Пьеса кончена, и читатель может меня теперь спросить: зачем она попала в одну книгу с рассказами о трех праведниках, с которыми у Шерамура, по-видимому, нет ничего общего в природе? Такой вопрос очень возможен, и я, предвидя его, спешу дать мой ответ. Шерамур поставлен здесь по двум причинам: во-первых, я опасался, что без него в этой книжке не выйдет определенного числа листов, а во-вторых, если сам Шерамур не годится к праведным даже в качестве юродивого , то тут есть русская няня, толстая баба с шнипом, суд которой, по моему мнению, может служить выражением праведности всего нашего умного и доброго народа. Впервые опубликовано – «Новое время», 1879. В Петербурге в это время французским послом и полномочным министром находился, кажется, герцог де-Гиш , который заступил с 10-го (22-го) августа 1853 г. барона Бюринью де-Варень, бывшего поверенного по делам. Из «Краткой истории Первого кадетского корпуса», составленной Висковатовым, видно, что это произошло 16 января 1797 года. (Прим. Лескова.) . Воспитанники корпуса позднейших выпусков говорят, что у них не было слова «передача», но я оставляю так, как мне сказано кадетом-старцем. (Прим. Лескова.) . В « истории Первого кадетского корпуса» (1832 г.) есть упоминание о том, что государь император Александр Николаевич в отрочестве посещал корпус и там кушал с кадетами. (Прим. Лескова.) . См. не действующее более «Наставление к образованию воспитанников военно-учебных заведений», 24 декабря 1848 года, СПб, Типография военно-учебных заведений. (Прим. Лескова) . Жалеть, иметь сострадание (лат.) ; здесь – безнадежное состояние больного. касторовое масло (лат.) кротоновое масло (лат.) 1 Вариант: Воспомнут, мудрый, о тебе. (Прим. Лескова.) . Слух, молва (лат.) Я и мой товарищ по гимназии, нынче известный русский математик К. Д. Краевич, знавали этого антика в конце сороковых годов, когда мы были в третьем классе Орловской гимназии и жили вместе в доме Лосевых, «Антон-астроном» (тогда уже престарелый) действительно имел кое-какие понятия о небесных светилах и о законах вращения, но главное, что было интересно: он сам приготовил для своих труб стекла, отшлифовывая их песком и камнем из донышек толстых хрустальных стаканов, и через них он оглядывал целое небо… Жил он нищим, но не чувствовал своей нищеты, потому что находился в постоянном восторге от «зодий». (Прим. автора.)

http://azbyka.ru/fiction/pravedniki/?ful...

Среди светских наград Владимира Семеновича орден Св. Анны всех степеней, орден Св. Владимира 2-й и 3-й степени, многочисленные медали, а также орден Св. Саввы 2-й степени, пожалованный сербским королем Петром I (1910). Были и другие формы поощрения. Например, архипастырское благословление «За усердное проповедания Слова Божия» (1886), «За ревностные труды в исполнении должности благочинного» (1890). «Высочайшим рескриптом Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны, Августейшей попечительницы Елизаветинского благотворительного общества по случаю исполнившегося десятилетия со дня учреждения сего Общества объявлена ему Высочайшая благодарность Ее Императорского Величия Государыни Императрицы Александры Федоровны и признательности Великой Княгини Елизаветы Федоровны за труды его по званию члена Совета» (1902). Формулировки награждений отмечают «честное и назидательное служение во священстве и усердное исполнение возложенных на него начальством должностей», «успешное преподавание Закона Божия в женских гимназиях». Нам неизвестны обстоятельства награждения отца Владимира сербским орденом, но ношение его было санкционировано на высшем уровне: «Государь Император по всеподданнейшему докладу Синодального обер-прокурора Всемилостивейше соизволил дать разрешение ему принять и носить пожалованный Его Величеством Королем Сербским Петром Первым орден Св. Саввы 2-й степени, о чем объявлено ему указом Московской духовной консистории». «Послужной список» обрывается 1912 годом. Вполне вероятно, что в оставшиеся годы жизни (1912–1917) у Владимира Семеновича были и другие награды. С 1874 г. в Москве под редакцией о. Владимира выходил еженедельный журнал «Миссионер», издававшийся православным миссионерским обществом. Православное миссионерское общество было учреждено в Москве в 1869 г. митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием (1797–1879). Фактически с момента основания в нем состоял И. М. Богословский -Платонов. К моменту учреждения журнала Общество существовало уже 4 года, в его составе были 7000 действующих членов; миссии Алтайская, Иркутская, Забайкальская, Приамурская; капитал 300 тыс. рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

88 В 1764 г. Новая Сербия была переименована в Новороссийскую губернию; из нескольких полковых местечек образованы были города, а шанцы названы были военными поселениями. 89 Каждой семье переселенцев, независимо от числа состоящих в ней душ, было дано по 30 дес., из коих полагалось 15 дес. пашенной, 5 сенокосной, 5 лесных угодий и 5 усадебной, огуменной, огородной и выгонной, при чем определялось удобные для поселения места располагать так, «чтоб некоторую часть как из пашенной, так из прочих угодий оставлять впусте для будущих детей, дабы оныя, пришедши в возраст и женясь, сами хозяевами быть могли». 90 В 1763 г. в Петербурге учреждена была «канцелярия опекунства иностранных», которой присвоены были: «власть и преимущества равныя против государственных коллегий», т. е. права особого министерства, сносившегося непосредственно с высшей властью. В 1766 г. открыто было в г. Саратове местное для колонистов управление, под названием «контора канцелярии опекунства иностранных». С 1797 г. были учреждены отдельные главные местные управления для колоний Херсонской, Екатеринославской и Таврической губернии, Бессарабской области и др. мест. – Манифест 1763 г. послужил основой для развития последующих законоположений относительно иностранной колонизации, которые, в виде особого устава о колонистах вошли во 2-ю часть XII т. Св. Зак., изд. 1857 г. 91 В Херс. губ. выселялись немцы большею частью из Виртемберга и вел. герц. Баденского (Энц,. Слов. Березина, III, 446). 92 «Сектаторы-колонисты в России» А. Клауса. «Вестн. Евр.» 1868 г., т. I, стр. 256–271. Продолжение этой статьи находится во II, III и IV тт. того же журнала. 93 Менониты – умеренные анабаптисты. Название свое они получили от Симонса Мено, родившегося в 1505 г. в Витморзуме, фрисляндской деревне, недалеко от Франекена. До 1535 г. он был католич. священником, а потом перешел на сторону анабаптистов. Вскоре, по их просьбе, он принял на себя звание старейшины или епископа. Мено объединил, насколько возможно, общины анабаптистов, рассеянных по всей Германии, Нидерландам и Голландии, дав им более или менее однообразное учение и церковное устройство. („Странн.», 1879, кн. 7 – 8, стр. 87–90).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Примечание. 1) Поверка отчетов по Рижскому, Варшавскому, Новочеркасскому, Усть-Медведицкому духовным училищам, а равно по училищам Закавказского края, оставляется на существующем основании 102 . (8 – 17 Ноября 1882 г. 2344. Ц. В. 48.) Комитет имеет право независимо от поверки годовой отчетности в продолжении года наблюдать за производством хозяйственных расходов по духовно-учебным заведениям и по постройкам, совершаемым под наблюдением строительных Комитетов, с правом свидетельствовать по временам наличность сумм, припасов и материалов, а также работы по постройкам. (П. 3 прав. 1865 г.) Примечание. Ведомости о доходах и расходах сумм Грузинского церковного казначейства поверяются в ежегодно учреждаемых для этого особых ревизионных Комитетах 103 . (См. ст. 273 и прил. к ней.) 1 В этом смысле Император, в акте о наследии Престола (5 Апреля 1797 г. 17910) именуется Главою Церкви (Там.). 2 В этом указе Святейший Синод именуется «Духовною Коллегиею», но мы употребляем наименование, усвоенное Святейшему Синоду в первом его заседании и на первом его докладе. (14 Февраля 1721 г. Полн. Собр. Пост. по вед. прав. испов. Т. изд. 1879 г.). 3 Так изъяснял свои права Правительствующему Сенату Святейший Синод, основываясь на Высочайших указах. (Там). 4 Частные постановления, излагающие действия Святейшего Правительствующего Синода по подлежащим его ведению и управлению делам и лицам, не помещаются здесь, во избежание возможных повторений этих постановлений в других местах, при изложении специальных о сих предметах узаконений. 5 Настоящее распоряжение состоялось по поводу усмотренного Святейшим Синодом поступления к нему в значительном количестве просьб от разных духовных лиц и их семейств белого духовенства – помимо их епархиальных начальств, монашествующего – помимо монастырских настоятелей и епархиальных начальств, а также жалобы на действия тех начальств, наполненные множеством разнородных и к существу дела не относящихся предметов. При издании настоящего распоряжения имелось в виду с одной стороны предотвратить поступление в Синод подобных жалоб и просьб, с другой – поставить просителей в законные отношения к своему ближайшему начальству и обратить их на будущее время к должному порядку. (Там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В атом случае Гербарт был только последователем, когда объявил бессмертными и души животных и даже допустил, что у душ животных останутся и их представления. Итак, что касается учения о религии и ее сущности, то заслуга Гербарта состоит в том, что, отвергнув, как не истинные, все механические гипотезы и односторонние мнения Канта, Гегеля и Шлейермахера, он доказал, что сущность религии нельзя ограничивать только одною какою либо способностью души человеческой, но что религия охватывает все силы ее – разум, волю и сердце. В этом направлении старались разрешить вопрос о сущности религии и все те мыслители, которые известны под именем защитников умозрительного теизма в тесном смысле этого слова. Между ними особенно выдающееся положение занимают Им. Герм. Фихте (Младший), Герман Ульрици и Мориц Каррьер. Фихте Младший (1797– 1879 г.), бывший профессор философии в университетах боннском и тюбингенском, сын знаменитого Иог. Гот. Фихте Старшого, в области философского умозрения не пошел по стопам своего отца; гораздо больше симпатии он выказывал первоначально к философии Гегеля, хотя он не был и слепым последователем гегельянского мировоззрения. С гегельянцами он разошелся прежде всего и главным образом своим учением о Боге. Бог, по учению Фихте, должен быть мыслим не просто Творцом мира- вечным и всемогущим, но и существом непременно личным. Кроме того, так как Бог не мог иметь никакого внешнего побуждения к сотворению мира кроме собственной благости и любви и сотворил мир только ради самых творений, то Он должен быть и существом всеблагим. Поэтому должны отвечать Ему и сотворенные Им разумно-свободные существа. Таким образом, но учению Фихте, сущность религии, как отношения человека к Богу, должна состоять в том, что человек нравственно обязан познавать Бога, любить Его и беспрекословно исполнять Его волю. Эти мысли Фихте высказывает во многих своих сочинениях 96 ; но в особенности в своей «Психологии» 97 он старается представить обстоятельный анализ религиозного на строения и чувствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Тайн. Виленское Св.-Духовское братство имело до времени вступления преосв. Макария в управление Литовской епархией уже многовековую и славную историю 1491 . Начало его относится к концу XVI в. Виленское Св.-Духовское братство вместе с другими западно-русскими православными церковными братствами было одним из важнейших оплотов православия и русской народности в Западной Руси в течение XVII и XVIII вв. Закрывшееся в 1797 году, оно в 1865 году, во время усиленных забот нашего правительства о восстановлении православия в северо-западном крае, снова было открыто в несколько ином виде. Большое участие в деле его восстановления принимал, кроме митрополита Иосифа Семашко , бывший Виленский генерал-губернатор, известный русский деятель в северо-западном крае гр. Μ.Н. Муравьев. Целью его деятельности теперь, как и прежде, было то, чтобы соединенными силами духовенства и мирян оберегать в крае православие и содействовать его преуспеянию. В первые годы после своего восстановления Св.-Духовское Виленское братство быстро выросло, обещая в недалеком будущем сделаться крепким борцом православия и русской народности 1492 . К сожалению, процветание восстановленного братства было весьма непродолжительно. Уже с 1868 года, следовательно, до прибытия преосв. Макария в Вильну, оно начало ослабевать. Причины этого весьма прискорбного явления скрывались в тоговременном положении вещей в крае. После глубоко патриотической, истинно русской деятельности гр. Муравьева и двух его ближайших преемников, наступили времена «потаповщины» с её крайним увлечением космополитическими идеями. По инициативе лиц, близких к генерал-губернатору Потапову, в Вильно было учреждено «Общество доброхотной копейки». Характер общества был космополитический, – «чуждый всякой узкой национальной и религиозной исключительности», – как напыщенно и громко заявляли деятели «потаповских» времен. Но в действительности было совсем не то. Под шум космополитизма устроено было учреждение, прямо направленное против всего православного и русского в крае. Из сферы благотворительной деятельности «Общества доброхотной копейки» была совершенно исключена русская народность и православие, так что благотворительность его простиралась исключительно на польскую народность и католичество. Одним из следствий живой и энергичной деятельности общества был заметный упадок Св.-Духовского братства. «Общество доброхотной копейки», – благодаря покровительству генерал-губернатора, и некоторым искусственным мерам, привлекло к себе все материальные средства, которыми на первых порах своей деятельности, по восстановлении, располагало Св.-Духовское братство, которое, поэтому, вынуждено было сократить свою деятельность и мало-помалу начало ослабевать 1493 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Проект, посвященный святителю Иннокентию, поддержит Правительство 1 мин., 26.03.2015 Правительство России окажет всестороннюю поддержку национальному проекту «Путь святителя Иннокентия», посвященному известному миссионеру святителю Иннокентию (Вениаминову). Проект был разработан по инициативе губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко и вошел в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», сообщает агентство «Интерфакс-религия» . Отмечается, что областная программа, в которую также вошел межрегиональный проект «Ердынские игры», нашла поддержку в Правительстве России, которое окажет ей, в том числе, и финансовую помощь. «По поручению губернатора Иркутской области в программу включены мероприятия по реализации международного мемориально-экспозиционного проекта «Путь святителя Иннокентия Вениаминова» и межрегионального проекта «Ердынские игры», - отметили в пресс-службе Правительства Иркутской области. Проект «Путь святителя Иннокентия» предполагает строительство в области просветительского центра, проведение слушаний, молебнов в регионах, связанных с именем известного миссионера. В проекте участвуют Иркутская, Амурская, Сахалинская, Магаданская области, Хабаровский, Камчатский, Забайкальский края, Чукотский автономный округ, а также Япония, Аляска и Калифорния. Святитель Иннокентий (Вениаминов) (1797-1879) — выдающийся миссионер Русской Православной Церкви. Свою жизнь он отдал просвещению светом Христовой веры языческих народов Аляски, Камчатки, Курил, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Помимо этого, 11 лет он был митрополитом Московским и Коломенским, в течение которых также проявил себя выдающимся церковным деятелем. Читайте также: «Православие на Аляске» «Аляска: русские корни американской культуры» «Сорняки или плоды? Христианские корни науки»   Изображение с сайта  blogs.amur.info Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/proekt-posvyashhennyiy-sv...

Гиббон Эдуард (1737-1794) – английский историк. 2. Батлер Джозеф (1692-1752) – английский епископ. 3. Берк Эдмунд (1727-1797) – английский писатель, политический деятель и оратор. 4. Уильям Батлер Йитс – известный ирландский поэт (1865-1939). 5. О " Лири Джон (1830-1907) – ирландский журналист и историк. 6. Исаак Бетт (1813-1879) – ирландский юрист и общественный деятель. 7. Хили Тимоти Майкл (1855-1931) – ирландский политический деятель. 8. Рассел Чарльз (1832-1900) – английский юрист и политический деятель. 9. Гаррик Давид (1717-1779) – английский актер и театральный деятель. 10. Джонсон Сэмюэль (1709-1784) – английский писатель, критик и лексикограф. 11. Аддисон Джозеф (1672-1719) – английский писатель. 12. пер. Д. Маркиша 13. Твидлдам и Твидлди – персонажи из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», совершенно похожие друг на друга. 14. Супралапсарианство – течение в кальвинизме, полагающее, что люди предопределены Богом к спасению или к гибели еще до Адамова грехопадения. Осуждено на Дортском соборе (1618-1619), где единственно верным сочли учение сублапсариев, утверждавших, что предопределение совершилось после того, как Адам пал. Однако сублапсарии существуют; понятно, что Честертон, вообще не принимавший учения о предопределении, особенно не выносил именно их. 15. Salus populi suprema lex – Благо народа – высший закон (лат.) 16. Habet – Этим криком древние римляне в цирке требовали, чтобы один гладиатор убил другого, пораженного. 17. Salle d " attente – Зала ожидания (фр.) 18. Hors d " oevre – Закуска (франц.) 19. Львиное право, львиный договор (ср. русское «львиная часть») – договор или право, по которому один получает намного больше, если не все. См. басню Лафонтена, сюжет которой восходит к античности. 20. Лев XIII (1810-1903) – папа Римский с 1878, автор прославленной энциклики «Rerum novarum» – о «рабочем вопросе и капитализме» (1891). Честертон его очень любил. 21. пер. Д. Маркиша 22. Эогиппус – ископаемая примитивная лошадь. 23. Homo canensis – Человек-собака 24.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Весьма был бы счастлив, ежели бы оторван был от этих занятий приглашением нашей государыни сопутствовать ей в Иерусалим; но, правду сказать, немного имею надежд, чтобы это предположение осуществилось. Государыня продолжает желать пламенно этого поклонения, и я стараюсь поддерживать ее в этом благом намерении; но тут примешивается множество соображений и финансовых, и дипломатических, и самого состояния здоровья, которые, ежели ни то, так другое, послужат помехою. …Не теряю надежды поблагодарить глубокоуважаемого Блаженнейшего Патриарха 642 . Пусть он молит Бога, чтобы царица наша успела совершить желаемое ею поклонение, и тогда они получат более, нежели сколько смогут собрать от нас – более богатых желанием, нежели деньгами. ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 349–349 об. 358. Из письма П.П. Мельникова к архимандриту Антонину С.-Петербург 29 декабря 1871 г. – Получено в Иерусалиме 2 февраля 1872 г. – Копия Жаль старика Джальда – не дождался он креста, который был уже совсем на мази. Спасибо ему и за то, что он хотя дождался окончания нашего дела 643 . Не малым утешением моей нынешней жизни служат воспоминания моего путешествия на Восток и поклонение Св. Гробу Господню. Дневник моего путешествия, написанный мною наскоро, чтобы для себя упрочить все малейшие его подробности, был читан императрицею во время пребывания в Ливадии. Она, по-видимому, осталась довольна этим чтением, но мне хотелось бы несколько большего результата, а именно: чтобы оно подвигнуло ее к путешествию в Иерусалим и обратило ее внимание на все невыгодные стороны положения нашей Духовной Миссии в Св. Граде. Я неоднократно останавливался на этом предмете и говорил о личностях в том именно расчете, что государыня прочтет мои записки. ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 350–350 об. 629 Имеется в виду обсуждавшаяся в 1870 г. в Св. Синоде, по инициативе митрополита Иннокентия, идея об отозвании Антонина из Иерусалима и возведении его в епископский сан с назначением епископом Северо-Американским. 630 Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), митрополит – выдающийся деятель Русской Православной Церкви, просветитель Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть Порыв к великому, любовь к добру... К 220-летию Вильгельма Карловича Кюхельбекера 21.06.2017 2323 Время на чтение 16 минут 10 (23) июня - 220 лет со дня рождения В.К. Кюхельбекера (1797-1846), русского поэта-декабриста, лицейского друга А.С.Пушкина. 200 лет назад, в июне 1817 года, из стен Императорского Царскосельского лицея вступили во взрослую жизнь первые двенадцать выпускников. В год 100-летия двух русских революций мы невольно задумываемся о наиболее драматичных, переломных периодах истории России. В этом контексте поучительна трагическая судьба лицейского друга Александра Сергеевича Пушкина - поэта, прозаика, публициста, драматурга, переводчика, участника восстания 14 декабря 1825 года, немца по происхождению, русского душой Вильгельма Карловича Кюхельбекера. В 1879 году из «глубины сибирских руд» в Санкт-Петербург был доставлен сундук с не увидевшим свет из-за «высочайшего запрета» рукописями опального поэта-декабриста Кюхельбекера. Этот архив - обширное собрание ненапечатанных стихов, прозы, пьес, статей, переводов и дневник - привезла в столицу, где более полувека назад поэту был вынесен суровый приговор, вдова Вильгельма Карловича, простая русская женщина, выполнившая завещание супруга и сумевшая понять значение его наследия для отечественной словесности и культуры. Спустя годы исследованием этих рукописей занимался Юрий Николаевич Тынянов, писатель, литературовед, пушкинист, биограф многих выдающихся исторических личностей. Тынянов не жалел ни средств, ни сил и на собирание и изучение рукописей и печатных трудов Кюхельбекера. Он занимался этим на протяжении всей жизни. В. А Каверин вспоминает, как в 1928-1929 годах Ю. Н. Тынянов выкупил у одного антиквара большую партию бумаг Кюхельбекера: «Я помню, как в одной из рукописей (письмо Туманского к Кюхельбекеру) он нашёл несколько слов, написанных рукою Пушкина. Это было торжество из торжеств!» Эти «несколько слов», приписанные Пушкиным по французски к письму В. Туманского, не только «открыты» Ю. Н. Тыняновым как пушкинские слова (до чего прежде не догадывались, хотя письмо Туманского было напечатано), но и истолкованы им как существенная деталь в истории отношений Кюхельбекера и Пушкина.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/22/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010