В его достаточно обширном наследии привлекает внимание удивительно проникновенно написанная книжка «Образование духа и сердца в непрестанном богомыслии» (1799). Она о сердечном боговедении, возрастании богоподобия человека вместе с его богосознанием, религиозной совестью. «Наука о душе» (1796), открывающаяся эпиграфом из Э. Юнга, выдержана в несколько ином, академическом стиле и отражает прежде всего сильное влияние Декарта, с именем которого связаны и другие значимые опыты русских мыслителей (В.И. Несмелова , Вышеславцева). На тезисе cogito ergo sumo. Кандорский стоит непреклонно. – Да и какое же боговедение без cogito? Однако эта его установка не безоглядна. В вопросе о происхождении идей он примыкает к Локку; с английским эмпириком он согласен и в том, что душа мыслит не всегда (всегда ли она тогда существует?). Что же касается её бессмертия, то оно доказывается бесконечной жаждой познания, о чем, впрочем, писал и Вл. Золотницкий. Необходимо отдать должное метафизической осмотрительности И. Кандорского – целый ряд спорных вопросов, например о местопребывании души, он благоразумно оставляет открытыми. Своей масштабностью, своеобразным кругом источников, самобытным языком заметно выделяется сочинение Александра Николаевича Радищева (1749–1802) «О человеке, его смертности и бессмертии», написанное в основном в 1792–1796 гг. и впервые увидевшее свет в 1809 г. Имя Радищева, к сожалению, окутано туманом политических и идеологических спекуляций; односторонне тенденциозно интерпретировалась его близкая, порой прямо текстуальная зависимость от Гердера, а также Гельвеция и Моисея Мендельсона. Но отношение Радищева к Гердеру отнюдь не то же, что у Кантемира к Фенелону, не говоря уже о том, что само по себе сознательное прочтение «Идей к философии истории человечества» свидетельствует о многом. И неумеренные критики Радищева, и столь же пристрастные почитатели его «материалистических» тенденций проглядели крайне важное обстоятельство: в целом ряде принципиальных вопросов Радищев единомыслен не только с Гердером или Гельвецием, но и со св.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла О " КОННЕЛЛ [англ. O " Connell] Даниел (6.08.1775, Кэрсивин, графство Керри - 15.05.1847, Генуя), ирл. политический и религ. деятель, основатель Католической ассоциации Ирландии. Происходил из знатного, но обедневшего ирл. рода из графства Керри в Мунстере (считались потомками древнеирландской династии И Фидгенти). Отец О., Морган О " Коннелл (1739-1809), был небогатым землевладельцем. Младший брат Моргана, Даниел Чарльз О " Коннелл (1745-1833), с 60-х гг. XVIII в. состоял на военной службе во Франции, получил от франц. кор. Людовика XVI (1774-1792) титул графа (1783), после Французской революции (1789-1799) переехал в Англию, сражался в брит. армии против Наполеона Бонапарта. Один из младших братьев О., Джеймс О " Коннелл (1786-1872), был активным деятелем Либеральной партии в Ирландии, в 1869 г. по протекции премьер-министра У. Гладстона получил титул баронета. В 1790-1791 гг. О. учился в католич. школе в Корке, с 1791 г.- в иезуитских коллегиях в Сент-Омере и Дуэ в Австрийских Нидерландах. В янв. 1793 г., после интервенции в Австрийские Нидерланды французской революционной армии, уехал в Лондон, где изучал право в Линкольнс-инне (1794-1796), затем - в Кингс-инне в Дублине (1796-1798). В 1798 г. не поддержал восстание, организованное республиканским Об-вом объединенных ирландцев. С 1799 г. занимался юридической практикой, в т. ч. защищал обвиняемых в политических процессах, стал одним из наиболее известных ирл. адвокатов. Был членом дублинской масонской ложи (с 1799; к 20-м гг. XIX в. отошел от масонского движения, в т. ч. из-за осуждения масонства Римско-католической Церковью). В 1802 г. женился на дальней родственнице - Мэри О " Коннелл, в браке родились 4 дочери и 4 сына; двое из сыновей впосл. стали членами палаты общин брит. парламента. Сохранилась переписка О. с женой (ок. 600 писем). О. отрицательно отнесся к Акту об унии Великобритании и Ирландии (1800), стал активным членом Ирландского католич. комитета, выступавшего за эмансипацию католиков (отмену существовавших в их отношении имущественных и политических ограничений), а после его запрета властями (1812) - Ирландского католич. совета. О. выступал против компромиссных вариантов эмансипации, при к-рых за брит. властями сохранялось бы право вето при назначении католич. епископов в Великобритании и Ирландии. Вел полемику с ирл. протестантами, в 1815 г. смертельно ранил на дуэли одного из главных своих оппонентов - Дж. Д " Эстерра, в чем впосл. глубоко раскаивался.

http://pravenc.ru/text/2578251.html

военная администрация (1790-1791), Александру Морузи (1793-1796, 1799-1801), Константин Хангерли (1797-1799), Александру Суцу (1802, 1806, 1818-1821), Константин Ипсиланти (1802-1806, 1806-1807), Йоан Караджа (1812-1818), Скарлат Каллимаки (1821), правление дивана Валашского княжества (1821), тур. военная администрация (1821-1822, 1854), Григоре Александру Гика (1822-1828), Александр Дмитрий Гика (1834-1842, каймакам в 1856-1858), Георге Дмитрие Бибеску (1843-1848), правление временного правительства (1848), каймакам Константин Кантакузин (1848-1849), Барбу I Дмитрие Штирбей (1849-1853, 1854-1856), австр. военная администрация (1854-1856), каймакамы Йоан Ману, Эмануил Баляну и Йоан Александру Филипеску (1858-1859), Александру Йоан Куза (1859-1862). Ист.: Columna lui Traian: Revista mensual pentru istoria, linguistica i psicologia poporan. Bucur., 1883. Vol. 4; Documente privitoare la istoria Ardealului, Moldovei i rii Româneti/Ed. E. Veress. Bucur., 1929-1939. 11 vol.; Cronicile româneti. Bucur., 1943. Vol. 4. Pt. 1: Viaa i opera lui Radu Popescu; Cosmin M. Opere/Ed. P. P. Panaitescu. Bucur., 1958; Grigore Ureche. Letopiseul rii Moldovei/Ed. P. P. Panaitescu. Bucur., 1958; Cronicile slavo-române din sec. XV-XVI/Publ. I. Bogdan, ed. P. P. Panaitescu. Bucur., 1959; FHDR. 1964-1975. Vol. 1-3; DRH. B. Tara Româneasc. Vol. 1-8, 11, 21-25, 27, 30-40; Literatura român veche, 1402-1647/Ed. G. M. i D. Zamfirescu. Bucur., 1969. Vol. 1: 1402-1647; Славяно-молдав. летописи XV-XVI вв./Сост.: Ф. А. Грекул. М., 1976; DRH. C. Transilvania. Vol. 10-16; DRH. D. Relaii între rile Române. Bucur., 1977. Vol. 1; Mihai Viteazul în contiina european: Documente externe. Bucur., 1982. Vol. 1; Constantin Cantacuzino. Isoria rii Româneti. Bucur., 1991; Axinte Uricarul. Cronica paralel a Moldovei i rii Româneti. Bucur., 1993. 2 pt.; Dimitrie Cantemir. Descrierea strii de odinioar i de astzi a Moldovei. Bucur., 2007. Vol. 2/Ed. D. Sluanschi, V. Eanu, A. Eanu; Relaiile externe ale rii Moldovei în documente i materiale, 1360-1858.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Петербургский цензурный комитет — Деловые бумаги 16. Плетнев, Петр Александрович (1792–1865) — писатель и журналист, близкий друг Пушкина. 40, 89, 118, 141, 179, 181, 188, 190, 319, 354, 357, 358, 361, 374, 384, 386, 389, 391, 394, 396, 399, 402, 403, 422, 425, 426, 429, 437, 440, 664, 670. Плюшар, Адольф Александрович (1806–1865) — книгопродавец и книгоиздатель. 754. Погодин, Михаил Петрович (1800–1875) — историк, литератор и журналист. 210, 225, 230, 237, 238, 245, 250, 251, 260, 282, 312, 322, 324, 327, 330, 331, 332, 333, 335, 336, 338, 339, 365, 371, 383, 421, 434, 493, 495, 508, 560, 643, 701. Полевой, Ксенофонт Алексеевич (1801–1867) — брат Н. А. Полевого, литератор, автор известных «Записок». 710. Полевой, Николай Алексеевич (1796–1846) — писатель, историк и журналист. 151, 305, 380. Поленов, Василий Алексеевич (1776–1851) — литератор, филолог, с 1834 г. — начальник Государственного архива. 660. Полторацкий, Алексей Павлович (1802–1863) — офицер, кишиневский приятель Пушкина. Припис. 3. Полторацкий, Сергей Дмитриевич (1803–1884) — приятель Пушкина, библиофил и библиограф. 276. Путята, Николай Васильевич (1802–1877) — офицер и литератор. 266. Пушкин, Василий Львович (1767–1830) — поэт, дядя Пушкина. 3, 6. Пушкин, Лев Сергеевич (1805–1852) — брат Пушкина. 13, 21, 25, 32, 34, 37, 38, 41, 43, 52, 67, 71, 77, 94, 95, 96, 98, 101, 104, 105, 111, 114, 115, 116, 117, 118, 121, 124, 127, 128, 132, 137, 146, 228, 243, 401, 637, 641, 716. Пушкин, Сергей Львович (1770–1848) — отец Пушкина. 308, 317, 739, 771. Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал (1775–1836) — мать Пушкина. 308, 317. Пушкина, Наталья Николаевна, урожденная Гончарова (1812–1863). 343, 344, 345, 352, 355, 359, 360, 362, 363, 368, 369, 372, 373, 465, 466, 467, 469, 470, 496, 497, 498, 499, 500, 523, 524, 525, 526, 527, 528, 529, 531, 532, 533, 534, 535, 536, 537, 538, 540, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 574, 575, 577, 578, 580, 581, 583, 584, 585, 587, 588, 589, 598, 600, 601, 604, 605, 607, 616, 617, 663, 666, 667, 668, 669, 706, 707, 709, 710, 712, 713.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

В 1708-1714 и 1717-1719 гг. значительная часть региона входила в состав Казанской губ., часть сев. территорий в 1778-1922 гг.- в состав Костромской губ. (в 1778-1796 - Костромское наместничество). Нижегородская губ. впервые была образована по приговору Сената от 26 янв. 1714 г., делилась на уезды: Алатырский, Арзамасский, Балахнинский, Васильский, Гороховецкий, Курмышский, Муромский, Нижегородский, Юрьевец-Повольский, Ядринский. Указом царя Петра I от 22 нояб. 1717 г. губерния упразднена, ее территория возвращена в состав Казанской губ. Вторично выделена указом Петра I от 29 мая 1719 г. Делилась на 3 провинции: Алатырскую (Алатырский, Курмышский, Ядринский уезды), Арзамасскую и Нижегородскую (Балахнинский, Нижегородский, Юрьевец-Повольский уезды). В XVIII в. в регионе активно развивалось судостроение, центрами к-рого стали Н. Новгород и населенные пункты Балахнинского у. (г. Балахна, села Городец, Василёва слобода, Кубенцово, Чёрное). Одной из ведущих отраслей являлось канатопрядение (Н. Новгород, Горбатовский у.), больших успехов достигла кожевенная промышленность (г. Арзамас, с. Богородское Горбатовского у., с. Б. Мурашкино Княгининского у., с. Городец Балахнинского у.). Общероссийское значение имели чугуноплавильные и железоделательные Выксунские заводы Баташёвых. Указом имп. Екатерины II от 5 сент. 1779 г. Нижегородская губ. преобразована в Нижегородское наместничество, которое делилось на уезды: Ардатовский, Арзамасский, Балахнинский, Васильский (с нач. 20-х гг. XX в.- Васильсурский), Горбатовский, Княгининский, Лукояновский, Макарьевский, Нижегородский, Перевозский, Починковский, Семёновский, Сергачский. Указом имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. Нижегородское наместничество переименовано в Нижегородскую губ., упразднены Макарьевский (восстановлен 12 мая 1804), Перевозский, Починковский и Сергачский (восстановлен 24 апр. 1802) уезды. В 1817-1820 гг. вместо уничтоженного в 1817 г. пожаром Лукоянова уездным центром был г. Мадаев (преобразованный из с. Мадаева), а сам уезд носил название Мадаевский.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

659 Сын Рылеевых Александр (род. 1823) умер младенцем в 1824 г.; кроме него в семье была еще дочь Анастасия (род. 1820). 660 По воспоминаниям Д. А. Кропотова, «вдова Рылеева (…) получила семь или шесть тысяч рублей вспомоществования...» (Писатели-декабристы в воспоминаниях современников: В 2-х т. M., 1980, т. 2, с. 22). По воспоминаниям другого мемуариста, известие о казни мужа она перенесла «твердо» (там же, с. 57). В 1833 г. она вышла замуж во второй раз. 661 Кроме С. И. Муравьева-Апостола по делу декабристов проходили его младший брат, прапорщик Ипполит (1806–1826), член Северного общества, участвовавший в восстании Черниговского полка; он был ранен и застрелился (см.: Алфавит декабристов, с. 131:358), и его старший брат, отставной полковник Матвей (1793–1851), один из основателей Союза спасения и Союза благоденствия, член Южного общества; участвовал в восстании Черниговского полка. Был осужден no I разряду, но по конфирмации приговорен в каторжную работу на 20 лет (срок был сокращен до 15). 662 M. Н. Муравьев умер в 1807 г.; его жене было в это время 36 лет (она умерла в 1848 r.). По делу декабристов проходили их сыновья Никита (1796–1843) и Александр (1802–1853). Первый, капитан, был членом Союза спасения и одним из основателей Союза благоденствия. Осужден no I разряду, но по конфирмации приговорен в каторжную работу на 20 лет (срок сокращен сначала до 15, а затем до 10 лет). Александр, корнет-кавалергард, член Северного общества, был осужден no IV разряду и по конфирмации приговорен в каторжную работу на 12 лет (срок был сокращен до 8 лет; Алфавит декабристов, с. 132–133, 354, 357–358). 664 Ротмистр кавалергардского полка граф 3. Г. Чернышев (1796–1862) был членом Южного общества; осужден no VII разряду и по конфирмации приговорен в каторжную работу на 2 года (отправлен в Нерчинские рудники). 665 Речь идет о подполковнике Михаиле Сергеевиче Лунине (1787–1845). Его отец, Сергей Михайлович Лунин, был женат на Феодосии Никитичне Муравьевой. Лунин был членом Союза спасения, а затем Союза благоденствия и Северного и Южного обществ. Его арестовали в Варшаве и осудили no I разряду. По конфирмации он был приговорен в каторжную работу на 20 лет (срок сократили до 15 лет; подробнее см.: Алфавит декабристов, с. 346–347).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1796 году методисты проникли в территорию реки Огайо; колонизована она была в 1788 году, а обращена в штат в 1802 году. Один из проповедников округа Виргинии переселился туда и начал проповедать методизм, хотя встретил большие трудности со стороны полудикарей колонистов. В то же время методисты приобрели себе нескольких членов среди пенсильванских немецких колонистов, о чем после мы будем говорить более подробно. Вообще же нужно сказать, что период 1796–1800 годов был временем особенно сильного религиозного возбуждения. «В это время, – говорит Jacoby, – посещались не только все церкви, но даже во многих домах совершалось богослужение, а где было неудобно делать это, там производили религиозно-богослужебные собрания под открытым небом, по подражанию первым проповедникам методизма, произносившим свои поучении всюду, где представлялся к тому случай. Особенно много содействовали распространению методизма эти собрании на открытом воздухе (campmeeting) по своей новизне, оригинальности и удобствам. В 1799 году в штате Теннесси два брата методисты вздумали совершить таинство причащения: один из братьев был посвящен конференцией в проповедника. К ним присоединился также один из пресвитерианских проповедников. Богослужение началось проповедью в частном доме: капеллы в окрестностях еще не было. Проповедь, по рассказам, сильно подействовала, так что со многими из слушателей произошли те психофизические потрясения, которые столь часто повторились в первые времена методизма. «Одна женщина громко ахала от радости; некоторые начали весьма громко просить Бога о прощении своих грехов». Сами проповедники не выдержали и принуждены были прекратить проповедь. Но так как религиозное настроение охватило всю массу собравшихся, то они порешили продолжить свое собрание вместе. С ними было много таких, которые явились к богослужению из очень далеких местностей на повозках, наполненных необходимыми дорожными запасами. Теснота дома, в котором происходило богослужение, мешала собранию провести время в здании, а между тем ночь была так хороша, что молитву можно было продолжать без препятствий под открытым небом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

В 1670 году Гомель получил Магдебургское право. К середине XVII века город пришёл в упадок. Он подвергся значительным разрушениям, число жителей сильно сократились, многие ремёсла исчезли. В 1730 - 1772 годы владельцем Гомеля был подканцлер, а затем канцлер литовский Ф.М. Чарторыйский. При его владении городом замок был перестроен в довольно мощную крепость (воздвигнута новая деревянная стена и дубовые башни с бойницами, через ров были переброшены подъёмные мосты). В составе Российской империи В 1772 году при первом разделе Речи Посполитой Гомель вошел в состав Российской империи . Через три года Екатерина II подарила " деревню Гомий в пять тысяч душ " известному военначальнику и государственному деятелю графу П.А. Румянцеву-Задунайскому. По его распоряжению в конце XVIII века на берегу реки Сож закладывается дворец, а вокруг него разбивается парк. В 1796 - 1826 годах владельцем Гомеля был Н.П. Румянцев, канцлер, министр иностранных дел России. В 1779 году староство включало 82 деревни с 12665 дворами. Н.П. Румянцев, не желая присутствия в своём городе уездных чиновников, добился превращения Гомеля в частнособственническое местечко при условии постройки им нового города, где бы разместится уездный центр. В 1796 году создана Белорусская губерния. Город стал уездным городом Рогачёвской провинции. В 1802 году губернию разделили на две - Витебскую и Могилёвскую. Значительная часть Гомельской области и Гомель были включены в Могилёвскую губернию. При образовании в составе Могилёвской губернии уездов, Гомель вошёл в Белицкий уезд. Строительство Н.П. Румянцевым нового уездного центра Новая Белица осуществлялось в 1777 - 1786 годах на левом берегу реки Сож в 3 верстах от Гомеля. В 1834 году дворцовая часть Гомеля была приобретена И.Ф. Паскевичем, а в 1837 году император Николай I подарил ему оставшуюся часть города с прилегающими землями. В 1852 году новый владелец Гомеля князь И.Ф. Паскевич перевёл уездный центр в Гомель с переименованием уезда в Гомельский, объявив Новую Белицу заштатным городом, а в 1854 году она была присоединена к Гомелю в качестве предместья (ныне - Новобелицкий район Гомеля). Он также частично перестраивает дворец. Гомельский дворцово-парковый ансамбль Румянцевых - Паскевичей стал " одной из самых объемных и весомых частей богатого культурного наследия республики " .

http://drevo-info.ru/articles/17874.html

А. Н. Радищев Радищев Александр Николаевич (1749–1802) – русский философ, писатель, публицист. Из дворян. Определен на воспитание в Пажеский корпус (1762), отправлен на учебу в Германию (1766), в Лейпциге слушал курс вольфианской метафизики. Увлекся сочинениями энциклопедистов; перевел сочинения Г. Б. Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), написал «Слово о Ломоносове» (1780). Вошел в кружок молодых вольнодумцев Ф. В. Ушакова и А. М. Кутузова [о первом Радищев создает сочинение «Житие Федора Васильевича Ушакова» (1788). Об отношениях со вторым см.: Лотман Ю. М. Из истории литературно-общественной борьбы 80-х годов XVIII века. А. Н. Радищев и А. М. Кутузов//Радищев. Статьи и материалы. Л., 1950. С. 82–128; его же. «Сочувственник» А. Н. Радищева: А. М. Кутузов и его письма к И. П. Тургеневу//Ученые записки Тартуского ун-та. 1963. Вып. 139. С. 281–297.] В Россию вернулся в 1771 г., служил протоколистом в Сенате (1771–1773), обер-аудитором Сената и в штабе Финляндской дивизии (1773–1775), был членом Коммерц-коллегии (1778–1780), затем работал в Петербургской Казенной палате (1780–1790). С 1775 по 1777 г. жил в своем имении и в Москве. Участвовал в журналах Н. И. Новикова, в «Беседующем гражданине» (органе «Общества друзей словесных наук»). Кратковременное сближение с масонами завершилось резкой критикой их теоретических программ. В начале 1780-х годов создал оду «Вольность», в 1782 – «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (опубл. 1790). С середины 1780-х годов писалось «Путешествие из Петербурга в Москву» (напечатано в домашней типографии в 1790 г.). В 1789 завершена «Беседа о том, кто есть сын Отечества». В 1790 г. арестован и приговорен судом и Сенатом к смертной казни, замененной Екатериной II ссылкой на 10 лет в Илимск. В ссылке (1790–1797) написаны «Письмо о китайском торге» (1792), «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» (1791–1796), а также основной философский труд – «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792–1796, опубл. 1809). По смерти Екатерины II возвращен из ссылки в свою деревню Немцово под Малоярославцем (1797), где создано «Описание моего владения» (не завершено). После убийства Павла I привлечен к сотрудничеству в Комиссию графа П. В. Завадовского по составлению Свода Законов. Радищев переехал в Петербург в августе 1801 г. В этот период составлены записка «О законоположении», «Проект гражданского уложения», насыщенные демократическими новациями в республиканском вкусе.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Он говорит, что священники и епископы только старались казаться святыми, а на деле были не таковы 1795 . Они не имели христианской любви и желали властительства. „Они не имеют, по Григорию, внутренней любви, но желают быть господами; совсем забывают о том, что они отцы, и, если когда по внешности ласковы, внутренне же свирепствуют“ 1796 . Простой народ – говорит св. папа – они обирают, не оказывая ему никакой пользы, а лиц, власть имеющих, даже за заблуждение превозносят похвалами, и это для того, чтобы, говоря неприятное, не лишиться подарка от обличаемого 1797 . Священники расхищали чужое достояние 1798 . – Духовные лица, по словам того же папы, приняв на себя обязанность священника, не помышляли об исполнении её. Проповедовать не проповедовали, главнейше потому, что „язык препинался от собственного нечестия проповедников“ 1799 . Священники ударились в мирские занятия, погрузились в хлопоты житейские. „Вот уже почти нет ни одного мирского дела, замечает Гри- —472— горий, которыми не занимались бы священники“ 1800 . „Предаваясь всецело мирским занятиям, они совсем забывают, что они поставлены заботиться о вечном спасении душ. Когда есть у них мирские занятия, то они в восторге, говорит св. Григорий, если же нет, то ни днём, ни ночью не дают себе покою, придумывая, как бы отыскать их. И в этих суетных заботах они находят величайшее наслаждение, так что они собственно тяготятся отсутствием этих забот, а не тем, когда они ежеминутно подавляют их“ 1801 . К числу видных недостатков в положении духовенства Григорий относит и то, что епископы продавали духовные должности, пятнали себя симонией 1802 . Григорий необинуясь думает, что различные беды, какие постигали в его время общество, суть наказание Божие за нечестие священников 1803 . Вообще он замечает, что „священники нечестивой жизнью поспешают к адским наказаниям“ 1804 . Западные соборы с VI в. указывают множество самых печальных фактов, свидетельствующих о нравственном растлении духовенства. Собор Нарбонский VI века свидетельствует, что епископы слишком обременяли клириков различного рода поборами 1805 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010