В такой обстановке жесточайшей эксплуатации и террора, волнений, массовых побегов крестьян и праздной жизни помещиков сельское хозяйство не могло быть рентабельным. Помещики все больше становились должниками ростовщиков и богатых купцов. К концу XVIII в. сумма долгов лифляндских поместий составляла 11 млн. рублей серебром . Не лучше обстояло дело в Эстляндии. Имения закладывались и перезакладывались, часто продавались. Если с 1761 по 1770 г. в Лифляндии было продано всего 8 имений, то за вдвое меньший срок — с 1796 по 1800 г.— 83. В это же время некоторые прибалтийские помещики, чтобы не разориться, основывали мануфактуры и другие предприятия, изыскивая любые возможности для получения дополнительных прибылей .   Кахк Ю. Крестьянское движение и крестьянский вопрос в Эстонии. Таллин, 1967. С. 104; Stepermanis M. Zemnieku nemieri Vidzeme. 1750-1784. Riga, 1956. S. 60; Zutis J. Latvija kausu saimnienibas sairsanas perioda unkaugura nemieri. 1802 gada. Riga, 1953. S. 111-112.   Полное собрание законов. Собрание первое. Т. 21 (1781—1783). 15606.   Там же.   Там же.   Там же.   Там же. 15724.   История Эстонской ССР. Т. 1. С. 667. Подробно о крестьянских волнениях см.: Кахк Ю. Крестьянское движение в Лифляндии в XVIII веке//Исторические записки. М., 1942. Т. 13. Академик X. Круус, рецензируя книгу Ю. Кахка, отмечал как заслугу вывод историка о том, что «административные границы сыграли решающую, тормозящую роль в распространении волнений, в то время как национальные и языковые различия не представляли неодолимой преграды» (Вопросы истории. 1963. 10. С. 149).   Дюбюк Е. Ф. Крестьянское движение в Лифляндии во второй половине XVIII века//Исторические записки. 1942. Т. 13. С. 194.   Рескрипты и указы Екатерины II лифляндскому и эстляндскому генерал-губернатору графу Броуну//Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. 1876. Т. 1. С. 342.   Зутис Я. Остзейский вопрос. С. 558.   История Эстонской ССР. Т. 1. С. 625.   Там же.   Hupel A. W. Oekonomisches Handbuch fur Lief und Estlandische Gutsherren. Riga, 1791. T. 1. S. 96.

http://sedmitza.ru/lib/text/430202/

Данный документ также ставил в обязанность мусульм. духовенству Тавриды «утверждение» своей паствы в «непоколебимой преданности к власти Российской» и поощрял традиц. для ислама практику милостыни (закята). Памятник имп. Екатерине II в Симферополе. Фотография. Нач. ХХ в. Памятник имп. Екатерине II в Симферополе. Фотография. Нач. ХХ в. В эпоху Екатерины II началась массовая эмиграция татар-мусульман с территории бывш. Крымского ханства и массовая раздача их земель рус. дворянству из ближнего окружения императрицы. По некоторым подсчетам, в 1783-1795 гг. К. покинули ок. 80 тыс. татар, а в 1796-1802 гг.- ок. 30 тыс. Вопрос о вакфах (вакуфах, вукуфах) - неотчуждаемых земельных угодьях, доход с к-рых предназначался для определенных целей, напр. для содержания медресе, раздачи бедным и т. д., превратился в важную часть вопроса о контроле над земельными массивами. Ни российские власти, ни переселенцы не могли стать хозяевами вакуфных земель, а по данным О. А. Игельстрома, к вакфам в этот период принадлежали ок. 30% обрабатываемых земель. 9 нояб. 1794 г. был принят сенатский указ «Об оставлении владельцев Таврической области в свободном распоряжении их поместьями, вотчинами и тому подобными дворянскими имениями с распространением права сего на их наследников». Этим актом для недворян вводился запрет на приобретение и аренду новых земельных участков, т. е. перекрывался путь завещания земель вакфам. 23 дек. 1831 г. Николаем I было принято «Положение о Таврическом Магометанском Духовенстве и подлежащих ведению его делах», согласно которому управление духовными делами мусульманского населения К. находилось в ведении Таврического Магометанского Духовного правления (ТМДП) с центром в Симферополе, подчиненного губернскому правительству и Главному управлению духовных дел иностранных исповеданий. В состав Духовного правления входили: председатель - муфтий, признававшийся «духовным главой магометан Тавриды и Западных губерний»; его помощник/заместитель - кади-эскер; а также уездные кадии. «Положением» 1831 г. был определен порядок управления вакфами. В подчинении Таврического муфтията находились: 1) мечети с учрежденными при них уч-щами и текие; 2) принадлежащие этим мечетям и текие вакфы; 3) «магометанское духовенство Тавриды и Западных губерний». Все это свое «достояние» руководство ТМДП обязано было держать в «спокойствии» и «порядке». Еще в 1829 г. было определено, что «на содержание мечетей и училищ употребляются одни только доходы с вакуфов». 31 мая 1835 г. император утвердил мнение Госсовета «О размежевании вакуфов в Таврическом полуострове». На 1835 г., согласно переписи, в К. числились 1 муфтий, 1 кади-эскер, 5 кадиев, 454 хатиба, 1113 имамов, 931 муэдзин, преподаватели учебных заведений: 103 мударриса и 201 аджи (гочи).

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В Воронеже под рук. Болховитинова была написана «История Воронежской семинарии». Он составил «Конспект учения, по которому в Воронежской семинарии лекции преподаваемы быть имеют». В сент. 1792 г. приступил к работе над книгой для юношества «Российская история», но не закончил ее из-за нехватки книг и источников и обратился к краеведению. Научную разработку истории родного края Болховитинов начал с написания и опубликования «Слова надгробного преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому... С приложением краткого летописца преосвященных Воронежских» (М., 1794) и «Полного описания жизни преосвященного Тихона» (СПб., 1796). Не имевший аналогов фундаментальный труд «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (Воронеж, 1800) оказал значительное влияние на становление отечественного краеведения («местнографии»). По словам С. О. Шмидта, Е. «рано определил для себя основные задачи и формы творческой деятельности историка - выявление, сохранение, введение в научный обиход источниковой базы науки отечественной, особенно церковной, истории (включая историю литературы и вообще письменности), разработка самой методики исторического исследования и создания трудов научно-справочного назначения» ( Шмидт. 2001. С. 12). В 1800 г. митр. Амвросий поручил Е. составить ответ на представленный имп. Павлу I ген. иезуитского ордена Г. Грубером проект соединения правосл. и католич. Церквей. Результатом работы стала записка Е. «О незаконности и неосновательности папской власти в Церкви Христовой». Проект Грубера был отвергнут русской стороной. Беседа с находившимся в С.-Петербурге Ахталинским еп. Варлаамом (Эристави ; впосл. митрополит и экзарх Грузии) побудила Е. к написанию работы «Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии» (СПб., 1802). В 1803 г. Е. была поручена миссионерская работа среди духоборцев с. Чудова, о чем он писал в «Записке о разговоре с двумя духоборцами» (опубл.: ЧОИДР. 1874. Кн. 4. Отд. 5. С. 137-145) и в «Исследовании исповеди духоборческой секты», одобренных Синодом. В этот период под наблюдением Е. был сделан перевод труда А. Л. Шлёцера «Нестор», посвященного раннему рус. летописанию (1-й т. изд. в 1809). В опубликованном под редакцией А. Щекатова и Л. М. Максимовича «Географическом словаре Российского государства» (М., 1801-1809. 7 ч.) Е. бесспорно принадлежит 59 статей.

http://pravenc.ru/text/186969.html

Указом имп. Александра I от 9 сент. 1801 г. земли, переданные Новгородской губ. в 1796 г., вновь вошли в состав восстановленной Олонецкой губ. По указу имп. Александра I от 24 апр. 1802 г. в Новгородской губ. восстановлены Кирилловский, Крестецкий и Череповецкий уезды. Начиная с 1816 г. на территории Новгородского и Старорусского уездов стала создаваться система военных поселений (в 1817 там произошло крупное выступление военных поселян). По указу имп. Александра I от 7 авг. 1824 г. образован Демянский у. из части Старорусского у. (не вошедшей в округа военных поселений), отдельных волостей Валдайского и Крестецкого уездов и Холмского у. Псковской губ., при этом Старорусский у. был расформирован. После восстания в 1831 г. новгородских военных поселян округа военных поселений были переименованы в округа пахотных солдат. По указу имп. Александра II от 6 янв. 1859 г. на территории ликвидированных в 1857 г. округов пахотных солдат и частей Новгородского и Демянского уездов воссоздан Старорусский у. В сент. 1862 г. Новгород стал центром празднования 1000-летия российской государственности (соотнесено с известием «Повести временных лет» о призвании варягов в 862), в торжествах участвовал имп. Александр II. В хозяйственном отношении Новгородская губ. являлась преимущественно аграрным регионом. В Боровичском, Новгородском и Старорусском уездах развивались садоводство и огородничество. В XIX - нач. XX в. в хозяйстве Новгородской губ. значительную роль играли крестьянские ремесла и промыслы, в т. ч. лесной (рубка, вывоз, сплав леса, выгонка дегтя, заготовка дров, к-рые отправлялись на продажу в С.-Петербург), железоделательный (изготовление гвоздей) (все - в Устюженском и Череповецком уездах), гончарный (Тихвинский у.), косыночный (Кирилловский у.), заготовка сена для продажи в С.-Петербург, а также рыболовство, маслоделие, пчеловодство. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. развивалась промышленность, особенно производство огнеупоров, строительных материалов, лесопильное производство, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, стекольная, спичечная, фарфоро-фаянсовая отрасли. Начиная с последней трети XVIII в. массовый характер приняло отходничество, особенно в С.-Петербург (в 1914 - свыше 241,2 тыс. отходников).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Многие ранние мессы, литании , мотеты и др. сочинения В. А. Моцарта (1756-1791) следовали зальцбургской традиции с сильными итал. влияниями («кантатная месса», состоящая из многих номеров типа арий, ансамблей, хоров). 2 самых значительных и глубоких его произведения венского периода, Месса до минор (1782 или 1783) и Реквием (1791), остались незавершенными. Реквием был оборван на части «Lacrymosa» и дописан учеником Моцарта Ф. К. Зюсмайром (1766-1803). В кон. XX в. исполняются и редакции (Р. Маундер, 1985), основанные только на моцартовском тексте. В наследии Й. Гайдна - 14 месс, 2 «Te Deum», кантата «Stabat Mater» и неск. антифонов «Salve Regina» . Вершина его церковного творчества - 6 поздних месс (1796-1802), принадлежащих к симфоническому типу, с делением текста на крупные части и отказом от закругленных номеров, таких, как арии и ансамбли. Одну из них, «Missa in angustiis» (Месса в тяжелых обстоятельствах) ре минор (1798), легенда связывает с именем англ. адмирала Г. Нельсона, одержавшего победу над испано-франц. флотом. В этой мессе крайне необычная часть «Benedictus» (суровая минорная музыка с трубами и литаврами) может истолковываться и как видение Христа в облике Судии. Бетховен, сочиняющий «Торжественную мессу». Портрет Й. Штилера (Архив искусства и истории. Берлин) Бетховен, сочиняющий «Торжественную мессу». Портрет Й. Штилера (Архив искусства и истории. Берлин) У Бетховена, жившего в Вене с 1792 г., 2 мессы. Месса до мажор (1807) стала прямым продолжением месс Й. Гайдна, поскольку также писалась по заказу кн. Эстергази. «Торжественная месса» ре мажор (1819-1823) задумывалась как приношение композитора к интронизации его ученика эрцгерц. Австрии Рудольфа (1788-1831) поначалу в качестве архиепископа Ольмюца, а затем кардинала. В намеченные сроки Бетховен не уложился, однако жанр торжественной понтификальной службы определил огромные масштабы и особо проникновенный стиль этого шедевра. «От сердца да идет это к сердцу»,- начертано рукой композитора в начале «Kyrie» . Из-за большой продолжительности, сложности для исполнения и несоответствия выработанным позднее представлениям о церковной музыке «Торжественная месса» никогда не использовалась в богослужении. Ее мировая концертная премьера, организованная Н. Б. Голицыным, состоялась в С.-Петербурге в 1824 г. В Вене части «Торжественной мессы» под названием «гимнов» впервые прозвучали в концерте вместе с Девятой симфонией Бетховена также в 1824 г.

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

На точном исполнении того же указа Екатерины II настаивает и указ 14 июля 1801 г. Между тем, именной указ от 9 февраля следующего года, уничтожая смешанные комитеты, проводит уже иную точку зрения. «Как, гласит он, с одной стороны внешние обстоятельства, к мере сей (указу 1796 г.) правительство побудившие, прешли и ныне уже не существуют, а с другой – пятилетний опыт доказал, что средство сие было и весьма недостаточно к достижению предполагаемой им цели, то по уважениям сим и признали мы справедливым освободить сию часть от препон, по времени сделавшихся излишними и бесполезными, и возвратить в прежнее ее положение... Сие распоряжение (1783) мы считаем нужным, дополнить тем, чтобы от ныне рассматривание книг, внутри империи тиснению предаваемых в вольных типографиях, возложено было не на управы благочиния, но на самих гражданских губернаторов, которые имеют к сему употреблять директоров народных училищ, и чтобы без одобрения и дозволения их ни одна книга не была издаваема под страхом наказания» 42 . Затем весь 1803 год члены главного правления училищ обсуждали вопрос о применении к России датского устава карательной цензуры, с взысканием по суду за нарушение ее правил, но, вместо этого, ввели обычную предварительную цензуру, в виде устава 9 июля 1804 года. Среди этих метаморфоз для московской духовной цензуры был и критический момент, именно в 1802 году. Вызвать он был некоторою неопределенностью 3 пункта указа 9 февраля. «Что принадлежит, говорится здесь, до книг церковных и вообще к вере относящихся, – в издании их поступать на точном основании указа 27 июля 1787 года, коим запрещается в частных типографиях печатать церковные или к Священному Писанию , вере, либо толкованию закона и святости относящиеся книги. Таковые должны быть печатаны в синодской или иных типографиях, под ведомством синода состоящих, или же от комиссии народных училищ с высочайшего дозволения издаваемы будут» 43 . Определяя права синодальных типографий, этот параграф не касается объема и самого способа рассмотрения духовным ведомством к вере относящихся книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

И, исполняя в течение многих лет, – лично или при помощи служащих в академии, – цензурные обязанности, Платон привык считать себя доверенным и вполне законным цензором. Привык он и к праву собственной цензуры: «проповеди, например, высокопреосвященнейшего Платона, архиепископа московского и калужского» выходили в свет «по его дозволенно». Зато всякое ограничение новыми цензурными учреждениями его полномочий, хотя бы вытекавшее из буквы устава, он склонен был принимать, как личную обиду, и протестовал. Еще когда существовали (1796–1802 г.г.) смешанные комитеты из светских и духовных лиц, Платон готов был уличать их в притязаниях на слишком большую роль. В 1801 году он жаловался митрополиту Амвросию: цензура столько предпринимает что в одной книге напечатала: «с дозволения св. синода и с одобрения цензуры», как бы одно дозволение синода не довольно было: да еще кому? Архиепископу Могилевскому. Итак мы бедные епископы и старики в своих сочинениях должны ожидать одобрения от ребят, да еще и лапков (светских) 79 . И все таки пока действовали смешанные комитеты, вообще пока цензура еще не кристаллизовалась, не было и пререканий Платона, как автора и вместе цензора, – с этими инстанциями Но устав 1804 года уже подробно назвал те учреждения, которым предоставлялось право собственной цензуры. О праве личной цензуры в нем уже нет речи. А потому, не далее, как через два месяца после его издания, у Платона вышло недоразумение с светской цензурой. Возвратившись из поездки в Киев, он хотел напечатать сто экземпляров «Описания» этого путешествия в гражданской типографии. Но светская цензура рекомендовала автору опустить или переменить некоторые выражения о веротерпимости 80 и о злоупотреблениях начальства в городах. Платон ответил протестом, хотя пассивного характера. Чрез викария Августина он отправил записку, поручая передать ее цензору Невзорову; «но скажите, добавлял он, что она ему дается приватно, и, кому хочет, показать может. Но никак не с тем, чтобы ее вносить в журнал, ежели вздумают: ибо она никем не подписана и потому в приказный акт вносима быть не должна. А могут они в журнале только записать, что я свое сочинение в цензуру отдать не согласен; а потому и печатать его более не намерен 81 . Описание путешествия вышло лишь в 1813 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОВИКОВСКИЙ В. Л. Боровиковский. Фототипия с портрета худож. И. В. Бугаевского-Благодарного (РГБ) В. Л. Боровиковский. Фототипия с портрета худож. И. В. Бугаевского-Благодарного (РГБ) Владимир Лукич (24.07.1757, г. Миргород - 6.04.1825, С.-Петербург), рус. живописец, иконописец. Род. в семье казачьего старшины, потомственного иконописца, получившего в 1796 г. дворянство. Первые уроки живописи брал у своего отца вместе с братьями Иваном и Петром. В 1774 г. вступил в Миргородский полк, в 1783 г. в чине поручика вышел в отставку и занялся иконописью, составившей значительную часть его живописного наследия укр. периода (большинство работ не сохр.). В 1784 г. Б. исполнил иконостас для Троицкой ц. в Миргороде и ряд икон. Все работы написаны маслом, в их стиле заметно влияние как зап. иконных образцов («Неувядаемый Цвет», 1787, Киевский художественный музей), так и светского искусства («Царь Давид», 1787, ГРМ). Богоматерь с Младенцем. 1-я четв. XIX в. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Богоматерь с Младенцем. 1-я четв. XIX в. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) В 1787 г. предводитель миргородского дворянства поэт В. В. Капнист привлек Б. к оформлению дворца, в к-ром должна была остановиться имп. Екатерина II во время путешествия в Крым. Императрице понравились аллегорические композиции мастера (не сохр.), и она пригласила его в С.-Петербург. В дек. 1788 г. Б. приехал в С.-Петербург, где первое время жил в доме архит. Н. А. Львова. Большое влияние на формирование мировоззрения и эстетических взглядов Б. оказал литературно-художественный кружок Львова, один из значительных центров просветительства в рус. культуре XVIII в., куда входили Г. Р. Державин, М. М. Херасков , Д. Г. Левицкий и др. С 1792 г. Б. занимался живописью у австр. худож. И. Б. Лампи Старшего, пользовался советами Левицкого. В ранний петербургский период Б. писал миниатюрные портреты, получившие распространение в рус. культуре кон. XVIII в. (напр., портрет В. В. Капниста, нач. 90-х гг. XVIII в., ГРМ). В 1794 г. за портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794, ГТГ) он получил звание «назначенного» в академики, за портрет вел. кн. Константина Павловича (Чувашский гос. художественный музей, Чебоксары) был удостоен звания академика (1795); с 1802 г. советник АХ.

http://pravenc.ru/text/153205.html

По 1-му разделу Речи Посполитой (1772) в состав Российской империи вошла Латгалия, к-рая была включена в состав Псковской, с 1802 г.- Витебской губ. Польск. и нем. помещики сохранили внутреннее дворянское самоуправление, право частной собственности на земельные владения и исключительные права на пользование угодьями, лесами, на строительство мельниц, владение корчмами (торговали продуктами собственного винокурения) и др. По порядку наследования в Латгалии крестьянское хозяйство делилось между всеми сыновьями, соответственно постоянно сокращались наделы, при этом увеличивались барщина, налоги, различные повинности. В 1795 г. по 3-му разделу Речи Посполитой Курляндское герц-ство было включено в состав Российской империи и преобразовано в Курляндскую губ. Распространение лютеранства и соперничество между конфессиями способствовали развитию латыш. письменности (на основе готического алфавита). Первая богослужебная книга с текстом на латыш. языке (также на нижненемецком и эстонском) напечатана в Германии в 1525 г. (не сохр.). В 30-40-х гг. XVI в. издавались по-латышски тексты богослужений и песнопений, печатали списки членов братств; в Риге была открыта 1-я школа для латышей. В 1585 г. на латыш. языке издан католический, в 1586 г.- лютеран. катехизисы. Первые школы при церквах в Риге известны с XIV в. Для нем. населения Риги в городе были открыты 1-я гимназия (1631) и Карлов лицей (1675); в 1687 г. кор. Карл XI приказал открывать школы для крестьян. В Лифляндии свящ. И. Э. Глюк создал сеть приходских школ и школу по подготовке латыш. учителей, перевел Библию Лютера на латыш. язык (1694). В кон. XVII в. в Риге кроме немецких было 8 латыш. приходских школ с обучением на нем. языке. Школы для низших сословий также с нем. языком обучения, в т. ч. и для обучения ремесленным специальностям, открывались в годы правления герц. Якоба в Курляндии. В 1775 г. в Митаве основана Academia Petrina - учебное заведение с 4 фак-тами, предназначенное для нем. населения. С кон. XVIII в. большой вклад в распространение грамотности среди крестьян внесли немецкие просветители - пасторы Г. Ф. Стендер Старший (1714-1796) и А. И. Стендер Младший (1744-1819). Были написаны азбука для латышей и др. книги. В 1804 г. пастор К. Хардер составил учебник по арифметике. Недостаток школ и учителей для крестьян восполнялся домашним обучением. В XVIII в. большинство латыш. крестьян, особенно на территории Лифляндии, умели читать и писать. Православие в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

1795 Adv. Marc. VI 7: De manibus haeretici praecidentis non miror, si sillabas subtrahit, cum paginas totas plerumque subducit. Migne PL., t. 2, col. 548B. 1796 Contra haer III 12 12 Migne, PG., t.7, col. 906A., Сочинения, с. 263. Cfr. III 31 7. 9. Cfr. Tertull. Adv. Marc. IV5: omisis eis (т. е. ев. Мф. Мр. и Ио.). Lucae potius institerit. Migne, PL., t. 2. col. 396B De carne.Chr. cap. 3. PL., t. 2, col. 803B. 1797 Contra haer. I 27 2 . Migne, PG., t.7. col. 688B. Сочинения, с. 96. Gfr. Hippol Philosoph. Vll.31: Μαρκον τν γνεσιν το Σωτρος μν παντιπασι παρητσατο. Migne, PG., t. 16., col. 3335 A. 1798 Подробное исследование отношения Маркиона к тексту Нового Завета и обзор содержания его канона дает Theodor Zahn. Geschichte des neutestamentlichen Kanons, I 2. SS. 585–718. Zahn дает и опыт восстановления Маркионова Нового Завета. Bd. II. 2. SS. 455–529. 1799 Сам Маркион своему Евангелию nullum adscribit auctorem (Tertull. Adv. Marc. IV 2. Migne, PL., t. 2, col. 392C.), но это было именно искаженное Евангелие Луки, о чем у Th. Zahn " a. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. 1. 2. SS. 620–622. 1800 Епифаний пишет: «Перейду к тому, что написано Маркионом, или, лучше сказать, подделано (διουργημνα). Ибо он принимает одно только Евангелие от Луки, усеченное в начале (περικεκομμνον π τς ρχ) потому, что повествует о зачатии Спасителя и Его пришествии во плоти. Но не только начало отсек этот, повредивший более себе самому, нежели Евангелию, а и в конце и в середине урезал много слов истины, приложил же иное сверх написанного. И он пользуется одним только начертанием (τ χαρακτρι) Евангелия от Луки. Посланий же святого апостола у него десять; только ими он пользуется, и то не всем, в них написанным, но иные главы в них обсекает, а иные изменяет». Haer. 42 9 . Migne, PG., t. 41, col. 708B. Творения, ч. 2, с. 141. Разбору Маркионова Нового Завета Епифаний посвящает две (Haer. 42 11–12 ) весьма обширных главы. Творения, ч. 2, с. 144–254. 1802 Tertull. De praescr. cap. 38: Alius manu scripturas, alius sensus expositione intervertit. Neque enim si Valentinus integro instrumento uti videtur. non callidiore ingenio, quam Marcion, manus intulit veritati. Migne, PL., t. 2, col. 62C. cap. 17: Ista haeresis... si aliquatenus integras praestat, nihilominus adversas expositiones commentata convertit, col. 35A. De resurr. carnis, cap.63: vel stylo vel interpretatione corrumpens. PL., t. 2. col. 934A. Cfr. Irenaeus. Contra haer. I 3 6 παρατρποντες τς εριαρεας, κα ρδγουργοντες εξηγσεις. Migne, PG., t.7, col. 477A. Сочинения, стр. 29. III.12 12 : Reliqui... Scripturas quidem confitentur, interpretationes vero convertunt. PG., t.7. col. 906B.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010