Невмешательство в это церковное дело гражданской власти вполне отвечало бы принципам совести, возвещенным нашими основными законами. Правда, Президиумом Всероссийского Исполнительного Комитета уже издано распоряжение, приурочивающее дни отдыха и христианские праздники к новому стилю. Но престиж Правительства нисколько не пострадал бы, если бы оно, не отменяя формально этого распоряжения, объявило к началу 1925 года список дней отдыха в христианские праздники по старому стилю с перечислением их на соответствующие числа нового стиля, так например, чтобы Рождество Христово значилось не под 25 декабря, а под 7-м января, подобно тому, как воспоминание об известном выступлении рабочих не переносится на новый стиль, но приурочивается к 22 января, а праздник Октябрьской революции падает не на 25 октября нового стиля, а на 7-е ноября. Напротив, невмешательство имело бы для Правительства свою выгодную сторону, так как при насильственном введении нового стиля весь одиум несочувствующих этой реформе падает не на духовенство, а на гражданскую власть, вынудившую духовенство пойти против сложившегося церковного быта. В настоящее время мы лишены возможности войти в сношение с Востоком, чтобы иметь точные и вполне достоверные сведения о движении реформы в Православном мире, и для нас даже не ясно, в каких легальных формах допустимы необходимые нам, как Главе Российской Церкви, сношения с православными церквами за пределами Республики. При таких условиях нам ничего не остается, как только занять выжидательное положение по отношению к введению нового стиля, пока не достигнуто будет соглашение по этому вопросу между прочими православными церквами. Но мы могли бы принять более деятельное участие в осуществлении реформы календаря, если бы для нас открылась возможность чрез избранных нами уполномоченных или хотя бы письменно снестись по этому вопросу с представителями других православных церквей. До нас доходили слухи, что на Востоке предполагается созыв Всеправославного Собора в 1925 году в воспоминание о Первом Вселенском Соборе по случаю исполняющегося 1600-летнего юбилея.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При таких условиях произвести еще внутреннее потрясение в лоне самой Церкви, вызвать смуту и создать, в добавление к расколу слева, канонически незакономерным, неосмотрительным и насильственным распоряжением было бы тяжким грехом пред Богом и людьми со стороны того, на кого Промыслом Божиим возложен тяжелый крест управления Церковью и заботы о ее благе в наши дни. Но изменение церковного календаря, предположенное Первым Всероссийским Собором 1917–1918 гг., при некоторых обстоятельствах могло бы быть осуществлено в закономерной и безболезненной форме. Этому в значительной мере содействовало бы невмешательство в течение реформы со стороны гражданской власти, потому что постороннее вмешательство не приближает, а отдаляет, не облегчает, а затрудняет ее осуществление. Пусть будет предоставлено самой Церкви преодолеть те затруднения, которые встают на пути введения нового стиля в богослужебную практику. Реформа календаря выдвинута потребностями жизни во всех Православных Церквах, и можно думать, что в недалеком будущем она будет принята Церквами без всяких внешних побуждений. Невмешательство в это церковное дело гражданской власти вполне отвечало бы принципам отделения Церкви от государства и свободы религиозной совести, возвещенным нашими основными законами. Правда, Президиумом Всероссийского Исполнительного Комитета уже издано распоряжение, приурочивающее дни отдыха и христианские праздники к новому стилю. Но престиж правительства нисколько не пострадал бы, если бы оно, не отменяя формально этого распоряжения, объявило к началу 1925 года список дней отдыха в христианские праздники по старому стилю с перечислением их на соответствующие числа нового стиля, так, например, чтобы Рождество Христово значилось не под 25 декабря, а под 7 января, подобно тому и воспоминание об известном выступлении рабочих не переносится на новый стиль, но приурочивается к 22 января, а праздник Октябрьской революции падает не на 25 октября нового стиля, а на 7 ноября. Напротив, невмешательство имело бы для Правительства свою выгодную сторону, так как при насильственном введении нового стиля весь одиум не сочувствующих этой реформе падает не на духовенство, а на гражданскую власть, вынудившую духовенство пойти против сложившегося церковного быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Результат голосования для меня неожидан, как и для вас – я не ожидал, что столь много людей, 42% реально понимают, что речь идет не об арифметике речь идет о нашем духовном здоровье, прежде всего. И безусловно, здесь нужно успокоить те 59%, которые могут опасаться – а как же там дальше, что и к чему. Ведь никто же сегодня не вспоминает, какая мешанина – наши сегодняшние учебники истории. Ведь 14 декабря – восстание декабристов, это по старому стилю. А Октябрьская революция почему-то праздновалась 7 ноября по новому стилю. И вот в этом отношении не надо ничего будет переносить. Был праздник 9 мая. Пусть он останется 9 мая. Но есть вещи фундаментальные, как отсчет календарный, как некие действительно духовные традиции, которые у нас исконно существуют. Вот Максим сказал категорично, что если у нас будет православная империя, то он с ней будет бороться категорически и бескомпромиссно. А я надеюсь, что у нас будет такая держава. Потому что империя для меня не император ,а состояние государства и общества, когда есть духовное единство, единство многих народов, скрепленных общими и образом жизни, и культурой, и традициями, и в том числе, как доминирующее – общим вероисповеданием, да. М.ШЕВЧЕНКО: То есть вы хотите, чтобы у всех народов нашей страны было общее вероисповедание, которое бы их скрепляло – я вас правильно услышал? С.БАБУРИН: Не у всех. Значит, я хочу сказать – чтобы православные ценности лежали в основе... М.ШЕВЧЕНКО: Разделялись дагестанцами, например. С.БАБУРИН: Разделялись обществом. А те, кто исповедует другие религии признавали бы – к них, к их ценностям относятся бережно. Вот я только что приехал с празднования Курбан-байрам, и поздравлял искреннее, как русский православный человек, мусульман. И говорил, что нетерпимость не свойственно ни русскому православному человеку, ни вообще нормальному человеку. М.ШЕВЧЕНКО: Человеку – нет, а государству – да. С.БАБУРИН: Вот вы путаете государство и государственность. М.ШЕВЧЕНКО: Православное государство преследовало православных людей до 1905 года.

http://religare.ru/2_24838.html

6. Опубликовать и ввести предлагаемую меру 7 ноября 1918 года в день Социалистического праздника. Причем опубликование этого акта должно носить торжественный характер, ибо им устанавливается окончательная формальная грань двух исторических эпох человеческого Общества. Не должно впасть в ошибку, совершенную во время Великой фран[цузской] революции, провозгласившей этот акт безо всякой торжественности и тем совершенно не выделивши его из ряда других своих декретов. Член ВЦИК                                     Г. Фельдман-Павловец ГА РФ Ф. А- 2306. Оп. 19. Д. 44. Л. 1, 2, 5–6. Подлинники. VI.35. Проект письма VIII отдела НКЮ РСФСР в НКВД РСФСР и ВЧК о запрете новогодних молебнов, проводившихся по старому календарю Не позднее 1 декабря 1918 г. 1248 Народному комиссариату по внутренним делам Копия: Всероссийской чрезвычайной комиссии За последние годы служителями культа православного исповедания по всей России установлен обычай служения в храмах в полночь, при наступлении Нового года, молебна с колокольным звоном и с проповедями «духовных отцов». Вследствие непризнания церковными организациями введенного Рабоче-крестьянским правительством в пределах Республики нового стиля и на основании имеющихся в распоряжении VIII отдела данных есть основания предполагать, что служители культа православного исповедания пожелают совершить указанный молебен по всем храмам Российской Республики не по новому, а по старому стилю, превратив тем самым этот молебен в открытую демонстрацию, направленную против существующих законоположений рабоче-крестьянской власти (в частности, против Декрета о введении нового стиля) 1249 . Ввиду этого VIII отдел Народного комиссариата юстиции полагает, что необходимо: 1) издание во всероссийском масштабе срочного постановления, воспрещающего служителям культов всех исповеданий служение каких бы то ни было новогодних молебнов через 13 дней после фактического наступления Нового года; 2) предание нарушителей этого постановления суду по обвинению в совершении ими контрреволюционного деяния и 3) осуществление изложенных мероприятий в отношении п. 1 просить провести в жизнь Народный комиссариат по внутренним делам, а в отношении п. 2 поручить на местах органам ВЧК по принадлежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Даты у нас – по старому стилю, и год начинается 1 марта (2-й изгиб указательного перста). Из-за этого обстоятельства счёт високосов – особый, отличный от гражданского. 2003 мартовский год, начавшийся 1 марта 2003 гражданского года и заканчивающийся 29 февраля 2004 гражданского года – високосный, так как в нём 366 дней. В круге солнца все високосные мартовские годы расположены на среднем персте правой руки, поэтому и при переходе к указательному прибавляется к вруцелету 2, а не 1, из-за добавочного дня. К тому же очень важно то, что январь и февраль 2003 мартовского года находятся в конце его, хотя гражданским счётом мы их считаем за январь и февраль 2004 года. 2 . На каждом персте – семь местоположений, значит, укладывается седмица. Поэтому 1, 8, 15, 22, 29 числа в каждом месяце расположены на одинаковых местоположениях по перстам. Так, 1 марта – на 2-м изгибе указательного, 8 марта – на 2-м изгибе среднего, 15 марта – на 2-м изгибе безымянного, 22 марта – на 2-м изгибе мизинца, 29 марта – на 2-м изгибе большого. Аналогично и для других месяцев. По этой причине нет нужды для нахождения нужной даты считать по отдельным местоположениям от известного местоположения первого числа месяца. Шагая по горизонтали по числам 1, 8, 15, 22, 29, за кратчайшее число шагов находим требуемую дату. 3 . Формируя на руке текущий год, определим его вруцелето, а по вруцелету – место воскресного дня. Тогда текущие даты естественным образом выстраиваются в календарном порядке. При непрерывном счёте дат рассуждаем каждый день примерно так: сегодня 5 декабря 2003 мартовского года. Вруцелето 2003 года 1, поэтому воскресенье в течение этого года на основаниях перстов. Вчера было 4 декабря – 2-й сустав указательного, значит сегодня 5 декабря – на вершине указательного. Так как воскресенье на основании перста, то сегодня четверг. 4 . С приобретением некоторого навыка можно запомнить места непереходящих праздников и постов, считать дни между датами в седмицах. Не забудем, что при переходе от 28 февраля (на 2-м изгибе безымянного перста) или в високос от 29 февраля (на 1-м изгибе безымянного перста) переходим к 1 марта на 2-й изгиб указательного, это всегда фиксированное место, начало отсчёта. При этом вруцелето увеличивается на 1 (или на 2, если был високос).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Новогодний Ургант и внук советского узбека Священник Александр Шумский о телевизионной пошлости и имперском духе Священник Александр Шумский   10:37 09.01.2013 7694 Время на чтение 9 минут Вечером 31 декабря вся наша большая семья традиционно собирается в московской квартире на Смоленском бульваре, где живет моя мама. В этой квартире я родился, здесь прошли мои детство и юность. И, хотя, настоящий Новый год, согласно церковной традиции, наступает первого сентября (по старому стилю), я люблю эту ночь, с 31 декабря на 1 января. Люблю новогоднюю елку в нашем доме, неизменно большую и пушистую. В детстве мы всей семьей наряжали ее, а утром 1 января мы с сестрой приподнимали тяжелые изумрудные хвойные лапы и находили под ними подарки. Новый год мне дорог еще и потому, что 31 декабря день рождения моей незабвенной бабушки Татьяны Александровны Власовой, которая играла в нашей семье особую роль. Пока она была жива, мы ощущали себя как за железобетонной стеной. Татьяна Александровна была человеком большого ума и несгибаемой воли, крупным ученым – академиком, директором НИИ дефектологии. Она была ведущим организатором науки, которая называется дефектология. Все дефектологи мира признавали нашу школу дефектологии лучшей и приезжали к нам учиться. Но в период перестройки эта наука была уничтожена, и даже название ее исчезло. Теперь НИИ дефектологии называется Институтом коррекционной педагогики. Это все равно, как если бы назвать Первый медицинский институт фельдшерскими курсами.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/09/no...

Пятница, 6 декабря 1974 Именины по старому стилю, Николай Чудотворец по-новому. Архиерейская служба. Хиротония. Все эти дни – удручающие по своей мелочности церковные страстишки, выматывающие душу. В среду ездил в Принстон читать лекцию в Princeton Theological Seminary . Главная радость – от самой поездки. Потрясающий закат: на несколько минут все – голые деревья, поля, дома – стало красным, горящим. Потом – чудный городишко, ужин во французском ресторане, после лекции – беседа " на высоком уровне " . Та Америка, которую я люблю: доброжелательная, свободная, укорененная в атмосфере толерантности, желания понять чужую точку зрения, то есть всего того, чего так катастрофически не хватает русским. Вчера – с Льяной на Пятой авеню. Совсем случайно попали на зажжение грандиозной елки в Rockefeller Center. Огромная толпа, вдруг радостный гул – когда вспыхнуло тысячами разноцветных огней восьмиэтажное дерево. Какой это был " удобный " мир. Говорю " был " , потому что все указывает на то, что он приходит к концу, изживает сам себя. Суббота, 7 декабря 1974 Утро блаженного безделья после бурных дней (вчера годовое заседание Board of Trustees). Читал в " Нью-Йорк Таймс " речь американского посла в ООН: предупреждение и угроза, твердые и спокойные. Тон, которого так ужасно недостает в мире. Понедельник, 9 декабря 1974 В субботу – длинный разговор по телефону с Павлом Литвиновым. Р.Б.Гуль (по-видимому, не без давления со стороны G.Kennan и Whitney) предложил ему, Хомякову (моему на протяжении нескольких лет " редактору " на радио " Свобода " ) и Ржевскому войти в редколлегию " Нового журнала " . Все, что Литвинов мне говорил – о Гуле, о журнале, о своих планах, кажется мне верным, умным, благородным. Я ему говорю: " Как бы ни было трудно, принимайте… " " Историософски " это была бы передача эмигрантского толстого журнала " новой эмиграции " , передача оправданная, поскольку " старая " кончается и выдыхается. В субботу – письмо от Никиты, в ответ на мое о Солженицыне, письмо, очень меня обрадовавшее согласием Н.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В храме «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке за богослужением прозвучит Литургия Сергея Рахманинова 3 декабря, 2010. Редакция " Правмира " 5 декабря 2010 года в храме «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке в исполнении Московского Синодального хора за богослужением прозвучит Литургия Сергея Рахманинова. Исполнение состоится спустя 100 лет после премьеры этого произведения, прошедшей в зале Синодального училища (ныне Рахманиновский зал Московской консерватории). 5 декабря 2010 года в храме «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке в исполнении Московского Синодального хора за богослужением прозвучит Литургия Сергея Рахманинова. Исполнение состоится спустя 100 лет после премьеры этого произведения, прошедшей в зале Синодального училища (ныне Рахманиновский зал Московской консерватории). Литургия С.В. Рахманинова, наряду с его Всенощным бдением, является одной из вершин русской духовно-музыкальной культуры. Рахманинов в этой работе раскрывает себя как композитор, глубоко проникнувший в дух и строй главного православного богослужения. Все тонкости и малейшие детали этой возвышенной службы, являющей «Небо на земле» отражены в Рахманиновской партитуре. В работе над ней композитор опирался на опыт П.И. Чайковского и одновременно старался внести свой неповторимый музыкальный язык, работая в тесном сотрудничестве со знаменитым дореволюционным Синодальным хором и консультируясь с таким неоспоримым авторитетом в этой области как А.Д. Кастальский, о чем сохранились пометки на полях автографа партитуры. Летом 1910 года в своем имении в Ивановке Рахманинов закончил Литургию, а 25 ноября (по старому стилю) состоялась ее премьера в концертном исполнении. Критика тогда неоднозначно оценила новую работу, считавшегося светским, композитора. Связано это было с тем, что музыка Литургии Рахманинова создана для исполнения за богослужением и вырванная из его контекста, не создает впечатления стройного, глубокого по духу целостного произведения. К сожалению, история исполнения Литургии Рахманинова полностью за богослужением насчитывает всего несколько случаев: связано это с необходимостью наличия для подобного исполнения большого профессионального хора. Впервые в храме, в контексте церковной службы, эта музыка была исполнена в 20-х годах прошлого века сборным хором под управлением Н.М. Данилина в московском храме на Грузинской улице. Спустя 100 лет после создания, Литургия Рахманинова остается, по сути, неизвестным произведением, требующим своего нового открытия, осмысления, и нового исполнительского опыта. Начало богослужения в 10 часов утра. Регент Алексей Пузаков.

http://pravmir.ru/v-xrame-vsex-skorbyash...

Гонконг: Рождество, драконы и сельскохозяйственный праздник В сознании многих российских людей все спуталось: и подготовка к Рождеству, и покупка очередного «символа года по восточному календарю». А как отмечают зимние праздники в Китае — на родине того самого дракона? 5 января, 2012 В сознании многих российских людей все спуталось: и подготовка к Рождеству, и покупка очередного «символа года по восточному календарю». А как отмечают зимние праздники в Китае — на родине того самого дракона? В сознании многих российских людей все спуталось: и подготовка к Рождеству, и покупка очередного «символа года по восточному календарю». Новый год, ассоциирующийся в сознании людей с 1 января, почему-то смешался с китайским праздником весны, который приходится или на конец января, или на февраль. Это народный, в большей степени сельскохозяйственный праздник, связанный со сменой сезонов и никакого отношения к европейскому Новому году не имеющий. У наших прихожан, поскольку они понимают разницу, традиции страны, в которой живут, никакой путаницы не возникает. А вот китайцы, в том числе и православные, с удовольствием празднуют свой праздник весны. Правда, иногда он приходится на первую неделю Великого поста и тогда для многих это достаточно серьезная проблема. Поскольку по традиции принято есть разнообразную непостную еду, им приходится искать способы, как выйти из положения, чтобы и пост не нарушить, и родственников – не христиан не обидеть. В этом смысле с Рождественским постом проще. Хотя некоторый диссонанс вносит то, что западное Рождество — 25 декабря. Все уже празднуют, друзья, знакомые приглашают в гости, а у нас – пост еще продолжается. Не православные местные жители хорошо понимают, что такое Рождество, и вопросов о значении Праздника не задают. Их как раз чаще интересует, почему мы его празднуем 7 января, а не 25 декабря. Ведь это неудобно, говорят они: именно на время, начиная с 25 декабря, выпадает период каникул, каких-то праздничных мероприятий. Приходится вспоминать историю, говорить о том, что есть православные, которые встречают Рождество по старому стилю, а есть, которые – по новому. Но этот вопрос задают исключительно взрослые. Дети – привыкли, что православное Рождество – 7 января.

http://pravmir.ru/gonkong-rozhdestvo-dra...

Пустая забава, Одни разговоры. Ну, что же, Ну что вы взяли взамен? Пришли те же жулики, Те же воры И законом революции Всех взяли в плен. Кстати, существует удивительный документ «Клятвенное обещание на верность Царю», подписанное Сергеем Есениным в Царском Селе14 декабря 1917 года, то есть уже после октябрьской победы большевиков. Советские есениноведы не нашли ничего лучшего, как предположить, что произошла описка, поскольку надо было поставить под документом не декабрь, а январь. Вот только документ с не той датой, как хотелось бы советским историкам, вполне доступен для ознакомления. Ровно через восемь лет день в день 14 декабря по старому стилю, по новому 27 декабря 1925 года оборвется жизнь поэта, точнее ее оборвут... Осталось провидческое стихотворение поэта о царевнах, которые привиделись ему в венцах мучениц в июле1916 года, когда он работал санитаром в поезде при Царскосельском лазарете. В багряном зареве закат шипуч и пенен. Березки белые горят в своих венцах. Приветствует мой стих младых царевен И кротость юную в их ласковых сердцах. Где тени бледные и горестные муки, Они тому, кто шел страдать за нас, Протягивают царственные руки, Благословляя их в грядущей жизни час. На ложе белом, в ярком блеске света, Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть. И вздрагивают стены лазарета От жалости, что им стесняет грудь. Все ближе тянет их рукой неодолимой Туда, где скорбь кладет печать на лбу. О помолись, Святая Магдалина, За их судьбу. В русской истории все переплетено. Вся Русская Земля дышит историей. И вот тайная царская могила явлена миру. Это чудо, в которое не все могут поверить, поскольку к этой могиле прикасались уже не раз. Но обратимся к фактам. Участники расстрела Царской Семьи, как известно, долгое время ходили в героях. Однако с течением времени о них стали немного подзабывать. Поэтому Михаил Медведев (Кудрин) решил о себе напомнить. В 1962 году он оставил завещание с просьбой передать браунинг, из которого он стрелял в царя, как историческую реликвию главе государства Никите Сергеевичу Хрущеву. Кроме того, Михаил Медведев написал воспоминания под названием «Вихри враждебные».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/18/mo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010