Днепропетровская Основана 09.09.1775 Образована из областей, присоединенных от Турции. Архиепископия в 1775–1823 гг. (с 1823 г. обычно замещалась епископами). Местопребывание: до 1797 г. – в Полтаве (в 1791 г. назначено местопребывание в Самарском (ок. Екатеринослава) Пустынно-Николаевском монастыре), 21.12.1797 – 1803 г. – в Новомиргороде, с 1803 г. – в Екатеринославе (с 1926 г. – Днепропетровск). Именовалась: Славянская и Херсонская; с 28.11.1786 – Екатеринославская и Херсонеса Таврического (Высочайший указ от 09.09.1786 гласил: «...Славянского и Херсонского архиепископа переименовать в Екатеринославского. Херсонского и Таврического и подчинить ему все находящиеся там церкви...» [Родионов M., прот. Ук. соч., с. 45]); с 21.12.1797 – Новороссийская и Днепропетровская (в 1797–1803 гг. Екатеринослав носил наименование Новороссийска); с 04.12.1803 – Екатеринославская, Херсонская и Таврическая; с 09.05.1837 – Екатеринославская и Таганрогская; с 01.04.1911 – Екатеринославская и Мариупольская (в связи с учреждением Таганрогского викариатства); с 1926 г. – Днепропетровская. далее – Днепропетровская и Запорожская; с 14(27)07.1992 – Днепропетровская и Криворожская; с 14(27)07.1996 – Днепропетровская и Павлоградская. Викарные кафедры: Таганрогская, Луганская. 01.10.1775 05.05.1779 06.08.1779 28.11.1786 Никифор граф Феотоки Грек 28.11.1786 13.10.1792 13.03.1793 10.05.1793 10.05.1793 29.09.1799 01.10.1799 18.08.1805 18.08.1805 20.10.1811 07.02.1812 28.03.1823 19.05.1823 16.10.1827 28.11.1827 20.04.1828 22.05.1828 09.05.1837 Гавриил II Гозавов 22.05.1837 16.04.1838 23.04.1838 19.08.1853 19.08.1855 14.11.1864 13.12.1864 21.08..1868 Платон II Троепольский 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Новоселов 23.06.1871 05.02.1885 16.02.1885 05.12.1891 14.12.1891 30.11.1892 05.12.1892 12.06.1896 Владимир Шимкович 12.06.1896 04.10.1911 Симеон Покровский 04.10.1911 10.1922 12.1924 Иоанникий Соколовский 09(22)12.1925 12.1925 12.1925(01.1926) 05.1927 22.04(05.05)1928 22.04(05.05)1928 05. 1934 09.1934

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коптелово. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В центре села Коптелово уже больше двухсот лет возвышается церковь Вознесения Господня. В 1800 году крестьяне села положили первый камень в основание храма, а в 1803 году церковь освятили. Первой отличительной особенностью храма в округе были колокола, которые предназначались для верхотурского Николаевского монастыря, но коптеловцы их перекупили. Вторая особенность церкви — икона Христа, вырезанная в натуральную величину и подаренная политкаторжанином из Туринска. Третьей особенностью была ажурная кованая ограда в белых мраморных столбах вокруг храма. Вознесенская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1800 г. Левый придел во имя вмч. Дмитрия Солунского, освящен 27 октября 1803 г. Вновь освящен 2 ноября 1886 г. Главный храм в честь Вознесения Господня, освящен 23 июня 1823 г. Правый придел заложен 8 октября 1884 г. и освящен во имя прав. Симеона Верхотурского 23 ноября 1889 г. закрыта в 1935 г., обновленческой ориентации. Полуразрушена. Восстанавливается. Источник: сайт Екатеринбургской епархии Коптеловское село, отстоящее от Епархиальнаго города в 142 верстах, расположено на левом берегу реки Реж. Местность, занимаемая селом и приходом, ровная, спускающаяся к реке крутым известковым каменистым обрывом, доходящим в иных местах до 10 сажень. Климатическия условия здесь нельзя назвать благоприятными для здоровья в виду находящихся к югу от села в изобилии болот. Почва – разнообразная: черноземная, песчаная, глинистая, известковая, богатая минералами. Название свое село получило от фамилии первого поселенца на берегу реки Реж. До 1751 году село было деревнею Арамашевскаго прихода. Существовавший в селе в 1754 году деревянный храм в 1799 году сгорел, а в 1800 году был заложен каменный в честь Вознесения Господня с приделом во имя св. великомученика Димитрия Солунского, освященным 27 октября 1803 года; главный же храм был освящен 17 июня 1823 года; 8 октября 1884 года был при храме заложен правый придел в честь св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца и освящен в 1889 году.

http://sobory.ru/article/?object=11370

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Астраханской митрополии РПЦ. Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская, в 1723-1799 гг.- Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг.- Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг.- Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг.- Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг.- Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг.- Астраханская и Сталинградская, в 1959 г.- Астраханская и Енотаевская, с 2013 епархия имеет современное название. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделена Ахтубинская епархия . Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии . Кафедральный город - Астрахань, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери, правящий архиерей - митр. Никон (Фомин) . Епархия разделена на благочиния: Златоустовское, Владимирское, Петропавловское, Преображенское, Приволжское, Камызякское, Володарское, Лиманское, Икрянское, Монастврское. К марту 2017 г. в епархии было 47 приходов, 2 мон-ря, в епархии служили 90 священников и 26 диаконов. В ЕУ раборают отделы: по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи, миссионерский, религиозного образования, катехизации, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, имущественный отдел, паломнический, Совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и детства, Пресс служба. Епархиальные СМИ включают газету " Астрахань православная " , ежемесячную телепередачу " Церковь и мир " , ежемесячную радиопередачу " Встреча длч вас " , сайт епархии (http://astreparh.ru) XVII - нач. XX в. После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня . В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов) . Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь , на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Чеченская Республика Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Христова (Наурская) Чеченская Республика (чеч. Нохчийн Республика, Нохчийчоь) — субъект Российской Федерации, республика в её составе; располагается в восточной части Северного Кавказа (Северо-Восточный Кавказ). Граничит со следующими субъектами РФ: на западе — с Ингушетией (граница точно не определена, после разделения ЧИ АССР в 1992 году стороны отложили решение вопроса на будущее), на северо-западе — с Северной Осетией и Ставропольским краем, на северо-востоке, востоке и юго-востоке — с Дагестаном; на юго-западе ЧР граничит с самостоятельным государством — Грузией. Население более 1,4 млн человек, столица — Грозный . Содержание Православие в Чечне [ править править код ] Исторически территория Махачкалинской епархии входила в состав Астраханской епархии (Астраханская и Ставропольская епархия (1723–1799 гг.); Астраханская и Моздокская епархия (1799–1803 гг.); Астраханская и Кавказская епархия (1803–1829 гг.)). С 1829 по 1842 гг. она входила в состав Новочеркасской и Георгиевской епархии, а с 1842 по 1885 гг. – Кавказской епархии (Кавказская и Черноморская (1842–1867 гг.); Кавказская и Екатеринодарская (1867–1885 гг.)). С 23 апреля 1885 г. происходит отделение Терской области от Ставропольской епархии и присоединение ее к Владикавказской епархии. В этот самый момент Владикавказская кафедра становится самостоятельной в составе Грузинского Экзархата. А с 10 сентября 1894 г. епархия была выделена из подчинения Грузинскому Экзархату. В 1922 г. епархия прекратила существование. В 1945 г. территория епархии вошла в состав Ставропольской епархии (Ставропольская и Бакинская (1945–1994 гг.); Ставропольская и Владикавказская (1994–1998 гг. (до 2011 г. – территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия))). 28 декабря 1998 г. территория Дагестана вошла в состав Бакинской и Прикаспийской епархии. 22 марта 2011 г. Дагестан, Чечня и Ингушетия вошли в состав восстановленной Владикавказской и Махачкалинской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Чечня

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIX. Епархия Калужская Калужская епархия учреждена в 1799 г. Первая из третьеклассных. Епископы Калужские и Боровские 1. Серапион Александровский , викарий Московский, назначен 16 окт. 1799, но, не быв на епархии, 21 окт. перев, в Казань. 2. Феофилакт Русанов 30 окт. 1799 хирот. из архим. Иверо-Валдайского монастыря; 25 дек. 1803 пожалован в архиепископа; 5 мар. 1809 перев. в Рязань. 3. Евлампий Введенский 16 апр. 1809 перев. из Архангельска; † 22 мая 1813. 4. Евгений Болховитинов 19 июля 1813 перев. из Вологды, а 7 февр. 1816 – в Псков. 5. Антоний Соколов 7 февр. 1816 перев. из Воронежа, а 15 мар. 1819 – в Каменец-Подольск. 6. Филарет Амфитеатров хирот. 1 июня 1819 из архим. Ново-Иерусалимских, а 12 янв. 1825 – в Рязань. 7. Григорий Постников 4 янв. 1826 перев. из викариев С.-Петербургских, а 3 мар. 1828 – в Рязань. 8. Гавриил Городков 20 мая 1828 хирот. из архим. Печерского Нижегородского монастыря, а 26 авг. 1831 перев. в Могилев. 9. Никанор Клементьевский в авг. 1831 перев. из викариев С.-Петербургских, а 5 сент. 1834 – в Минск. 10. Николай Соколов 2 окт. 1834 перев. из викариев Московских; † 18 сент. 1851. 11. Григорий Миткевич 9 дек. 1851 хирот. из ректоров Казанской духовной акад.; 20 апр. 1869 пожалован в архиепископа. Монастыри 1 Пафнутиев, от Боровска в 3 верстах, основан в половине XV века; архимандрия с 1684 г. Ныне первоклассный. [III, 432.] Игумены Св. Пафнутий , основатель, бывший игум. Боровского Покровского монастыря, с 1444; † 1 мая 1477. В лике святых с 1547. Св. Иосиф , в 1477–79; потом основал на Волоке-Ланском свой мнтрь. Герасим Смердков 29 июля 1481 хирот. в епископа Коломенского. Арсений , 1486, 88. Пафнутий , 1531, 34, 42. Вениамин упом. 3 февр. 1555. Гурий в 1567 в Симонове на покое. Киприан , 1571 и 72. Тихон , 15 янв. 1580. Феодосий , 1584. Варлаам , 1588 и 89. Иоасаф , 16 февр. 1592; с 1605 Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит. Никен , 1608–10, убит. Иона в 1612 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря; до 1619.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ириней, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Фальковский Иван Якимович) Родился 28 мая 1762 года в Пирятинском уезде в семье священника. Первоначальное образование получил в духовной академии при Киево-Братском монастыре. В 1776 году уехал с отцом в Токай (Венгрию) и поступил там на должность причетника, продолжая учение в местном римско-католическом училище. В 1777 году поступил в Пресбургскую гимназию. В 1778 году перешел в Пештскую римско-католическую гимназию. В 1780 году поступил в Офенский 11 университет. В 1782 году, окончив философское образование в Пеште, временно исполнял писарскую должность. В 1783 году вернулся в Россию и поступил в богословский класс Киевской духовной академии. 8 января 1784 года назначен при академии преподавателем арифметики и супер-интендантом академического общежития. 28 февраля 1786 года пострижен в монашество. В 1787 году основал при духовной академии «вольное пиитическое общество», имевшее своей целью ознакомить своих членов с современной литературой. 6 февраля 1799 года возведен в сан архимандрита Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии с оставлением на прежней должности в духовной академии. С апреля 1803 года, по упразднении Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря, управлял Киево-Братским монастырем. В том же году был назначен ректором духовной академии. 8 сентября 1803 года переведен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря в Киеве. В 1804 году, по прошению, уволен из духовной академии, где в течение двадцати лет преподавал различные предметы (арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие), поставлен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии. 24 февраля 1807 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 7 февраля 1812 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1 мая 1813 года, в связи с удалением архиепископа Варлаама (Шишацкого), управлял Могилевской епархией. В том же году 6 июля, по прошению, уволен от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии, с управлением Киевским Златоверхим монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ключ. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь в селе Ключе, Нижнедевицкого уезда, каменная с колокольнею, построена в 1799 году (по клировой ведомости в 1803 г.) на месте прежде бывшей деревянной. Один штат. Прихожан 1220 душ, деревня Быстрина (ныне – Быстрик, в 2 верстах). Основная статья на сайте:  Русские Церкви Первые поселенцы Ключей были из Ефремова и Тулы. Около 1730 г. таких переселенцев собралось около 500 душ, и тогда ими была построена деревянная церковь. В 1785 г. в Ключах, Дубинино тож, при 169 дворах числилось 828 душ муж. пола и 799 душ жен. пола. В 1904 г. к Ключам принадлежат деревни: Быстрик и Марьина; всего прихожан в селе и двух деревнях насчитывается в 346 дворах 1486 душ муж. пола и 1483 души жен. пола. В 1730 г., как уже сказано, в селе построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Богоматери. Побуждением к посвящению церкви Казанской Богоматери было явление на одном колодце чудотворной иконы. Эта икона находится в церкви пригородной Старооскольской Стрелецкой слободы. Взята она была из села Ключей при таких обстоятельствах: по случаю празднования в честь чудотворной иконы 8 июля в селе было многолюдное стечение богомольцев, не помещавшихся в малой сельской церкви. Благочинный священник Старооскольской Стрелецкой церкви поставил это на вид жителям села Ключей, говоря, что не приличествует иметь чудотворную икону в таком малом деревянном храме, а потому убедил жителей построить каменную церковь, а до времени ее постройки икона была взята благочинным в Стрелецкую пригородную церковь. Каменная церковь в Ключах была начата постройкой в 1794 г., окончена в 1798 г. и освящена в 1803 г. Во время этих построек село было присоединено к Воронежской епархии. Жителям Ключей, когда они обратились к бывшему своему благочинному с просьбой возвратить им чудотворную икону, было отказано. Жаловались они Курскому преосвящ., но тот дозволил им только снять копию с чудотворной иконы. Копия эта свято чтится жителями Ключей. В 1823 г. в Казанской церкви были исправлены церковные ветхости, в 1830 г. храм внутри вновь окрашен и расписан живописью. С 1841 г., по принуждению начальства, производится капитальный ремонт в церкви, оконченный в 1862 г., когда церковь была освящена. В начале 1903 г. началась перестройка храма: распространена настоящая и переделана трапезная. Перестройка церкви закончена в 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=17394

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (8.12.1773, Москва - 22.11.1844, имение Гаспра Ялтинского у. Таврической губ.), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (21 окт. 1803 - 24 окт. 1817), министр духовных дел и народного просвещения (24 окт. 1817 - 15 мая 1824). Из обедневшей ветви древнего княжеского рода Голицыных. Воспитанник М. С. Перекусихиной, камер-фрау имп. Екатерины II . В 1783 г. был определен в Пажеский корпус в С.-Петербурге, где подружился с вел. князьями Константином Павловичем и Александром Павловичем (впосл. имп. Александр I ), зачислен в пажи Александра и имел доступ ко двору. С 1791 г. камер-юнкер при дворе Александра Павловича, с 1797 г. действительный камергер. С 1794 г. поручик лейб-гвардии Преображенского полка. В мае 1799 г. уволен имп. Павлом I и получил приказ покинуть С.-Петербург, переехал в Москву. Кн. А. Н. Голицын. Литография. XIX в. (ГИМ) Кн. А. Н. Голицын. Литография. XIX в. (ГИМ) При имп. Александре I Г. был вновь принят на службу, 8 сент. 1802 г. получил пост обер-прокурора 2-го, 21 дек. того же года 1-го департамента Сената. Назначение Г. 21 окт. 1803 г. обер-прокурором Святейшего Синода со званием статс-секретаря удивило современников: в кругу аристократов он был известен как «веселый эротоман», «баловень прекрасного пола», скептик, к-рый резко отзывался о Церкви. Тем не менее члены Святейшего Синода встретили назначение Г., сменившего на этом посту властного А. А. Яковлева , с удовлетворением. Имп. Александр I хотел видеть в обер-прокуроре близкого человека, он предоставил ему право непосредственного доклада императору (одновременно члены Синода были лишены этого права). Получив столь высокий пост, Г. изменил образ жизни, занялся изучением истории христианства, чтением религ. книг. 21 сент. 1804 г. ввел новый порядок прохождения дел через Синод, поставив задачу сосредоточить в своей канцелярии все дела церковного управления. В 1807 г. епархиальным архиереям было предписано сообщать в канцелярию обер-прокурора о состоянии дел в епархиях и лично отчитываться перед Г.

http://pravenc.ru/text/165261.html

Филарет, до пострижения Василий Михайлович Дроздов, митрополит московский, родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством благочестивых и просвещенных родителей, Дроздов в 1791 г. поступил в коломенскую духовную семинарию и пробыл в ней до 1799 г., когда эта семинария, за перемещением коломенской архиерейской кафедры в Тулу, была упразднена, а город Коломна с уездом был причислен к Московской епархии. Довершать свое образование Дроздову, вследствие этого, пришлось в Троицкой лаврской семинарии, находившейся под особым покровительством и ближайшим попечением знаменитого митрополита московского Платона II (Левшина) († 1812). Здесь он учился в философском и богословском классах с марта 1800-го и до нояб. 1803 г. Окончив курс наук с блестящим успехом в этой, стоявшей тогда наравне с академиями, духовной семинарии, Дроздов 21 ноября того же 1803 г., после произведенного ему лично самим митроп. Платоном экзамена, определен был на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Уже во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова и его образцово-честное поведение. «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божиего к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего», писал к родителю Дроздова ректор лаврской семинарии архим. Евграф Музалевский-Платонов. Особенно же блестящий проповеднический талант Дроздова скоро выдвинул его из ряда других учителей и был причиною быстрого движения его по службе. 12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митроп. Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу дмитровскому Августину (Виноградскому) : «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Филарет, святитель, митрополит Московский и Коломенский (Дроздов Василий Михайлович) † 1867; память 19 ноября/2 декабря, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых Родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье соборного диакона (впоследствии священника). До девяти лет воспитанием ребёнка занимались его благочестивые родители. В 1791 году он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до её закрытия в 1799 году, после чего перешёл в Троице-Сергиеву лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина ; † 1812). Личность митрополита Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митрополита Филарета. В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 года по 1803 год. 21 ноября 1803 года, по окончании семинарии, после проведённого лично митрополитом Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и древнееврейского языков в той же лаврской семинарии. 30 августа 1806 года перемещён на высший класс пиитический и назначен проповедником при лавре. Митрополит Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808 года утверждает учителем высшего красноречия и риторики. Митрополит Платон писал о своём любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Митрополит Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Но Василий не сразу согласился. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 года подал прошение о пострижении в монашество. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым; 1824, впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский) он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь праведного Филарета Милостивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010