В 90-х гг. XVIII в. в изд-ве И. Д. Герстенберга были опубликованы почти все песни и романсы, созданные К. на слова Державина, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, И. И. Дмитриева. В те же годы композитор написал оперы «Новорожденный», «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила», «Олинька, или Первоначальная любовь». В дек. 1796 г., после кончины имп. Екатерины II, К. вышел в отставку. В 1797 г. в московском муз. магазине Х. Б. Гене на Кузнецком Мосту начали продавать издания хоровых концертов К. «Изми мя, Господи» (на 8 голосов) и «Плачу и рыдаю» (на 4 голоса) (Моск. вед. 1797. 22. Л. 13-14, реестр 3). В 1798 г. появилось самое значительное хоровое сочинение К.- Реквием на смерть польск. кор. Станислава Августа Понятовского. 18 сент. 1799 г. К. получил должность инспектора музыки в Дирекции имп. театров в С.-Петербурге, 25 нояб. был произведен в чин коллежского асессора, 21 дек.- надворного советника. 19 июня 1803 г. К. утвердили в качестве директора музыки имп. театров в чине коллежского советника. 19 янв. 1807 г. К. был присвоен чин статского советника. В 1811, 1812, 1817, 1818 гг. был награжден бриллиантовым перстнем. К. платили 7 тыс. р. в год (самое большое жалованье среди рус. музыкантов, состоявших на придворной службе.- Соколова. 1997. С. 36). С 1815 г. К.- почетный член С.-Петербургского филармонического общества. В этот период К. писал в основном театральную музыку: к трагедиям В. А. Озерова «Эдип в Афинах» и «Фингал», А. Н. Грузинцева «Эдип-царь», А. А. Шаховского «Дебора», П. А. Катенина «Эсфирь» (по Ж. Расину), Я. Б. Княжнина «Владисан». В кон. 1812 г. прозвучал его «Польский с хором на победы князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского», к 1814-1815 гг. относят его «Te Deum» по случаю заключения мира с Францией. В апр. 1819 г. К. перенес апоплексический удар (инсульт), театральную службу пришлось оставить. Ему была начислена пенсия в размере 4 тыс. р. в год. В 1820 г. К. с женой и 20-летней дочерью-арфисткой Марией вернулся в места своей юности: в Пропойске у гр. Муромцева он руководил хором и оркестром, играл в квартете в усадьбе Городищи под Минском у предводителя дворянства Л. М. Ракицкого, давал уроки игры на скрипке родственнику Ракицкого К. С. Ельскому. Посещал в поместье Залесье Михаила Клеофаса Огинского, для к-рого сочинил мелодраму «Жнецы, или Дожинки в Залесье» (1821; музыка не сохр.).

http://pravenc.ru/text/1841694.html

Егда бо новожреческая клевета обляже градоправителствующих сердца, тогда онии излияша суд на церковная чада, ярости полный. И послаша на тех обитель воинство, лютое томление и горкую смерть носящее, яко да лютыми теми смертонощами люте умучится Божие древлецерковное стадо и да потребится 1798 от земли праведная староверческая память, вместо же тоя да напишется на онех писмя 1799 вины, под гнев закононехранителства подводящее. Но, о, незлобивых твоих, мати Церкви, агньцев всекротчайшаго блекотания 1800 ! О всех бо сих скорейше прочих Иоанново внуши ухо, и не домышляшеся 1801 Божий раб, что сотворити, и того ради с утесненою 1802 древле плакателно плакателным воплем вопияше: «Тесно ми есть но яко сый мужествен, Павлова гласа медоточным сотом помазуя свое сердце, всенадежно 1803 глаголаше: «Аще живу, яще умираю, Господеви И тако мужествуя душею, пребываше, ожидая терпеливно, когда слышание наступающий на нь ярости воспалит своего мучительства пламень. Егда же ко обители тех начаша прибегати лютых оных гонителных волков лютии отроди 1804 , тогда видя Божий раб неусыпное диавольское ополчение, чрез чювственное воинство на нь надходящее, от него же не восхоте беглец быти в земли чюждей, яко Моисей, но понудися храбрствовати душевным усердием противу невидимых козней, от чювственных же томлений не обращайте хрепта к бежанию и за собранное во имя Божие древлецерковное стадо ополчашеся братися 1805 с геенским И яко доблий воевода, собра своя ему люди, объявляет тем запущенное на ня напрасное 1806 коварство, возвещает градозаконное небывалое над ними ловителство, доносит им жреческаго лукавнаго умышления насеянную на них и на себе самого смертоносную клевету, показует им градоправителное еже на них воинственное незапное ополчение. Яже вся незлобивии они агньцы слышаша и яко новорожденнии церковною утробою птенцы, не ведаху обретати на сице толь коварственном тризнищи 1805 ни десных, ни шуих 1807 уклонений, но 1808 зияаху точию отверстыми устнами 1808 ко своему учителю, молчанием паче говеюще пастырю, неже роптанием, и ведяще токмо души своя о выи того обвешивати и теплою своею ревностию согревати пастыреву душю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

300 Мильтон Джон (1608–1674) – английский поэт, политический деятель, участник английской революции. В 1632 г. окончил Кембриджский университет, магистр искусств. Автор памфлетов 1640-х гг. – «Ареопагитика», «Иконоборец», «Защита английского на-рода». В 1649–1652 гг. в должности «латинского секретаря» вел международную государственную переписку. Соч.: «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671), трагедия «Самсон-борец» (1671), «История Британии» (1670) и др. 301 Статья впервые издана в журнале «Русская мысль», М., 1880, 6. Публикуется по изданию: Ключевский В.О. Сочинения. М„ 1959. Т. VII. С. 145–152. 302 Союз Благоденствия – тайная организация декабристов, существовала в 1818–1821 гг. В 1820 г. по предложению П. И. Пестеля Союз принял программу подготовки военной революции и установления республики. В целях создания более гибкой организации Союз был распущен и созданы Северное и Южное общества. 303 Речь, прочитанная В.О. Ключевским на торжественном заседании в Московском университете 26 мая 1899 г. в связи со столетием со дня рождения А. С. Пушкина. Впервые опубликована в издании: Ключевский В.О. Сочинения. М., 1959. Т. VIII. С. 306–313. Печатается по данному изданию. 304 Анакреонт (ок. 570–478 до н. э.) – древнегреческий лирический поэт, жил на острове Самосе, затем в Афинах. Шенье Андре Мари (1762–1794) – французский поэт и публицист. Приветствовал Великую французскую революцию; в 1793 г. арестован и казнен якобинцами. Написал оду «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г.), антиякобинский цикл «Ямбы» (в тюрьме). Парни Эварист Дезире де Форж (1753–1814) – французский поэт, член французской Академии (1803 г.), граф. Автор соч.: «Поэтические безделки» (1779 г.), «Битва богов» (1799 г.) и др. Байрон Джордж Ноэль Гордон (1788–1824) – английский поэт-романтик, лорд. Учился в Кембридже, с 1809 г. член Палаты лордов; в 1816–1820 гг. жил в Швейцарии и Италии; участник освободительной борьбы греков за независимость против Турции. Умер в Греции. Автор «Паломничества Чайлд-Гарольда», «Шильонского узника», романа в стихах «Дон Жуан», драматических произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

При Павле он переводил с немецкого историю Мальтийского ордена (совместно с А. Вахрушевым, изд. 1799—1801 г.г.). Теперь он повторяет московский опыт 80-х годов...    Лабзин действительно сумел повторить типографический опыт того времени. Уже в 1803-м году он возобновляет издание мистических переводов, Юнга-Штиллинга и Эккартсгаузена больше всего. Это были его главные авторитеты или “образцы,” — и еще Беме и Сен-Мартен, отчасти же и Фенелон. В 1806-м году Лабзин предпринимает издание “Сионского Вестника.” В эти годы общая политическая обстановка еще не была благоприятна для такого издательства. Лабзин принужден был приостановить свой журнал. Лабзин сам указывает образец, которому следовал, — это были “Христианский магазин” Пфеннигера и Эвальда “Christliche Monatsschrift...”    Действительный размах мистическое книгоиздательство вообще получает у нас уже только после Отечественной войны, в связи с деятельностью Библейского общества. “Сионский Вестник” возобновляется уже только в 1817-м году, “по Высочайшему повелению,” но снова не надолго...    На эти “мистические книги” был тогда достаточный спрос. Эти книги были тогда в руках у многих (мы можем о том судить по признаниям и воспоминаниям современников). Для той эпохи характерно, что мистицизм становится общественным течением и одно время даже пользуется правительственной поддержкой. Создается мистическое силовое поле. И в биографиях людей того времени мы обычно встречаем “мистический” период или хоть эпизод...    Проповедь Лабзина была проста и типична. Это смесь квиетизма и пиетизма, — проповедь “пробуждения” или “обращения” прежде всего...    Это был призыв к самонаблюдению и раздумью. И все внимание было сосредоточено именно на этом моменте “обращения.” Это был единственный “догмат,” который в новом учении признавался существенным. Отречение от горделивого Разума в богословии приводило к агностицизму (иногда почти что к афазии). Весь религиозный опыт расплывался в какую-то зыбь пленительных и томительных переживаний.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, “предположения” ставили задачу реформы философского образования через переосмысление самих основ преподавания “философских наук” и освобождение от некоторых балластов как разума, так и веры. По существу, это была одна триединая перспектива, выдвинутая автором “предполо­жений”. О том, каким образом этот автор участвовал в практической реализации своей программы, свидетельствуют некоторые факты его биографии и некоторые положения его гомилетического и эпистолярного наследия. Начнем с переосмысления преподавания “философских наук” и последствий этого переосмысления. 4. То обстоятельство, что составителем этих исключительно зрелых и методологически безупречных “предположений” по философии было лицо, еще не достигшее тридцати двух лет и специально философии себя никогда не посвящавшее, может вызвать немалое удивление. Но удивление мгновенно рассеется, если мы скажем, что этим лицом оказался тогдашний ректор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (Дроздов, прозванный народом на своем будущем первосвятительском поприще Филаретом Мудрым и признанный светилом церковного разума всеми своими современниками, начиная с обер-прокуроров Синода и кончая семьями сельских причетников. Ко времени составления “предположений” по философии свт. Филарет, — в звании доктора богословия и в качестве одного из энергичнейших деятелей Комиссии духовных училищ по реформированию духовного образования — имел уже значительный педагогический опыт. После восьми лет обучения в Коломенской семинарии (1791–1799) и шести — в Троицкой Лаврской семинарии (1800–1806) он в течение двух с половиной лет преподает в Лавре греческий и еврейский языки (1803–1806), полтора года поэтику (1806–1808), затем в течение года риторику (1808). В 1809 г. иеродиакон Филарет определен по указу Св. Синода (вопреки желанию очень высоко ценившего его митрополита Платона) инспектором Санкт-Петербургской (только что открытой) семинарии “с занятием в оной кафедры философических наук, в звании академического бакалавра”. После рукоположения в том же году в иеромонаха свт. Филарет принимает одновременно должность ректора в учрежденном при той же семинарии Александро-Невском уездном училище, а в 1810 г. переводится бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию, где преподает сначала догматическое богословие и церковную историю, а затем историю и древности церковные. В 1811 г., уже в сане архимандрита, он получает поручение от Комиссии духовных училищ “производить обозрение” Петербургских уездных и приходских училищ. В 1812 г. его определяют ректором Санкт-Петербургской духовной академии и, соответственно, основным преподавателем богословских дисциплин (профессор богословских наук). В 1813 г. он “производит обозрение” Санкт-Петербургской семинарии. Наконец, в августе 1814 г. он по именному Высочайшему указу назначается членом Комиссии духовных училищ после предварительного уже участия в ее работе 8 .

http://pravmir.ru/svyatitel-filaret-v-is...

17.11.1917 ПРИЛУКСКАЯ РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ, обн. 23.12.1922 (05.01.1923) Феофилакт Курьянов в/у МАГНИТОГОРСКАЯ 06(19)07.2006 11(24)09.2006 МАГНИТОГОРСКАЯ 11(24)09.2006 Феофилакт Лопатинский ТВЕРСКАЯ 24.02.1723 25.06.1725 ПСКОВСКАЯ 25.06.1725 08.1725 ТВЕРСКАЯ, паки 08.1725 15.07.1726 РЯЗАНСКАЯ 15.07.1726 03.10.1726 ТВЕРСКАЯ, 3-й раз 01.10.1726 13.12.1738 Феофилакт Моисеев в/у БРЯНСКАЯ 28.02(13.03)2002 07(20)04.2002 БРЯНСКАЯ 07(20)04.2002 Феофилакт Праведников НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 13.10.1868 12.01.1869 КАЛУЖСКАЯ 30.10.1799 05.03.1809 РЯЗАНСКАЯ 05.03.1809 14.05.1817 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 14.05.1817 19.07.1821 Феофилакт Олонецкий ВОЛОГОДСКАЯ 26.04.1803 03.01.1808 Феофилакт Ширяев ТАМБОВСКАЯ 23.07.1821 20.05.1824 Ферапонт ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 09.03.1539 25.02.1543 Филарет ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 10.08.1656 Филарет МОЖАЙСКАЯ, григ. Филарет (в сх. Феодосий) НИЖЕГОРОДСКАЯ 02.06.1672 07.03.1686 Филарет (в сх. Феодорит) СМОЛЕНСКАЯ 1657(1658?) (Филарет ЧЕРКАССКАЯ 05.10.1869 Филарет Облазницкий или Терновский в/у ХОЛМСКАЯ ХОЛМСКАЯ Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров КАЛУЖСКАЯ 01.06.1819 12.01.1825 РЯЗАНСКАЯ 12.01.1825 25.02.1828 КАЗАНСКАЯ 25.02.1828 19.09.1836 ЯРОСЛАВСКАЯ 19.09.1836 18.04.1837 КИЕВСКАЯ 18.04.1837 21.12.1857 Филарет Вахромеев ТИХВИНСКАЯ 11(24)10.1965 01(14)05.1966 ДМИТРОВСКАЯ 01(14)05.1966 05(18)04.1973 в/у ТВЕРСКАЯ 25.08(07.09)1971 05(18)08.1972 БЕРЛИНСКАЯ 05(18)04.1973 27.09(10.10)1978 МИНСКАЯ 27.09(10.10)1978 в/у КОРСУНСКАЯ 03(16)11.1979 19.01(01.02)1984 в/у ГРОДНЕНСКАЯ 13(26)02.1994 14(27)12.1995 в/у ПОЛОЦКАЯ 14(27)12.1996 04(17)07.1997 РИЖСКАЯ 21.12.1841 06.11.1848 ХАРЬКОВСКАЯ 06.11.1848 02.05.1859 ЧЕРНИГОВСКАЯ 02.05.1859 09.08.1866 Филарет Денисенко ЛУЖСКАЯ 22.01(04.02)1962 03(16)06.1962 в/у РИЖСКАЯ 22.01(04.02)1962 03(16)06.1962 ВИКАРИАТСТВО СРЕДНЕ- ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКЗАРХАТА 03(16)06.1962 03(16)11.1962 в/у БЕРЛИНСКАЯ 03(16)06.1962 27.09(10.10)1962 ВЕНСКАЯ 03(16)11.1962 09(22)12.1964 ДМИТРОВСКАЯ 09(22)12.1964 01(14)05.1966 КИЕВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не будет светить светильник без елея: и молитва не озарит духа без любви. Не взыдет без огня курение кадила и молитва без любви не взыдет к Богу»... Коломна молилась и радовалась на своего родного учителя. Тогда миновала четверть почти века той поры, как миловидный, любознательный и благонравный юноша (за перемещением в 1799 г. семинарии из Коломны в Калугу) на 17-м году своего мирного существования, покинул родительский дом, чтобы приютиться под кровом Троице-Сергиевской Лавры и в ней довершить свое образование. Когда он прибыл в Лавру, с несколькими из своих коломенских товарищей, всем им было объявлено, что они будут понижены одним классом. Отец его потребовал для своего сына экзамена. На испытании предложена коломенскому студенту задача из философии «о врожденных идеях». Дали юноше лист бумаги и он, окруженный преподавателями, на глазах ректора и наместника, должен был писать по-латыне на заданную тему. Вопрос им скоро разрешен – и пришелец коломенский принят на философский курс. Молитвою к Св. Сергию и молитвами Св. Сергия он о6рел глубокомысленный, страхом Божиим, верою во Христа и любовию к ближним проникнутый взгляд на мир, на жизнь, на людей. По миновании короткого времени учебного курса, ученик Лаврской семинарии стал в ней учителем (с 27-го ноября 1803 г.) В начале он преподавал еврейский и греческий языки, а потом высшее красноречие и риторику. Ректор архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов) прочил его на философскую кафедру; но он всячески уклонялся от такой чести, не сознавая себя достаточно сведущим в науке вообще и в любомудрии преимущественно. Вот первая черта смирения в юноше, развившаяся до младенческой простоты смиренномудрия в старце. Об отроческой, ученической, а потом учительской и иноческой жизни его сохранилось такое предание: он любил музыку, занимался шахматной игрой и потешался ловлею рыбы: смело, с рыбачьей сетью, впереди своих товарищей, на заводи или, как говорится у рыбаков, на крыле носился юноша по вифанским глубоким прудам. Как кстати это занятие рыбной ловлей, это содружество с любезной благословенным рыбарям-апостолам стихией в преемнике их по рукоположению святительства!..

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

–  Рассуждение об алтарных украшениях (Bop. 1800). –  Историко-географическое и экономическое описание Воронежской губернии, и пр. (Вор. 1800). В 1799 г. он овдовел, вызван в Петербург для занятия места префекта в Невской Академии, через несколько дней по занятии этой должности пострижен в монашество с именем Евгений, а еще через несколько в сан архимандрита. К его трудам этого времени принадлежат: –  Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее отношении (Спб. 1802). –  Историческое исследование о соборах Российской церкви (Спб. 1803). –  Историческое рассуждение о чинах Греко-Российской церкви (Спб. 1805). В начале 1804 года он возведен был в сан епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии, и вызван из Петербурга в Новгород, где и оставался до начала 1808 года. К этому времени принадлежат начала его больших трудов и первые его ученые исследования. О его научной деятельности в Новгороде сохранились некоторые любопытные подробности в дружеских письмах его к Григ. Ник. Городчанинову 2 . «Я доехал благополучно и (теперь) на месте злачне и покойне», заметил пр. Евгений в первом своем письме к Городчанинову от 17 февр. 1804; а в следующем, от 8 марта, он уже недоволен своим положением: «Вы не поверите, что мне здесь меньше времени, нежели в Петербурге. Но не столько дела, сколько приходящие люди мешают. Я думал здесь покоиться; но видно в теперешнем положении уже покоя не видать. Расклал я и библиотеку свою, но и взглянуть не успел». То же чувство запечатлелось и на описании Новгорода в письме от 4 апр. 1804 г. «Я всегда со сладким движением сердца распечатываю ваши письма и особливо в таком городе, каков ветхий днями Новгород. Однако ж он мне самыми сединами и меланхолическою унылостию нравится. Я часто со вздохами взираю на место Ярославля двора, на руины Княжьего дома, на щебень Марфиных палат, на месте коих, кажется, никто со времени смерти ее не осмелился еще ставить своего жилья. А Софийский собор! Palladium древних Новгородцев. Он много видал около себя происшествий славных и позорных, радостных и плачевных. Он все их пережил, был увешиваем и трофеями и омываем слезами. Такой старец достоин низкого поклона от всякого мимоходящего. И он-то у меня перед окнами. Я часто, развертывая, глядя на него, Новгородскую летопись, писанную точным старинным языком Новогородцев, возобновляю в сердце моем при оригинальных их фразах оригинальные их чувствования, и сам себе кажусь существующим за несколько веков пред сим. Вот мои упражнения на досуге, которого однако ж у меня не много к сожалению моему. Иначе я бы мог открыть здесь многое сокровенное от Русских историописателей».

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Интерполяция, по мнению Кройманна. 1774 Исправление Кройманна. В рукописи: «и». 1775 Ср.: Ис. 43:19; 65:17; 2 Кор. 5:17. 1776 Ср.: Мал. 3:1;Мф. 11:10. 1777 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Кому предстояло следовать». 1778 Кройманн предполагает здесь лакуну: «различие божеств». 1779 Конъектура Кройманна. В рукописи: « , то не будет удивительным происходящее в соответствии с установлением Творца, чтобы Царствие Божье подтверждалось чем угодно в большей степени, чем завершением в Иоанне Закона и пророков и затем началом ». 1780 Ср.: Ис. 40:3; Лк. 3:4; Мф. 3:3; Мк. 1:3 ; Ин А: 23. 1781 Вставка Кройманна. 1782 См.: Лк. 16:18. 1783 См.: Втор. 24:1. 1784 См.: Мф. 19:8. 1785 См.: Мф. 19:4—6; ср.: Быт. 1:27; 2:24. 1786 Вставка Кройманна. 1787 Исправление Кройманна. В рукописи: «объявляя Отцом Того». 1788 Т. е. сделал их союз нерасторжимым. 1789 См.: Лк. 16:18. 1790 Вставка Кройманна. 1791 Исправление Кройманна. В рукописи: «также». 1792 Ср.: 1 Кор. 6:15. 1793 Исправление Кройманна. В рукописи: «запрещающий». 1794 См.: Втор. 24:1. 1795 См.: Мф. 5:32. 1796 Исправление Кройманна. В рукописи: «женился». 1797 Ср.: Втор. 22:28—29. 1798 См.: Мал. 2:15. 1799 Ср.: Л к. 16:16. 1800 Ср.: Лк. 3:19. 1801 Ср.: Втор. 25:5—6. 1802 Ср.: Лк. 3:20; Мф. 14:3. 1803 Ср:.Мф. 14:10. 1804 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и, конечно, о том, что предшествовало его гибели». 1805 Ср.: Лк. 16:18. 1806 Рукописное чтение: «не в меньшей степени посредством смерти, чем посредством расторжения брака». 1807 Ср.: Лк. 16:22—23. 1808 См.: Лк. 16:29. 1809 Вставка Кройманна. 1810 Ср.: Л к. 16:26. 1811 Ср:.Лк. 16:23. 1812 Обитель блаженных душ в загробном мире, согласно языческим мифам. 1813 Ср.: Быт. 17:4; Рим. 4:17. 1814 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1815 Ср.: Рим. 4:3. 1816 Ср.: Рим. 4:13. 1817 Ср.: Рим. 4:11. 1818 Кройманн считает, что здесь лакуна «мы утверждаем». 1819 Другое понимание: «тогда < уничтожение > станет явным по небесному обетованию». 1820 Вставка Кройманна. 1821 У Осии об этом ничего не говорится, ср.: Ам. 9:6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Несомненно, что в главном мы имеем перед собой предание из первых рук». В то же время необходимо отметить жесткую критику в адрес Гарнака, прозвучавшую в отечественной литературе. Как пишет, например, А.П. Лебедев , Гарнак «пытается дать философию древней церковной истории, но у него вместо того вышел новый образчик превратного понимания этой истории». Профессор в Штутгарте, а затем в Католическом университете Фрайбурга-им-Брайсгау Август Фридрих Гфрёрер (1803–1861), начинавший свои исследования, будучи в протестантском лагере, но к концу их перешедший в католичество (1853), опубликовал «Критическую историю раннего христианства» 96 – всесторонний рационалистический историко-критический анализ исторического материала Нового завета, а затем – «Всеобщую историю Церкви» 97 , которая доведена до 1305 г. и богата, по отзывам специалистов, новыми историческими данными (в то же время он обвинялся современниками в отсутствии выдержанной методологии). Помимо своего рационализма, приводившего подчас к догматической напряженности, Гфрёрер известен как сторонник протестантско-католической унии, основным условием которой было требование к Святому престолу не допускать проникновения на территорию Германии иезуитов и редемптористов. Профессор Базельского университета Карл Рудольф Гагенбах (1801–1874), глава т.н. примирительной теологии в Швейцарии, издал полный курс лекций «Церковная история с древнейших времен до XIX в.» (Vorlesungen über die Kirchengeschichte von der ältesten Zeit bis zum 19. Jahrhundert) в 7 томах (3-е изд. – 1868–1872). Посмертно были изданы в двух томах «Чтения по церковной истории и истории христианско-церковной жизни» (1875) ученика Неандера и Шлейермахера, гейдельбергского профессора Рихарда Роме (1799–1867), охватывающие время до XVIII в. и написанные под влиянием Гегеля (у которого Роте также учился) и, в некотором смысле, Баура. § 6. Мифологическая теория На этом фоне весьма слабыми выглядели попытки возрождения мифологической теории происхождения христианства, предпринятые философом-пантеистом, последователем Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010