4) Билет в 500 р. асс. (142 р. 85 1 / 4 к. сер.), пожертвованный 15 октября 1796 года вдовствующею генерал-поручицей Марией Семеновной Римской-Корсаковой в пользу самобеднейших учеников в бурсе. 5) Билет в 35 р. 71 1 / 2 к. асс. (10 p. 20 1 / 2 к. сер.) данный на тот же предмет по завещанию г. Твердышевой 1799 г. сентября 28 дня. 6) Билет в 500 руб. сер. графа Феодора Андреевича Остермана, данный 5 февраля 1802 г. для награждения процентами с него воспитанников, отличившихся благонравием. В 1815 г. по предписанию комиссии дух. училищ проценты с сего билета назначено употреблять на покупку книг для награды отличившихся благонравием студентов Академии. 7) Билет в 1085 р. асс. (310 р. сер.) по завещанию архангельского епископа А поллоса. данный 1-го июля 1802 года на содержание процентами бедных учеников в бурсе. 8) Билет в 5000 р. асс. (1428 р. 57 1 / 2 к. сер.). 1806 г. августа 9 пожертвованный отставным подпоручиком гвардии Василием Григорьевичем Богдановичем на тот предмет, «чтобы получаемые с него ежегодно процентные деньги раздавать от начальства академического пяти человекам учащимся в пособие их содержания и в награду за их особенные успехи в науках при добропорядочном поведении жизни». 9) Билет в 500 р. асс. (142 р. 85 1 / 2 к. сер.) Серафима архиепископа тверского, который назначил проценты с него употреблять в награду успешнейшим и способнейшим к проповеданию слова Божия. Дан 27 -го июня 1801 года, когда Серафим был еще епископом смоленским 10) Билет в 4000 р. асс. (1142 р. 85 3 / 4 к. сер.). поступивший по завещанию митрополита Платона 27-го июня 1813 года на содержание отличных воспитанников славяно-греко-латинской Академии 273 . Таким образом при самом открытии Академии в ее ведение поступило из сумм славяно-греко-латинской Академии до 80,000 руб. ассигнациями. Правление Академия определило тогда же, чтобы «на проценты с суммы митрополита Платона содержать в Академии двух отличных по учению и благонравию студентов сверх штатного числа оных, которым в память покойного и для всегдашнего исполнения его учреждения именоваться Платоновыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В длительное правление Цяньлуна (1736–1796) гонения на христиан часто повторялись, хотя он сам, кажется, не был особенно враждебно настроен против христиан. При его дворе продолжали трудиться ученые и мастера из рядов западных миссионеров (Latourette. Op. cit. P. 357). В 1805 г. император Цзяцин (1796–1820), который в 1802 г. издал благожелательный указ в отношении христиан, снова объявил жестокое гонение, которое особенно обострилось в 1811 г. Он разрушил большинство храмов и осудил на смерть всех римо-католических миссионеров, за исключением четверых – епископа Пекинского и трех других французов, находившихся при дворе. Две третьих христиан отступили от веры. Хотя преемник Цзяцина, Даогуан, был, скорее, равнодушен к религии, гонения не прекращались. С 1801–1829 гг. ни один римо-католический миссионер не въехал в Китай (Delacroix S., mgr. Laggravation de la crise/Histoire Universelle des Missions Catholiques. Vol. III. P. 36). В первой половине 1840-х гг. гонения прекратились. Их острота различалась по провинциям в зависимости от настроения местных мандаринов. После поражения китайцев англичанами («опиумная война», 1839), заключения договоров в Нанкине (1842) и, особенно, в Ухабоа (договор 1844 г. между Америкой, Францией и Китаем) насилие в отношении христиан на какое-то время прекратилось. В 1856 г. коварное убийство одного французского миссионера в Гуанси стало поводом для вторжения Франции в Китай при молчаливой поддержке со стороны России и США. В июне 1858 г. Китай подписал в Тяньцзине соглашение с западными державами (с Россией договор уже был подписан в январе того же года). Согласно этим соглашениям, миссионерам дозволялось свободное перемещение по стране, а христианам – совершение своего богослужения. Некоторое сопротивление китайцев в исполнении Тяньцзиньских договоренностей привело в 1860 г. англо-французские войска в Пекин. Пекинским договором от 25.10.1860 г. предписывается возвращение христианам зданий, конфискованных в период гонений (Retif A. Les Missions de Chine et de Coree/Histoire Universelle des Missions Catholiques. Vol. III. P. 257–260).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

на платье семинаристам, а на какое, и что им сделать, представить. А впредь сии остающиеся 200 р. хранить для платья ж и других нужд и потреблять с докладу. А уже прежнее учреждение, что с 4,000 руб., более недействительно» 161 . В 1807 году, когда удвоена правительством сумма на содержание семинарии, Платон изменил свое прежнее определение, и проценты с 10,000 руб. лаврской суммы получили иное наз- начение, а в пользу семинарии остались проценты с 4,000 руб., положенных на содержание платоников в 1789 году, и с билета в 6,000 руб., положенного на семинарию в 1796 г. От 2-го мая 1807 года Платон на имя Учрежденного собора писал между прочим: «10,000 рублей определяю я на троицкую семинарию, в том числе и на учеников Платоновых, поскольку троицкая семинария получила ныне прибавку против прежнего вдвое; и из оной суммы получаемые пять сот рублей процентные деньги, в том числе 200 руб. и на учеников Платоновых, отсылать ежегодно в семинарию троицкую по жизнь мою, да и по кончине; моей также поступать» 162 . Кроме денег, пожертвованных Платоном, семинария получала вклады от других лиц и вспомоществование из других источников. В 1796 году из обращавшейся в банк суммы 7,086 руб. 41¼, коп., полученной за проданные упраздненной московской, китайского сорока, введенской церкви, что близ гостинного двора, материалы и землю, проценты 350 р. Платон назначил в пользу троицкой семинарии 163 . В следующие годы, по распоряжению Платона, не весь годовой процент с означенной суммы обращался в пользу троицкой семинарии, но часть уделяема была московской академии. В 1799 – 1801 году в семинарию из этой суммы назначено было Платоном 150 руб., в 1802 и 1803 г. – 160 руб., а после 1807 года процентов с этой суммы отпускалось в семинарии ежегодно по 100 руб. 164 . Были для семинарии благотворители и из частных лиц: такова была коллежская ассессорша Наталья Козминишна Твердышева: еще в 1785 году Платон приказал в лавре ежегодно 23 октября, при собрании семинаристов, служить панихиду по роду Твердышевых, и в этот день назначался большой корм семинаристам, а учителям выдавались деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

При вступлении имп. Павла I на российский престол Д. был назначен правителем канцелярии Совета при Его Императорском Величестве, но уже 22 нояб. 1796 г. император особым указом оповестил Сенат, что Д. «за непристойный ответ, им пред нами учиненный, отсылается к прежнему его месту», т. е. остается только сенатором. В этот период Д. часто выступал в качестве третейского судьи в совестных судах, где ему удалось разрешить множество тяжб о наследстве и разделе имущества. С 1799 г. Павел I стал давать ему частные поручения. В 1800 г. Д. был командирован в Белоруссию, где сумел предотвратить надвигавшийся голод. Здесь же составил обширную записку «Мнение о евреях», предлагая ряд мер, чтобы «поставить евреев, относительно общежительных обязанностей, наравне с прочими России подвластными народами и подвергнуть единому государственному закону». В результате в 1802 г. была создана комиссия для изучения евр. вопроса, в к-рую вошел Д. (см.: Голицын Н. Н. История рус. законодательства о евреях. СПб., 1886. Т. 1. С. 208-272). За деятельность в Белоруссии Д. был награжден чином действительного тайного советника, в авг. 1800 г. назначен президентом Коммерц-коллегии, а в нояб. того же года гос. казначеем, членом Совета при Его Императорском Величестве, присутствующим в 1-м департаменте Сената. При имп. Александре I вновь был освобожден от всех должностей, оставшись только сенатором. По словам Д., тогда же он написал бумагу, в к-рой советовал «хотя видом одним произвесть следствие» о гибели Павла I и наказать преступников, трижды ездил во дворец с этой бумагой, «но был приближенными… не допущен» (Избр. проза. С. 207). В сент. 1802 г. при учреждении мин-в Д. был назначен министром юстиции и членом Непременного совета. Отстаивая неприкосновенность самодержавной власти и существующих законов (в т. ч. крепостного права), протестовал против реформаторских замыслов членов Негласного комитета и после ряда острых конфликтов с ними в окт. 1803 г. был окончательно уволен от дел (на последней аудиенции император заметил Д.: «Ты очень ревностно служишь»).

http://pravenc.ru/text/171736.html

Между тем, раз восстановлялось положение, существовавшее до 1796 года, когда организованной духовной цензуры еще не существовало, то не трудно было сделать из указа вывод, что и московская духовная цензура должна разделить судьбу прочих комитетов. «Статное в Москве казначейство» не замедлило воспользоваться этим благоприятным для себя выводом и прекратило со второй половины 1802 года выдачу жалованья членам цензуры. Синод отстоял, однако, ее существование, ссылаясь на то, что она учреждена «для свидетельствования и рассматривания сочиняемых и переводимых книг, до церкви и учений церковных касающихся», следовательно, не для той цели, для которой существовали остальные, теперь упраздняемый, цензуры 44 . Таким образом, еще раз был подчеркнуть особый характер и назначение московской духовной цензуры. Но если указание на ее замкнутость и исключительность было так осязательно полезно в данном случае, то нельзя сказать, чтобы для высшей духовной власти было удобно всегда оттенять эту точку зрения. Мысль о тесных, специальных границах духовно-цензурного надзора была слишком обоюдоостра. Это значило удалять свой контроль в тихую заводь, между тем, как поток времени будет мчаться мимо, свободный от всякого вмешательства и препятствий. В самом деле, разве не могли директора училищ, при желании пропускать антицерковные книги лишь потому, что им они казались не «церковными»? и не могли ли они наводнить книжный рынок мистико-масонскими сочинениями на том основании, что содержащееся в них credo слишком мало общего имелоо с «верою и святостью» господствующей? и т. д... Опасаясь, очевидно, таких последствий, высшая духовная власть уже в 1802 году стала принимать некоторые меры. Когда цензура, считая подведомственным себе лишь духовное сословие, отказалась принять к рассмотрение «Месяцеслов», изданный Глазуновым и Капустиным, «по причине звания их, что они светские», синод по этому поводу сделал разъяснение и подтверждение. Московской цензуре было предписано, в случае, если от кого и из светских представлены будут в цензуру книги, подлежащие ее рассмотрению, – такие книги принимать и рассматривать на общем основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Как показало недавнее мелитопольское дело, вера скопцов в Петра III, будто бы живущего на земле еще до сего времени и снова открывшегося в Лисине, не только не уничтожилась, но даже ни мало не ослабела. 304 исследование его, 122 стр.– Впрочем, предположение г. Реутского мы не разделяем, потому что достоверно известно, что Сафон Попов до апреля 1800 г. находился в Динаминде („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 65 стр.). Итак, относительно второго лица, если только оно действительно было, мы остаемся в неизвестности. Прямой смысл донесения коменданта динаминдской крепости даже позволяет усомниться в достоверности факта, передаваемого Лубяновским о том, что были вызваны из Динаминда два скопца. 306 Г. Реутский полагает, что Масонов явился прежде Шилова (Исследование его, 122 стр.). Ход дела, однако, показывает противное. В самом деле, Шилов содержался у Обольянинова полтора месяца со времени приезда из Динаминда (с 2 дек. 1796 г.) и, как известно, один, а если с другим, то с динаминдским скопцом, но никак не с Масоновым. По сказанию скопцов („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 112 стр.), подтверждаемому официальными известиями (там же, 184 стр.), едва только Масонов явился к императору, его тотчас велено было отправит в крепость вместе с Шиловым и другими. Вывод отсюда понятен... 307 Ненецкая одежда. Малица – глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. В морозы, пургу поверх малицы ненцы одевают совик, он шьется мехом наружу из плотной шкуры и является одеждой для улицы, и в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. 309 Так можно полагать, основываясь на том официальном известии, что Шилов был отправлен чрез полтора месяца по прибытии из Динаминда („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 184 стр.), а прибыл он из Динаминда 2 декабря 1796 г. («Сборник... » В. И. Кельсиева III. 87 стр.). 314 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 184–188 стр.; «Сборник... » В. И. Кельсиева III. 101–106 стр. 319 При взгляде на географическую карту распределения скопчества в России за время от 1805 по 1839 год, приложенную к сочинению Е.В. Пеликана, оказывается, что в это время скопчество не существовало (конечно, для правительства) только в губерниях восьми, именно: в тверской, пензенской, астраханской, ставропольской, полтавской, минской и др. западных губерниях; во всех прочих губерниях скопцы существовали в разных пропорциях, начиная от 8% на 100.000 жителей и дохода до 1% (Е.В. Пеликан, карта 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

667 Речь идет о Екатерине Никитичне Муравьевой (1824–1870), воспитывавшейся Е. Ф. Муравьевой. Она страдала «ослаблением умственных сил» (см.: Алфавит декабристов, с. 358). 668 Речь идет о генерал-майоре, бригадном командире 19-й пехотной дивизии князе Сергее Григорьевиче Волконском (1788–1865); штабс-капитане лейб-гвардейского Московского полка князе Дмитрии Александровиче Щепине-Ростовском (1798–1859); корнете лейб-гвардейского конного полка князе Александре Ивановиче Одоевском (1802–1839); двух князьях Оболенских: поручике лейб-гвардейского Финляндского полка Евгении Петровиче (1796–1865) и поручике лейб-гвардейского Павловского полка Константине Петровиче (1798–1865); полковнике, дежурном штаб-офицере 4-го пехотного полка князе Сергее Петровиче Трубецком (1790–1860); камер-юнкере князе Валерьяне Михайловиче Голицыне (1803–1859); подпоручике гвардейского Генерального штаба графе Петре Петровиче Коновницыне (1-м); поручике лейб-гвардейского Финляндского полка бароне Андрее Евгеньевиче Розене (1800–1884) и графе 3. Г. Чернышеве (о нем см. выше). 669 Π. Н. Оболенский был женат на Анне Евгеньевне Кашкиной вторым браком. «Их дом был на Новинском бульваре (теперь 13 по ул. Чайковского; сохранился)» (Экз. Β. К. Журавлевой, с. 412). 670 Е. П. Оболенский был членом Союза благоденствия и Северного общества. По аресте его доставили в Петропавловскую крепость «под строжайший арест, без всякого сообщения» (см.: Алфавит декабристов, с. 366). Он был осужден по I разряду и по конфирмации приговорен в каторжную работу навечно. Срок этот был сокращен до 20 лет. Оболенский был в оковах отправлен в Иркутск, затем поступил в Нерчинские рудники; на поселении жил сначала в Иркутской губернии, затем в Тобольской и в Ялуторовске. 672 Речь идет о Евгении Петровиче Кашкине (1737–1796). В начале 1780 г. он был назначен губернатором в Выборг; в этом же году получил назначение исправлять должность генерал-губернатора в пермском и тобольском краях, получивших статус губерний; в 1788 г. он был назначен наместником ярославским и вологодским и в 1790 г. произведен в генерал-аншефы с последующим назначением наместником тульским и калужским.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Несмотря на то что португ. посольство, направленное в Пекин, было благосклонно принято императором (май 1753), положение христиан осталось прежним. В обл. Цзяннань были арестованы 5 иезуитов и мн. христиане (май 1754); их пытали, требуя отречься от веры, сознаться в безнравственном поведении и т. д. Вынесенный иезуитам смертный приговор император заменил высылкой в Макао. Аресты христиан прошли во мн. регионах страны. При имп. Цзяцине (1796-1820) преследования христиан продолжались на фоне нестабильности в стране. Из-за экономических трудностей, неэффективного гос. управления и падения уровня жизни крестьян вспыхивали восстания (мятежи секты Белого лотоса (1796-1805), мятеж об-ва 8 триграмм (1813), волнения народности мяо и др. этнических меньшинств на окраинах страны). На выступления мятежников власти отвечали репрессиями, усилением цензуры и подавлением инакомыслия; нагнетали страх перед иностранным вторжением. Предлогом для нового гонения на христиан стал арест итал. августинца Адеодата св. Августина, которого обвинили в передаче стратегической информации в Макао (1805). При имп. Даогуане (1820-1850) были закрыты церкви в Пекине, в провинциях совершались казни миссионеров, напр. франц. лазаристов, католич. святых Франсуа Режи Кле (1748-1820) и Жана Габриэля Пербуара (1802-1840). После высылки большей части иностранных проповедников недостаток духовенства стал особенно ощутимым. Миссионеры могли жить только в Макао и с разрешения императора в Пекине. В 40-х гг. XVIII в. кит. власти оказывали давление на португальцев, пытаясь ограничить деятельность христ. духовенства в Макао (они запрещали проповедовать христианство жившим там китайцам, требовали закрыть ц. Богоматери Защитницы христиан, основанную иезуитами для китайцев). Несмотря на недовольство португ. властей, опасавшихся конфликта с китайцами, Макао оставался основным пунктом, где собирались миссионеры и откуда они тайно проникали в К. В условиях гонений и запрета на въезд в страну иностранцев католич. миссионеры признали необходимость подготовки местного кит.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

4) Билет в 500 руб. асс., пожертвованный 15 октября 1796 года вдовствующей генерал-поручицей Мариею Семёновной Римскою-Корсаковой в пользу самобеднейших учеников в бурсе. 5) Билет в 35 р. 71 к. асс., данный на тот же предмет по завещанию г. Твердышевой 1799 года сентября 28. 6) Билет в 500 р. асс., графа Фёдора Андреевича Остермана, данный 5 февраля 1802 года для награждения процентами с него воспитанников, отличившихся благонравием. В 1815 году, по предписанию комиссии духовных училищ, проценты с сего билета назначено употреблять на покупку книг для награды отличившихся благонравием студентов академии. 7) Билет в 1085 р. асс., по завещанию архангельского епископа Аполлоса, данный 1 июля 1802 года на содержание процентами бедных учеников в бурсе. 8) Билет в 5000 р. асс., пожертвованный 1806 года августа 9 отставным подпоручиком гвардии Василием Григорьевичем Богдановичем на тот предмет, «чтобы получаемые с него ежегодно процентные деньги раздавались от начальства академического пяти человекам учащимся в пособие их содержания и в награду за их особенные успехи в науках при добропорядочном поведении жизни». 9) Билет в 500 р. асс., Серафима, архиепископа тверского, назначившего проценты с него употреблять в награду успешнейшим и способнейшим к проповеданию слова Божия. 10) Билет в 4000 р. асс., поступивший по завещанию митрополита Платона 27 июня 1813 года, на содержание отличных воспитанников славяно-греко-латинской академии. Правление московской духовной академии, при самом открытии её получив от старой академии эти и другие деньги, определило тогда же, чтобы на проценты с суммы митрополита Платона содержат в академии двух отличных по учению и благонравию студентов, сверх штатного числа оных, которым в память покойного и для всегдашнего исполнения ею учреждения именоваться Платоновыми. Представление правлении академии было утверждено в двух инстанциях: сначала Августином, архиепископом- московским, а затем и комиссией духовных училищ. С 1815-го года и до 1824-го включительно воля завещателя была исполняема свято, а после 1824-го года исполнение её было прекращено одновременно с выходом из академии ректора архимандрита Кирилла, который и сам имел прибавочную фамилию Богословский-Платонов 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

355 Введение в географию с государственными гербами. Мос. 1771. 358 Плещеева Обозрение Российской империи. Спб. 1786 359. Плещеева Обозрение Российской империи. изд. Спб. 1790 (с гербами). 365а. Дорожник, изд. В. Рубаном. Спб. 1777. 366. Memoires de M-r Wagner sur la Russie, à Berne 1790. 372 Древняя Российская гидрография. Соч. Н. Новиковым. 1783. 373. Краткая Российской империи география. 2 изд. с карм. атл. Спб. Соч. Бакмейстера. 1773. 383. Минералогические, географические и другие известия об Алтайских горах. Спб. 1792. 383а. Abrégé de l´histoire de Russie par l´abbé Perin. 2 tomes, à Paris. 1804. 387. Словарь учрежденных в России ярмонок. Москва. 1788. 391. Storchs Gemälde von St. Petersb 2 Theile. 393 Историческое и топографическое описание Московской губернии. Москва. 1787. 398. Историческое известие о всех церквах города Москвы. Москва. 1796. 411. Собрание исторических известий относящихся до Костромы. Соч. И. Васильковым. Москва. 1792. 427. Siberische Anekdoten. Aus dem Engl. Leipzig. 1785. 429b. Une année memorable de la vie de Kozebue. 2 tomes, à Berl. 1802. 429с. Tableau général de la Russie modern par C. 2 tomes Paris. Из смешной политической истории 9.Cours diplomatique par J. F. de Martens, 3 tomes, à Berl 1801. 27. (Raynal) Historie philosophique et politique des établissemens des européens dans les deux Indes T. 3-me et 6-me, à Geneve. 1782. 38. Abrégé de l´histoire des traités des paix etc. par Koch, à Basle, 1796, tome 3-me 76. Memoire de Gibbone. 2 tomes, à Paris. 1797. 76b. L´Inde en rapport avec l´Europe, par Anquetil. 2 vol., à Paris. 1798 76c. Antidot au congrés de Rastadt, à Londres. 1798. 91. Записки Монтекокули. В Москве 1760. 104. Трудов вольного Экономического общества, ч. XXI. Спб 1761. 116. Langue diplomatique par M-r Cameron. Liège. 1794. Из Лифляндской истории 13. Hupels topographische Nachrichten von Ehst. Und Liefland. Riga. 3-ter Theil. Из Прусской истории 10. Caractére де Fréderic II. Вегп 1788. 12. Correspondence de Fréderic avec M-r Duhan, à Berlin. 1791.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010