Житие и подвизи Иов — патриарх Московский и всея Руси Однажды Иван Грозный, убивший своего двоюродного брата, известного полководца Владимира Андреевича Старицкого (со всей его семьей), посетил бывший удел князя, город Старицу. Богомольный убийца не отказал себе, разумеется, в посещении Успенского монастыря, что стоял против Старицы на другом берегу Волги. Здесь Грозному приглянулся прекрасный видом монах, воспитанник архимандрита Германа Иов. Надо сказать, что среди прочих пороков самодержца была противоестественная склонность к красивым юношам. А в то время Иван как раз подумывал, как бы при случае зарезать своего давнего фаворита Федьку Басманова. Иов же помимо внешности обладал приятным голосом, проникновенно читал наизусть Писание и произносил слова молитв столь трогательно, что Грозный со своими опричниками плакали в умилении. Словом, государь повелел произвести Иова, происходившего из простой посадской семьи, в архимандриты. Источники дружно молчат, как и когда умер воспитатель Иова Герман, но известно, что уже 6 мая 1569 г. у Успенского монастыря появился новый руководитель. На этом посту Иов задержался недолго — в 1571 г. он стал архимандритом одного из знаменитейших монастырей — Московского Симонова. Еще влиятельнее был архимандрит Новоспасского монастыря, имевший постоянный доступ ко двору; в 1575 г. им стал Иов. Новоспасский архимандрит и Борис Годунов начинали карьеру в одно время и оба оказались счастливчиками, уцелевшими в кровавых " потехах " возле трона. Видный опричник Борис Федорович в январе 1575 г. был " дружкой " на свадьбе Грозного и сопровождал его в «мыльню» с тремя другими царскими любимцами. Через несколько месяцев двое из них оказались в опале, а сестра Бориса Годунова Ирина стала супругой царевича Федора Иоанновича. Сам Борис Федорович в это время сопровождал царя в Старицу, возможно, вместе с Иовом. К 1581 г. Годунов стал уже боярином; 16 апреля Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского; в ноябре Иван Грозный убил своего сына Ивана и наследником стал зять Бориса Федоровича царевич Федор Иоаннович. С этого времени, по словам самого Иова, Годунов стал оказывать ему " превеликия милости " и " благодеяния " . Вместе с благодетелем епископ Иов дожил до ночи с 18 на 19 марта 1584 г., когда царь-кровопийца то ли естественным путем, то ли с помощью приближенных скончался.

http://sedmitza.ru/lib/text/439624/

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр III: Император и человек 19.11.2008 757 Время на чтение 18 минут ДОСЬЕ Время и место рождения: 26 февраля 1845 года, Царское Село. Время и место смерти: 20 октября 1894 года, Ливадия. Вероисповедание: православное. Родители: отец - цесаревич Александр Николаевич (с 1855 года - император Александр II); мать - цесаревна Мария Александровна (с 1855 года - императрица). Образование: домашнее, полный курс гимназии и Военной академии. Особые интересы: история, военное дело, русская литература. Владение иностранными языками: французский (отлично), немецкий и английский (хорошо). Культурные пристрастия: творчество поэта М. Ю. Лермонтова, писателя Ф. М. Достоевского, композитора П. И. Чайковского, коллекционирование живописных полотен русских художников. Общественное положение: великий князь, с апреля 1865 года - наследник престола, цесаревич, с 1 марта 1881 года - Император Всероссийский. Особые заслуги перед Отечеством: участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., управление империей в 1881-1894 гг. Воинское звание: генерал-лейтенант. Знаки отличия: все высшие награды России и ордена почти всех европейских стран. Особо же чтимая награда - Георгиевский крест 2-й степени, полученный за мужество в военной кампании 1877 года. Семейное положение: женат (1866) на Марии Федоровне (1847-1928), урожденной датской принцессе Марии-Софии-Фредерике-Дагмар, принявшей в 1866 году православие. Дети: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960). ЗАБЫТЫЙ ГОСУДАРЬ Он находился на престоле тринадцать с половиной лет и умер сорока девяти лет от роду, заслужив еще при жизни звание царя-миротворца, так как за время его правления ни капли русской крови не пролилось на полях сражений… Вскоре после его кончины историк В. О. Ключевский заявил: «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее добиться победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для нее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев) Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники 01.03.2019 919 Время на чтение 7 минут От редакции. 150 лет назад по благословению епархиальных архиереев, при содействии славянских комитетов и под покровительством Великой княгини Александры Петровны (во иноцех Анастасии, преподобной Киевской) состоялись торжества в честь 1000-летия кончины Св. Кирилла, просветителя славян. Публикуем первую из серии статей о Кирилловском юбилее, подготовленную нашим постоянным автором, кандидатом исторических наук, А.А.Поповкиным. 1860-е годы стали временем признания славянофильских идеалов и ценностей со стороны широких кругов российской и зарубежной славянской общественности. В 1861 году произошла отмена крепостного права в России, в подготовке этого важнейшего события участвовал один из основных участников славянофильского кружка Ю.Ф. Самарин. В 1863 году Святейший Синод официально восстановил в месяцеслове дни празднования памяти Свв. Мефодия и Кирилла, Первоучителей Словенских. В 1867 году «славянские гости», прибывшие на Этнографическую выставку в Россию, встретились с Императором Александром II, Императрицей Марией Александровной и Св. Филаретом, Митрополитом Московским. Логичным продолжением Славянского съезда 1867 г., реализацией его идейных устремлений стал Кирилловский юбилей 1869 года. В православном месяцеслове сейчас 4 дня, в которые прославляются Славянские апостолы: 14 (27) февраля - древнейший праздник, день кончины Св. Константина-Кирилла; 6 (19) апреля - день кончины Св. Мефодия; 11(24) мая - общий праздник двух Свв. братьев - просветителей; 27 июля (9 августа) - день Свв. Седмочисленников, в русском месяцеслове упомянуты только 5 из них (Святые Климент, Наум, Горазд, Савва и Ангеляр), но в Болгарии сохранён изначальный порядок - список открывается именами Свв. Кирилла и Мефодия, а затем следуют имена их учеников. В указе Святейшего Синода от 18 марта 1863 года был упомянут только один из этих праздников - 11 мая, в который необходимо было совершать литургию и молебен. Однако, по мере обнаружения и публикации памятников кирилло-мефодиевской традиции, число дней, связанных с почитанием Славянских апостолов, увеличивалось.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воспоминания о карагандинских подвижниках 6/19 апреля - память прп.Севастиана Карагандинского 18.04.2022 1678 Время на чтение 24 минут На Карагандинской земле проживает большое количества верующих людей, здесь существуют свои традиции, просияло множество святых новомучеников и исповедников, сформировались крепкие православные общины. Основание им положили люди, которые в 1930-е годы пережили трагедию переселения из России в Центральный Казахстан и перенесли здесь жуткие, нечеловеческие испытания. Эти люди оставили своим детям воспоминания о тех временах. I   Моей маме, Анне Ефремовне, было четырнадцать лет, когда в 1931 году их семью в числе многих других трудпереселенцев, сослали из Сызрани в степи Центрального Казахстана. Сослали, как кулаков. А что значит - кулак? Это значит, что у семьи была пара лошадей, корова, подсобное хозяйство. Людей лишили имущества, им пришлось спешно собираться и уезжать, покидая родные места. Им предъявлялись вымышленные обвинения, часто ссылали по наговору соседей. Кто-то позавидовал, что у соседа уродился лучший урожай, корова дает больше молока - вот, и кулак, а значит - в ссылку. А в действительности «кулаки» - это были трудолюбивые, благочестивые люди, православные христиане. В Казахстан ссылали самых лучших - одаренных, верующих людей. Я помню, еще в детстве мама рассказывала, как их везли по степи в грузовых вагонах в нечеловеческих условиях: без пищи и воды. Люди были грязные, оборванные. И много народу умерло еще в поездах. Потом их выбросили в голую степь. Была осень, но люди слепили земляночки, худо-бедно обустроили свою жизнь. Вскоре начались морозы, а переселенцы приехали без теплой одежды. Поэтому зимой от холода и голода погибло огромное количество людей - и детей, и взрослых. Но весной эти «кулаки» стали вновь обрабатывать землю, Господь давал хорошие урожаи и через год-два они снова зажили хорошо. Но опять им позавидовали, и перегнали на другой участок степи. Спустя какое-то время крестьяне прижились и к этим условиям, хотя, снова их немало умерло.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Петр (Котляревский) - настоятель Сретенского монастыря в 1738-1742 годы 13.11.2009 437 Время на чтение 6 минут Игумен Петр (в миру Прокопий Котляревский), " Полтавского уезда городка Великих Будыш козацкий сын " , родился в 1687 году. В монашество Прокопий пострижен в Рыхловском монастыре Черниговской епархии в 1710 году при игумене Дионисии (Добромильском) и нес там писарское послушание. Через два года он был посвящен в Чернигове митрополитом Сербским Нектарием в иеромонаха. Затем пришел в Москву в Богоявленский монастырь, но через два года вернулся обратно в Рыхловский монастырь, где прожил около двух месяцев. Из малороссийских монастырей набирали в то время монахов в Петербург в Александро-Невский монастырь. Иеромонах Петр (Котляревский), избегая этого, ушел в Иерусалим, но добраться до Святой Земли не смог из-за войны с Турцией. Много путешествовал по венгерским, итальянским, испанским, польским землям и вернулся в московский Богоявленский монастырь, откуда в 1718 году был направлен в Александро-Невский 12 января 1722 года иеромонах Петр (Котляревский) вместе с иеромонахом Герасимом пытались бежать в белороссийские монастыри. На наемных подводах из Московской ямской слободы они проследовали через Псков, направляясь к Невелю, за рубеж. В погоню за ними был послан подьячий Макар Назаров, который поймал их во Вдов-городе и 19 января вернул беглецов в Невский монастырь. По приказанию архиепископа Феодосия они были закованы в глухие кандалы и определены к " пилованью " дров. Назначен был каждому урок - по полсажени на день, как и всем обычным рабочим. Кормить их определено было после братии, от избытков братских, и содержать под крепким караулом в казенной Перед Пасхой 1722 года, 15 марта, не получая освобождения, иеромонах Петр (Котляревский) писал архиепископу Феодосию: " Приближающуся торжеству всемирному о избавлении рода человеческого, аз окаянный, что сотворю, окован сущий нищетою и железом? Да сподоблюся, по крайнейшему благоутробию Вашему, свободен бытии от уз и работы " . Освобождение было дано 18 апреля, со взятием письменного обязательства впредь подобного не

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Леонид Ивашов: «ЦИК цинично плюнул в лицо людям, активно поддержавшим меня» Известному генералу отказали в участии в президентских выборах 19.12.2011 3738 Время на чтение 4 минуты Центральная избирательная комиссия РФ отсеяла четырех кандидатов на президентское кресло, сообщает Газета.ru . ЦИК отказал оккультисту Николаю Левашову , лидеру нацболов Эдуарду Лимонову, генералу Леониду Ивашову и Борису Миронову. Причем если первые два кандидата получили отказ в связи с серьезными нарушениями при выдвижении, то генералу Ивашову было отказано на том основании, что он уведомил Центризбирком о собрании позже чем за пять дней до его даты. И хотя представитель ЦИК на собрании по выдвижению Леонида Ивашова присутствовал, это посчитали основанием для отказа, несмотря на протест юриста Бориса Эбзеева, предложившего «не быть формальными фанатиками закона». В итоге Леониду Ивашову было отказано в регистрации инициативной группы. Борис Миронов также получил отказ в связи с тем, что 1 апреля 2010 года его книга была признана «экстремистской» Петропавловск-Камчатским городским судом. В своей ответной речи Миронов сообщил, что он не совершал экстремистских действий, а убеждения, за которые осудили его книгу, датированы 2005 годом. Вместе с тем, ЦИК принял документы губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, экс-мэра Владивостока Виктора Черепкова, «человека из Орска» по имени Рената Хамиева, самарской «народной целительницы» Светланы Пеуновой и миллиардера Михаила Прохорова. 18 декабря, в 11 часов сразу после открытия В.Е.Чуровым заседания ЦИК, Леонид Ивашов заявил: «Господа ЦИК! Ваш приговор нам известен. Выслушивать его я не намерен. Мы покидаем этот зал! Да здравствует " россиянская демократия " - самая криминальная демократия в мире. Честь имею!», - передает слова генерала сайт «Леонид Ивашов - Президент от народа» . Затем генерал Ивашов вместе со своими соратниками, не дожидаясь запланированного отказа, покинул зал заседаний ЦИК под аплодисменты и возгласы «Браво, Генерал!» ряда присутствующих и «спасибо, спасибо» от Чурова.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/19/le...

Закрыть itemscope itemtype="" > Столичные власти и Московская Патриархия против пикета ревнителей 23.05.2016 1864 Время на чтение 3 минуты Всероссийское Совещание ревнителей канонической чистоты Православия, состоявшееся в Москве 9 апреля 2016 г., единогласно проголосовало за проведение 22 мая 2016 г., в праздник перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая Мир Ликийских, пикет против всеереси экуменизма и за выход нашей Церкви ДО Критского Собора из еретического Всемирного совета церквей (ВСЦ). Как известно, за выход из ВСЦ выступил и митрополит Вениамин. В связи с этим была подана заявка в Префектуру Центрального административного округа г. Москвы о проведении пикета в начале улицы Пречистенка в 14 часов под девизом: «Поддерживаем почин Его Высокопреосвященства митрополита Приморского и Владивостокского Вениамина о выходе Русской Православной Церкви из зарубежной иноверческой организации ВСЦ». 19 мая с.г. нами получен ответ Префектуры 14-38-12176 от 18.05.2016 ). Заместитель префекта ЦАО К.В.Воронцов сообщил, что Управлением по связям с религиозными организациями г. Москвы (Белозеров И.В.) цель заявленного пикета доведена до сведения представителя Московской Патриархии. Отрадно, что в Российской Федерации неукоснительно соблюдается законодательство Византийской Империи. Ведь согласно Кодексу Императора Юстиниана (527-565 г.г.) законы церковные и государственные должны полностью совпадать. Патриархия ответила: «На проведение подобного мероприятия необходимо получить благословение священноначалия». Т.е. благословения Его Высокопреосвященства митрополита Вениамина, оказывается, недостаточно. Цель пикета (20 чел. участников) должна быть рассмотрена и изучена, по-видимому, полным составом Священного Синода. «Представитель Патриархии пояснил, что организатор данного публичного мероприятия к ним за благословением не обращался». Действительно, организатор пикета к церковному руководству не обращался. «В связи с вышеизложенным и в соответствии с п.5 ст. 5 Федерального закона 54-ФЗ организатор не вправе проводить заявленное публичное мероприятие».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть «Печоры стали одним из самых красивых мест» Митрополит Тихон принял участие в совещании по вопросам реставрации объектов культурного наследия Псковской области 19.04.2024 27 Время на чтение 4 минуты В четверг, 18 апреля, в Администрации Псковской области состоялось рабочее совещание по вопросам реставрации объектов культурного наследия, сообщает пресс-служба митрополита Симферопольского и Крымского Тихона в ВКонтакте со ссылкой на Правительство Псковской области. В работе совещания приняли участие: Губернатор Псковской области Михаил Ведерников, митрополит Псковский и Порховский Арсений, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Наро-Фоминский Никандр, викарий Псковской епархии архиепископ Печерский Матфей, председатель совета АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)» Сергей Степашин, председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик, директор АНО «Возрождение» Денис Василенко и другие ответственные лица. Почти 3 млрд рублей направлено на сохранение и восстановление уникального исторического наследия Псковской области за последние три года, подчеркнул Губернатор Псковской области Михаил Ведерников. Выделенные средства, заметил Губернатор, позволили провести проектные работы по 41 памятнику, противоаварийные — еще на 5 объектах. Например, остановлено разрушение скального основания Снетогорского монастыря, спасена от обрушения южная башня ансамбля. Реставрация 11 объектов полностью завершена, в числе которых — могила Александра Пушкина, что особенно значимо в рамках грядущего празднования 225-летия со дня рождения поэта. Михаил Ведерников также напомнил и о серьезных работах, которые силами АНО проведены к 550-летию Псково-Печерского монастыря и слободы Печоры. Это не только реконструкция монастырских объектов, но и благоустройство городской инфраструктуры.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/19/pe...

Маяк один. Все остальное — отблески Бабушка в церковном дворике сует мне бумажную «иконку», изображающую Ивана Грозного, и листочек с «акафистом» ему же. «Где вы это взяли? Кто вам сказал, что он святой?!» — «Я в монастырь езжу, к старцу, он мне все это и дал». 26 апреля, 2012 Бабушка в церковном дворике сует мне бумажную «иконку», изображающую Ивана Грозного, и листочек с «акафистом» ему же. «Где вы это взяли? Кто вам сказал, что он святой?!» — «Я в монастырь езжу, к старцу, он мне все это и дал». Легко представить себе человека, который устал от житейской непонятицы, от хаоса мнений, от отсутствия в стране сколько-нибудь ясной и надежной идеи, от отсутствия, наконец, внутренней опоры, твердого ориентира для души и сознания. Он приходит в Церковь и надеется обрести именно это: ясность, определенность, твердость и неизменную надежность всеохватывающего учения. Человек совершенно прав: где же еще это искать, если не во Христе и не в Церкви! Но, если он не ограничится посещением служб и захочет расти, узнавая все больше и больше, если он будет читать книги и посещать православные Интернет-ресурсы,— он очень быстро увидит, что в Церкви, если иметь в виду ее земную человеческую составляющую, вовсе не царит тишь да гладь. Палуба церковного корабля весьма ощутимо вибрирует от полемики. И далеко не всегда эта полемика протекает «в духе братской любви и взаимоуважения». Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные ,— писал апостол Павел христианам Коринфа (1 Кор. 11, 18–19). То есть сама по себе ситуация разногласия, спора — нормальна. Мы должны знать, где положен этим спорам предел, какое утверждение поставит полемизирующего вне Церкви, вне Православия. Но, во-первых, даже и это мы, не кончавшие ни семинарий, ни академий, знаем не всегда, а во-вторых, и не выходя за пределы православного вероучения, любой из нас может оказаться в ситуации выбора: кому следовать, кого слушать?

http://pravmir.ru/mayak-odin-vse-ostalno...

Монастырь Монтекассино – центр бенедиктинской конгрегации В начале VI века Монтекассино представлял собой полуразрушенный городок, который когда-то был крепостью (Castrum Casinum). Римский патриций Тертулл подарил преподобному Венедикту участок земли, и 8 апреля 529 года, в день праздника святой Пасхи, монахи с пением «Аллилуия» приступили к работе. В Монтекассино еще были сильны языческие верования, и храм Аполлона, стоявший на горе, возвышался над городом. Преподобный Венедикт приказал своим ученикам разобрать этот храм, подтверждая делом начатую им проповедь против язычества, и на этом месте был заложен монастырь с небольшой церковью в честь «начальника и покровителя монашества» святого Иоанна Крестителя, а также часовней, посвященной святому Мартину Турскому. Не является случайностью то, что основание монастыря Монтекассино по времени совпало с указом императора Юстиниана(527–565) об упразднении последней школы античной философии в Афинах. «Можно сказать, что после Бенедикта не только язычники, но и полуязычники... стали анахронизмом. Последний из великих стражей античной культуры Кассиодор, который пережил всех своих выдающихся современников, сбросил тогу и облекся в рясу» 17 . Сначала монахи Монтекассино жили в старой башне полуразрушенной крепости, но со временем были воздвигнуты монастырские постройки, обнесенные высокими стенами. С самого начала своего существования монастырь стал естественным центром, привлекавшим к себе многочисленных паломников, а впоследствии «монастырь этот, известный позднее под именем аббатства Монтекассино, стал метрополией всех бенедиктинских монастырей Запада. Это был единственный маяк, изливавший во мраке средних веков свой благословенный свет просвещения» 18 . Но монастырь Монтекассино был не только религиозным центром; его высокие стены в то беспокойное время были надежной защитой от многочисленных нашествий варваров. Еще при жизни преподобного Венедикта неподалеку от Монтекассино возник второй монастырь – Террачина 19 . В Монтекассино преподобный Венедикт в 530–540 годах написал свой знаменитый Устав, играющий крупную роль в истории западного монашества. Там же он и скончался в 543 году; память его кончины отмечается Православной Церковью 14 марта (ст. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010