возпящает всякий доступ подобная прежней рытвина. Концы сих рытвин на север соединены двойным изогнутым валом, по средине которых находится проезд или остатки бывших ворот. Впрочем сие укрепление гораздо меньше прежнего (вышеписанного под числом 2-м, описанного у Лепехина на стр. 336, 337). В нем длиннику только 650, а поперечнику 360 шагов. Внутри не видно никаких остатков, кроме многих маров или холмиков, разрытых от лакомых кладоискателей. Между валами к северу обыскали мы глубокую яму, которой отверстие завалено огромным четвероугольным камнем. Сил наших не достало, отворить себе вход далее; но камень, будучи ударяем обухом, отдавал звук пустого погреба». За тем г. Лепехин справедливо делает общее замечание о подобных древних укреплениях: «из описания сих малых остатков древности видно благоразумие древних Волжских жителей, которые избирали для укрепления) такие места, чтобы они более неприступны были своим положением, нежели укреплением искусства». Паллас (стр. 245) только в трех строках упоминает об окопах между Переволокой и Печерской слободою. Об этом городище, как о древнем Татарском, есть свидетельства и в древних встречавшихся нам актах. В переписных и межевых книгах по Самарскому уезду 180 (1672) года 102 говорится: «и у Волги реки, у Переволоки, промеж дву буераков бывало городище, а меж городищев (раз. буераков?) сажень с 60 от степной стороны были три рва, а от Волжской стороны на том городище бывали большие каменья и заросли». В отказных книгах на землю казакам новопостроенного города Сызрани Савве Богомолову с товарищи 192 (1684) года 103 ободная межа сей земли означена так: отведено в Синбирском уезде из порозжей земли в урочищах от новопостроенного города Сызрани по Самарской дороге от первой речки до Печерских гор до осми изб, и вверх по Волге реке до Татарского городища и до реки Усы, и вверх по Усе реке и до реки Киширека и до первой речки, что от новопостроенного города Сызрани.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

У возстановленного и обновленного Христом человека и все силы душевные пришли в прежнее состояние. Прежде всего Христос возстановил в нас «бывшее по образу», т.е. ум наш: 167 исцелив смыслы (τς ρνας) от греха 168 и озарив нас явлением истины 169 , Он, чрез тайно осеняющее свыше сияние Духа 170 , источил нам премудрость и боговедение 171 . Освободив же сердце и волю человека от страстей 172 и успокоих их от гнева и похоти 173 , Господь первому подал мир, радость и веселие 174 , соделав его, таким образом, тихообразным (γαληνμορον) 175 , по выражению св. Отца, а желания второй направил к Богу 176 , и чрез волю человека воцарился в нем 177 . Также и плоть наша, успокоившись от рабства греху, сделалась послушною заповедям Божиим, как подъяремное животное 178 , и во Христе обезтленилась 179 . Вообще Христос, приняв душу и тело, «страсти» – говорит Дамаскин – «от обоюду отсече», 180 и источив обоим безстрастие 181 , всему человеку подал спасение 182 и исцеление 183 . Но мало того – подав нам Духа Святого 184 , или, как иначе выражается св. Отец, помазав нас общением Духа, Христос Спаситель соделал совершенным наше смертное существо, 185 принес нам богатство (λβον) обожения 186 , обоготворил, обожествил, 187 как бы облагоухал человека м νром Божества 188 . Показав нас в Церкви чадами светообразными 189 , Господь чрез второе рождение соделал нас сынами и наследниками Божиими 190 . Так что святые, соединившись с Богом и соделавшись одушевленными храмами и разумными жилищами Божиими 191 , поистине являются богами, царями и правителями 192 ; богами не по природе, но по благодати, в смысле участия в божественном свете и естестве 193 , «подобно тому как раскаленное в огне железо называется огнем не по природе, но по положению и по участию в огне» 194 . Итак, чрез воплощение Сына Божия, Его крест и воскресение наша падшая природа, изменившись странным изменением благолепнейшим 195 , «возвратилась из преисподних земли (χ τν χατωττω τς γς) превыше всякого начала и села на самом Отчем престоле 196 . Таким образом, умаленное малым чим по сравнению с Ангелами естество человеческое «по благоволению Бога… сделалось славнее Ангелов» 197 , и род Адамль сподобился блаженства, «еже паче ума» 198 . Изображая такое богатство славы 199 благодатно-обновленного человека и воспевая такое дивное домостроительство Божие, вдохновенный песнописец говорит о том, как Христос «низу лежащее… естество человеческое, вознес, на Отчем посадил… престоле 200 и высокопрестольною славою Родителя почел 201 , от созерцании чего «удивишая чини ангельстии, зряще на престоле Отчи отпадшее естество человеческое, затворенное (прежде) в преисподних земли» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

40. Цит. по: Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени), т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1914, с. 500. 41. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени), т. 1. Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1914, с. 526-533. 42. Здесь мы могли бы привести огромное количество ссылок на зарубежную науку, которая в области тринитарной проблемы даже с трудом обозрима. Мы хотели бы все-таки обратить внимание читателя и на отечественную науку, из которой мы бы указали труды В.В.Болотова, А.Спасского, А.И.Бриллиантова, И.В.Попова. К этому мы сейчас прибавили бы забытую, но хорошую работу И.П.Четверикова (ниже, библ.), где в V главе тоже дается довольно подробный обзор тринитарной проблемы первых четырех веков. Пора перестать игнорировать отечественную науку и все заимствовать только из западной буржуазной науки. 43. Mastandrea D. Un neoplatonico latino Cornelio Labeone. Leiden, 1979, pp. 180-192. 44. Bloch H. The Pagan Revival in the West at the End of the Fourth Century. – In: The conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century. Oxford, 1963, p. 193-218. 45. Cameron A. Paganism and Literature in late Fourth Century Rome. – In: Christianisme et Formes littéraires de l " antiquité tardive en occident. Genève, 1976, p. l-40. 46. См., напр.: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977. С. 290. 47. Cameron A. Paganism and Literature in late Fourth Century Rome. – In: Christianisme et Formes littéraires de l " antiquité tardive en occident. Genève, 1976, p. 16. 48. О переводах Претекстата с греческого будет сказано ниже. 49. Высказывалась версия, что Претекстату же принадлежит еще один перевод – перевод " Категорий " Аристотеля, который чаще всего приписывается Августину. Говорилось также (на основании нечеткого свидетельства Лида), что Претекстат написал не дошедший до нас теологический трактат в духе Ямвлиха. Но все эти сведения нельзя считать достоверными.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование, В. В. добивался исключительного успеха - в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что был неуязвимым перед искушенными (Ibid. 23. 2-5). Помимо этого В. В. изучил не входившую в основные образовательные программы ( Bernardi. 1992. P. 176. Not. 2) медицину, не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем ( Greg. Nazianz. Or. 43. 23. 6). Более всего свт. Григорий выделяет успехи В. В. в изучении этики (Ibidem), связанной с умением различать добро и зло, а также его умение ориентироваться в юридических делах, что было тогда необходимо епископу ( Bernardi. 1992. P. 176-177. Not. 3). В. В. и Григорий были руководимы одним призванием - быть и именоваться христианами ( Greg. Nazianz. Or. 43. 21. 2). Обилие же в Афинах идолов и др. языческих соблазнов только укрепило буд. святителей в вере (Ibid. 21. 5-6). По словам Григория, они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к... священным храмам и к тамошним учителям, другая...- к наставникам во внешних науках» (Ibid. 21. 1), к к-рым В. В. питал известную привязанность ( Basil. Magn. Ep. 64). Их учителями в мирских науках называют знаменитых риторов Афин того времени: Имерия, родом из Вифинии ( Phot. Bibl. 165), и христианина Проэресия из Кесарии Каппадокийской ( Eunap. Vitae sophist. P. 484-493; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26; Sozom. Hist. eccl. VI 17). В Афинах было принято обучаться у своих соотечественников, но В. В., будучи приписан к школе Проэресия, параллельно посещал занятия и у Имерия и др. учителей ( Χρστου. 1978. Σ. 29). С нек-рыми из соучеников по Афинам и К-полю В. В. впосл. состоял в переписке. Среди них были Софроний, буд. важный сановник ( Basil. Magn. Ep. 32, 76, 96, 177, 180, 192, 272); софист Леонтий, к-рому В. В. отправил трактат «Против Евномия» (единственный сохранившийся список) (Ep. 20); философ Максим (Ep. 9) и стратиг Терентий (Ep. 99, 214). Возможно, В. В. застал в Афинах буд. имп. Юлиана Отступника, прибывшего туда в 355 г. для получения образования и знакомства с языческими жрецами ( Greg. Nazianz. Or. 5. 23. 39). Возвращение на родину, крещение

http://pravenc.ru/text/150791.html

Е. к началу рим. правления находилась в нек-ром упадке. Ирригационная система не поддерживалась должным образом. Уже при имп. Августе ситуация была в значительной мере улучшена. При имп. Веспасиане (или уже при Нероне) был учрежден департамент имп. имений Е. (οσιακς λγος). Превратив Е. в провинцию, Октавиан постановил, что треть выращенного и собранного в Е. зерна ежегодно должна вывозиться в Рим. Чтобы обеспечить это, Август конфисковал большую часть храмовых земель вместе с их доходами, либо сделав их собственностью императора, либо продав. При Августе ежегодные поставки зерна в Рим составляли ок. 20 млн модиев. От времени правления имп. Нерона (сер. I в.) есть сведения о том, что ежегодных поставок егип. зерна хватало для обеспечения потребностей Рима на 4 месяца. Объем поставок зерна изменялся в зависимости от разлива Нила, а также вслед. социальных волнений, зачастую приводивших к разорению обширных земель. В 100 г. в Е. был голод и имп. Траян распорядился вернуть в Е. корабли, привезшие в Рим егип. зерно. Однако даже в неурожайные годы натуральные налоги не снижались, и Е. отправлял в Рим положенное количество зерна. В кон. II в. были введены хлебный налог для нужд армии (annona militaris), временные налоги для содержания и финансирования перемещений армии внутри Е., налоги для обеспечения поездок чиновников (ναβολικν). При необходимости власти назначали фиксированные цены, по к-рым они обязывали крестьян продавать зерно и к-рые были ниже рыночных. В I - нач. II в. неоднократно повышались экстраординарные налоги. При имп. Адриане Е. постиг ряд неурожаев; в 60-70-х гг. II в. разразилась эпидемия чумы. Все эти факторы к кон. II в. привели к упадку хозяйственной жизни в стране и заставили рим. правительство при имп. Коммоде (180-192) искать новые источники импорта зерна в столицу. В III в. упадок ирригационных систем и производства зерна в Е. не был преодолен, однако общее ослабление налогового бремени позволило стабилизировать ситуацию. Е. сравнительно спокойно пережил кризис сер. III в. с помощью своей изолированной от проч. областей империи монетной системы и мер по недопущению чрезмерной инфляции. Кроме того, после дарования рим. гражданства жителям Е. по эдикту имп. Каракаллы 212 г. население оказалось избавлено от подушного и нек-рых др. видов налогов. При имп. Аврелиане вновь были осуществлены масштабные работы по восстановлению ирригационных и транспортных систем, а также увеличены натуральные налоги, поскольку в Риме в это время была увеличена норма хлебных раздач населению.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Дискуссионным остается вопрос о связи с К. Д. правителя обл. Муман (Мунстер) Федлимида, сына Кримтанна (820-847), который представлен в источниках как воинственный тиран, притеснявший крупные церковные общины. В ряде документов говорится, что Федлимид принадлежал к К. Д. и состоял в тесных отношениях с Маэл Руаном (см.: O " Dwyer. 1981. P. 40-43). Исследователи обычно полагали, что Федлимид мог оказывать покровительство аскетам и отшельникам, к-рые славились особым благочестием ( Hughes. 1966. P. 192-193). Согласно Хаггарту, Федлимид скорее всего был клириком и поддерживал связи со св. Маэл Руаном и К. Д.; его жесткая политика по отношению к др. ирл. правителям и крупным церковным общинам объяснялась тем, что он считал себя праведным государем, исполняющим волю Бога ради исправления впавших в грех ирландцев, в т. ч. церковных иерархов ( Haggart. 2004/2005). Проблема, связанная с появлением К. Д., остается нерешенной. По мнению тех исследователей, к-рые отрицают существование К. Д. как особой категории духовенства или сторонников аскетического движения, такой проблемы не существует. Др. авторы рассматривали влияние франк. церковных преобразований на возникновение К. Д. Так, Ривз указывал на роль св. Хродеганга Мецского, основателя института каноников ( Reeves. 1873. P. 127-128). Кенни отверг т. зр. последнего, предположив, что в Ирландии и в гос-ве Каролингов существовали схожие идейные течения, направленные на укрепление церковной дисциплины и общежительного монашества ( Kenney. 1929. P. 470; ср.: Hughes. 1966. P. 180). О " Дуайер, указывая на параллель с деятельностью Хродеганга и св. Бенедикта Анианского , отстаивал оригинальность движения К. Д., которое, по его мнению, опиралось прежде всего на традиции Церкви в Ирландии ( O " Dwyer. 1981. P. 1-5). Непосредственными предшественниками К. Д. исследователь считал Фер Да Криха († 747), аббата Дар-Иниса, Мак Огеда († 753), аббата Лес-Мора (ныне Лисмор, графство Уотерфорд), и св. Самтанн († 739), основательницу общины Клуан-Брониг (ныне Клонброни, графство Лонгфорд) (Ibid. P. 55-58). На преемственность К. Д. и ирл. подвижников VI-VII вв. указывают и ссылки, напр. на слова св. Комгалла о посте (The Monastery of Tallaght. 80) и св. Маэдока о епитимии за усопших (Ibid. 18). Т. о., К. Д. продолжали традиции ирл. монашества ( Follett. 2006. P. 191, 213).

http://pravenc.ru/text/1684147.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010