Но метод и пантеистический характер его философии, ярко проявивший себя в «Речах о религии», не позволяют высоко оценивать его апологетическую деятельность. Школа не отличалась ни строгостью в вопросах веры, ни последовательностью в изложении идей. Более значительный вклад в апологию христианства внесла теистическая философская школа, основанная И. Г. Фихте (Младшим, 1797-1879). В сочинениях «Die Religion und Kirchen» (Религия и Церкви), «Anthropologie» (Антропология), «Theistische Weltansicht» (Теистическое мировоззрение) и др. он перед лицом открыто наступающего атеизма отстаивал бытие личного Бога. Из представителей его школы самым значительным был Г. Ульрици. В работах «Gott und Natur» (Бог и природа), «Gott und Mensch» (Бог и человек), «Glauben und Wissen» (Вера и знание) и др. он проявляет себя как компетентный противник материализма (см.: Рождественский Н. , прот. Христианская апологетика: Курс основного Богословия. Т. 1. С. 114-115; он же. Современное неверие на западе Европы и общий характер западной апологетики//ХЧ. 1872. 1. С. 33-55). Особенность А. и ее развития определили следующие основные факторы. 1-й - широкое распространение, а во мн. традиционно христ. странах и господство атеистически-материалистического мировоззрения. Даже в тех гос-вах, где религия формально оставалась приоритетным мировоззрением, христианство фактически вытеснялось из жизни и атеизм оказывался реальной верой подавляющего большинства. Поэтому вопросы веры и разума, соотношения научного знания и атеистического и религ. мировоззрений, доказательства бытия Бога, существования души или, как заметил И. А. Ильин , почему верить в Бога «не глупо и не вредно» даже и образованному человеку ( Ильин И. А. Кризис безбожия//Соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 337), оказываются на переднем плане А. 2-й фактор - сенсационные открытия в физике, генетике, астрономии, психологии, математике, археологии и др. науках, к-рые принесли совершенно новые свидетельства потрясающей премудрости устройства тварного мира, благодаря чему защитники христианства получили серьезнейшие аргументы для обоснования бытия Бога, существования души и ее бессмертия, существования сверхчувственного мира и др.

http://pravenc.ru/text/75696.html

103 Бёрк, Эдмунд (1729–1797) — английский политик и философ. В " Размышлениях о революции во Франции " (1790), в " Заметках о политике союзников " (1793) и др. сформулировал кредо английского консерватизма. В полемике с рационалистами и просветителями обосновал негативный взгляд на революционеров (якобинцев), считал их отравленными абстрактными теориями, приводящими к краху. 104 " Пекхемский эксперимент " — социальный эксперимент в районе Пекхэм — на юго-востоке Лондона. 105 Миддлсекс — графство на юго-востоке Англии, куда входит северо-западная часть большого Лондона. 106 …с 1922 по 1939 г. [Элиот] был редактором журнала " Критерион " (Criterion). 107 Поэтические переводы с китайского, сделанные Эзрой Паундом и Артуром Уэйли… — Переводы произведений Ли Бо (VIII b.) сделаны Э. Паундом по подстрочникам американского востоковеда Эрнеста Феноллозы, опубликованы в 1915 г. в сборнике " Старый Китай " . Элиот назвал Паунда " творцом китайской поэзии для нашего времени " (Предисловие к: Е. Pound. " Selected works " . L., 1948. P. 14–15). Артур Дэвид Уэйли (1889–1966) — поэт, знаток китайской и японской литературы, автор переводов " Сто семьдесят китайских стихотворений " (1918), японской поэзии и прозы, китайского романа XVI b. " Обезьяна " (1942), книги " Поэзия и карьера Ли Бо " (1951). 108 Ривьер, Жак (1886–1925) — французский писатель, журналист, редактор журнала " Нувель Ревю Франсэз " (1919–1925). Полан, Жан (1884–1968) — французский эссеист, критик, редактор " Нувель Ревю Франсэз " с 1935. " Die Neue Rundschau " (Berlin, 1893–1944; 1945–1949, Stockholm-Amsterdam). " Neue Schweizer Rundschau " (Zurich, 1907–1955); " Revista de Occident " (Madrid, 1923— 36); " II Convegno " (Milan, 1920–1940). 109 Геккер, Теодор (1879–1945) — немецкий философ, христианский экзистенциалист, культуролог, публицист, толкователь Киркегора, автор известной книги " Вергилий — отец Запада " ( " Vergil, Vater des Abendlandes " . — Leipzig, 1931. 4-te Aufl. - Zurich, 1946). 110 Менкен, Генри (1880–1956) — американский критик и журналист.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

25. Пауль Клее (1879—1940) швейцарский живописец, график. Один из крупнейших представителей экспрессионизма. 26. Жан Полан (1884—1968)—французский писатель и литературный критик, член Французской Академии, возглавлявший журнал «Нувель ревю франсез». 27. Донатьен Альфонс Франсуа, маркиз де Сад (1740— 1814) -французский писатель («Диалог священника и умирающего», «120 дней Содома», «Дни Флорбеллы, или Разоблаченная природа», 1807; «Философия в будуаре», 1795; «Новая Жюстина, сопровождаемая Историей Жюльетты», 1797). 28. Жюль Жанен (1804—1874) — французский театральный критик, вел рублику в «Журналь де деба», член Французской Академии. 29. Жан Моклер (р. 1919)—французский актер. 30. Жан Луи Барро (р. 1910)—французский актер и режиссер. Вместе с Мадлен Рено возглавлял собственную труппу, а также «Одеон— Театр де Франс»; играл в «Комеди Франсез». 31. Альфонс Алле (1855—1905) — французский писатель-юморист. 32. Анри Бернстен (1876—1953) — французский драматург («Вор»). 33. Роже Планшон (р. 1931) — французский режиссер. 34. Артур Миллер (р. 1915) — американский драматург (трагедия «Смерть коммивояжера», 1949; «Сейлемские колдуньи», 1953). 35. Симон Лейс (наст, имя Пьер Рикмане, р. 1935)—австралийский историк искусства, китаист. 36. Франсуа (Ференц) Фейто (р. 1909) — французский историк и политолог, венгр по происхождению. 37. Пьер Дэкс (р. 1922) — французский писатель, историк искусства и литературный критик. Жорж Сюффер (р. 1927) — французский писатель и журналист. 38. Жаннин Эрш (р. 1910) — швейцарский философ и писатель. 39. ...звучали серьезные предупреждения.— Речь идет о книге Андре Жида (1869—1951) «Возвращение из СССР» (1936); имеется в виду политическая деятельность Андре Бретона (1896—1966), французского писателя, одного из основоположников сюрреализма, в рядах ФКП в начале 30-х годов; книга «К другому пламени» (1927) Панаита Истрати (1884—1935), румынского франкоязычного писателя. 40. Виктор Андреевич Кравченко (1905—1966)—советский инженер; эмигрировал в США в 1944 году; автор книги «Я выбрал свободу» (1946), где разоблачались сталинские репрессии. Подал в суд за диффамацию на еженедельник «Леттр франсез», выиграл процесс.

http://predanie.ru/book/217374-protivoya...

Loisy), Histoire du Canon de l’A. T.; 1890; du N. T., 1891. – Мабир (P. Mabire, 1804–1884), Les Psaumes traduits en frangais sur le texte hebreu, 1868. – Конрад Майер (Maier), Comm, in Epist. ad Hebr., 1843. – Адальберт Майер (Maier, 1811–1889), Комментарий на св. Иоанна, 1843–1845; на послание к Римлянам, 1857; на I и II послания к Коринфянам, 1865; Евреям, 1861. – Мартен (P. Martin, 1840–1890), Intr. à la critique generate de l’A. T., 1886, etc. 744 – Монури (Mannouri, 1811–1893), Comm, de l’Epitre aux Romains, 1878; sur les deux Dp. aux Corinthiens, 1879, etc. – Майер (G. K. Mayer, 1811–1868), Мессианские пророчества Исаии, 1860; Иеремии, 1863; Иезекииля, 1864; Даниила, 1866. – Монсиньор Меньян (Mgr. Meignan, 1817–1896), архиепископ турский, Propheties messianiques, Le Pentateuque, 1856; Les Livres des Rois, 1878; Le monde et l " homme primitif selon la Bible, 1869; Les Evangiles et la critique, 1864; 2 изд. 1871; David, 1888; Salomon, 1890; Les prophtes d’Israel, 1892; Les derniers prophctes d " Israel, 1894. – A. Messmer († l859), Комментарии на ев. св. Иоанна, на Послания к Коринфянам, к Галатам, к Колоссянам. – Аббат Моте (L. Motais, 1837–1886), L " Ecclesiaste, 2 in-8°, 1876; сокращение в Библии г. Летиелля. – Нетлер (В. Neteler), Исаия, Паралипоменон, и т. п. – J. P. Nickes, De libro Judithae, 1854; De Estherae libro, 2 изд. in-8°, 1856–1859. – Fr. X. Patrizi, иезуит (1797–1881), De Evangeliis, 2 in-4°, 1852–1853. De consensu utrisque libri Machabaeorum, 1856; In Actus, 1867, etc. – Повер (C. Pauvert), Vie de N. S., 2 in-8°, 1867. – Монсиньор Плантье (Plantier, 1813–1875), епископ нимский, Les poetes bibliques, 3 изд. 1881. – H. Rault (1823–1879), Cours élémentaire d’Ecriture Saints, 3 изд. 1882. – Рейнке (L.Reinke, 1797–1879), Пособия и изъяснения Ветхого Завета, 1857, и сл.; Мессианские пророчества, 1859 и сл. – Рейшль (Reischl, 1818–1879) и Лох (Loch), Ветхий и Новый Завет, переведенные и изъясненные, 2 изд. 1867–1870. – Рейтмайер (Reithmayr, 1809–1872), Комментарии на Послание к Римлянам, 1843, к Галатам, 1865; Введение в книги Ηοвого Завета, французский перевод Valroger’a 2 in-8°, 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

1. Иосиф (Волчанский) (1742—1745) (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) (1748—1754) (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) (1757—1767). 4. Амвросий (Зертис-Каменский) (1767—1771) (архиепископ). 5. Платон (Левшин) (1775—1812) (1775—1787 годы – архиепископ, с 1787 года – митрополит). 6. Августин (Виноградский) (1819—1821) (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) (1819—1821). 8. Филарет (Дроздов) (1821—1867) (1821—1826 годы – архиепископ, с 1826 года – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) (1868—1879). 10. Макарий (Булгаков) (1879—1882). 11. Иоанникий (Руднев) (1882—1891). 12. Леонтий (Либединский) (1891—1893). 13. Сергий (Ляпидевский) (1893—1898). 14. Владимир (Богоявленский) (1898—1912). 15. Макарий (Невский) (1912—1917). 16. Тихон (Белавин) (1917). г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) (1690—1707). 2. Иоасаф (Кроковский) (1708—1718). 3. Варлаам (Вонатович) (1722—1730) (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) (1731—1747) (1731—1743 годы – архиепископ,   с 1743 года – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) (1748—1757). 6. Арсений (Могилянский) (1757—1770). 7. Гавриил (Кременецкий) (1770—1783) (архиепископ). 8. Самуил (Миславский) (1783—1796). 9. Иерофей (Малицкий) (1796—1799). 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) (1799—1803). 11. Серапион (Александровский) (1803—1822). 12. Евгений (Болховитинов) (1822—1837). 13. Филарет (Амфитеатров) (1837—1857). 14. Исидор (Никольский) (1858—1860). 15. Арсений (Москвин) (1860—1876). 16. Филофей (Успенский) (1876—1882). 17. Платон (Городецкий) (1882—1891). 18. Иоанникий (Руднев) (1891—1900). 19. Феогност (Лебедев) (1900—1903). 20. Флавиан (Городецкий) (1903—1915). 21. Владимир (Богоявленский) (1915—1918). VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА 1. И.В. Болтин (1722—1725). 2. А. Баскаков (1725—1726). 3. Р. Раевский (1726) (прокурор). 4. Н.С. Кречетников (1741) (назначен, но не вступил в должность). 5. князь Я.П. Шаховский (1741—1753). 6. А.И. Львов (1753—1758). 7. князь А.С. Козловский (1758—1763). 8. И.И. Мелиссино (1763—1768). 9. П.П. Чебышев (1768—1774). 10. С.В. Ахчурин (1774—1786). 11. А.И. Наумов (1786—1791). 12. граф А.И. Мусин-Пушкин (1791—1797). 13. князь В.А. Хованский (1797—1799). 14. Д.И. Хвостов (1799—1802). 15. А.А. Яковлев (1803). 16. князь А.И. Голицын (1803—1817) (1817—1824 – министр). 17. князь П.С. Мещерский (1817—1833). 18. С.Д. Нечаев (1833—1836). 19. граф Н.А. Протасов (1836—1855). 20. А.И. Карасевский (1855—1856). 21. граф А.П. Толстой (1856—1862). 22. А.П. Ахматов (1862—1865). 23. граф Д.А. Толстой (1865—1880). 24. К.П. Победоносцев (1880—1906). 25. князь А.Д. Оболенский (1905—1906). 26. князь А.А. Ширинский-Шихматов (1906). 27. П.П. Извольский (1906—1909). 28. С.М. Лукьянов (1909—1911). 29. В.К. Саблер (1911—1915). 30. А.Д. Самарин (1915). 31. А.И. Волжин (1915—1916). 32. Н.П. Раев (1916—1917). 33. В.Н. Львов (1917). 34. А.В. Карташев (1917). IX. СВЯТЫЕ, ПОДВИЖНИКИ, ИЕРАРХИ И ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЯТЕЛИ СИНОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иннокентий, святитель, митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки (Вениаминов – Попов Иван Евсеевич) († 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 26 августа 1797 года в семье пономаря села Ангинского Иркутской епархии. Образование получил в Иркутской духовной семинарии. 13 мая 1817 года (еще учеником семинарии) рукоположен во диакона к Благовещенской церкви. В июне того же года окончил семинарский курс образования. 18 мая 1821 года рукоположен в сан священника. 29 июля 1824 года назначен миссионером в Америку на остров Уналашку. 22 августа 1834 года переведен в Новоархангельский порт. 25 декабря 1839 года возведен в сан протоиерея. 29 ноября 1840 года после смерти жены принял монашество и 30 ноября возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года хиротонисан во епископа Камчатского и Алеутского. С 21 апреля 1850 года – архиепископ. В 1857 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 5 января 1868 года назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета (Дроздова , † 1867). Скончался 31 марта 1879 года. Погребен в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого. Рано оставшись сиротою, будущий великий миссионер и ревностный деятель Православной Церкви самоучкой выучился грамоте и семи лет уже прекрасно читал за литургией Апостола. Прихожане уговорили его мать отдать сына в ученье, и он был принят в Иркутскую духовную семинарию на казенный счет. Окончив семинарию с отличием, Иван женился и был рукоположен в сан священника. В 1824 году отец Иоанн получил от епархиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова и вместе с женой, тещей и детьми отправился в семимесячное, весьма опасное путешествие из Иркутска на северо-восток. Шестнадцать лет провел священник Иоанн Вениаминов на Алеутских островах и на острове Ситха. Большую часть своей жизни провел он на трудном поприще миссионера, в негостеприимных владениях России на берегах Тихого океана. Много лет прожил на Алеутских островах, крестя инородцев и переводя книги на их язык. Делал он все это не ради личной славы, почести или земных выгод, а по одной любви к делу и к своим духовным детям. Под его руководством миссионерская деятельность в этих краях получила небывалое развитие. Его неутомимая плодотворная деятельность привлекла к нему почтение и уважение даже иностранцев. Перед этой величавой светлой личностью особенно преклонялись англичане и американцы, и даже воспевали ее в стихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Покойный состоял некоторое время цензором духовного журнала «Православное Обозрение». Вот отзыв Церковно-Общественного Вестника (1879 года) о деятельности Д.П. Новского на этом поприще: «Он имел возможность оказать этому изданию, а с тем вместе конечно и русскому читающему миру, существенные услуги, не задерживая статьи, назначавшиеся к помещению в журнале, которые для ума менее просвещенного и для предубежденного взгляда могли показаться выходящими за пределы ведения узко понимаемой рамки духовно-литературного слова. Нужно было своего рода мужество, чтобы в данном случае идти против установившегося течения, а это мужество оказалось у покойного протопресвитера». (Яросл. еп. вед. 1879 г. 27; Прав. Обозрение 1879 г. 5, 6). Павел Предтечевский Павел Предтечевский , родом Ярославец; по окончании в Ярославской семинарии (1781 г.) курса, был в той же семинарии учителем «разных классов»; 14 мая 1786 г. принял он в Спасском монастыре монашество и назначен строителем Варницкого мон. в Ростове, потом Петровского там же, и затем Афанасьевского в Ярославле. В 1787 году в Ярославской семинарии он был учителем философии, в ноябре 1788 г. переведен префектом Александро-Невской семинарии; в декабре 1789 г. перемещен, по прошению, в Тверскую семинарию учителем элоквенции; в сентябре 1792 г. определен проповедником в Московскую академию; 23 июля 1795 года назначен там же префектом; с 1797 года был ректором семинарии во Владимире. Умер в 1803 г.; погребен в Данилове мон. в Переславле. Г. Чистович, в Истории Петербургской духовной академии, пишет, что воспитанники были недовольны им как наставником, потому что был он «большой схоластик и лишь латинским языком прикрывал свое незнание». Но если он знал столь хорошо латинский язык, то очевидно потому, что читал латинские книги, и следовательно был хорошим богословом. Это мы и видим в его проповедях. Проповеди его, сказанные: а) при погребении Ярославского генерал губернатора Алексея Петровича Мельгунова в Ильинской церкви 6 июля 1788 г. и б) при погребении ст. сов. Николая Федоровича Уварова в церкви

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Синода, на место Саввы Исаева, последнего духовника Екатерины, уволенного Павлом от должностей с пенсиею. В тот же день на о. Исидора возложен наперсный крест на голубой ленте и «кавалерия» св. Анны 2-й степ. Ему первому присвоено звание протопресвитера, а при коронации Павла дан орден св. Анны 1-й ст. с бриллиантовой звездой. О. Исидор скончался в октябре 1805 г. и погребен в Невской лавре; 2) священник Феодор Антонович Горянский (1797–1800) переведен в Петропавловский собор в Петербурге; 3) протоиерей Захарий Иванович Каницкий (1800–1825) слушал богословию в александро-невской академии. По Высочайшему повелению из диаконов в Галерной гавани определен, в 1797 г., священником к гатчинской госпитальной церкви, а в 1800 г. переведен к придворной. Умер в Гатчине; 4) протоиерей Иоанн Афанасьевич Виноградов (1826–1842) переведен сюда, по воле Марии Феодоровны, из академии художеств. Оставил записки, напечатанные в Русской Старине 1878 г., умер в Гатчине; 5) священник Александр Петрович Окин (1842–1848), из диаконов придворно-конюшенной церкви, умер в Гатчине; 6) священник Иоанн Гаврилов Одноралов (1848–1849) поступил из протодиаконов Зимнего дворца и через год вышел в отставку. Остальное время жизни служил при церкви св. Екатерины, в Екатерингофе; 7) Иоанн Спиридонов Цвинев (1849–1859), магистр с.-петербургской духовной академии, переведенный после в Царское село; 8) протоиерей Назарий Добронравов (1859– 1870) из заслуженных полковых священников. Умер в отставке; 9) священник Николай Константинов Смирнов, перемещенный, в 1879 г., к собору Зимнего дворца и 10) Николай Григорьевич Кедринский служащий в настоящее время. h11 б) Диаконы: Семен Тимофеев, служивший в прошлом столетии; за ним следовали: Василий Тяжелов (1800–1807), Иаков Васильев (1807–1827), Иоанн Лебедев (1827–1830) вышел священником в кирасирский полк; Александр Орлов (1830– 1835) вышел священником в армейское ведомство, Александр Гумилевский (1836–1841), Стефан Голятовский (1841– 1855), Иоанн Колосов (1856–1859), Константин Пашский (1859–1865), Матфей Ильинский (1865–1869) взят к большому двору, Николай Божуков (1869–1875) переведен в Аничковский дворец и Василий Левитский, служащий с 1875 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Однако, владыка Антоний считал эти недочеты русской жизни поправимыми при наличности русской православной монархии и при возстановлении патриаршества. В своем письме к П. Н. Краснову в связи с признанием владыкой Великаго Князя Кирилла Владимировича российским Императором, владыка Антоний писалъ 46 : « П риходилось мне печатать о том, что бедствия, постигшия Династию и Россию, явились Божиим отмщением за ея посягновения на Церковь , завершившияся безумным провозглашением Царя главою Церкви в 1797 году. Тогда Господь, как перед Всемирным потопом сказал вторично в Себе: «не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет; и вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни под небесами. Все, что есть на земле лишится жизни» ( Быт. 6, 3. 17 ). Так ровно через 120 лет после 1797 года наступила всеуничтожающая большевицкая революция. Все это предвидел патриарх Никон и английский ученый Пальмер в своем шеститомном труде о патриархе Никоне . «Но с тобою, – продолжает Господь Свое откровение Ною, – Я поставлю завет Мой, и войдете в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя и жены сынов твоих с тобою» (ст. 18) Да будет семья нашего новаго Царя таким ковчегом, который сохранит жизнь Ея для народа после потопа революции. Я лично в этот ковчег не войду: моя смерть за плечами, но как Моисей умер с покорностью воле Божией, утешенный созерцанием обетованной земли и высшей горы Нево перед своей смертью, так и я радостно умру, если увижу уже начавшееся спасение русской Церкви, русскаго народа». В другом случае, в своей речи, по случаю 25-летия бракосочетания Государя Кирилла Владимировича и Государыни Виктории Феодоровны владыка говорил так: « В сем известно, что наша высшая иерархия была очень удалена от Высочайшаго Двора, она только в лице двух митрополитов появлялась при Дворе на Рождество и на Пасху, причем дело ограничивалось оффициальным поздравлением Высочайших Особ. Так было при Императоре Николае I, так было при Императоре Александре II, но, что еще удивительнее, так было и при Александре III. Я лично впервые удостоился представиться Государю Николаю II, в 1906 г., через 9 лет после рукоположения меня в Епископы, при этом Государь сказал мне с улыбкой и укоризной: «Мы, кажется, видимся с вами первый раз». Победоносцев, который вообще твердо отстаивал православныя основы русской жизни, почему-то не сочувствовал появлению иерархов при Дворе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

10,3 «Если напоит кто, – говорит [Господь], – чашею холодной воды только во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» 1788 . Видишь, до чего простер Господь удобство [исполнения] заповеди, чтобы никто не лишен был участия в добре, как немощный и слабый произволением. И еще [говорит]: «[Так как] вы сделали это одному, Мне сделали» 1789 , – лишь бы только делаемое [вами] делалось по Богу, а не для славы человеческой. Ибо присовокупил слова: «Только во имя ученика» 1790 1791 , – то есть, добро да совершается по страху и из любви ко Христу. 10,4 Порицая же делающих что-либо доброе напоказ, для славы и похвалы человеческой, Господь дал [о них Свой] приговор, сказав: «Всё делают они, чтобы видели их люди» 1792 , – и впоследствии с клятвою присовокупляет так: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» 1793 . Посему Он заповедует ученикам: «Смотрите, не творите милостыни вашей или поста или молитвы пред людьми, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» 1794 . Исходящие от людей славу, честь или похвалы советует Он отвергать и вообще не подпускать к уму, но ожидать себе, как выше сказано, истинной славы и похвалы от единого Бога, поскольку Господь не учил тому, чтобы сделанное нами какое-либо добро вовсе не было знаемо людьми. Да и как было бы это возможно, когда Он Сам увещевал, чтобы подобно свету сияли пред людьми наши добрые дела, совершаемые во славу Божию? «Да видят, – говорит Он, – ваши добрые дела и прославят Отца вашего небесного» 1795 . 10,5 Апостолы, законоположив Духом ничего из необходимого не предписывать или совсем не затруднять [уверовавших] из язычников, разве что воздерживаться от блуда, идоложертвенного, удавленины и крови 1796 , умолчали до поры до времени о великом числе заповедей по многой и безмерной своей доброте и сострадательности, облегчая младенчество духовного их возраста, желая того только, чтобы сперва от идолопоклонства приступили они к вере, чтобы так, будучи отчасти послушными слову истины, сподобились достичь и важнейших предписаний заповедей и духовного возрастания. 10,6 Если же кто и к молитве довольно ленив, и в служении, и в прочем исполнении какого бы ни было дела для упокоения братии выказывает вялость, нерадение и пренебрежение и не мужается тщательно и верно выполнять все, что велено, то апостол, именуя такого ничем не занятого и, напротив, бесполезного человека праздным, не признает его достойным и хлеба, сказав: «Праздный да не ест» 1797 . И в другом месте [сказано]: «Праздных и Господь ненавидит, и 1798 праздный не может быть верным» 1799 . И в [книге] Премудрости говорит [Сирах]: «Многой злобе научила праздность» 1800 . Каждый обязан приносить плод в каком бы то ни было деле, совершаемом ради Господа, и быть тщательным хотя бы в одном хорошем [деле], чтобы, оказавшись совершенно бесплодным, не лишиться вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010