Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1764 г. Рязанский Троицкий мужской необщежительный монастырь становится третьеклассным, в 1795 г. при нём открывается больница. В 1797 г. по высочайшему указу утверждается штат монастыря в количестве 11 человек и настоятель – в сане архимандрита. В 1811 г. построена гостиница для богомольцев в северо-восточном углу монастырской территории. В 1826 г. в противоположном (юго-восточном) углу возникает целый комплекс хозяйственных построек: деревянная житница, конюшня, каретный сарай и складской сарай для дров. В 1834 г. за стенами монастыря выстроен скотный двор. В 1852 г. супруги Анзимировы на свои деньги возвели при церкви Сергия Радонежского придел во имя иконы Фёдоровской Богоматери, с фамильным склепом. Построив придел, они пожертвовали монастырю свою домашнюю икону, хранившуюся в их семье около полувека и прослывшую чудотворной. Если верить преданию, то это была копия со знаменитой одноимённой костромской иконы 12в. (ею в 1613г. благословили Михаила Фёдоровича Романова на царство). Список с древней иконы был сделан по желанию потомственного почётного гражданина Рязани Г.Г. Анзимирова. Существует легенда, что Фёдоровская икона дважды уберегла Троицкий монастырь от уничтожения пожаром. Начиная с сер. 19 в. своим дальнейшим процветанием Троицкий монастырь в значительной степени обязан именно этой чудотворной иконе, привлекавшей многочисленных паломников и жертвователей. В 1858 г. к северному братскому корпусу (построен между 1836 и 1854 гг.) примкнул каменный двухэтажный корпус для настоятеля. В 1860-е гг. после перенесения Московского шоссе по другую сторону от монастыря, на 150 м южнее древнего гужевого тракта, занятого железнодорожным полотном, восточные ворота в ограде монастыря и северные ворота в нижнем ярусе колокольни теряют своё прежнее значение. Чтобы связать монастырь с въездом в город, на юго-западной границе монастырской территории, подле нового шоссе, выстроили двухэтажные Святые ворота с проездной аркой и часовней. Отсюда к монастырю проложили дорогу с ограждением. По сторонам устроили фруктовый сад и огород, а также вырыли колодец. В 1888-89 гг., на пожертвования почётного потомственного гражданина Рязани Д.Е. Юкова, к храму Сергия Радонежского вместо упразднённого древнего Предтеченского храма пристроили одноимённый южный придел.

http://sobory.ru/article/?object=08281

Вопрос о получении статуса автокефалии недостаточно документирован и поэтому дискутируется. Архиепископ Василий (Кривошеин) придерживается мнения, что Грузинская Православная Церковь, находившаяся в зависимости от Антиохийской Патриархии начиная с V в., стала автокефальной с VIII в., а патриаршей с 1012 г. В 1811 г. односторонним актом Российской императорской власти потеряла автокефалию, после включения Грузии в состав России. Особая страница в истории Грузии – это взаимоотношения с мусульманским Востоком. Проезжая по некоторым территориям Грузии, интересным для искусствоведов из-за расположенных на них христианских памятников, видишь за окном шпили минаретов. В VIII в. Грузия подверглась опустошительному нашествию арабов во главе с Мурваном. С этого момента началась многолетняя и не ослабевающая кровопролитная борьба с исламом. В XI в. в Грузию вторглись полчища турок-сельджуков, сметавшие на своем пути все христианское. Временное затишье случилось в годы правления Давида IV , прозванного за свою активную деятельность Строителем (1089-1125) . Затем одно бедствие сменялось другим: в 1387 г. Тамерлан обратил в прах всю землю Карталинии, затем турки – османы и нашествие в 1795 г. шаха Ага-Мохаммеда, приказавшего в праздник Крестовоздвижения сбросить с высокого берега в Куру всех духовных лиц Тифлиса. " Царство грузинское, пишет Платон Иосселиан в своей " Краткой истории Грузинской Церкви " в продолжении 15 веков не представляет почти ни одного правления, которое не было бы ознаменовано или нападением, или разорением, или жестоким притеснением со стороны врагов Христовых " . Вот откуда вековая стойкость этого народа, сильная вера и национальная ответственность. Когда вторгшиеся турки схватили в Квельте священника Феодора и под угрозой смерти потребовали указать место, где был спрятан царь, " Не пожертвую вечной жизнью ради временной, не буду предателем царя " , - ответил он, подобно героям Шота Руставели ( " Лучше славная кончина, чем постыдное спасенье! " ) и завел врагов в непроходимые дебри, явив тем самым подвиг подлинной преданности Богу. Подвижник XX столетия старец Герасим Кипрский писал: " Наряду с истинной верой существует и мнимая, ложная вера. Истинная вера проявляется в час испытаний. Псевдовера процветает только во времена покоя, а в испытаниях вянет " .

http://pravoslavie.ru/39601.html

В 1795 году Грузия подверглась последнему нашествию персидских полчищ. Города и села, монастыри и храмы были разорены и сожжены. Иконы и мощи святых поруганы и уничтожены. Тифлисского архиепископа Досифея схватили на молитве в Сионском соборе и утопили в реке Куре. Мирные жители избивались и тысячами уводились в плен. После этого страшного погрома царь Георгий XIII с согласия князей и народа обратился к русскому государю с просьбой принять Грузию в вечное подданство. В 1801 году Грузия была присоединена к России. Еще до государственного присоединения, в 1783 году, Грузинский католикос был введен в состав Святейшего Синода. В 1811 году последний католикос царевич Антоний ушел на покой и поселился в России. После этого Грузинские епархии были включены в состав Русской Православной Церкви. Синод поставил во главе их экзарха Варлаама (Эристави), грузина по происхождению, но долгие годы жившего в Петербурге. При экзархе была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора. После нескольких лет управления экзархом архиепископа Варлаама отозвали в Петербург, назначив постоянным членом Синода, а на его место в Тифлис послали архиепископа Досифея (Пицхелаури), который однако оказался приверженцем старых грузинских церковных порядков, и из-за этого в 1817 году был отправлен на покой в Московский Высокопетровский монастырь. Экзархом Грузии впервые поставили русского по национальности архиерея – архиепископа Феофилакта (Русанова) . Упразднение грузинской автокефалии не было актом безупречным с канонической точки зрения, что впоследствие вызывало раздражение у местного духовенства и народа. Но соединение Грузинской и Русской Церквей следует рассматривать в свете государственного единения двух единоверных народов, спасшего от исчезновения и грузинскую национальность и православие. Русская церковь оказала неоценимую помощь грузинам в устроении их церковной жизни. Своеобразие церковного строя в Грузии заключалось в дробности епархий (по 10–75 приходов в каждой), избыточествовавших епископами, происходившими из семей владетельных князей и феодальной знати; в отсутствии каких бы то ни было епархиальных канцелярий и вытекавшей отсюда безответственности приходского духовенства перед своими архиереями, управлявшими епархиями через устные распоряжения, в самоуправном вмешательстве в церковные дела местных князей и азнауров. Грузинское духовенство страдало от крайней бедности – на одного священника часто приходилось по 10–20 крестьянских дворов; тарелочный сбор не практиковался, а плата за требы заменялась обильными угощениями. Образование духовенства стояло на крайне низком уровне. В Грузии было много монастырей, но монастырская жизнь находилась в расстроенном состоянии. В народе распространены были языческие обряды и даже языческие верования, уживавшиеся с христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1784 году посвящен в священника  Иоанно-Предтеченской церкви, что в 1 Кадетском корпусе, где кадетов обучал разным предметам в продолжение 25 лет, а за отсутствием законоучителя и закону Божьему. В 1798 году произведен в протоиерея. В том же году пожалован наперсным крестом и определен духовным цензором в Санкт-Петербургской гражданской цензуре; с этого времени, по требованию светского начальства, от духовного употребляем был в важнейшие дела увещатетелем. В 1799 году избран членом Императорской Российской Академии наук. В 1804 году 4 марта  награжден камилавкой. В 1808 году определен благочинным. В 1809 году 22 февраля  переведен из корпуса в Петропавловский собор; в то же время ему дозволено употреблять при служении палицу и быть присутствующим в духовной консистории. В том же году 23 апреля, при высочайшем рескрипте на его имя, награжден орденом Святой Анны 2 степени; в том же году определен ректором училищ и членом конференции Духовной академии. В 1818 году по докладу Святейшего Синода, всемилостивейше награжден из императорского кабинета митрой; в 1825 году награжден алмазными знаками ордена Св. Анны. В 1826 году, по отбытии Святейшего Синода в Москву, до прибытия армии и флотов обер-священника, присутствовал  в синодальной конторе. Скончался в 1831 году.  10) Протоиерей Тимофей Алексеев Вещезеров, сын дьячка. По окончании курса в прежней Александро-Невской академии, с 1795 года, в течение 6 лет, в той же академии обучал немецкому и латинскому языкам, математике, поэзии и риторике. 5 июня 1800 года  посвящен в священника  Благовещенской церкви, что на Васильевском острове. В 1803 и 1804 годах в Благовещенской церкви преподавал катехизис. 18 октября 1806 года переведен в новоустроенную Троицкую дирекционную церковь , где в течение 6 лет обучал Закону Божьему и российской словесности воспитанников дирекционных; в 1810 году произведен в протоиерея. 31 декабря 1811 года  всемилостивейше пожалован фиолетовой скуфьей. В том же году, по назначению комиссии духовных училищ, ревизировал уездные и приходские училища в Санкт-Петербургской и Псковской епархиях, равным образом, Псковское семинарское правление по внешнему его управлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

От него монастырю осталось два бронзовых креста – 1798 года и 1812 года. Игумен Серафим был из посадских людей г. Москвы; пострижен в Алатырском монастыре, потом был казначеем Спасского монастыря. Кизическим монастырем он управлял очень недолго, так как в 1819 году переведен в наместника Свияжского Богородицкого монастыря, откуда переведен был в строители Тихвинского Цивильского монастыря, а потом опять возвратился в Кизический монастырь и был казначеем. Арсения временно замещал иеромонах Иннокентий – эконом Архиерейского дома, а потом с декабря 1827 года – игумен Петр, переведенный из Тверского Николаевского монастыря. Как хороший строитель, игумен Петр состоял членом комиссии по постройке Архиерейского дома и был экономом Архиерейского дома. Возведенный в архимандрита, Петр был переведен в Зилантов монастырь и сделан благочинным монастырей. В 1830 году определен был игуменом архимандрит Гурий, самый видный и деятельный из всех игуменов Кизического монастыря, вполне благоустроенного им в продолжении 12-ти летнего его управления. Окончив курс в Нижегородской семинарии, Гурий был в ней учителем; в 1795 году посвящен ы священника г. Алатыря, где был присутствующим членом духовного правления, благочинным, смотрителем духовного училища и депутатом от духовенства по разным обстоятельствам, кроме того он состоял членом библейского общества; в 1809 году произведен в протоиереи, в 1811 году получил наперсный серебряный крест, а в 1812 году – бронзовый. Овдовевши. Он прибыл в Казань, где вскоре был пострижен в монашество и получил от архиепископа Филарета множество поручений, как-то: быть экзаменатором ставленником, экономом Архиерейского дома. При назначении в игумена Кизического монастыря он возведен в сан архимандрита, назначен миссионером и присутствующим членом консистории. Из бумаг Кизического монастыря видно еще, что он был ревизором попечительства о бедных духовного звания, был депутатом на следствии по делу о владении Савиновскою архиерейскою мельницей, членом комиссии по постройке архиерейского дома, свидетельствовал новоустроенный дом Покровского духовенства, поверял описи церковного имущества Иоанно-Предтеченского монастыря, свидетельствовал сокровища Феодоровского монастыря, женского Богородицкого монастыря и Макарьевской пустыни, освящал церкви в селе Александровском, в Мансурове; производил следствие над игуменом Мироносицкой пустыни, состоял членом строительного комитета по возобновлению Кафедрального собора, назначаем был для разбора беспорядков в Свияжском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В Московской Академии в 60-х годах много занимаются историческими переводами. Так Павел Пономарев (ректор с 1782, впоследствии Архиепископ Тверской и Ярославский) перевел Memoires Тиллемона, но перевод встретил цензурное препятие. Иероним Чернов (префект с 1788) издал свой перевод Бингама. Мефодий Смирнов (ректор в 1791–1795 гг., потом Архиепископ Тверской) начинал свой богословский курс историческим введением. Уже в 1805-м году вышла его книга: Liber historicus de rebus in primitiva sive trium primorum et quarti ineuntis seculorum ecclesia christiana, – первый очерк церковной истории в России. По типу и стилю эта книга всецело принадлежит XVIII-мy веку. В Московском университете много лет подряд преподавал Петр Алексеев, архангельский протоиерей, член Российской академии, человек слишком передовых взглядов. Его главный труд, «Церковный словарь», т. е. объяснение церковных вещей и терминов выдержал три издания (М. 1773; 3 изд. 1819). В 1779-м году он приступил к изданию «Православного Исповедания;» была уже отпечатана вся первая часть и 30 вопросов из второй, но затем все издание было остановлено – «за некие смелые присовокупленные примечания». Был остановлен впоследствии и его собственный «Катихизис..». Нужно назвать еще имена Вениамина Румовского (скончался в 1811, в сане архиепископа Нижегородского), известного довольно широко, как автор «Новой Скрижали» (впервые в Москве, 1803), – кроме того, он перевел и «Евхологий» Гоара, – и еще Иринея Клементьевского (в сане архиепископа Псковского скончался уже в 1818 г.), известного своими толковательными книгами, также и отеческими переводами с греческого... К влиянию старо-протестантской схоластики очень рано присоединяется новое веяние, – веяние пиетизма. 16 В этой связи еще раз нужно назвать имя Симона Тодорского (1701–1754). После Киевской Академии, как сам он о себе сообщает, «отъехал за море в Академию Галлы Магдебургския». Галле был тогда главным и очень бурным центром пиетизма (срв. изгнание оттуда Вольфа в 1723 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Кроме ректора и префекта, бывших в священномонашеском сане и ведших старшие классы – Богословии и Философии, в Семинарии образовался штат учителей – для начальных предметов. Большею частью это были «бельцы», не имевшие священного сана и монашеского звания. Некоторые были и из монашествующих. Из светских учителей дальнейшая жизнь связана была с Монастырем у Федора Шелковникова, вышедшего в священники монастырской приходской церкви. Один из учителей, Николай Васильевич Музовский с 1786-м года был священником в Дрездене, а в последствии, при Императоре Николае 1-м, был духовником Их Величеств, обер-священником Главного Штаба и Гвардейского Корпуса и членом Святейшего Синода 3644 . Из монашествующих учителей некоторые, по выходе из Семинарии, получили высшие иерархические степени. В 1762-м году определен был учнтгелем класса Физики иеродиакон Антоний, в мире Александр Румовский. В 1763-м году он быль назначен законоучителем Сухопутного Кадетского Корпуса, в 1770-м году произведен во архимандрита Вяжицкого Монастыря и проповедника в Московскую Академию, 2-го февраля 1774-го года хиротонисан во епископа Переяславского, в 1776-м году переведен в Астрахань, где и скончался 10-го ноября 1786-го года, будучи с 1785-го года архиепископом 3645 . Иеродиакон Евгений, в мире Емельян Романов, сын священника Новгородской епархии, получивший образование в Новгородской Семинарии и принявший монашество в 1776-м году, был назначен в 1776-м году в сане иеродиакона, из Новгородской Семинарии, учителем Информатории Александро-Невской Семинарии и в том же году законоучителем в Сухопутный Кадетский Корпус. Затем из законоучителей Корпуса 3-го июня 1784-го года был определен архимандритом Московского Златоустова Монастыря, 25-го апреля 1789-го года переведен в Волоколамский Монастырь, а в декабре – во Владимирский Цареконстантинов, в 1794-м году в Ростовский Борисо-Глебский. По другим сведениям, он был учителем с 1784-го года в Олонецкой Семинарии, с 1785-го – во Владимирской, с 1786-го года префектом и игуменом Боголюбова Монастыря, с 1789-го года настоятелем Архангельского в Юрьеве Польском Монастыря, а затем Цареконстантиновского, с 1794-го года ректором Ярославской Семинарии и настоятелем Ростовского Борисо-Глебского Монастыря, с 1795-го года Новоторжского Борисоглебского, с 1798-го года ректором Тверской Семинарии, с 1799-го года архимандритом Макарьева Троицкого Калязинского Монастыря. 4-го марта 1800-го года хиротонисан во епископа в Кострому, где и скончался 9-го декабря 1811-го года 3646 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1795 г. Кочин был захвачен англичанами, которые назначили здесь губернатора, являвшегося в сущности правителем страны. Через управления Ост-Индской компании в Мадрасе начинается проникновение английских миссионеров в Южную Индию. Первым англиканским священником, посетившим Сирийскую Церковь в 1806 г., был д-р Керр. В том же году священник д-р Клавдий Бьюкенен прибыл в Траванкор, посетив затем ряд сирийских церквей. В Канданате он беседовал с Мар Дионисием о необходимости перевода Священного Писания на малаялам (этот перевод был сделан и отпечатан в Бомбее (1811) и вручен позднее Мар Фоме VIII), о возможности соединения с Церковью Англии ради прогресса христианства в Индии и о прочих реформах в Церкви. После смерти (13 мая 1808) Мар Дионисия некоторое время правил Мар Фома VII, скончавшийся из-за болезни в 1809 г. Мнения относительно его преемника разделились. Одни хотели церковным главой двоюродного брата Фомы VII, а другие — его племянника, которого и рукоположили во епископа рукой умирающего Фомы VII с именем Мар Фомы VIII. Это вызвало сомнение в авторитете его хиротонии. Тем не менее Мар Фома VIII был признан митрополитом. Его помощниками и советниками стали рабан Иосиф и рабан Филипп, которые на первых порах тесно сотрудничали с новым митрополитом. Но в 1810 г., когда новым губернатором стал полковник Мунро, рабан Иосиф подал ему донесение, в котором отрицал авторитет епископской хиротонии Мар Фомы VIII. Однако Мунро не смог урегулировать этого вопроса, и спор продолжался до смерти Фомы VIII (10 января 1816 г.) 45 . А рабан Иосиф, не имея епископского сана, обратился к аннорианину Филоксену II, который и рукоположил его во епископа с именем Дионисия II 9 марта 1815 г. Правление Дионисия II было непродолжительным: 24 ноября 1816 г. он скончался. Тогда в Траванкор прибыл аннорианин Филоксен II и с помощью местного правительства был провозглашен митрополитом Малабарским. В октябре 1817 г. на пост митрополита был избран его архидиакон Георгий Пуннатра, рукоположенный с именем Мар Дионисия III.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Даже в 1920 году в Тифлис прибыл представитель Католической Церкви, который предложил Католикосу Леониду принять главенство папы. Несмотря на то что его предложение было отвергнуто, JB 1921 году Ватикан в качестве своего представителя для Кавказа и Крыма назначил епископа Мориондо. В конце того же года Рим на эту должность назначил епископа Сметса. Вместе с ним в Грузию прибыло большое число иезуитов, которые бродили по древней стране, рекомендуя себя в качестве археологов и палеографов, но на самом деле стараясь найти благоприятную почву для распространения идей папизма. Попытки Ватикана и на этот раз закончились безуспешно. В 1924 году епископ Смете покинул Тифлис и уехал в Рим. Нарушением порядка церковной жизни явилось и учреждение в XIV столетии в Грузии двух католикосатов 79 в связи с разделением страны на два царства – Восточное и Западное. Один из Католикосов имел свою резиденцию в Мцхете при соборе Свети-Цховели и назывался Карталинским, Кахетинским и Тифлисским, а другой – сначала в Бичвинте (в Абхазии) при Богородицком соборе, воздвигнутом в VI веке императором Юстинианом, а затем, с 1657 года, в Кутаиси и назывался сначала (с 1455 г.) Абхазским и Имеретинским, а после 1657 года – Имеретинским и Абхазским. Когда в 1783 году царь Карталинский и Кахетинский Ираклий II формально признал покровительство России над Грузией, Имеретино-Абхазский Католикос Максим (Максиме II) удалился в Киев, где в 1795 году скончался. Высшее управление Церковью Западной Грузии (Имеретией, Гурией, Мингрелией и Абхазией) перешло к Гаенатскому митрополиту. Тяжелое положение православных грузин вынуждало их обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. Начавшись в XV столетии, эти обращения не прекращались вплоть до присоединения Грузии к России. В ответ на просьбу последних царей – Георгия XII (1798 –1800) в Восточной Грузии и Соломона II (1793 –1811) в Западной –12 сентября 1801 года императором Александром I был издан манифест, которым Грузия – сначала Восточная, а затем и Западная – была окончательно присоединена к России. «Восторг грузин, – пишет епископ Кирион, – при получении этого манифеста о присоединении не поддается описанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010