Приход Троицкой, на Шаболовке, церкви занимает пространство в окружности около пяти верст. И теперь редко населенное, занятое большими садами и огородами, площадями и пустырями, пространство это, до самого конца 17-го века, было выгонной городской землей. В 1698 г., «в новосельной слободе, за Калужскими воротами, как значится в книге патриаршего приказа, на земле Данилова монастыря построена деревянная церковь во имя Св. Троицы 1 . Чрез 50 лет она обветшала, сломана и в 1747 г. на месте ее построена новая каменная с приделом во имя Покрова Пресв. Богородицы. – В начале 19-го века, после 1812 г., Москва стала разрастаться, окраины ее населяться, увеличилось население и в Шаболовском приходе, а храм Св. Троицы и с приделом едва вмещал в себя 300 человек. В 30-х годах начали уже думать о постройке нового храма, но не было ни средств, ни людей способных для того. В это время Господь послал на Шаболовку нового прихожанина, потомственного почетного гражданина, Гавриила Гавриловича Попова (Вечная ему память!) 2 . Он принимает на себя должность церковного старосты, воодушевляется ревностью сам, возбуждает других к постройке храма; придел тесный с небольшой колокольней разобран и в одно лето (1840 г.) сооружены два просторных придела с высокой колокольней. В 1842 году приделы освящены, а холодный храм оставлен в том виде, в каком застал его 1840 год; решено его не обновлять, денег напрасно не тратить, так как он был очень мал и тесен, а копить их на постройку нового храма. – Начали копить; но до 1869 года накопили очень немного, – всего только 22017 р. 12 к. В этом году принял на себя должность церковного старосты Московский 1-й гильдии купец Арсений Арсеньевич Глушков и церковная сумма стала быстро возрастать; так что к апрелю месяцу 1884 года в церкви денег было уже до 60,000 руб. 3 С такими деньгами, хотя и не без страха, но уже можно было приступать к постройке нового храма. Проект храма сделан архитектором Н. В. Никитиным, построившим церковь Казанской Божией Матери, у Калужских ворот. 18-го апреля 1884 года, прошение о постройке храма подано Высокопреосвященнейшему Иоанникию митрополиту Московскому и ровно чрез полгода, 18-го октября, получено разрешение Св. Синода. 12 ноября указом из Московской Духовной Консистории на имя благочинного, Скорбященской на Ордынке церкви, протоиерея Павла Стефановича Ляпидевского предписано объявить о разрешенной постройке прихожанам и учредить строительную комиссию, в которую кроме местных: благочинного, священника и церковного старосты избрать двоих или троих прихожан по их избраню и согласию.– Указ прочитан в церкви 9-го декабря в воскресенье после поздней литургии; после чего сказана местным священником Василем Рудневым следующая речь:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/z...

26 ноября 1861 года в селе была возведена деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия. Священник Василий Селивановский осенью 1889 г. инициирует сбор средств на новый большой каменный храм. Каменная церковь в селе Красная Речка тогда ещё Вятской губернии была построена в 1894 году на средства прихожан. Правый её придел освятили 25/12 декабря 1895 года в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», левый — 25/12 декабря 1903 года, — во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Храм был богато расписан росписями в стиле Владимирского собора в Киеве. От былого величия осталось совсем немного. В 1908 году начались строительные работы в центральной части храма, но в связи с началом революции в центральном приделе храма в честь преподобных Зосимы и Савватия были завершены только строительные работы (без росписи). 8 августа 1937 года был арестован последний священник Николай Кириллович Бахтин , который скончался в лагере под Рыбинском 22 апреля 1943 года. Храм был закрыт перед самой войной — 19 мая 1940 года, впоследствии использовался под зернохранилище. Только через 60 лет, в августе 2000 года, в селе был вновь образован церковный приход и в храме начали совершаться богослужения. А параллельно шло восстановление… 18 июня 2013 года архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил придел храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». По субботам и воскресеньям и по большим праздникам здесь совершаются богослужения. Мы продолжаем восстанавливать храм. В этом году 25 декабря будет отмечаться 120 лет с момента освящения левого придела в честь равноап. Константина и Елены. В юбилейный год хотим освятить левый придел храма. С Божией помощью планируем освятить придел архиерейским чином осенью 2023 года. Фонд Архангела Михаила собирает денежные средства на церковную утварь для придела. Но приходу ещё необходимо завершить работы по установке водосточной системы (материал – 69 тыс. р.) и также минимально обустроить храмовую территорию: проложить дорогу до храма, тропки по территории. Нужны следующие материалы геотекстиль (примерно 750-800 кв. м, в сумме около 40 тыс. р.), щебёнка (5 КамАЗов – около 100 тыс. р.) или асфальтная крошка, 5 машин песка, плюс выполнение работ около 90 тыс. р. Всего в сумме требуется 300 тыс. р.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/10/se...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_31578.html 20 июля 2006 Журналы заседания Священного Синода Русской православной церкви от 19 июля 2006 года Источник:  http://www.interfax-religion.ru Интерфакс-Религия ЖУРНАЛ Слушали: Отчет Преосвященнейшего епископа Брянского и Севского Феофилакта о жизни и деятельности епархии в 2005 году. Справка: В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (гл. 5 п. 7) решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви (Журнал от 11 апреля 2006 г.) епископ Брянский и Севский Феофилакт был приглашен на заседание Священного Синода для предоставления отчета о состоянии дел во вверенной ему епархии. Постановили: 1. Одобрить представленный на заседание Священного Синода отчет епископа Брянского и Севского Феофилакта о жизни и деятельности епархии в 2005 году. 2. С удовлетворением отметить продолжающееся возрождение духовной жизни в Брянской епархии. 3. Считать важным развитие православного религиозного образования, а также усиление работы с местными средствами массовой информации и увеличению социальной деятельности. ЖУРНАЛ Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о принесении в пределы Русской Православной Церкви десницы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 7 июня по 18 июля в России, Украине, Белоруссии пребывала святая десница Пророка Иоанна Крестителя, хранящаяся в Цетиньском монастыре (Черногория). По церковному преданию история почитания десницы Пророка связана с именем святого апостола и евангелиста Луки, который перенес эту Святыню с места погребения тела Крестителя Господня – Самарийского города Севастии в Антиохию. В эпоху арабских завоеваний, в виду близкой опасности захвата Антиохии, десницу перевезли в Константинополь, а во время крестовых походов Святыня была перенесена на о. Мальта. В 1799 году, при императоре Павле I, десная рука Пророка Иоанна была доставлена в Россию, где находилась сначала в Гатчине, а затем в Санкт-Петербурге. Перед революционными событиями 1917 года мощи были укрыты в Эстонии, а затем их перенесли в Сербию.

http://religare.ru/2_31578_1_21.html

А.И. Никольский Нотные книги 1169. Богородичник на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 192 л., полууставом XVII в., в поврежденном дощатом с тисненою кожею переплете. Нет одного или двух листов между 178 и 179 листами. Чистые листы: 10 а, 35 а, 78 и 79. Состав: Богородичны на «Господи воззвах» и «на стиховне» на малой и великой вечернях, стихиры на «Слава …» и богородичны на «И ныне …» на литии и богородичны «на Хвалитех» из служб на дни: Сретения Господня (1–3), Благовещения (3–5), Преображения Господня (5–7), Успения Пресвятыя Богородицы (7–10), Происхождения честнаго Креста (11–13), 16 августа (13–16 об.), 10 июня (16–17 об.), 13 сентября (17 об.–18 об.), Покрова Пресвятыя Богородицы (19–21 об.), Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (21 об.–23 об.), Сретения иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы 23 июня (23 об.–26), Явления иконы Казанския Пресвятыя Богородицы 8 июля (26– 28), Явления иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы 28 июля (28–29 об.), Положения Ризы Пресвятыя Богородицы (29 об.–30), Знамения иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы (30 об.–32), Екатерины великомученицы 24 ноября (32–33), Пятидесятницы (33–35), Михаила Архангела 8 ноября (36–37 об.), Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (37 об.–40 об.), Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (40 об.–42 об.), Илии пророка 20 июля (42 об.–44 об.), апостолов Петра и Павла 29 июня (45– 47 об.), Иоанна Богослова 26 сентября (47–49 об.), Андрея Первозваннаго 30 ноября (49 об.–50 об. и 155–156), 13 ноября (50 об.–52 об.), 6 декабря (52 об.–55 и 75), Сергия Радонежского 25 сентября и 5 июля (55–59 об.), Варлаама Хутынского 6 ноября (60–62 об.), Георгия великомученика 23 апреля и 26 ноября (62 об.–66 об. и 78), 26 октября (66 об.–69 об.), Феодора Стратилата 8 июня (69 об–71), 16 марта (71–72), 1-го ноября (72 об–74 об.); сия стихи поем входу около ограды (76–78); в субботы и недели Четыредесятницы и во всю Страстную седмицу (79–120); в седмицы Антипасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (121–155 об.), 9 декабря (156 об.– 157) и в недели Праотец (157–158 об.) и Святых Отец пред Рождеством Христовым (158 об.–160), с 20 декабря по 14 января (161–191) и 9 мая (192), песнопения 9 мая без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Абхазская Кафедра в Пицунде Герман (Гоголашвили) епископ, рукоположен с 8.09.1851 по 2.09.1856 еп. Имеретинский Геронтий (Папиташвили) епископ, рукоположен с 6.10.1857 по 16.11.1859 еп. Мингрельский Александр (Окропиридзе) епископ, рукоположен с 4.03.1862 по 30.05.1869 еп. Горийский, викарий Карталинской (Грузинской) епархии; † 9.11.1907 Гавриил (Кикодзе) епископ Имеретинский с 30.05.1869 до 1886 временно управлял † 26.04.1896 С 12 июня 1885 года восстановлена как Сухумская епархия. См. Сухумская епархия. Алавердская Алавердская и Кахетинская С 30 июня 1811 года Кафедра в Алаверди Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, бывший архиеп. Бодбийский с 14.07.1811 по 30.08.1814 митр. Бодбийско-Сигнахский (Кизикский); † 24.09.1837 Алавердская и Телавская (Телавская и Грузино-Кавказская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Телави Досифей (Пицхелаури) архиепископ, бывший еп. Горийский, викарий Грузинской епархии с 30.08.1814 по 14.05.1817 уволен; † 19.11.1830 28 декабря 1818 года соединена с Сигнахской (Бодбийской) епархией и в 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии. Возобновлена в 1886 году в качестве викарной кафедры при Карталинской епархии. до 23.01.1801 член Святейшего Синода, с 8.07.1811 экзарх Грузии Иоаким епископ, рукоположен с 13.10.1803 Бодбийско-Сигнахская Бодбийская и Кизикская 83 Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, рукоположен с 1792 по 14.07.1811 архиеп. Алавердский и Кахетинский Сигнахская и Кизикская С 30 августа 1814 года Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) митрополит, бывший архиеп. Алавердский и Кахетинский с 30.08.1814 по 18.12.1828 † 24.09.1837 В 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии, а в 1886 году – к Алавердской викарной епархии при Карталинской епископии. Владикавказская и Моздокская С 23 апреля 1885 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, бывший еп. Владикавказский, викарий Грузинской епархии с 29.06.1885 по 22.07.1888 (1889) на покое, † 24.07.1890 Петр (Лосев) епископ, бывший еп. Сумской, викарий Харьковской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Георгий (Ярошевский), митрополит Варшавский Родился 18 ноября 1872 года в Подольской епархии. В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при той же Академии. В 1898 г. назначен преподавателем Таврической духовной семинарии. 24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха. В 1901 году за свой труд «Соборное послание Св. Ап. Иакова» получил степень магистра богословия и определен смотрителем Калужского духовного училища. 1902 г. – инспектор Могилевской духовной семинарии. 1903 г. – ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита. I июля 1906 г. хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии. С I февр.1908 г. – епископ Прилукский, вик. Полтавской епархии. С 19 ноября 1910 года – епископ Ямбургский, вик. Петербургской епархии. С 22 ноября – ректор СПБ духовной академии. С 13 мая 1913 г. – епископ Калужский и Боровский. С 1914 г. – почетный член СПБ духовной академии. С 6 июля 1916 г. – епископ Минский и Туровский. С 1916–1918 г. упоминается председателем одной из Соборных Комиссий. Выступал против учреждения патриаршества. 12 дек.1917 г. утвержден в звании Почетного члена Московской духовной семинарии. 12/25 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 году эмигрировал за границу в Италию. В 1922 году, когда Польское правительство решило установить в своем государстве автокефалию Церкви, тогда он был вызван из Италии и назначен на Варшавскую кафедру с условием, чтобы он содействовал установлению автокефалии Православной Церкви в Польше. Удовлетворяя просьбу Польского правительства, об образовании автокефалии, Св. Патриарх Тихон назначил архп. Георгия своим временным экзархом в Польше. Но архп. Георгий принял иной курс, чем мыслил Патриарх Тихон. В январе 1922 года он вместе с епископом Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архп. Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта/1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

http://pravoslavie.ru/118322.html

Десять граммов Чтобы медики увидели в Алеше человека, ему не хватило нескольких граммов веса и 4,5 дней жизни 5 апреля, 2016 Чтобы медики увидели в Алеше человека, ему не хватило нескольких граммов веса и 4,5 дней жизни Об этой проблеме в нашей стране не принято говорить и писать. И многие люди не догадываются о ее существовании, пока не сталкиваются сами. Российским законодательством обозначена граница, до которой рождающийся малыш считается плодом и после которой он наделяется правами ребенка. Сыну Ирины и Николая Стремяновых было 24 недели, он прожил на свете 2,5 дня – меньше, чем указано в должностных инструкциях медиков. Похоронить Алешу (кроху крестили в реанимации) родители не смогли – им не выдали тело. Сейчас многодетная мама и профессиональная медсестра Ирина Стремянова наизусть знает пункты приказа Минздрава РФ от 27 декабря 2011 года «О медицинских критериях рождения»: о сроке беременности более 22 недель, массе тела ребенка более 500 грамм, длине тела более 25 сантиметров. И знает, что свидетельство о рождении выдается врачами с учетом перечисленных факторов и при условии, что новорожденный прожил 168 часов (7 суток). Ирина цитировала положения закона в своих декабрьских, январских, февральских письмах чиновникам Министерства здравоохранения и даже детским омбудсменам и просила их не о социальных пособиях или каких-то других видах финансовой помощи – умоляла позволить ей похоронить ребенка и увидеть за инструкциями людей. В ответ приходил бюрократический «спам» с непереводимыми формулировками. А история у Стремяновых простая и горькая… Ира и Николай живут в городе Волосово Ленинградской области. Ирина работает в районной больнице, Николай – автомеханик. Семья большая – у Стремяновых четыре ребенка, и все – девочки. В прошлом году Ира снова забеременела. УЗИ показало двойню. Однояйцевые близнецы, мальчики. Родители радовались. И беспокоились: как пройдут роды. Ультразвуковое исследование выявило синдром фето-фетальной трансфузии – между двумя фетальными системами кровообращения образовались анастомозирующие сосуды, кровь от одного плода сбрасывалась другому. Обнаружилось это на немалом сроке – 18-19 недель.

http://pravmir.ru/desyat-grammov/

Документы Заявление Уфимской епархии РПЦ на обращение депутатов Государственного собрания Башкортостана к руководству страны 19.04.2006 15:39 РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 450103, г. Уфа, ул. Сочинская 29тел. (3472) 72-49-90; тел./факс 73-12-26 18 апреля 2006 года Заявление Уфимской епархии Русской Православной Церкви на обращение депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан к Президенту РФ Владимиру Путину, Председателю Совета Федерации Сергею Миронову, Председателю Государственной Думы Борису Грызлову, Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову о недопущении нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу вероисповедания С удивлением и глубоким разочарованием нами было воспринято обращение депутатов Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан от 23 марта 2006 года к Президенту РФ Владимиру Путину, Председателю Совета Федерации Сергею Миронову, Председателю Государственной Думы Борису Грызлову, Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову о недопущении нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу вероисповедания. Депутаты Курултая усмотрели вышеуказанные нарушения в практике введения в российские школы предмета «Основы православной культуры» и в возможном введении института военных священников в Российских вооруженных силах. Главная особенность этого документа – полнейшее отсутствие какой-либо серьезной аргументации, которая, очевидно, должна быть основана на реальных фактах,  социологических опросах и т.д. Все доводы вышеуказанного обращения свелись к произвольному толкованию  статьи 14 Конституции РФ, декларирующей светский характер Российского государства, и к надуманным страхам по поводу межнациональной и межконфессиональной розни. С прискорбием отмечаем, что в преподавании «Основ православной культуры» в школах и пастырской работе православных священнослужителей в рядах российских ВС, получивших высокую оценку в выступления высокопоставленных представителей федеральной власти на Международных образовательных Рождественских чтениях в феврале этого года, депутаты Курултая оскорбительным образом усмотрели всего лишь решение частных «задач, стоящих перед религиозными объединениями», а не жертвенное патриотическое служение Церкви обществу ради блага России.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Елена Георгиевна Истомина , старший лейтенант медицинской службы в отставке, Москва. За день я поседела полностью. Фото из архива автора. – С.7; Протоиерей Роман Косовский , Киев. Без споров о вере . Фото из архива автора. – С.7; Валентина Викторовна Штейн , служила врачом-психиатром во фронтовом госпитале, Калининград. Моей судьбы кардиограммы. Фото Елены Нагорных. – С.7. Воин Христов. Памяти погибшего архиепископа Мирона Автор текста – Денис Маханько . Фото Адама Павловского//Фома. - – май 2010. – С.9. – (без рубрики). Гайновский Мирон, архиерей Польской Православной Церкви погиб в катастрофе самолета президента Польши под Смоленском 10 апреля 2010 года. Тема номера. Дети и внуки Победы: Помнить, чтобы … Вступление от Редакции. Фото fotoimedia/Игорь Табаков//Фома. - – май 2010. – С.10-11. – (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). Нина Усатова . День подснежников. О Победе, памяти и фильме «Поп» . Беседовала Елизавета Киктенко . Фото Александра Ситракова. Ил.: кадры из фильмов «Холодное лето 53-го», «Поп»//Фома. - – май 2010. – С.12-17. – (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). Имеется биографическая справка « Нина Усатова » (С.13). Дмитрий Соколов-Митрич , журналист, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», обозреватель газеты «Известия». НЕ черно-белая война. Об опыте общения с ветеранами, играх в войну и латышах-легионерах СС . Фото из архива газеты «Известия» и фото Сергея Полякова//Фома. - – май 2010. – С.18-19. – (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). См. также: Александр Моисеенков . Молчание о войне . Отклик на очерк Дмитрия Соколова-Митрича «Не черно-белая война», за май 2010 года//Фома. - – июнь 2010. – С.98. – (рубрика « Отклики »). Наталья Лосева , первый заместитель руководителя объединенной редакции новостей агентства «РИА-Новости». Точка опоры. Чтобы перевернуть мир к лучшему . Фото из архива автора, фото Андрея Исмаилова и из архива журнала «Фома»//Фома. - – май 2010. – С.20-21. - (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-85-m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010