6 декабря они совсем не отлучаются из дома; 2) небольшая икона Казанской Божией Матери, благословение Императрицы Марии Феодоровны, данная ею с крыльца церковного, крестьянам, пострадавшим от пожара; 3) икона св. Марии Магдалины, устроенная крестьянами в память Императрицы; 4) икона Царя Константина и св. Царицы Александры, в память освобождения крестьян и в благодарность прежним владельцам Великому Князю Константину Николаевичу и Великой Княгине Александре Иосифовне; 5) икона св. Александра Невского и Марии Магдалины – в память 4 апреля. Из предметов церковной утвари замечательны облачения, теперь уже изветшавшие, пожертвованные Высочайшими особами, особенно Императрицами Екатериной 2, Марией Феодоровной и Михаилом Павловичем, напр. ризница из бархатного платья Марии Феодоровны, крестовая серебряная ризница – дар Михаила Павловича, серебряные ковши, сосуд для мира, евангелие, напрестольный крест, серебряные священные сосуды и местные подсвечники, с двуглавыми орлами. Причт состоит из священника и двух причетников. Из прежних священников известны: Симеон Яковлев, назначенный сюда 10 декабря 1785 из Бурежского погоста (новгородской епархии) и служивший до смерти в 1797 году, Антоний Иванов (1797–1813), Петр Лавров (1813–1816), Петр Николаев (1817–1818), Феодор Петров (1818–1828), переведенный сюда из Таиц, Петр Щукин (1828–1855), служивший здесь слишком сорок лет, начиная с звания причетника и уважаемый прихожанами за добрый характер; Василий Фаворский, любимый прихожанами за усердие к духовным обязанностям; Петр Силин, известный в приходе как хороший проповедник и законоучитель и как основатель приходского попечительства и ссудо-сберегательного товарищества; здесь он служил с 1864 г. и в 1879 г. переведен священником в Павловск; Гавриил Чистосердов, умерший 29 августа 1881 и Константин Сампсоньевский, служащий до ныне. Казенного жалованья священник получает 240 р., диакон 80 р., псаломщик 60 р. Прежде получалась руга, т. е. хлеб и деньги. Есть усадебная земля для причта, в размере 1 дес.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вахитовский район. Церковь Николая Чудотворца при Гостином дворе. Николо-Гостинодворская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Казанской иконы Божией Матери , Спаса Преображения Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не позже 1870. Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 2Б. Координаты: 55.794631, 49.110177 Проезд:По улице Профсоюзная (с односторонним движением) после перекрестка с улицей Чернышевского до торговой галереи, встроенной в холм справа. Подняться направо на холм по лестнице, расположенной в середине торговой галереи. Прямо напротив верхнего выхода с лестницы - здание церкви. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная шатровая Никольская церковь в гостином дворе была построена, видимо, еще в XVI веке. Ее первоначальный облик можно увидеть на гравюре Э.Турнерелли первой половины XIX века. На гравюре, вероятно, преувеличены размеры здания, тем не менее ясно, что этот храм принадлежал к числу наиболее значительных памятников архитектуры Казани. К началу XIX века храм пришел в упадок и был на грани полного разрушения. В 1864 - 1870 гг. он был фактически отстроен заново. Появилась шатровая колокольня. Храм закрыт в 1929 г., шатры основного объема и колокольни уничтожены. До настоящего времени в здании располагается архив.   Источник: http://kazan.telecet.ru/Slist/hram/ Возведена в XVI веке, перестроена в 1864-1870 годах. Храм во имя Святителя и Чудотворца Николы на Гостином дворе существовал уже в 1565 году. Точного времени постройки каменного храма установить не удалось, но архитектурные формы позволяют утверждать, что это было в XVI веке. В начале XVII века был построен придел в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Николо-Гостинодворская церковь была теплой. В 1634 году рядом построили холодную Преображенскую церковь (снесена в 1790 году из-за ветхости). В XVII веке Гостинодворский храм был богатым и процветающим, благодаря поддержке купцов, торгующих в Гостином дворе, но в XVIII веке пришел в упадок, особенно после пожаров 1742 и 1774 годов. В 1797 году приход был упразднен, а церковь приписана к Петропавловскому собору. Теперь богослужения в ней совершались редко, за исключением краткого периода в 1815-1820 годах, когда после пожара 1815 года здесь вели службы священники тоже пострадавшего от огня Петропавловского собора. К 1824 году храм был на грани полного разрушения, в 1825 году разобрана паперть.

http://sobory.ru/article/?object=20595

В описи 1788 года значится: «Холодная, деревянная, довольно большая Богоявленская церковь». Деревянная церковь перестраивалась в 1796 году на средства помещика Николая Федоровича Тарбеева. По описи 1788 года церковь называется «соборною» и таковой считалась с 1786 по 1797 гг. и находилась на том самом месте, где ныне стоит каменный храм. В 1838 году в ночь с 24 на 25 апреля церковь была ограблена. Было похищено денег 354 рубля и два напрестольных серебряных креста, священнические сосуды с приборами, всего около 5 фунтов серебра. Известен деревянный храм тем, что здесь служили литургию архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Ужинский) в сентябре 1846 года и архиепископ Казанский и Свияжский Афанасий (Соколов) 12 сентября 1858 года. Летом 1849 года в страшном пожаре выгорела большую часть города. Для поддержки пострадавших от пожара горожан была собрана определенная сумма. Оставшуюся от неё часть, в размере 81 руб. 30 коп., начальник губернии предписал бургомистру Торгаеву направить на украшение храма. Все средства были переданы священнику Тихомирову. 20 марта 1862 года был утвержден архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием проект нового, уже четвертого храма из камня. Для возведения храма был взят проект из альбома 1838 г. «Церкви, сочиненныя архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Имп. Академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном». На проект была затрачена сумма, которая собиралась храмом с 1850-ых гг. Строительство велось до 1873 г. До сооружения в 1864 г. теплого Покровского придела нового храма все службы совершались в старой деревянной церкви, которая после завершения строительства была разобрана. На месте бывшего главного престола разобранного храма поставили каменную часовню. Первоначально 1 октября 1864 г. благочинным, священником М.Я. Политовым был сооружен и освящен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Указом Казанской духовной консистории от 28 января 1868 г. за 380 свое архипастырское благословение на сооружение храма дал Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский.

http://sobory.ru/article/?object=21248

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДЕЛУНГ Федор Павлович (Фридрих Пауль; 25.02.1768, Штеттин, совр. Щецин, Польша - 18.01.1843, С.-Петербург), историк, филолог, востоковед; чл.-корр. С.-Петербургской АН, почетный член Харьковского и Дерптского ун-тов. Закончил Лейпцигский ун-т, где изучал право и философию. С 1797 г. жил в России. С 1803 г. наставник великих князей Николая (буд. имп. Николай I Павлович ) и Михаила Павловичей. С 1818 г. чиновник особых поручений при Мин-ве иностранных дел, с 1824 г. и до конца жизни начальник учебного отд-ния вост. языков при Азиатском департаменте. Принимал участие в создании Румянцевского музея. А.- собиратель материалов по тюрк. и др. языкам народов России; автор трудов: «Митридат, или Всеобщее языкознание» (1806), содержащего перевод молитвы «Отче наш» на различные языки, анонимно изд. работы «О сходстве санскритского языка с русским» (1811) и др. По церковной археологии им написана кн. «Корсунские врата в Софийском соборе в Новгороде» (М., 1834), в к-рой А. предположил герм. происхождение этого памятника искусства. Последние 25 лет жизни собирал в б-ках Рима, Лондона, Вены и Вольфенбюттеля записки иностранцев о России. Результаты этой работы отразились в посмертно изд. соч. А. «Обозрение путешествий по России» (1846, рус. пер.- 1864), к-рое было удостоено Демидовской премии. Собранная А. коллекция книг и рукописей была приобретена после его смерти для б-к С.-Петербургского ун-та и имп. Публичной. Соч.: Krimisch-limerarische Übersicht der Reisenden in Rußland bis 1700. St.-Pb., 1846. 2 Bde.; Обозрение путешествий по России. СПб., 1864; Mithridate, oder allgemeine Sprachkunde mit dem Vater Unser als Sprachprobe. B., 1806; Camherinens der Großen Verdienste um die vergleichende Sprachkunde. St.-Pb., 1815. Лит.: Шегрен А. И. О книгах и рукописях Ф. П. Аделунга//СПб. вед. 1844. 231-232; Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874. Т. 1; РБС. Т. 1. С. 71-73. А. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: МАРР Николай Яковлевич (1864-1934), российский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф, археограф; академик (1912), награжден орденом Ленина (1928); заслуженный деятель науки (1933) ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого

http://pravenc.ru/text/63506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОМИРГОРОДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Херсонской епархии, существовало в 1859-1922 гг., названо по Новомиргороду Елисаветградского у. Херсонской губ. (ныне город Кировоградской обл., Украина); Новомиргородский епископ жил в Херсоне (ныне Украина). В 1853-1859 гг. существовало Одесское викариатство Херсонской епархии, викарный епископ находился в Херсоне. 16 нояб. 1859 г. из состава Херсонской епархии (см. Херсонская и Таврическая епархия ) была выделена Таврическо-Симферопольская епархия (см. Симферопольская и Крымская епархия ), после чего в ведении Херсонской кафедры сохранилась только территория Херсонской губ. Тогда же Херсонско-Таврическая епархия переименована в Херсонско-Одесскую, а вик-ство стало именоваться Новомиргородским. Под окормлением Новомиргородских архиереев первоначально состояли церковные учреждения Елисаветградского и Херсонского уездов Херсонской губ. Местом проживания викарного епископа остался Херсон, кафедральным храмом стал Успенский собор в Херсоне. До 1854 г. Новомиргородский викарий занимал часть дома при Успенском соборе, где размещалось Херсонское ДУ, позднее арендовал частный дом. В 1861 г. у Н. в. были отняты значительные земельные владения. В качестве компенсации предлагалось выделить для служения викария также Никольский собор в Новомиргороде и передать Н. в. земли, к-рыми владела упраздненная Новороссийская и Днепровская епархия (существовала в 1797-1803) с центром в Новомиргороде. Вопрос о переезде викария в Новомиргород поднимался Новомиргородскими епископами: в 1861 г.- Антонием (Смолиным) и в 1864 г.- Софонией (Сокольским), неск. раз посещавшим Новомиргород. Бывш. церковные участки в Новомирогороде не были возвращены Церкви. Еп. Софония в 1864 г. добился передачи под резиденцию викария обширной усадьбы в центральной части Херсона, включавшей 2-этажный «Катасановский дом» (80-е гг. XVIII в.), в котором в 1790-1796 гг. жил ведущий корабельный мастер Черноморского адмиралтейского правления А. С. Катасанов с группой учеников. Обветшавший дом был сломан в 1871 г., в 1872-1874 гг. на его месте построили новое здание с отдельно стоящим храмом в честь Касперовской иконы Божией Матери , вскоре небольшой храм был расширен, освящен 7 мая 1887 г. Отдельно была возведена 2-ярусная колокольня, освященная в память о спасении имп. семьи при крушении поезда на ст. Борки в Харьковской губ. 17 окт. 1888 г. В качестве компенсации за утраченные в 1861 г. земли за Н. в. была утверждена «казенная оброчная статья, именуемая Глубочанскою» в 239 десятин и 1230 саженей с рыбной ловлей в Днепровском лимане (в 35 верстах от Херсона). Вслед. этого во 2-й пол. 1861 г. прекратилась выдача Новомиргородскому викарию оклада в размере 1150 р. С 1859 г. Н. в. принадлежал Маслов о-в (ныне Б. Потёмкинский) на Днепре.

http://pravenc.ru/text/2577839.html

Документы свидетельствуют, что на Волыни католиками и униатами было замучено 680 тысяч православных мирян, монахов и священников, не считая 1200 убитых в Успенском соборе города Владимира-Волынского. Монахини Корецкого монастыря, 42 года ютившиеся на частных квартирах, обратились с прошением к епископу Слуцкому Виктору возвратить насильно отнятый Свято-Воскресенский монастырь. Владыка направил ходатайство в Святейший Синод и правительство. Высочайшим Указом императрицы Екатерины II от 12 апреля 1795 года монастырь был открыт с оставлением при нем всех принадлежащих ему недвижимых имений. 19 августа 1797 года новое несчастье постигло монастырь. Пожар, возникший в городе, перебросился на монастырь. Огнем были уничтожены храм, келейный корпус и некоторые хозяйственные постройки. По благословению епископа Варлаама в гостинном зале был устроен храм, в котором разместились спасенные во время пожара иконы, хоругви и Царские врата. Сестры более двух лет трудились на восстановлении обители. В 1800 году на Светлой седмице, в праздник иконы Божией Матери " Живоносный Источник " восстановленный монастырь был освящен епископом Варлаамом при многочисленном стечении народа. Во время Отечественной войны 1812 года монастырь передал из своей казны в помощь русской армии 10 тысяч рублей серебром. С каждым годом число насельниц в монастыре увеличивалось и к 1864 году их было 55. Воскресенский монастырь уже не мог вместить всех новых насельниц, и игумения Аполлинария (Князева) 10 июля 1864 года обратилась с прошением к архиепископу Волынскрму Антонию передать развалины францисканского монастыря. 28 мая 1866 года францисканский монастырь и земельный участок были переданы православной обители. Начались труды по его восстановлению. В 1870 году после инспекторской проверки обучения в школе-приюте и монастырском училище Корецкого монастыря был выдан архипастырский указ: " Всем детям, окончившим училище, начиная с 1870 года, выдавать аттестаты на звание домашней учительницы и учительницы для церковно-приходских школ " .

http://sobory.ru/article/?object=18017

С. 183. В 1864 году эта рукопись была напечатана в «Православном обозрении " … – См.: О Церкви//Православное обозрение. 1864. Кн. 3. …в 1867 году, после появления пражского издания его богословских работ… – Имеется ввиду издание:Х о м я к о в А. С. Собрание сочинений. Прага, 1867. Т. 2. Включенные в его состав произведения, многие из которых написаны по-французски, теперь доступны в исправленных переводах: X о м я ко в А. С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2: Работы по богословию. Иванцов-Платонов Александр Михайлович (1835–1894) – протоиерей, профессор Московского университета по кафедре церковной истории (1872). С. 184. «Эта диссертация… ученейший труд, доказывающий те самые положения, которые Хомяков давал почти как парадоксы, чем смущал… Религиозно-философское учение славянофильства… представляет собою весьма замечательную попытку к построению православно-богословской системы на новых началах». – В указанном источнике содержится лишь вторая часть приведенной цитаты (от слов «Религиозно-философское учение»). Выше А.М. Иванцов-Платонов высказывает оценку, не совпадающую с пересказом С.И. Фуделя : «Многие положения, которые в статьях Хомякова представляются ясными и доказанными, в сочинении Юрия Феодоровича еще только исследуются» ( Иванцов-Платонов А. М. Предисловие//Самарин Ю. Ф. Собр. соч. М., 1880. Т. 5. C. XIX). Барсов Николай Иванович (1839–1903) – профессор гомилетики Санкт-Петербургской духовной академии (1869–1889). …лекции… преосвященного Иннокентия Херсонского , в свое время… заподозривавшиеся в неологизме… – «Неологизмом» в консервативных церковных кругах XIX в. именовалось легкомысленное новаторство в богословии; такое обвинение, в частности, выдвигалось против архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова ; 1800–1857), однако секретное дознание об образе его мыслей привело к оправдательному заключению. Голубинский Феодор Александрович (1797–1854) – протоиерей, профессор Московской духовной академии по кафедре философии, член Духовно-цензурного комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Августов. Церковь Николая Чудотворца при 104-ом пехотном Устюжском Генерала князя Багратиона полку. Костел Ченстоховской иконы Божией Матери Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1909 и 1912. Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (образцовый проект) Адрес: Польша, Подляшское воеводство, Августовский повет, г.Августов, аллея кард. Стефана Вышинского, 2А Координаты: 53.856962, 23.004912 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Августов - уездный город Сувалкской губернии, расположен при р. Непте и озере Белом, в низкой и болотистой местности; основан в 1560 году королем Сигизмундом Августом, от которого и получил свое название. В настоящее время в нем 15 тысяч жителей, большинство которых составляют евреи и католики. От губернского города Сувалки - в 20 верстах (по железной дороге), от Прусской границы - в 15 верстах. Благодаря близости границы и многочисленности войск, как на границе, так и в пределах Сувалкской губер., жизненные продукты дороги. В городе имеются учебные заведения: 4-х-классное городское (мужское), женская частная прогимназия и четыре начальных училища. Две церкви: епархиальная и военная - 104-м пех. Устюжском полку. Церковь 104-го пехотного Устюжского Генерала князя Багратиона полка в честь Св. Николая Чудотворца. Полковой праздник 6 декабря. 1797 г. мая 17. Сформирован 7-й Егерский полк, переименованный в 1801 году в 6-й Егерский. 1833 г. января 28. Батальоны 6-го Егерского полка присоединены к Великолуцкому пехотному полку. 1863 г. апреля 6. Из 4-го резервного батальона и бессрочно отпускных 5-го и 6-го батальонов Великолуцкого пехотного полка сформирован Великолуцкий резервный пехотный полк, переименованный в том же году в Устюжский пехотный. 1864 г. марта 25. Назван 104-м пехотным Устюжским . Походная (при полку) церковь учреждена в 1864 году. Полковая церковь с декабря месяца 1909 года помещается в собственном отдельном здании, устроенном по типу войсковых церквей. Общий стиль римско-византийский. Длина 19 саж., ширина 8 саж. Стены снаружи облицованы лучшим кирпичом. Внутри оштукатурена и окрашена орнаментами. Пол уложен из разноцветных плит, а в алтаре - паркетный. В стенах храма имеются мраморные доски с указанием по годам доблестных подвигов полка. Иконостас соснового дерева, выкрашен в бирюзовый цвет с резьбой и позолотой.

http://sobory.ru/article/?object=38103

Русский Пимбур. Часовня Казанской иконы Божией Матери. Часовня над источником Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 2012. Адрес: Пензенская область, Спасский район, с. Русский Пимбур, источник возле села. Фактически находится на территории Зубово-Полянского района Республики Мордовия Координаты: 53.830123, 43.137894 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Родник, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, расположен на территории Зубово-Полянского района Республики Мордовия в 1,9 км южнее села Мордовский Пимбур и в 900 м юго-восточнее села Русский Пимбур Спасского района Пензенской области. Святой источник хорошо обустроен, построены деревянные, добротные и красивые часовня и закрытая купальня с купелью. В жаркое лето 2010 г., когда по всей стране, в том числе в Мордовии, полыхали пожары, часовня над Казанским источником сгорела. За два года источник был полностью восстановлен. Выстроили просторную часовню, еще лучше прежней. Новая купель была разделена на мужскую и женскую половины. Кроме этого была построена летняя иконная лавка, а в стороне от нее – еще один колодец со святой водой. На месте убийства монаха Никанора был поставлен железный крест. Золотые купола новой часовни, которые высоко вознеслись над родником, видны даже в соседних селах. О существовавшей ранее церкви села Русский Пимбур (Керенского у.). Храм во имя свт. и чуд. Николая, каменный, однопрестольный. Заложен 19 июля 1868 г. Построен в 1874 г. и освящен 27 октября того же года. До того в селе была деревянная церковь, сооруженная в 1797 г., которая 25 июня 1864 г. сгорела, а вместо нее был построен молитвенный дом, временно обращенный по указу консистории от 2 сентября 1866 г. в церковь и освященный во имя свт. и чуд. Николая. После постройки нового храма и перенесения на его престол антиминса из молитвенного дома последний был упразднен. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=25729

Антоний, архиепископ Минский и Бобруйский (Зубко Антоний Григорьевич) Родился 2 июля 1797 года в селе Белом Лепельского уезда Витебской губернии в семье униатского священника. С 1809 по 1816 год учился в Полоцкой униатской духовной семинарии. В 1816 году перешел в Полоцкую иезуитскую духовную академию. В 1818 году окончил курс академии со степенью кандидата богословия и сразу поступил в главную Виленскую духовную семинарию при Виленском университете. В 1822 году окончил курс главной Виленской духовной семинарии со степенью магистра богословия и назначен в Полоцкую духовную семинарию преподавателем логики, риторики, церковной и всеобщей истории и нравственного богословия. 30 марта 1824 года рукоположен целибатом во священника Полоцкого униатского кафедрального собора и назначен членом Полоцкой униатской духовной консистории. В 1825 году возведен в сан младшего соборного протоиерея и назначен в Петербург для присутствия в римско-католической коллегии по униатскому ее отделению. С 1828 года – ректор униатской духовной семинарии в Жировицах. С 18 апреля 1832 года – старший соборный протоиерей. 14 января 1834 года хиротонисан во епископа Брестского, викария униатской епархии с оставлением в должности ректора. 12 февраля 1839 года подписал соборный акт о воссоединении униатов с Православной Церковью. 6 марта 1839 года принят в общение с Православной Церковью в сущем сане. 28 января 1840 года назначен епископом Минским и Бобруйским. 5 апреля 1841 года возведен в сан архиепископа. 1 марта 1848 года вследствие болезни, по вторичному прошению, уволен на покой с местопребыванием, по его личному желанию, в небольшом фольварке (хуторе) Минского архиерейского дома. Вскоре переселился в Свято-Успенский Жировицкий монастырь. В 1864 году переехал в Пожайский Успенский монастырь Могилевской епархии, где оставался до самой своей кончины. В апреле 1865 года выбран в члены церковного братства при Петропавловском кафедральном соборе г. Минска. Скончался 15 февраля 1884 года. Погребен в Пожайском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010